Японская притча о двух рыбаках 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Японская притча о двух рыбаках



Притча про счастье

Счастье бродило по свету и всем, кто ему встречался на пути, Счастье исполняло желания, что ему и следует делать, как я полагаю. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. К яме подходили люди и загадывали свои желания, а Счастье, естественно, выполняло их.

К яме подошёл молодой парень. Он посмотрел на Счастье, но не стал ничего требовать, а спросил: "Тебе-то, Счастье, чего хочется?". "Выбраться отсюда", - ответило Счастье. Парень помог ему выбраться и пошёл своей дорогой. А Счастье… побежало за ним.

Метафора про любопытство

К учителю дзен Hангаку, славившемуся своей мудростью на тысячи ли вокруг, пришла женщина. У учителя был очень довольный вид. - Чему Вы радуетесь уважаемый? - спросила женщина. - Мне открылась истина - скромно молвил Hангаку. -??? - Женщиной можно управлять только тремя способами! - И какой первый? - Первый это... любопытство. - Hо не все женщины любопытны. А второй способ? - Любопытство. Даже после того как узнала что тобой можно управлять с помощью любопытства, ты снова его проявляешь. - Учитель, а третий способ тоже любопытство? - Hет, третий способ это!

Новые притчи

На дороге стояло старое засохшее дерево. Однажды ночью мимо него прошел вор и испугался - ему показалось, что это стоит поджидая его стражник. Прошел влюбленный юноша и сердце его радостно забилось. Он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался, решил, что это привидение, но дерево было только деревом. Мы видим мир такими, каковы мы сами.

Однажды человек ночью вышел во двор и увидел своего соседа, тот ходил по двору с лампой в руках и что-то искал. Человек окрикнул его: - ЧТО ты здесь ищешь в темноте? - Жена потеряла кремень и мне нечем разжечь трубку! - У тебя же есть лампа! - заметил первый, - прикури от нее. Сосед озадаченно поднял голову: - Мне это не пришло в голову! "Да!" - сказал человек, - "Мы слишком умные…у нас есть лампа, а мы ищем кремень, чтоб разжечь огонь".

"Учиться можно любой вещи" - говорил Мастер своим ученикам - "Все в этом мире существует, чтоб наставлять нас". "Чему же учит нас железная дорога" - спросил ученик. "Тому, что опоздав на мгновение, ты можешь упустить все". "А телеграф" "Тому, что каждое наше слово учитывается" "А телефон?" "Все, что мы говорим здесь, слышно там".

Однажды великий император пришел в суд. Он нарисовал на стене линию и спросил судей: "Как сделать эту линию короче, не касаясь ее?". Все озадаченно замолчали. Вдруг один человек засмеялся - это был известный шутник. Он подошел к стене и нарисовал над линией, начерченной императором другую линию длиннее первой: "Смотри, император, я сделал твою линию короче, не касаясь ее, ведь величина и длина относительна".

Один человек, желавший стать мудрым, пришел к Мастеру: "Скажи, что мне сделать, чтоб стать мудрецом?". "Выйди на улицу и некоторое время постой под дождем" -ответил Мастер. Человек удивился: "Разве это поможет?" Но вышел под дождь, он чувствовал себя очень глупо и к тому же до нитки промок. Черед 10 минут он вернулся и спросил: "Я сделал, как ты мне сказал, что теперь?" "Пока ты стоял под дождем, посетило ли тебя какой-нибудь озарение?". "Какое там озарение?! я думал, что веду себя как глупец!". "Это великое открытие" - сказал Мастер, - "теперь ты на правильном пути. Если ты знаешь, что ты глупец, ты начинаешь становиться мудрым".

Один человек считал свою жизнь невыносимо тяжелой и пришел он однажды к Богу, рассказал о своих несчастьях и попросил: "Дай мне, Господи, другую судьбу, другой крест полегче!" Посмотрел Бог на человека с улыбкой и завел его в хранилище, где лежали человеческие кресты и сказал: "Выбирай!". После долгих поисков человек наконец выбрал самый легкий и маленький крест и вновь обратился к Богу: "Можно мне взять этот?" "Бери" - ответил Господь, - "но ведь это и есть твой собственный крест".

Как-то два монаха, Тандзан и Экидо, возвращались в свой монастырь. На грязной дороге, размытой после сильного дождя, они повстречали красивую девушку. Она никак не могла перебраться через быстрый ручей. Недолго думая, Тадзан взял ее на руки и перенес через него. На закате, уже у стен монастыря, молчавший всю дорогу Экидо, не сдержался и упрекнул товарища: "Зачем ты сделал это? Тебе же прекрасно известно, что нам, монахам, нельзя смотреть на женщин, а тем более прикасаться к ним!" "Я перенес девушку через ручей - ответил Тандзан, - и оставил там, на дороге, а ты все еще несешь ее!"

Бедный крестьянин, чтообы заработать немного денег, перевозил через реку пассажиров. Как-то раз в его лодку сел великий книжник, знаток священных текстов. Когда они доплыли до середины реки, книжник, желая блеснуть ученостью, спросил крестьянина: -Скажи-ка, лодочник, а знаешь ли ты Коран? Глубоко ли ты его изучил? -Нет, некогда мне, - отмахнулся крестьянин. - Что ж, тогда ты полжизни прожил зря. Вдруг налетел сильный ветер, и маленькую лодку понесло прочь от берега. Поднялись волны, вода залила лодку, и та стала медленно тонуть. Тогда крестьянин спросил: -Скажи-ка, учитель, а знаешь ли ты, как надо плавать? - нет, признался испуганный книжник. - Что ж, тогда вся твоя жизнь прошла зря! - заметил крестьянин, прыгнул за борт и поплыл к берегу.

Говорят, после того как Бог создал мир, человек развил бурную деятельность и вскоре шагнул за пределы дозволенного. Это очень обеспокоило Бога. Он созвал на совет архангелов и сказал: - Боюсь создав человека, я совершил ошибку: теперь мне не будет покоя. Люди станут постоянно нарушать границы дозволенного, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда мне спрятаться от них? Долго думали архангелы. Где же скрыться Богу, чтобы его не нашли? На вершине самой высокой горы? Но люди скоро доберутся туда. На дне океана? На Луне? Было множество предложения, но Бог все отверг. Наконец, один архангел посоветовал: Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь тот, чье сердце открыто. Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

Мастер обратился к людям со словами: - Хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижения без жертвы? Все закричали: - Хотим! Хотим! -Чудесно, - сказал Мастер. - Я тоже хочу и, если когда-нибудь узнаю, как это сделать, с радостью сообщу вам.

Ученик спросил своего наставника: - Учитель, что ты скажешь мне, если узнаешь о моем падении? - Вставай! - А если я снова упаду? - Я снова скажу тебе: "Вставай!" - И сколько же это будет продолжаться - вот так падать и подниматься? - Падай и поднимайся, пока жив! Те, кто упали и не поднялись, - мертвы.

Как-то раз старый индеец сказал своему внуку: - В каждом человеке борются два волка. Один волк преставляет все зло, какое есть в человеке: зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой представляет добро: любовь, надежду, уважение к другим, доброту, верность, мудрость. Маленький индеец задумался и спросил: - А какой побеждает? Старик едва заметно улыбнулся и ответил: - Тот, которого ты кормишь.

У одного мастера было очень много учеников. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш учитель не сможет дать ответ?" Он поймал на лугу самую красивую бабочку и спрятал ее в ладонях. Потом пришел к мастеру и спросил: - Скажи учитель, какую бабочку живую или мертвую держу я в ладонях? -он был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на ученика, мастер ответил: - Все в твоих руках.

Мастер, давая наставления своем ученику, спросил его: - Понял ли ты мои объяснения? - Понял - ответил ученик. - Ты сказал неправду, ведь о понимании свидетельствовала бы радость, которая отразилась бы на твоем лице, а не твой ответ.

Некий Ма-цзу уединенно жил в лесу и целыми днями предавался медитации надеясь стать Буддой. Однажды мастер дзен, проходивший мимо, попросил Ма-цзу пустить его переночевать, но тот сделал вид, что не слышит. Тогда мастер взял камень, сел неподалеку и принялся его усердно шлифовать. В конце концов Ма-цзу не выдержал и спросил: - Что вы делаете? - Зеркало - ответил мастер дзен. - Разве можно превратить в зеркало булыжник?! - воскликнул Ма-цзу. - А разве можно стать Буддой, не имея сердца? - ответил мастер.

Однажды мудрец, чей дом славился замечательной коллекцией произведений искусства, пригласил к себе гостей, чтобы в философских беседах за чашей вина с пользой провести время. Вдруг его слега случайно уронил на пол очень дорогую вазу, и та вдребезги упала и разбилась. Гости замолчали и принялись гадать, какая кара обрушится на виновника. Однако хозяин продолжал сохранять невозмутимое спокойствие, и тогда гости спросили его: - Неужели ты не накажешь этого нерадивого слугу? Ведь он уничтожил бесценное сокровище! - Нет, друзья мои, - ответил хозяин, - я не буду наказывать его тотчас же. Я слишком расстроен и сейчас не могу быть справедливым.

Как-то раз несколько человек принялись оскорблять Будду. Он слушал молча, очень спокойно. И поэтому им стало не по себе. Один из этих людей обратился к Будде: - В чем дело? Тебя что, не задевают наши слова? - Ваше дело решать, оскорблять меня или нет, - ответил Будда. - А мое - принимать ваши оскорбления или нет. Я отказываюсь их принимать. Можете забрать себе.

Прежде чем положить карандаш в коробку, мастер отложил его в сторону. - есть пять вещей, которые ты должен узнать, - сказал он карандашу, - прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них, и ты станешь лучшим карандашом. Первое: ты сделаешь много великого, но лишь в том случае, если позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке. Второе: время от времени ты будешь переживать болезненное обтачивание, но оно необходимо, чтобы ты мог лучше рисовать. Третье: ты сможешь исправлять ошибки, которые совершишь. Четвертое: то, что наиболее ценно и важно в тебе, будет всегда внутри тебя самого. И пятое: на какой бы поверхности тебя ни использовали, ты всегда должен оставлять свой след. Каким бы ни было твое состояние, ты должен продолжать писать.

Один человек приехал издалека, чтобы воочию убедиться в способностях прославленного учителя, но ничего необычного не увидел и спросил кого-то из учеников: - Где же хваленые чудеса, которые творит твой учитель? - Смотря что ты называешь чудесами. В твоей стране принято считать чудом, если Бог исполнит чью-то волю. У нас же считают чудом, если кто-то исполнит волю Бога.

Один монах сказал старцу: - Не всегда легко узнать в чем состоит твой долг. - Наоборот, очень легко, - отвечал старец. - Это то, что тебе меньше всего хочется делать.

Когда Бог слепил человека из глины у него остался неиспользованный кусочек. - Что еще слепить тебе? - спросил бог человека. - Слепи мне счастье, - попросил тот. Ничего не ответил Бог и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Один человек пришел к мудрецу и спросил его: - Правда ли, что деньги меняют человека? Мудрец подвел пришедшего к окну и спросил, что он видит на улице. - Толпу людей, - ответил тот. - Теперь посмотри в зеркало, что ты там видишь? - Вижу себя - А ведь окно и зеркало сделаны из одного и того же стекла, - сказал мудрец. - Стоит добавить немного серебра, и ты видишь только себя…

После утренний проповеди молодой монах мыл листья салата. К нему подошел другой монах, и, желая испытать его, спросил: - Можешь ли ты повторить, что говорил настоятель сегодня в проповеди? - Я не помню, - признался юноша. - Как же ты слушаешь проповедь, если ничего не запоминаешь? - Взгляни, брат: вода очищает салат, хотя и не остается на его листьях. Салат, тем не менее, становится чистым.

Жил в деревне старик. Он всегда был мрачен, всегда жаловался на судьбу. И чем дольше жил, тем боле желчным становился. Люди избегали встреч с ним: его несчастье было заразительным. Но вот настал его день рождения, старику исполнилось восемьдесят лет. Он выглядел счастливым, не жаловался, не ворчал, а улыбался, смеялся, у него даже лицо изменилось! Вскоре у его дома собралась вся деревня. - Что с тобой случилось? - спрашивали люди старика. - ничего, - ответил он. - Восемьдесят лет я старался стать счастливым, и ничего не вышло. Так что я решил обойтись без счастья - и теперь я счастлив!

В одном селении жил мудрец. Он любил детей и часто дарил им что-нибудь, но всегда это были очвень хрупкие предметы. Дети старались обращаться с ними осторожно, но их новые игрушки часто ломались, и они очень горевали. Мудрец снова дарил им игрушки, но еще более хрупкие. Однажды родители не выдержали и пришли к нему: - Ты мудрый и добрый человек, зачем же ты даришь нашим детям хрупкие игрушки? Они горько плачут, когда игрушки ломаются. - Пройдет совсем немного лет, - улыбнулся мудрец, - и кто-то подарит им свое сердце. Может быть, с моей помощью они научатся обращаться с этим бесценным даром бережнее.

В древних Сиракузах жили два пифагорейца - Финтий и Дамон. Однажды тиран Дионисий решил жестоко испытать одного из них. Финтий был объявлен изменником и приговорен к смерти. - Позволь мне отлучиться до вечера, чтобы уладить свои дела, - попросил Финтий тирана, а вместо меня останется Дамон. Дионисия позабавила эта уловка, но он согласился. Наступил вечер, и тиран надсмехался над доверчивостью Дамона. Но на закате дня явился Финтий, чтобы умерерть. Пораженный Дионисий воскликнул: - Ты прощен! А мне, прошу, позвольте быть вашим другом!

Как-то раз одному человеку приснился сон, будто он идет по песчаному берегу, а рядом с ним - Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни. Вспоминал радостные - и замечал на песке две цепочки следов, своих и Господа. Припоминал несчастья, и видел лишь одну. Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа: - Не ты ли говорил мне: если последую путем твои, ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего в Тебе нуждался? Господь ответил: - Я никогда тебя не покидал. Лишь одна цепочка следов тянулась по дороге, когда были в твоей жизни горе и испытания, потому что тогда Я нес тебя на руках.

Мистик вернулся из пустыни. - Расскажи, - попросили его, - как выглядит Бог. Но как он мог рассказать, что чувствовал в своем сердце? Разве Бог может быть описан словами? В конце концов он дал людям описание - приблизительное, неточное - в надежде, что кто-нибудь захочет пережить все сам. Люди ухватились за его слова. Они превратили их в тайное писание. Они навязывали их другим как святую веру. Они шли на большие жертвы, проповедуя их в далеких краях. Некоторые даже отдали за них свои жизни. Мистику стало грустно. Лучше бы он ничего не говорил.

Обезьяна швырнула с пальмы кокос прямо в голову человеку. Он поднял орех, выпил его сок, съел мякоть, а из скорлупы сделал чашу. Умейте извлечь пользу из критику в свой адрес!

Разговор у концертного зала: - Какой солист! Его голос наполнил весь зал. -Да, некоторым из нас пришлось уйти, чтобы освободить его голосу место. Разговор на духовной встрече: - Святое писание учит нас любить Господа. Как полюбить его всем сердцем? -Вначале освободи сердце от всего лишнего.

Однажды ученик пожаловался: - Учитель, ты рассказываешь нам много историй, но никогда не раскрываешь их истинный смысл. И ответил Мастер: - А что бы ты сказал, если бы тебе предложили фрукт. но перед этим его немножко пожевали?

Слон с наслаждением погрузился в озеро. Вдруг к нему подошла крыса и потребовала, чтобы он вылез оттуда. - Не хочу, - ответил слон. - Повторяю, вылезай немедленно, - настаивала крыса. - Но зачем? - не понимал слон. - Потом узнаешь, а сейчас немедленно вылезай из лужи. - И не подумаю. В конце концов, кряхтя, слон выбрался из воды и спросил: - Ну, в чем дело? - Да вот, хотела посмотреть, не надел ли ты мой купальник. Скорее слону подойдет купальник крысы, чем Богу - наши представления о Нем.

- Извините, - спросила как-то маленькая рыбка у большой, - а Вы не знаете, где найти океан? - Океан там, где ты сейчас находишься, - ответила большая рыба. - Прямо здесь? Но ведь это просто вода. А я хочу найти именно океан, - разочарованно вздохнула рыбка и уплыла искать где-нибудь еще. Он пришел к Мастеру в одеждах санньясина. Он говорил на языке санньясина: "Много лет я искал Бога. Я искал его повсюду: на вершинах гор, в бескрайних пустынях, в тишине монастырей и в жилищах бедняков". - Ну и как, нашел? - спросил Мастер. - Нет, не нашел. А Ты? Что мог ответить на это Мастер? Вечернее солнце освещало комнату золотыми лучами. Стаи воробьев щебетали на смоковнице. Вдали на автостраде слышался шум проезжавшего транспорта. Рядом угрожающе пропищал голодный комар… А этот человек сидит здесь и говорит, что не может найти Богу! Некоторое время спустя разочарованный человек ушел прочь, чтобы поискать Богу где-нибудь еще. Ничего не ищи, маленькая рыбка. Искать тебе нечего. Нужно лишь одно - смотреть.

Сосед застал Насреддина на четвереньках. - Что ты ищешь, мулла? - Ключ. Оба принялись искать ключ. Немного погодя сосед спросил: - А где ты его потерял? - Дома. - Господь всемогущий! Так почему же ты ищешь здесь? - А здесь лучше видно. Ищи Бога там, где ты потерял его.

Спросил как-то монах: - Откуда взялись эти горы, реки, земля и звезды? - Откуда взялся твой вопрос? - спросил Мастер. Ищи ответ внутри себя!

Cуфийские притчи

суфийские притчи обращают внимание читателя вглубь себя, помогая найти некоторые решения, часто такие притчи обращены к природе

О нашей жизни

Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, сделал следующее. Он взял большой стекляный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили что полон.Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого он снова спросил учеников полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили - факт, полон. И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок конечно же заполнил последние промежутки в сосуде. "Теперь," - обратился мудрец к ученикам,- " я хотел бы, чтобы вы смогли распознать в этом сосуде свою жизнь! Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети - те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь. Мелкие камушки представляют менее важные вещи, такие, как, например, ваша работа, ваша квартира, ваш дом или ваша машина.Песок символизирует жизненные мелочи, повседневную суету. Если же вы наполните ваш сосуд вначале песоком, то уже не останется места для более крупных камней. Также и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие вещи, то для больших вещей уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание прежде всего на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального. Следите за вашими большими камнями - только они имеют цену, все остальное - лишь песок. "

Мир и мы

Давным-давно один король построил огромный дворец. Это был дворец с иллионами зеркал. Абсолютно все стены, полы и потолки дворца были покрыты зеркалами. Как-то во дворец забежала собака. Оглядевшись, она увидела множество собак вокруг себя. Собаки были повсюду. Будучи весьма разумной собакой, она оскалилась, чтобы на всякий случай защитить себя от этих миллионов окруживших её собак и испугать их. Все собаки оскалились в ответ. Она зарычала - они с угрозой ответили ей. Теперь собака была уверена, что жизнь её в опасности, и стала лаять. Ей пришлось напрячься, она стала лаять изо всех сил, очень отчаянно. Но когда она залаяла, те миллионы собак тоже начали лаять. И, чем больше она лаяла, тем больше отвечали ей они. Утром эту несчастную собаку нашли мертвой. А она была там одна, в том дворце были лишь миллионы зеркал. Никто не дрался с нею, вообще не было никого, кто мог бы драться, но она увидела саму себя в зеркалах и испугалась. И, когда она начала сражаться, отражения в зеркалах тоже вступили в борьбу. Она погибла в борьбе с миллионами собственных отражений, окружающих её. Если нет никаких препятствий внутри Вас, то не может быть никаких препятствий и вовне, ничто не может встать на Вашем пути. Таков закон. Мир - это всего лишь отражение, это огромное зеркало.

Рыба и Океан

В океане жила-была рыба, обычная рыба. Только однажды она слишком много наслышалась об Океане, и решила, что должна потратить все силы своей жизни, но попасть туда. Рыба начала обращаться к разным мудрецам, и хотя многим из них нечего было сказать, они говорили всякую чепуху, чтобы поддержать свой авторитет "гуру". Так, одна мудрая рыба сказала, что достичь Океана очень и очень непросто. Для этого сначала нужно практиковать определенные позы и движения первой ступени восьмеричного пути безупречно двигающих плавниками рыб. Другая рыба-гуру учила, что путь в Океан лежит через изучение основ миров просветленных рыб. Третья учила, что постижение Океана очень и очень сложно, и только очень немногие рыбы когда-либо достигали этого. Единственный путь - это повторять все время мантру "Рам-рам-рам..." и только тогда откроется путь к Океану. И как-то раз вконец уставшая от разнообразных поучений рыба поплыла в заросли водорослей. И там она встретила совершенно обыкновенную неприметную рыбу. Услышав о нелегких исканиях, она так учила рыбу-искателя:- Океан, который ты ищешь, всегда был, есть и будет рядом с тобой. Он всегда кормит, оберегает, окружает своих обитателей. И ты тоже являешься частью Океана, только ты этого не замечаешь. Океан и внутри тебя, и снаружи тебя, и ты - его любимая часть. А все рыбы - это волны этого великого Океана!

Секрет Счастья

Один торговец отправил своего сына узнать Секрет Счастья у самого мудрого из всех людей. Юноша сорок дней шёл через пустыню и, наконец, подошёл к прекрасному замку, стоявшему на вершине горы. Там и жил мудрец, которого он искал. Однако вместо ожидаемой встречи с мудрым человеком наш герой попал в залу, где всё бурлило: торговцы входили и выходили, в углу разговаривали люди, небольшой оркестр играл сладкие мелодии и стоял стол, уставленный самыми изысканными кушаньями этой местности. Мудрец беседовал с разными людьми, и юноше пришлось около двух часов дожидаться своей очереди. Мудрец внимательно выслушал объяснения юноши о цели его визита, но сказал в ответ, что у него нет времени, чтобы раскрыть ему Секрет Счастья. И предложил ему прогуляться по дворцу и прийти снова через два часа. - Однако я хочу попросить об одном одолжении, - добавил мудрец, протягивая юноше маленькую ложечку, в которую он капнул две капли масла. - Всё время прогулки держи эту ложечку в руке так, чтобы масло не вылилось. Юноша начал подниматься и спускаться по дворцовым лестницам, не спуская глаз с ложечки. Через два часа он вернулся к мудрецу. - Ну как, - спросил тот, - ты видел персидские ковры, которые находятся в моей столовой? Ты видел парк, который главный садовник создавал в течение десяти лет? Ты заметил прекрасные пергаменты в моей библиотеке? Юноша в смущении должен был сознаться, что он ничего не видел.Его единственной заботой было не пролить капли масла, которые доверил ему мудрец. - Ну что ж, возвращайся и ознакомься с чудесами моей Вселенной, - сказал ему мудрец. - Нельзя доверять человеку, если ты не знаком с домом, в котором он живёт. Успокоенный, юноша взял ложечку и снова пошёл на прогулку по дворцу; на этот раз, обращая внимание на все произведения искусства, развешанные на стенах и потолках дворца. Он увидел сады, окруженные горами, нежнейшие цветы, утончённость, с которой каждое из произведений искусства было помещено именно там, где нужно. Вернувшись к мудрецу, он подробно описал всё, что видел. - А где те две капли масла, которые я тебе доверил? - спросил Мудрец. И юноша, взглянув на ложечку, обнаружил, что всё масло вылилось. - Вот это и есть тот единственный совет, который я могу дать: Секрет Счастья в том, чтобы смотреть на все чудеса света, при этом никогда не забывая о двух каплях масла в своей ложечке.

Друзья

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа - аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит - а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело - по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок... А у соседа - дорожка уже ровная, прямая - просто загляденье! В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: - Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: - Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Молитва о дожде

Рассказывают, что в месте, именуемом Каср аль-Арифин, однажды случилась засуха. И люди пришли к Мастеру Бахааддину Накшбанду, прося его помолиться о дожде. И он вывел их на улицу и повел их по улице, и водил их по улицам, пока не нашел женщину, которая нянчила младенца на своих руках. "Я молю тебя, накорми свое дитя!" - сказал Мастер. "Я сама знаю, когда кормить, и когда не кормить его", - сказала женщина, - "потому что это мой ребенок! Зачем ты лезешь в дело, в котором ты ничего не понимаешь?" Бахааддин велел записать слова женщины и прочесть их публично.

Ослушание Моисея

Как пишет Абу-Талиб Макки, Моисей, великий пророк, рассказывал, как он смог расширить степень своего понимания от отдельных догадок и предположений до правильной и четкой перспективы. Моисей был прикован к постели, и хотя различные доктора предлагали ему средства от его болезни, он отказал всем, уповая на Бога. Однако сам Господь, как говорят, повелел Моисею воспользоваться лекарством, сказав при этом: "Отвергая лекарства, ты ставишь под сомнение мудрость того, кто наделил их целебными свойствами!" Вот почему говорится: "Веруй в Бога, и привязывай своего верблюда на ночь". Если ты этого не делаешь, то зачем вообще нужна такая вещь, как верблюжья уздечка?" Хазрат Бахааддин Накшбанд сказал как-то по этому поводу: "Если вянущий лист своим появлением говорит тебе о том, что растение нуждается в поливе, то, так как ты можешь это сделать, это и есть твой долг, то эти "слова" листа, есть не что иное, как приказ творца лично тебе. И если ты ждешь еще чего-то, спроси себя, если между тобой и творцом есть средство общения,затем ли оно, чтобы им пренебречь?"

Превращение яда в лекарство

В городе Бистаме жили однажды два вельможи, ненавидевшие друг друга из-за древней вражды. Однако, случилось так, что оба они захотели обучиться секретам человеческой природы и судьбы под началом одного и того же человека, известного мудреца Али Бега, который жил в отдаленной части Персии. Однако Али, перед тем как принять их, отписал другому мудрецу, Ибн Хамзе, который жил неподалеку от Бистама, с просьбой принять двух вельмож и поговорить с ними от его имени. Но каждый из них отказался встречаться с Ибн Хамзой. "Я хочу припасть к корню, а не к ветви," - сказал первый. Второй сказал: "Ибн Хамза - никто для меня!". И вот Ибн Хамза начал распространять недостойные слухи о двух "кандидатах в просветленные". Через несколько месяцев, заваленные со всех сторон гадкими слухами, след от которых вне всякого сомнения вел к Ибн Хамзе, двое аристократов почувствовали себя задетыми за живое, и, забыв старые обиды, ворвались в дом Ибн Хамзы, полные ярости и гнева, забыв полностью о своих поисках истины и человеческой природы. "Известно ли тебе, о презренный червь, зачем мы пришли в твой дом?" - вскричали они, едва завидев Ибн Хамзу. "Доподлинно известно", - отвечал Ибн Хамза, - "вы пришли: Во-первых, потому что Али Бег хотел показать вам, насколько мелочна и ничтожна ваша "глубокая" неприязнь друг к другу. Во-вторых, потому что вам надо было продемонстрировать, до чего просто управлять вашими поверхностными чувствами, заставив вас прийти сюда, хотя каждый из вас твердо решил не делать этого. В-третьих, хотя вы и не подчинились указаниям Али Бега, вам стоит знать, что некоторые желания должны быть доведены до конца. В-четвертых, вы здесь для того, чтобы стать хотя и невольными, но учителями людям, присутствующим здесь. В-пятых, Али Бегу и мне надо было показать местным жителям, любителям подозревать и распространять слухи, наподобие тех, что я распустил о вас двоих, что люди сердца - не простая добыча для них, что их пагубные привычки могут быть обращены против них же. И наконец, в-шестых, вы здесь, потому что в последовательности будущих событий, фактов и разъяснений я вижу перспективу превращения яда в лекарство, и оружия в ценный инструмент."

Слоновье мясо

Ибрагим Хавас1, суфи 10 века христианской эры рассказывал эту историю, чтобы проверить уровень понимания изучающих суфизм. "В компании нескольких суфи я плыл на корабле по морю, как вдруг, наш корабль потерпел крушение, и я с несколькими товарищами едва смог достичь отдаленного берега. Мы не знали, где мы оказались, к тому же у нас не было ни крошки еды с собой. Похоже было, что мы все погибнем, потому что дни проходили за днями, и помощи ждать было неоткуда. Мы обсудили свое положение и решили, что каждый из нас даст обет совершить что-либо доброе или воздерживаться от чего-то злого, что отдаляет его от Господа. Таким образом, думали мы, наша искренность может стать средством нашего спасения. И вот каждый произнес свою клятву: один клялся, что с сегодняшнего дня он начинает пост, другой обещал молиться каждый день больше, чем любой другой, третий брался совершить паломничество пешком. Каждый пообещал отказаться от каких-то желаний либо сделать что-то, что требует религия. И вот очередь подошла ко мне, и все спросили меня, что я скажу в свою очередь. Я уже собрался произнести свою клятву, как вдруг что-то пришло мне в голову, и я, не раздумывая, сказал: "Я не стану есть слоновьего мяса!" Все зашумели на меня: "Сейчас не время для шуток и баловства! Мы находимся на грани жизни и смерти!" Я отвечал: "Клянусь Богом, я не имел в виду ни того, ни другого. Пока вы говорили, я продумал обо всех хороших вещах, что я могу сделать, и о плохих, от которых я могу отказаться, - но что-то удержало меня от того, чтобы выбрать одну из них. То, что я сказал, пришло ко мне просто, без раздумий, и я верю, что это божественная мудрость вложила слова в мои уста." Мы решили углубиться далеко вглубь берега, и, оговорив, что все, что будет найдено - будет разделено поровну, мы, назначив место встречи, разделились и двинулись в путь. И вскоре мои товарищи заметили молодого слона, и решили, что его мяса нам вполне хватит, чтобы не умереть с голода. Слона убили и его мясо приготовили на костре. Хотя мне много раз предлагали разделить пищу, я отказался со словами: "Все вы были свидетелями того, как я клялся воздерживаться именно от этого. Возможно, Бог вложил мне эту клятву в уста с тем, чтобы я умер, но я все равно не могу ее нарушить" И вот, когда все поели и улеглись спать, мы были разбужены трубным голосом разъяренного слона. Огромное животное мчалось на нас, и от его топота тряслась земля. В ужасе мы упали на землю, в полной уверенности, что все мы погибнем. Каждый из нас принялся повторять слова молитвы, как делает любой человек перед лицом смерти. И вот слон, подбежав к нам, протянул свой хобот, и принялся обнюхивать нас по очереди, и, учуяв запах жареного мяса в гневе топтал человека. Я лежал на земле, повторяя свою Шахада (Символ веры) в смертельном ужасе. Слон обнюхал меня, потом еще и еще, тщательнее, чем моих спутников. Потом он обхватил меня хоботом, и я подумал, что он собирается убить меня каким-то особенным образом. Но он посадил меня к себе на спину, и тронулся прочь, то медленным шагом, то переходя на бег. На спине слона было очень жестко и неудобно, но все же я обрел надежду на то, что мне удастся вскоре бежать. На рассвете слон снял меня со спины и поставил на землю, после чего развернулся и скрылся туда, откуда пришел. Я так и не понял причины его поступка, к тому же я до сих пор был полон страха. В благодарности за спасение я вознес хвалы и молитвы господу. И, когда я почувствовал, что солнце взошло высоко, я осознал, что нахожусь на обочине широкой дороги. Я пошел вдоль нее, и вскоре прибыл в населенный город, где и рассказал свою историю, и люди были очень удивлены, так как место, где мы потерпели кораблекрушение, было в нескольких днях пути от их города. После этого я провел несколько дней в городе, восстанавливая силы, после чего вернулся домой в целости и сохранности.

Запах и Реальность

Учитель Бахааддин сидел однажды, после ужина, в окружении вновь прибывших, молодых и стариков, каждый из которых желал учиться у него. И вот когда, аконец, настала тишина, Мастер разрешил задавать вопросы. "Что вызывает наибольшие трудности в обучении Пути?" - спросили его. "Люди руководствуются поверхностными вещами. Их привлекают проповеди, рассказы, слухи, - то, что будоражит их - как пчел привлекает запах цветка." "Но как иначе пчеле найти цветок, если не по запаху? И как человеку познать истину, как не по рассказам о ней?" Мастер отвечал: "Человек приближается к мудрости, полагаясь на слухи, рассказы, проповеди, книги, чувства. Однако, приблизившись, он начинает требовать больше и больше того же самого: но не того, что может дать мудрость. Пчелы находят цветок по запаху, но, найдя его, они не требуют больше и больше запаха, они припадают к нектару, который должны собирать. Это эквивалент реальной мудрости, все рассказы и представления о которой, - это ее запах. Так вот среди людей очень мало "настоящих пчел". Тогда как все пчелы являются пчелами в том смысле, что они способны собирать нектар, не все люди - люди, в смысле исполнения и восприятия того, для чего они были созданы. Затем Мастер сказал: "Пусть те, кто пришел сюда, в Каср аль-Арифин из-за того, что он что-то прочел, встанут." Многие встали. "Теперь те, кто пришел сюда, потому что он что-то слышал о нас." Встало еще несколько человек. "Те, кто все еще сидят", - продолжал Учитель - "почувствовали наше присутствие и нашу особенность каким-то особенным, неуловимым образом." "Среди тех, кто стоит, старых и молодых, много тех, кому необходимо, чтобы их чувства волновали их вновь и вновь, те, кто жаждут развлечения или жаждут покоя. Чтобы они поняли, что им нужно именно здесь, они должны ощутить потребность в знаниях, а не в развлечениях." Затем он сказал: "Здесь есть также те, кого привлекает к учителю его слава и репутация, и они приезжают издалека, чтобы навестить его, и будут приезжать навестить его могилу после того, как он умрет, все из тех же побуждений. Пока их стремления не будут переплавлены, как в алхимической реторте, они не отыщут истины." "И наконец, здесь наверняка есть те, кто приехал к учителю не потому, что он величайший из живых наставников, и не потому, что они хотят навестить его могилу, но потому, что они ощущают истинную природу учителя. Когда-нибудь все овладеют этим даром." Мастер узора продолжал: "Однако в нашем случае, дело целых поколений людей должно быть сделано одним человеком. Чтобы стать Моисеем вам придется превзойти своего фараона. Человек, которого привлекает репутация его учителя, должен измениться, стать другим. Он должен стать тем, кто остается вблизи учителя потому, что он чувствует его истинную природу. В этом - смысл его Работы, перед тем, как он сможет учиться. До тех пор, пока он не понял это, он скорее дервиш, чем суфи. Дервиш жаждет, суфи - воспринимает."

Японские притчи

Древняя притча

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.

— Что еще слепить тебе? — спросил Бог.

— Слепи мне счастье, — попросил человек.

Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.144.40 (0.042 с.)