ТЕМА: Биохимия нервной системы и соединительной ткани 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА: Биохимия нервной системы и соединительной ткани



2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

Ознакомить студентов с особенностями химического состава и обмена веществ в нервной и соединительной тканях в норме и при патологии, биохимической диагностикой их основных патологических состояний

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Дать представления:

· О химическом составе и обмене веществ в нервной ткани.

· Биохимических основах возникновения и проведения нервного импульса

· Обмене нейромедиаторов и механизмах синаптической передачи

· Биохимических причинах и механизмах возникновения патологических состояний в нервной ткани и их диагностике.

3.2. Изучить на занятии:

· Клеточный и химический состав соединительной ткани, особенности её организации и функционирования.

· Строение и обмен коллагена, эластина, фибронектина, протеогликанов, в норме в возрастном аспекте и при патологии (при заживлении ран, коллагенозах, недостаточности витамина С и др.)

· Роль биохимических маркеров в диагностике дегенеративных процессов в соединительной ткани.

По теме занятия студент должен знать:

По теме занятия студент должен уметь:

 

 

4. Продолжительность занятия в академических часах: 3

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:

Тема: Биохимия нервной системы и соединительной ткани

Вопросы:

1. Нервная ткань: определение понятия, классификация по функциям и клеточному составу.

2. Нейрон – как основная морфо-функциональная единица нервной системы: особенности структуры, состава органелл, функции. Нейрональная теория функционирования высшей нервной системы.

3. Головной мозг: химический состав сухого остатка, белого и серого вещества, нейронов, синапсов, нервных волокон. Особенности обмена – энергетического, углеводного, липидного, нуклеотидного и нуклеиновых кислот, белкового и аминокислот. Биохимические причины и механизмы развития патологических состояний.

4. Биохимические основы нервной деятельности. Виды синапсов и рецепторов, обмен нейромедиаторов и механизмы передачи нервного импульса через синапсы. Основные ингибиторы механизмов передачи нервного импульса в различных видах синапсов.

5. Биохимические показатели крови, мочи, спинномозговой жидкости, отражающие функциональное состояния нервной ткани.

6. Соединительная ткань: особенности организации и функции. Клеточный и химический состав соединительной ткани.

7. Строение и обмен коллагена. Строение эластина, фибронектина, ГАГ, протеогликанов, роль в норме и при патологии (заживлении ран, коллагенозах, недостаточности витамина С и др.)

8. Роль биохимических маркеров в диагностике дегенеративных процессов в соединительной ткани (пролин, оксипролин).

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

На занятии студенту необходимо выполнить:

Лабораторные работы

1. Определение уровня сиаловых кислот в сыворотке крови по реакции с резорцином (по Свеннерхольму)

2. Качественный анализ аминокислотного состава желатина и яичного белка.

7. ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:

7.1.Вопросы к рубежным контролям (тестовые вопросы или их аналоги, аналоги ситуационных задач)

7.2.Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам, зачету.

 

8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

Основная

1. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД. 2003. – 784 с.: ил. – (Серия «XXI век»)

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Медицина. – 2004. – 704с.

3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Медицинское информационное агентство. – 2004. – 566с.: ил.

Дополнительная

1. Данилова Л.А. Анализ крови и мочи. – 2-е. изд., перераб. и доп. – СПб., ЗАО «Салит» - ООО «Издательство Деан», – 1999. – 128 с.

2. Ф.И. Комаров, Б.Ф. Коровкин, В.В. Меньшиков. Биохимические исследования в клинике. – Элиста. АПП «Джангар», – 1999. – 250 с.

3. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: в 2-х томах. Т. 1. Пер. с англ.: - М.: Мир, – 1993. – 384 С. С: 271-271.

4. Марри Р., Греннер Д., Мейес П., Родуэлл В. Биохимия человека: в 2-х томах. Т. 2. Пер. с англ.: - М.: Мир, – 1993. – 384 С. С: 147, 221-223, 225, 227, 382.

5. Наточин Ю.В., Виленский Б.С., Шустова В.А. и др. Осмомолярность и концентрация ионов в ликворе и сыворотке крови при эпилепсии и ишемическом инсульте. // Журнал неврологии и психиатрии. – 1996. – Т. 96. – № 5. – С. 77.

6. Громов С.А., Хортев С.К., Поляков Ю.И., Громова Л.Г., Дембинова С.А. Новые возможности клинико-биохимической диагностики эпилепсии. // Журнал неврологии и психиатрии. – 1996. – Т. 96. – № 9. – С. 46.

7. Бархатова В.П., Суслина З.А., Ионова В.Г. и др. Изменение содержания липидов, липопротеидов и аполипопротеинов в плазме крови при ишемическом инсульте. // Журнал неврологии и психиатрии. – 1996. – Т. 96. – № 8. – С. 34.

8. Зилов В.Г. Нейрохимические механизмы пластичности мозга. // Журнал неврологии и психиатрии. – 1997. – Т. 97. – № 1. – С. 59.

9. Скворцова В.И., Раевский К.С. и др. Содержание нейротрансмитерных аминокислот в спиномозговой жидкости больных острым ишемическим инсультом. // Журнал неврологии и психиатрии. – 1999. – Т. 99. – № 2. – С. 34.

10. Шевцов П.Н., Бурбаева Г.Ш. Влияние ионов аммония на фосфорилирование тубулина и микротубулиновых белков мозга. // Журнал неврологии и психиатрии. – 1999. – Т. 99. – № 9. – С. 52.

11. Амелин А.В., Скоромец А.А., Игнатов Ю.Д. Роль серотонина и серотониновых рецепторов в патогенезе мигрени и механизмах действия антимигренозных препаратов. // Журнал неврологии и психиатрии. – 1999. – Т. 99. – № 7. – С. 55.

12. Брагина Ф.И., Зорина О.М. и др. Некоторые биохимические показатели крови в процессе холинэргической терапии при болезни Альцгеймера. // Журнал неврологии и психиатрии. – 1999. – Т. 99. – № 6. – С. 29.

13. Кулеш С.Д., Дорошенко Е.М. Особенности метаболизма нейроактивных аминокислот в остром периоде ишемического инсульта. // // Журнал неврологии и психиатрии. – 1999. – Т. 99. – № 5. – С. 64.

14. Ещенко Н.Д., Путилина Ф. Е. Процессы липогенеза в головном мозге при гипоксии. // Вестник РАМН. – 2000. - № 9. – С. 12-16.

15. Степанов В.М. Молекулярная биология. Структура и функции белков. М.: Высшая школа. – 1996. 335 С.

16. Титов В.Н. Общность атеросклероза и воспаления. // Клиническая лабораторная диагностика. – 2000. № 4. – С. 3-10.

17. Панков Ю.А. Гормоны – регуляторы жизни в современной молекулярной эндокринологии. // Биохимия. – 1998. Вып. 12. – С. 1600-1615.

 


ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра биохимии

Утверждаю

Зав. каф. проф., д.м.н.

Мещанинов В.Н.

_____‘’_____________2007 г

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ № 25

 

Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, педиатрический.

Курс: 2

Семестр: 4

ТЕМА: Структурная организация нейроэндокринной системы. Этапы метаболизма гормонов

2. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

 

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1.

3.2.

По теме занятия студент должен знать:

По теме занятия студент должен уметь:

 

 

4. Продолжительность занятия в академических часах: 3

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:

Тема: Структурная организация нейроэндокринной системы. Этапы метаболизма гормонов

Вопросы:

1. Классификация гормонов: по месту синтеза и химической природе, свойствам.

2. Гормоны. Определение понятия.

3. Уровни организации гормональных систем.

3.1. Нейроэндокринная система и принципы ее организации (концепция прямой положительной и обратной положительной и отрицательной связи; пермессивности гормонального действия; концепция ткани-мишени).

3.2. Диффузная гормональная система

3.3. Тканевая гормональная система

3.4. Аутокринная гормональная система

3.5. Иммунная система в процессах регуляции метаболизма.

4. Этапы метаболизма гормонов:

4.1. Особенности биосинтеза и активации гормонов (белковой, стероидной природы, производных аминокислот).

4.2. Хранение и секреция гормонов.

4.3. Транспорт гормонов по кровотоку.

4.4. Инактивация гормонов и удаление их из организма.

5. Рецепция и механизмы действия гормонов.

5.1. Рецепторы гормонов. Виды рецепторов, локализация.

5.2. Роль кальция, инозитол-трифосфатов, диацилглицеролов и циклических нуклеотидов в опосредовании гормонального сигнала.

5.3. Ядерные и экстраядерные эффекты гормонов.

6. Строение и обмен тиреоидных гормоны.

7. Метаболизм йода в организме.

ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

На занятии студенту необходимо выполнить:

Лабораторные работы

Основы иммуноферментного анализа.

7. ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:

7.1.Вопросы к рубежным контролям (тестовые вопросы или их аналоги, аналоги ситуационных задач)

7.2.Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам, зачету.

 

8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

Основная

1. Биохимия: Учебник / Под ред. Е.С. Северина. – М.: ГЭОТАР-МЕД. 2003. – 784 с.: ил. – (Серия «XXI век»)

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Медицина. – 2004. – 704с.

3. Николаев А.Я. Биологическая химия. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Медицинское информационное агентство. – 2004. – 566с.: ил.

Дополнительная

1. Руководство по клинической эндокринологии. СПб. – 1996. – С. 7-16, 115-170.

2. Зайчик А.Ш., Чурилов Л.П. Основы общей патологии. Часть 2. Основы патохимии (Учебное пособие для студентов медицинских ВУЗов) – СПб. – 2000. – С. 424-438, 501-523.

3. Маршалл В. Дж. Клиническая биохимия. М. СПб.: БИНОМ. – 1999. – С. 161-171.

4. Панков Ю.А. Гормоны - регуляторы жизни в современной молекулярной эндокринологии. // Биохимия. – 1998. – Вып. 12. – Т. 63. – С. 1660-1615.

5. Кандрор В.И. Современные процессы тиреидологии. // Современные проблемы эндокринологии. – 1999. – Т. 45. – № 1. – С. 3-8.

 


ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра биохимии

Утверждаю

Зав. каф. проф., д.м.н.

Мещанинов В.Н.

_____‘’_____________2007 г

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ № 26

 

Факультеты: лечебно-профилактический, медико-профилактический, педиатрический.

Курс: 2

Семестр: 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.179.139 (0.031 с.)