Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №2: экономика как система хозяйствованияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общественное производство - это взаимодействие человека и природы в целях удовлетворения своих потребностей; процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития общества. Благо - то, что удовлетворяет потребности людей, отвечает их целям и устремлениям. Факторы производства – разнообразные ресурсы, используемые в процессе производства. Труд – целенаправленная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей отдельного человека, предприятий, людей или общества в целом. Носителем способности к труду выступает рабочая сила. Капитал – все средства производства, произведенные человеком (здания, сооружения, машины, оборудование, инструменты, а также полуфабрикаты, материалы, прошедшие первичную обработку – физический капитал; деньги – финансовый капитал). Природные ресурсы (земля) – все естественные ресурсы, «даровые» блага природы, применяемые человеком в процессе производства (сельскохозяйственные угодья (пашни и луга), леса, вода, воздух, участки под новое строительство и дороги, добываемое сырье и т.д.). Предпринимательство – это способность соединить факторы производства для удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли в формах новаторства, риска, ответственности и предприимчивости. Рабочая сила (способность к труду) – совокупность физических и умственных способностей для производства материальных благ. Предметы труда – те ресурсы, на которые человек воздействует в процессе труда. Средства труда – то посредством чего люди воздействуют на предметы труда. Кривая производственных возможностей национального хозяйства.
Экономика полной занятости всегда альтернативна, т.е. она должна выбирать между военным и гражданским производством путем перераспределения ресурсов. Все точки на кривой показывают абсолютное использование ресурсов. Точка С характеризует ситуацию неполной загрузки производственных мощностей или безработицы, показывает, что при использовании дополнительных ресурсов можно увеличить и гражданское, и военное производство. Точка К – не реальный при данных условиях или планируемый в будущем уровень производственных возможностей. Сдвиг кривой вправо от начала координат характеризует экономический рост. Потребности – это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Экономические потребности – часть человеческих нужд, для удовлетворения которых необходимо производство, распределение, обмен и потребление. I I фаза II фаза III фаза IV фаза Воспроизводство – непрерывноповторяющийся процесс общественного производства. Распределение - это стадия общественного производства, на которой определяется доля каждого участника в произведенном продукте. На этой стадии встает вопрос не ЧТО делить, а КАК делить, т.е. речь идет о принципах распределения. Обмен – в узком смысле – это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. В широком - это процесс, где идет перераспределение благ для максимизации полезности. Потребление – это использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей людей. Различают производственное и непроизводственное потребление. Непроизводственное потребление делится на общественное и личное. Фундаментальные задачи экономики
Экономическая система – совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся имущественных отношений и организационных форм. Для традиционной экономики характерна многоукладность, в условиях которой традиции и обычаи определяют что, как и для кого производить; наследственность и сословность определяют экономические роли членов общества. В командной экономике главенствующая роль принадлежит государству, его собственность распространяется практически на все материальные ресурсы; «что и для кого производить» - решается с помощью централизованного руководства и плановых заданий. Рыночная экономика основана на свободе выбора, конкуренции и личном интересе, социально-экономической защите населения и государственном регулировании экономики. Основой данной модели является система чистого капитализма (капитализма эпохи свободной конкуренции) (вт. пол.18 – н.20 вв.) Система характеризуется частной собственностью на ресурсы; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений; существует множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса; роль правительства в такой системе сводится лишь к защите частной собственности и установлении надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. Жесткая конкуренция и социальная незащищенность населения создают неустойчивость системы особенно в период кризисов. Смешанный тип – экономическая система, в которой регулирование экономических процессов осуществляется как рынком, обычаями и традициями, так и государством, без решающего преобладания одного из них. Модель экономической системы – это экономическая система, в которой отражается характерная для конкретного государства специфика состояния материально-производственной базы нации, форм собственности, рынка, методов государственного регулирования, социальности, демократичности, духовности и т.д. Американская модель - либеральная рыночная модель, предполагает приоритетную роль частной собственности, рыночного, конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации. Германская модель - модель социального рыночного хозяйства, увязывает расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка, а также формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики и высоким уровнем административно-правового регулирования. Шведская модель - социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующийся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «свободных ассоциаций». Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в котором благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики с особым социальным значением корпоративного начала. Тема№3: Развитие отношений собственности
Собственность (как экономическая категория) – это отношение между людьми по поводу принадлежности вещей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ими. Представляет исторически определенное экономическое отношение, обусловленное уровнем развития производительных сил и социального развития общества по поводу присвоения объектов природы, факторов производства, его результатов (продуктов и услуг), функционирующее в процессе производства. Объект (материально-вещественное содержание) – вещи, находящиеся во владении, пользовании и распоряжении людей; факторы производства жизненных благ. Субъекты (носители отношений собственности) – физические и юридические лица, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся объектами собственности. Отношения собственности - совокупность отношений между людьми по поводу принадлежности вещей и других объектов собственности.
Правомочие владения - юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Может быть законным (опирающееся на какое-либо правовое основание) и незаконным (не опирается на правовое основание). Правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления. Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.
Вывод №1: неоформленность или размытость правоотношений собственности снижает эффективность их использования («омертвляет» капитал). Вывод №2: правовая незащищенность собственника резко увеличивает трансакционные издержки на охрану, выпуск контрактов, суды, преступность в целом. Вывод №3: собственником в рыночных условиях становится тот, кто может извлечь из нее большую пользу и готов предложить за нее большую плату.
Форма собственности – это экономическая категория, определяющая принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.
Частная собственность -это отношения собственности, при которых экономическое лицо обособленно, независимо от других осуществляет функции владения, пользования и распоряжения, а все правомочия собственника сконцентрированы в руках этого лица. Коллективная собственность – это форма собственности, в которой группы физических лиц осуществляют, как правило, одновременно функции и собственников и работников, при этом большая часть правомочий собственника осуществляется ими совместно, на равных основаниях.
Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного управления к рыночным методам регулирования производства и других сторон жизни. Включает в себя следующие институциональные преобразования: приватизацию, демонополизацию, проведение разукрупнения государственных предприятий, развертывание малой приватизации, подготовку и проведение большой приватизации. Приватизация – преобразование отношений собственности посредством передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности экономическим субъектам, которые используют её в дальнейшем в хозяйственной деятельности: неся полную имущественную ответственность за её результаты. Ваучер – государственная ценная бумага, обеспечивающая право гражданина на участие в приватизации государственного имущества. Может быть именной и на предъявителя, иметь или не иметь национальную стоимость.
Тема №4: Товарно-денежные отношения.
Натуральное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Законом его функционирования является повторение процесса производства в прежних размерах, на неизменных основаниях.
Товарное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи или обмена на рынке. Простое товарное производство крестьян и ремесленников, использующих при изготовлении продуктов свой труд и сравнительно простые орудия. При этом сфера товарного производства и обращения развита недостаточно. Развитое товарное производство – в его условиях наступает конец господству натурального производства, все продукты превращаются в товары. Предметом купли-продажи становится и рабочая сила людей. Оно прошло в развитии несколько фаз: простое, капиталистическое, монополистическое, государственно-монополистическое, которое превращается в процессе эволюции в современное социальное рыночное хозяйство.
Экономические блага -средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные в меньшем объёме, чем объём этих потребностей и являющиеся результатом производственной деятельности. В условиях товарного производства экономические блага принимают форму товара.
Товар – это продукт труда, обладающий полезностью и предназначенный для обмена или продажи. Субъектами товарного производства выступают продавцы и покупатели. Потребительная стоимость – это полезность товара, т.е. способность его удовлетворять те или иные потребности людей. Один и тот же предмет, услуга в зависимости от места, времени, субъективных предпочтений и других обстоятельств может иметь различные потребительные стоимости, или вовсе их не иметь. Стоимость – это овеществленный в товаре общественный труд, который внешне проявляется как ценность блага для производителя (затраты факторов на его производство).
Деньги – это особый, общественно-признанный товар – всеобщий эквивалент. Главная черта денег – их ликвидность, т.е. способность обмениваться на любой товар. Свойства денег: 1) износостойкость, 2) портативность, 3) стабильность, 4) однородность, 5) делимость, 6) узнаваемость.
Закон денежного обращения – количество денег в обращении прямо пропорционально произведению цен обращающихся товаров и услуг на объем общественного производства и обратно пропорционально скорости оборота денег. Закон убивания стоимости денег во времени – деньги со временем теряют часть своей стоимости под воздействием инфляции.
Ликвидность
наличные деньги золотые украшения земля заводы Доходность
Кругооборот товаров и доходов в рыночной экономике
Товары и услуги Товары и услуги
Факторы производства Факторы производства Доходы Возмещение факторов производства
Рынок – место, где происходит купля-продажа товаров по свободно-складывающимся ценам в условиях конкуренции. Рыночная экономика – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально-экономических проблем.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Система рынка – совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе различных критериев.
Рыночная инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, посредующих движение деловых отношений и увязывающих между собой эти отношения в одно целое.
Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которые покупатель готов приобретать по определенной цене в определенный промежуток времени.
Р
D
Q P – цена, Q – объем спроса, D – кривая спроса
Закон спроса – чем ниже цена, тем больше объем спроса. Чем выше цена, тем меньше объем спроса. Обратная зависимость спроса от цены. Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены называют ценовыми факторами. К неценовым факторам спроса относятся: изменения объема спроса относятся: динамика изменения дохода потребителя; изменение вкусов и предпочтений; ценовые дефицитные ожидания; наличие взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров. Неценовые факторы смещают кривую спроса либо в право, либо в лево.
Предложением называется количество товаров и услуг, которые могут и намерены сбыть производители на рынке по определенной цене, за конкретное время.
Р S
Q Закон предложения – чем выше цена, тем больше товаров и услуг готовы произвести и доставить на рынок производители. К неценовым факторам, влияющим на объем предложения относятся: цены факторов производства и технология; количество производителей-продавцов; ценовые и дефицитные ожидания; размер налогов на бизнес, дотации, наличие товаров заменителей и др.
Р D S затоваривание Р E
дефицит
Q Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, и, таким образом, силы влияющие на спрос и предложение, сбалансированы. В результате образуется равновесная цена и определенный объем продаж. Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие. Равновесная цена Е - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения, в результате действия конкурентных сил. Цена предложения – нижняя граница рыночной цены, т.е. минимальная цена, по которой фирма еще хочет продать свой товар (определяется издержками производства конкретной продукции). Цена спроса – верхняя граница рыночной цены, т.е. максимальная предельная цена, по которой потребители, имея субъективные оценки полезности товара, еще могут его купить.
Конкуренция (от лат. CONCURRERE - сталкиваться) -это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. С позиций законодательства конкуренция может быть добросовестная и недобросовестная. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству. Совершенная конкуренция (полиполия) - рыночная структура, в которой много продавцов и покупателей, продающих и покупающих стандартизированный товар, при этом ни кто не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену товаров и услуг. Несовершенная конкуренция - рыночная структура, характеризующаяся возможностью продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену. Монополия (греч.: MONOS — один, POLEO — продаю), исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; рынок, на котором действует один производитель или продавец некого товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию. Закрытая монополия -защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. Естественная монополия -возникает в силу географических, природно-климатических, экономических и других факторов. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами. Искусственная монополия – возникает вследствие сговора, слияний, поглощений. Олигополия - рыночная структура, при которой существует несколько (3-5) производителей или продавцов, где доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены. Монополистическая конкуренция - организация рынка, при которой на нем действует большое количество производителей, чем при олигополии, но недостаточно для совершенной конкуренции, продающих дифференцированный продукт, и возможно появление новых продавцов. Монопсония -такая ситуация на рынке когда господствует один покупатель однотипной продукции.
Раздел II: Основы микроэкономики Тема№5: Основы теории потребительского поведения
То, в какой мере объём спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса. Эр = Изменение объема продаж товаров, % Изменение цены, % где Эр - ценовая эластичность спроса Р Р Р D D D Q Q Q Полностью эластичный Единичная эластичность Полностью неэластичный Единичная эластичность спроса – положение на рынке, когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом объема спроса, так, что общая выручка остаётся неизменной. Неэластичен спрос – положение на рынке, когда снижение цены вызывает меньший рост объема спроса. Эластичный спрос – положение на рынке, когда снижение цены вызывает большой рост объема спроса.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.110.182 (0.011 с.) |