Фирма в условиях абсолютной монополии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фирма в условиях абсолютной монополии



Один из видов несовершенной конкуренции – монополия. Монополия – это рыночная структура. В которой одна-единственная фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов. То есть имеется производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и определяет уровень цен. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара.

Монополия спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией.

Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

В реальной экономике развитых стран чистая монополия – такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Вместе с тем и монополиями и свободно конкурирующими фирмами движут одни и те же мотивы. И те, и другие стремятся к максимизации прибыли.

Имеется ряд обстоятельств, делающих возможным существование монополии. В качестве основных типов барьеров, поддерживающих монополии, следует отметить следующие:

1. Некоторые барьеры для входа на рынок есть результат правительственных мер, дающих фирмам исключительное право предоставления определенного вида товаров и услуг на рынок (например, услуги связи, транспорта, основные коммунальные услуги и т.д.).

2. Предоставление патентов и авторских прав, обеспечивающих монопольные позиции в целях изобретения новых продуктов и технологических процессов. Однако исключительные права гарантируются на ограниченный период, а образованная таким образом монополия является временной.

3. Монополия может поддерживаться за счет владения конкретного ресурса, необходимого для создания монополизированного продукта.

4. Преимущество низких издержек крупного производства, обусловленного эффектом масштаба. Это может способствовать установлению монопольной власти и стать барьером для входа на рынок других фирм (монополия может устанавливать относительно низкие цены, соответствующие своим низким издержкам, недоступные для «новичков» на рынке).

Соответственно этим обстоятельствам можно выделить следующие виды монополий:

1. Закрытая монополия – монополия, защищенная юридическими запретами, наложенными на конкуренцию. Закрытая монополия существует в том случае, если одна-единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенных патентом или институтом авторских прав, или содержащихся в секрете.

2. Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки минимальны только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

3. Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Монопольная власть – это возможность монополии (продавца) повышать цену на свою продукцию при ограничении своего собственного объема производства.

Сосредоточение в руках монополии экономической власти позволяет им ограничить внутриотраслевую конкуренцию и, до известного предела, диктовать рынку цену на свою продукцию. Цена, устанавливаемая монополией на рынке, называется монопольной ценой. Условием ее возникновения служит господствующее положение монополии на рынке, вне зависимости выступает она в качестве продавца или покупателя.

Пределом монопольно высокой цены является величина платежеспособного спроса: если монополия установит цену на слишком высоком уровне, то объем продажи может значительно сократиться, что приведет к уменьшению прибыли.

Монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы. Лернер А.П. в 1934 г. предложил индекс, характеризующий монопольную власть:

I = (P - MC): P = 1: E,

где I – лернеровский индекс монопольной власти;

P – монопольная цена;

MC – предельные издержки;

Е – эластичность спроса на продукцию.

В условиях совершенной конкуренции МС = Р, а I = О. Чем выше I, тем больше монопольная власть. В силу сложности определения реальных предельных издержек на практике их заменяют средними:

I = (P - АС): Р

Лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии.

Для характеристики монопольной власти используется и индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), определяющий степень концентрации рынка.

Индекс рассчитывается на основе удельного веса продукции фирмы в отрасли:

n

HHI = å (Si)2,

i = 1

где S – доля i-го предприятия (в процентах) в общем выпуске отрасли (i =,2:.n), при этом S1 ≥ S2 ≥: ≥ Sn

В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой HHI = 1800. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. При этом индекс отражает реальное положение рыночной структуры лишь в том случае, если учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

Несмотря на достаточную монопольную власть, дающую фирме-монополисту возможность извлекать монопольную прибыль, она в полной мере не свободна от конкуренции и вынуждена считаться с некоторыми ее формами, оказывающими влияние на поведение монополиста.

Потенциальная конкуренция (возможность появления в отрасли новых производителей). Всегда существуют условия для проникновения в отрасль новых фирм, если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми (непреодолимыми могут быть лишь барьеры юридического характера). При этом, чем выше монопольная прибыль действующей фирмы, тем более возможна потенциальная конкуренция.

Конкуренция нововведений (новые технологические процессы производства товаров, совершенствование потребительских свойств товара, появление товаров-субститутов). Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. Угроза конкуренции может возникнуть со стороны небольшой исследовательской фирмы, разработавшей усовершенствованный вариант товара и т.п.

Конкуренция со стороны товаров-заменителей (субститутов). Отношения взаимозаменяемости товаров могут быть сложными и весьма нетривиальными, так что монополизировать производство всех товаров-субститутов часто оказывается невозможным.

Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства.

По другому обстоит дело с монополией в условиях административно-командной системы. Подобный вид монополизма – государственная монополия – складывается под воздействием ряда факторов, в частности, таких как:

1. Существование государственной собственности на средства производства.

2. Наличие административно-командной системы управления, что проявляется в директивном планировании, в централизации большой доли дохода, в конечном счете, тормозя научно-технический прогресс.

3. Концентрация и узкая специализация производства, порождающая жесткую зависимость потребителей от поставщиков-монополистов.

4. Устойчивый и массовый дефицит, который обостряет конкуренцию потребителей и превращает производителей в монополистов.

Административная монополия развивается, как правило, в условиях закрытой экономики, опирается на монополию внешней торговли, исключая практически конкуренцию с иностранным производителем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.22.50 (0.007 с.)