Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор сказок и притч для обсуждения

Поиск

Выбор сказок или притч должен быть очень тщательным. Перед тем, как включить метафору в процесс обсуждения или прохождения препятствий, Инструктор должен понять для себя, ЗАЧЕМ он рассказывает ту или иную сказку или притчу и к какому результату он хочет привести Группу в диалоге.

Сказки и притчи всегда необходимо включать в работу с Группой в зависимости от ситуации. В Программе сказки и притчи актуально использовать для достижения определенных ЦЕЛЕЙ:

· актуализация у Участников целей прохождения испытаний Программы;

· концентрация внимания Участников на какой-либо значимой для Группы ситуации с целью приобретения нового опыта;

· создание условий для подготовки Группы к прохождению испытаний, обсуждению различных ситуаций, проблем и т.д.

· обеспечение обратной связи Участников друг другу.

Для достижения цели и включения Участников в дискуссию, важно соблюдать следующую структуру сказки или притчи:

· вступление – происхождение истории, основного сюжета;

· история – само содержание истории;

· мораль – основная идея истории.

Для начала рассказа можно использовать следующие фразы-вступления:

· «Мой друг однажды…»

· «Я как-то прочитал о…»

· «Это напомнило мне…»

· «Я знаю человека, который…»

· «Один человек…»

· «Может быть, вы слышали историю о…»

· «Всем известно…»

· «Как-то раз…»

Инструктору важно привлечь внимание Группы и поймать момент, когда конкретная метафорическая история будет наиболее уместна и ценна для обсуждения.

Условия проведения

Сказки и притчи не должны быть слишком долгими, 3 - 5 минут. Не стоит слишком часто использовать метафору в работе с конкретной Группой.

Ниже даны примеры сказок, притч, исторических сюжетов, которые Инструктор может использовать в работе с Группой. Все истории разделены между собой в соответствии с их назначением. Также для каждой истории даны рекомендации по включению ее в работу с Группой и примерные вопросы для начала обсуждения.

 

СКАЗКИ И ПРИТЧИ: КОМАНДНАЯ РАБОТА, СОТРУДНИЧЕСТВО.

Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду - уж так-то она хороша! - и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: "Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу". И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: "Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Мораль. Будучи умным человеком, не стоит браться за дело, не подумав сначала, к чему оно приведет.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса;

· Участники которой мало знакомы между собой и делают первые шаги по взаимодействию в команде;

· где некоторые Участники личные достижения при прохождении испытаний ставят более приоритетными, нежели командные.

Вопросы для обсуждения. Эта история помогает обсуждать реалистичность целей, успешное планирование, расстановку приоритетов и сотрудничество с другими ради достижения цели.

· Что символизирует колодец, манящий к себе ничего не подозревающего человека?

· Каким образом лиса и козел могли бы сотрудничать более продуктивно?

· Кто из вашей команды, группы может помочь вам выбраться из «колодца»?

· Кому вы сами можете помочь выбраться?

· Чем вы можете помочь другому человеку выбраться из «колодца»?

Отец и сыновья.

У одного человека было несколько сыновей. К его огорчению они постоянно ссорились между собой. Отец никак не мог их помирить и решил наглядно продемонстрировать им опасности разобщенности. Для этого он велел одному из сыновей принести связку веток. Когда сын принес связку, отец стал по очереди передавать ее каждому из сыновей и говорить: «Попробуйте сломать эти ветки».

Как ни пытались сыновья, никто из них так и не смог сломать ветки. Потом отец развязал связку, дал каждому из сыновей по веточку и повторил свою просьбу: «Попробуйте теперь снова сломать эти ветки».

Теперь это оказалось несложно. Каждый из сыновей очень легко переломил ветку на две части. Тогда отец сказал: «Пусть это станет вам уроком; если вы все согласны друг с другом, как ветки в этой связке, ни один враг, ни один доброжелатель со стороны не сможет нанести вам вред. Но если вы разобщены и ссоритесь между собой, сломать вам так же легко, как эти ветки».

Мораль. Вместе мы побеждаем; по отдельности – терпим поражение.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам.

Вопросы для размышления.

· Как эта история про братьев похожа на нас с вами?

· Как вы воспринимаете себя: как «отдельную ветку» или как «целую связку»?

· Что может заставить вас объединиться в «связку»?

 

Гармония

Некоторые - черные, некоторые - белые, есть коричневые и розовые. Но все живут вместе, бок о бок, в мире и согласии. Одни все время заняты, а другие спокойно ждут своей очереди. Хотя в более широкой картине вещей все равны. Некоторые - прямые и круглые, другие - заостренные. Но все знают, в чем состоит их задача. Некоторые очень красивы, у некоторых странные имена. Но каждый совершенно уникален. Сами по себе они могут быть бледными и незаметными. Но вместе способны создать произведение искусства.

Как многому нас может научить Коробка обычных мелков.

Мораль. Можно оставаться уникальной личностью, и в то же время быть частью более широкого целого.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса (ближе к окончанию тренинга);

· во время прохождения испытаний «Рубикона»;

· Участники которой уже достаточно хорошо знаю друг друга и могут оценить вклад каждого человека в общее дело.

Вопросы для размышления.

· Можем ли мы вас сравнить с коробкой мелков? Какие вы?

· Какие «мелки» есть среди вас? Что каждый из вас может привнести в команду?

· Можете ли вы сказать, что все «мелки» работают вместе в мире и согласии?

· Какую общую картину вы создадите все вместе?

 

О дружбе.

«Жила в лесу стая волков, которая славилась своей смелостью и отвагой. Но однажды вожак стаи, старый волк, не смог повети стаю на охоту и поручил это сыну. После некоторого времени стая вернулась с большой добычей. Сын рассказал отцу, что они напали на семерых охотников и без труда справились с ними. Через некоторое время стая опять отправилась на охоту. Не было никого в течение пяти дней, а на шестой вернулся один волк, еле живой и избитый. Когда вожак спросил, что случилось, волк рассказал, что стая напала на троих человек, но все волки погибли. Вожак очень удивился: «Но ведь в прошлый раз вы смогли победить семерых?» На что волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга!»

Мораль. Сила дружбы, как и сплоченной команды, заключается в единстве людей; и способна выдержать любой напор и испытание.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса (ближе к окончанию тренинга);

· во время прохождения испытаний «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам.

Вопросы для размышления.

· В чем заключалась сила троих друзей?

· Похожа ли дружба на сплоченную команду?

· Как вы думаете, способны ли вы справиться со «стаей волков»? Какими качествами вы обладаете для преодоления трудностей?

 

 

Репка

Как-то раз посадил дед репку и говорит: «Расти, расти, репка сладкая! Расти, расти, репка крепкая! Расти, расти, репка большая!» И выросла репка сладкая, крепкая и БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.

Настало время репку дергать. Пришел дед к репке, стал ее тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может. Позвал дед бабку: «Бабка, помоги мне репку дергать!» Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку: «Внучка, помоги нам репку дергать!»

Взялась внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку: «Жучка, помоги нам репку дергать!». Прибежала Жучка, взялась за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку: «Кошка, помоги нам репку дергать!».

Прибежала кошка, взялась за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Тут кошка и говорит: «Что ж нам осталось только одно: позвать мышку».

«МЫШКУ? – закричали все, - но чем она нам поможет? Она же такая маленькая!» И все-таки позвала кошка мышку: «Мышка, помоги нам репку дергать!» Прибежала мышка, взялась за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянули-тянули и вытянули репку!

«ОП!» - выскочила репка из земли.

Сварила тогда бабка вкусную-превкусную кашу и всех накормила, а мышка сидела на самом почетном месте.

 

Мораль. Кроткие унаследуют эту землю, а как минимум – репку. Есть ли в вашей команде «мышки»? Если есть, никогда не недооценивайте их. Возможно, именно их сила нужна для преодоления трудностей.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам;

· где явные лидеры не замечают сильные стороны некоторых Участников, которые могли бы внести большой вклад в работу команды.

Вопросы для размышления.

· Как думаете, важна ли была для мышки её заслуга? В чем состоит эта важность?

· Есть ли в вашей команде такие «мышки», чья роль может играть большое значение в работе команды?

· Какой вклад вносит в достижение успеха каждый Участник команды?

 

 

Большая мышь.

После Невероятного Приключения с дедкой, бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой и рекой, мышка отпарилась путешествовать.

И куда бы она ни приезжала, она везде рассказывала свою историю, и сначала все слушали ее с большим интересом и поражались такому приключению. Но мышка рассказывала свою историю вновь и вновь и постепенно стала надоедать людям. Особенно всех раздражало мнение мышки, что репку удалось вытащить только благодаря ей. Скоро уже никто не верил ее словам о том, что она – «лучший в городе специалист по репкам». Люди стали смеяться и говорить: «Посмотри на себя, как с твоей комплекцией можно вытаскивать репки?»

Шли месяцы, люди продолжали подшучивать над мышкой, и в итоге она уже и сама стала сомневаться в своих силах.

Однажды, в печальном и подавленном настроении, мышка вернулась в родную деревню и улеглась на траву рядом с полем. А это был день ежегодного праздника, и вес жители деревни пели, танцевали и играли в разные игры. ВЫ можете подумать, что мышка просто лежала и наслаждалась всеобщим весельем, но на самом деле она думала о том времен, как прекрасно было работать в такой дружной и успешной команде. Она чувствовала, как одинока сейчас.

И вдруг перед собой мышка увидела дедку, бабку, внучку, Жучку и кошку. Они участвовали в соревновании по перетягиванию каната – и проигрывали! Как раз перед последним рывком они увидели Мышку, лежащую на траве, и закричали:

- Мышка! Это ты! Тебя-то в нашей команде и не хватало! Иди скорей сюда!

И все они побежали к Мышке и обняли ее. Мышка была растрогана таким приемом и снова вспомнила, как прекрасно быть участников команды, а не жить все время самой по себе. И она застенчиво пробормотала, улыбаясь в усы: «Ладно... где там наша репка?»

Все засмеялись, вспомнили свои успехи и уверенно взялись за канат.

 

Мораль. Празднуйте успех команды и помните: для успеха необходим индивидуальный вклад каждого.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам;

· где явные лидеры не замечают сильные стороны некоторых Участников, которые могли бы внести большой вклад в работу команды.

Вопросы для размышления.

· Как вы празднуете успех команды?

· Есть ли в Вашей команде «мышка»?

· Какой вклад вносит в достижение успеха каждый Участник команды?

· Какие успехи могут стать основой будущего процветания вашей команды?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.008 с.)