Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы экологической безопасности↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
И. П. Аистов, В. Д. Смирнов
ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Учебное пособие
Омск Издательство ОмГТУ УДК 502:614.8(075) ББК 68.9я73 А36
Рецензенты: А. Л. Ахтулов, д-р техн. наук, проф., зав. каф. Н. А. Королева, канд. вет. наук, доц., зав. каф.
Аистов, И. П. А36 Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие / И. П. Аистов, В. Д. Смирнов. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 72 с.
Учебное пособие предназначено для студентов специальности 280202.65 – «Инженерная защита окружающей среды» очной, заочной и дистанционной форм обучения и направления подготовки 280200.68 – «Защита окружающей среды», изучающих дисциплину «Защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях».
Печатается по решению редакционно-издательского совета
УДК 502:614.8(075) ББК 68.9я73
ПРЕДИСЛОВИЕ Важнейшей задачей экологии является защита окружающей среды в чрезвычайных ситуациях, которая направлена на осуществление мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера и обеспечение безопасности человека, общества и государства в целом. В первой главе пособия приведены основные положения и определения в области безопасности в чрезвычайных ситуациях. Во второй главе рассмотрены основные проблемы экологической безопасности в области защиты окружающей среды. Развитые государства проводят научно-обоснованную политику по уменьшению риска природных, техногенных и социальных чрезвычайных ситуаций. Для обеспечения необходимого уровня защиты окружающей среды, человека, общества и государства в России разработан свод законов, нормативных актов и постановлений Правительства РФ, регулирующие отношения в данной сфере, изложенные в третьей главе пособия. Для непосредственного обеспечения защиты населения и окружающей среды в чрезвычайных ситуациях в системе исполнительной власти создана и функционирует «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС), которая рассмотрена в четвертой главе. В пятой главе рассмотрены вопросы радиационной безопасности. В шестой главе приведены опасные и вредные производственные факторы, действующие на производственных объектах и являющиеся источниками чрезвычайных ситуаций. В седьмой главе представлены основные проблемы переработки нефтесодержащих отходов, которые относятся к наиболее опасным производственным загрязнителям (с точки зрения экологии) окружающей среды. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это состояние, при котором, в результате возникновения источника ЧС на объекте, на определенной территории и акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу, народному хозяйству и окружающей среде (ОС). Источниками ЧС могут быть: – опасные природные явления; – авария или техногенное происшествие; – эпидемия людей, животных, сельскохозяйственных растений; – применение современных средств поражения. Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства. Опасность – ситуация в ОС, в которой при определенных условиях возможно возникновение вредных, раздражающих факторов, способных привести к одному или совокупности нежелательных последствий: 1) ухудшение здоровья; 2) ухудшение состояния ОС – нанесение материального и социального ущерба с нарушением процесса нормальной хозяйственной деятельности, с потерей личной или общественной собственности, или ухудшение качества природной среды. Здоровье – объективное состояние и субъективное ощущение полного физического, психологического и социального комфорта. Безопасность в ЧС – состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и ОС от опасности в ЧС. Безопасность в ЧС обеспечивается: 1) принятием и соблюдением правовых норм; 2) выполнением эколого-защитных, отраслевых или ведомственных требований и правил; 3) проведением комплексно-организационных, эколого-защитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов экономики, ОС. Опасность в ЧС – состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействие ЧС на население, объекта экономики и ОС. Поражающий фактор источника ЧС характеризуется химическим и биологическим действиями и проявлениями. Поражающее воздействие источника ЧС –негативноевлияние одного или совокупности поражающих факторов источника ЧС на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных, растений, объекты экономики, окружающую природную среду. Объекты экономики (объекты народного хозяйства) – предприятия, объединения, учреждения и организации, как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы хозяйства, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Современное средство поражения – находящееся на вооружении войск боевое средство, применение которого в военных действиях может вызвать или вызывает гибель людей, сельскохозяйственных животных и растений, нарушения здоровья населения, разрушения и повреждения объектов экономики, элементов окружающей природной среды, а также появление вторичных поражающих факторов. Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации (РФ) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Очаг поражения – ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия современных средств поражения произошла массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды. Зона ЧС – территория или акватория, на которой, в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий из других районов, возникла ЧС. Неотложные работы в ЧС –комплекс аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, оказание экстренной медицинской помощи, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий и охрана общественного порядка в зоне ЧС. Аварийно-спасательные работы –первоочередные работы по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды, работа по поиску и спасению людей, оказание первой медицинской помощи и эвакуации из зоны ЧС. Аварийно-восстановительные работы – первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушения и очагов повышенной опасности, по устранению аварий в сетях и на линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий. Промышленная безопасность производственных объектов –состояние защищенности жизненно важных производственных объектов. Жизнеобеспечение населения в ЧС – совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту проведения силами и средствами РСЧС мероприятий, направленных на создание и поддержание условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зонах ЧС, на маршрутах их эвакуации и в зонах их размещения. Вид жизнеобеспечения населения в зоне ЧС –деятельность по удовлетворению какой-либо первоочередной потребности населения в зоне ЧС. К видам жизнеобеспечения населения относятся: медицинское обеспечение, обеспечение водой, продуктами питания, жильем, коммунально-бытовыми услугами и предметами первой необходимости. Система жизнеобеспечения в ЧС –структурное звено РСЧС, предназначенное для создания, поддержания условий минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в ЧС, состоящее из органов управления, служб, сил и средств обеспечения. Население – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории ЧС. Территория ЧС – земельное, водное и воздушное пространство РФ с объектами производственного и социального назначения, а также охраны природной среды. Таблица 3.1 Структура РСЧС Единая система РСЧС введена в действие Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. и объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». РСЧС имеет две подсистемы и пять уровней. Подсистемы: – функциональная; – территориальная. Уровни: 1) федеральный, 2) региональный, 3) территориальный, 4) местный, 5) объектовый. Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти согласно положению для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов. Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Координационными органами РСЧС являются: на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти; на территориальном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ; на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организаций. Создание, реорганизация и ликвидация ЧС и обеспечение пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенций осуществляются решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются: а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности; б) координация деятельности органов управления и сил РСЧС; в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС. Постоянно действующими органами управления РСЧС являются: на федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС; на региональном уровне – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий; на территориальном и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований; на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС. Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениям о них или уставами указанных органов управления. Органами повседневного управления РСЧС являются: – центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти; – центры управления в кризисных ситуациях региональных центров; – центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов исполнительной власти; – единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; – дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов). Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Состав сил и средств РСЧС В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток. Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется: – в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях; – в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях; – по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований. Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ. Аварийно-спасательные формирования общественных объединений могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации ЧС и действовать под руководством соответствующих органов управления РСЧС. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами государственного надзора, органами по делам ГО и ЧС, а также федеральными органами исполнительной власти, создающими указанные службы и формирования. Для ликвидации ЧС создаются и используются: 1) резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий; 2) запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва; 3) резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; 4) резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Управление РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации. Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.
4.3. Режимы функционирования и мероприятия, При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования: а) режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС; б) режим ЧС – при возникновении и ликвидации ЧС. Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности или режима ЧС определяются: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС; б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС; в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ликвидации ЧС. Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС, являются: а) в режиме повседневной деятельности: – изучение состояния ОС и прогнозирование ЧС; – сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; – разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности; – планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечение их деятельности; – подготовка населения к действиям в ЧС; – пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; – руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; – проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; – осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; – проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС; – ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф; б) в режиме повышенной готовности: – усиление контроля за состоянием ОС, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий; – введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления; – непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них; – принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС; – уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов; – приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; – восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС; – проведение при необходимости эвакуационных мероприятий; в) в режиме ЧС: – непрерывный контроль за состоянием ОС, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий; – оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС; – проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; – организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; – непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по её ликвидации; – организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий; – проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС. Ликвидация ЧС осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Правительством РФ: локальной – силами и средствами организаций; местной – силами и средствами органов местного самоуправления; территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ; региональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС. При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти. Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами РФ.
РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Атомная масса Для характеристики массы атомов и молекул используют понятие атомной массы M – это относительная величина, которая определяется по отношению . Тогда атомную массу элемента можно определить как: , где М – атомная масса изотопов рассматриваемого элемента. Это выражение облегчает определение массы ядер элементов, элементарных частиц, частиц – продуктов радиоактивных превращений и т. д. Радиоактивность Радиоактивность – превращение неустойчивых изотопов одного химического элемента в изотопы другого химического элемента с выделением некоторых элементарных частиц. Различают: естественную и искусственную радиоактивность. К основным видам относят: – α-излучение (распад); – β-излучение (распад); – спонтанное деление ядра. Ядро распадающегося элемента называется материнским, а ядро образующегося элемента – дочерним. Самопроизвольный распад атомных ядер подчиняется следующему закону радиоактивного распада: , где N 0 – число ядер в химическом элементе в начальный момент времени; N – число ядер в момент времени t; – так называемая «постоянная» распада, которая представляет собой долю ядер, распавшихся в единицу времени. Величина обратная «постоянной» распада , характеризует среднюю продолжительность жизни изотопа. Характеристикой устойчивости ядер относительно к распаду является период полураспада , т. е. время, в течение которого первоначальное количество ядер уменьшается вдвое: . Связь между и : , . При радиоактивном распаде выполняется закон сохранения заряда: , где – заряд распавшихся или получившихся (образовавшихся) «осколков»; и правило сохранения массовых чисел: , где – массовое число образовавшихся (распавшихся) «осколков». 5.4.1. α и β-распад α-распад представляет собой излучение ядер гелия . Характерен для «тяжелых» ядер с большими массовыми числами A > 200 и зарядом z > 82. Правило смещения при α-распаде имеет следующий вид (происходит образование нового элемента): . Пример: ; . Отметим, что α-распад (излучение) обладает наибольшей ионизирующей способностью, но наименьшей проницаемостью. Различают следующие виды β-распада: – электронный β-распад (β–-распад); – позитронный β-распад (β+-распад); – электронный захват (k-захват). β–-распад происходит при избытке нейтронов с выделением электронов и антинейтрино : . β+-распад происходит при избытке протонов с выделением позитронов и нейтрино : . Для электронного захвата (k -захвата) характерно следующее превращение: . Правило смещения при β-распаде имеет следующий вид (происходит образование нового элемента): для β–-распада: ; для β+-распада: . β-распад (излучение) обладает наименьшей ионизирующей способностью, но наибольшей проницаемостью. α и β-излучения сопровождаются γ-излучением, которое представляет собой излучение фотонов и не является самостоятельным видом радиоактивного излучения. γ-фотоны выделяются при уменьшении энергии возбужденных атомов и не вызывают изменение массового числа A и изменение заряда Z. γ-излучение обладает наибольшей проникающей способностью. Активность радионуклидов Активность радионуклидов – мера радиоактивности, характеризующая число распадов ядер в единицу времени. Для определенного количества радионуклидов в определенном энергетическом состоянии в заданный момент времени активность А задается в виде: , (1) где – ожидаемое число спонтанных ядерных превращений (число распадов ядер), происходящих в источнике ионизирующего излучения за интервал времени . Самопроизвольное ядерное превращение называют радиоактивным распадом. Единицей измерения активности радионуклидов является обратная секунда (), имеющая специальное название беккерель (Бк). Беккерель равен активности радионуклида в источнике, в котором за время 1 сек. происходит одно спонтанное ядерное превращение. Внесистемная единица активности – кюри (Ku). Кюри – активность радионуклида в источнике, в котором за время 1 сек. происходит 3,7. 1010 спонтанных ядерных превращений, т. е. 1 Ku = 3,7. 1010 Бк. Например, примерно 1 г чистого радия дает активность 3,7. 1010 ядерных распадов в секунду. Не все ядра радионуклида распадаются одновременно. В каждую единицу времени самопроизвольное ядерное превращение происходит с определенной долей ядер. Доля ядерных превращений для разных радионуклидов различна. Например, из общего числа ядер радия ежесекундно распадается 1,38. часть, а из общего количества ядер радона – 2,1. часть. Доля ядер, распадающихся в единицу времени, называется постоянной распада λ. Из приведенных определений следует, что активность А связана с числом радиоактивных атомов N в источнике в данный момент времени соотношением: . (2) С течением времени число радиоактивных атомов уменьшается по закону: , (3) где – число оставшихся радиоактивных атомов по прошествии времени t; – число радиоактивных атомов радионуклида в начальный момент времени: t = 0. Отсюда следует, что и активность радионуклида также уменьшается за время t по экспоненциальному закону: , (4) где – активность радионуклида в начальный момент времени t = 0. По прошествии определенного времени число радиоактивных атомов радионуклида уменьшается вдвое – время называется периодом полураспада. Между периодом полураспада и постоянной распада существует следующая зависимость: . (5) У различных радионуклидов период полураспада варьируется в очень широких пределах: от миллиардов лет до миллионных долей секунды. Например, период полураспада урана равен 4,5 млрд лет, радия – 1622 года, цезия – 30 лет, радона – 3,8 дня и т. д. После подстановки выражения (5) в формулы (3) и (4) получим: ; (6) . (7) Различают также следующие разновидности радионуклида. Отношение активности радионуклида в источнике к его массе или объему (для объемных источников) называется удельной или объемной активностью, соответственно: (8) где , – удельная и объемная активность вещества; А – активность радионуклида в источнике; m, V – масса и объем вещества, носителя радионуклида. Если отношение активности берется к площади поверхности или к длине источника, то эти отношения называют соответственно поверхностной или линейной активностью. Выбор единиц удельной активности определяется конкретной задачей. Например, активность в воздухе выражают в беккерелях на кубический метр (Бк/м3) – объемная активность. Активность в воде, молоке и других жидкостях также выражается как объемная активность, так как количество воды и молока измеряется в литрах (Бк/л). Активность в хлебе, картофеле, мясе и других продуктах выражается как удельная активность (Бк/кг). Очевидно, что биологический эффект воздействия радионуклидов на организм человека будет зависеть от их активности, т. е. от количества радионуклида. Поэтому объемная и удельная активность радионуклидов в воздухе, воде, продуктах питания, строительных и других материалах нормируются. Поскольку в течение определенного времени человек может облучаться различными путями (от поступления радионуклидов в организм до внешнего облучения), то все факторы облучения связывают определенной величиной, которая называется дозой облучения. Экспозиционная доза Иногда в литературе для характеристики дозы по эффекту ионизации, вызываемому в воздухе, используется так называемая экспозиционная доза рентгеновского и гамма-излучений. Экспозиционная доза – это отношение суммарных электрических за
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.19.235 (0.015 с.) |