Признаки и показатели чрезвычайных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Признаки и показатели чрезвычайных ситуаций



ГОСТ Р22.0.02-94 выделяет признаки, позволяющие отнести определенное событие к чрезвычайной ситуации: наличие источника ЧС; угроза здоровью и жизни людей; нарушение нормальных условий жизнедеятельности; нанесение ущерба (имуществу людей, объектам экономики и ОС); наличие границы ЧС (объект, территория).

Характер ЧС бывает: природный, техногенный, экологический, социальный и др.

Для установления единого подхода к оценке ЧС Постановлением Правительства РФ № 1094 от 13.09.1996 г. ЧС классифицируют:

1) от количества людей, пострадавших в ЧС;

2) количества людей, у которых нарушены нормальные условия жизнедеятельности;

3) размера материального ущерба;

4) границ зоны распространения поражающих факторов ЧС.

В зависимости от количественных показателей этих последствий ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу последствий

Последствия ЧС Чрезвычайные ситуации
Количественные показатели параметров последствий ЧС
Количество пострадавших людей, чел. Локальные: не более 10 Местные: 11–50 Террито­риальные: 51–500 Региональные: 51–500 Федеральные: более 500 Транс-граничные
Количество людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности, чел. Не более 100 101–300 301–500 501–1000 Более 1000  
Материальный ущерб, количество минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) 1 тыс. свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн 0,5 млн, но не более 5 млн более 5 млн  
Зона распространения поражающих факторов на территории объекта населенный пункт города, района не выходит за пределы субъекта РФ охватывает территорию двух субъектов РФ выходит за пределы двух субъектов РФ выходит за пределы РФ, либо ЧС прои­зошла за рубежом и затрагивает территорию РФ

Классификация ЧС по характеру источника

Техногенная ЧС – состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной ЧС на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, объектам экономики и окружающей природной среде.

Источник техногенной ЧС – опасное техногенное происшествие (авария на промышленном объекте или на транспорте, пожары или высвобождение различных видов энергии), в результате которого на объекте, территории или акватории произошла техногенная ЧС.

По характеру источника различают следующие техногенные ЧС:

Транспортные аварии:

– товарных, пассажирских поездов и поездов метрополитена;

– речных и морских, грузовых и пассажирских судов;

– авиационные и космические;

– на автодорогах;

– на мостах, железнодорожных переездах и в тоннелях;

– на магистральных трубопроводах.

Пожары, взрывы:

– на объектах экономики производственного и социального назначения;

– в жилых домах;

– на транспорте;

– обнаружение невзорвавшихся боеприпасов или утраты взрывчатых веществ.

Аварии с выбросами (угрозой взрыва) химически опасных веществ (ХОВ):

– на химически опасных объектах;

– утрата источников ХОВ.

Аварии с выбросами (угрозой выброса) радиоактивных веществ:

– на предприятиях ядерно-топливного цикла, транспортных средствах, космических аппаратах, ядерных могильных и др. ядерных объектах;

– с ядерными боеприпасами;

– утрата радиоактивных источников;

– неконтролируемое использование источников ионизирующего излу­чения.


Аварии с выбросами или угрозой выброса биологически опасных веществ (БОВ):

– на предприятиях, в научно-исследовательских учреждениях и лабораториях;

– на транспорте;

– утрата БОВ.

Внезапное обрушение:

– зданий и сооружений жилого, производственного и социального назначения;

– элементов транспортных коммуникаций.

Аварии на электроэнергетических системах:

– на электростанциях различных типов;

– электроэнергетических системах (сетях);

– объектах электроснабжения;

– электроконтактных сетях.

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения:

– в канализационных системах;

– на тепловых сетях (горячее водоснабжение);

– в системах водоснабжения питьевой водой;

– на коммунальных газопроводах.

Гидродинамические аварии – прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек) с образованием волн прорыва и катастрофических затоплений, прорывы с образованием прорывного паводка, прорывы, повлекшие смыв плодородных почв.

Природная ЧС – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения источника природной ЧС, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Источник природной ЧС – опасное природное явление или процесс, в результате которого на определенной территории или акватории произошла или может возникнуть ЧС.

По характеру источника различают следующие природные ЧС:

– опасные геологические явления и процессы: землетрясение, вулканическое извержение, оползень (обвал), карст (карстово-суффозионный процесс), просадка в грунтах леса, переработка берегов;

– опасные гидрологические явления и процессы: подтопления, русловая эрозия, цунами, сель, наводнение (половодье, паводок, катастрофический паводок), затор (зажор), лавина снежная;

– опасные метеорологические явления и процессы: сильный ветер (шторм, шквал, ураган), смерч (вихрь), пыльная буря, сильные осадки (продолжительный дождь, ливень, гроза), заморозок, засуха, суховей.

– природные пожары (ландшафтный, лесной, степной, торфяной).

ЧС экологического характера:

– изменение состояния суши (почв, недр, ландшафта);

– изменение состава и свойств атмосферы (воздушной среды);

– изменение состояния гидросферы (водной среды);

– изменение состояния биосферы.

ЧС социального характера:

ухудшение экономической ситуации;

– обострение криминогенной обстановки;

– межнациональные конфликты;

– военные конфликты;

– террористические акты;

– антропогенные ЧС.

ЧС военного времени социальные, техногенные, природные, экологические или иные ЧС, вызванные военными действиями или происшедшие вследствие этих действий.

 

4. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС)

Структура РСЧС

Единая система РСЧС введена в действие Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. и объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от ЧС, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

РСЧС имеет две подсистемы и пять уровней.

Подсистемы:

– функциональная;

– территориальная.

Уровни:

1) федеральный,

2) региональный,

3) территориальный,

4) местный,

5) объектовый.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти согласно положению для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Координационными органами РСЧС являются:

на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

на территориальном уровне (в пределах территории субъекта РФ) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта РФ;

на местном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организаций.

Создание, реорганизация и ликвидация ЧС и обеспечение пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенций осуществляются решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Основными задачами комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их полномочиями являются:

а) разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

б) координация деятельности органов управления и сил РСЧС;

в) обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации ЧС и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате ЧС.

Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:

на федеральном уровне – Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС;

на региональном уровне – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

на территориальном и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на территориях субъектов РФ и территориях муниципальных образований;

на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС.

Постоянно действующие органы управления РСЧС создаются и осуществляют свою деятельность в порядке, установленном законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами.

Компетенция и полномочия постоянно действующих органов управления РСЧС определяются соответствующими положениям о них или уставами указанных органов управления.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

– центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;

– центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;

– центры управления в кризисных ситуациях органов управления по делам ГО и ЧС, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы территориальных органов исполнительной власти;

– единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;

– дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

Указанные органы создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ.

Состав сил и средств РСЧС

В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации.

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС в течение не менее 3 суток.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС осуществляется:

– в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС на обслуживаемых указанными службами и формированиями объектах и территориях;

– в соответствии с планами взаимодействия при ликвидации ЧС на других объектах и территориях;

– по решению федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Привлечение профессиональных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации ЧС за пределами территории РФ осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права на основе международных договоров РФ.

Аварийно-спасательные формирования общественных объединений могут участвовать в соответствии с законодательством РФ в ликвидации ЧС и действовать под руководством соответствующих органов управления РСЧС.

Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами государственного надзора, органами по делам ГО и ЧС, а также федеральными органами исполнительной власти, создающими указанные службы и формирования.

Для ликвидации ЧС создаются и используются:

1) резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий;

2) запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации последствий ЧС, находящиеся в составе государственного материального резерва;

3) резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

4) резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.

Управление РСЧС осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер – 01.

 

4.3. Режимы функционирования и мероприятия,
проводимые органами РСЧС

При отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы РСЧС функционируют в режиме повседневной деятельности.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли ЧС, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

а) режим повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;

б) режим ЧС – при возникновении и ликвидации ЧС.

Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности или режима ЧС определяются:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима ЧС;

б) границы территории, на которой может возникнуть ЧС, или границы зоны ЧС;

в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;

д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, или руководитель работ по ликвидации ЧС.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

– изучение состояния ОС и прогнозирование ЧС;

– сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

– разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

– планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечение их деятельности;

– подготовка населения к действиям в ЧС;

– пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

– руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

– проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;

– осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

– проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;

– ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

– усиление контроля за состоянием ОС, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;

– введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;

– непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

– принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;

– уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;

– приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

– восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;

– проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме ЧС:

– непрерывный контроль за состоянием ОС, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;

– оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;

– проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

– организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;

– непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по её ликвидации;

– организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;

– проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

Ликвидация ЧС осуществляется в соответствии с классификацией, установленной Правительством РФ:

локальной – силами и средствами организаций;

местной – силами и средствами органов местного самоуправления;

территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти субъекта РФ;

региональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС.

При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с международными договорами РФ.

 

РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 2167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.186.30 (0.072 с.)