Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расчет размеров зубцовой зоны статора

Поиск

Конфигурация пазов и зубцов определяется мощностью машины и типом обмотки. Расчет размеров зубцовой зоны проводят по допустимым индукциям в ярме и в зубцах статора (табл. 1.10).

Таблица 1.10

Допустимые значения индукции на различных участках магнитной цепи, Тл

 

Участки магнитной цепи Обозначение IP44
  2 p         10 и 12
Ярмо статора Ва 1,4-1,6 1,15-1,35 1,1-1,2
Зубцы статора при постоянном сечении (всыпная обмотка) Вz 1   1,7-1,9   1,6-1,8
Зубцы статора в наиболее узком сечении: при полуоткрытых пазах при открытых пазах     Вz 1max Вz 1max     1,75-1,95 1,6-1,8
Ярмо ротора: короткозамкнутого фазного в двигателях с U =6000 В   Вj Вj Вj   £1,45 — —   £1,25 £1,25 £1,55   £1,15 £1,05 £1,30   0,85 £0,75 £0,10
Зубцы ротора при постоянном сечении (грушевидные пазы)   Bz 2   1,75-1,85
Зубцы ротора в наиболее узком сечении: короткозамкнутого фазного     Bz 2 Bz 2     — —     1,5-1,7 1,85-2,05     1,45-1,60 1,75-1,9

 

По выбранным значениям индукций определяется высота ярма статора, м,

(1.28)

Таблица 1.10(б)

Допустимые значения индукции на различных участках магнитной цепи, Тл

 

Участки магнитной цепи Обозначение IP23
  2 p            
Ярмо статора Ва 1,45-1,6 1,2-1,4 1,1-1,3
Зубцы статора при постоянном сечении (всыпная обмотка) Вz 1   1,9-2,1   1,8-2,0   1,7-1,9
Зубцы статора в наиболее узком сечении: при полуоткрытых пазах при открытых пазах     Вz 1max Вz 1max     1,9-2,1     1,8-2,0
1,7-1,9
Ярмо ротора: короткозамкнутого фазного в двигателях с U =6000 В   Вj Вj Вj   £1,55 — —   £1,35 £1,35 £1,45   £1,25 £1,15 £1,20   £0,95 £0,85 £1,0
Зубцы ротора при постоянном сечении (грушевидные пазы)   Bz 2   1,8-1,95
Зубцы ротора в наиболее узком сечении: короткозамкнутого фазного     Bz 2 Bz 2     — —     1,6-1,8 2,0-2,2     1,55-1,70 1,9-2,05

 

 

Значение коэффициента заполнения сердечника сталью следует брать из табл. 1.11.

Таблица 1.11

Рекомендуемые марки холоднокатаной изотропной электротехнической стали, способы изолировки листов и коэффициент заполнения сталью магнитопроводов статора и ротора асинхронных двигателей

 

h, мм U в   Марка стали Статор Короткозамкнутый ротор Фазный ротор
Способ изолировки листов k c Способ изолировки листов k c Способ изолировки листов k c
50-250 £660   Оксидирование 0,97 Оксидирование 0,97
280-355 £660   Лакировка 0,95 Оксидная пленка 0,97 Лакировка 0,95
400-500     Лакировка 0,95 Лакировка 0,95 Лакировка 0,95
                             

 

Таблица 1.12

Припуски на сборку при расчете заполнения пазов

h, мм Припуски, мм,
по ширине паза по высоте паза
D bп D hп
50-132 0,1 0,1
160-250 0,2 0,2
280-355 0,3 0,3
400-560 0,4 0,3

 

Круглые обмоточные провода всыпной обмотки могут быть уложены в пазы произвольной конфигурации, поэтому размеры зубцовой зоны выбирают таким образом, чтобы зубцы статора параллельные грани (рис. 1.19). Такие зубцы имеют постоянное поперечное сечение, индукция в них также не меняется и магнитное напряжение зубцов с параллельными гранями оказывается меньше, чем магнитное напряжение трапецеидальных зубцов при том же среднем значении индукции в них.

Для всыпной обмотки могут быть выбраны пазы показанной на рис. 1.19, ав конфигурации. В двигателях серии 4А выполняются только трапецеидальные пазы (рис. 1.19, а) с углом наклона граней клиновой части b =45° у двигателей с h £250 мм и b =30° у двигателей с h ³280 мм при 2 р =10 и 12.

 

 

Рис.1.19 К расчету размеров зубцовой зоны всыпной обмотки статора.

 

Сначала проводится предварительный выбор размеров, исходя из допустимой индукции в зубцах и ярме статора

(1.28)

и ha по (1.28).

Расчет зубцовой зоны рекомендуется проводить в следующей последовательности (расчетные формулы приведены только для пазов, показанных на рис. 1.19, а).

По допустимым индукциям в ярме и зубцах статора (см. табл. 1.10) из (1.28) и (1.39) определяются высота ярма ha и ширина зубца bz статора. Далее находятся размеры паза в штампе, м,

(1.40)

; (1.41)

(1.42)

Полученные размеры округляют до десятых долей миллиметра.

Высоту шлица паза hш в двигателях с h £132 мм принимают hш =0,5 мм, в двигателях с h ³160 мм увеличивают до hш =1 мм.

Ширина шлица паза bш для двигателей при различных h и 2 р приведены в табл. 1.13.

В клиновой части паза располагаются пазовые крышки (в машинах с h £160 мм) или пазовые клинья (в более крупных машинах). Поэтому при расчете площади поперечного сечения паза эти участки не учитывают.

Площадь поперечного сечения паза в штампе, м2

(1.44)

где

h1 = hп – (hш + hк); (1.45)

высота клиновой части паза

(1.46)

Для расчета коэффициента заполнения паза необходимо определить площадь паза в свету и учесть площадь сечения паза, занимаемую корпусной изоляцией Sиз и прокладками в пазу Sпр. Размеры паза в свету определяются с учетом припусков на щихтовку и сборку сердечников D bп и D hп:

(1.47)

где D bп и D hп – см. табл. 1.12.

Площадь корпусной изоляции, м2,

Sиз = bиз (2 hп + b1 + b2), (1.48)

где bиз — односторонняя толщина изоляций в пазу, м.

Площадь прокладок в пазу, м2:

для двигателей с h =180¸250 мм

Snp = 0,4 b1 + 0,9 b2; (1.49)

для двигателей с h ³280 мм

Snp = 0,6(b1 + b2). (1.50)

При однослойной обмотке Sпр = О.

Площадь поперечного сечения паза, остающаяся для размещения проводников обмотки,

(1.51)

Контролем правильности размещения обмотки в пазах является значение коэффициента заполнения паза

,

который должен находиться в пределах 0,70-0,75.

 

Таблица 1.13

Средние значения ширины шлица полузакрытых пазов статора b ш, мм

 

h, мм Число полюсов 2 p
      6-8    
50-63 1,8 1,8 1,8
  2,0 2,0 2,0
80, 90 3,0 3,0 2,7
100, 112 3,5 3,5 3,0
  4,0 3,5 3,5
160-250 4,0 3,7 3,7
280-315 4,0 4,0

 

Таблица 1.14

Расчетные размеры зубцов статоров при трапецеидальных или грушевидных пазах в машинах со всыпной обмоткой (рис. 1.19)

 

Размер Рис. 1.19,а Рис. 1.19,б Рис. 1.19,в

 

Если полученное значение ниже указанных пределов, то площадь паза следует уменьшить за счет увеличения ha или bz или обоих размеров одновременно в зависимости от принятого при их расчете значения допустимой индукции. Индукция в зубцах и ярме статора при этом уменьшится. Уменьшение индукции ниже пределов, указанных в табл. 1.10, показывает, что главные размеры двигателя завышены и активная сталь недоиспользована. В этом случае следует уменьшить длину сердечника или перейти на ближайшую меньшую высоту оси вращения.

Если полученное значение kз выше указанных пределов и его не удается уменьшить до допустимых пределов даже при размерах ha и bz, рассчитанных по наибольшим допустимым значениям Ва и Вz, или перейдя на большее сечение элементарного провода при уменьшении nэл, то следует увеличить длину магнитопровода или просчитать другой вариант двигателя, изменив главные размеры.

Ширина зубца и расчетная высота паза определяются по формулам табл. 1.14. Обычно при всыпной обмотке . В некоторых случаях возможно некоторое расхождение значений и ,поэтому рекомендуется рассчитать оба значения и и при небольшом расхождении результатов взять среднюю расчетную ширину зубца: . При больших расхождениях следует изменить соотношения размеров пазов.

ВЫБОР ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА

 

Воздушный зазор d во многом определяет энергетические показатели асинхронного двигателя. Чем меньше воздушный зазор, тем меньше его магнитное сопротивление и магнитное напряжение. Поэтому уменьшение зазора приводит к соответственному уменьшению МДС магнитной цепи и намагничивающего тока двигателя, благодаря чему возрастает его cos j и уменьшаются потери в меди обмотки статора. Но уменьшение d приводит к увеличению поверхностных и пульсационных потерь. Поэтому КПД двигателей с очень малыми зазорами часто даже становится меньше.

Для двигателей мощностью менее 20 кВт воздушный зазор, м:

при 2 р = 2

d» (0,3 + 1,5 D)×10-3; (1.52)

при 2 р ³4

d» (0,25 + D)×10-3. (1.53)

Для двигателей средней и большой мощности

(1.54)

Зависимость воздушного зазора от внутреннего диаметра статора у двигателей серии 4А приведена на рис. 1.21.

Поверхностные и пульсационные потери в двигателях зависят не только от амплитуд, но и от частоты пульсаций индукции в воздушном зазоре. Для уменьшения этого вида потерь d в быстроходных двигателях выполняют большим.

 

 

Рис. 1.21 К выбору воздушного зазора в асинронных двигателях.

 

Воздушный зазор, полученный по эмпирическим формулам или из графиков, следует округлять до 0,05 мм при d <0,5 мм и до 0,1 мм при d >0,5 мм. Например: 0,35; 0,4; 0,45; 0,5; 0,6 мм и т. д.

Далее необходимо провести механический расчет вала проектируемого двигателя. Прогиб вала не должен быть больше 10% воздушного зазора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.204 (0.011 с.)