Взаимосвязь экономических наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь экономических наук



ЭКОНОМИКА

(альбом схем с комментариями)

 

Санкт-Петербург

ББК 65

Э40

Рецензенты:

Чибинев А.М., доктор экономических наук, профессор

(Балтийскиймеждународный институт туризма)

 

Т итов В.А., доктор экономических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

 

Гуров М.П., Бурибаева Н.А., Дончевская Л.В., Инфантьев К.А., Кудрявцев Ю.А., Колесников В.В., Латыпов В.Ф., Очередько В.П., Фролова О.В. Экономика (альбом схем с комментариями). Учебное пособие / Под ред. М.П. Гурова - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. изд. «Лемма», 2009. – 116 с.

 

В учебном пособии в наглядном виде с краткими комментариями раскрыты основные вопросы экономической науки. Пособие подготовлено в соответствии с государственными образовательными стандартами по неэкономическим специальностям на основе обобщения учебной и научной литературы.

Предназначено для студентов, слушателей, курсантов, аспирантов различных ВУЗов, где изучается дисциплина «Экономика», а также всех тех, кто интересуется основами экономической науки.

ББК 65

 

© авторский коллектив, 2008

© Гуров М.П., редакция 2008

Содержание

Введение………………………………………………………… ……………….4

Раздел I: Общие основы экономического развития

Тема №1: Введение в экономическую науку…………………………… ……………5

Тема №2: Экономика как система хозяйствования………………… ……………….10

Тема №3: Развитие отношений собственности……………………… ………………15

Тема №4: Товарно-денежные отношения…………………………… ……………….20

 

Раздел II: Основы микроэкономики

Тема №5: Основы теории потребительского поведения……………………………..31

Тема №6: Фирма в рыночной экономике………………………………………………35

Тема №7: Управление фирмой в рыночной экономике………………………………43

Тема №8: Доходы в рыночной экономике и рынки факторов производства…… ….48

 

Раздел III: Основы макроэкономики

Тема №9: Национальная экономика: основные цели и показатели…………………..52

Тема №10: Экономический рост и кризисы в развитии экономики………………….57

Тема №11: Особенности аграрного сектора экономики………………………………62

Тема №12: Занятость и безработица в рыночной экономике…………………………65

Тема №13: Денежная система и политика……………………………………………..69

Тема №14: Кредитно-банковская система……………………………………………..73

Тема №15: Формирование и использование государственного бюджета……………78

Тема №16: Государственное регулирование рыночной экономики………………….86

 

Раздел IV: Мировая экономика

Тема №17: Международные экономические отношения……………………………..91

Тема №18: Международная валютная система………………………………………..98

Тема №19: Экономические аспекты глобальных проблем…………………………..103

Тема №20: Теневая экономика в системе рыночного хозяйства……………………106

 

Список литературы……………………………………………………………...115

 

 

Введение

 

В последнее десятилетие в Российской Федерации происходит дальнейшее совершенствование государственно-правовой и экономической системы. Осуществляется сложный процесс формирования демократического правового государства, гражданского общества. Основой этого процесса выступает создание цивилизованной рыночной экономики, обеспечение подлинной экономической свободы, развитие многообразия форм собственности, обеспечение надежной социально-экономической защищенности населения. Это обуславливает проведение крупных преобразований в сфере экономических отношений.

Эти и другие процессы, происходящие в современной России, предполагают совершенствование экономики как науки и учебной дисциплины, переосмысление основных теоретических научных категорий, концепций и законов. Изложенные обстоятельства подчеркивают необходимость издания новых учебников, курсов лекций, учебных пособий, учитывающих происходящие в государстве политико-правовые, социально-экономические, духовные и иные процессы.

В этих условиях возрастает спрос на профессиональных, грамотных, компетентных работников в различных сферах общественной жизни. Без знания базовых, ключевых понятий в сфере экономики, любой специалист-практик, либо теоретик, вряд ли может претендовать сегодня на звание специалиста широкого профиля.

Предлагаемое учебное пособие «Экономика» в основном соответствует содержанию Государственного стандарта по дисциплине «Экономике» для неэкономических специальностей. Оно рассчитано также на студентов, обучающихся по экономическим специальностям, аспирантов, адъюнктов, профессорско-преподавательский состав и лиц, интересующихся проблемами экономической теории.

Тематика учебного курса, основные экономические категории, законы и явления рассмотрены сжато в схематичной форме, что требует от обучающихся дополнительного самостоятельного изучения учебной, научной литературы. При этом подобное изложение учебного материала облегчит изучение дисциплины и окажет помощь при подготовке к сдаче семестровых экзаменов.

В процессе подготовки учебного пособие использовались различная учебная и научная литература. На основе ее переработки, обобщения и систематизации разработано данное учебное пособие.

 

 

Раздел I: Общие основы экономического развития

Тема №1: Введение в экономическую науку

Экономика (в пер с греч. - законы ведения домашнего хозяйства) – совокупность условий, средств, объектов, процессов, которые люди используют для удовлетворения своих потребностей при ограниченных ресурсах на каждый данный момент.

 

 

 

 


Экономическая теория – это общественная наука, изучающая механизм действия экономических законов и отношения людей по поводу воспроизводства материальных благ при ограниченных ресурсах.

 
 

 

 
 

 

 


Экономическая категория – это теоретическое понятие, отражающее отдельные стороны, свойства и проявления конкретных экономических явлений.

Экономические законы – это наиболее общие, повторяющиеся, внутренние, причинно-следственные, существенные связи экономических явлений и процессов (закон спроса, закон предложения, закон убывания предельной полезности и др.)

Экономические законы отличаются по своему содержанию и продолжительности действия. Наряду со специфическимизаконами, действующими на протяжении одной общественно-экономической формации, существуют общие законы, присущие всем или нескольким формациям.

 

 


Методы экономической теории – совокупность приемов, способов исследования в экономической науке и воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Метод научной абстракции. На первой ступени выделяются и исследуются наиболее общие абстрактные понятия науки. Затем, на второй ступени, на основе наиболее общих понятий происходит объяснение всего богатства и многообразия конкретных явлений.

Метод анализа и синтеза. Посредством анализа экономическая теория разлагает экономические отношения на их составные части и исследует каждую из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину об экономическом процессе.

Метод индукции и дедукции. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениями и выводам (себестоимость в отдельных хозяйствах – и общий вывод о ее тенденциях). Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным (от общего вывода о тенденциях изменения себестоимости – к путям ее снижения в каждом хозяйстве). Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.

Единство исторического и логического подхода. Исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования. Единство исторического и логического подхода не означает, что логическое исследование механически копирует историческое развитие со всеми его особенностями. Логический подход совпадает с историческим в том случае, когда последний берется в обобщенном теоретическом виде.

Единство общего и особенного. Наиболее общие черты метода применимы к экономической теории всех способов производства. Вместе с тем метод исследования имеет особенности в зависимости от того, производственные отношения какого способа производства изучаются.

Метод восхождения от простого к сложному. Экономика представляет собой совокупность простых и сложных производственных отношений. С развитием простые отношения не исчезают, они становятся элементами сложной системы. В процессе познания простые элементы получают отражение в наиболее абстрактных понятиях и категориях

Единство качественного и количественного анализа. Экономическая теория не может ограничиваться выявлением лишь качественной стороны экономических процессов. Она исследует также и количественные взаимосвязи. Тем самым познанные экономические явления предстают в виде меры, или как качественно определенное количество.

Метод экономико-математического моделирования. С помощью этого метода создаются экономические модели. Экономическая модель-это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Позитивный анализ дает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие они есть на самом деле, что было или что может быть. Нормативный анализ основан на исследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всего выводится из позитивного. При нормативном анализе выносятся оценки – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

 

 

       
 
 
   

 


IV фаза

Воспроизводство – непрерывноповторяющийся процесс общественного производства.

Распределение - это стадия общественного производства, на которой определяется доля каждого участника в произведенном продукте. На этой стадии встает вопрос не ЧТО делить, а КАК делить, т.е. речь идет о принципах распределения.

Обмен – в узком смысле – это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. В широком - это процесс, где идет перераспределение благ для максимизации полезности.

Потребление – это использование общественного продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей людей. Различают производственное и непроизводственное потребление. Непроизводственное потребление делится на общественное и личное.

 
 


Фундаментальные задачи экономики

 

 

Экономическая система – совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся имущественных отношений и организационных форм.

Для традиционной экономики характерна многоукладность, в условиях которой традиции и обычаи определяют что, как и для кого производить; наследственность и сословность определяют экономические роли членов общества.

В командной экономике главенствующая роль принадлежит государству, его собственность распространяется практически на все материальные ресурсы; «что и для кого производить» - решается с помощью централизованного руководства и плановых заданий.

Рыночная экономика основана на свободе выбора, конкуренции и личном интересе, социально-экономической защите населения и государственном регулировании экономики. Основой данной модели является система чистого капитализма (капитализма эпохи свободной конкуренции) (вт. пол.18 – н.20 вв.) Система характеризуется частной собственностью на ресурсы; каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений; существует множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса; роль правительства в такой системе сводится лишь к защите частной собственности и установлении надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков. Жесткая конкуренция и социальная незащищенность населения создают неустойчивость системы особенно в период кризисов.

Смешанный тип – экономическая система, в которой регулирование экономических процессов осуществляется как рынком, обычаями и традициями, так и государством, без решающего преобладания одного из них.

 
 


Модель экономической системы – это экономическая система, в которой отражается характерная для конкретного государства специфика состояния материально-производственной базы нации, форм собственности, рынка, методов государственного регулирования, социальности, демократичности, духовности и т.д.

Американская модель - либеральная рыночная модель, предпо­лагает приоритетную роль частной собственности, рыночного, конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Германская модель - модель социального рыночного хозяйства, увязывает расширение конкурентных начал с созданием осо­бой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка, а также формированием многослойной институциональной струк­туры субъектов социальной политики и высоким уровнем административно-правового регулирования.

Шведская модель - социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующийся на широком перераспределении доходов и распространении многообразных «сво­бодных ассоциаций».

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капи­тализма, в котором благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики с особым соци­альным значением корпоративного начала.

Тема№3: Развитие отношений собственности

 

 

 
 

 


Собственность (как экономическая категория) – это отношение между людьми по поводу принадлежности вещей, которое выражается во владении, пользовании и распоряжении ими. Представляет исторически определенное экономическое отношение, обусловленное уровнем развития производительных сил и социального развития общества по поводу присвоения объектов природы, факторов производства, его результатов (продуктов и услуг), функционирующее в процессе производства.

Объект (материально-вещественное содержание) – вещи, находящиеся во владении, пользовании и распоряжении людей; факторы производства жизненных благ.

Субъекты (носители отношений собственности) – физические и юридические лица, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся объектами собственности.

Отношения собственности - совокупность отношений между людьми по поводу принадлежности вещей и других объектов собственности.

 

 

 
 

 


Правомочие владения - юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Может быть законным (опирающееся на какое-либо правовое основание) и незаконным (не опирается на правовое основание).

Правомочие пользования – это юридически обеспеченная возможность извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее личного или производительного потребления.

Правомочие распоряжения - это юридически обеспеченная возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.

 

           
   
 
   
 

 

 


Вывод №1: неоформленность или размытость правоотношений собственности снижает эффективность их использования («омертвляет» капитал).

Вывод №2: правовая незащищенность собственника резко увеличивает трансакционные издержки на охрану, выпуск контрактов, суды, преступность в целом.

Вывод №3: собственником в рыночных условиях становится тот, кто может извлечь из нее большую пользу и готов предложить за нее большую плату.

 

 

 


Форма собственности – это экономическая категория, определяющая принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту единой природы.

 

 

 
 

 


Частная собственность -это отношения собственности, при которых экономическое лицо обособленно, независимо от других осуществляет функции владения, пользования и распоряжения, а все правомочия собственника сконцентрированы в руках этого лица.

Коллективная собственность – это форма собственности, в которой группы физических лиц осуществляют, как правило, одновременно функции и собственников и работников, при этом большая часть правомочий собственника осуществляется ими совместно, на равных основаниях.

 

       
 
 
   

 

 

   
 
 
 

 


Разгосударствление – это переход от преимущественно государственно-директивного управления к рыночным методам регулирования производства и других сторон жизни. Включает в себя следующие институциональные преобразования: приватизацию, демонополизацию, проведение разукрупнения государственных предприятий, развертывание малой приватизации, подготовку и проведение большой приватизации.

Приватизация – преобразование отношений собственности посредством передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности экономическим субъектам, которые используют её в дальнейшем в хозяйственной деятельности: неся полную имущественную ответственность за её результаты.

Ваучер – государственная ценная бумага, обеспечивающая право гражданина на участие в приватизации государственного имущества. Может быть именной и на предъявителя, иметь или не иметь национальную стоимость.

 

 
 

 


Тема №4: Товарно-денежные отношения.

 

 


Натуральное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Законом его функционирования является повторе­ние процесса производства в прежних размерах, на неизменных основаниях.

 


Товарное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи или обмена на рынке.


Простое товарное производство крестьян и ремесленников, использующих при из­готовлении продуктов свой труд и сравнительно простые орудия. При этом сфера товарного производства и обращения развита недостаточно.

Развитое товарное производство – в его условиях наступает конец господству натурального производства, все продукты превращаются в товары. Предметом купли-продажи становится и рабочая сила людей. Оно прошло в развитии несколько фаз: простое, капиталистическое, монополистическое, государственно-монополистическое, которое превращается в процессе эволюции в современное социальное рыночное хозяйство.

 
 

 


Экономические блага -средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные в меньшем объёме, чем объём этих потребностей и являющиеся результатом производственной деятельности. В условиях товарного производства экономические блага принимают форму товара.

 
 

 


Товар – это продукт труда, обладающий полезностью и предназначенный для обмена или продажи. Субъектами товарного производства выступают продавцы и покупатели.

Потребительная стоимость – это полезность товара, т.е. способность его удовлетворять те или иные потребности людей. Один и тот же предмет, услуга в зависимости от места, времени, субъективных предпочтений и других обстоятельств может иметь различные потребительные стоимости, или вовсе их не иметь.

Стоимость – это овеществленный в товаре общественный труд, который внешне проявляется как ценность блага для производителя (затраты факторов на его производство).

 

Деньги – это особый, общественно-признанный товар – всеобщий эквивалент. Главная черта денег – их ликвидность, т.е. способность обмениваться на любой товар.

Свойства денег: 1) износостойкость, 2) портативность, 3) стабильность, 4) однородность, 5) делимость, 6) узнаваемость.

 

           
 
 
   
Средство платежа Деньги обслуживают кредитные отношения (векселя, чеки, карточки и т.д.)
 
Мировые деньги Деньги используются в международных расчетах по определенному курсу.

 


Закон денежного обращения – количество денег в обращении прямо пропорционально произведению цен обращающихся товаров и услуг на объем общественного производства и обратно пропорционально скорости оборота денег.

Закон убивания стоимости денег во времени – деньги со временем теряют часть своей стоимости под воздействием инфляции.

 

Ликвидность

 

наличные деньги

золотые украшения

земля

заводы

Доходность

 

Кругооборот товаров и доходов в рыночной экономике

 

Товары и услуги Товары и услуги

Рынки товаров и услуг
Доходы Выручка от реализации товаров и услуг

       
 
   
 

 

 


Факторы производства Факторы производства

Доходы Возмещение факторов производства

 

           
     
 
 
 

 


Рынок – место, где происходит купля-продажа товаров по свободно-складывающимся ценам в условиях конкуренции.

Рыночная экономика – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения социально-экономических проблем.

 

 
 

 

 


Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Система рынка – совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе различных критериев.

 

 
 

 

 

       
   
 
 

 

 

 

 


Рыночная инфраструктура – это совокупность организационно-правовых форм, посредующих движение деловых отношений и увязывающих между собой эти отношения в одно целое.

           
 
 
     
 

 

 


 

             
   
не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования
   
максимальное использование достижений НТР
 
     
не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен
 
 
   
не обеспечивает действенной мотивации фундаментальных исследований в науке
 
   
 
 

 


Спросом называется количество товаров и услуг, имеющееся на данном рынке, которые покупатель готов приобретать по определенной цене в определенный промежуток времени.

 

Р

       
 
   
 

 

 


D

 

 
 


Q

P – цена, Q – объем спроса, D – кривая спроса

 

Закон спроса – чем ниже цена, тем больше объем спроса. Чем выше цена, тем меньше объем спроса. Обратная зависимость спроса от цены.

Изменение объема спроса в зависимости от изменения цены называют ценовыми факторами.

К неценовым факторам спроса относятся: изменения объема спроса относятся: динамика изменения дохода потребителя; изменение вкусов и предпочтений; ценовые дефицитные ожидания; наличие взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров. Неценовые факторы смещают кривую спроса либо в право, либо в лево.

 

 

Предложением называется количество товаров и услуг, которые могут и намерены сбыть производители на рынке по определенной цене, за конкретное время.

 

       
   
 
 


Р S

       
   
 
 

 


Q

Закон предложения – чем выше цена, тем больше товаров и услуг готовы произвести и доставить на рынок производители.

К неценовым факторам, влияющим на объем предложения относятся: цены факторов производства и технология; количество производителей-продавцов; ценовые и дефицитные ожидания; размер налогов на бизнес, дотации, наличие товаров заменителей и др.

 

Р

D S

затоваривание

 
 


Р E

 

 
 


дефицит

 

 

Q

       
 
   
 


Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, и, таким образом, силы влияющие на спрос и предложение, сбалансированы. В результате образуется равновесная цена и определенный объем продаж.

Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию. В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.

Равновесная цена Е - цена, уравновешивающая функцию спроса и функцию предложения, в результате действия конкурентных сил.

Цена предложения – нижняя граница рыночной цены, т.е. минимальная цена, по которой фирма еще хочет продать свой товар (определяется издержками производства конкретной продукции).

Цена спроса – верхняя граница рыночной цены, т.е. максимальная предельная цена, по которой потребители, имея субъективные оценки полезности товара, еще могут его купить.

 

 

Конкуренция (от лат. CONCURRERE - сталкиваться) -это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. С позиций законодательства конкуренция может быть добросовестная и недобросовестная.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров и услуг по ценам, кото­рые ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли, что могут позволить себе лишь крупные фирмы.

Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техничес­кому превосходству.

Совершенная конкуренция (полиполия) - рыночная структура, в которой много продавцов и покупателей, продающих и покупающих стандартизированный товар, при этом ни кто не располагает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену товаров и услуг.

Несовершенная конкуренция - рыночная структура, характеризующаяся возможностью продавцов или покупателей воздействовать на рыночную цену.

Монополия (греч.: MONOS — один, POLEO — продаю), исключительное право производства, торговли, промысла и т.п., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; рынок, на котором действует один производитель или продавец некого товара или услуги. Различают закрытую, естественную и открытую монополию.

Закрытая монополия -защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений.

Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции.

Естественная монополия -возникает в силу географических, природно-климатических, экономических и других факторов. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

Искусственная монополия – возникает вследствие сговора, слияний, поглощений.

Олигополия - рыночная структура, при которой существует несколько (3-5) производителей или продавцов, где доля каждого из них в общих продажах на рынке настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждым из продавцов ведет к изменению цены.

Монополистическая конкуренция - организация рынка, при которой на нем действует большое количество производителей, чем при олигополии, но недостаточно для совершенной конкуренции, продающих дифференцированный продукт, и возможно появление новых продавцов.

Монопсония -такая ситуация на рынке когда господствует один покупатель однотипной продукции.

 

Раздел II: Основы микроэкономики

Тема№5: Основы теории потребительского поведения

 

То, в какой мере объём спроса на рынке возрастает при данном снижении цены или сокращается при данном повышении цены, характеризует степень эластичности спроса.

Эр = Изменение объема продаж товаров, %

Изменение цены, % где Эр - ценовая эластичность спроса

Р Р Р

 
 


D D D



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.86.180.90 (0.195 с.)