Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Местничество и его отмена в 1682 г.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
12 (22) января 1682 г. решением Земского собора было отменено местничество — система распределения служебных мест в Русском государстве XV-XVII вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учётом происхождения человека и служебного положения его предков. Институт местничества возник на рубеже XV-XVI вв. как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. Название такого порядка произошло от обычая занимать «место» на службе и за государевым столом в соответствии со знатностью. Тот из феодалов, который считал своё происхождение более древним и благородным, либо личные заслуги более значительными, занимал место за столом ближе к царю и, соответственно, претендовал на более высокую должность в войске или в гражданской администрации. Назначение на военные и государственные должности определялось не пригодностью или способностью человека, а его «отечеством» (знатностью) и положением родни (отца, деда). При такой системе каждый дворянин при вступлении на административную, военную или придворную службу получал чин согласно месту, какое занимали в государственном аппарате его предки, минуя низшие должности. В системе служебной иерархии положение человека зависело не от личных заслуг, а от происхождения. Местничество, с одной стороны, разделяло знать на соперничающие кланы, а с другой — закрепляло за узким кругом знатных фамилий исключительное право на замещение высших постов. Сложность и пестрота отношений внутри княжеских, боярских и дворянских родов и между ними, недостоверность генеалогических сведений приводили к частым спорам и распрям, которые разбирали царь и Боярская дума. В связи с этим при Иоанне Грозном был составлен «Государев родословец», в котором была перечислена высшая знать, и «Государев разряд» — списки назначений на высшие должности, начиная со времён Ивана III — на их основе производились все новые назначения. В первой половине XVI в. местничество наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины XVI столетия это явление стало проникать в среду дворян, а в XVII в. — даже в среду городовых чинов. Одним из главных недостатков местничества был тот факт, что люди способные, но недостаточно родовитые не могли занять сколько-нибудь значительного места на военной и государственной службе. В то же время местничество открывало возможности для занятия высших служебных постов людям, не обладающим достаточными для этого способностями, но происходящим из знатных фамилий. Развитие абсолютизма в России, создание централизованного бюрократического аппарата, а также интересы обороны страны, требовавшие, чтобы во главе армии стояли способные военачальники, привели к отмене местничества. Представителям дворянства предписывалось «во всех службах быть между собой без мест, где кому великий государь укажет, и никому ни с кем впредь разрядом и местами не считаться, и разрядные случаи и места отставить и искоренить». После уничтожения разрядных книг было объявлено о кодификации всех дворянских родов в родословных книгах по степеням знатности. Реформы «Избранной Рады». Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложил- ся совет близких к нему людей, получивший название «Избранная рада». Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из сво- их сочинений. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял А. Ф. Адашсв, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В работе Избранной рады участвовали представители различных слоев господствующего класса: князья Д. Курлятев, А. Курбский, М. Воротынский, московский мифополит Макарий и священник Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских ца- рей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Виско- вагый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между различными слоями господствующего класса. Избранная рада просу- ществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие название реформ середины XVI в. Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государст- венного управления, а также управления отдельными территориями стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так появились первые приказы — учреждения, ведавшие отраслями госу- дарственного управления или отдельными регионами страны. В сере- дине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском), Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная па- лата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ, финансами — приказ Большой приход, государственными землями, раздаваемыми дворянам,— Поместный приказ, холопами — Холопий приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, на- пример приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казан- ского дворца — присоединенным Казанским ханством. Во главе приказа стоял боярин или дьяк — крупный государст- венный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позво- лило централизовать управление страной. Стала складываться единая система управления на местах. Ранее там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были факти- ческими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение поступали все средства, собранные сверх необходимых податей в казну, т. е. они «кормились» за счет управления землями. В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск и суд по особо важным государственным делам) было передано в руки губных старост (губа — округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост — из числа зажиточных слоев черносошного населения там, где не было дворянского землевладения, городовых приказчиков или излюбленных голов — в городах. Таким образом, в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в, фор- ме сословно-представительной монархии. Судебник 1550 г. Общая тенденция к централизации страны вы- звала необходимость издания нового свода законов — Судебника 1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Су- дебника внесли в него изменения, связанные с усилением централь- ной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от господина. Впервые было введено наказание за взяточничество госу- дарственных служащих. Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по ко- торой московский рубль стал основной денежной единицей страны. Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Насе- ление страны было обязано нести тягло — комплекс натуральных и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена еди- ная для всего государства единица взимания налогов — большая соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального по- ложения владельца земли соха составляла 400—600 десятин земли. Военная реформа. Ядро армии составляло дворянское ополче- ние. Под Москвой была посажена на землю «избранная тыся ча»—1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были смагь его опорой. Впервые было составлено Уложение о службе. Во1чинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и явля!ься на смотры «конно, людно и оружно». В 1550 I. было создано постоянное стрелецкое войско. На пер- вых порах стрельцов набрали 3 тыс. человек. Кроме тою, в армию стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно. Была усилена аршллсрия. Для несения пограничной службы привле- калось казачество. Бояре и дворяне, сое являвшие ополчение, назывались «служилы- ми людьми по отечеству», i. e. по происхождению. Другую группу составляли «служилые люди но прибору» (т. с. по набору). Кроме стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража, близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство фортификационных сооружений) выполняла «посоха» — ополчение из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей. На время военных походов ограничивалось местничество. В сере- дине XVI в. был составлен официальный справочник — «Государев родословец», упорядочивший местнические споры. Стоглавый собор. В 1551 г. по инициативе царя и митрополита был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого, поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных рус- ских землях, был составлен общерусский список. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей терри- тории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписы- валось создавать новые произведения, следуя утвержденным образ- цам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретен- ные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения. Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении утверди- лась линия на его ограничение и контроль со стороны царя. Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Россий- ского централизованного многонационального государства. Они уси- лили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.56.71 (0.007 с.) |