Основы творческой деятельности журналиста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы творческой деятельности журналиста.



ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА.

Аналитическая и художественно-публицистическая журналистика

 

Составитель А.А. Золотухин

 

Программа курса и планы практических занятий

по специальности (520600) – Журналистика

 

Воронеж

 

Печатается по рекомендации учебно-методического совета факультета журналистики ВГУ

 

А.А. Золотухин

Основы творческой деятельности журналиста. Аналитическая и художественно-публицистическая журналистика. Программа курса и практических занятий. – Факультет журналистики ВГУ. – Воронеж, 2008. – с.

 

Программа курса и планы практических занятий подготовлены на кафедре теории и практики журналистики факультета журналистики Воронежского государственного университета.

 

Рекомендуется для студентов 2 курса (д/о), 3 курса (з/о)

Организационно-методический раздел

Актуальность курса основывается на тесной связи теоретических, методологических и технологических исследований в области аналитической и художественно-публицистической журналистики и процессов, происходящих сегодня в практической аналитической и художественно-публицистической журналистике.

Цели и задачи изучения дисциплины

Основываясь на теоретических исследованиях в области предметных, функциональных и методологических особенностей аналитической и художественно-публицистической журналистики, привлекая в качестве эмпирической базы лучшие образцы текстов, написанных в этих жанровых группах, научить студентов создавать аналитические и художественно-публицистические журналистские произведения, заложить теоретические, методологические и технологические основы для аналитической и художественно-публицистической журналистской работы.

Лекционная часть выполняет следующие задачи:

а) ознакомление студентов с основными теоретическими, методологическими и технологическими исследованиями и разработками в этих областях журналистики;

б) усвоение методов и способов познавательной деятельности, преобразования социальной информации в журналистскую, отношений «автор – текст – аудитория»;

в) усвоение принципов и методов жанрообразования, особенностей аналитических и художественно-публицистических жанровых групп; признаков и характеристик отдельных жанров.

 

Лабораторная часть выполняет следующие задачи:

а) овладение основными методами анализа аналитического и художественно-публицистического текста;

б) овладение основными методами создания аналитического и художественно-публицистического текста;

в) овладение технологическими приемами журналистской работы, связанными с искусством журналистского анализа и создания образа;

г) отработка навыков написания текстов в аналитических и художественно-публицистических жанрах.

 

Основные задачи контрольных заданий:

а) проконтролировать усвоение студентами теоретического материала, получаемого на лекциях;

б) выяснить уровень сформированных в ходе занятий умений и навыков, связанных с самостоятельной творческой работой в области аналитической и художественно-публицистической журналистики.

 

Основные знания, умения и навыки, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины.

Дисциплина является профилирующим курсом, позволяющим студентам составить представление о специфике труда журналиста, об особенностях работы журналиста-аналитика и публициста, связать теоретические, методологические и технологические знания о журналистике с овладением навыками журналистского анализа и создания образов, профессиональной журналистской работы в целом.

 

Темы и краткое содержание курса

Раздел 1. Основы создания аналитических текстов

Раздел 3. Основы создания художественно-публицистических текстов.

Образная структура художественно-публицистических текстов

Тема 19. Образ. Образ психологический. Архетип и индивидуальный психологический образ. Свойства психологического образа. Образ художественный. Понятие поэтики и образа в искусстве и литературе. Содержание понятия «образ». Характеристики художественного образа и образная классификация. Предметная, обобщенно-смысловая и структурная составляющие образности. Образы индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы. Автологические, металогические и аллегорические (символические) образы.

Тема 20. Публицистический образ. Специфика отражения действительности в публицистике. Документальное и условное. Факт, домысел и вымысел. Понятие и основные характеристики публицистического образа. Пространство и время в публицистике. Предметно-пространственная область публицистики. Настоящее время как организующий момент отдельных публицистических текстов и СМИ в целом. Время конкретной ситуации. Ситуационное событийное время. Время в философском понимании. Особенности публицистического времени: социальная конкретность, мелкая структурированность, дискретность, монтажность.

Тема 21. Особенности создания образа в публицистике. Документальность публицистического образа. Образ-факт. Возможные формы условности. Неавтономность, «разомкнутость» публицистического образа. Связанность образа и понятия, образной и логической структур текста. Образ-модель. Вторичность публицистического образа. «Римейк-пласт» в публицистике. Образ-концентрат и способы его создания.Особые способы создания типизации в публицистике. Типизация и типологизация.

Тема 22. Образная структура публицистического текста. Элементарные единицы образной структуры. Тропы. Фигуры. Уровни образности с точки зрения предметности. Образы-детали. Речевая характеристика, портрет, интерьер, пейзаж. Фабульный (сюжетный) образный уровень и способы его создания. Образы характеров и обстоятельств. Образ-характер, особенности его создания. Образ автора. Образ-тип и его особенности. Образы времени и мира.Сверхпублицистичность и сверхпублицистика.

Тема 23. Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика художественно-публицистических жанров: синтез науки и искусства, литературы и социологии. Публицистические и художественные основы группы жанров. Проблема документализма.Стилевые особенности.Особенности построения и виды композиционного решения художественно-публицистических текстов.Системы художественной группы журналистских жанров, предлагаемые разными исследователями.

 

Планы лабораторных занятий

Основная задача лабораторных занятий – научить студентов основным методам и приёмам создания аналитических и художественно-публицистических произведений, дать возможность овладеть технологией создания текстов в любых аналитических и художественно-публицистических жанрах, выработать навыки для практической журналистской деятельности. В ходе лабораторных занятий также происходит овладение методами анализа аналитических и художественно-публицистических текстов, знакомство с творчеством лучших современных отечественных публицистов. Студенты в ходе лабораторной работы самостоятельно создают журналистские тексты в некоторых аналитических и художественно-публицистических жанрах.

Раздел 3. Основы создания художественно-публицистических текстов.

Тема 35-36. Анализ контрольной работы № 4 «Микрофельетон».

На занятиях совместно с группой анализируются микрофельетоны, написанные студентами.

Контрольно-измерительные материалы

 

Контрольная работа № 1. «Методика построения аналитических текстов. Виды композиций»

Студенты анализируют аналитические материалы на предмет определения их методики построения и видов композиционного решения. Они определяют основные тезисы и аргументы в тексте, определяют вид композиции. Работа готовится в письменном виде с использованием анализируемых текстов в виде иллюстраций.

Тематика курсовых и дипломных работ

Аналитическая журналистика

Система аналитических жанров в российской качественной прессе

Система аналитических жанров в отечественной и западной журналистике

Система аналитических жанров в онлайновых СМИ

Искусство журналистского анализа (На примере творчества отечественного или зарубежного журналиста-аналитика)

Искусство журналистского расследования (на примере творчества отечественного или зарубежного журналиста-расследователя)

Как сделать текст достоверным, аргументированным и убедительным (Из опыта создания качественных аналитических текстов)

Трансформация корреспонденции в современных газетах.

Колонка и колумнистика в качественной прессе

Автор мыслящий (Образ автора в аналитических публикациях, жанрах)

Как построить аналитический текст (Концепция и композиция в аналитической журналистике)

Комментарий и комментирование в современной прессе

Применение законов логики и ошибки в аналитических текстах

Прогнозирование в аналитической журналистике

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

Аналитическая журналистика

 

Основные этапы создания аналитических текстов (технологическая схема)

Факт и особенности поиска фактов в аналитической журналистике

Выбор темы в аналитической журналистике

Первоначальный анализ фактографического материала

Рабочая гипотеза, идея и концепция в аналитическом произведении

Конфликт и проблема в аналитическом произведении

Описание и объяснение в аналитических произведениях

Прогноз в аналитических произведениях

Обоснование достоверности суждений в аналитических публикациях

Аргументация в журналистике. Требование логики к тезису и аргументу.

Логические приемы аналитического исследования

Композиция аналитических произведений

Понятие жанра. Жанрообразующие факторы

Подходы к построению системы жанров (Концепции Пронина, Тертычного, Кройчика и др.).

Корреспонденция.

Комментарий как метод и жанр

Колумнистика. Колонка

Рецензия. Виды рецензий

Статья

Обозрение

Обзор СМИ. Обзор писем

Письмо

Журналистское расследование

Роль автора в аналитической журналистике

Определение жанра и анализ предложенного материала

Формулировка темы и идеи в предложенном материале

Определение проблем в предложенном материале.

Выделение тезисов в предложенном материале

Анализ использования логических приемов в предложенном материале

Дать определение предложенному понятию

Построить систему аргументов для предложенного высказывания

Кратко сформулировать концепцию предложенного материала

Сравнить различные определения

Построить контраргументацию для предложенного высказывания

Учебно-методическое обеспечение курса

Ключевые понятия курса

Автор – в журналистском произведении - субъект высказывания, каким-либо образом проявляющийся в тексте.

Анализ – разъединение целого на составляющие его части, один из методов исследования путём рассмотрения элементов и связей единого целого, отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь. В широком смысле – всесторонний разбор, рассмотрение, определение сути.

Аргумент – довод, доказательство, в публицистическом тексте чаще всего - элемент единой системы.

Вывод -умозаключение, завершающее процесс доказательства. Идея произведения или одной из его частей, подкрепленная до этого системой аргументации.

Жанр – устойчивая группа произведений, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.

 

Идея – авторская мысль, лежащая в основе произведения.

Иллюстрация – в публицистическом текстеобразный фрагмент,яркая деталь, картина, эпизод действительности, дополняющая логическую структуру текста, побуждающая аудиторию к чувственному восприятию.

 

Композиция – соединение содержания и формы, построение элементов, частей произведения, организующее восприятие читателей и придающее тексту единство и завершенность.

Конфликт – противоречия между кем-то или чем-то, случившиеся в действительности.

Концепция – общая логическая структура произведения, обладающая целостностью, относительной завершенностью.

Мнение -суждение, выражающее оценку, отношение к чему-либо, личный взгляд.

Образ – в философии означает результат и идеальную форму отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. В искусстве, в том числе литературе – категория, характеризующая особый способ и форму освоения и преобразования действительности. В образе часто художественное обобщение облекается в индивидуальную форму.

 

Объяснение – метод исследования, объединяющий все логические приёмы и методы, нахождение причин. Обычно проявляется в основной части публицистического текста.

Описание – в публицистическом тексте – изображение события, ситуации, явления, изложение сведений о чём или о ком-нибудь.

Проблема – отражение в сознании (произведении) противоречивых моментов, конфликтов действительности.

Публицистика – род произведений, посвященных актуальным явлениям текущей жизни общества.

Рассуждение - ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

Стиль – своеобразие произведения, проявление форматирования или персонификации текста на всех его структурных (языковом, концептуальном, композиционном) уровнях содержания и формы.

Тезис – положение, излагающее идею произведения или одну из основных его мыслей. Требует доказательства.

Текст – системное знаковое соединение, образующее сообщение. В художественной литературе и публицистике – законченное произведение либо его фрагмент.

Тема – круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Факт – состоявшийся, происшедший момент действительности, а также форма человеческого знания, обладающая достоверностью.

 

 

Основная литература:

 

  1. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 312 с.
  2. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: учеб. пособие / А.А. Тертычный. – М., Аспект Пресс, 2005. – 256 с.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Гуревич С.М. Номер газеты / С.М. Гуревич – М.: Аспект Пресс, 2002. – 192 с.
  2. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 336 с.
  3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества / М.Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 496 с.
  4. Колосов Г.В. Худякова Э.А. Кройчик Л.Е. Корреспонденция – жанр публицистики: учеб. пособие / Г.В. Колосов Э.А. Худякова Л.Е. Кройчик – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. – 132 с.
  5. Колосов Г.В. Поэтика очерка / Г.В. Колосов. – М.: Из-во Моск. гос. ун-та., 1977. – 78 с.
  6. Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон / Л.Е. Кройчик. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1975. – 230 с.
  7. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. – М., Аспект Пресс, 2007. – 232 с.
  8. Мельник Г.С. Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с.
  9. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г.Корконосенко. – Спб., 2000. – 272 с.
  10. Прохоров Е.П. Искусство публицистики / Е.П. Прохоров. – М., 1984. – 302 с.
  11. Стрельцов Б.И. Основы публицистики. Жанры: учеб. пособие / Б.И. Стрельцов. – Минск: Университетское, 1990. – 240 с.
  12. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева. – М.: Мысль, 1982. – 176 с.
  13. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики / М.И. Стюфляева. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1975. – 156 с.
  14. Стюфляева М.И. Человек в публицистике / М.И. Стюфляева. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1989. – 144 с.
  15. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: учеб. пособие / А.А. Тертычный – М.: Аспект Пресс, 2002. – 384 с.
  16. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики / В.В. Учёнова – М., 1976. – 178 с.
  17. Шкляр В.И. Энергия мысли и искусство слова / В.И. Шкляр. – Киев, 1988. – 294 с.
  18. Шостак М.И. Журналист и его произведение: Практическое пособие. – М.: ТОО «Гендальф», 1998. – 96 с.

 

ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.041 с.)