Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основы творческой деятельности журналиста.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА. Аналитическая и художественно-публицистическая журналистика
Составитель А.А. Золотухин
Программа курса и планы практических занятий по специальности (520600) – Журналистика
Воронеж
Печатается по рекомендации учебно-методического совета факультета журналистики ВГУ
А.А. Золотухин Основы творческой деятельности журналиста. Аналитическая и художественно-публицистическая журналистика. Программа курса и практических занятий. – Факультет журналистики ВГУ. – Воронеж, 2008. – с.
Программа курса и планы практических занятий подготовлены на кафедре теории и практики журналистики факультета журналистики Воронежского государственного университета.
Рекомендуется для студентов 2 курса (д/о), 3 курса (з/о) Организационно-методический раздел Актуальность курса основывается на тесной связи теоретических, методологических и технологических исследований в области аналитической и художественно-публицистической журналистики и процессов, происходящих сегодня в практической аналитической и художественно-публицистической журналистике. Цели и задачи изучения дисциплины Основываясь на теоретических исследованиях в области предметных, функциональных и методологических особенностей аналитической и художественно-публицистической журналистики, привлекая в качестве эмпирической базы лучшие образцы текстов, написанных в этих жанровых группах, научить студентов создавать аналитические и художественно-публицистические журналистские произведения, заложить теоретические, методологические и технологические основы для аналитической и художественно-публицистической журналистской работы. Лекционная часть выполняет следующие задачи: а) ознакомление студентов с основными теоретическими, методологическими и технологическими исследованиями и разработками в этих областях журналистики; б) усвоение методов и способов познавательной деятельности, преобразования социальной информации в журналистскую, отношений «автор – текст – аудитория»; в) усвоение принципов и методов жанрообразования, особенностей аналитических и художественно-публицистических жанровых групп; признаков и характеристик отдельных жанров.
Лабораторная часть выполняет следующие задачи: а) овладение основными методами анализа аналитического и художественно-публицистического текста; б) овладение основными методами создания аналитического и художественно-публицистического текста; в) овладение технологическими приемами журналистской работы, связанными с искусством журналистского анализа и создания образа; г) отработка навыков написания текстов в аналитических и художественно-публицистических жанрах.
Основные задачи контрольных заданий: а) проконтролировать усвоение студентами теоретического материала, получаемого на лекциях; б) выяснить уровень сформированных в ходе занятий умений и навыков, связанных с самостоятельной творческой работой в области аналитической и художественно-публицистической журналистики.
Основные знания, умения и навыки, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины. Дисциплина является профилирующим курсом, позволяющим студентам составить представление о специфике труда журналиста, об особенностях работы журналиста-аналитика и публициста, связать теоретические, методологические и технологические знания о журналистике с овладением навыками журналистского анализа и создания образов, профессиональной журналистской работы в целом.
Темы и краткое содержание курса Раздел 1. Основы создания аналитических текстов Раздел 3. Основы создания художественно-публицистических текстов. Образная структура художественно-публицистических текстов Тема 19. Образ. Образ психологический. Архетип и индивидуальный психологический образ. Свойства психологического образа. Образ художественный. Понятие поэтики и образа в искусстве и литературе. Содержание понятия «образ». Характеристики художественного образа и образная классификация. Предметная, обобщенно-смысловая и структурная составляющие образности. Образы индивидуальные, характерные, типические, образы-мотивы, топосы. Автологические, металогические и аллегорические (символические) образы. Тема 20. Публицистический образ. Специфика отражения действительности в публицистике. Документальное и условное. Факт, домысел и вымысел. Понятие и основные характеристики публицистического образа. Пространство и время в публицистике. Предметно-пространственная область публицистики. Настоящее время как организующий момент отдельных публицистических текстов и СМИ в целом. Время конкретной ситуации. Ситуационное событийное время. Время в философском понимании. Особенности публицистического времени: социальная конкретность, мелкая структурированность, дискретность, монтажность.
Тема 21. Особенности создания образа в публицистике. Документальность публицистического образа. Образ-факт. Возможные формы условности. Неавтономность, «разомкнутость» публицистического образа. Связанность образа и понятия, образной и логической структур текста. Образ-модель. Вторичность публицистического образа. «Римейк-пласт» в публицистике. Образ-концентрат и способы его создания.Особые способы создания типизации в публицистике. Типизация и типологизация. Тема 22. Образная структура публицистического текста. Элементарные единицы образной структуры. Тропы. Фигуры. Уровни образности с точки зрения предметности. Образы-детали. Речевая характеристика, портрет, интерьер, пейзаж. Фабульный (сюжетный) образный уровень и способы его создания. Образы характеров и обстоятельств. Образ-характер, особенности его создания. Образ автора. Образ-тип и его особенности. Образы времени и мира.Сверхпублицистичность и сверхпублицистика. Тема 23. Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика художественно-публицистических жанров: синтез науки и искусства, литературы и социологии. Публицистические и художественные основы группы жанров. Проблема документализма.Стилевые особенности.Особенности построения и виды композиционного решения художественно-публицистических текстов.Системы художественной группы журналистских жанров, предлагаемые разными исследователями.
Планы лабораторных занятий Основная задача лабораторных занятий – научить студентов основным методам и приёмам создания аналитических и художественно-публицистических произведений, дать возможность овладеть технологией создания текстов в любых аналитических и художественно-публицистических жанрах, выработать навыки для практической журналистской деятельности. В ходе лабораторных занятий также происходит овладение методами анализа аналитических и художественно-публицистических текстов, знакомство с творчеством лучших современных отечественных публицистов. Студенты в ходе лабораторной работы самостоятельно создают журналистские тексты в некоторых аналитических и художественно-публицистических жанрах. Раздел 3. Основы создания художественно-публицистических текстов. Тема 35-36. Анализ контрольной работы № 4 «Микрофельетон». На занятиях совместно с группой анализируются микрофельетоны, написанные студентами. Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа № 1. «Методика построения аналитических текстов. Виды композиций» Студенты анализируют аналитические материалы на предмет определения их методики построения и видов композиционного решения. Они определяют основные тезисы и аргументы в тексте, определяют вид композиции. Работа готовится в письменном виде с использованием анализируемых текстов в виде иллюстраций.
Тематика курсовых и дипломных работ Аналитическая журналистика Система аналитических жанров в российской качественной прессе Система аналитических жанров в отечественной и западной журналистике Система аналитических жанров в онлайновых СМИ Искусство журналистского анализа (На примере творчества отечественного или зарубежного журналиста-аналитика) Искусство журналистского расследования (на примере творчества отечественного или зарубежного журналиста-расследователя) Как сделать текст достоверным, аргументированным и убедительным (Из опыта создания качественных аналитических текстов) Трансформация корреспонденции в современных газетах. Колонка и колумнистика в качественной прессе Автор мыслящий (Образ автора в аналитических публикациях, жанрах) Как построить аналитический текст (Концепция и композиция в аналитической журналистике) Комментарий и комментирование в современной прессе Применение законов логики и ошибки в аналитических текстах Прогнозирование в аналитической журналистике
Примерный перечень вопросов к экзамену Аналитическая журналистика
Основные этапы создания аналитических текстов (технологическая схема) Факт и особенности поиска фактов в аналитической журналистике Выбор темы в аналитической журналистике Первоначальный анализ фактографического материала Рабочая гипотеза, идея и концепция в аналитическом произведении Конфликт и проблема в аналитическом произведении Описание и объяснение в аналитических произведениях Прогноз в аналитических произведениях Обоснование достоверности суждений в аналитических публикациях Аргументация в журналистике. Требование логики к тезису и аргументу. Логические приемы аналитического исследования Композиция аналитических произведений Понятие жанра. Жанрообразующие факторы Подходы к построению системы жанров (Концепции Пронина, Тертычного, Кройчика и др.). Корреспонденция. Комментарий как метод и жанр Колумнистика. Колонка Рецензия. Виды рецензий Статья Обозрение Обзор СМИ. Обзор писем Письмо Журналистское расследование Роль автора в аналитической журналистике Определение жанра и анализ предложенного материала Формулировка темы и идеи в предложенном материале Определение проблем в предложенном материале. Выделение тезисов в предложенном материале Анализ использования логических приемов в предложенном материале
Дать определение предложенному понятию Построить систему аргументов для предложенного высказывания Кратко сформулировать концепцию предложенного материала Сравнить различные определения Построить контраргументацию для предложенного высказывания Учебно-методическое обеспечение курса Ключевые понятия курса Автор – в журналистском произведении - субъект высказывания, каким-либо образом проявляющийся в тексте. Анализ – разъединение целого на составляющие его части, один из методов исследования путём рассмотрения элементов и связей единого целого, отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь. В широком смысле – всесторонний разбор, рассмотрение, определение сути. Аргумент – довод, доказательство, в публицистическом тексте чаще всего - элемент единой системы. Вывод -умозаключение, завершающее процесс доказательства. Идея произведения или одной из его частей, подкрепленная до этого системой аргументации. Жанр – устойчивая группа произведений, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.
Идея – авторская мысль, лежащая в основе произведения. Иллюстрация – в публицистическом текстеобразный фрагмент,яркая деталь, картина, эпизод действительности, дополняющая логическую структуру текста, побуждающая аудиторию к чувственному восприятию.
Композиция – соединение содержания и формы, построение элементов, частей произведения, организующее восприятие читателей и придающее тексту единство и завершенность. Конфликт – противоречия между кем-то или чем-то, случившиеся в действительности. Концепция – общая логическая структура произведения, обладающая целостностью, относительной завершенностью. Мнение -суждение, выражающее оценку, отношение к чему-либо, личный взгляд. Образ – в философии означает результат и идеальную форму отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. В искусстве, в том числе литературе – категория, характеризующая особый способ и форму освоения и преобразования действительности. В образе часто художественное обобщение облекается в индивидуальную форму.
Объяснение – метод исследования, объединяющий все логические приёмы и методы, нахождение причин. Обычно проявляется в основной части публицистического текста. Описание – в публицистическом тексте – изображение события, ситуации, явления, изложение сведений о чём или о ком-нибудь. Проблема – отражение в сознании (произведении) противоречивых моментов, конфликтов действительности. Публицистика – род произведений, посвященных актуальным явлениям текущей жизни общества. Рассуждение - ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме. Стиль – своеобразие произведения, проявление форматирования или персонификации текста на всех его структурных (языковом, концептуальном, композиционном) уровнях содержания и формы. Тезис – положение, излагающее идею произведения или одну из основных его мыслей. Требует доказательства. Текст – системное знаковое соединение, образующее сообщение. В художественной литературе и публицистике – законченное произведение либо его фрагмент.
Тема – круг событий, образующих жизненную основу произведения. Факт – состоявшийся, происшедший момент действительности, а также форма человеческого знания, обладающая достоверностью.
Основная литература:
Дополнительная литература:
ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.192.174 (0.015 с.) |