Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказки, притчи и метафоры в групповой работе.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
СКАЗКИ, ПРИТЧИ И МЕТАФОРЫ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. "В реальном мире лошадь для нас останется всего лишь лошадью. Но в мире фантазии и мифов у нее вырастают крылья, и она становится Пегасом, который может беспрепятственно доставить седока в любую часть света." Дж. Миллс, Р. Кроули Сказки, притчи и метафоры Одним из наиболее эффективных методов работы с Участниками в Программе являются сказки, притчи, исторические сюжеты, заключающие в себе наделенную красочными образами и смысловым сюжетом метафору. Красочность метафоры заставляет Участников думать и стимулирует их воображение. В работе с Группой сказки и притчи являются примером описания сложных ситуаций, способов поведения, отношений между людьми. Таким образом, метафоры позволяют подросткам «обойти» естественное сопротивление к изменениям и решить проблему на практике через сказку, переключить внимание Участников с видения преград на видение возможностей. Метафора в групповой работе – это всегда мотивация на успех. Живые и яркие образы, метафоры в сказках и притчах помогают запоминать и учиться новому: осваивая опыт героев, участники переносят его на себя, решая поставленные перед собой или Группой цели. Именно поэтому сказки и притчи Инструктор может использовать для подготовки Участников к испытаниям в Программе, включать в процесс работы на Низком веревочном курсе, во время прохождения Группой «Рубикона», «Лестницы Якоба». Проявление смелости, страха, умение работать в команде, доверие друг к другу во время прохождения испытаний, - те актуальные темы, которые Инструктор может обсуждать с Группой посредством сказок и притч. При проведении испытаний веревочного курса Инструктору необходимо заранее подготовить сказки или притчи, которые будут актуальны для обсуждения. Используя сказки и притчи в работе с Группой, в ЗАДАЧИ Инструктора входит: · включение сказок и притч в работу Группы в соответствии с ситуацией и целесообразностью; · создание непринужденной, доброжелательной обстановки в Группе, готовой к восприятию и включению в обсуждение; · сопоставление и переключение внимания Участников с проблем, затронутых в сказках, на ситуацию в Группе; · включение Участников в активное обсуждение и поиск решений для прохождения испытаний; · создание уважительного отношения к каждому Участнику обсуждения.
Выбор сказок и притч для обсуждения Выбор сказок или притч должен быть очень тщательным. Перед тем, как включить метафору в процесс обсуждения или прохождения препятствий, Инструктор должен понять для себя, ЗАЧЕМ он рассказывает ту или иную сказку или притчу и к какому результату он хочет привести Группу в диалоге. Сказки и притчи всегда необходимо включать в работу с Группой в зависимости от ситуации. В Программе сказки и притчи актуально использовать для достижения определенных ЦЕЛЕЙ: · актуализация у Участников целей прохождения испытаний Программы; · концентрация внимания Участников на какой-либо значимой для Группы ситуации с целью приобретения нового опыта; · создание условий для подготовки Группы к прохождению испытаний, обсуждению различных ситуаций, проблем и т.д. · обеспечение обратной связи Участников друг другу. Для достижения цели и включения Участников в дискуссию, важно соблюдать следующую структуру сказки или притчи: · вступление – происхождение истории, основного сюжета; · история – само содержание истории; · мораль – основная идея истории. Для начала рассказа можно использовать следующие фразы-вступления: · «Мой друг однажды…» · «Я как-то прочитал о…» · «Это напомнило мне…» · «Я знаю человека, который…» · «Один человек…» · «Может быть, вы слышали историю о…» · «Всем известно…» · «Как-то раз…» Инструктору важно привлечь внимание Группы и поймать момент, когда конкретная метафорическая история будет наиболее уместна и ценна для обсуждения. Условия проведения Сказки и притчи не должны быть слишком долгими, 3 - 5 минут. Не стоит слишком часто использовать метафору в работе с конкретной Группой. Ниже даны примеры сказок, притч, исторических сюжетов, которые Инструктор может использовать в работе с Группой. Все истории разделены между собой в соответствии с их назначением. Также для каждой истории даны рекомендации по включению ее в работу с Группой и примерные вопросы для начала обсуждения.
СКАЗКИ И ПРИТЧИ: КОМАНДНАЯ РАБОТА, СОТРУДНИЧЕСТВО. Лисица и козел Лисица упала в колодец и сидела там поневоле, потому что не могла выбраться. Козел, которому захотелось пить, подошел к тому колодцу, заметил в нем лисицу и спросил ее, хороша ли вода. Лиса, обрадовавшись счастливому случаю, начала расхваливать воду - уж так-то она хороша! - и звать козла вниз. Спрыгнул козел, ничего не чуя, кроме жажды; напился воды и стал с лисицей раздумывать, как им выбраться. Тогда лисица и сказала, что есть у нее хорошая мысль, как спастись им обоим: "Ты обопрись передними ногами о стену да наклони рога, а я взбегу по твоей спине и тебя вытащу". И это ее предложение принял козел с готовностью; а лисица вскочила ему на крестец, взбежала по спине, оперлась о рога и так очутилась возле самого устья колодца: вылезла и пошла прочь. Стал козел ее бранить за то, что нарушила их уговор; а лиса обернулась и молвила: "Эх ты! будь у тебя столько ума в голове, сколько волос в бороде, то ты, прежде чем войти, подумал бы, как выйти». Мораль. Будучи умным человеком, не стоит браться за дело, не подумав сначала, к чему оно приведет. Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой: · во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса; · Участники которой мало знакомы между собой и делают первые шаги по взаимодействию в команде; · где некоторые Участники личные достижения при прохождении испытаний ставят более приоритетными, нежели командные. Вопросы для обсуждения. Эта история помогает обсуждать реалистичность целей, успешное планирование, расстановку приоритетов и сотрудничество с другими ради достижения цели. · Что символизирует колодец, манящий к себе ничего не подозревающего человека? · Каким образом лиса и козел могли бы сотрудничать более продуктивно? · Кто из вашей команды, группы может помочь вам выбраться из «колодца»? · Кому вы сами можете помочь выбраться? · Чем вы можете помочь другому человеку выбраться из «колодца»? Отец и сыновья. У одного человека было несколько сыновей. К его огорчению они постоянно ссорились между собой. Отец никак не мог их помирить и решил наглядно продемонстрировать им опасности разобщенности. Для этого он велел одному из сыновей принести связку веток. Когда сын принес связку, отец стал по очереди передавать ее каждому из сыновей и говорить: «Попробуйте сломать эти ветки». Как ни пытались сыновья, никто из них так и не смог сломать ветки. Потом отец развязал связку, дал каждому из сыновей по веточку и повторил свою просьбу: «Попробуйте теперь снова сломать эти ветки». Теперь это оказалось несложно. Каждый из сыновей очень легко переломил ветку на две части. Тогда отец сказал: «Пусть это станет вам уроком; если вы все согласны друг с другом, как ветки в этой связке, ни один враг, ни один доброжелатель со стороны не сможет нанести вам вред. Но если вы разобщены и ссоритесь между собой, сломать вам так же легко, как эти ветки». Мораль. Вместе мы побеждаем; по отдельности – терпим поражение. Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой: · во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»; · где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам. Вопросы для размышления. · Как эта история про братьев похожа на нас с вами? · Как вы воспринимаете себя: как «отдельную ветку» или как «целую связку»? · Что может заставить вас объединиться в «связку»?
Гармония Некоторые - черные, некоторые - белые, есть коричневые и розовые. Но все живут вместе, бок о бок, в мире и согласии. Одни все время заняты, а другие спокойно ждут своей очереди. Хотя в более широкой картине вещей все равны. Некоторые - прямые и круглые, другие - заостренные. Но все знают, в чем состоит их задача. Некоторые очень красивы, у некоторых странные имена. Но каждый совершенно уникален. Сами по себе они могут быть бледными и незаметными. Но вместе способны создать произведение искусства. Как многому нас может научить Коробка обычных мелков. Мораль. Можно оставаться уникальной личностью, и в то же время быть частью более широкого целого. Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой: · во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса (ближе к окончанию тренинга); · во время прохождения испытаний «Рубикона»; · Участники которой уже достаточно хорошо знаю друг друга и могут оценить вклад каждого человека в общее дело. Вопросы для размышления. · Можем ли мы вас сравнить с коробкой мелков? Какие вы? · Какие «мелки» есть среди вас? Что каждый из вас может привнести в команду? · Можете ли вы сказать, что все «мелки» работают вместе в мире и согласии? · Какую общую картину вы создадите все вместе?
О дружбе. «Жила в лесу стая волков, которая славилась своей смелостью и отвагой. Но однажды вожак стаи, старый волк, не смог повети стаю на охоту и поручил это сыну. После некоторого времени стая вернулась с большой добычей. Сын рассказал отцу, что они напали на семерых охотников и без труда справились с ними. Через некоторое время стая опять отправилась на охоту. Не было никого в течение пяти дней, а на шестой вернулся один волк, еле живой и избитый. Когда вожак спросил, что случилось, волк рассказал, что стая напала на троих человек, но все волки погибли. Вожак очень удивился: «Но ведь в прошлый раз вы смогли победить семерых?» На что волк ответил: «Тогда было просто семь охотников, а в этот раз были три лучших друга!» Мораль. Сила дружбы, как и сплоченной команды, заключается в единстве людей; и способна выдержать любой напор и испытание. Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой: · во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса (ближе к окончанию тренинга); · во время прохождения испытаний «Рубикона»; · где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам. Вопросы для размышления. · В чем заключалась сила троих друзей? · Похожа ли дружба на сплоченную команду? · Как вы думаете, способны ли вы справиться со «стаей волков»? Какими качествами вы обладаете для преодоления трудностей?
Репка Как-то раз посадил дед репку и говорит: «Расти, расти, репка сладкая! Расти, расти, репка крепкая! Расти, расти, репка большая!» И выросла репка сладкая, крепкая и БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ. Настало время репку дергать. Пришел дед к репке, стал ее тянуть. Тянет-потянет, а вытянуть не может. Позвал дед бабку: «Бабка, помоги мне репку дергать!» Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала бабка внучку: «Внучка, помоги нам репку дергать!» Взялась внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку: «Жучка, помоги нам репку дергать!». Прибежала Жучка, взялась за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку: «Кошка, помоги нам репку дергать!». Прибежала кошка, взялась за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, а вытянуть не могут. Тут кошка и говорит: «Что ж нам осталось только одно: позвать мышку». «МЫШКУ? – закричали все, - но чем она нам поможет? Она же такая маленькая!» И все-таки позвала кошка мышку: «Мышка, помоги нам репку дергать!» Прибежала мышка, взялась за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянули-тянули и вытянули репку! «ОП!» - выскочила репка из земли. Сварила тогда бабка вкусную-превкусную кашу и всех накормила, а мышка сидела на самом почетном месте.
Мораль. Кроткие унаследуют эту землю, а как минимум – репку. Есть ли в вашей команде «мышки»? Если есть, никогда не недооценивайте их. Возможно, именно их сила нужна для преодоления трудностей. Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой: · во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»; · где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам; · где явные лидеры не замечают сильные стороны некоторых Участников, которые могли бы внести большой вклад в работу команды. Вопросы для размышления. · Как думаете, важна ли была для мышки её заслуга? В чем состоит эта важность? · Есть ли в вашей команде такие «мышки», чья роль может играть большое значение в работе команды? · Какой вклад вносит в достижение успеха каждый Участник команды?
Большая мышь. После Невероятного Приключения с дедкой, бабкой, внучкой, Жучкой, кошкой и рекой, мышка отпарилась путешествовать. И куда бы она ни приезжала, она везде рассказывала свою историю, и сначала все слушали ее с большим интересом и поражались такому приключению. Но мышка рассказывала свою историю вновь и вновь и постепенно стала надоедать людям. Особенно всех раздражало мнение мышки, что репку удалось вытащить только благодаря ей. Скоро уже никто не верил ее словам о том, что она – «лучший в городе специалист по репкам». Люди стали смеяться и говорить: «Посмотри на себя, как с твоей комплекцией можно вытаскивать репки?» Шли месяцы, люди продолжали подшучивать над мышкой, и в итоге она уже и сама стала сомневаться в своих силах. Однажды, в печальном и подавленном настроении, мышка вернулась в родную деревню и улеглась на траву рядом с полем. А это был день ежегодного праздника, и вес жители деревни пели, танцевали и играли в разные игры. ВЫ можете подумать, что мышка просто лежала и наслаждалась всеобщим весельем, но на самом деле она думала о том времен, как прекрасно было работать в такой дружной и успешной команде. Она чувствовала, как одинока сейчас. И вдруг перед собой мышка увидела дедку, бабку, внучку, Жучку и кошку. Они участвовали в соревновании по перетягиванию каната – и проигрывали! Как раз перед последним рывком они увидели Мышку, лежащую на траве, и закричали: - Мышка! Это ты! Тебя-то в нашей команде и не хватало! Иди скорей сюда! И все они побежали к Мышке и обняли ее. Мышка была растрогана таким приемом и снова вспомнила, как прекрасно быть участников команды, а не жить все время самой по себе. И она застенчиво пробормотала, улыбаясь в усы: «Ладно... где там наша репка?» Все засмеялись, вспомнили свои успехи и уверенно взялись за канат.
Мораль. Празднуйте успех команды и помните: для успеха необходим индивидуальный вклад каждого. Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой: · во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»; · где разобщенность Участников приводит к постоянным неудачам; · где явные лидеры не замечают сильные стороны некоторых Участников, которые могли бы внести большой вклад в работу команды. Вопросы для размышления. · Как вы празднуете успех команды? · Есть ли в Вашей команде «мышка»? · Какой вклад вносит в достижение успеха каждый Участник команды? · Какие успехи могут стать основой будущего процветания вашей команды? Притча о кофе Приходит к отцу молодая девушка и говорит: — Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать? Отец вместо ответа поставил на огонь 3 одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из 3-й кастрюли. — Что изменилось? — спросил он свою дочь. — Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде — ответила она. — Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри — твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств — кипятка. Так и люди — сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут… — А кофе? — спросила дочь. — О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее — превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств — они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации... Мораль. Как бы ни было тяжело, не стоит поддаваться трудностям – можно изменять сами обстоятельства и тем самым становиться сильнее и мудрее. Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой: · во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»; · если Группа теряет мотивацию и веру в прохождений испытаний собственными силами; · если Группа или отдельные Участники боятся проходить некоторые испытания, например, «Рубикона», при этом Вы чувствуете, что этот страх возможно преодолеть. Вопросы для размышления. · Как вы думаете, в чем преимущество у зёрен кофе перед сваренными морковью и яйцом? · Чем ситуация в притче о кофе схожа с тем, что сейчас происходит в вашей команде? · Какие возможности существуют у вашей команде для того, чтобы преодолеть трудности, с которыми вы столкнулись? · Как мы можем изменить эту ситуацию в команде?
Спасти одну звезду. Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел поближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке – миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. - Зачем ты бросаешь все эти морские звезды в воду? – спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, – ответил мальчик, не прекращая свое занятия. - Но это просто глупо! – закричал человек. – Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: - Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
Мораль. Если мы ни разу не пытались, то ничего и не добьемся. Даже малейшее усилие способно преодолеть апатию Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой: · во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса, «Рубикона»; · если Группа теряет мотивацию и веру в прохождение испытаний собственными силами; · если Группа отдает предпочтение стремительным действиям, нежели обдуманному решению по преодолению трудностей и, как следствие, постоянно встречается с неудачами и поражениями в испытаниях; · если в Группе появляется Участник, который не видит свою значимость в Группе и, как следствие, предпочитает не включаться в работу команды. Вопросы для размышления. · Кто или что можно назвать «морской звездой», которую вы хотели бы спасти? · К какой цели вы сейчас стремитесь? · На какие небольшие задачи ее можно разбить? · Стоит ли эта цель ваших усилий? Почему? · Как вы собираетесь поддерживать свою решимость, чтобы двинуться в путь – и завершить его?
Эдисон и электрическая лампочка Томаса Эдисона, американского изобретателя, считают одним из самых творческих и умных людей в истории человечества. Но исторические книги свидетельствуют о том, что он всего три месяца ходил в школу штата Мичиган. А потом, когда ему было 12 лет, его отчислили, потому что учителя считали его необучаемым. Позже Эдисон произнес знаменитую фразу: «Гений – это один процент вдохновения и 99 процентов пота». И определенно, он говорил о себе. Говорят, когда Эдисон пытался создать электрическую лампочку накаливания, свое самое знаменитое изобретение, он сделал более тысячи неудачных опытов. Друзья и коллеги уговаривали его отказаться от этой затеи, потому что она обречена на неудачу, но он отвечал им с абсолютной уверенностью и некоторым удивлением: «Почему? Это вовсе не неудача – я просто нашел тысячу случаев, когда моя формула не работает!» В конце концов, самыми главными союзниками Эдисона стали не только его выдающийся интеллект и творческие способности, но и позитивное отношение к своей работе и упорство при решении проблем. Эта история иллюстрирует необходимость творческого и латерального мышления, а также важность осознания «неудачи» как естественной составляющей процесса творчества. Опасайтесь «самовыполняющихся пророчеств». Мораль. Неудач не существует – есть только ваше к ним отношение! Эта история иллюстрирует необходимость творческого мышления, а также важность осознания «неудачи» как естественной и порой необходимой составляющей процесса творчества. Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой: · во время прохождения испытаний Низкого веревочного курса; · где Участники после многочисленных неудачных попыток теряет мотивацию и веру в прохождений испытаний собственными силами; · которая очень поверхностно и несерьезно относится к заданию и, сталкиваясь с трудностями, бросает начатое дело. Вопросы для размышления. · Какую «лампочку» вы сейчас пытаетесь изобрести? · Сколько разных способов вы испробовали, чтобы решить эту проблему? Какие это были способы? · Как вы воспринимаете неудачи, постигшие вас в попытках решить эту проблему? · Как ваша Группа воспринимает эту ситуацию? · Что вы уже пробовали, чтобы достичь желаемого? · Как вы думаете, в чем ваша главная трудность? Какая «формула» подходит вам для решения? · Что можно сделать по-другому?
Вопросы для размышления. · Чем вы сами или кто-либо другой похожи на гусеницу? · Понимаете ли вы, что изменения неизбежны, или пытаетесь не обращать на это внимания, подобно гусеницам? · Что должно произойти, чтобы гусеница превратилась в бабочку? · Какие страхи вам нужно преодолеть, чтобы совершить такое преодоление? · Как изменится после этого ваша жизнь? Великан. В одной далекой стране жил-был огромный великан, не меньше трех метров ростом, с копной рыжих волос и рыжей бородой. В руках он всегда носил тяжелый топор. Каждый год, в один и тот же день и час, великан спускался с родных гор к городским стенам и начинал терроризировать местных жителей. «Эй вы, дайте мне своего самого смелого воина, и он будет побежден», - кричал великан, возвышаясь над стенами и грозно размахивая топором. «Дайте мне противника, иначе я разрушу ваш город и зарублю всех вот этим самым топором!» И каждый год ворота замка медленно и с опаской отворялись, и один несчастный отправлялся навстречу верной погибели. «И это ваш лучший воин?» - издевался великан. А бедняга просто неподвижно стоял перед ним, загипнотизированный его огромными размерами и важностью своей миссии. Ни одному не удалось хотя бы выхватить свой меч, до того как великан обрушивал на него свой огромный топор. Но однажды в город прибыл юный принц. «Почему все жители здесь так печальны и испуганы?»- спросил он одного из попутчиков. «Ты еще не видел великана», - ответил тот. «Какого великана?» - спросил юный принц с интересом. Попутчик рассказал принцу, в чем дело. «Каждый год, в этот самый день, к воротам города подходит великан и вызывает на бой нашего лучшего воина. И каждый год он убивает его на месте. Несчастные не успевают даже меч вытащить. Должно быть, великан их гипнотизирует». «Посмотрим», - сказал юный принц. И когда в тот же день у ворот появился великан, принц уже ждал его. «Эй вы, дайте мне своего самого смелого воина, и он будет побежден», - закричал великан. «Я здесь», - сказал юный принц, распахивая ворота и шагая навстречу великану. Несколько мгновений они стояли и смотрели друг на друга. Принц находился довольно далеко от великана, но все же был поражен огромными размерами и устрашающим видом противника. Собрав в кулак всю свою отвагу, он пошел навстречу великану, размахивая мечом и не отрывая взгляда от этого ужасного лица с рыжими волосами и рыжей бородой. И вдруг он заметил, что по мере приближения к великану, тот не только не становится больше, но уменьшается прямо у него на глазах. Принц остановился, окинул великана взглядом и увидел, что теперь его рост уменьшился вдвое. Принц подошел ближе, снова остановился и посмотрел на «великана». Теперь рост того был не больше шестидесяти сантиметров. Принц продолжал приближаться к нему, пока не оказался с ним лицом к лицу, и с каждым шагом «великан» уменьшался. Он стал таким маленьким, что смотрел на принца снизу вверх. Его рост был не более тридцати сантиметров. Юный принц поднял меч и пронзил сердце «великана». И когда, умирая, «великан» упал на землю, принц нагнулся к нему и спросил: «Кто ты?» «Мое имя Страх», - прошептал «великан» и испустил дух.
Мораль. Когда мы действуем, страхи исчезают! Рекомендации. Данная притча актуальная для работы с Группой: · во время прохождения испытаний «Рубикона», скалодрома; · если Группа или отдельные Участники боятся проходить некоторые испытания, например, «Рубикона», при этом Вы чувствуете, что этот страх возможно преодолеть.
Вопросы для размышления. · Почему все воины боялись великаны и не могли с ним справиться? · В чем состоит сила страха? · Какие качества помогли принцу победить великана? · Как вы думаете, в чем заключается страх вашей группы? · Вспомните ситуации в своей жизни, подобные этой истории? · Как вы думаете, что вам может помочь преодолеть ваш страх? · Что изменится, если вы решитесь победить свой страх? Всё в твоих руках Но был в городе человек, завидующий его славе. Пришел он как-то на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Пойду-ка я к мудрецу и спрошу у него: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках — живая или мертвая? Если он скажет мертвая, я открою ладони, бабочка улетит, если он скажет живая, я сомкну ладони и бабочка умрет. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.» Страхи в шляпе. Каждый Участник пишет один свой страх на листке бумаги и кидает его в шляпу. Шляпа передается по кругу, чтобы все Участники вытянули по одной бумажке с чьим-то страхом. Каждый вслух зачитывает страх, написанный на попавшемся ему листке, и начинает обсуждение этого страха. Присутствует ли этот страх у других Участников? Какие могут быть рекомендации по борьбе с этим страхом? Вариант: Выполните это упражнение перед прохождением порога или трудным промежутком на маршруте; пусть во время упражнения Участники отдадут свои страхи "на сохранение" друг другу.
Многие боятся… (упражнение на преодоление страхов, командная работа). Каждого участника просят в течение 3 — 5 минут придумать как можно больше вариантов завершения фразы «Многие боятся, а я не боюсь…». Потом они объединяются в подгруппы по 4 — 5 человек, где рассказывают друг другу, какие варианты они предложили, почему многие, с их точки зрения, боятся этого, и с чем связано то, что сами они этого не боятся, как им удается преодолевать свой страх. В каждой из подгрупп выбирается участник, который фиксирует названные способы преодоления страха. Это обсуждение продолжается 8 — 12 мин, потом выступают представители от каждой из подгрупп, которые рассказывают, какие способы преодоления страха были упомянуты. Смысл упражнения. Упражнение способствует повышению уверенности в себе, поскольку создает условия для так называемой «фиксации на положительных исключениях» — даже у самого боязливого участника наверняка найдется что-то такое, что не вызывает у него страха, хотя у многих окружающих вызывает, или этот страх ему уже удалось преодолеть. Кроме того, оно создает хорошую почву для разговора о способах преодоления страха. Обсуждение. · Что нового удалось узнать о самом себе каждому из участников при выполнении этого упражнения? · Какие из обсуждавшихся способов преодоления страха представляются наиболее эффективными? · Когда вообще возникает необходимость подавлять страх, а когда лучше прислушаться к нему и просто избегать вызывающих его ситуаций?
Палочки в связке (упражнение на командное взаимодействие). Идея: когда вы едины, вы непобедимы. Отличное дополнение к притче «Отец и сыновья» Реквизит: · Четыре палочки каждому участнику. · Шнурок для связывания палочек вместе. Упражнение. Усадите всех участников в круг и пусть каждый из них подумает о 4х приложенных им усилиях, которые он мог бы считать своим вкладом в работу группы. Возьмите палочки, каждая из которых обозначает одно усилие, и свяжите их все в пучок. Обсудите, почему, когда вы едины, вы непобедимы. Подтвердите эту идею, попытавшись разломать связку.
СКАЗКИ, ПРИТЧИ И МЕТАФОРЫ В ГРУППОВОЙ РАБОТЕ. "В реальном мире лошадь для нас останется всего лишь лошадью. Но в мире фантазии и мифов у нее вырастают крылья, и она становится Пегасом, который может беспрепятственно доставить седока в любую часть света." Дж. Миллс, Р. Кроули Сказки, притчи и метафоры Одним из наиболее эффективных методов работы с Участниками в Программе являются сказки, притчи, исторические сюжеты, заключающие в себе наделенную красочными образами и смысловым сюжетом метафору. Красочность метафоры заставляет Участников думать и стимулирует их воображение. В работе с Группой сказки и притчи являются примером описания сложных ситуаций, способов поведения, отношений между людьми. Таким образом, метафоры позволяют подросткам «обойти» естественное сопротивление к изменениям и решить проблему на практике через сказку, переключить внимание Участников с видения преград на видение возможностей. Метафора в групповой работе – это всегда мотивация на успех. Живые и яркие образы, метафоры в сказках и притчах помогают запоминать и учиться новому: осваивая опыт героев, участники переносят его на себя, решая поставленные перед собой или Группой цели. Именно поэтому сказки и притчи Инструктор может использовать для подготовки Участников к испытаниям в Программе, включать в процесс работы на Низком веревочном курсе, во время прохождения Группой «Рубикона», «Лестницы Якоба». Проявление смелости, страха, умение работать в команде, доверие друг к другу во время прохождения испытаний, - те актуальные темы, которые Инструктор может обсуждать с Группой посредством сказок и притч. При проведении испытаний веревочного курса Инструктору необходимо заранее подготовить сказки или притчи, которые будут актуальны для обсуждения. Используя сказки и притчи в работе с Группой, в ЗАДАЧИ Инструктора входит: · включение сказок и притч в работу Группы в соответствии с ситуацией и целесообразностью; · создание непринужденной, доброжелательной обстановки в Группе, готовой к восприятию и включению в обсуждение; · сопоставление и переключение внимания Участников с проблем, затронутых в сказках, на ситуацию в Группе; · включение Участников в активное обсуждение и поиск решений для прохождения испытаний; · создание уважительного отношения к каждому Участнику обсуждения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 4448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.60.132 (0.013 с.) |