Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новейшая история стран Европы и Америки

Поиск

Новейшая история стран Европы и Америки

Часть Первая

  1. Содержание курса новейшей истории

Иногда «новейшую историю» именуют третьим и даже четвертым периодом новой истории. Периодизаций много, одна из них: 1 период - от Англ. рев. 1640-х гг до 1789, т.е. Вел.Фран.рев; 2- от нее до 1870 и фр-прус. войны, далее – новейшая история

Другая: до 1914, затем – новейшая история

Еще одна: до событий 1918 (окончание I Мировой) и далее новейший период. Характерная черта его – создание новой, отличной от кап-ма 19 в. и монопол. кап-ма начал 20 в. типа капитализма – государственно-корпоративно-конкурентного

Периодизация - 4 этапа

  1. 1918-1923 – революционный подъем. Крупнейш. события – ВОСР, б=д рев-ции в А-Венгрии и Германии (в них - даже социалистч. тенденции – Советская республика в Баварии 1919, Венгрии 1919, Словакии 1919), крупные движения в 1923 г. в Германии, Болгарии, Польше.
  2. 1924-1929 – временная частичная стабилизация капитализма, экономическое процветание
  3. 1929-1939 – крушение капиталистической стабилизации и углубление классовых и межимпериалистических противоречий. после кризиса 1929, безработица, разорение м/буржуазии, как следствие: Германия – реваншизм, фашизм, раскол рабдвижения, устан. тоталитарн. режима. Вместе с Ит и Яп – курс на войну
  4. 1939-1945 – Вторая мировая война

Экономика 1918-1945

Замедление темпов, т.к. кризисы перепроизводства: 1920-1921, 1929-1933, 1937-1938, причем фазы подъема сокращаются, а фазы депрессии и кризиса в каждом цикле возрастают. Кризис 1929 был самым крупным во всей истории Европы и США. После него – усиление позиций США, падение удальн. веса в мировой экономике Англии и Фр. Реваншизм в Германии: требуются новый передел мира, новые рынки сбыта. Эконом-экспансион. устремления у Италии. и Яп. Антагонизм внутри стран-победительниц в I Мир.в-не отошел назад, а антагонизм между странами – вперед. Стремление переделить мир.

Шло создание гос- кап- собст-сти и госсектора экономики. Это не превратило ее в общественную (даже в СССР уничтожение част. соб-сти не сделало соб-сть общественной!). Рождение промышленной бюрократии, кот. стала заправлять всем.

Наемные работники - по-иному отчуждены от соб-сти, они все чаще не ощущали своей ущербности, объединен. в профсоюзы, кот способны защищать их. То есть шла своеобразн. «социализация» капитализма

Социальные отношения – по учебнику 1989! устарело!

1917 - ВОСР, 1919 - создание КомИнтерна = события, оказавш. влияние на социальн. отношения внутри стран Европы и США. Повсеместно (где еще не возникли) – компартии.

1929 - VI Конгресс Коминтерна – курс на соцреволюции во всех странах (немец. песня: «наш лозунг – Великий Советский союз!»)

1935 – VII Конгресс Коминтерна – оценка фашизма и его опасности

За период выросла численность раб-движения. Число членов профсоюзов выросло в 4 раза по сравнению с 1914 г. Раб-движ и активность проф-ов возрастали в периоды ухудшения экономич. ситуации. В стачках ежегодно уч-ло в среднем около 6 млн. чел. Чтобы снизить накал противостояния – расширение социальной политики в Европ. странах и США: до 11,3% ежегодно тратилось на нее, в 25 гос-вах ввели пенсион. обес-ние, страховки по болезни. Но раскол ра-движ., возникший еще в 1914, преодолеть не удалось. Только –ы с фашизмом относительно сплотила раб-движ.

Политич. стратегия властей – по тому же учебнику

2 метода – (1) насилия и (2) реформ и уступок – модифицировались. Сотруд-во с либ-реф. верхушкой раб-движения.

Варианты:

-> В США 2-партийная система – хорошо «выпускала пары», не позволяя возникать противостояниям.

-> В Европе – др. модель: коалиционн. прав-во с участием лидеров социалист. партий. В ряде стран – с=д-ты у власти (в период Веймарской бурж. республики в Германии, в Швеции в 1920 г. и с 1932-1972, т.е. 40 лет с=д у власти, в Норвегии с 1935 – 30 лет, дейбористы в Англии 1924 и 1929-1931, 1936 – Луи Блюм во Франции, социалист, сформировал прав-во Народного фронта)

v В ЛатАмерике – реформы провод-сь нац-либ буржуазией

В чем причины сближеня с=д и бурж=реформ. сил?

1. уверенность в том, что госуд. вмешат-во – благо (для с=д – это усиление социальной политики, для бурж=реф – путь преодоления противостояний)

2. при этом критич. отношение к госуд-монопол. регулированию – рассмотрение его как временной меры, типичной для кризисных периодов. Средством «модернизации кап-ма» и те, и другие не считали

3. общность взглядов на пути преодоления кризиса

4. усиление исполн. власти в европейск. странах и США и некоторое ослабление роли представительных учреждений, осуждение кулуарных решений государственных дел (в элитарных кругах, в тайне от общ-ва)

5. возрастала роль партийной верхушки в рабпартиях

6. укреплялись легальные формы урегулирования конфликтов

Проявлением кризиса традиц. либерализма оказалось в рассм. период возникновение фашизма. Первая волна 1919-1923 – становление его, сосуществование с урж=либ институтами; с начала 1930-х – вторая волна, нацист. диктатура в Германии, укрепление позиций правых сил во всех странах (Особенно: Португалия – О.Салазар – 1932 – режим, похожий на режим Муссолини, Герм, Итал, Испания…).

В Центр. и Юж. Европе – военно-авторитарные режимы (т.к. незаверш-сть б=д преоразований, пережитки феодализма, помещич. землевлад). Болг, Венгр, румын, Греция, Албания, Югославия – конституц. монархия, многие монархи тяготели к фашист. гос-вам (Болгария). Фашизму сочувствовали Венгрия)режим генерала М.Хорти), Польша (режим «санации» с 1926), Албания (режим А.Зоргу), в Болгарии к концу 30-х режим «цанковщины». Диктаторские режимы Кубы, Бразилии, Чили, Венесуэлы.

Все было сметено в 1945, только в Испании и Португалии продержались до 1960-х гг.

Культура

1920-е – развитие гражд. авиации

1930-е – звукового кино. Измение места и роли технич. средств дома (пылесосы, холод-ки). Техницизм в искусстве и культре. Появляется тип «офиц.-государ-ой культуры». Ей противостоит аавнгардизм – в лит-ре и иск-ве. Фрейдизм и его влияние. Экзистенциализм М.Хайдеггера (проблема сущест-ния челвоека в кризисных ситуациях). О.Шпенглер – круговорот цивилизаций от катастрофы к катастрофе.

В науке – упадок бурж-либер. направления в истории, усиление соц=демокр. направления:

Ж.Лефевр – интерек соц-эк. факторам в истории

Л.Февр и М.Блок – изучение «длительных процессов развития», истоки школы Анналов

Дж.Тверельян – Англия – эволюционистск. направление

Дж.Тойнби – Англия – рождение и гибель цивилизаций

Г.Мейер – Германия – первые исследования рабочего движения

Школа Дж. Коммонса в США – изучение профсоюзного движения

 

2.

Возникновение и развитие системы госрегулирования экономики

С конца 19 в. создание крупных картелей, синдикатов, трестов, корпораций вело к возникновению:

1 ЭТАП – наряду с индив., частной соб-стью – различных форм коллективной капит. соб-сти (акционерной, корпоративной).

2 ЭТАП - государственного сектора экономики и государственной кап. соб-сти. Возникновение госуд. кап. собст-сти означало:

· сохранение отчужденности производителей от соб-сти и отстутствие у них новых моральных стимулов к эффективному труду (со временем острота этого противоречия сглаживается)

· развитие промышленной бюрократии, инт-та менеджеров (управителей)

· большая социализация общественных отношений, в связи с разработкой законодательства о труде – большая их открытость

1914-1918 - переход гос-кап-ма в ГМК произошел в годы I Мировой, она ускорила все процессы:

- госконтроль за транспортом (особенно ж/д), связью (телеграф, телефон), благоустройство (освещение, водопровод, городской транспорт)

- ограничение гос-вом производства товаров мирного потребления

- замена рыночной системы централизованной системой распределения сырья, мат-лов, оборудования

- регилирования производства

- нормирования потребления путем введения карточной системы

- уставновлении прямого госконтроля за внешней торговлей

- принудит. и скорейшее разрешение трудовых конфликтов путем введения легальных уступок

В наибольшей степени госрегулирование развилось к 1918 г. в Германии (финансовая буржуазия + юнкерство+бюрократия = Отдел по снабжению сырьем, кот. опирался на «военные общ-ва», которые рук-ли отраслями пром-сти). Принудит. хар-р. Строгая центр-ция.

В США в годы войны возникло Военно-пром. бюро, кот. занималось распредлением заказов. Управления по судоходству, дорогам, топливу. Военно-финансовая корпорация – все вопросы финансирования. Внешторг – тоже под контролем. В отличие от Гер., здесь госрегулирование носило частичный хар-р. Основаня форма госрегулирование – военные субсидии и заказы

В России государственное регулирование насаждалось в годы войны сверху и сверху же и создавались все органы управления экономикой («Особое совещание по оброне» и проч.)

 

1918-1929 – то есть ПОСЛЕ войны - во всех странах оказались отменены стеснительные для буржуазии военные формы и методы экономического регулирования. Зато получили распространение

1) кредитно-финансовая деятельность гос-ва (последствия войны перелагались благодаря ей на плечи простых людей посредством инфляции – а монополии получали субсидии).

2) Другая форма госрегулирования – финансовые мероприятия для спасения тех стран, в которых капитализм оказался на грани катастрофы (план Дауэса, план Юнга)

3) обеспечение идеологического обоснования позитивности гос-моноп. тенденций (ведет к «демократизации капитала», то есть участию рабочих в дележе прибылей = «Современная экономическая революция» - 1926 г издания – автор Томас Кравер, США)

1929-1939 – в ходе мирового экономического кризиса и после него – спасение монополий и их прибылей:

1) средства госбюджета расходовались на «оздоровление» обанкротившихся банков в форме кредитов для них (выбирались курпные банки)

2) прямая поддержка путем скупки акций по ценам, превышавшим их рыночный курс

3) к этому относятся

  • «плановый эксперимент Гувера» и его система «индустриальной демократии», вместо «крайнего индивидуализма» - «корпоративные, ассоциативные действия»
  • плановость в фашист. Герм. (с 1936 – 4-летние планы, отвечал за них Геринг)
  • «новый курс Рузвельта» в США – попытки ввести эл-ты планирования, уступки м/б, фермерству, рабочему классу. «Новый курс» - 1933-1937, включал:
    1. Закон о восстановлении пром-сти (после кризиса) = НИРА= 16.07-1933
    2. введение системы государ. регулирования пром-сти
    3. введение цен, ниже которых нельзя продавать (против демпингов, этот закон именовался «Кодекс честной конкуренции»)
    4. Создание гос. органа – Национальной Администрации Обновления – должна следить за выполнеием НИРА. Глава – Джонсон. выпустили более 500 законов
    5. Принудительное картелирование
    6. Улучшение условий труда на госпредприятиях, выше зарплата, максим. отдых, право на профосюзы. При этом создано Национальное Управление Труда – его задача предотвращать забастовки
    7. Создана «Администрация общественных работ» - борется с безработицей
    8. Трудовые лагеря для безработнйо молодежи, выплата дотаций
    9. Закон о помощи фермерам (1933); «Администрация по регулированию с/х» (уничтожение с/х продуктов для поднятия цен и поддержки с/х труда)
    10. В финсфере – Реконструктивная Фин. корпорация, концентрация банков

Вариантом развития гос. регулирования кап. экономики был фашистский вариант в Германии, который противополставлялся буржуазной деморатической свободе, осн-н на:

1. укреплении монополистического капитала

2. жестком подавлении всех проявлений недоволсьтва, создании милитаристск. формир-й

3. принудительном труде в тех отраслях, приоритетность которых определяло гос-во.

4. С/х рабочие в этих условиях были фактически прикреплены к земле.

5. Закон о картелях принудительно включал в них мелкие и ср. предприятия (1933).

6. Крайняя централизация, создание «Организации промыслового хоз-ва»,. кот. подчинялись пром-сть, энергетика, торг., ремесла, банки, страховое дело

7. Полное слияние гос-ва с финансовым капиталом.

8. Полный контроль за внешторг – «Генеральный Совет немецкого хоз-ва»

9. Вместо всех партий – единая орг-ция «Немецкий трудовой фронт», следит за выполнением трудовой повинности

 

1939-1945 – война, как всегда, усилившая госуд-моноп. тенденции.

1) создание гос-моноп. орг-ций (Герм. –военно-хоз. объединения, Япония – контрольные ассоциации; США – Управл-е по делам воен. произ-ва, Англия – контрольн. управления)

2) финансовые олигархи – на ведущих госуд. постах

3) принудительное картелирование и синдицирование

4) широкое строит-во военных предприятий

5) передача военных заводов монополиям за ничтожную компенсацию

6) госзаказы

7) централизованное снабжение сырьем, мат-лами

8) контроль за внешторгом

9) контроль за мобилизацией и распред-ем рабочей силы

1946 – в США создан «Комитет экономчиеских советников» - узаконение ответ-ти главы гос-ва за состояние экономики

 

3.

США

«Четырнадцать пунктов Вильсона». Послание прездента конгрессу, 8 января 1918 г.

· отмена всех тайных договоров между странами Антанты, заключенных в годы IМВ c целью передела колоний и сфер влияния

· обеспечение свободы мореплавания

· отмена всех таможенных барьеров и признание принципов «открытых дверей» и «равных возможностей»

· справедливое решение колониальных проблем и признание права колониальных народов на независимость

· ограничение вооружений

· открытые и гласные переговоры о заключении мира с Германией и ее союзниками

· создание международной организации по охране мира – Лиги Наций

US историография: план Вильсона исключительно миролюбив и благороден; США не планировали передела мира и империалистических захватов; стремились к мировому порядку, основанному на свободе, демократии и справедливости.

Сов. историография: демагогия, вуалирующая империалистические планы США; ничем не лучше европейский держав.

Язьков: план = отражение империалист. намерений США.

ü Нужна отмена тайных договоров, т.к. США могли быть обделены.

ü «Открытые двери» и «= возможности» - для укрепления экон. господства США

ü Освобождение колониальных стран – для доступа на закрытые и неосвоенные рынки. США готовятся к неоколониализму – экономической зависимости.

ü- Лига Наций – США хотят стать мировым арбитром.

- экспансия, но в иной, более продвинутой, нежели европейская, форме. Цель программы США = мировая гегемония Америки.

НО только ли империалистические основания у плана? Нет, не только.

В мире ­ социалистическое и национально-освободительное движение и этим популистским идеям надо противопоставить что-то новое, но основанное на капитализме.

Þ демократические идеи нового мирового порядка, демократии под эгидой Лиги Наций

США также не заинтересованы в ослаблении Германии. Хотели создать из нее противовес Англии и Франции. + опасность распространения рев. идей после рев. 1918 г. Þ надо помочь немецкой буржуазии.

ИТОГ: программа Вильсона = глобализм + либерализм = либеральный экспансионизм.

Впервые в истории страны президент уехал за границу на длительный срок.

Планы Вильсона неприемлемы для соперников на конференции.

Англия.

Добилась того, ради чего вступала в IМВ: Германия ослаблена и выведена из числа великих держав. > часть колоний Германии = английские. Ликвидировано нем. влияние в Турции и на Бл. Востоке.

Задача Англии: узаконить военную добычу и ­ могущество Британской империи.

Естественно, против усиления США Þ против установления «нового мирового порядка» через Лигу Наций, против «открытых дверей» и «равных возможностей».

Ллойд-Джорж, правда, понимал, что реформы все равно нужны Þ поддерживал идею Лиги Наций. НО главная цель ЛН – в сохранении status quo, охране колониальной системы, охране Британской империи.

Англии не выгодно чрезмерное ослабление Германии. Хотела избавиться от нее, как от колониальной и морской державы, а не как от крупной державы вообще. Политика «равновесия сил» в Европе. UK нужно было, что бы в Европе было min 2 крупных державы, тогда она смогла бы играть роль арбитра.

НО Англии нельзя допустить усиления Франции. Ослабленная, но не «убитая» Германия – антифранцузский противовес – «не слишком сильная FR» и «не слишком слабая DE».

Франция

Тоже против США. Но есть и противоречия с Англией по вопросу экс-колоний Германии и владений Турецкой империи. Между UK и FR – постоянная борьба за территории в Африке и на Ближнем Востоке. НО все равно вместе с UK против US.

Особенно непримирима в борьбе против «нового мирового порядка» «мира и справедливости». Клемансо – политик старой империалистической закалки, считал «н.м.п.» утопией и демагогией, активно боролся за колонии.

В принципе, не отрицал и идею созд. ЛН. Но идеи использования ЛН как «инструмента мира и сотрудничества между народами» отвергал. Считал, что FR должна использовать ЛН в своих интересах, опираясь на сильную сухопутную армию.

Франция стремилась к ослаблению Германии, т.к. сама хотела быть гегемоном в Европе.

Фр. требовала передачи ей всего левобережья Рейна и выдвинула план расчленения Германии на ряд сравнительно мелких государств.

 

Борьба на Парижской конференции

Лига Наций

Вопрос за очередность вопросов. Фр., Ан., Ит., Яп.: давайте делить колонии!

США: нет, сначала надо обсудить устав ЛН, принять его и сделать основой мирных договоров с Герм., установив, тем самым, новый мировой порядок…

Клемансо: нельзя связывать ЛН с мирными договорами!

Ллойд-Джордж: связать-то можно, но устав принимать – дело долгое, а колонии-то делить сейчас надо…

Вильсон настаивает на своем. Иначе, говорит, несправедливо.

ИТОГ: по вопросам ЛН – спец. комиссия.

Ан. и Фр.: включить в комиссии и делегатов малых стран (хотели затянуть и усложнить работу). Вильсон: ОК, но тогда я буду председателем комиссии.

Комиссия начала работу 3.II.1919, а уже 14.II.1919 Вильсон представил основы устава.

Утверждение же устава намечалось на IV.1919.

Две победы Вильсона: устав Лиги Наций будет частью мирных договоров; все мирные договоры будут основываться на «14 принципах Вильсона».

НО эти решения еще предстояло проинтерпретировать.

 

Германия: репарации

1) Германия – инициатор войны Þ пусть платит репарации

2) Вопрос о том, кому сколько – споры

Франция: общая сумма репараций – 480 млрд. золотых марок. Астрономическая сумма.
10 x нац. достояние Франции. Так много, т.к.

Ø возможность держать немецкую экономику под контролем

Ø буржуазия рассчитывала на часть репарационных платежей

Англия, США – нет, ну что вы… 50-100 млрд. золотых марок max

Вопрос о доле.

Франция: нам 58%, Англии 25%, остальным – 17%.

Ллойд-Джорд: Франции 50%, Англии 30%, остальным – 20%.

Вильсон на репарации не рассчитывал, но пытался помирить Францию и Англию:

56% Франции, 28% Англии, 16% остальным.

Споры настолько острые, что до конца вопрос так и не решили.

 

Германия: колонии и бывшие турецкие владения

Английские доминионы и страны, подчиненные Франции: пусть наши метрополии все поделят между собой. НО просто так присоединить новые колонии нельзя – вспыхнет нац.-осв. движение повсюду. Надо искать более цивилизованные пути.

Новый принцип: мандатная система. Провозглашалось, что спорные территории больше не будут колониями. Но они, в силу отсталости и неподготовленности, не могут получить сразу политическую независимость. Поэтому нужна система мандатов на эти территории на срок, необходимый для подготовки к независимости.

Но кто получит мандаты? Кто их будет выдавать? На каких условиях?

Вильсон: давайте обезличим и отдадим Лиге Наций.

Ан., Фр. – категорически против. Добились, чтобы мандаты на управление передавались той или иной крупной державе; решение о выдаче принадлежит мирной конференции = «большой тройке», а от имени ЛН они только вручаются.

Территории разбили на 3 группы:

A) владения Турции на Арабском Востоке: Сирия, Ливан, Палестина, Трансиордания, Ирак. Формально независимы с правом на участие в административном управлении. Но подмандатны.

B) бывшие колонии Германии в Восточной Африке (Танганьика), Центральной Африке (Руанда-Бурунди), германская Юго-Западная Африка. Нет даже формальной независимости. Управляются мандатами на условии запрета торговли рабами, оружием, алкоголем и защиты свободы совести местного населения.

C) бывшие колонии Германии в Западной Африке (Того, Камерун) и в Тихом океане (восточная часть Новой Гвинеи с островами, западная часть Самоа, островные архипелаги севернее экватора – Каролинские, Марианские, Маршалловы о-ва). Управляются мандатом на основе законов государства, владеющего мандатом.

ИТОГ: империалистические планы Клемансо (в меньшей степени – Ллойд-Джорджа) реализуются, более цивилизованные идеи Вильсона отвергнуты.

 

ИТОГ: ожесточенные споры по всем вопросам. Вильсон грозится уехать, несколько раз заказывает теплоход на Нью-Йорк; Ллойд-Джордж и Клемансо тоже пугают и ругаются.

НО «призрак большевистской России почти ежедневно бродил по залам мирной конференции» Þ пришлось договориться, чтобы революция не перекинулась на Центр. Европу.

 

28 июня 1919 г. – в одном из дворцов Версаля подписан мирный договор с Германией, Версальский договор.

В 1919-1920 гг. – мирные договора с бывш. союзниками Германии: Сен-Жерменский – с Австрией, Трианонский – с Венгрией, Нейиский – с Болгарией, Севрский – с Турцией.

 

Þ создана Версальская система послевоенного устройства мира

 

 

5.

Планы держав и Версальская система

Перед IМВ: изменения в капитализме, нац.-осв. движение, стремление к социализму.

Нужны коррективы системы МО, интернационализации и цивилизованности.

UK и FR не могли полностью отвергнуть предложения США.

Þ новые черты МО: Лига Наций, принципы международного сотрудничества, Международная организация труда при Лиге Наций для решения проблем труда и капитала, мандатная система

Þ НО консервативные черты: санитарный кордон из Прибалтики у Сов. России, помощь буржуазии Германии, передел территорий для малых держав по решениям «большой тройки» (Þ конфликты в Центр. Европе), стремление сохранить колониальную систему

Англия

Германские колонии, > ex-тур. владения, мандаты. Постоянное место в Совете Лиги Наций и 6 голосов в Ассамблее Лиги Наций (за Канаду, AU, NZ, ЮАС и Индию).

Франция

Колонии в Африке, мандаты на Ближнем Востоке, сильное или руководящее влияние в европейских проблемах. Факторы: сильная сухопутная армия + система военно-политических союзов с европейскими странами (Бельгия и Польша). Из Чехословакии, Румынии и Югославии – Малая Антанта.

Глава репарационной комиссии.

1920, Спа – 52% Франции, 22% Англии, 10% Италии, 8% Бельгии.

1921, Париж – 226 млрд. зол. марок всего Þ протест Германии.

1921, Лондон – 132 млрд. зол. марок – окончательно.

 

США

Столкнулись с противостоянием UK и FR на Парижской конференции, т.к., несмотря на экономическую мощь, внешнеполитически еще слабы. Отставали от Англии по флоту, от Франции – по сухопутной армии. Нет системы внешнеполитических союзов, как у Франции и мощи Брит. империи, как у Англии.

Республиканцы недовольны провалом. Получают > на выборах 1918 г. Выступают за изоляционизм (Г.К.Лодж) и нератификацию Версальского договора.

Март 1920 г. – отказались от ратификации.

Выборы 1920 г. – приход к власти пр-та Гардинга, республиканца. Идея «полной свободы рук» и независимости от каких-либо договоренностей.

Август 1921 г. – сепаратный мирный договор США и Германии. Экон. наступление на колонии и Японию Þ Вашингтонская конференция 1921-1922 г. (см. след. билет, если что).

6.

Вашингтонская конференция 1921-22гг. Версальско-вашингтонская система.

1.Столкновение интересов Великобритании, США и Японии на Дальнем Востоке.

Японская экспансия /укрепила свои позиции на Тихом океане и на Дальнем Востоке, особенно в Китае/ - противодействие Великобритании и США:

США - за «интернационализацию» Китая; Вел-я – за традиционный принцип раздела Китая на «сферы влияния». Атмосфера внутри тройки накалилась! /возможность военного столкновения/

Япония – Англо-японский союз 1902г. – против России и США;

В свою очередь США – требование выплаты долгов Вел-й, атака брит. сфер влияния в Китае. США, укрепив свои позиции в перв. послевоен. гг., решили взять реванш над Велик-й – идея Ассоциации наций, чт. обеспечить себе преобл. влияние в мире.

Вашингтонская конференция-12 нояб.1921г.- 9 держав: США, Вел-я, Фр., Яп, Ит, Бел, Гол, Порт, Китай. / Сов. Россия, Дальневост. Респ. – облом - неудовольство./

Офиц. цель: «огранич-е воор-й», отречение от «тайной дипломатии». Острые дискуссии.

/опасность больш-ма…/

13 дек. 1921г. – Трактат четырех держав /США, Вел-я, Фр, Яп/ Гаран-л остр-е вл-я его уч-в в бассейне Тих. Океана. Расторгнут Ан-яп. Союз 1902г. Воен. хар-р дог-ра Стабилизирующее воздействие на позиции держав в Тих. Океане.Укреп-е позиций США- по типу «Асс-ии наций»- блок наиб. мощных держав на ДВ против Сов. России/если что/

Д-р пяти держав – 6 февр. 1922г. – США, Вел-я, Яп, Фр, Ит. – об «ограничении морс. воор-й»- 5:5:3:1,75:1,75. Запрещ.- строить линкоры водоизм. бол. 35.тыс, созд. нов. морс. базы, усиливать берег. охрану/иск.- США и Вел-я/ Итог: передвижка сил в пользу США, Вел-я идет на сущ-е уступки. Япония: возражала против пропорции по флоту, но на самом деле – соотн-е сил было дост-но благоприят-м для Яп.

Д-р девяти держав - 6 февр. 1922г. – проблема Китая на Ваш-й конф-ии. Лицемерно провозгл-н принцип суверенитета и терр-й целостности Китая. По существу:

Формир-е единого фронта импер-х держав против нац-освободит. Движ-я в Китае.

Противор-я в ходе Ваш-й кон-ии ускорили осв-е совет. ДВ. Переговоры в Дайрене: вывод яп-х в-к с тер-ии Вост. Сибири и полное освоб-е в 1922г. от интер-в.

 

2. Противоречия Версальско-Ваш-й системы/целый комплекс д-ров, созд-й в ходе послевоен. мир. урегулиров-я/ Версал-я система – пробл. Зап. Европы, интересы держав в Афр. и на Ближ. Вост.; Вашин-я – против-я на ДВ и в Тих. океане в интересах США: империал-й передел мира, + начало ревизии Версаля. Рез-ты кон-ии: США удалось добиться признания принципа «св-ды морей», осл-ть Вел-ю в качестве вел. морс. державы, потеснить Яп в Китае, добиться утвер-я принципа «рав. возможностей», но стратегия полного господства США на ДВ была реализована лишь частично. Яп сохр. дост. сильные позиции. Остр. хар-р противор-й м/д европ-ми держ. 1921-22 – под эгидой Фр. Сложилась Малая Антанта /Чехосл-я, Румыния, Югосл-я/ - цель Фр: утвер-е влияния в послевоен. Европе + против Сов России.

Версал система завершила процесс послевоен мир урегулир-я, перехода от в-ны к миру и подготовила усл-я для врем-й относит-й стаб-ии кап-ма и в сфере м/о.


7.

План Дауэса и Локарнская конференция.

1.Усиление в 20-е гг англо-амер-х противоречий.

Эконом экспансия США в странах Лат Америки/все энергичнее вытесняют Анг- ожесточенная борьба м/д ними за завоев-е господ-х поз-й во всех сферах жизни латамер-х стран – перевес в сторону США. - Ослабевали позиции Англ в мир экспортной торговле- серьезная угроза м/д позициям Анг. + Противор-я м/д Анг и США и Яп в бассейне Тих океана, на ДВ, особенно в Китае./ но их объед-ет на время кит рев-я 1924г, признание США реакционной клики Чан Кайши в 1927г в качестве центр прав-ва Китая/ - опять борьба – предмет: вопрос о морских вооружениях. Д-р пяти держав стал исходным пунктом нового тура гонки мор-х воор-й. Анг и Яп увеличивают тоннаж крейсерского флота. В ответ США добились в 1927г созыва нов м/д конф-ии в Женеве – неск-ко недель бесплодных дискуссий.

Последствия «Рурского кризиса»1923г: значительно изменилось соотношение сил крупнейших держав в Евр – реакция США и АНГ на крах ФР: выдвинули собственный вариант решения репар-й проблемы:

 

2. Создание м/д комитета экспертов во главе с амер-м банкиром Чарлзом Дауэсом/гл причина – невозможность Герм выплач реп-ии/ для выработки предложений о методах сбалансир-я бюджета Герм, стабилизации ее валюты и обеспеч-я более проч базы для выплаты ею реп-й. Реком-ии ком-та /план Дауэса/ в авг 1924 были утвер-ны спец коферен-й союз-х держав, созв-й для этой цели в Лондоне:

- немедлен-е предоставл-е Герм круп м/д займа/800 млн зол марок/ - для восстановл-я эк-ки Герм и стаб-ии ее фин-й системы/вос-е зол-й марки/ - осенью 24г – появ тверд валюта: тверд зарплата, появ возм-ть для инвест-я;

- на неск-ко лет ежегод-е репар-е платежи Герм были знач-но снижены;

- общая сумма реп-й ост-сь без изм-й – 132 млрд зол марок;

- не фиксир-сь нов-м реп-м планом сроки их окон-ной выплаты.

- Осн-е источники реп-х плат-й Герм: за счет средств гос бюджета/введение выс косвен налогов на предметы шир потреб-я; отчисл-яот приб-й гем-х ж/д и пром ком-й.

Итог: гл-я роль в реш-ии реп-го вопр перешла к США и Анг, Фр- опущена.

Силное укреп-е поз-й США в Евр.

Для Герм – благодаря плану Д созданы возм-ти для маневра в реп-м вопр, т к теперь она не боится Фр. + круп ин-е займы позволили приступить Герм к быстрому вос-ю ее эк-го потенциала – план Д постепенно созд-л все усл-я для расшат-я Верс-й системы.

 

3. Окт 1925г м.д кон-я в Локарно/Швейцария/ - уч-ки: Анг, Фр, Бел, Герм, Ит, Польша, Чехословакия. – серия важных согл-й, кот-е стали своеобр-й полит надстр-й плана Д.

Гл рез-т: закл-е Рейнскогог гаран-го пакта:

- Герм, Фр, Бел – обязат-во сохр-ть в неприкоснов-ти установ-е Вер-м д-м зап границы Герм и статус демилитар-й Рейн-й зоны.

- Возмож-е конф-ты м/д Герм и Фр, Бел должны отныне реш-ся системой соответ-х арбитр-х согл-й.

- Роль гарантов Р-го пакта и примык-х к нему дог-в взяли на себя Анг и Ит.

Локар-я кон-я и ее реш-я – кру-я внешнеполит-я победа Анг:

- еще большее ослаб-е поз-й Фр;

- сущ-но ослаб-на сис-ма европ-х союзов, созд-я Фр после 1МВ;

- стрем-е Анг направить буд-ю агр-ю Герм на Восток, против СС.

Герм больше всего выиграла от заключ-я Локар-х согл-й:

- ликвид-ла окончат-но угрозу закл-я гаран-го д-ра против Герм, на чем пост-но наст-ли пред-ли Фр;

- право на вст-е в Лигу Наций/принята в 26г./ - Герм офиц-но возвр-н статус вел державы;

- отказ Лок-й кон-ии гар-ть неприкос-ть границ Польши и Чех-ии пред-л Герм св-ду рук на В /реваншист-е планы/

Укрепл-е внешнепол-х поз-й Герм-ии- большая самост-ть внешнепол-го курса/вхождение в антисов-й блок/

Дальнейшее осл-е Верс-й системы!

Герм добивается пересмотра плана Д и сущ-го сокр-я реп-х обяз-в – в авг 1929 на м/д кон-ии в Гааге – план Юнга/пред-ль США/:

Общ сумма реп-й сниж до 113,9 зол марок, ежегод платежи Герм – 2 млрд марок, все виды ин-го кон-ля над эк-й Герм отменены.

9.

До IМВ

Германия (DE) – в числе самых развитых кап. стран.

Полит. структура. Глава – император = главнокомандующий = назначает и смещает канцлера (главу пр-ва) = собирает и распускает парламент (= 2 палаты, бундесрат, целиком назначаемая (представители земель) и рейхстаг, избираемая).

Германская империя = 22 монархии и 3 вольных города (Гамбург, Бремен, Любек). В землях = свои ландтаги и конституции. Самое крупное образование = Пруссия.

Соц. структура, хар-ная для высокоразв. страны. Соц. противоречия: до 1,7 млн. стачечников. Массовое проф. движение.

В к. XIX – н. XX вв. в DE усилена социальная защищенность. Страхование, пенсии по старости (с 1880-х). Воскресный отдых, запрет труда детей и 11-часовой раб. день для женщин (с 1890-х). Социалисты получают

СДПГ. Провозглашает идею обобществления кап. собственности. Сильно реформистское (оппортунистское – от opportunity, возможность) крыло СДПГ = возможность классового мира между рабочим и предпринимателем. Лидер – Бернштейн, лозунг – «Движение – все, конечная цель – ничто». Движение = решение конкретных проблем класса. Многие лидеры СДПГ – сторонники Б.

Итог: 2 течения в СД Германии = (1) завоевание пролет. полит. власти и социалистическая трансформация + (2) сглаживание противоречий с помощью

1916 г. – левая группа «Интернационал» внутри СДПГ, позже приняла название группы «Спартак».

Апрель 1917 г. – раскол СДПГ. Вышла Независимая СДПГ, центристы.

После IМВ

v Обострены все социальные противоречия.

v Сложилась система государственного регулирования экономики.ъ

v Усиление монополистического капитализма.

v ­ вовлеченности женщин и подростков экон. и полит. жизнь

v экономика расшатана, только 57% довоенного уровня в 1918 г.

v 7.000.000 потерь после IМВ (убитые + пропавшие без вести)

v ­ стачечного движения

Предвестники

Январь 1918 г. – всеобщая забастовка. 50 городов. Требования мира. Возник ин-т «революционных старост», попытки создания советов. Полевение раб. класса.

Правое крыло СДПГ (Эберт, Легин, Шейдеман и др.) опасалось полевения. Говорили о неприемлемости социализма в Германии. Левые утверждали, что социализм утверждает сам по себе. Утверждается идея «немецкого пути» к социализму (НСДПГ, Каутский, Гильфердинг, Гаазе, Бернштейн): без насилия, без классовой борьбы. Сама обстановка подтолкнет к преобразованиям.

В 1918 г. Каутский и Бернштейн считали, что IМВ создала неблагоприятные условия для завоевания власти революционным путем. Настаивали на реформистском пути. Немецкий пролетариат не подготовлен к социализму, будет строиться долго. Предостерегал, что «диктатура низших слоев расчистит путь лишь к диктатуре сабли».

НО идеи К. и Б. рассматривались как правоцентристские левыми рук-лями СДПГ (Р.Люксембург, К.Цеткин, Фр. Меринг и др.). Выступали против войны.

1918 г. - группа «Спартак» (Карл Либкнехт и др.) присоединяет к себе др. левые течения (социалисты Бремена (И.Книф и др.), Гамбурга и т.д.).

Октябрь 1918 г. – «Спартак» собирает конференцию, тема – «Народная революция в Германии». Требования: коренные демократические преобразования в соц.-эк. и полит. сфере, социалистическая революция. По сути – путь российских большевиков.

НО положение Германии ¯, военная катастрофа Германии приближается.

3 октября 1918 г. – коалиционное демократическое пр-во в Германии. Курс на «этический империализм»: либеральный курс во внутренней политике, сотрудничество с левыми. Самых правых социал-демократов, Шейдемана и Бауэра, позвали в пр-во.

Язьков: сложилась революционная ситуация.

 

Коротко о том, что было до:

Германия до 1МВ. Бурное развитие после 1871 (создание империи). Индустриальное и достаточно развитое об-во. Развитая структура экономики, высокая концентрация. Высокие темпы развития экономики. Промышленных рабочих -14,5 млн. к началу войны. 72% связаны с пром. пр-вом. НО в профсоюзах - 2,5 млн. Много пережитков - юнкерство, сохранение монархии и монархических клик. Конституция 1871 - одна из самых недекократических. Избирательное право только у мужчин с 25 лет, военныене голосуют, в Пруссии - 3-ступенчатый имущесвенный ценз. В условиях войны обострялись как реакционные, так и демократические тенденции. Вся власть - в руках Генштаба (Гинденбург, Людендорф).

Всеобщая январская стачка 1918 г. - 1,5 млн. чел.

После успешных операций Антанты - положение изменяется. Август-сентябрь 1918 г.

Новое правительство принца Макса Баденского. В правительство включены и представители С-Д. Надеялись,что это успокоит. НО напротив -теперь недовольство всеобщее.

 

Ход и этапы революции

Этапы – по лекциям. В учебнике 1989 г. – 4 этапа (3-10.XI, XI-сер.XII 1918 г., XII.1918 – II.1919, II.1919-6.V.1919).

3-10 ноября 1918 г. - первый этап революции. Свержение монархии и установление республики.

Конец окт. 1918 г., Киль – военно-морской флот получае



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.016 с.)