Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Церковный раскол и его политические последствия
Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Расширение связей с Украиной и православными наро- дами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг. В конце 40-х тдов XVII в. в Москве сложился Кружок ревните- лей древнего благочестия. В него вошли видные церковные деятели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, вы- дающиеся деятели церкви нижсюродцы Никон и Аввакум и др. Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на дале- ких Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Ко- жеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали зна- комство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей поддерж- кой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря — родовой усыпальницы Ро- мановых. После короткого пребывания митрополитом Новгородским (как раз во время новгородского восстания 1650 г.) Никон в 1652 г. избирается московским патриархом. Стремясь превратить русскую церковь в центр мирового право- славия, властный и «крутой» патриарх* Никон начал реформу по унификации обрядов и установлению единообразия церковной служ- бы. За образец были взяты греческие правила и обряды. Раскол. Реформы, проводившиеся в условиях массового народно- го недовольства, вызвали протест со стороны части бояр и иерархов церкви, которые боялись, что перемены в церкви подорвут ее авто- ритет в народе. Произошел раскол в русской церкви. Приверженцы старых порядков — старообрядцы — отказывались признать реформу Никона и выступали за возврат к дореформенным порядкам. Внешне разногласия между Никоном и его противниками-старообрядцами, среди которых выделялся протопоп Аввакум, сводились к тому, по каким образцам — греческим или русским — унифицировать церков- ные книги. Спор между ними шел и о том, как следует крестить- ся— двумя или тремя перстами, как совершать крестный ход — по
ходу солнца или против солнца и т. д. Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс, связывавших ухудшение своего положения с реформой церкви. Ты- сячи крестьян и жителей посада, увлеченные страстными проповедя- ми расколоучитслей, бежали на Поморский Север, в Заволжье, на Урал, в Сибирь, где основывали старообрядческие поселения. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании 1668—1676 гг. Сюда, в далекую обитель с мощными стенами и значительным запасом продовольствия, стека- лись противники реформ. Здесь нашли приют многие разинцы. В 1676 г. предатель через тайный лаз впустил царские войска в мо- настырь. Из 600 защитников крепости в живых остались только 50. Предводители старообрядчества протопоп Аввакум и его едино- мышленники были сосланы в Пустозерск (низовье Печоры) и прове- ли 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному крещению» — самосожжению в ответ на приход в мир «Никона-Am ихри- ста». Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев патриарха Никона. Добившись титула «великого государя», святей- ший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстра- тивно покинул столицу, заявив, чго не хочет быть патриархом в Мо- скве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с участием Александрийского и Антиохийского патриархов, которые имели полномочия от двух других православных патриархов — Кон- стантинопольского и Иерусалимского, сместил Никона с поста пат- риарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон воз- вратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он по- хоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре иод Мо- сквой (г. Истра), который сам и построил по тому же плану, что и иерусалимские святыни,— Москва виделась Никону истинным цен- тром мирового христианства. Восстание Степана Разина С. Т. Разин происходил из домови- того казачества: к казацкой верхушке принадлежали, вероятно, сю
предки в первом поколении. Как сообщает один из современников, «вид его (Разина.— Авт.) был величественный, осанка благородная, выражение лица гордое, роста он был высокого, лицо имел рябова- тое. Он обладал способностью внушать страх и любовь». С. Т. Ра- зин хорошо знал положение и нужды народа. С казацким посольст- вом он бывал в Москве. Дважды прошел через всю Россию от Дона до Соловецких островов в Белом морс. Возглавлял отдельные казац- кие походы. Не случайно о личности С. Т. Разина были сложены многочисленные легенды, песни, сказания. В 1667 г. под руководством С. Т. Разина голутвенные (неиму- щие) казаки, отправившись в поход за зипунами, захватили Яицкий городок (современный Уральск) и сделали его своим опорным пунк- том. В 1668—1669 гг. они подвергли опустошительному набегу Кас- пийское побережье от Дербента до Баку, разбив флот иранского шаха. С богатой добычей через Астрахань и Царицын С. Т. Разин и его войско вернулись на Дон, обосновавшись в Кагальницком го- родке. Этот поход не выходил еще за рамки обычного казацкого по- хода за добычей. Восстание 1670 — 1671 гг. Весной 1670 г. С. Т. Разин начал но- вый поход на Волгу. Этот поход имел открыто антиправительствен- ный характер. В нем приняли участие крепостные крестьяне, казаче- ство, посадское население, мелкие служилые люди, бурлаки, работ- ные люди. Наряду с русскими и украинцами в походе участвовали многие представители народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва и др. Среди народа распространились «прелестные (от слова "прель- щать") письма» С. Т. Разина, в которых излагались требования воеставших: истреблять воевод, бояр, дворян, приказных людей, «измен- ников вывалить и мирских кравапивцев вывалить». Как писал один иностранец — современник событий, С. Т. Разин «повсюду обещал уничтожение рабства, освобождение оч ига.... бояр или дворян...» Среди восставших был силен наивный монархизм. Крестьяне верили в доброго царя. Распространялся слух, что вместе с С. Т. Разиным на Москву идут якобы сын царя Алексея Михайловича — Алексей (умерший в 1670 г.) и опальный патриарх Никон. Весной 1670 г. С. Т. Разин овладел Царицыном. Чтобы обеспе- чить свой тыл, летом того же года разницы заняли Астрахань, чер- ный люд которой открыл восставшим ворота города. Армия восстав- ших двинулась вверх по Волге. Без боя сдались Саратов и Самара. Надо отметить, что разинцы в духе того времени не щадили своих противников — иыгки, жестокие казни, насилие «сопровождали» их действия во время походов. На время затянувшейся осады Симбир- ска приходится наивысший подъем движения. Восстание охватило громадную территорию — от низовьев Волги до Нижнего Новгорода и от Слободской Украины до Заволжья. Осенью 1670 г. царь Алексей Михайлович произвел смотр дво- рянского ополчения, 30-тысячная армия двинулась на подавление восстания. В октябре 1670 г. осада Симбирска была снята, 20-тысяч- ное войско С. Т. Разина разбито, а сам руководитель восстания, тя- желораненый, был вывезен в Кагальницкий городок. Зажиточные ка- заки обманом захватили С. Т. Разина и выдали его правительству. Летом 1671 г. мужественно державшийся во время пыток С. Т. Ра- зин был казнен на Красной площади в Москве. Отдельные отряды повстанцев сражались с царскими войсками до осени 1671 г. Подавив восстание, правительство принудило казаков Дона при- нять присягу, что они не будут давать приют царским недругам; а в 1667 г. казаки впервые принесли общую для всех подданных прися- гу на верность царю. Казачество все больше внимания стало уделять хлебопашеству. Восстание С. Т. Разина заставило правительство искать пути ук- репления существующего строя. Была усилена власть воевод на мес- тах, проведена реформа податной системы (с 1679 г. перепит к под- ворному обложению), усилился процесс распространения крепостни- чества на южные окраины страны. Оно подтолкнуло правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII — первой четверти XVIII в.__
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.011 с.) |