Тема №2: экономика как система хозяйствования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №2: экономика как система хозяйствования



 
 


Общественное производство - это взаимодействие человека и природы в целях удовлетворения своих потребностей; процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития общества.

Благо - то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям.

Факторы производства – разнообразные ресурсы, используемые в процессе производства.

Труд – целенаправленная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей отдельного человека, предприятий, людей или общества в целом. Носителем способности к труду выступает рабочая сила.

Капитал – все средства производства, произведенные человеком (здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, а также полуфабрикаты, материалы, прошедшие первичную обработку – физический капитал; деньги – финансовый капитал).

Природные ресурсы (земля) – все естественные ресурсы, «даровые» блага природы, применяемые человеком в процессе производства (сельскохозяйственные угодья (пашни и луга), леса, вода, воздух, участки под новое строительство и дороги, добываемое сырье и т.д.).

Предпринимательство – это способность соединить факторы производства для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли в формах новаторства, риска, ответственности и предприимчивости.


Рабочая сила (способность к труду) – совокупность физических и умственных способностей для производства материальных благ.

Предметы труда – те ресурсы, на которые человек воздействует в процессе труда.

Средства труда – то посредством чего люди воздействуют на предметы труда.

Кривая производственных возможностей национального хозяйства.

 
 

 

 


Экономика полной занятости всегда альтернативна, т.е. она должна выбирать между военным и гражданским производством путем перераспределе­ния ресурсов.

Все точки на кривой показывают абсолютное использование ресурсов. Точка С характеризует ситуацию неполной загрузки производственных мощностей или безработицы, показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить и гражданское, и военное производство.

Точка К – не реальный при данных условиях или планируемый в будущем уровень производственных возможностей.

Сдвиг кривой вправо от начала координат характеризует экономический рост.

 
 


Потребности – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом.

Экономические потребности – часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление.

 
 

       
   
 
 


I I фаза

 
 


II фаза

 
 


III фаза

 
 


IV фаза

Воспроизводство – непрерывноповторяющийся процесс общественного производства.

Распределение - это стадия общественного производства, на которой определяется доля каждого участника в произведенном продукте. На этой стадии встает вопрос не ЧТО делить, а КАК делить, т.е. речь идет о принципах распределения.

Обмен – в узком смысле – это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. В широком - это процесс, где идет перераспределение благ для максимизации полезности.

Потребление – это использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей людей. Различают производственное и непроизводственное потребление. Непроизводственное потребление делится на общественное и личное.

 
 


Фундаментальные задачи экономики

 

 

Экономическая система – совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся имущественных отношений и организационных форм.

Для традиционной экономики характерна многоукладность, в условиях которой традиции и обычаи определяют что, как и для кого производить; наследственность и сословность определяют экономические роли членов общества.

В командной экономике главенствующая роль принадлежит государству, его собственность распространяется практически на все материальные ресурсы; «что и для кого производить» - решается с помощью централизованного руководства и плановых заданий.

Рыночная экономика основана на свободе выбора, конкуренции и личном интересе, социально-экономической защите населения и государственном регулировании экономики. Основой данной модели является система чистого капитализма (капитализма эпохи свободной конкуренции) (вт. пол.18 – н.20 вв.) Система характеризуется частной собственностью на ресурсы; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений; существует множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса; роль правительства в такой системе сводится лишь к защите частной собственности и установлении надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. Жесткая конкуренция и социальная незащищенность населения создают неустойчивость системы особенно в период кризисов.

Смешанный тип – экономическая система, в которой регулирование экономических процессов осуществляется как рынком, обычаями и традициями, так и государством, без решающего преобладания одного из них.

 
 


Модель экономической системы – это экономическая система, в которой отражается характерная для конкретного государства специфика состояния материально-производственной базы нации, форм собственности, рынка, методов государственного регулирования, социальности, демократичности, духовности и т.д.

Американская модель - либеральная рыночная модель, предпо­лагает приоритетную роль частной собственности, рыночного, конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель - модель социального рыночного хозяйства, увязывает расширение конкурентных начал с созданием осо­бой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка, а также формированием многослойной институциональной струк­туры субъектов социальной политики и высоким уровнем административно-правового регулирования.

Шведская модель - социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующийся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «сво­бодных ассоциаций».

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капи­тализма, в котором благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики с особым соци­альным значением корпоративного начала.

Тема№3: Развитие отношений собственности

 

 

 
 

 


Собственность (как экономическая категория) – это отношение между людьми по поводу принадлежности вещей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ими. Представляет исторически определенное экономическое отношение, обусловленное уровнем развития производительных сил и социального развития общества по поводу присвоения объектов природы, факторов производства, его результатов (продуктов и услуг), функционирующее в процессе производства.

Объект (материально-вещественное содержание) – вещи, находящиеся во владении, пользовании и распоряжении людей; факторы производства жизненных благ.

Субъекты (носители отношений собственности) – физические и юридические лица, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся объектами собственности.

Отношения собственности - совокупность отношений между людьми по поводу принадлежности вещей и других объектов собственности.

 

 

 
 

 


Правомочие владения - юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Может быть законным (опирающееся на какое-либо правовое основание) и незаконным (не опирается на правовое основание).

Правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.

 

           
   
 
   
 

 

 


Вывод №1: неоформленность или размытость правоотношений собственности снижает эффективность их использования («омертвляет» капитал).

Вывод №2: правовая незащищенность собственника резко увеличивает трансакционные издержки на охрану, выпуск контрактов, суды, преступность в целом.

Вывод №3: собственником в рыночных условиях становится тот, кто может извлечь из нее большую пользу и готов предложить за нее большую плату.

 

 

 


Форма собственности – это экономическая категория, определяющая принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.

 

 

 
 

 


Частная собственность -это отношения собственности, при которых экономическое лицо обособленно, независимо от других осуществляет функции владения, пользования и распоряжения, а все правомочия собственника сконцентрированы в руках этого лица.

Коллективная собственность – это форма собственности, в которой группы физических лиц осуществляют, как правило, одновременно функции и собственников и работников, при этом большая часть правомочий собственника осуществляется ими совместно, на равных основаниях.

 

       
 
 
   

 

 

   
 
 
 

 


Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного управления к рыночным методам регулирования производства и других сторон жизни. Включает в себя следующие институциональные преобразования: приватизацию, демонополизацию, проведение разукрупнения государственных предприятий, развертывание малой приватизации, подготовку и проведение большой приватизации.

Приватизация – преобразование отношений собственности посредством передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности экономическим субъектам, которые используют её в дальнейшем в хозяйственной деятельности: неся полную имущественную ответственность за её результаты.

Ваучер – государственная ценная бумага, обеспечивающая право гражданина на участие в приватизации государственного имущества. Может быть именной и на предъявителя, иметь или не иметь национальную стоимость.

 

 
 

 


Тема №4: Товарно-денежные отношения.

 

 


Натуральное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Законом его функционирования является повторе­ние процесса производства в прежних размерах, на неизменных основаниях.

 


Товарное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи или обмена на рынке.


Простое товарное производство крестьян и ремесленников, использующих при из­готовлении продуктов свой труд и сравнительно простые орудия. При этом сфера товарного производства и обращения развита недостаточно.

Развитое товарное производство – в его условиях наступает конец господству натурального производства, все продукты превращаются в товары. Предметом купли-продажи становится и рабочая сила людей. Оно прошло в развитии несколько фаз: простое, капиталистическое, монополистическое, государственно-монополистическое, которое превращается в процессе эволюции в современное социальное рыночное хозяйство.

 
 

 


Экономические блага -средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные в меньшем объёме, чем объём этих потребностей и являющиеся результатом производственной деятельности. В условиях товарного производства экономические блага принимают форму товара.

 
 

 


Товар – это продукт труда, обладающий полезностью и предназначенный для обмена или продажи. Субъектами товарного производства выступают продавцы и покупатели.

Потребительная стоимость – это полезность товара, т.е. способность его удовлетворять те или иные потребности людей. Один и тот же предмет, услуга в зависимости от места, времени, субъективных предпочтений и других обстоятельств может иметь различные потребительные стоимости, или вовсе их не иметь.

Стоимость – это овеществленный в товаре общественный труд, который внешне проявляется как ценность блага для производителя (затраты факторов на его производство).

 

Деньги – это особый, общественно-признанный товар – всеобщий эквивалент. Главная черта денег – их ликвидность, т.е. способность обмениваться на любой товар.

Свойства денег: 1) износостойкость, 2) портативность, 3) стабильность, 4) однородность, 5) делимость, 6) узнаваемость.

 

           
 
 
   
Средство платежа Деньги обслуживают кредитные отношения (векселя, чеки, карточки и т.д.)
 
Мировые деньги Деньги используются в международных расчетах по определенному курсу.

 


Закон денежного обращения – количество денег в обращении прямо пропорционально произведению цен обращающихся товаров и услуг на объем общественного производства и обратно пропорционально скорости оборота денег.

Закон убивания стоимости денег во времени – деньги со временем теряют часть своей стоимости под воздействием инфляции.

 

Ликвидность

 

наличные деньги

золотые украшения

земля

заводы

Доходность

 

Кругооборот товаров и доходов в рыночной экономике

 

Товары и услуги Товары и услуги

Рынки товаров и услуг
Доходы Выручка от реализации товаров и услуг

       
 
   
 

 

 


Факторы производства Факторы производства

Доходы Возмещение факторов производства

 

           
     
 
 
 

 


Рынок – место, где происходит купля-продажа товаров по свободно-складывающимся ценам в условиях конкуренции.

Рыночная экономика – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально-экономических проблем.

 

 
 

 

 


Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Система рынка – совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе различных критериев.

 

 
 

 

 

       
   
 
 

 

 

 

 


Рыночная инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, посредующих движение деловых отношений и увязывающих между собой эти отношения в одно целое.

           
 
 
     
 

 

 


 

             
   
не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования
   
максимальное использование достижений НТР
 
     
не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен
 
 
   
не обеспечивает действенной мотивации фундаментальных исследований в науке
 
   
 
 

 


Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которые покупатель готов приобретать по определенной цене в определенный промежуток времени.

 

Р

       
 
   
 

 

 


D

 

 
 


Q

P – цена, Q – объем спроса, D – кривая спроса

 

Закон спроса – чем ниже цена, тем больше объем спроса. Чем выше цена, тем меньше объем спроса. Обратная зависимость спроса от цены.

Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены называют ценовыми факторами.

К неценовым факторам спроса относятся: изменения объема спроса относятся: динамика изменения дохода потребителя; изменение вкусов и предпочтений; ценовые дефицитные ожидания; наличие взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров. Неценовые факторы смещают кривую спроса либо в право, либо в лево.

 

 

Предложением называется количество товаров и услуг, которые могут и намерены сбыть производители на рынке по определенной цене, за конкретное время.

 

       
   
 
 


Р S

       
   
 
 

 


Q

Закон предложения – чем выше цена, тем больше товаров и услуг готовы произвести и доставить на рынок производители.

К неценовым факторам, влияющим на объем предложения относятся: цены факторов производства и технология; количество производителей-продавцов; ценовые и дефицитные ожидания; размер налогов на бизнес, дотации, наличие товаров заменителей и др.

 

Р

D S

затоваривание

 
 


Р E

 

 
 


дефицит

 

 

Q

       
 
   
 


Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, и, таким образом, силы влияющие на спрос и предложение, сбалансированы. В результате образуется равновесная цена и определенный объем продаж.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

Равновесная цена Е - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения, в результате действия конкурентных сил.

Цена предложения – нижняя граница рыночной цены, т.е. минимальная цена, по которой фирма еще хочет продать свой товар (определяется издержками производства конкретной продукции).

Цена спроса – верхняя граница рыночной цены, т.е. максимальная предельная цена, по которой потребители, имея субъективные оценки полезности товара, еще могут его купить.

 

 

Конкуренция (от лат. CONCURRERE - сталкиваться) -это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. С позиций законодательства конкуренция может быть добросовестная и недобросовестная.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, кото­рые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техничес­кому превосходству.

Совершенная конкуренция (полиполия) - рыночная структура, в которой много продавцов и покупателей, продающих и покупающих стандартизированный товар, при этом ни кто не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену товаров и услуг.

Несовершенная конкуренция - рыночная структура, характеризующаяся возможностью продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену.

Монополия (греч.: MONOS — один, POLEO — продаю), исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; рынок, на котором действует один производитель или продавец некого товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.

Закрытая монополия -защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений.

Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Естественная монополия -возникает в силу географических, природно-климатических, экономических и других факторов. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

Искусственная монополия – возникает вследствие сговора, слияний, поглощений.

Олигополия - рыночная структура, при которой существует несколько (3-5) производителей или продавцов, где доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены.

Монополистическая конкуренция - организация рынка, при которой на нем действует большое количество производителей, чем при олигополии, но недостаточно для совершенной конкуренции, продающих дифференцированный продукт, и возможно появление новых продавцов.

Монопсония -такая ситуация на рынке когда господствует один покупатель однотипной продукции.

 

Раздел II: Основы микроэкономики

Тема№5: Основы теории потребительского поведения

 

То, в какой мере объём спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса.

Эр = Изменение объема продаж товаров, %

Изменение цены, % где Эр - ценовая эластичность спроса

Р Р Р

 
 


D D D

               
 
 
       


Q Q Q

Полностью эластичный Единичная эластичность Полностью неэластичный

Единичная эластичность спроса – положение на рынке, когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом объема спроса, так, что общая выручка остаётся неизменной.

Неэластичен спрос – положение на рынке, когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса.

Эластичный спрос – положение на рынке, когда снижение цены вызывает большой рост объема спроса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.141 с.)