Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мертвый груз монополии (чистые издержки

Поиск

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ, ЛИНИЯ ЦЕН, ПРЯМАЯ

РАСХОДОВ (budget constraint) — все комбинации товаров, которы потребитель имеет возможность купить на данный доход при данных ценах этих товаров, характеризуют совокупность допустимых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода. (130)

ВАЛОВАЯ (БУХГАЛТЕРСКАЯ) ПРИБЫЛЬ (profit) — прибыль, равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров (или услуг) и внешними затратами, связанными с их производством и реализацией. (192)

ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (gross investment) — общее увеличение запаса капитала (319)

ВАЛОВОЙ ДОХОД (total revenue, TR) — показатель суммарного дохода делового предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности, состоит из валовой выручки от реализованных товаров (услуг) и сальдо платежного баланса, учитывающего внереализационную деятельность предприятия. Понятие "валовой доход" используется как показатель дохода, полученного от продажи данного продукта ВЕРОЯТНОСТЬ (probability) — возможность получения определенного результата. (387)

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ БЛАГ (complementarity of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ (substitution of goods) свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личныеили производственные) за счет друг друга (141)

ВНЕШНИЕ (ЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (explicit costs) затраты факторов производства, которые не принадлежгт фирме и покупаются ею. (192)

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ЭКСТЕРНАЛИИ (externalities) издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. (423)

ВНУТРЕННИЕ (НЕЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (implicit costs) затраты принадлежащих фирме факторов производства. (192)

ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ (ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОТДАЧИ) (internal rate of return, IRR) —показатель эффективности инвестиционного проекта. Равна ставкедисконтирования (ставке процента), обращающей чистую текущуюценность инвестиционного проекта в ноль. Экономический смысл дляфирмы следующий, внутренняя норма отдачи равна максимальнойцене капитала, которую фирма может уплатить, чтобы при этом инвестиционный проект остался эффективным (что показывает неот-Краткий словарь экономических терминов 533рицательная величина чистой текущей ценности инвестиционногопроекта). (319)

ВОЗМЕЩЕНИЕ — это процесс замены изношенного основного капитала. (319)

ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (increasing economy of scale) — увеличение объема продукции более быстрымитемпами, чем увеличение затрат всех использованных для производстваресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20%объем производства возрастает на 30%. (170)

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (time preference) — общая тенденция предпочтения потребления в настоящем времени. (322)

ВТОРАЯ ТЕОРЕМА ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ (the second theorem of welfare economics) — утверждает, что всякоеПарето-оптимальное состояние является равновесным для некоторогопервоначального распределения вкладов факторов производства.

ВЫПУСК (output) — любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи. (158)

ВЫРУЧКА (revenue) — см Совокупный доход

ГИПОТЕЗА (о т греч. "предположение" ) — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов.

ГОЛЛАНДСКИЙ АУКЦИОН (Dutch auction) — аукцион, в котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар небудет полностью продан за минимально доступную цену. (396)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (state property) собственность, решение по которой принимается на основании установленныхправил и процедур, регулирующих интересы обществав целом ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ (bilateral monopoly) рыночная структура, при которой монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

ДЕДУКЦИЯ (от лат. "выведение") — метод познания от общего к частному. (18)

ДИАЛЕКТИКА (от греч. "искусство вести беседу, спор") наука о наиболее общих законах развития природы, общества ичеловеческого мышления (24)

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (от греч. "слово, понятие, рассуждение") — наука о наиболее общих законах процесса познания (25)

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (diversification) — метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого. (391)

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОРТФЕЛЯ (portfolio diversification) — метод, направленный на снижение риска путем распределенияинвестиций между несколькими рисковыми активами "ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО" ("prisoner's dilemma) описывает ситуацию, когда двое заключенных должны не сговариваясь выбрать линию своего поведения на следствии (признаваться или не признаваться), причем от этого зависит возможность минимизировать свой срок наказания (254)

ДИСКОНТИРОВАНИЕ (discounting) — приведение экономических показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняшней ценности (present value) согласно формуле

FV PDV = —.(1 + i)«

где PDV — сегодняшняя ценность; FVn — ценность через п периодов, i — ставка дисконтирования.

В качестве ставки дисконтирования может служить ставка банковского процента или иной показатель

ДИСПЕРСИЯ (от лат. "рассеянный") — средневзвешенная величина квадратов отклонений действительных результатов от ожидаемых. Дисперсия равна:

а' = £ л [ х -Е(х)]2,

где сг — дисперсия, х, — возможный результат, л, — вероятность соответствующего результата, Е(х) — ожидаемое значение. (389)

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — метод нахождения убедительных оснований.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (longrun) — отрезок времени, достаточный для внесения изменений вовсе факторы производства. (195)

ДОМИНИРУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ (dominant strategy) — стратегическое поведение фирмы, обеспечивающее ей максимизацию прибыли или минимизацию потерь. В теории игр считается, что игрок (фирма) выберет доминирующую стратегию, независимо от реакции своего партнера. (253)

ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (arc elasticity) показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке. (98)

-AQ Р -(Q.-Q,) (Р2 + Р) / 2 -(Q2-Q2) (р2+ р) |£ — у — у = у р ДР Q (P2 - P.) (Q2 + Q)/2 (P2 - P,) (Q2 + Q,)

ДУОПОЛИЯ (duopoly) — рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объем производства в отрасли и рыночную цену. (224)

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ (natural monopoly) — возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.

ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ — закон формальной логики, требующий, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее. (22)

ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО — закон формальной логики, утверждающий, что из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т. д, одно непременно истинно. (21)

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ (law of supply) — прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара.

ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ — закон формальной логики, утверждающий, что две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т. д., не могут быть истинными. (21)

ЗАКОН СПРОСА (law of demand) — обратная связь между ценой и количеством покупаемого продукта. (82)

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА — закон формальной логики, требующий, чтобы каждая мысль имела строго определенное устойчивое содержание. (21)

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ (law of diminishing marginal returns) — закон, утверждающий, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ (Engel law) — положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < Et < 1), должно существовать благо с Е > 1 для конкретного потребителя.

ЗАКРЫТЫЙ АУКЦИОН, ИЛИ АУКЦИОН ВТЕМНУЮ (seated — bid auction) — аукцион, в котором ставки выставляются всемиучастниками независимо друг от друга одновременно и товардостается тому, кто предложил наивысшую цену.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (wage) — в современной экономической науке цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника. (280)

ЗАТРАТЫ (costs) — все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата (158)

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА (land rent) — плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. (333)

ЗЕМЛЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (land, natural resources) — природные условия, необходимые для производства товарови услуг. (46)

ЗОНА ЗАМЕЩЕНИЯ (ЗАМЕНЫ, СУБСТИТУЦИИ) (zone of substitution) — участок кривой безразличия, в котором возможнаэффективная замена одного блага другим.

ИГРА (дате) — взаимоотношения экономических субъектов в ситуациях с заранее установленными правилами, когда необходимо принимать ответственные решения. (253)

ИГРА С НЕНУЛЕВОЙ СУММОЙ (non-zero-sum game) — игра, во время которой группа игроков, взятая в целом, либо увеличивает, либо уменьшает свое благосостояние. (254)

ИГРА С НУЛЕВОЙ СУММОЙ (zero-sum game) — игра, в ходе которой происходит перераспределение благ между участниками, причем выигрыш одних возникает исключительно из проигрыша других игроков.

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer surplus) — разница между ценой, за которую потребитель готов купитьтовар, и ценой, которую он в действительности платит (90)

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer surplus) — это разница между валовыми доходами и полными издержкамипроизводителя. (91)

ИЗОКВАНТА (isoquant) — кривая, представляющая все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции; кривая равного выпуска. (166)

ИЗОКОСТА (xsocost line) — линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммарную стоимость, прямая равных издержек

C = w x L + r x K Или С w К = XL.

ИМПЛИЦИТНЫЙ КОНТРАКТ — см. Отношенческий контракт.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ (investment) — процесс пополнения и увеличения капитальных фондов, приток нового капитала в фирму в данном году Валовые (совокупные) инвестиции (gross investments) представляют собой сумму амортизации (depreciation) — возмещения затраченных в текущем году капитальных средств — и чистых инвестиций (net investments) — увеличения объема использования капитала. Сумма амортизации рассчитывается исходя из стоимости основного капитала фирмы (капитальных фондов) и полезного срока службы основного капитала — числа лет, в течение которых капитальные активы будут приносить фирме доходы или сокращать ее издержки. Для расчета суммы амортизации необходимо знать норму амортизации. (319)

ИНДЕКС А. П. ЛЕРНЕРА (Lerner index)

Р -МС 1

I = -Л! = —,

L P E

m

где I, — лернеровский индекс монопольной власти;

Рт — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, 1г = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (I > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. (231)

ИНДЕКС МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ (monopoly power index) — см. индекс Лернера, индекс Херфиндаля—Хиршмана. (231)

ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ—ХИРШМАНА (Herfindahl-Hirsh- тап index, 1ИН) — показатель, определяющий степень концентрациирынка. При его расчете используется удельный вес продукциифирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный веспродукции фирмы в отрасли, тем выше потенциальные возможностидля возникновения монополии Все фирмы ранжируются по удельномувесу от наибольшей до наименьшей ^Н = S. 2 + S / + S / + • + Sn2>

где II[H — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S, — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы,

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы

имеем пример чистой монополии), то S, = 100%, а 1нн = 10 000. Если

в отрасли 100 одинаковых фирм, то S, = 1%, а 1НП = 100. (231)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИРМА (individual propertyship) — фирма, которой владеет одно физическое лицо, самостоятельно ведущеедело в собственных интересах и отвечающее за нее личнымимуществом. (188)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС (individual demand) — спрос, предъявляемый одним потребителем (85)

ИНДУКЦИЯ (от лат. "наведение") — метод познания от частного к общему (18)

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ (institutionalism) — экономическая наука об институтах, внутри и посредством которых осуществляется кругооборот экономических благ (14)

ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (intercpecific resources) — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальнаяценность которых достигается только в данной фирме и посредствомнее. (185)

КАПИТАЛ (capital) — ресурсы длительного пользования, используемые для производства товаров и услуг. КАРТА ИЗОКВАНТ (isoquant тар) — совокупность изоквант, каждая из которых показывает максимальный выпуск продукции, достигаемый при использовании определенных сочетаний ресурсов

КАРТА КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve map) — множество кривых безразличия. (128)

КАРТЕЛЬ (cartel) — рыночная ситуация, при которой фирмы образуют сговор (соглашение) относительно цен и/или объема производства с целью максимизации совокупной прибыли картеля. (257)

КВАЗИОПТИМУМ (ВТОРОЕ ЛУЧШЕЕ) (second best) — выбор наилучшей из доступных комбинаций выпуска, когда Парето- эффективный объем выпуска товаров невозможен. (370)

КЕЙНСИАНСТВО (Keynesian economics) — экономическое течение современного либерализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса. (10)

КЛАССИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ (classical contract law) — двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий. (184)

КЛАССИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ (ЛИБЕРТАРИЗМ) (classical liberalism) — течение экономической теории, которое исходитиз приоритета интересов личности Согласно данной теориикаждый человек готов к активной автономной деятельности, способенсам наиболее эффективно реализовать свои таланты и способности.

КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИКА (command economy) — система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических

решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. (62)

КОМПЕНСАЦИОННАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (compensating wage) — заработная плата, компенсирующая неравенство вусловиях и привлекательности труда (296) КОМПЛЕМЕНТАРНЫЕ БЛАГА (complementary goods) блага, дополняющие друг друга в потреблении. (139)

КООПЕРАТИВНАЯ ИГРА (cooperative game) — такая игра, в которой наблюдается заключение соглашения между участниками. В экономике примером кооперативной игры может служить картель.

КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СУБСИДИЯ (corrective subsidy) — субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

КОРРЕКТИРУЮЩИЙ НАЛОГ (corrective tax) — налог на

выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными

внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки

до уровня предельных общественных; направлен на корректировку

ценовых диспропорций, вызванных влиянием "провалов"

рынка. (426)

КОРПОРАЦИЯ (corporation) — фирма, имеющая форму юридического лица и принадлежащая группе акционеров, причем имущество и собственность этой фирмы отделены от имущества и ответственности

ее совладельцев (ответственность каждого акционера ограничена его вкладом). (189)

КОЭФФИЦИЕНТ ДЖИНИ (Gini coefficient) — коэффициент, показывающий уровень неравенства в распределении доходов.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ИЛИ КОРОТКИЙ ПЕРИОД (short-run) в деятельности фирмы — отрезок времени, в течение которого невозможноизменить хотя бы один производственный фактор (195)

КРИВАЯ БЕЗРАЗЛИЧИЯ (indifference curve) — линия постоянного уровня удовлетворенности потребителя (постоянной полезности) от потребления различных наборов благ. (128)

КРИВАЯ "ДОХОД—ПОТРЕБЛЕНИЕ " (income—consumption curve) — кривая, каждая точка которой — оптимальное количествопотребляемых благ при разном уровне дохода (но постоянном соотношениицен)

КРИВАЯ КОНТРАКТОВ (contract curve) — множество возможных эффективных вариантов распределения двух экономических благ между двумя потребителями, для которых выполняется условие:

Р

MRSA = MRSB = — ~

Ху ху р

У

(Предельная норма замещения товара Y товаром X для обоих потребителей

равна отношению цены товара X к цене товара Y). (360)

КРИВАЯ ЛОРЕНЦА (Lorenz curve) — кривая, отражающая фактическое распределение доходов. (299)

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (supply curve) — графическое изображение зависимости между рыночной ценой блага и количествами этого блага, которое готовы продать производители в данный момент времени

КРИВАЯ (ГРАНИЦА) ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ (production possibilities curve (frontier)) — кривая, демонстрирующаяразличные комбинации двух благ, которые могутбыть произведены в экономике при полном использовании данногообъема ресурсов и данной технологии. (48, 366)

КРИВАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ (production contract curve) — множество возможных вариантов Парето-эффек-тивного размещения ресурсов, для которых выполняется условие:

W

MRTS* = MRTS® =

Предельная норма технологического замещения трудом капитала в

производстве обоих товаров равна отношению цены труда к цене

капитала. (365)

КРИВАЯ РЕАГИРОВАНИЯ (reactive curve) — показывает, каким образом объем выпуска одной фирмы зависит от объема выпуска другой фирмы (253)

КРИВАЯ СПРОСА (demand curve) — графическое изображение зависимости между рыночными ценами блага и количеством этого блага, которое готовы купить потребители в данный момент времени. (82)

КРИВАЯ "ЦЕНА—ПОТРЕБЛЕНИЕ " (price—consumption curve) — кривая, соединяющая ряд равновесных точек, образующихсяпри постепенном повороте бюджетной прямой (при изменениицены одного товара и неизменном доходе). (133

КРИВАЯ ЭНГЕЛЯ (Engel curve) — кривая, показывающая зависимость изменения величины потребления товара от изменения дохода потребителя. В зависимости от реакции потребителя на изменение дохода при покупке товара различают три категории товаров: ценные^ малоценные и обычные. (133)

КРИТЕРИИ КАЛДОРА—ХИКСА (Caldor—Hicks criteria) — критерий оценки благосостояния, согласно которому благосостояниеповышается, если те, кто выигрывает, оценивают свои доходывыше убытков потерпевших. (368)

ЛОББИЗМ (lobbying) — попытки влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения. (458)

ЛОГРОЛЛИН Г (logrolling"перекатывание бревна") — практика взаимной поддержки путем "торговли голосами". (460)

МАЛОЦЕННЫЕ ТОВАРЫ (inferior goods) — товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода (

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА — наука, применяющая математические методы и исследующая мышление с помощью исчислений (формализованных языков). (27)

МГНОВЕННЫЙ ПЕРИОД (immediate period) — период в деятельности фирмы, когда количество всех используемых факторов остается постоянным. (88)

МЕЖВРЕМЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ (intentemporal budget constraint) — показывает возможности переключениятекущего потребления на будущее потребление. (324)

У/ у у –Сх

ПЕРЕМЕННЫЕ ИЗДЕРЖКИ (variable costs, VC) — издержки, которые изменяются с изменением объема выпуска продукции. (197)

ПЕРЕМЕННЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (variable factors of production) — факторы, затраты которых зависят от уровня выпускапродукции. (197)

ПЛАТА ЗА ВЫБРОСЫ — плата, взимаемая с фирмы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду выбросов. (429)

ПЛАТЕЖНАЯ ФУНКЦИЯ — результат игры, показывающий приобретения и потери игроков. (254)

ПОЗИТИВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА (positive economics) — наука, изучающая развитие объективно складывающихсяэкономических явлений и процессов (46)

ПОИСК ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕНТЫ (political rent seeking) — стремление получить экономическую ренту с помощью политического процесса. (463)

ПОЛЕЗНОСТЬ БЛАГА (utility of good) — способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей

P, p

2 " Pn

УСЛОВИЕ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ (firm's equilibrium condition):

MR = MC. (202)

БЮДЖЕТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ, ЛИНИЯ ЦЕН, ПРЯМАЯ

РАСХОДОВ (budget constraint) — все комбинации товаров, которы потребитель имеет возможность купить на данный доход при данных ценах этих товаров, характеризуют совокупность допустимых вариантов выбора набора товаров потребителем при условии полного расходования им имеющегося дохода. (130)

ВАЛОВАЯ (БУХГАЛТЕРСКАЯ) ПРИБЫЛЬ (profit) — прибыль, равная разнице между совокупной выручкой от продажи товаров (или услуг) и внешними затратами, связанными с их производством и реализацией. (192)

ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ (gross investment) — общее увеличение запаса капитала (319)

ВАЛОВОЙ ДОХОД (total revenue, TR) — показатель суммарного дохода делового предприятия по итогам года от всех видов его экономической деятельности, состоит из валовой выручки от реализованных товаров (услуг) и сальдо платежного баланса, учитывающего внереализационную деятельность предприятия. Понятие "валовой доход" используется как показатель дохода, полученного от продажи данного продукта ВЕРОЯТНОСТЬ (probability) — возможность получения определенного результата. (387)

ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ БЛАГ (complementarity of goods) — свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ БЛАГ (substitution of goods) свойство благ (товаров или услуг) удовлетворять потребности (личныеили производственные) за счет друг друга (141)

ВНЕШНИЕ (ЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (explicit costs) затраты факторов производства, которые не принадлежгт фирме и покупаются ею. (192)

ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ЭКСТЕРНАЛИИ (externalities) издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. (423)

ВНУТРЕННИЕ (НЕЯВНЫЕ) ИЗДЕРЖКИ (implicit costs) затраты принадлежащих фирме факторов производства. (192)

ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ (ВНУТРЕННЯЯ НОРМА ОТДАЧИ) (internal rate of return, IRR) —показатель эффективности инвестиционного проекта. Равна ставкедисконтирования (ставке процента), обращающей чистую текущуюценность инвестиционного проекта в ноль. Экономический смысл дляфирмы следующий, внутренняя норма отдачи равна максимальнойцене капитала, которую фирма может уплатить, чтобы при этом инвестиционный проект остался эффективным (что показывает неот-Краткий словарь экономических терминов 533рицательная величина чистой текущей ценности инвестиционногопроекта). (319)

ВОЗМЕЩЕНИЕ — это процесс замены изношенного основного капитала. (319)

ВОЗРАСТАЮЩАЯ ЭКОНОМИЯ ОТ МАСШТАБА (increasing economy of scale) — увеличение объема продукции более быстрымитемпами, чем увеличение затрат всех использованных для производстваресурсов. Например, при росте затрат ресурсов на 20%объем производства возрастает на 30%. (170)

ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ (time preference) — общая тенденция предпочтения потребления в настоящем времени. (322)

ВТОРАЯ ТЕОРЕМА ЭКОНОМИКИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ (the second theorem of welfare economics) — утверждает, что всякоеПарето-оптимальное состояние является равновесным для некоторогопервоначального распределения вкладов факторов производства.

ВЫПУСК (output) — любое благо (продукция или услуга), изготовленное фирмой для продажи. (158)

ВЫРУЧКА (revenue) — см Совокупный доход

ГИПОТЕЗА (о т греч. "предположение" ) — метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о природе, структуре или закономерностях развития явлений и процессов.

ГОЛЛАНДСКИЙ АУКЦИОН (Dutch auction) — аукцион, в котором ставки снижаются сверху вниз до тех пор, пока товар небудет полностью продан за минимально доступную цену. (396)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (state property) собственность, решение по которой принимается на основании установленныхправил и процедур, регулирующих интересы обществав целом ДВУСТОРОННЯЯ МОНОПОЛИЯ (bilateral monopoly) рыночная структура, при которой монополисту противостоит монопсонист (единственный продавец сталкивается с единственным покупателем).

ДЕДУКЦИЯ (от лат. "выведение") — метод познания от общего к частному. (18)

ДИАЛЕКТИКА (от греч. "искусство вести беседу, спор") наука о наиболее общих законах развития природы, общества ичеловеческого мышления (24)

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА (от греч. "слово, понятие, рассуждение") — наука о наиболее общих законах процесса познания (25)

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (diversification) — метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого. (391)

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОРТФЕЛЯ (portfolio diversification) — метод, направленный на снижение риска путем распределенияинвестиций между несколькими рисковыми активами "ДИЛЕММА ЗАКЛЮЧЕННОГО" ("prisoner's dilemma) описывает ситуацию, когда двое заключенных должны не сговариваясь выбрать линию своего поведения на следствии (признаваться или не признаваться), причем от этого зависит возможность минимизировать свой срок наказания (254)

ДИСКОНТИРОВАНИЕ (discounting) — приведение экономических показателей (выручки, издержек) будущих лет к сегодняшней ценности (present value) согласно формуле

FV PDV = —.(1 + i)«

где PDV — сегодняшняя ценность; FVn — ценность через п периодов, i — ставка дисконтирования.

В качестве ставки дисконтирования может служить ставка банковского процента или иной показатель

ДИСПЕРСИЯ (от лат. "рассеянный") — средневзвешенная величина квадратов отклонений действительных результатов от ожидаемых. Дисперсия равна:

а' = £ л [ х -Е(х)]2,

где сг — дисперсия, х, — возможный результат, л, — вероятность соответствующего результата, Е(х) — ожидаемое значение. (389)

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО — метод нахождения убедительных оснований.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (longrun) — отрезок времени, достаточный для внесения изменений вовсе факторы производства. (195)

ДОМИНИРУЮЩАЯ СТРАТЕГИЯ (dominant strategy) — стратегическое поведение фирмы, обеспечивающее ей максимизацию прибыли или минимизацию потерь. В теории игр считается, что игрок (фирма) выберет доминирующую стратегию, независимо от реакции своего партнера. (253)

ДУГОВАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ (arc elasticity) показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке. (98)

-AQ Р -(Q.-Q,) (Р2 + Р) / 2 -(Q2-Q2) (р2+ р) |£ — у — у = у р ДР Q (P2 - P.) (Q2 + Q)/2 (P2 - P,) (Q2 + Q,)

ДУОПОЛИЯ (duopoly) — рыночная структура, когда на рынке действуют две фирмы, взаимоотношения которых определяет объем производства в отрасли и рыночную цену. (224)

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ (natural monopoly) — возникает там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, кроме того, увеличение числа фирм в этой отрасли вызывает рост средних издержек.

ЗАКОН ДОСТАТОЧНОГО ОСНОВАНИЯ — закон формальной логики, требующий, чтобы всякая истинная мысль обосновывалась другими мыслями, истинность которых была доказана ранее. (22)

ЗАКОН ИСКЛЮЧЕННОГО ТРЕТЬЕГО — закон формальной логики, утверждающий, что из двух отрицающих друг друга мыслей об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т. д, одно непременно истинно. (21)

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ (law of supply) — прямая связь между ценой и количеством продаваемого товара.

ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ — закон формальной логики, утверждающий, что две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же времени, отношении и т. д., не могут быть истинными. (21)

ЗАКОН СПРОСА (law of demand) — обратная связь между ценой и количеством покупаемого продукта. (82)

ЗАКОН ТОЖДЕСТВА — закон формальной логики, требующий, чтобы каждая мысль имела строго определенное устойчивое содержание. (21)

ЗАКОН УБЫВАЮЩЕЙ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ (law of diminishing marginal returns) — закон, утверждающий, что с ростом использования какого-либо производственного фактора (при неизменности остальных) рано или поздно достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению относительного и далее абсолютного объемов выпуска продукции.

ЗАКОН ЭНГЕЛЯ (Engel law) — положение, что для каждого блага с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (0 < Et < 1), должно существовать благо с Е > 1 для конкретного потребителя.

ЗАКРЫТЫЙ АУКЦИОН, ИЛИ АУКЦИОН ВТЕМНУЮ (seated — bid auction) — аукцион, в котором ставки выставляются всемиучастниками независимо друг от друга одновременно и товардостается тому, кто предложил наивысшую цену.

ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА (wage) — в современной экономической науке цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника. (280)

ЗАТРАТЫ (costs) — все, что производитель (фирма) закупает для использования в целях достижения необходимого результата (158)

ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕНТА (land rent) — плата за использование земли и других природных ресурсов, предложение которых строго ограничено. (333)

ЗЕМЛЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (land, natural resources) — природные условия, необходимые для производства товарови услуг. (46)

ЗОНА ЗАМЕЩЕНИЯ (ЗАМЕНЫ, СУБСТИТУЦИИ) (zone of substitution) — участок кривой безразличия, в котором возможнаэффективная замена одного блага другим.

ИГРА (дате) — взаимоотношения экономических субъектов в ситуациях с заранее установленными правилами, когда необходимо принимать ответственные решения. (253)

ИГРА С НЕНУЛЕВОЙ СУММОЙ (non-zero-sum game) — игра, во время которой группа игроков, взятая в целом, либо увеличивает, либо уменьшает свое благосостояние. (254)

ИГРА С НУЛЕВОЙ СУММОЙ (zero-sum game) — игра, в ходе которой происходит перераспределение благ между участниками, причем выигрыш одних возникает исключительно из проигрыша других игроков.

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПОТРЕБИТЕЛЯ (consumer surplus) — разница между ценой, за которую потребитель готов купитьтовар, и ценой, которую он в действительности платит (90)

ИЗЛИШЕК (ВЫИГРЫШ) ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (producer surplus) — это разница между валовыми доходами и полными издержкамипроизводителя. (91)

ИЗОКВАНТА (isoquant) — кривая, представляющая все сочетания ресурсов, использование которых обеспечивает одинаковый объем выпуска продукции; кривая равного выпуска. (166)

ИЗОКОСТА (xsocost line) — линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммарную стоимость, прямая равных издержек

C = w x L + r x K Или С w К = XL.

ИМПЛИЦИТНЫЙ КОНТРАКТ — см. Отношенческий контракт.

ИНВЕСТИРОВАНИЕ (investment) — процесс пополнения и увеличения капитальных фондов, приток нового капитала в фирму в данном году Валовые (совокупные) инвестиции (gross investments) представляют собой сумму амортизации (depreciation) — возмещения затраченных в текущем году капитальных средств — и чистых инвестиций (net investments) — увеличения объема использования капитала. Сумма амортизации рассчитывается исходя из стоимости основного капитала фирмы (капитальных фондов) и полезного срока службы основного капитала — числа лет, в течение которых капитальные активы будут приносить фирме доходы или сокращать ее издержки. Для расчета суммы амортизации необходимо знать норму амортизации. (319)

ИНДЕКС А. П. ЛЕРНЕРА (Lerner index)

Р -МС 1

I = -Л! = —,

L P E

m

где I, — лернеровский индекс монопольной власти;

Рт — монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Е — эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, 1г = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (I > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть. (231)

ИНДЕКС МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ (monopoly power index) — см. индекс Лернера, индекс Херфиндаля—Хиршмана. (231)

ИНДЕКС ХЕРФИНДАЛЯ—ХИРШМАНА (Herfindahl-Hirsh- тап index, 1ИН) — показатель, определяющий степень концентрациирынка. При его расчете используется удельный вес продукциифирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный веспродукции фирмы в отрасли, тем выше потенциальные возможностидля возникновения монополии Все фирмы ранжируются по удельномувесу от наибольшей до наименьшей ^Н = S. 2 + S / + S / + • + Sn2>

где II[H — индекс Херфиндаля—Хиршмана;

S, — удельный вес самой крупной фирмы;

S2 — удельный вес следующей по величине фирмы,

Sn — удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы

имеем пример чистой монополии), то S, = 100%, а 1нн = 10 000. Если

в отрасли 100 одинаковых фирм, то S, = 1%, а 1НП = 100. (231)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ФИРМА (individual propertyship) — фирма, которой владеет одно физическое лицо, самостоятельно ведущеедело в собственных интересах и отвечающее за нее личнымимуществом. (188)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС (individual demand) — спрос, предъявляемый одним потребителем (85)

ИНДУКЦИЯ (от лат. "наведение") — метод познания от частного к общему (18)

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ (institutionalism) — экономическая наука об институтах, вну



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-17; просмотров: 2589; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.014 с.)