Политика «национального правительства» Великобритании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика «национального правительства» Великобритании



 

Весна 1931 – резко ухудшается финансовое положение Англии. Неустойчивое положение £ è «бегство от фунта» - иностранные держатели краткосрочных вкладов изымали их для перевода в более прочную валюту.

Золотой запас страны тает.

 

Март 1931 – правительство создает спец. комиссию по «национальной экономии» (глава – Мэй). Через 5 месяцев – комиссия представила доклад, который:

· предрекал рост дефицита гос. бюджета до £120 млн. и…

· предлагал покрыть его экономией на:

o пособиях по безработице и

o жаловании гос. служащих

ê

волна митингов и демонстраций протеста. Но банки (требовавшие экономии за счет рабочих) настаивали на своем.

23 авг 1931 – раскол лейбористского кабинета (при обсуждении вопроса о снижении на 10% пособий безработным:

· ЗА выступило 11 членов кабинета

· ПРОТИВ - 10)

Премьер-министр Макдональд заявил об отставке правительства. Впервые в мирных условиях было сформировано коалиционное правительство, получившее название «национального». В него вошли сторонники Макдональда среди лейбористов, а также консерваторы и либералы.

Ключевая роль в руководстве страной фактически перешла к консерваторам (хотя Макдональд и Сноуден сохранили посты премьера и минфина).

Новое руководство лейбористской партии во главе с Гендерсоном, став оппозицией, отмежевалось от своих бывших лидеров. Макдональд и Ко были объявлены ренегатами.

Лейбористская партия переживала глубокий кризис – теряла массовую опору в среде трудящихся. Это проявилось на парламентских выборах в 1931 – за них 6,5 млн. (вместо 8,4 млн. чел в 1929). По сравн. с 1929 партия потеряла 241 место в палате общин. è все это – серьезное политическое поражение.

Новое «национальное правительство» опять возглавил Макдональд.

 

Главная цель политики «национального правительства» (надоело – дальше будет «НП») - попытка выйти из кризиса. (по старому учебнику – переложив все бремя этого кризиса на плечи трудящихся).

Первый шаг:

реализация предложений комиссии Мэя:

1. пособия безработным ê на 10%

2. в ноя 1931 – закон о «проверке нуждаемости» (запрет выдачи пособий тем безработным, кто находился на иждивении своей семьи)

осень 1931сокращение жалования государственным служащим, прежде всего учителям и военным морякам. Лозунг – «равенство жертв», но на самом деле все было не равно: офицерам ê жалование на 5%, рядовым матросам – на 25%. Те - отказались выходить в море.

1931отмена золотого стандарта фунта стерлингов. Говорили, что мера временная (для того, чтобы спасти тающий золотой запас страны), но вернуться к зол. стандарту уже не смогли. Курс £ неуклонно ê (через полгода – уже 2/3 о прежнего паритета)

1931-1932 – ряд законов об обложении таможенными пошлинами в размере не немее 10% стоимости всех видов ввозимых в Англию товаров. Итог – положительный. Т. к. внутренний рынок огражден от иностранной конкуренции, é промышленность, улучшен платежный баланс за счет сокращения импорта.

Итоги (промежуточные в этом вопросе):

Позиции британского капитала укрепились. Благодаря:

1. наступлению на жизненный уровень трудящихся страны

2. использованию огромных ресурсов колониальной империи

3. усилению государственного вмешательства в экономику.

Плюс к 1934 страна вышла из экономического кризиса.

 

Вторая часть

 

(По учебнику 1989) – как в период экономического кризиса 1929-1933, так и после выхода из него во внутренней политике «НП» - реакционные тенденции. Например:

1934закон о «подстрекательстве к мятежу», к-рый расширял права полиции (на обыски, аресты). Направлен он против роста радикальных настроений в армии и флоте, а на деле – против всех демократических сил.

1937 – закон об «общественном порядке» предоставил властям полномочия по ограничению свободы слова, митингов, собраний и шествий. На практике применялся против рабочего движения.

Но все же иногда прав-во шло на уступки рабочим.

1934 – новый Акт о страховании и безработице, упорядочивший формирование страхового фонда.

1938 – закон о введении недельного оплачиваемого отпуска

Но все это было ограниченно:

· закон 1934 оставил как есть всю бюрократическую систему получения пособия по безработице

· так и не был отменен антипрофсоюзный з-н 1927

· а з-н о введении оплачиваемых отпусков принят уже после того, как рабочие уже вырвали эту уступку у предпринимателей

 

В руководстве «НП» тоже происходили изменения (реакционного характера, как считает учебник 1989).

1935 – Макдональд уступает кресло премьера лидеру консерваторов Болдуину. На новых выборах консерваторы одержали внушительную победу, и вновь сформировали «НП».

Лейбористская партия несколько оправилась и вновь стала ведущей партией оппозиции. Впервые членом английского парламента стал коммунист Уильям Галлахер.

 

Внешняя политика

После прихода к власти в Германии фашистов в Англии ощущается é военной угрозы.

1934 – проведен «плебисцит мира» - опрос общественного мнения в Англии è подавляющее большинство выступило за:

· создание системы коллективной безопасности

· действенные санкции против агрессоров

Но «НП» не особенно то противодействовало фашистам. Особенно это заметно после смещения Болдуина Н. Чемберленом. // шли военные приготовления (апр 1939 – впервые в мирн. условиях введена всеобщая воинская повинность).

Во в.п. 30-х продолжалась нормализация отношений с доминионами.

1937 – вновь обострился англо-ирландский конфликт. Ирландский парламент принял конституцию, провозгласившую независимость. é нац-освоб. движения.

В итоге в 1938 – Англия:

· признала Ирландскую республику

· прекратила таможенную войну

· вывела с терр-ии Ирл. войска

но:

· системой соглашений о сотрудничестве в оборонительных вопросах ограничен внешнеполитический суверенитет Ирландии

 

Вообще во ВП é проблема борьбы с нац-освоб. движениями в колониях и зависимых стран (колонии бесило то, что с доминионами отношения-то налаживаются, а с ними – нет).

Англия продолжала держать свои войска в Египте и контролировать его финансы. Навязали Египту в 1936 новый кабальный договор.

1935 – Акт об управлении Индией, завершивший процесс разработки «конституции» для нее. тог – совершенствование механизма колониального владычества в Индии.

 

Реакционность курсы ВП:

1935 – военно-морское соглашение с Германией, разрешавшее ей создание надводного флота в размере 35% тоннажа британского флота и подводных лодок в размере 45% подводного флота Англии.

Англ. прав-во не оказало противодействия фашистской агрессии Италии в Эфиопии.

Во время нац-рев. войны в Испании провозгласило пол-ку «невмешательства». Нет реакции и на войну в Китае, на присоединение Австрии к Германии.

1938 – Англия стала одним из инициаторов мюнхенского сговора, положившему начало разделу Чехословакии.

 

43.

Борьба против реакции и фашизма во Франции и создание Народного фронта

Французский фашизм. Во Франции, в отличие от Германии, Австрии, Италии и Испании, фашизм не имел таких глубоких исторических предпосылок. Французский фашизм обладал гораздо меньшей социальной базой, его отличала политическая раздробленность, идейная аморфность, отсутствие ярких лидеров. По своему типу он был ближе к иберийскому, испано-португальскому варианту – с опорой на мелкобуржуазные слои и деклассированные элементы, с преобладанием клерикально-монархических и милитаристских, националистических элементов в политической ориентации. С другой стороны, специфика политического развития Франции на протяжении нескольких предшествовавших десятилетий фактически не оставила пространства для праворадикальных движений. «Правая Франция» - это, прежде всего, партии либерального толка. К тому же, либеральная национальная идея была далека от собственно национализма. Появилась реальная политическая ниша, которую и заняли французские фашисты.

В отличие от классического фашизма французские движения не имели ключевого компонента – «авторитарной личности», маргинальной массы, готовой к прямой политической мобилизации.

Объективно фашизация Франции могла быть лишь процессом, инспирируемым «сверху». Первые признаки ее появились во время правления Тардье и Лаваля. Но были и «неформальные» организации фашистского толка, организации «снизу». Крупнейшие из них – патриотические движения бывших ветеранов войны (лига «Боевые кресты» полковника де ля Рока – примерно 60 тыс. чел.), старые монархические лиги – «Аксьен франсез» Ш.Морраса(60 тыс. чел.), «Фэсо» Ж.Валуа (50 тыс. чел.), «Патриотическая молодежь» П.Теттенже (90 тыс. чел.), экстремистские националистические группировки «Франсисты» М.Бюкара, «Французская солидарность» Ж.Рено.

Достаточно интересно, что наиболее близкие к фашизму движения, выступавшие с идеей «тотальной революции» лиги «Франсистов» и «Французской солидарности» состояли всего из 2-3 – 10 тыс. человек.

Единственным реальным выступлением фашистов стала демонстрация их отрядов 6 февраля 1934 г. в Париже в знак протеста против коррупции среди гос. чиновников. Демонстрацию легко разогнали.

 

Создание Народного фронта. Инициатива в консолидации левых сил в противовес фашистскому движению принадлежала французским коммунистам (ФКМ). В 20-х гг. французская партия пережила сложный период своего становления. Следование жестким установкам Коминтерна, непримиримая борьба против любой фракционности, периодически приводящая к отходу от партии «оппортунистических» и «левацких» групп, отказ от сотрудничества с любыми левыми привели к стремительному сокращению состава ФКП со 180 тыс. в 1921 г. до 30 тыс. в начале 30-х, а также к падению влияния партии.

В 1932 г. состоялся VII съезд ком. партии, который декларировал отказ от сотрудничества с образовавшимся тогда «картелем левых», но на этом же съезде в руководстве ФКП возобладала центристская линия, представленная Морисом Терезом и Жаком Дюкло. Они взяли курс на расширение социальной базы ФКП, включение ее в политическую борьбу.

В 1933 г. французские коммунисты приняли участие в создании международного общественного движения «Амстердам - Плейель», преследующего в своей деятельности пацифистские и антифашистские цели.

В 1933-34 гг. и в самом Коминтерне при активном участии его нового лидера Г.Димитрова начал разрабатываться более конструктивный политический курс, позволяющий национальным коммунистическим партиям участвовать в широких коалициях, ориентированных на защиту демократического строя от фашистской угрозы. ФКП одной из первых начала реализацию такой программы.

После фашистского выступления в феврале 1934 г. коммунисты начали активные действия по формированию левой коалиции – единого фронта антифашистских сил. Решение это было принято в июне 1934 г. на съезде в Иври. Первым союзником ФКП стала СФИО (Французская секция рабочего интернационала). После предварительных переговоров в июле 1934 г. руководство обеих партий подписало пакт о единстве действий. Предполагалось объединение усилий социалистов и коммунистов в борьбе против милитаризма, фашизма, в защите демократических свобод и конституционного строя. Уже в октябре 1934 г. ФКП выступила с лозунгом «единства всех прогрессивных сил в рамках народного фронта борьбы за хлеб, свободу и мир». В 1935 г. во время подготовки политической манифестации 14 июля коммунистам и социалистам удалось прийти к соглашению о совместных действиях с партией радикалов и радикал-социалистов. В сентябре 1935 г. после долгих и сложных переговоров произошло объединение ВКТ и УВКТ (профсоюзы), что значительно укрепило позиции левых в профсоюзном движении.

К январю 1936 г. была подготовлена программа Народного фронта. Ключевые идеи:

§ Защита политических свобод;

§ Борьба с фашизмом и терроризмом;

§ Демократизация системы образования и СМИ;

§ Защита мира и борьба за разоружение;

§ Сокращение безработицы;

§ Поддержка с/х;

§ Меры по финансовому оздоровлению.

Не смотря на разногласия среди руководителей Народного фронта, на апрельских выборах партии Народного фронта получили 375 депутатских мест из 610.

 

44.

Правительства Народного фронта во Франции и их политика.

На апрельских выборах 1936 г. партии Народного фронта получили 375 депутатских мест из 610 (в том числе СФИО – 146, радикалы – 116, ФКП – 72). Для коммунистов эти выборы стали наиболее удачными за все предыдущие годы. Стремительно выросла численность партии. 1932г. – 30 тыс. чел., 1934 г. – 74 тыс., 1936 г. – 350 тыс. Но руководство ФКП высказалось против непосредственного участия в правительстве, опасаясь «раствориться» в коалиции.

Первое правительство Народного фронта возглавил лидер СФИО Леон Блюм. В течение лета 1936 г. левое большинство Национального Собрания приняло более 130 законов, в основном, социальной направленности. Основой для многих из законов стали «Матиньонские соглашения» между Всеобщей конфедерацией французских промышленников и объединенной Всеобщей конфедерацией труда. Ими предусматривался:

· Ввод 40-часовой рабочей недели без сокращения зарплаты (5 дней по 8 часов);

· Ежегодный двухнедельный оплачиваемый отпуск для рабочих и служащих;

· Обязательность заключения коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями;

· Создание органов рабочего контроля;

· Повышение зарплаты в среднем на 12%.

Вместе с этим правительство повысило зарплату госслужащим и пенсионные выплаты. Также продлило обязательное школьное образование до 14 лет, создало Министерство спорта и культуры, а также Народную академию искусств.

В сфере экономического регулирования пр-во Блюма осуществило некоторые налоговые реформы:

¨ Повышение налогообложения крупных состояний и сверхдоходов;

¨ Снижение налогов на мелкие предприятия;

¨ Отмена 10%-ного налога на купоны мелких рантье;

¨ Отмена налога на пенсии фронтовиков и пособия по безработице.

Мелкие торговцы и ремесленники получили льготные условия кредитования, была запрещена распродажа их имущества за долги. Были выделены значительные ассигнования на создание широкой сети общественных работ для безработных, поддержку мелких квартиросъемщиков, обеспечение льготного проезда трудящихся к месту отдыха во время отпуска. Реорганизовали Национальный банк, управлять которым стали гос. чиновники. Частичной национализации подвергся военный сектор промышленности. Было создано Зерновое Бюро, занимавшееся стабилизацией прод. рынка, Национальное общество ж/д.

Но политика Народного фронта не затрагивала главных рычагов господства монополий, не меняла основ кредитно-финансового механизма. В итоге – нарастание кризисных тенденций в экономике, прямой саботаж финансово-монополистических круг, а также массовое «бегство капитала» за границу. Только за 1936-37 гг. в зарубежные банки было переведено около 100 млрд. франков. Государственный долг вырос за один только год на 16 млрд. франков. Быстро уменьшался золотой запас Франции. К осени 1936 г. – 55 млрд. франков, тогда как в 1934 г. он составлял 82 млрд. В сент. 1936 года девальвация франка, сокращение его золотого содержания на 30% - в рез-те повысились розничные цены, что фактически свело на нет произошедшее повышение зарплаты.

В 1937 г. французская экономика оказалась охвачена новой волной кризиса. Уровень производства упал до 70% по сравнению с показателями 1929 г. Вновь начался рост безработицы, инфляции.

В июне 1937 г. Блюм потребовал чрезвычайных полномочий для установления контроля над финансовой средой, ввода новых налогов на капитал и т.д. Но его программа встретила сопротивление со стороны республиканских партий, а также радикалов и правых социалистов. Блюм подал в отставку.

После ухода Леона Блюма правительство возглавил лидер правых радикалов Камилл Шотан, попытавшийся вернуться к политике жесткой экономии. Были увеличены на 10,5 млрд. франков косвенные налоги, проведена вторая девальвация франка. Кабинет Шотана попытался сократить финансирование социальных программ, ликвидировать некоторые из ранее принятых законов, в том числе и о 40-часовой рабочей неделе, что вызвало острый кризис в самом Народном фронте и привело к отставке Шотана в январе 1938 г.

К власти вновь вернулся Блюм. Он выдвинул идею формирования широкой коалиции от ФКП до Демократического Альянса с целью укрепления правительства, но его предложение не нашло поддержки ни у левых, ни у правых. Тем не менее, Блюм был готов взять на себя ответственность за проведение жесткого антикризисного курса. Предусматривалось введение налога на крупный капитал, установление административного контроля над вывозом капитала за рубеж, выпуск гос. займов. Для реализации этой программы Блюм вновь потребовал предоставления ему чрезвычайных полномочий, отказ Сената вновь заставил Блюма уйти в отставку.

10 апреля 1938 г. пр-во возглавил лидер радикалов Э.Даладье. Это было политической гибелью Народного фронта. Не объявляя пока о формальной ликвидации блока с коммунистами и социалистами, кабинет Даладье начал осуществлять «национальный курс», отказавшись от программных установок Народного фронта.

Во внешней политике 1936-38 гг. Франция сохраняла нейтралитет. Не вмешивалась в гражданскую войну в Испании и ничего не делала при вторжении германской армии в Австрию в марте 1938 г.

 

45.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.037 с.)