![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы экологической безопасностиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И. П. Аистов, В. Д. Смирнов
ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Учебное пособие
Омск Издательство ОмГТУ УДК 502:614.8(075) ББК 68.9я73 А36
Рецензенты: А. Л. Ахтулов, д-р техн. наук, проф., зав. каф. Н. А. Королева, канд. вет. наук, доц., зав. каф.
Аистов, И. П. А36 Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / И. П. Аистов, В. Д. Смирнов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 72 с.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 280202.65 – «Инженерная защита окружающей среды» очной, заочной и дистанционной форм обучения и направления подготовки 280200.68 – «Защита окружающей среды», изучающих дисциплину «Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях».
Печатается по решению редакционно-издательского совета
УДК 502:614.8(075) ББК 68.9я73
ПРЕДИСЛОВИЕ Важнейшей задачей экологии является защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, которая направлена на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера и обеспечение безопасности человека, общества и государства в целом. В первой главе пособия приведены основные положения и определения в области безопасности в чрезвычайных ситуациях. Во второй главе рассмотрены основные проблемы экологической безопасности в области защиты окружающей среды. Развитые государства проводят научно-обоснованную политику по уменьшению риска природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций. Для обеспечения необходимого уровня защиты окружающей среды, человека, общества и государства в России разработан свод законов, нормативных актов и постановлений Правительства РФ, регулирующие отношения в данной сфере, изложенные в третьей главе пособия. Для непосредственного обеспечения защиты населения и окружающей среды в чрезвычайных ситуациях в системе исполнительной власти создана и функционирует «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС), которая рассмотрена в четвертой главе.
В пятой главе рассмотрены вопросы радиационной безопасности. В шестой главе приведены опасные и вредные производственные факторы, действующие на производственных объектах и являющиеся источниками чрезвычайных ситуаций. В седьмой главе представлены основные проблемы переработки нефтесодержащих отходов, которые относятся к наиболее опасным производственным загрязнителям (с точки зрения экологии) окружающей среды. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это состояние, при котором, в результате возникновения источника ЧС на объекте, на определенной территории и акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу, народному хозяйству и окружающей среде (ОС). Источниками ЧС могут быть: – опасные природные явления; – авария или техногенное происшествие; – эпидемия людей, животных, сельскохозяйственных растений; – применение современных средств поражения. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства. Опасность – ситуация в ОС, в которой при определенных условиях возможно возникновение вредных, раздражающих факторов, способных привести к одному или совокупности нежелательных последствий: 1) ухудшение здоровья; 2) ухудшение состояния ОС – нанесение материального и социального ущерба с нарушением процесса нормальной хозяйственной деятельности, с потерей личной или общественной собственности, или ухудшение качества природной среды. Здоровье – объективное состояние и субъективное ощущение полного физического, психологического и социального комфорта. Безопасность в ЧС – состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и ОС от опасности в ЧС. Безопасность в ЧС обеспечивается: 1) принятием и соблюдением правовых норм; 2) выполнением эколого-защитных, отраслевых или ведомственных требований и правил;
3) проведением комплексно-организационных, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов экономики, ОС. Опасность в ЧС – состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействие ЧС на население, объекта экономики и ОС. Поражающий фактор источника ЧС характеризуется химическим и биологическим действиями и проявлениями. Поражающее воздействие источника ЧС –негативноевлияние одного или совокупности поражающих факторов источника ЧС на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных, растений, объекты экономики, окружающую природную среду. Объекты экономики (объекты народного хозяйства) – предприятия, объединения, учреждения и организации, как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы хозяйства, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Современное средство поражения – находящееся на вооружении войск боевое средство, применение которого в военных действиях может вызвать или вызывает гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, нарушения здоровья населения, разрушения и повреждения объектов экономики, элементов окружающей природной среды, а также появление вторичных поражающих факторов. Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации (РФ) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия современных средств поражения произошла массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды. Зона ЧС – территория или акватория, на которой, в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов, возникла ЧС. Неотложные работы в ЧС –комплекс аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, оказание экстренной медицинской помощи, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий и охрана общественного порядка в зоне ЧС. Аварийно-спасательные работы –первоочередные работы по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды, работа по поиску и спасению людей, оказание первой медицинской помощи и эвакуации из зоны ЧС. Аварийно-восстановительные работы – первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушения и очагов повышенной опасности, по устранению аварий в сетях и на линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий. Промышленная безопасность производственных объектов –состояние защищенности жизненно важных производственных объектов. Жизнеобеспечение населения в ЧС – совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в зонах их размещения.
Вид жизнеобеспечения населения в зоне ЧС –деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне ЧС. К видам жизнеобеспечения населения относятся: медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости. Система жизнеобеспечения в ЧС –структурное звено РСЧС, предназначенное для создания, поддержания условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС, состоящее из органов управления, служб, сил и средств обеспечения. Население – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории ЧС. Территория ЧС – земельное, водное и воздушное пространство РФ с объектами производственного и социального назначения, а также охраны природной среды. Таблица 3.1 Структура РСЧС Единая система РСЧС введена в действие Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. и объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». РСЧС имеет две подсистемы и пять уровней. Подсистемы: – функциональная; – территориальная. Уровни: 1) федеральный, 2) региональный, 3) территориальный, 4) местный, 5) объектовый. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти согласно положению для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами РСЧС являются:
на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти; на территориальном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ; на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организаций. Создание, реорганизация и ликвидация ЧС и обеспечение пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенций осуществляются решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются: а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности; б) координация деятельности органов управления и сил РСЧС; в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: на федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС; на региональном уровне – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; на территориальном и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований; на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС. Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениям о них или уставами указанных органов управления.
Органами повседневного управления РСЧС являются: – центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; – центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; – центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов исполнительной власти; – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; – дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Состав сил и средств РСЧС В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется: – в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях; – в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях; – по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ. Аварийно-спасательные формирования общественных объединений могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации ЧС и действовать под руководством соответствующих органов управления РСЧС. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами государственного надзора, органами по делам ГО и ЧС, а также федеральными органами исполнительной власти, создающими указанные службы и формирования. Для ликвидации ЧС создаются и используются: 1) резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий; 2) запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва; 3) резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; 4) резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Управление РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.
4.3. Режимы функционирования и мероприятия, При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: а) режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС; б) режим ЧС – при возникновении и ликвидации ЧС. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности или режима ЧС определяются: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС; б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС; в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ликвидации ЧС. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС, являются: а) в режиме повседневной деятельности: – изучение состояния ОС и прогнозирование ЧС; – сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; – разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности; – планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечение их деятельности; – подготовка населения к действиям в ЧС; – пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; – руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; – проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; – осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; – проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС; – ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф; б) в режиме повышенной готовности: – усиление контроля за состоянием ОС, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий; – введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления; – непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них; – принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС; – уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов; – приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; – восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС; – проведение при необходимости эвакуационных мероприятий; в) в режиме ЧС: – непрерывный контроль за состоянием ОС, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; – оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС; – проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; – организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; – непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по её ликвидации; – организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий; – проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС. Ликвидация ЧС осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Правительством РФ: локальной – силами и средствами организаций; местной – силами и средствами органов местного самоуправления; территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ; региональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами РФ.
РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Атомная масса
Тогда атомную массу элемента можно определить как:
где М – атомная масса изотопов рассматриваемого элемента. Это выражение облегчает определение массы ядер элементов, элементарных частиц, частиц – продуктов радиоактивных превращений и т. д. Радиоактивность Радиоактивность – превращение неустойчивых изотопов одного химического элемента в изотопы другого химического элемента с выделением некоторых элементарных частиц. Различают: естественную и искусственную радиоактивность. К основным видам относят: – α-излучение (распад); – β-излучение (распад); – спонтанное деление ядра. Ядро распадающегося элемента называется материнским, а ядро образующегося элемента – дочерним. Самопроизвольный распад атомных ядер подчиняется следующему закону радиоактивного распада:
где N 0 – число ядер в химическом элементе в начальный момент времени; N – число ядер в момент времени t; Величина обратная «постоянной» распада
Связь между
При радиоактивном распаде выполняется закон сохранения заряда:
где
где 5.4.1. α и β-распад α-распад представляет собой излучение ядер гелия Правило смещения при α-распаде имеет следующий вид (происходит образование нового элемента):
Пример:
Отметим, что α-распад (излучение) обладает наибольшей ионизирующей способностью, но наименьшей проницаемостью. Различают следующие виды β-распада: – электронный β-распад (β–-распад); – позитронный β-распад (β+-распад); – электронный захват (k-захват). β–-распад происходит при избытке нейтронов
β+-распад происходит при избытке протонов
Для электронного захвата (k -захвата) характерно следующее превращение:
Правило смещения при β-распаде имеет следующий вид (происходит образование нового элемента): для β–-распада: для β+-распада: β-распад (излучение) обладает наименьшей ионизирующей способностью, но наибольшей проницаемостью. α и β-излучения сопровождаются γ-излучением, которое представляет собой излучение фотонов и не является самостоятельным видом радиоактивного излучения. γ-фотоны выделяются при уменьшении энергии возбужденных атомов и не вызывают изменение массового числа A и изменение заряда Z. γ-излучение обладает наибольшей проникающей способностью. Активность радионуклидов Активность радионуклидов – мера радиоактивности, характеризующая число распадов ядер в единицу времени. Для определенного количества радионуклидов в определенном энергетическом состоянии в заданный момент времени активность А задается в виде:
где Самопроизвольное ядерное превращение называют радиоактивным распадом. Единицей измерения активности радионуклидов является обратная секунда ( Беккерель равен активности радионуклида в источнике, в котором за время 1 сек. происходит одно спонтанное ядерное превращение. Внесистемная единица активности – кюри (Ku). Кюри – активность радионуклида в источнике, в котором за время 1 сек. происходит 3,7. 1010 спонтанных ядерных превращений, т. е. 1 Ku = 3,7. 1010 Бк. Например, примерно 1 г чистого радия дает активность 3,7. 1010 ядерных распадов в секунду. Не все ядра радионуклида распадаются одновременно. В каждую единицу времени самопроизвольное ядерное превращение происходит с определенной долей ядер. Доля ядерных превращений для разных радионуклидов различна. Например, из общего числа ядер радия ежесекундно распадается 1,38. Из приведенных определений следует, что активность А связана с числом радиоактивных атомов N в источнике в данный момент времени соотношением:
С течением времени число радиоактивных атомов уменьшается по закону:
где Отсюда следует, что и активность радионуклида также уменьшается за время t по экспоненциальному закону:
где По прошествии определенного времени
У различных радионуклидов период полураспада варьируется в очень широких пределах: от миллиардов лет до миллионных долей секунды. Например, период полураспада урана равен 4,5 млрд лет, радия – 1622 года, цезия После подстановки выражения (5) в формулы (3) и (4) получим:
Различают также следующие разновидности радионуклида. Отношение активности радионуклида в источнике к его массе или объему (для объемных источников) называется удельной или объемной активностью, соответственно:
где Если отношение активности берется к площади поверхности или к длине источника, то эти отношения называют соответственно поверхностной или линейной активностью. Выбор единиц удельной активности определяется конкретной задачей. Например, активность в воздухе выражают в беккерелях на кубический метр (Бк/м3) – объемная активность. Активность в воде, молоке и других жидкостях также выражается как объемная активность, так как количество воды и молока измеряется в литрах (Бк/л). Активность в хлебе, картофеле, мясе и других продуктах выражается как удельная активность (Бк/кг). Очевидно, что биологический эффект воздействия радионуклидов на организм человека будет зависеть от их активности, т. е. от количества радионуклида. Поэтому объемная и удельная активность радионуклидов в воздухе, воде, продуктах питания, строительных и других материалах нормируются. Поскольку в течение определенного времени человек может облучаться различными путями (от поступления радионуклидов в организм до внешнего облучения), то все факторы облучения связывают определенной величиной, которая называется дозой облучения. Экспозиционная доза Иногда в литературе для характеристики дозы по эффекту ионизации, вызываемому в воздухе, используется так называемая экспозиционная доза рентгеновского и гамма-излучений. Экспозиционная доза – это отношение суммарных электрических за
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.71.145 (0.018 с.) |