Сказки, притчи и метафоры в групповой работе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказки, притчи и метафоры в групповой работе.



СКАЗКИ, ПРИТЧИ И МЕТАФОРЫ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ.

"В реальном мире лошадь для нас останется всего лишь лошадью.

Но в мире фантазии и мифов у нее вырастают крылья, и она становится Пегасом,

который может беспрепятственно доставить седока в любую часть света."

Дж. Миллс, Р. Кроули

Сказки, притчи и метафоры

Одним из наиболее эффективных методов работы с Участниками в Программе являются сказки, притчи, исторические сюжеты, заключающие в себе наделенную красочными образами и смысловым сюжетом метафору. Красочность метафоры заставляет Участников думать и стимулирует их воображение. В работе с Группой сказки и притчи являются примером описания сложных ситуаций, способов поведения, отношений между людьми. Таким образом, метафоры позволяют подросткам «обойти» естественное сопротивление к изменениям и решить проблему на практике через сказку, переключить внимание Участников с видения преград на видение возможностей. Метафора в групповой работе – это всегда мотивация на успех.

Живые и яркие образы, метафоры в сказках и притчах помогают запоминать и учиться новому: осваивая опыт героев, участники переносят его на себя, решая поставленные перед собой или Группой цели. Именно поэтому сказки и притчи Инструктор может использовать для подготовки Участников к испытаниям в Программе, включать в процесс работы на Низком веревочном курсе, во время прохождения Группой «Рубикона», «Лестницы Якоба». Проявление смелости, страха, умение работать в команде, доверие друг к другу во время прохождения испытаний, - те актуальные темы, которые Инструктор может обсуждать с Группой посредством сказок и притч.

При проведении испытаний веревочного курса Инструктору необходимо заранее подготовить сказки или притчи, которые будут актуальны для обсуждения. Используя сказки и притчи в работе с Группой, в ЗАДАЧИ Инструктора входит:

· включение сказок и притч в работу Группы в соответствии с ситуацией и целесообразностью;

· создание непринужденной, доброжелательной обстановки в Группе, готовой к восприятию и включению в обсуждение;

· сопоставление и переключение внимания Участников с проблем, затронутых в сказках, на ситуацию в Группе;

· включение Участников в активное обсуждение и поиск решений для прохождения испытаний;

· создание уважительного отношения к каждому Участнику обсуждения.

 

Выбор сказок и притч для обсуждения

Выбор сказок или притч должен быть очень тщательным. Перед тем, как включить метафору в процесс обсуждения или прохождения препятствий, Инструктор должен понять для себя, ЗАЧЕМ он рассказывает ту или иную сказку или притчу и к какому результату он хочет привести Группу в диалоге.

Сказки и притчи всегда необходимо включать в работу с Группой в зависимости от ситуации. В Программе сказки и притчи актуально использовать для достижения определенных ЦЕЛЕЙ:

· актуализация у Участников целей прохождения испытаний Программы;

· концентрация внимания Участников на какой-либо значимой для Группы ситуации с целью приобретения нового опыта;

· создание условий для подготовки Группы к прохождению испытаний, обсуждению различных ситуаций, проблем и т.д.

· обеспечение обратной связи Участников друг другу.

Для достижения цели и включения Участников в дискуссию, важно соблюдать следующую структуру сказки или притчи:

· вступление – происхождение истории, основного сюжета;

· история – само содержание истории;

· мораль – основная идея истории.

Для начала рассказа можно использовать следующие фразы-вступления:

· «Мой друг однажды…»

· «Я как-то прочитал о…»

· «Это напомнило мне…»

· «Я знаю человека, который…»

· «Один человек…»

· «Может быть, вы слышали историю о…»

· «Всем известно…»

· «Как-то раз…»

Инструктору важно привлечь внимание Группы и поймать момент, когда конкретная метафорическая история будет наиболее уместна и ценна для обсуждения.

Условия проведения

Сказки и притчи не должны быть слишком долгими, 3 - 5 минут. Не стоит слишком часто использовать метафору в работе с конкретной Группой.

Ниже даны примеры сказок, притч, исторических сюжетов, которые Инструктор может использовать в работе с Группой. Все истории разделены между собой в соответствии с их назначением. Также для каждой истории даны рекомендации по включению ее в работу с Группой и примерные вопросы для начала обсуждения.

 

СКАЗКИ И ПРИТЧИ: КОМАНДНАЯ РАБОТА, СОТРУДНИЧЕСТВО.

Лисица и козел

Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду - уж так-то она хороша! - и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: "Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу". И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: "Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти».

Мораль. Будучи умным человеком, не стоит браться за дело, не подумав сначала, к чему оно приведет.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса;

· Участники которой мало знакомы между собой и делают первые шаги по взаимодействию в команде;

· где некоторые Участники личные достижения при прохождении испытаний ставят более приоритетными, нежели командные.

Вопросы для обсуждения. Эта история помогает обсуждать реалистичность целей, успешное планирование, расстановку приоритетов и сотрудничество с другими ради достижения цели.

· Что символизирует колодец, манящий к себе ничего не подозревающего человека?

· Каким образом лиса и козел могли бы сотрудничать более продуктивно?

· Кто из вашей команды, группы может помочь вам выбраться из «колодца»?

· Кому вы сами можете помочь выбраться?

· Чем вы можете помочь другому человеку выбраться из «колодца»?

Отец и сыновья.

У одного человека было несколько сыновей. К его огорчению они постоянно ссорились между собой. Отец никак не мог их помирить и решил наглядно продемонстрировать им опасности разобщенности. Для этого он велел одному из сыновей принести связку веток. Когда сын принес связку, отец стал по очереди передавать ее каждому из сыновей и говорить: «Попробуйте сломать эти ветки».

Как ни пытались сыновья, никто из них так и не смог сломать ветки. Потом отец развязал связку, дал каждому из сыновей по веточку и повторил свою просьбу: «Попробуйте теперь снова сломать эти ветки».

Теперь это оказалось несложно. Каждый из сыновей очень легко переломил ветку на две части. Тогда отец сказал: «Пусть это станет вам уроком; если вы все согласны друг с другом, как ветки в этой связке, ни один враг, ни один доброжелатель со стороны не сможет нанести вам вред. Но если вы разобщены и ссоритесь между собой, сломать вам так же легко, как эти ветки».

Мораль. Вместе мы побеждаем; по отдельности – терпим поражение.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам.

Вопросы для размышления.

· Как эта история про братьев похожа на нас с вами?

· Как вы воспринимаете себя: как «отдельную ветку» или как «целую связку»?

· Что может заставить вас объединиться в «связку»?

 

Гармония

Некоторые - черные, некоторые - белые, есть коричневые и розовые. Но все живут вместе, бок о бок, в мире и согласии. Одни все время заняты, а другие спокойно ждут своей очереди. Хотя в более широкой картине вещей все равны. Некоторые - прямые и круглые, другие - заостренные. Но все знают, в чем состоит их задача. Некоторые очень красивы, у некоторых странные имена. Но каждый совершенно уникален. Сами по себе они могут быть бледными и незаметными. Но вместе способны создать произведение искусства.

Как многому нас может научить Коробка обычных мелков.

Мораль. Можно оставаться уникальной личностью, и в то же время быть частью более широкого целого.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса (ближе к окончанию тренинга);

· во время прохождения испытаний «Рубикона»;

· Участники которой уже достаточно хорошо знаю друг друга и могут оценить вклад каждого человека в общее дело.

Вопросы для размышления.

· Можем ли мы вас сравнить с коробкой мелков? Какие вы?

· Какие «мелки» есть среди вас? Что каждый из вас может привнести в команду?

· Можете ли вы сказать, что все «мелки» работают вместе в мире и согласии?

· Какую общую картину вы создадите все вместе?

 

О дружбе.

«Жила в лесу стая волков, которая славилась своей смелостью и отвагой. Но однажды вожак стаи, старый волк, не смог повети стаю на охоту и поручил это сыну. После некоторого времени стая вернулась с большой добычей. Сын рассказал отцу, что они напали на семерых охотников и без труда справились с ними. Через некоторое время стая опять отправилась на охоту. Не было никого в течение пяти дней, а на шестой вернулся один волк, еле живой и избитый. Когда вожак спросил, что случилось, волк рассказал, что стая напала на троих человек, но все волки погибли. Вожак очень удивился: «Но ведь в прошлый раз вы смогли победить семерых?» На что волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга!»

Мораль. Сила дружбы, как и сплоченной команды, заключается в единстве людей; и способна выдержать любой напор и испытание.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса (ближе к окончанию тренинга);

· во время прохождения испытаний «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам.

Вопросы для размышления.

· В чем заключалась сила троих друзей?

· Похожа ли дружба на сплоченную команду?

· Как вы думаете, способны ли вы справиться со «стаей волков»? Какими качествами вы обладаете для преодоления трудностей?

 

 

Репка

Как-то раз посадил дед репку и говорит: «Расти, расти, репка сладкая! Расти, расти, репка крепкая! Расти, расти, репка большая!» И выросла репка сладкая, крепкая и БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.

Настало время репку дергать. Пришел дед к репке, стал ее тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может. Позвал дед бабку: «Бабка, помоги мне репку дергать!» Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку: «Внучка, помоги нам репку дергать!»

Взялась внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку: «Жучка, помоги нам репку дергать!». Прибежала Жучка, взялась за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку: «Кошка, помоги нам репку дергать!».

Прибежала кошка, взялась за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Тут кошка и говорит: «Что ж нам осталось только одно: позвать мышку».

«МЫШКУ? – закричали все, - но чем она нам поможет? Она же такая маленькая!» И все-таки позвала кошка мышку: «Мышка, помоги нам репку дергать!» Прибежала мышка, взялась за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянули-тянули и вытянули репку!

«ОП!» - выскочила репка из земли.

Сварила тогда бабка вкусную-превкусную кашу и всех накормила, а мышка сидела на самом почетном месте.

 

Мораль. Кроткие унаследуют эту землю, а как минимум – репку. Есть ли в вашей команде «мышки»? Если есть, никогда не недооценивайте их. Возможно, именно их сила нужна для преодоления трудностей.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам;

· где явные лидеры не замечают сильные стороны некоторых Участников, которые могли бы внести большой вклад в работу команды.

Вопросы для размышления.

· Как думаете, важна ли была для мышки её заслуга? В чем состоит эта важность?

· Есть ли в вашей команде такие «мышки», чья роль может играть большое значение в работе команды?

· Какой вклад вносит в достижение успеха каждый Участник команды?

 

 

Большая мышь.

После Невероятного Приключения с дедкой, бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой и рекой, мышка отпарилась путешествовать.

И куда бы она ни приезжала, она везде рассказывала свою историю, и сначала все слушали ее с большим интересом и поражались такому приключению. Но мышка рассказывала свою историю вновь и вновь и постепенно стала надоедать людям. Особенно всех раздражало мнение мышки, что репку удалось вытащить только благодаря ей. Скоро уже никто не верил ее словам о том, что она – «лучший в городе специалист по репкам». Люди стали смеяться и говорить: «Посмотри на себя, как с твоей комплекцией можно вытаскивать репки?»

Шли месяцы, люди продолжали подшучивать над мышкой, и в итоге она уже и сама стала сомневаться в своих силах.

Однажды, в печальном и подавленном настроении, мышка вернулась в родную деревню и улеглась на траву рядом с полем. А это был день ежегодного праздника, и вес жители деревни пели, танцевали и играли в разные игры. ВЫ можете подумать, что мышка просто лежала и наслаждалась всеобщим весельем, но на самом деле она думала о том времен, как прекрасно было работать в такой дружной и успешной команде. Она чувствовала, как одинока сейчас.

И вдруг перед собой мышка увидела дедку, бабку, внучку, Жучку и кошку. Они участвовали в соревновании по перетягиванию каната – и проигрывали! Как раз перед последним рывком они увидели Мышку, лежащую на траве, и закричали:

- Мышка! Это ты! Тебя-то в нашей команде и не хватало! Иди скорей сюда!

И все они побежали к Мышке и обняли ее. Мышка была растрогана таким приемом и снова вспомнила, как прекрасно быть участников команды, а не жить все время самой по себе. И она застенчиво пробормотала, улыбаясь в усы: «Ладно... где там наша репка?»

Все засмеялись, вспомнили свои успехи и уверенно взялись за канат.

 

Мораль. Празднуйте успех команды и помните: для успеха необходим индивидуальный вклад каждого.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»;

· где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам;

· где явные лидеры не замечают сильные стороны некоторых Участников, которые могли бы внести большой вклад в работу команды.

Вопросы для размышления.

· Как вы празднуете успех команды?

· Есть ли в Вашей команде «мышка»?

· Какой вклад вносит в достижение успеха каждый Участник команды?

· Какие успехи могут стать основой будущего процветания вашей команды?

Притча о кофе

Приходит к отцу молодая девушка и говорит:

— Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й кастрюли.

— Что изменилось? — спросил он свою дочь.

— Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде — ответила она.

— Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри — твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…

— А кофе? — спросила дочь.

— О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации...

Мораль. Как бы ни было тяжело, не стоит поддаваться трудностям – можно изменять сами обстоятельства и тем самым становиться сильнее и мудрее.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»;

· если Группа теряет мотивацию и веру в прохождений испытаний собственными силами;

· если Группа или отдельные Участники боятся проходить некоторые испытания, например, «Рубикона», при этом Вы чувствуете, что этот страх возможно преодолеть.

Вопросы для размышления.

· Как вы думаете, в чем преимущество у зёрен кофе перед сваренными морковью и яйцом?

· Чем ситуация в притче о кофе схожа с тем, что сейчас происходит в вашей команде?

· Какие возможности существуют у вашей команде для того, чтобы преодолеть трудности, с которыми вы столкнулись?

· Как мы можем изменить эту ситуацию в команде?

 

 

Спасти одну звезду.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел поближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь все эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.

 

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая свое занятия.

- Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

 

Мораль. Если мы ни разу не пытались, то ничего и не добьемся. Даже малейшее усилие способно преодолеть апатию

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»;

· если Группа теряет мотивацию и веру в прохождение испытаний собственными силами;

· если Группа отдает предпочтение стремительным действиям, нежели обдуманному решению по преодолению трудностей и, как следствие, постоянно встречается с неудачами и поражениями в испытаниях;

· если в Группе появляется Участник, который не видит свою значимость в Группе и, как следствие, предпочитает не включаться в работу команды.

Вопросы для размышления.

· Кто или что можно назвать «морской звездой», которую вы хотели бы спасти?

· К какой цели вы сейчас стремитесь?

· На какие небольшие задачи ее можно разбить?

· Стоит ли эта цель ваших усилий? Почему?

· Как вы собираетесь поддерживать свою решимость, чтобы двинуться в путь – и завершить его?

 

Эдисон и электрическая лампочка

Томаса Эдисона, американского изобретателя, считают одним из самых творческих и умных людей в истории человечества. Но исторические книги свидетельствуют о том, что он всего три месяца ходил в школу штата Мичиган. А потом, когда ему было 12 лет, его отчислили, потому что учителя считали его необучаемым. Позже Эдисон произнес знаменитую фразу: «Гений – это один процент вдохновения и 99 процентов пота».

И определенно, он говорил о себе. Говорят, когда Эдисон пытался создать электрическую лампочку накаливания, свое самое знаменитое изобретение, он сделал более тысячи неудачных опытов. Друзья и коллеги уговаривали его отказаться от этой затеи, потому что она обречена на неудачу, но он отвечал им с абсолютной уверенностью и некоторым удивлением: «Почему? Это вовсе не неудача – я просто нашел тысячу случаев, когда моя формула не работает!»

В конце концов, самыми главными союзниками Эдисона стали не только его выдающийся интеллект и творческие способности, но и позитивное отношение к своей работе и упорство при решении проблем.

Эта история иллюстрирует необходимость творческого и латерального мышления, а также важность осознания «неудачи» как естественной составляющей процесса творчества. Опасайтесь «самовыполняющихся пророчеств».

Мораль. Неудач не существует – есть только ваше к ним отношение! Эта история иллюстрирует необходимость творческого мышления, а также важность осознания «неудачи» как естественной и порой необходимой составляющей процесса творчества.

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса;

· где Участники после многочисленных неудачных попыток теряет мотивацию и веру в прохождений испытаний собственными силами;

· которая очень поверхностно и несерьезно относится к заданию и, сталкиваясь с трудностями, бросает начатое дело.

Вопросы для размышления.

· Какую «лампочку» вы сейчас пытаетесь изобрести?

· Сколько разных способов вы испробовали, чтобы решить эту проблему? Какие это были способы?

· Как вы воспринимаете неудачи, постигшие вас в попытках решить эту проблему?

· Как ваша Группа воспринимает эту ситуацию?

· Что вы уже пробовали, чтобы достичь желаемого?

· Как вы думаете, в чем ваша главная трудность? Какая «формула» подходит вам для решения?

· Что можно сделать по-другому?

 

 

Вопросы для размышления.

· Чем вы сами или кто-либо другой похожи на гусеницу?

· Понимаете ли вы, что изменения неизбежны, или пытаетесь не обращать на это внимания, подобно гусеницам?

· Что должно произойти, чтобы гусеница превратилась в бабочку?

· Какие страхи вам нужно преодолеть, чтобы совершить такое преодоление?

· Как изменится после этого ваша жизнь?

Великан.

В одной далекой стране жил-был огромный великан, не меньше трех метров ростом, с копной рыжих волос и рыжей бородой. В руках он всегда носил тяжелый топор.

Каждый год, в один и тот же день и час, великан спускался с родных гор к городским стенам и начинал терроризировать местных жителей.

«Эй вы, дайте мне своего самого смелого воина, и он будет побежден», - кричал великан, возвышаясь над стенами и грозно размахивая топором. «Дайте мне противника, иначе я разрушу ваш город и зарублю всех вот этим самым топором!»

И каждый год ворота замка медленно и с опаской отворялись, и один несчастный отправлялся навстречу верной погибели.

«И это ваш лучший воин?» - издевался великан. А бедняга просто неподвижно стоял перед ним, загипнотизированный его огромными размерами и важностью своей миссии. Ни одному не удалось хотя бы выхватить свой меч, до того как великан обрушивал на него свой огромный топор.

Но однажды в город прибыл юный принц. «Почему все жители здесь так печальны и испуганы?»- спросил он одного из попутчиков.

«Ты еще не видел великана», - ответил тот.

«Какого великана?» - спросил юный принц с интересом.

Попутчик рассказал принцу, в чем дело.

«Каждый год, в этот самый день, к воротам города подходит великан и вызывает на бой нашего лучшего воина. И каждый год он убивает его на месте. Несчастные не успевают даже меч вытащить. Должно быть, великан их гипнотизирует».

«Посмотрим», - сказал юный принц.

И когда в тот же день у ворот появился великан, принц уже ждал его.

«Эй вы, дайте мне своего самого смелого воина, и он будет побежден», - закричал великан.

«Я здесь», - сказал юный принц, распахивая ворота и шагая навстречу великану.

Несколько мгновений они стояли и смотрели друг на друга. Принц находился довольно далеко от великана, но все же был поражен огромными размерами и устрашающим видом противника.

Собрав в кулак всю свою отвагу, он пошел навстречу великану, размахивая мечом и не отрывая взгляда от этого ужасного лица с рыжими волосами и рыжей бородой.

И вдруг он заметил, что по мере приближения к великану, тот не только не становится больше, но уменьшается прямо у него на глазах. Принц остановился, окинул великана взглядом и увидел, что теперь его рост уменьшился вдвое.

Принц подошел ближе, снова остановился и посмотрел на «великана». Теперь рост того был не больше шестидесяти сантиметров. Принц продолжал приближаться к нему, пока не оказался с ним лицом к лицу, и с каждым шагом «великан» уменьшался. Он стал таким маленьким, что смотрел на принца снизу вверх. Его рост был не более тридцати сантиметров.

Юный принц поднял меч и пронзил сердце «великана».

И когда, умирая, «великан» упал на землю, принц нагнулся к нему и спросил:

«Кто ты?»

«Мое имя Страх», - прошептал «великан» и испустил дух.

 

Мораль. Когда мы действуем, страхи исчезают!

Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой:

· во время прохождения испытаний «Рубикона», скалодрома;

· если Группа или отдельные Участники боятся проходить некоторые испытания, например, «Рубикона», при этом Вы чувствуете, что этот страх возможно преодолеть.

 

Вопросы для размышления.

· Почему все воины боялись великаны и не могли с ним справиться?

· В чем состоит сила страха?

· Какие качества помогли принцу победить великана?

· Как вы думаете, в чем заключается страх вашей группы?

· Вспомните ситуации в своей жизни, подобные этой истории?

· Как вы думаете, что вам может помочь преодолеть ваш страх?

· Что изменится, если вы решитесь победить свой страх?

Всё в твоих руках

Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.»

Страхи в шляпе.

Каждый Участник пишет один свой страх на листке бумаги и кидает его в шляпу. Шляпа передается по кругу, чтобы все Участники вытянули по одной бумажке с чьим-то страхом. Каждый вслух зачитывает страх, написанный на попавшемся ему листке, и начинает обсуждение этого страха. Присутствует ли этот страх у других Участников? Какие могут быть рекомендации по борьбе с этим страхом?

Вариант: Выполните это упражнение перед прохождением порога или трудным промежутком на маршруте; пусть во время упражнения Участники отдадут свои страхи "на сохранение" друг другу.

 

 

Многие боятся…

(упражнение на преодоление страхов, командная работа).

Каждого участника просят в течение 3 — 5 минут придумать как можно больше вариантов завершения фразы «Многие боятся, а я не боюсь…». Потом они объединяются в подгруппы по 4 — 5 человек, где рассказывают друг другу, какие варианты они предложили, почему многие, с их точки зрения, боятся этого, и с чем связано то, что сами они этого не боятся, как им удается преодолевать свой страх. В каждой из подгрупп выбирается участник, который фиксирует названные способы преодоления страха. Это обсуждение продолжается 8 — 12 мин, потом выступают представители от каждой из подгрупп, которые рассказывают, какие способы преодоления страха были упомянуты.

Смысл упражнения. Упражнение способствует повышению уверенности в себе, поскольку создает условия для так называемой «фиксации на положительных исключениях» — даже у самого боязливого участника наверняка найдется что-то такое, что не вызывает у него страха, хотя у многих окружающих вызывает, или этот страх ему уже удалось преодолеть. Кроме того, оно создает хорошую почву для разговора о способах преодоления страха.

Обсуждение.

· Что нового удалось узнать о самом себе каждому из участников при выполнении этого упражнения?

· Какие из обсуждавшихся способов преодоления страха представляются наиболее эффективными?

· Когда вообще возникает необходимость подавлять страх, а когда лучше прислушаться к нему и просто избегать вызывающих его ситуаций?

 

Палочки в связке

(упражнение на командное взаимодействие).

Идея: когда вы едины, вы непобедимы. Отличное дополнение к притче «Отец и сыновья»

Реквизит:

· Четыре палочки каждому участнику.

· Шнурок для связывания палочек вместе.

Упражнение.

Усадите всех участников в круг и пусть каждый из них подумает о 4х приложенных им усилиях, которые он мог бы считать своим вкладом в работу группы. Возьмите палочки, каждая из которых обозначает одно усилие, и свяжите их все в пучок. Обсудите, почему, когда вы едины, вы непобедимы.

Подтвердите эту идею, попытавшись разломать связку.

 

 

СКАЗКИ, ПРИТЧИ И МЕТАФОРЫ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ.

"В реальном мире лошадь для нас останется всего лишь лошадью.

Но в мире фантазии и мифов у нее вырастают крылья, и она становится Пегасом,

который может беспрепятственно доставить седока в любую часть света."

Дж. Миллс, Р. Кроули

Сказки, притчи и метафоры

Одним из наиболее эффективных методов работы с Участниками в Программе являются сказки, притчи, исторические сюжеты, заключающие в себе наделенную красочными образами и смысловым сюжетом метафору. Красочность метафоры заставляет Участников думать и стимулирует их воображение. В работе с Группой сказки и притчи являются примером описания сложных ситуаций, способов поведения, отношений между людьми. Таким образом, метафоры позволяют подросткам «обойти» естественное сопротивление к изменениям и решить проблему на практике через сказку, переключить внимание Участников с видения преград на видение возможностей. Метафора в групповой работе – это всегда мотивация на успех.

Живые и яркие образы, метафоры в сказках и притчах помогают запоминать и учиться новому: осваивая опыт героев, участники переносят его на себя, решая поставленные перед собой или Группой цели. Именно поэтому сказки и притчи Инструктор может использовать для подготовки Участников к испытаниям в Программе, включать в процесс работы на Низком веревочном курсе, во время прохождения Группой «Рубикона», «Лестницы Якоба». Проявление смелости, страха, умение работать в команде, доверие друг к другу во время прохождения испытаний, - те актуальные темы, которые Инструктор может обсуждать с Группой посредством сказок и притч.

При проведении испытаний веревочного курса Инструктору необходимо заранее подготовить сказки или притчи, которые будут актуальны для обсуждения. Используя сказки и притчи в работе с Группой, в ЗАДАЧИ Инструктора входит:

· включение сказок и притч в работу Группы в соответствии с ситуацией и целесообразностью;

· создание непринужденной, доброжелательной обстановки в Группе, готовой к восприятию и включению в обсуждение;

· сопоставление и переключение внимания Участников с проблем, затронутых в сказках, на ситуацию в Группе;

· включение Участников в активное обсуждение и поиск решений для прохождения испытаний;

· создание уважительного отношения к каждому Участнику обсуждения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 4345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.168 с.)