Кафедра иностранных языков ГФ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра иностранных языков ГФ



Кафедра иностранных языков ГФ

НА ПРАВАХ РУКОПИСИ

КУРСОВЫЕ И

ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ

 

Методические требования, рекомендации и указания

по написанию, оформлению и защите курсовых

И дипломных работ по теоретическим курсам

И методике преподавания иностранных языков

Кафедры иностранных языков

факультета гуманитарного образования НГТУ

SAMPLE COPY == SAMPLE COPY

Новосибирск 2009

 

Работа выполнена на кафедре иностранных языков

факультета гуманитарного образования НГТУ

 

Составитель: Шабаев В.Г., к.филол.н., доц. каф. иностранных языков

 

Редактирование: Мелёхина Е.А., к.пед.н., доц., зав. каф. иностранных языков

Влавацкая М.В., к.филол.н., доц. каф. иностранных языков

 

Информационное содействие: Влавацкая М.В.;

Белова И.В., ст. пр. каф. иностранных языков

 

 

Методические требования, указания и рекомендации составлены для преподавателей и студентов, работающих и обучающихся по направлениям и специальностям ФГО НГТУ «Лингвистика и межкультурная коммуникация», «Филология» (иностранный язык), «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и «Перевод и переводоведение».

 

Данная работа подготовлена на базе и с учётом учебно-методических материалов из различных источников, перечисленных в Списке литературы к этой работе и адаптированных к содержанию учебных программ по теоретическим дисциплинам кафедры иностранных языков ФГО НГТУ. Особую благодарность выражаем Л.И. Комаровой и И.И. Невежиной за информацию, изложенную в их учебно-методическом пособии “Подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности «Иностранный язык»” (Балашов: Изд-во «Николаев», 2006. – 92 с.).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Часть 1 КУРСОВАЯ РАБОТА

1.1. Общие положения..…….…………………………………........ 5

1.2. Структура курсовой работы ………………………………….. 6

1.3. Требования к содержанию курсовой работы ………………… 9

1.4. Требования к оформлению курсовой работы ……………….. 9

1.5. Основные недостатки курсовых работ ………………………. 10

1.6. Проверка и защита курсовой работы ………………………… 11

 

Часть 2 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Выпускная квалификационная работа - ВКР

2.1. Общие положения ………………………………………………13

2.2. Формы и структура выпускной квалификационной работы…14

2.3. Подготовка к выполнению ВКР ……………………………….16

2.4. Работа с научной литературой ………………………………....19

2.5. Написание работы ………………………………………………22

2.5.1. Основные требования к составлению плана

2.5.2. Написание Введения …………………………………………….22

2.5.3. Памятка по написанию Введения ………………………………27

2.5.3. Методы лингвистического анализа ……………………………27

2.5.4. Требования к написанию Основной части работы ……………31

2.5.5. Требования к написанию Заключения …………………………..34

2.6. Основные лексические и синтаксические средства

научного стиля. Стилистические «запреты»…………………..35

Часть 3 БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАПИСЬ

3.1. Требования к оформлению библиографического списка …….38

3.2. Составление приложений и примечаний ………………………39

3.3. Правила оформления библиографических ссылок и цитат……40

Часть 4 ЗАЩИТА В К Р

4.1. Предварительная защита ВКР …………………………………..41

4.2. Отзыв и рецензирование ВКР …………………………………..41

4.3. Порядок защиты ВКР ……………………………………………42

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (42 наименования)…………………………45

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Задание на выполнение курсовой работы ………………………...49

2. План-график выполнения курсовой работы (2 стр.)………………50

3. Образец Титульного листа курсовой работы………………………52

4. Образец Оглавления курсовой (дипломной) работы……………...53

5. Оценочный лист (Рецензента) дипломной работы

[Факультативно] (2 стр.) …………………………………………....54

6-а. График выполнения курсовой и ВКработ (2 стр.) ………………56

6-б. Памятка студенту по выполнению графика выполнения

курсовой и ВК работ ………………………………………………58

6-в. Памятка для тех, кто пишет исследовательскую работу:

7 Правил успеха ……………………………………………………59

7. Задание на выполнение ВКР……………………………………........60

8. План-график выполнения ВКР (2 стр.) ……………………………..61

9. Образец титульного листа ВКР ……………………………………..63

10. Образец библиографических записей (Список литературы)……..64

11. Рецензия на ВКР………………………………………..…………...65

12. Памятка научному руководителю об этапах и сроках

выполнения ВКР …………………………………….……………...66

13. Образец Оглавления ВКР…………………………………………....67

14. Расчёт учебной нагрузки преподавателей по контрольно-

измерительным видам работ (2 стр.) …………………….…………68

 

Часть 1

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Общие положения

Курсовая работа является одним из видов научно-исследовательской работы студентов вуза. Написание курсовой – работа качественно иного уровня, чем написание реферата, доклада или выполнение контрольной. Если положительная оценка за реферат или контрольную всего лишь влияет на исход зачёта или экзамена, то оценка за курсовую работу вносится в зачётную книжку наравне с экзаменационными оценками. Таким образом, курсовая работа имеет статус экзамена, её написание предусмотрено учебным планом по специальным дисциплинам.

Перед выполнением курсовой работы каждый студент обязан тщательно изучить перечисляемые ниже методические и оформительские требования и рекомендации (в том числе Приложения) для того, чтобы избежать повторения недостатков, перечисляемых ниже в разделе 1.5.

Цели курсовой работы:

= закрепить, углубить и расширить теоретические знания;

= овладеть навыками самостоятельной работы;

= выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать;

= выработать умение публичной защиты;

= подготовиться к более сложной задаче – выполнению дипломной работы.

 

Тематика курсовой работы должна отвечать учебным заданиям теоретического курса, быть связана с практическими задачами образования и науки и быть реальной для данного типа квалификационной работы.

Курсовая работа выполняется по утверждённой теме в соответствии с заданием и планом-графиком под руководством преподавателя, являющегося его научным руководителем, который формулирует задание и осуществляет текущий контроль, а именно: систематические консультации с целью оказания организационной и научно-методической помощи студенту; контроль за ходом выполнения работы; обсуждение её содержания и правильности оформления на завершающем этапе.

Тематика курсовых работ и задания на их выполнение утверждаются выпускающей кафедрой и советом факультета. Студент может выбрать тему курсовой работы из числа тех, которые предложены и утверждены выпускающей кафедрой.

В задании на выполнение курсовой работы указываются:

= тема курсовой работы;

= сведения о научном руководителе;

= перечень основных вопросов, подлежащих исследованию и/или разработке;

= срок сдачи выполненной курсовой работы на кафедру.

Это задание и план-график составляются в двух экземплярах на типовых бланках (Приложения 1 и 2), подписываются студентом, научным руководителем и утверждаются заведующим кафедрой. Один экземпляр задания и план-графика выдаётся студенту, другой остаётся на кафедре.

 

Структура курсовой работы

Структура курсовой работы зависит от направленности её содержания, - имеет ли она теоретический или практический характер.

I. Работу теоретического характера рекомендуется выстраивать следующим образом:

1. В начале работы желательно поместить главу, представляющую собой

историю вопроса по избранной теме, то есть компактный обзор

отечественной и зарубежной литературы с обязательным

сравнительным анализом существующих точек зрения, методологий и

методик изучения темы.

2. Далее – изложение результатов собственных изысканий.

II. Работу практического характера (например, по методике изучения иностранных языков) принято структурировать из двух-трёх глав, первая из которых отводится изложению теоретико-методологических основ исследования, а остальной объём курсовой работы представляет собой практическую часть и может быть снабжён графиками, чертежами, таблицами и любым другим иллюстративным материалом.

III. Работа опытно-экспериментального характера (например, описание авторских программ обучения) также имеет вводную теоретико-методологическую справку (отдельная глава или развёрнутое введение), за которой следует изложение условий, методов и хода эксперимента, обобщение и интерпретация полученных результатов.

**********

Любая курсовая работа должна состоять из следующих структурных единиц:


Титульный лист,

Оглавление,

Введение,

Основная часть (2-3 главы),

Заключение,

Список литературы,

Приложение.



 

Титульный лист работы должен содержать:

Полное наименование министерства, вуза, кафедры

Название темы курсовой работы

Название вида документа (курсовая работа)

Сведения об исполнителе (ФИО студента, индекс группы)

Сведения о научном руководителе (ФИО, учёная степень, учёное звание/должность)

Наименование места и года выполнения (Приложение 3).

 

Оглавление должно содержать перечень структурных составляющих курсовой работы (а также – при наличии – отображать внутреннюю рубрикацию глав или разделов – название параграфов и/или подзаголовков, особенно если они имеют сквозную нумерацию) с указанием номеров страниц, с которых начинается пункт их нахождения в тексте, в том числе:

1. Введение

2. Главы, параграфы, пункты

3. Заключение

4. Список (Списки - при наличии тематических вариантов) литературы

5. Приложения (Приложение 4)

В корпусе текста курсовой работы Оглавление рекомендуется помещать перед Введением.

 

Введение мотивирует актуальность и значимость (социальную, научную, практическую) темы, цель и задачи, методы сбора и обработки информации.

Основная часть курсовой работы делится на главы, параграфы, пункты. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом и графическом плане фрагмент. В структуре основной части традиционно выделяют две-три главы по 2-4 параграфа в каждой из глав. Имеющиеся в тексте таблицы и рисунки (фотографии) нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всего текста основной части курсовой работы (то есть сквозная нумерация). Нумерация таблиц и рисунков (фотографий) осуществляется раздельно.

Обязательным компонентом основной части курсовой работы является аналитический обзор темы исследования (как правило, Глава 1), который представляет собой результат аналитико-синтетической переработки совокупности источников по заданной теме. Он содержит обобщённые и критически проанализированные сведения об истории, современном состоянии, тенденциях и перспективах развития предмета исследования. Аналитический обзор должен соответствовать следующим требованиям:

1) полнота и достоверность информации;

2) наличие критической оценки использованной информации;

3) логичность построения обзора;

4) композиционная целостность;

5) аргументированность выводов;

6) ясность, чёткость и лаконичность изложения.

Следующим обязательным компонентом курсовой работы является Практическая часть (Глава 2), в которой систематизируется эмпирический материал, собранный в ходе анализа реальной поисковой работы по избранной теме.

Обязательны Выводы по главам, которые могут составлять по объёму 1-2 страницы.

Заключение тезиснообобщает значимость рассмотренных вопросов для научной теории и практики. С этой целью приводятся главные выводы, характеризующие в сжатом виде итоги проделанной работы. Здесь же излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы. В Заключении не допускается простой пересказ (хотя бы и краткий) введения, основной части и выводов, сделанных по главам.

Список литературы должен содержать не менее 20 источников и отвечать следующим основным требованиям:

1) соответствие теме курсовой работы, полнота отражения всех аспектов её рассмотрения;

2) наличие основных отечественных и зарубежных публикаций по избранной теме;

3) разнообразие видов изданий (официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, научно-методические);

4) описание источников в соответствии с библиографическими требованиями (Приложение 10).

**********

Приложения включают в себя дополнительную и/или расширенную информацию научно-справочного характера, дополняющую содержание обязательных структурных компонентов курсовой работы. Приложениями могут быть графические материалы, таблицы, расчёты, планы-конспекты уроков, разработки мероприятий, методики диагностических исследований, описания алгоритмов и программ, тематические списки лексики, глоссарии и т.д. Оформление приложений должно отвечать следующим требованиям:

1. Приложения помещают в конце работы после Списка литературы.

2. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок.

3. Приложения нумеруют арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста курсовой работы; номер приложения размещают в правом верхнем углу над заголовком приложения после слова Приложение без знака №.

4. Текст приложений при необходимости может быть разделён на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые следует нумеровать в пределах каждого приложения.

5. Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения.

Требования к содержанию курсовой работы

 

Необходимо избегать таких ошибок, как одинаковое название курсовой работы и одной из её глав.

Курсовая работа носит учебно -исследовательский характер, но она должна основываться на новейших достижениях науки в избранной теме.

Содержание работы следует иллюстрировать таблицами, графическим материалом – рисунки, схемы, диаграммы и т. п., а также статистическими подсчётами (опять же в форме, например, таблиц и/или сопоставительных схем-графиков).

Необходимо правильно понимать сущность метода теоретического анализа и не сводить всю курсовую работу к переписыванию целых страниц из двух-трёх источников. Во избежание плагиата следует серьёзные теоретические положения, изложив их в пересказе, давать с обязательной ссылкой на источник. Не бойтесь большого количества ссылок на источники, бойтесь обвинений в плагиате! Ссылки на учебники по данной дисциплине, конечно, допускаются, но избегайте подробного изложения прописных истин.

Не следует перегружать работу длинными цитатами из тех или иных теоретических публикаций. Например, давая то или иное определение,

= изложите суть своими словами;

= перечислите имена учёных и источники, где об этом говорится подробно и развёрнуто;

= сравните различные точки зрения при наличии таковых;

= изложите совпадения и расхождения;

= укажите на наиболее, с Вашей точки зрения, доказательные выводы в изложении ваших предшественников.

**********

В работах теоретического характера, анализируя литературу по теме исследования, изучая и описывая опыт наблюдаемых тенденций (например, всё бóльшая частотность использования анализируемой Вами лексики), Вам обязательно надо высказать своё мнение и отношение к описываемым сторонам проблемы.

 

Оформление Заключения, Списка использованной литературы и Приложений осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТа (Приложение 10).

 

 

1.3. Требования к оформлению курсовой работы

 

Текст курсовой работы должен содержать не менее 30 страниц машинописного текста формата А4 (210х297 мм), напечатанный через интервал 1,5, шрифт Times New Roman, кегль 14. Текст набирается в режиме формата «по ширине», то есть без переноса слов. Объём работы не должен превышать 40 страниц (Приложения в общий объём работы не входят).

Текст работы следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением полей: верхнее и нижнее поля – 2 см, правое – 1,5 см, левое – 3 см. Каждая страница при этом содержит примерно 1800 печатных знаков (30 строк по 60 знаков в строке, включая знаки препинания и пробелы).

Размер отступа абзаца – 5 знаков. Страницы нумеруются (сквозная по всему тексту курсовой работы) арабскими цифрами в середине верхнего поля страницы, начиная с третьей – Введение.

Титульный лист выполняется в одном цвете, рамками не обводится, не нумеруется.

На следующем (после Титульного) листе помещается Оглавление, тоже не нумеруется.

Таблицы и иллюстрации (если они имеют объёмный формат/размер) учитываются и нумеруются как страницы текста в общем, сквозном порядке. Кроме нумерации они обязательно должны иметь название: номер и название печатаются под таблицами и иллюстрациями шрифтом 12.

Главы текста нумеруются римскими цифрами, параграфы и пункты обозначаются арабскими цифрами (Приложение 4). Параграфы нумеруются отдельно по каждой главе или в сквозном порядке по всей работе (сквозная нумерация неизбежна, если вы ссылаетесь на содержание тех или иных абзацев во всех главах работы).

Введение, Главы основной части, отдельные Параграфы, Заключение, Список литературы и Приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный полужирным шрифтом (можно прописными буквами, особенно заголовки глав).

Название Глав и их порядковые номера (римскими цифрами) пишутся отдельной строкой, причём после названия точка не ставится (это же не предложение, а словосочетание). Заголовки структурных элементов текста не подчёркиваются (их можно выделить полужирным шрифтом). Переносы слов в заголовках (как и во всём тексте работы) не допускаются.

Расстояние между заголовками и текстом должно быть равно двум интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа.

Подготовленный к окончательному предъявлению текст курсовой работы обязательно переплетается (стандартный переплёт или переплёт металлической пружиной с прозрачной лицевой обложкой и твёрдой обложкой с тыльной стороны (то есть в конце переплетённой пружиной брошюры).

 

Часть 2

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Общие положения

 

Защита выпускной квалификационной работы (= дипломной работы) – ВКР – представляет собой итоговую государственную аттестацию выпускника вуза наряду с одним или несколькими аттестационными испытаниями: (1) итоговым экзаменом по отдельным дисциплинам; (2) итоговым междисциплинарным экзаменом по специальности.

2.1.1. При выполнении ВКР студент должен

продемонстрировать следующие способности:

= самостоятельно поставить творческую задачу, оценить её актуальность и социально-педагогическую значимость;

= выдвинуть общую установку;

= собрать и обработать информацию по теме исследования;

= изучить и критически проанализировать полученные материалы;

= глубоко и всесторонне исследовать выявленную проблему;

= выработать, описать и профессионально аргументировать свой вариант решения рассматриваемой проблемы;

= логически сформулировать обоснованные выводы, предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов в практику.

 

По содержанию ВКР и

в процессе её защиты устанавливаются:

1) уровень профессиональной и общеобразовательной подготовки выпускника по специальности;

2) умение изучать и обобщать литературные источники в соответствующей области знаний;

3) способность самостоятельно проводить научные исследования, систематизировать и обобщать фактический материал;

4) умение самостоятельно обосновывать выводы и практические рекомендации по результатам дипломного исследования.

 

ВКР должна соответствовать

следующим требованиям:

1) рассматривать проблему, не получившую достаточного освещения в

литературе (например, постановка известной проблемы в новой научно-методологической трактовке);

2) содержать элементы научного исследования и выполняться на актуальную тему;

3) иметь чёткое построение и логическую последовательность в изложении материала;

4) выполняться с использованием методов математической статистики и математической модели вероятностной связи (в том числе с использованием мониторинга частотности проявления изучаемых аспектов);

5) содержать убедительную аргументацию, для чего в тексте работы необходимо широко использовать иллюстративный материал;

6) завершаться обоснованными рекомендациями и доказательствами.

 

 

Формы и структура

Формы ВКР

Формы ВКР определяются её направленностью и осуществляются в следующих основных вариантах:

1) ВКР исследовательского характера, выполняемая на основе проведения педагогического эксперимента;

2) ВКР реферативного характера, выполняемая на основе обобщения теоретического материала;

3) исследовательские работы по анализу учебно-методической деятельности педагога;

4) авторские разработки научно-прикладного характера: факультативный курс, система учебной работы преподавателя-предметника, сборник дидактических материалов;

5) другие формы.

 

Структура ВКР

Структура ВКР должна включать в себя следующие компоненты:

1) титульный лист (Приложение 9),

2) оглавление (Приложения 4; 13),

3) введение,

4) основная часть,

5) выводы по главам основной части,

6) заключение,

7) список литературы (Приложение 10),

8) приложения.

 

Различия между курсовой и выпускной квалификационной работами заключается в объёме научно-практического материала, уровне его осмысления и подачи.

Объём ВКР должен составлять не менее 60 страниц машинописного текста. Из них Введение занимает 4-5 страниц, Заключение – 3-5 страницы, Список литературы – 2-3. Содержание Основной части работы (40-50 страниц) должно пропорционально распределяться между Первой (теоретической) и 2-3-й Главами (практическими). Список литературы, используемой в ходе выполнения ВКР, должен включать не менее 40 наименований. Приложения в объём ВКР не учитываются.

 

2.2.3. Памятка студенту по работе над черновиком

и оформлению ВКР

 

1. Работу рекомендуется выполнять сначала в черновом варианте. При написании черновика рекомендуется некоторые общие требования, которые облегчат последующую работу по окончательному формированию ВКР. Пишите на отдельных листах без оборота и обязательно с полями – для последующих возможных дополнений по тематике этих страниц. Пишите с сокращениями, но разборчиво: здесь могут быть сделаны замечания и дополнения научного руководителя.

Последующая информация по тематике (= пункты плана всей работы) этих листов пишется на чистые листы и вкладывается в соответствующие тематические блоки уже имеющихся записей.

Если Вы привыкли писать в тетрадях, то купите общую тетрадь с разъёмной пружиной, размыкая которую вы опять же можете добавлять новую информацию в соответствующие тематические блоки. Можно также порекомендовать оформить правое поле Вашей разъёмной тетради по принципу алфавитной записной книжки: разделите тетрадь на тематические блоки (= главы и желательно/обязательно пункты/подпункты в соответст-вии с Оглавлением Вашей ВКР). Разумеется, можно работать и с двумя-тремя подобными тетрадями, в каждой из которых Вы будете накапливать материал для соответствующих глав ВКР.

Выписывайте и помещайте в соответствующие разделы черновика полезные фрагменты текстов, статей, цитат, просто понравившиеся фразы и – особенно – компактные формулировки из словарей (толковых), энциклопедий, справочников, реферативных журналов (они находятся в Информационно-справочном отделе библиотеки, 5-й корпус. 2-й этаж).

2. При составлении черновика учитывайте объём ВКР.

3. Как можно чаще показывайте свои «черновые» записи своему научному руководителю.

4. Требования предъявляются также и к литературному и внешнему оформлению конечного варианта работы, которая должна быть написана логически последовательно, грамотным научным языком.

5. Все страницы оформленной квалификационной работы брошюруют. ВКР подписывается автором и представляется им руководителю не позднее, чем за месяц до защиты.

 

Подготовка к выполнению ВКР

Выбор темы ВКР

Выбор темы является ответственным этапом подготовки ВКР, при котором рекомендуется руководствоваться следующим:

1. Тема должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития Вашей области исследования.

2. Необходимо основываться на выполненных (в первую очередь, собственных!) курсовых и научных работах.

3. Следует учитывать степень разработанности и освещённости темы в литературе.

4. Определить наличие публикаций по исследуемой проблеме (научный руководитель; библиотеки; Интернет).

5. Продумать возможность получения необходимого

(1) фактического (источники примеров в оригинале – для

научно-исследовательских тем) и

(2) практического (возможность апробации – для прикладных,

методических тем) материала в процессе подготовки работы.

6. Рекомендуется исходить из интересов и потребностей учебного

заведения, на материалах которого выполняется работа.

7. Научному руководителю необходимо руководствоваться возможностью проявления способностей студента как исследователя.

Перечень тем ВКР своевременно (конец 8-го – начало 9-го семестров) разрабатывается и утверждается кафедрой. Круг тем должен соответствовать тематике реферативных и курсовых заданий, которые выполнялись студентами на 3-м и 4-м курсах. Первоначально можно выбрать только направление работы по тематикам теоретических курсов. Окончательная формулировка темы и определение научного руководителя осуществляются выпускающей кафедрой.

Формулировка темы работы должна быть конкретной и в то же время достаточно (1) ёмкой и информативной, (2) называть объект исследования и (3) предлагать решение определённой теоретической и/или практической установки, (4) носить проблемный характер. Следует избегать общих формулировок и названий глобальных проблем, которые невозможно исследовать и описать в формате дипломной работы (например, «Проблемы когнитивности» или «Вопросы строя английского языка»). В названии работы должна быть отражена конкретная цель изучения той или иной проблемы, тогда как исследование самой проблемы чаще всего требует более полного описания (например, в монографии или диссертации).

В связи с последним необходимо указывать тот исторический период в развитии языка, в рамках которого будет проводиться данное исследование: в древне-английском(ранне/ново/английском и т.п.) языке. В работах по методике обучения указывается этап обучения (см., например, Приложение 9).

Необходимо также исходить из степени изученности проблемы, а также из имеющейся литературы и справочных изданий по этой теме (решает и определяет руководитель): переписывать прописные истины из базовых учебных изданий нет никакого смысла. Необходимо представить дополнительную информацию, своё видение и трактовку проблемы, привести интересные примеры, которые иллюстрируют разные аспекты и стороны описываемого языкового явления, - во всей их сложности и многообразии, - и которые не получили отражения (вообще или более полного и развёрнутого) в существующих учебниках и справочниках.

Следует обязательно показать разные взгляды на решение данной проблемы, представленные в современной научной литературе, обосновать свой выбор той или иной научной или методологической позиции.

 

Памятка студенту при выборе темы

1. Тема не должна быть необъятной. Подбирать материал к хорошо и конкретно сформулированной теме намного легче, доступнее и быстрее (особенно через поисковую технологию Интернета). При этом всегда помните об объёме работы и запасе времени.

2. Тема не должна представлять для Вас нечто абсолютно неизвестное. Вторгаясь в новую для себя сферу знаний, Вы значительную часть времени затратите на освоение теории, истории и сути вопроса.

3. Тема должна быть перспективной – прежде всего для её разработчика (опять же – это право и, вероятно, обязанность научного руководи-теля). Это как раз тот случай, когда студент писал ранее реферат(ы) и курсовую из области тематики ВКР.

4. Тема должна быть интересной для Вас: личная заинтересованность – огромный стимул выполнить работу качественно и в срок (Приложение 6-в).

5. Сложность и новизна темы должны соответствовать Вашим творческим и образовательным способностям. Будьте объективны в отношении себя: бессмысленно браться за невероятно интересную или престижную тему, если Вы объективно чувствуете, что с задачей Вы не справитесь.

6. Следует помнить, что изменения в утверждённую тему можно вносить только по согласованию с научным руководителем и по специальному решению кафедры.

 

2.3.2. Разработка задания на выполнение ВКР

 

Задание на выполнение ВКР входит в комплект обязательных документов (Приложение 7). Типовое задание определяет наиболее важные вопросы разработки письменной работы:


1) тему работы,

2) цель и задачи работы,

3) требования к выполнению (содержание, структура, выполнение),

4) порядок выполнения и представления,

5) сроки выполнения,

6) кто является исполнителем работы.


В отдельных случаях задание снабжается приложениями, в которых приводятся справочные, информационные и иные материалы, необходимые для выполнения работы.

Обязательными реквизитами задания являются:


1) полное наименование учебного заведения;

2) наименование кафедры, факультета, дисциплины;

3) гриф учреждения, название документа, основной текст

документа;

4) подпись руководителя работы;

5) подпись исполнителя работы.


Подготовкой задания обычно занимается сам исполнитель работы по указанию своего руководителя, который редактирует его содержание и определяет порядок оформления.

Цели и задачи следует формулировать кратко и предельно чётко. При этом задачи работы должны логически вытекать из её цели.

Окончательный вариант задания утверждается руководителем и выдаётся на руки исполнителю работы (по её окончании подшивается к работе и в таком виде передаётся на хранение). Вместе с заданием в качестве его первого пункта утверждается и тема письменной работы.

К общему плану содержания работы прилагается График её выполнения (Приложения 6-а-б; 8; 12).

 

2.3.3. Обязанности студента-дипломника

Написание работы

 

2.5.1. Основные требования к составлению плана

 

К формулировкам названий (заголовков) глав и параграфов ВКР предъявляются следующие требования:

= краткость,

= чёткость,

= разнообразие,

= последовательное и точное отражение логики содержания ВКР.

В процессе написания работы может быть добавлен теоретический и/или практический материал, а в ходе эксперимента могут появляться новые данные, поэтому План (по согласованию с научным руководителем) уточняется и дорабатывается.

В конечном итоге план будет называться Оглавление и помещаться после титульного листа.

Все выделяемые разделы желательно формулировать в рамках назывных предложений: одновременное использование разных стилей не допускается (вопрос, императив, восклицание).

Обязательна внутренняя рубрикация глав (параграфы) и – соответственно - параграфов.

В оформлении пунктов и подпунктов содержания используются различные способы нумерации – римские (для глав) и арабские цифры (для параграфов), буквенные или сочетание арабских цифр и букв [ cм., например, оформление рубрикаций в данных Методических указаниях ]. Необходимо помнить, что название пунктов и подпунктов в плане (оглавлении) и в основном тексте должны полностью совпадать.

 

Написание Введения

 

Методологический аппарат является важным оценочным критерием любой письменной работы: зачастую именно по нему судят о «научной добротности» всей работы.

Как раз во Введении и помещается методологический аппарат, разделы которого содержат информацию о том,

как обоснована Актуальность выбранной темы,

как сформулированы Проблема, Объект и Предмет исследования,

какие Задачи оно решило,

как убедительно сформулирована Новизна и Значимость полученных результатов,

что конкретно выносится на Защиту.

Под Актуальностью исследования понимается степень его важности для решения поставленной проблемы, задачи или вопроса. Следует обосновать положительный результат, который может быть достигнут при решении выдвинутой научной и/или социально-педагогической задачи.

На основе большой предварительной работы по изучению имеющихся по данной проблеме источников следует найти и сформулировать противоречие. Оно может отражать как реальное жизненное противоречие, так и противоречие между новыми фактами, явлениями и недостаточностью знаний для объяснения их сути, взаимосвязей и зависимостей.

Сформулировать противоречие можно, например, так: (1) «Без знания…сейчас невозможно… В то же время… до сих пор не разра-ботаны…»;(2) «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью применения… подхода и отсутствием методик выявления…» и т.п.

На основании выявленного противоречия формируется Проблема.

Пример: Введение в нашей стране востребованного российским обществом раннего обучения иностранному языку обострило проблему подготовки кадров для преподавания иностранного языка в начальной школе, в детских садах, в семье (с помощью гувернёра или репетитора). Вместе с тем, в самом процессе раннего обучения обнаружились собственные проблемы овладения, например, техникой чтения на иностранном языке или иноязычной грамматикой и т. п. [Здесь и далее составитель данных Методи-ческих указаний частично цитирует или приводит в редактированном виде информацию из: Л.И. Комарова, И.И. Невежина. Подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности «Иностранный язык». – Балашов: Изд-во «Николаев», 2006. - 92 с.]

 

Объект исследования – это тот участок деятельности, в котором ведётся научно-педагогич



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 611; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.141.202 (0.171 с.)