Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новейшая история стран Европы и Америки↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Новейшая история стран Европы и Америки Часть Первая
Иногда «новейшую историю» именуют третьим и даже четвертым периодом новой истории. Периодизаций много, одна из них: 1 период - от Англ. рев. 1640-х гг до 1789, т.е. Вел.Фран.рев; 2- от нее до 1870 и фр-прус. войны, далее – новейшая история Другая: до 1914, затем – новейшая история Еще одна: до событий 1918 (окончание I Мировой) и далее новейший период. Характерная черта его – создание новой, отличной от кап-ма 19 в. и монопол. кап-ма начал 20 в. типа капитализма – государственно-корпоративно-конкурентного Периодизация - 4 этапа
Экономика 1918-1945 Замедление темпов, т.к. кризисы перепроизводства: 1920-1921, 1929-1933, 1937-1938, причем фазы подъема сокращаются, а фазы депрессии и кризиса в каждом цикле возрастают. Кризис 1929 был самым крупным во всей истории Европы и США. После него – усиление позиций США, падение удальн. веса в мировой экономике Англии и Фр. Реваншизм в Германии: требуются новый передел мира, новые рынки сбыта. Эконом-экспансион. устремления у Италии. и Яп. Антагонизм внутри стран-победительниц в I Мир.в-не отошел назад, а антагонизм между странами – вперед. Стремление переделить мир. Шло создание гос- кап- собст-сти и госсектора экономики. Это не превратило ее в общественную (даже в СССР уничтожение част. соб-сти не сделало соб-сть общественной!). Рождение промышленной бюрократии, кот. стала заправлять всем. Наемные работники - по-иному отчуждены от соб-сти, они все чаще не ощущали своей ущербности, объединен. в профсоюзы, кот способны защищать их. То есть шла своеобразн. «социализация» капитализма Социальные отношения – по учебнику 1989! устарело! 1917 - ВОСР, 1919 - создание КомИнтерна = события, оказавш. влияние на социальн. отношения внутри стран Европы и США. Повсеместно (где еще не возникли) – компартии. 1929 - VI Конгресс Коминтерна – курс на соцреволюции во всех странах (немец. песня: «наш лозунг – Великий Советский союз!») 1935 – VII Конгресс Коминтерна – оценка фашизма и его опасности За период выросла численность раб-движения. Число членов профсоюзов выросло в 4 раза по сравнению с 1914 г. Раб-движ и активность проф-ов возрастали в периоды ухудшения экономич. ситуации. В стачках ежегодно уч-ло в среднем около 6 млн. чел. Чтобы снизить накал противостояния – расширение социальной политики в Европ. странах и США: до 11,3% ежегодно тратилось на нее, в 25 гос-вах ввели пенсион. обес-ние, страховки по болезни. Но раскол ра-движ., возникший еще в 1914, преодолеть не удалось. Только –ы с фашизмом относительно сплотила раб-движ. Политич. стратегия властей – по тому же учебнику 2 метода – (1) насилия и (2) реформ и уступок – модифицировались. Сотруд-во с либ-реф. верхушкой раб-движения. Варианты: -> В США 2-партийная система – хорошо «выпускала пары», не позволяя возникать противостояниям. -> В Европе – др. модель: коалиционн. прав-во с участием лидеров социалист. партий. В ряде стран – с=д-ты у власти (в период Веймарской бурж. республики в Германии, в Швеции в 1920 г. и с 1932-1972, т.е. 40 лет с=д у власти, в Норвегии с 1935 – 30 лет, дейбористы в Англии 1924 и 1929-1931, 1936 – Луи Блюм во Франции, социалист, сформировал прав-во Народного фронта) v В ЛатАмерике – реформы провод-сь нац-либ буржуазией В чем причины сближеня с=д и бурж=реформ. сил? 1. уверенность в том, что госуд. вмешат-во – благо (для с=д – это усиление социальной политики, для бурж=реф – путь преодоления противостояний) 2. при этом критич. отношение к госуд-монопол. регулированию – рассмотрение его как временной меры, типичной для кризисных периодов. Средством «модернизации кап-ма» и те, и другие не считали 3. общность взглядов на пути преодоления кризиса 4. усиление исполн. власти в европейск. странах и США и некоторое ослабление роли представительных учреждений, осуждение кулуарных решений государственных дел (в элитарных кругах, в тайне от общ-ва) 5. возрастала роль партийной верхушки в рабпартиях 6. укреплялись легальные формы урегулирования конфликтов Проявлением кризиса традиц. либерализма оказалось в рассм. период возникновение фашизма. Первая волна 1919-1923 – становление его, сосуществование с урж=либ институтами; с начала 1930-х – вторая волна, нацист. диктатура в Германии, укрепление позиций правых сил во всех странах (Особенно: Португалия – О.Салазар – 1932 – режим, похожий на режим Муссолини, Герм, Итал, Испания…). В Центр. и Юж. Европе – военно-авторитарные режимы (т.к. незаверш-сть б=д преоразований, пережитки феодализма, помещич. землевлад). Болг, Венгр, румын, Греция, Албания, Югославия – конституц. монархия, многие монархи тяготели к фашист. гос-вам (Болгария). Фашизму сочувствовали Венгрия)режим генерала М.Хорти), Польша (режим «санации» с 1926), Албания (режим А.Зоргу), в Болгарии к концу 30-х режим «цанковщины». Диктаторские режимы Кубы, Бразилии, Чили, Венесуэлы. Все было сметено в 1945, только в Испании и Португалии продержались до 1960-х гг. Культура 1920-е – развитие гражд. авиации 1930-е – звукового кино. Измение места и роли технич. средств дома (пылесосы, холод-ки). Техницизм в искусстве и культре. Появляется тип «офиц.-государ-ой культуры». Ей противостоит аавнгардизм – в лит-ре и иск-ве. Фрейдизм и его влияние. Экзистенциализм М.Хайдеггера (проблема сущест-ния челвоека в кризисных ситуациях). О.Шпенглер – круговорот цивилизаций от катастрофы к катастрофе. В науке – упадок бурж-либер. направления в истории, усиление соц=демокр. направления: Ж.Лефевр – интерек соц-эк. факторам в истории Л.Февр и М.Блок – изучение «длительных процессов развития», истоки школы Анналов Дж.Тверельян – Англия – эволюционистск. направление Дж.Тойнби – Англия – рождение и гибель цивилизаций Г.Мейер – Германия – первые исследования рабочего движения Школа Дж. Коммонса в США – изучение профсоюзного движения
2. Возникновение и развитие системы госрегулирования экономики С конца 19 в. создание крупных картелей, синдикатов, трестов, корпораций вело к возникновению: 1 ЭТАП – наряду с индив., частной соб-стью – различных форм коллективной капит. соб-сти (акционерной, корпоративной). 2 ЭТАП - государственного сектора экономики и государственной кап. соб-сти. Возникновение госуд. кап. собст-сти означало: · сохранение отчужденности производителей от соб-сти и отстутствие у них новых моральных стимулов к эффективному труду (со временем острота этого противоречия сглаживается) · развитие промышленной бюрократии, инт-та менеджеров (управителей) · большая социализация общественных отношений, в связи с разработкой законодательства о труде – большая их открытость 1914-1918 - переход гос-кап-ма в ГМК произошел в годы I Мировой, она ускорила все процессы: - госконтроль за транспортом (особенно ж/д), связью (телеграф, телефон), благоустройство (освещение, водопровод, городской транспорт) - ограничение гос-вом производства товаров мирного потребления - замена рыночной системы централизованной системой распределения сырья, мат-лов, оборудования - регилирования производства - нормирования потребления путем введения карточной системы - уставновлении прямого госконтроля за внешней торговлей - принудит. и скорейшее разрешение трудовых конфликтов путем введения легальных уступок В наибольшей степени госрегулирование развилось к 1918 г. в Германии (финансовая буржуазия + юнкерство+бюрократия = Отдел по снабжению сырьем, кот. опирался на «военные общ-ва», которые рук-ли отраслями пром-сти). Принудит. хар-р. Строгая центр-ция. В США в годы войны возникло Военно-пром. бюро, кот. занималось распредлением заказов. Управления по судоходству, дорогам, топливу. Военно-финансовая корпорация – все вопросы финансирования. Внешторг – тоже под контролем. В отличие от Гер., здесь госрегулирование носило частичный хар-р. Основаня форма госрегулирование – военные субсидии и заказы В России государственное регулирование насаждалось в годы войны сверху и сверху же и создавались все органы управления экономикой («Особое совещание по оброне» и проч.)
1918-1929 – то есть ПОСЛЕ войны - во всех странах оказались отменены стеснительные для буржуазии военные формы и методы экономического регулирования. Зато получили распространение 1) кредитно-финансовая деятельность гос-ва (последствия войны перелагались благодаря ей на плечи простых людей посредством инфляции – а монополии получали субсидии). 2) Другая форма госрегулирования – финансовые мероприятия для спасения тех стран, в которых капитализм оказался на грани катастрофы (план Дауэса, план Юнга) 3) обеспечение идеологического обоснования позитивности гос-моноп. тенденций (ведет к «демократизации капитала», то есть участию рабочих в дележе прибылей = «Современная экономическая революция» - 1926 г издания – автор Томас Кравер, США) 1929-1939 – в ходе мирового экономического кризиса и после него – спасение монополий и их прибылей: 1) средства госбюджета расходовались на «оздоровление» обанкротившихся банков в форме кредитов для них (выбирались курпные банки) 2) прямая поддержка путем скупки акций по ценам, превышавшим их рыночный курс 3) к этому относятся
Вариантом развития гос. регулирования кап. экономики был фашистский вариант в Германии, который противополставлялся буржуазной деморатической свободе, осн-н на: 1. укреплении монополистического капитала 2. жестком подавлении всех проявлений недоволсьтва, создании милитаристск. формир-й 3. принудительном труде в тех отраслях, приоритетность которых определяло гос-во. 4. С/х рабочие в этих условиях были фактически прикреплены к земле. 5. Закон о картелях принудительно включал в них мелкие и ср. предприятия (1933). 6. Крайняя централизация, создание «Организации промыслового хоз-ва»,. кот. подчинялись пром-сть, энергетика, торг., ремесла, банки, страховое дело 7. Полное слияние гос-ва с финансовым капиталом. 8. Полный контроль за внешторг – «Генеральный Совет немецкого хоз-ва» 9. Вместо всех партий – единая орг-ция «Немецкий трудовой фронт», следит за выполнением трудовой повинности
1939-1945 – война, как всегда, усилившая госуд-моноп. тенденции. 1) создание гос-моноп. орг-ций (Герм. –военно-хоз. объединения, Япония – контрольные ассоциации; США – Управл-е по делам воен. произ-ва, Англия – контрольн. управления) 2) финансовые олигархи – на ведущих госуд. постах 3) принудительное картелирование и синдицирование 4) широкое строит-во военных предприятий 5) передача военных заводов монополиям за ничтожную компенсацию 6) госзаказы 7) централизованное снабжение сырьем, мат-лами 8) контроль за внешторгом 9) контроль за мобилизацией и распред-ем рабочей силы 1946 – в США создан «Комитет экономчиеских советников» - узаконение ответ-ти главы гос-ва за состояние экономики
3. США «Четырнадцать пунктов Вильсона». Послание прездента конгрессу, 8 января 1918 г. · отмена всех тайных договоров между странами Антанты, заключенных в годы IМВ c целью передела колоний и сфер влияния · обеспечение свободы мореплавания · отмена всех таможенных барьеров и признание принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» · справедливое решение колониальных проблем и признание права колониальных народов на независимость · ограничение вооружений · открытые и гласные переговоры о заключении мира с Германией и ее союзниками · создание международной организации по охране мира – Лиги Наций US историография: план Вильсона исключительно миролюбив и благороден; США не планировали передела мира и империалистических захватов; стремились к мировому порядку, основанному на свободе, демократии и справедливости. Сов. историография: демагогия, вуалирующая империалистические планы США; ничем не лучше европейский держав. Язьков: план = отражение империалист. намерений США. ü Нужна отмена тайных договоров, т.к. США могли быть обделены. ü «Открытые двери» и «= возможности» - для укрепления экон. господства США ü Освобождение колониальных стран – для доступа на закрытые и неосвоенные рынки. США готовятся к неоколониализму – экономической зависимости. ü- Лига Наций – США хотят стать мировым арбитром. - экспансия, но в иной, более продвинутой, нежели европейская, форме. Цель программы США = мировая гегемония Америки. НО только ли империалистические основания у плана? Нет, не только. В мире социалистическое и национально-освободительное движение и этим популистским идеям надо противопоставить что-то новое, но основанное на капитализме. Þ демократические идеи нового мирового порядка, демократии под эгидой Лиги Наций США также не заинтересованы в ослаблении Германии. Хотели создать из нее противовес Англии и Франции. + опасность распространения рев. идей после рев. 1918 г. Þ надо помочь немецкой буржуазии. ИТОГ: программа Вильсона = глобализм + либерализм = либеральный экспансионизм. Впервые в истории страны президент уехал за границу на длительный срок. Планы Вильсона неприемлемы для соперников на конференции. Англия. Добилась того, ради чего вступала в IМВ: Германия ослаблена и выведена из числа великих держав. > часть колоний Германии = английские. Ликвидировано нем. влияние в Турции и на Бл. Востоке. Задача Англии: узаконить военную добычу и могущество Британской империи. Естественно, против усиления США Þ против установления «нового мирового порядка» через Лигу Наций, против «открытых дверей» и «равных возможностей». Ллойд-Джорж, правда, понимал, что реформы все равно нужны Þ поддерживал идею Лиги Наций. НО главная цель ЛН – в сохранении status quo, охране колониальной системы, охране Британской империи. Англии не выгодно чрезмерное ослабление Германии. Хотела избавиться от нее, как от колониальной и морской державы, а не как от крупной державы вообще. Политика «равновесия сил» в Европе. UK нужно было, что бы в Европе было min 2 крупных державы, тогда она смогла бы играть роль арбитра. НО Англии нельзя допустить усиления Франции. Ослабленная, но не «убитая» Германия – антифранцузский противовес – «не слишком сильная FR» и «не слишком слабая DE». Франция Тоже против США. Но есть и противоречия с Англией по вопросу экс-колоний Германии и владений Турецкой империи. Между UK и FR – постоянная борьба за территории в Африке и на Ближнем Востоке. НО все равно вместе с UK против US. Особенно непримирима в борьбе против «нового мирового порядка» «мира и справедливости». Клемансо – политик старой империалистической закалки, считал «н.м.п.» утопией и демагогией, активно боролся за колонии. В принципе, не отрицал и идею созд. ЛН. Но идеи использования ЛН как «инструмента мира и сотрудничества между народами» отвергал. Считал, что FR должна использовать ЛН в своих интересах, опираясь на сильную сухопутную армию. Франция стремилась к ослаблению Германии, т.к. сама хотела быть гегемоном в Европе. Фр. требовала передачи ей всего левобережья Рейна и выдвинула план расчленения Германии на ряд сравнительно мелких государств.
Борьба на Парижской конференции Лига Наций Вопрос за очередность вопросов. Фр., Ан., Ит., Яп.: давайте делить колонии! США: нет, сначала надо обсудить устав ЛН, принять его и сделать основой мирных договоров с Герм., установив, тем самым, новый мировой порядок… Клемансо: нельзя связывать ЛН с мирными договорами! Ллойд-Джордж: связать-то можно, но устав принимать – дело долгое, а колонии-то делить сейчас надо… Вильсон настаивает на своем. Иначе, говорит, несправедливо. ИТОГ: по вопросам ЛН – спец. комиссия. Ан. и Фр.: включить в комиссии и делегатов малых стран (хотели затянуть и усложнить работу). Вильсон: ОК, но тогда я буду председателем комиссии. Комиссия начала работу 3.II.1919, а уже 14.II.1919 Вильсон представил основы устава. Утверждение же устава намечалось на IV.1919. Две победы Вильсона: устав Лиги Наций будет частью мирных договоров; все мирные договоры будут основываться на «14 принципах Вильсона». НО эти решения еще предстояло проинтерпретировать.
Германия: репарации 1) Германия – инициатор войны Þ пусть платит репарации 2) Вопрос о том, кому сколько – споры Франция: общая сумма репараций – 480 млрд. золотых марок. Астрономическая сумма. Ø возможность держать немецкую экономику под контролем Ø буржуазия рассчитывала на часть репарационных платежей Англия, США – нет, ну что вы… 50-100 млрд. золотых марок max Вопрос о доле. Франция: нам 58%, Англии 25%, остальным – 17%. Ллойд-Джорд: Франции 50%, Англии 30%, остальным – 20%. Вильсон на репарации не рассчитывал, но пытался помирить Францию и Англию: 56% Франции, 28% Англии, 16% остальным. Споры настолько острые, что до конца вопрос так и не решили.
Германия: колонии и бывшие турецкие владения Английские доминионы и страны, подчиненные Франции: пусть наши метрополии все поделят между собой. НО просто так присоединить новые колонии нельзя – вспыхнет нац.-осв. движение повсюду. Надо искать более цивилизованные пути. Новый принцип: мандатная система. Провозглашалось, что спорные территории больше не будут колониями. Но они, в силу отсталости и неподготовленности, не могут получить сразу политическую независимость. Поэтому нужна система мандатов на эти территории на срок, необходимый для подготовки к независимости. Но кто получит мандаты? Кто их будет выдавать? На каких условиях? Вильсон: давайте обезличим и отдадим Лиге Наций. Ан., Фр. – категорически против. Добились, чтобы мандаты на управление передавались той или иной крупной державе; решение о выдаче принадлежит мирной конференции = «большой тройке», а от имени ЛН они только вручаются. Территории разбили на 3 группы: A) владения Турции на Арабском Востоке: Сирия, Ливан, Палестина, Трансиордания, Ирак. Формально независимы с правом на участие в административном управлении. Но подмандатны. B) бывшие колонии Германии в Восточной Африке (Танганьика), Центральной Африке (Руанда-Бурунди), германская Юго-Западная Африка. Нет даже формальной независимости. Управляются мандатами на условии запрета торговли рабами, оружием, алкоголем и защиты свободы совести местного населения. C) бывшие колонии Германии в Западной Африке (Того, Камерун) и в Тихом океане (восточная часть Новой Гвинеи с островами, западная часть Самоа, островные архипелаги севернее экватора – Каролинские, Марианские, Маршалловы о-ва). Управляются мандатом на основе законов государства, владеющего мандатом. ИТОГ: империалистические планы Клемансо (в меньшей степени – Ллойд-Джорджа) реализуются, более цивилизованные идеи Вильсона отвергнуты.
ИТОГ: ожесточенные споры по всем вопросам. Вильсон грозится уехать, несколько раз заказывает теплоход на Нью-Йорк; Ллойд-Джордж и Клемансо тоже пугают и ругаются. НО «призрак большевистской России почти ежедневно бродил по залам мирной конференции» Þ пришлось договориться, чтобы революция не перекинулась на Центр. Европу.
28 июня 1919 г. – в одном из дворцов Версаля подписан мирный договор с Германией, Версальский договор. В 1919-1920 гг. – мирные договора с бывш. союзниками Германии: Сен-Жерменский – с Австрией, Трианонский – с Венгрией, Нейиский – с Болгарией, Севрский – с Турцией.
Þ создана Версальская система послевоенного устройства мира
5. Планы держав и Версальская система Перед IМВ: изменения в капитализме, нац.-осв. движение, стремление к социализму. Нужны коррективы системы МО, интернационализации и цивилизованности. UK и FR не могли полностью отвергнуть предложения США. Þ новые черты МО: Лига Наций, принципы международного сотрудничества, Международная организация труда при Лиге Наций для решения проблем труда и капитала, мандатная система Þ НО консервативные черты: санитарный кордон из Прибалтики у Сов. России, помощь буржуазии Германии, передел территорий для малых держав по решениям «большой тройки» (Þ конфликты в Центр. Европе), стремление сохранить колониальную систему Англия Германские колонии, > ex-тур. владения, мандаты. Постоянное место в Совете Лиги Наций и 6 голосов в Ассамблее Лиги Наций (за Канаду, AU, NZ, ЮАС и Индию). Франция Колонии в Африке, мандаты на Ближнем Востоке, сильное или руководящее влияние в европейских проблемах. Факторы: сильная сухопутная армия + система военно-политических союзов с европейскими странами (Бельгия и Польша). Из Чехословакии, Румынии и Югославии – Малая Антанта. Глава репарационной комиссии. 1920, Спа – 52% Франции, 22% Англии, 10% Италии, 8% Бельгии. 1921, Париж – 226 млрд. зол. марок всего Þ протест Германии. 1921, Лондон – 132 млрд. зол. марок – окончательно.
США Столкнулись с противостоянием UK и FR на Парижской конференции, т.к., несмотря на экономическую мощь, внешнеполитически еще слабы. Отставали от Англии по флоту, от Франции – по сухопутной армии. Нет системы внешнеполитических союзов, как у Франции и мощи Брит. империи, как у Англии. Республиканцы недовольны провалом. Получают > на выборах 1918 г. Выступают за изоляционизм (Г.К.Лодж) и нератификацию Версальского договора. Март 1920 г. – отказались от ратификации. Выборы 1920 г. – приход к власти пр-та Гардинга, республиканца. Идея «полной свободы рук» и независимости от каких-либо договоренностей. Август 1921 г. – сепаратный мирный договор США и Германии. Экон. наступление на колонии и Японию Þ Вашингтонская конференция 1921-1922 г. (см. след. билет, если что). 6. Вашингтонская конференция 1921-22гг. Версальско-вашингтонская система. 1.Столкновение интересов Великобритании, США и Японии на Дальнем Востоке. Японская экспансия /укрепила свои позиции на Тихом океане и на Дальнем Востоке, особенно в Китае/ - противодействие Великобритании и США: США - за «интернационализацию» Китая; Вел-я – за традиционный принцип раздела Китая на «сферы влияния». Атмосфера внутри тройки накалилась! /возможность военного столкновения/ Япония – Англо-японский союз 1902г. – против России и США; В свою очередь США – требование выплаты долгов Вел-й, атака брит. сфер влияния в Китае. США, укрепив свои позиции в перв. послевоен. гг., решили взять реванш над Велик-й – идея Ассоциации наций, чт. обеспечить себе преобл. влияние в мире. Вашингтонская конференция-12 нояб.1921г.- 9 держав: США, Вел-я, Фр., Яп, Ит, Бел, Гол, Порт, Китай. / Сов. Россия, Дальневост. Респ. – облом - неудовольство./ Офиц. цель: «огранич-е воор-й», отречение от «тайной дипломатии». Острые дискуссии. /опасность больш-ма…/ 13 дек. 1921г. – Трактат четырех держав /США, Вел-я, Фр, Яп/ Гаран-л остр-е вл-я его уч-в в бассейне Тих. Океана. Расторгнут Ан-яп. Союз 1902г. Воен. хар-р дог-ра Стабилизирующее воздействие на позиции держав в Тих. Океане.Укреп-е позиций США- по типу «Асс-ии наций»- блок наиб. мощных держав на ДВ против Сов. России/если что/ Д-р пяти держав – 6 февр. 1922г. – США, Вел-я, Яп, Фр, Ит. – об «ограничении морс. воор-й»- 5:5:3:1,75:1,75. Запрещ.- строить линкоры водоизм. бол. 35.тыс, созд. нов. морс. базы, усиливать берег. охрану/иск.- США и Вел-я/ Итог: передвижка сил в пользу США, Вел-я идет на сущ-е уступки. Япония: возражала против пропорции по флоту, но на самом деле – соотн-е сил было дост-но благоприят-м для Яп. Д-р девяти держав - 6 февр. 1922г. – проблема Китая на Ваш-й конф-ии. Лицемерно провозгл-н принцип суверенитета и терр-й целостности Китая. По существу: Формир-е единого фронта импер-х держав против нац-освободит. Движ-я в Китае. Противор-я в ходе Ваш-й кон-ии ускорили осв-е совет. ДВ. Переговоры в Дайрене: вывод яп-х в-к с тер-ии Вост. Сибири и полное освоб-е в 1922г. от интер-в.
2. Противоречия Версальско-Ваш-й системы/целый комплекс д-ров, созд-й в ходе послевоен. мир. урегулиров-я/ Версал-я система – пробл. Зап. Европы, интересы держав в Афр. и на Ближ. Вост.; Вашин-я – против-я на ДВ и в Тих. океане в интересах США: империал-й передел мира, + начало ревизии Версаля. Рез-ты кон-ии: США удалось добиться признания принципа «св-ды морей», осл-ть Вел-ю в качестве вел. морс. державы, потеснить Яп в Китае, добиться утвер-я принципа «рав. возможностей», но стратегия полного господства США на ДВ была реализована лишь частично. Яп сохр. дост. сильные позиции. Остр. хар-р противор-й м/д европ-ми держ. 1921-22 – под эгидой Фр. Сложилась Малая Антанта /Чехосл-я, Румыния, Югосл-я/ - цель Фр: утвер-е влияния в послевоен. Европе + против Сов России. Версал система завершила процесс послевоен мир урегулир-я, перехода от в-ны к миру и подготовила усл-я для врем-й относит-й стаб-ии кап-ма и в сфере м/о. 7. План Дауэса и Локарнская конференция. 1.Усиление в 20-е гг англо-амер-х противоречий. Эконом экспансия США в странах Лат Америки/все энергичнее вытесняют Анг- ожесточенная борьба м/д ними за завоев-е господ-х поз-й во всех сферах жизни латамер-х стран – перевес в сторону США. - Ослабевали позиции Англ в мир экспортной торговле- серьезная угроза м/д позициям Анг. + Противор-я м/д Анг и США и Яп в бассейне Тих океана, на ДВ, особенно в Китае./ но их объед-ет на время кит рев-я 1924г, признание США реакционной клики Чан Кайши в 1927г в качестве центр прав-ва Китая/ - опять борьба – предмет: вопрос о морских вооружениях. Д-р пяти держав стал исходным пунктом нового тура гонки мор-х воор-й. Анг и Яп увеличивают тоннаж крейсерского флота. В ответ США добились в 1927г созыва нов м/д конф-ии в Женеве – неск-ко недель бесплодных дискуссий. Последствия «Рурского кризиса»1923г: значительно изменилось соотношение сил крупнейших держав в Евр – реакция США и АНГ на крах ФР: выдвинули собственный вариант решения репар-й проблемы:
2. Создание м/д комитета экспертов во главе с амер-м банкиром Чарлзом Дауэсом/гл причина – невозможность Герм выплач реп-ии/ для выработки предложений о методах сбалансир-я бюджета Герм, стабилизации ее валюты и обеспеч-я более проч базы для выплаты ею реп-й. Реком-ии ком-та /план Дауэса/ в авг 1924 были утвер-ны спец коферен-й союз-х держав, созв-й для этой цели в Лондоне: - немедлен-е предоставл-е Герм круп м/д займа/800 млн зол марок/ - для восстановл-я эк-ки Герм и стаб-ии ее фин-й системы/вос-е зол-й марки/ - осенью 24г – появ тверд валюта: тверд зарплата, появ возм-ть для инвест-я; - на неск-ко лет ежегод-е репар-е платежи Герм были знач-но снижены; - общая сумма реп-й ост-сь без изм-й – 132 млрд зол марок; - не фиксир-сь нов-м реп-м планом сроки их окон-ной выплаты. - Осн-е источники реп-х плат-й Герм: за счет средств гос бюджета/введение выс косвен налогов на предметы шир потреб-я; отчисл-яот приб-й гем-х ж/д и пром ком-й. Итог: гл-я роль в реш-ии реп-го вопр перешла к США и Анг, Фр- опущена. Силное укреп-е поз-й США в Евр. Для Герм – благодаря плану Д созданы возм-ти для маневра в реп-м вопр, т к теперь она не боится Фр. + круп ин-е займы позволили приступить Герм к быстрому вос-ю ее эк-го потенциала – план Д постепенно созд-л все усл-я для расшат-я Верс-й системы.
3. Окт 1925г м.д кон-я в Локарно/Швейцария/ - уч-ки: Анг, Фр, Бел, Герм, Ит, Польша, Чехословакия. – серия важных согл-й, кот-е стали своеобр-й полит надстр-й плана Д. Гл рез-т: закл-е Рейнскогог гаран-го пакта: - Герм, Фр, Бел – обязат-во сохр-ть в неприкоснов-ти установ-е Вер-м д-м зап границы Герм и статус демилитар-й Рейн-й зоны. - Возмож-е конф-ты м/д Герм и Фр, Бел должны отныне реш-ся системой соответ-х арбитр-х согл-й. - Роль гарантов Р-го пакта и примык-х к нему дог-в взяли на себя Анг и Ит. Локар-я кон-я и ее реш-я – кру-я внешнеполит-я победа Анг: - еще большее ослаб-е поз-й Фр; - сущ-но ослаб-на сис-ма европ-х союзов, созд-я Фр после 1МВ; - стрем-е Анг направить буд-ю агр-ю Герм на Восток, против СС. Герм больше всего выиграла от заключ-я Локар-х согл-й: - ликвид-ла окончат-но угрозу закл-я гаран-го д-ра против Герм, на чем пост-но наст-ли пред-ли Фр; - право на вст-е в Лигу Наций/принята в 26г./ - Герм офиц-но возвр-н статус вел державы; - отказ Лок-й кон-ии гар-ть неприкос-ть границ Польши и Чех-ии пред-л Герм св-ду рук на В /реваншист-е планы/ Укрепл-е внешнепол-х поз-й Герм-ии- большая самост-ть внешнепол-го курса/вхождение в антисов-й блок/ Дальнейшее осл-е Верс-й системы! Герм добивается пересмотра плана Д и сущ-го сокр-я реп-х обяз-в – в авг 1929 на м/д кон-ии в Гааге – план Юнга/пред-ль США/: Общ сумма реп-й сниж до 113,9 зол марок, ежегод платежи Герм – 2 млрд марок, все виды ин-го кон-ля над эк-й Герм отменены. 9. До IМВ Германия (DE) – в числе самых развитых кап. стран. Полит. структура. Глава – император = главнокомандующий = назначает и смещает канцлера (главу пр-ва) = собирает и распускает парламент (= 2 палаты, бундесрат, целиком назначаемая (представители земель) и рейхстаг, избираемая). Германская империя = 22 монархии и 3 вольных города (Гамбург, Бремен, Любек). В землях = свои ландтаги и конституции. Самое крупное образование = Пруссия. Соц. структура, хар-ная для высокоразв. страны. Соц. противоречия: до 1,7 млн. стачечников. Массовое проф. движение. В к. XIX – н. XX вв. в DE усилена социальная защищенность. Страхование, пенсии по старости (с 1880-х). Воскресный отдых, запрет труда детей и 11-часовой раб. день для женщин (с 1890-х). Социалисты получают СДПГ. Провозглашает идею обобществления кап. собственности. Сильно реформистское (оппортунистское – от opportunity, возможность) крыло СДПГ = возможность классового мира между рабочим и предпринимателем. Лидер – Бернштейн, лозунг – «Движение – все, конечная цель – ничто». Движение = решение конкретных проблем класса. Многие лидеры СДПГ – сторонники Б. Итог: 2 течения в СД Германии = (1) завоевание пролет. полит. власти и социалистическая трансформация + (2) сглаживание противоречий с помощью 1916 г. – левая группа «Интернационал» внутри СДПГ, позже приняла название группы «Спартак». Апрель 1917 г. – раскол СДПГ. Вышла Независимая СДПГ, центристы. После IМВ v Обострены все социальные противоречия. v Сложилась система государственного регулирования экономики.ъ v Усиление монополистического капитализма. v вовлеченности женщин и подростков экон. и полит. жизнь v экономика расшатана, только 57% довоенного уровня в 1918 г. v 7.000.000 потерь после IМВ (убитые + пропавшие без вести) v стачечного движения Предвестники Январь 1918 г. – всеобщая забастовка. 50 городов. Требования мира. Возник ин-т «революционных старост», попытки создания советов. Полевение раб. класса. Правое крыло СДПГ (Эберт, Легин, Шейдеман и др.) опасалось полевения. Говорили о неприемлемости социализма в Германии. Левые утверждали, что социализм утверждает сам по себе. Утверждается идея «немецкого пути» к социализму (НСДПГ, Каутский, Гильфердинг, Гаазе, Бернштейн): без насилия, без классовой борьбы. Сама обстановка подтолкнет к преобразованиям. В 1918 г. Каутский и Бернштейн считали, что IМВ создала неблагоприятные условия для завоевания власти революционным путем. Настаивали на реформистском пути. Немецкий пролетариат не подготовлен к социализму, будет строиться долго. Предостерегал, что «диктатура низших слоев расчистит путь лишь к диктатуре сабли». НО идеи К. и Б. рассматривались как правоцентристские левыми рук-лями СДПГ (Р.Люксембург, К.Цеткин, Фр. Меринг и др.). Выступали против войны. 1918 г. - группа «Спартак» (Карл Либкнехт и др.) присоединяет к себе др. левые течения (социалисты Бремена (И.Книф и др.), Гамбурга и т.д.). Октябрь 1918 г. – «Спартак» собирает конференцию, тема – «Народная революция в Германии». Требования: коренные демократические преобразования в соц.-эк. и полит. сфере, социалистическая революция. По сути – путь российских большевиков. НО положение Германии ¯, военная катастрофа Германии приближается. 3 октября 1918 г. – коалиционное демократическое пр-во в Германии. Курс на «этический империализм»: либеральный курс во внутренней политике, сотрудничество с левыми. Самых правых социал-демократов, Шейдемана и Бауэра, позвали в пр-во. Язьков: сложилась революционная ситуация.
Коротко о том, что было до: Германия до 1МВ. Бурное развитие после 1871 (создание империи). Индустриальное и достаточно развитое об-во. Развитая структура экономики, высокая концентрация. Высокие темпы развития экономики. Промышленных рабочих -14,5 млн. к началу войны. 72% связаны с пром. пр-вом. НО в профсоюзах - 2,5 млн. Много пережитков - юнкерство, сохранение монархии и монархических клик. Конституция 1871 - одна из самых недекократических. Избирательное право только у мужчин с 25 лет, военныене голосуют, в Пруссии - 3-ступенчатый имущесвенный ценз. В условиях войны обострялись как реакционные, так и демократические тенденции. Вся власть - в руках Генштаба (Гинденбург, Людендорф). Всеобщая январская стачка 1918 г. - 1,5 млн. чел. После успешных операций Антанты - положение изменяется. Август-сентябрь 1918 г. Новое правительство принца Макса Баденского. В правительство включены и представители С-Д. Надеялись,что это успокоит. НО напротив -теперь недовольство всеобщее.
Ход и этапы революции Этапы – по лекциям. В учебнике 1989 г. – 4 этапа (3-10.XI, XI-сер.XII 1918 г., XII.1918 – II.1919, II.1919-6.V.1919). 3-10 ноября 1918 г. - первый этап революции. Свержение монархии и установление республики. Конец окт. 1918 г., Киль – военно-морской флот получае
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.86.104 (0.016 с.) |