Контрольная работа № 1. «Методика построения аналитических текстов. Виды композиций» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольная работа № 1. «Методика построения аналитических текстов. Виды композиций»



Студенты анализируют аналитические материалы на предмет определения их методики построения и видов композиционного решения. Они определяют основные тезисы и аргументы в тексте, определяют вид композиции. Работа готовится в письменном виде с использованием анализируемых текстов в виде иллюстраций.

Контрольная работа № 2. «Корреспонденция».

Используя полученные теоретические и технологические знания, студенты пишут аналитический текст в жанре корреспонденции, который потом анализируется преподавателем совместно с группой.

Контрольная работа № 3. «Зарисовка».

Используя полученные теоретические и технологические знания, студенты пишут очерк или очерковую зарисовку, которые потом анализируются преподавателем совместно с группой.

Контрольная работа № 4. «Сатирический жанр».

Используя полученные теоретические и технологические знания, студенты пишут сатирический текст в жанре фельетона (микрофельетона) или юморески, которые потом анализируются преподавателем совместно с группой.

 

Тематика курсовых и дипломных работ

Аналитическая журналистика

Система аналитических жанров в российской качественной прессе

Система аналитических жанров в отечественной и западной журналистике

Система аналитических жанров в онлайновых СМИ

Искусство журналистского анализа (На примере творчества отечественного или зарубежного журналиста-аналитика)

Искусство журналистского расследования (на примере творчества отечественного или зарубежного журналиста-расследователя)

Как сделать текст достоверным, аргументированным и убедительным (Из опыта создания качественных аналитических текстов)

Трансформация корреспонденции в современных газетах.

Колонка и колумнистика в качественной прессе

Автор мыслящий (Образ автора в аналитических публикациях, жанрах)

Как построить аналитический текст (Концепция и композиция в аналитической журналистике)

Комментарий и комментирование в современной прессе

Применение законов логики и ошибки в аналитических текстах

Прогнозирование в аналитической журналистике

 

Художественно-публицистическая журналистика

Система художественно-публицистических жанров в российской качественной прессе

Система художественно-публицистических жанров в отечественной и западной журналистике

Система художественно-публицистических жанров в онлайновых СМИ

Отечественный очерк в ХХI веке. Диалектика жанра

Художественно-публицистические микрожанры. Диалектика зарисовки

Человек в современном отечественном очерке

«Лав-стори», «фиче-стори» в отечественной прессе

Границы вымысла в современной публицистике

Современное западноевропейское эссе. Традиции, авторы, тенденции

Современный газетный фельетон

Автор-«маска» в художественной публицистике

Лирическое начало художественной публицистики

Искусство создания образа (На примере творчества современного отечественного журналиста)

Современные образные ресурсы публицистики (На примере СМИ разных форматов)

Мемуаристика и публицистика (Свойства взаимного притяжения)

Сверхпублицистика и сверхпублицистичность (Почему публицистические тексты могут жить вечно)

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

Аналитическая журналистика

 

Основные этапы создания аналитических текстов (технологическая схема)

Факт и особенности поиска фактов в аналитической журналистике

Выбор темы в аналитической журналистике

Первоначальный анализ фактографического материала

Рабочая гипотеза, идея и концепция в аналитическом произведении

Конфликт и проблема в аналитическом произведении

Описание и объяснение в аналитических произведениях

Прогноз в аналитических произведениях

Обоснование достоверности суждений в аналитических публикациях

Аргументация в журналистике. Требование логики к тезису и аргументу.

Логические приемы аналитического исследования

Композиция аналитических произведений

Понятие жанра. Жанрообразующие факторы

Подходы к построению системы жанров (Концепции Пронина, Тертычного, Кройчика и др.).

Корреспонденция.

Комментарий как метод и жанр

Колумнистика. Колонка

Рецензия. Виды рецензий

Статья

Обозрение

Обзор СМИ. Обзор писем

Письмо

Журналистское расследование

Роль автора в аналитической журналистике

Определение жанра и анализ предложенного материала

Формулировка темы и идеи в предложенном материале

Определение проблем в предложенном материале.

Выделение тезисов в предложенном материале

Анализ использования логических приемов в предложенном материале

Дать определение предложенному понятию

Построить систему аргументов для предложенного высказывания

Кратко сформулировать концепцию предложенного материала

Сравнить различные определения

Построить контраргументацию для предложенного высказывания

Художественно-публицистическая журналистика

 

Образ в психологии, литературе и публицистике. Классификация образов

Специфика образного отражения действительности в публицистике. Время и пространство в публицистике.

Специфика образного отражения действительности в публицистике. Образ-факт.

Специфика образного отражения действительности в публицистике. Образ-модель.

Специфика образного отражения действительности в публицистике. Образ-концентрат.

Художественно-публицистические жанры. Общая характеристика.

Очерк как художественно-публицистический жанр. Жанрообразующие признаки

Типизация в очерке. Способы очерковой типизации.

Образная структура художественно-публицистического текста.

Факт и вымысел в очерке.

Образы-детали в художественно-публицистических текстах.

Фабульный образный уровень в художественно-публицистических произведениях.

«Человеческое» начало в очерке. Образы-характеры и образы-типы.

Образ времени в художественно-публицистических текстах. Сверхпублицистика

Автор в художественной публицистике.

Жанровые разновидности очерка.

Портретный очерк. Социальный портрет.

Очерковая зарисовка.

Путевой очерк.

Современные тенденции развития очерка. Современные разновидности очерка.

Эссе.

Фельетон как художественно-публицистический жанр. Жанрообразующие признаки.

Комическое, как сатирическая основа фельетона.

Средства сатирического заострения.

Сатирический образ героя в фельетоне.

Публицистическая природа фельетона.

Автор в фельетоне.

Памфлет.

Перспективы сатирической публицистики в отечественной прессе

Определение жанра и анализ предложенного материала.

Формулировка темы, идеи и выводов в предложенном материале.

Определение проблем в предложенном материале.

Анализ образной структуры в предложенном материале.

Анализ образа героя (героев) в предложенном материале.

Анализ образа автора в предложенном материале.

Анализ средств сатирического заострения (типизации) в предложенном материале

Анализ использования образа-модели, образа-факта, образа-концентрата в предложенном материале.

Анализ образа-«маски» в предложенном фельетоне.

Тематический план и сетка часов дисциплины.

№ п/п Название темы Лекции (час) Практ. занятия (час) Самост. работа (час) Форма текущего контроля
  Основы создания аналитических текстов       контрольная работа
  Основные жанры аналитической журналистики       контрольная работа
  Основы создания художественно-публицистических текстов. Образная структура художественно-публицистических текстов       контрольная работа
  Основные жанры художественной публицистики       контрольная работа
  Итого:        

Форма итогового контроля: экзамены.

 

Учебно-методическое обеспечение курса

Ключевые понятия курса

Автор – в журналистском произведении - субъект высказывания, каким-либо образом проявляющийся в тексте.

Анализ – разъединение целого на составляющие его части, один из методов исследования путём рассмотрения элементов и связей единого целого, отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь. В широком смысле – всесторонний разбор, рассмотрение, определение сути.

Аргумент – довод, доказательство, в публицистическом тексте чаще всего - элемент единой системы.

Вывод -умозаключение, завершающее процесс доказательства. Идея произведения или одной из его частей, подкрепленная до этого системой аргументации.

Жанр – устойчивая группа произведений, объединенных сходными содержательно-формальными признаками.

 

Идея – авторская мысль, лежащая в основе произведения.

Иллюстрация – в публицистическом текстеобразный фрагмент,яркая деталь, картина, эпизод действительности, дополняющая логическую структуру текста, побуждающая аудиторию к чувственному восприятию.

 

Композиция – соединение содержания и формы, построение элементов, частей произведения, организующее восприятие читателей и придающее тексту единство и завершенность.

Конфликт – противоречия между кем-то или чем-то, случившиеся в действительности.

Концепция – общая логическая структура произведения, обладающая целостностью, относительной завершенностью.

Мнение -суждение, выражающее оценку, отношение к чему-либо, личный взгляд.

Образ – в философии означает результат и идеальную форму отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека. В искусстве, в том числе литературе – категория, характеризующая особый способ и форму освоения и преобразования действительности. В образе часто художественное обобщение облекается в индивидуальную форму.

 

Объяснение – метод исследования, объединяющий все логические приёмы и методы, нахождение причин. Обычно проявляется в основной части публицистического текста.

Описание – в публицистическом тексте – изображение события, ситуации, явления, изложение сведений о чём или о ком-нибудь.

Проблема – отражение в сознании (произведении) противоречивых моментов, конфликтов действительности.

Публицистика – род произведений, посвященных актуальным явлениям текущей жизни общества.

Рассуждение - ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

Стиль – своеобразие произведения, проявление форматирования или персонификации текста на всех его структурных (языковом, концептуальном, композиционном) уровнях содержания и формы.

Тезис – положение, излагающее идею произведения или одну из основных его мыслей. Требует доказательства.

Текст – системное знаковое соединение, образующее сообщение. В художественной литературе и публицистике – законченное произведение либо его фрагмент.

Тема – круг событий, образующих жизненную основу произведения.

Факт – состоявшийся, происшедший момент действительности, а также форма человеческого знания, обладающая достоверностью.

 

 

Основная литература:

 

  1. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 312 с.
  2. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: учеб. пособие / А.А. Тертычный. – М., Аспект Пресс, 2005. – 256 с.

 

Дополнительная литература:

 

  1. Гуревич С.М. Номер газеты / С.М. Гуревич – М.: Аспект Пресс, 2002. – 192 с.
  2. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 336 с.
  3. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества / М.Н. Ким. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. – 496 с.
  4. Колосов Г.В. Худякова Э.А. Кройчик Л.Е. Корреспонденция – жанр публицистики: учеб. пособие / Г.В. Колосов Э.А. Худякова Л.Е. Кройчик – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. – 132 с.
  5. Колосов Г.В. Поэтика очерка / Г.В. Колосов. – М.: Из-во Моск. гос. ун-та., 1977. – 78 с.
  6. Кройчик Л.Е. Современный газетный фельетон / Л.Е. Кройчик. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1975. – 230 с.
  7. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. – М., Аспект Пресс, 2007. – 232 с.
  8. Мельник Г.С. Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста / Г.С. Мельник, А.Н. Тепляшина. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с.
  9. Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г.Корконосенко. – Спб., 2000. – 272 с.
  10. Прохоров Е.П. Искусство публицистики / Е.П. Прохоров. – М., 1984. – 302 с.
  11. Стрельцов Б.И. Основы публицистики. Жанры: учеб. пособие / Б.И. Стрельцов. – Минск: Университетское, 1990. – 240 с.
  12. Стюфляева М.И. Образные ресурсы публицистики / М.И. Стюфляева. – М.: Мысль, 1982. – 176 с.
  13. Стюфляева М.И. Поэтика публицистики / М.И. Стюфляева. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1975. – 156 с.
  14. Стюфляева М.И. Человек в публицистике / М.И. Стюфляева. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1989. – 144 с.
  15. Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: учеб. пособие / А.А. Тертычный – М.: Аспект Пресс, 2002. – 384 с.
  16. Учёнова В.В. Творческие горизонты журналистики / В.В. Учёнова – М., 1976. – 178 с.
  17. Шкляр В.И. Энергия мысли и искусство слова / В.И. Шкляр. – Киев, 1988. – 294 с.
  18. Шостак М.И. Журналист и его произведение: Практическое пособие. – М.: ТОО «Гендальф», 1998. – 96 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.046 с.)