Церковный раскол и его политические последствия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Церковный раскол и его политические последствия



Церковная реформа диктовалась

необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои

духовенства. Расширение связей с Украиной и православными наро-

дами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой

церковной обрядности во всем православном мире. Распространение

книгопечатания открывало возможность унификации церковных

книг. В конце 40-х тдов XVII в. в Москве сложился Кружок ревните-

лей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели:

царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора

на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, вы-

дающиеся деятели церкви нижсюродцы Никон и Аввакум и др.

Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов)

сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на дале-

ких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Ко-

жеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали зна-

комство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддерж-

кой он долго пользовался. Никон становится архимандритом

московского Новоспасского монастыря — родовой усыпальницы Ро-

мановых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским

(как раз во время новгородского восстания 1650 г.) Никон в 1652 г.

избирается московским патриархом.

Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового право-

славия, властный и «крутой» патриарх* Никон начал реформу по

унификации обрядов и установлению единообразия церковной служ-

бы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Раскол. Реформы, проводившиеся в условиях массового народно-

го недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов

церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авто-

ритет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы

старых порядков — старообрядцы — отказывались признать реформу

Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне

разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами,

среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по

каким образцам — греческим или русским — унифицировать церков-

ные книги. Спор между ними шел и о том, как следует крестить-

ся— двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по

ходу солнца или против солнца и т. д.

Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс,

связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Ты-

сячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедя-

ми расколоучитслей, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на

Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения.

Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился

в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в далекую обитель

с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стека-

лись противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы.

В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в мо-

настырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50.

Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его едино-

мышленники были сосланы в Пустозерск (низовье Печоры) и прове-

ли 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо.

С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» — самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Am ихри-

ста». Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев

патриарха Никона. Добившись титула «великого государя», святей-

ший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстра-

тивно покинул столицу, заявив, чго не хочет быть патриархом в Мо-

скве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с

участием Александрийского и Антиохийского патриархов, которые

имели полномочия от двух других православных патриархов — Кон-

стантинопольского и Иерусалимского, сместил Никона с поста пат-

риарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь

под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон воз-

вратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он по-

хоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре иод Мо-

сквой (г. Истра), который сам и построил по тому же плану, что и

иерусалимские святыни,— Москва виделась Никону истинным цен-

тром мирового христианства.

Восстание Степана Разина

С. Т. Разин происходил из домови-

того казачества: к казацкой верхушке принадлежали, вероятно, сю

предки в первом поколении. Как сообщает один из современников,

«вид его (Разина.— Авт.) был величественный, осанка благородная,

выражение лица гордое, роста он был высокого, лицо имел рябова-

тое. Он обладал способностью внушать страх и любовь». С. Т. Ра-

зин хорошо знал положение и нужды народа. С казацким посольст-

вом он бывал в Москве. Дважды прошел через всю Россию от Дона

до Соловецких островов в Белом морс. Возглавлял отдельные казац-

кие походы. Не случайно о личности С. Т. Разина были сложены

многочисленные легенды, песни, сказания.

В 1667 г. под руководством С. Т. Разина голутвенные (неиму-

щие) казаки, отправившись в поход за зипунами, захватили Яицкий

городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунк-

том. В 1668—1669 гг. они подвергли опустошительному набегу Кас-

пийское побережье от Дербента до Баку, разбив флот иранского

шаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын С. Т. Разин

и его войско вернулись на Дон, обосновавшись в Кагальницком го-

родке. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого по-

хода за добычей.

Восстание 16701671 гг. Весной 1670 г. С. Т. Разин начал но-

вый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительствен-

ный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казаче-

ство, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работ-

ные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали

многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары,

мордва и др.

Среди народа распространились «прелестные (от слова "прель-

щать") письма» С. Т. Разина, в которых излагались требования воеставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей, «измен-

ников вывалить и мирских кравапивцев вывалить». Как писал один

иностранец — современник событий, С. Т. Разин «повсюду обещал

уничтожение рабства, освобождение оч ига.... бояр или дворян...»

Среди восставших был силен наивный монархизм. Крестьяне верили

в доброго царя. Распространялся слух, что вместе с С. Т. Разиным

на Москву идут якобы сын царя Алексея Михайловича — Алексей

(умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон.

Весной 1670 г. С. Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспе-

чить свой тыл, летом того же года разницы заняли Астрахань, чер-

ный люд которой открыл восставшим ворота города. Армия восстав-

ших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара.

Надо отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих

противников — иыгки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их

действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбир-

ска приходится наивысший подъем движения. Восстание охватило

громадную территорию — от низовьев Волги до Нижнего Новгорода

и от Слободской Украины до Заволжья.

Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дво-

рянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление

восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысяч-

ное войско С. Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тя-

желораненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные ка-

заки обманом захватили С. Т. Разина и выдали его правительству.

Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С. Т. Ра-

зин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды

повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г.

Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона при-

нять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в

1667 г. казаки впервые принесли общую для всех подданных прися-

гу на верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять

хлебопашеству.

Восстание С. Т. Разина заставило правительство искать пути ук-

репления существующего строя. Была усилена власть воевод на мес-

тах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перепит к под-

ворному обложению), усилился процесс распространения крепостни-

чества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство

к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII — первой

четверти XVIII в.__



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.011 с.)