И научного руководителя по организации выполнения вкр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И научного руководителя по организации выполнения вкр



 

В обязанности студента-дипломника входят:

1) выбор темы дипломной работы;

2) подача заявления с просьбой разрешить её написание;

3) составление задания на выполнение дипломной работы;

4) выбор методики исследования и работы над источниками литературы;

5) сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение

собранного материала;

6) при наличии консультанта – уточните у него вопросы, связанные с его

возможными рекомендациями относительно предложенного Вами

содержания работы;

7) проверка текста работы научным руководителем по мере написания

отдельных разделов;

8) письменное изложение результатов исследований и формулировка

выводов;

9) внесение исправлений и стилистическая обработка рукописи;

10) оформление дипломной работы, набор на компьютере, брошюровка;

11) представление законченной работы на отзыв руководителю;

12) направление допущенной работы на рецензию;

13) подготовка к защите: написание текста выступления, отбор и

оформление иллюстративного материала.

 

Руководитель дипломной работы обязан:

1) совместно со студентом составить и выдать задание на дипломную работу;

2) оказать студенту помощь в разработке календарного плана-графика на выполнение дипломной работы;

3) рекомендовать студенту основную литературу, справочно-нормативные и другие источники по теме дипломной работы;

4) проводить консультации в соответствии с планом-графиком;

5) контролировать ход выполнения работы и способствовать своевременному и качественному её выполнению до момента защиты (за приведённые в дипломной работе выводы, правильность всех данных и цитат отвечает студент-дипломник);

6) составить отзыв о дипломной работе, в котором дать мотивированное заключение о возможности допуска дипломной работы к защите (Приложение 12).

 

Работа с научной литературой

 

1. Выбирая и уточняя тему ВКР, следует одновременно работать и с литературными источниками (см. Памятки студентам выше и Приложения 6-а; 6-б):

· просмотрите учебную литературу по пройденным теоретическим курсам;

· изучите каталоги библиотек (своего университета, Областной научной библиотеки, ГПНТБ);

· поработайте в Интернете, где многие издания (даже последних лет) можно скачать бесплатно.

В библиотеках обращайте внимание на каталоги статей; консультируйтесь с дежурными библиографами (в ГПНТБ – на втором этаже слева и справа). Больше работайте с электронными каталогами, так как бумажные каталоги не всегда отражают полный объём библиотечного фонда современных библиотек. В читальном зале гуманитарных наук ГПНТБ пользуйтесь каталогами новых поступлений, особенно каталогами литературы врéменного хранения.

Не забывайте, что в конце ряда статей и многих книг приводятся не только списки использованной, но и дополнительной литературы, а также тематические указатели и индексация ключевых понятий и положений (слова-термины/словосочетания), которые помогают оперативному поиску интересующей Вас информации внутри объёма книги по ключевым словам. В статьях и книгах последних лет изданий Вы найдёте не только самую последнюю научную информацию, но и зачастую добротный тематический список литературы, который может оказаться весьма полезным в Вашем поиске нужного материала.

Базовый поиск начинайте со словарей (особенно – толковых), справоч-ников и энциклопедий.

Работая с литературой по выбранной теме исследования, необходимо одновременно составлять библиографию. Не записывайте литературные источники подряд в тетрадь. Выписывайте выходные данные источника на отдельные карточки, постоянно соблюдая действующий на данный момент библиографический стандарт оформления (Приложение 10):

· фамилия и инициалы автора;

· название работы;

· название журнала, сборника и т.д., в котором опубликована статья или тезисы;

· место (город) издания;

· издательство;

· год издания;

· общее количество страниц издания;

· с какой и по какую страницу расположена статья или тезисы внутри этого журнала, сборника, монографии или книги.

Осторожно и неукоснительно относитесь к авторским правам:

· соблюдайте абсолютно точное цитирование (в кавычках, с обязательным указанием страниц);

· уточняйте точность цитирования в оригинале, если цитата извлекается из источника-посредника;

· при изложении содержания первоисточника цитирования своими словами (пересказ) также обязательно сошлитесь на источник пересказа и страницу/страницы;

· при сноске на одного и того же автора подряд, не повторяйте в этой сноске фамилию автора, а пользуйтесь словами там же, а затем укажите цифру номера страницы цитирования или пересказа (изложения; синопсиса).

Библиографию необходимо вести самым тщательным образом, чтобы в дальнейшем не обращаться вновь и вновь к одним и тем же источникам при написании отчётных материалов, завершающих работу над исследованием.

Карточки, составленные по алфавиту, представляют собой маленький персональный каталог по теме дипломной (или иной другой) работы. Храните их в отдельном месте (небольшая коробочка или пакетик; стадартные по формату карточки из плотной бумаги – библиотечные, перфокарты; бумага для слепых или тонкий картон. Карточки можно скреплять аптечной или канцелярской резинкой по тематическому принципу).

Работа над персональной картотекой должна вестись регулярно, вплоть до завершения написания работы и защиты.

 

2. Следующий этап работы с научной литературой – теоретический анализ отобранной литературы для осмысления и творческой переработки большого объёма литературы: выписывайте или ксерокопируйте цитаты, фрагменты (не забывайте при этом указывать на копиях подробные библиографические выходные данные скопированного материала). Сразу же систематизируйте скопированное по разделам и пунктам в соответствии с планом (содержанием) Вашей работы.

Не забывайте и о другой составляющей ВКР – о примерах. В частности, по лингвистичекой тематике работы фактический материал обязательно должен быть из художественной, публицистической или научной литературы языка-оригинала. Адаптированная литература не допускается. Выписывать и систематизировать эти примеры рекомендуется по указанному выше принципу (пункт 1). Количественный инвентарь таких примеров составляет примерно 400 единиц для курсовой работы и 800 – для дипломной.

 

3. При работе с научной литературой студент должен хорошо освоить

· теоретический материал;

· содержание основных литературных источников, в которых раскрывается проблема исследования;

· представлять себе и ориентироваться в том научном смысловом пространстве, в котором находится тема исследования:

= общее и конкретное понимание темы исследования,

= цели и задачи исследования,

= понятийный аппарат исследования (основные понятия и категории, используемые в научном исследовании).

Понятийный аппарат исследования особенно важен, так как в науке существуют различные точки зрения и расхождения в определении многих понятий, особенно концептуальных в этой области знаний. В этом плане рекомендуется в первую очередь опираться опять же на энциклопедии, толковые и научные словари и справочники.

 

Написание работы

 

2.5.1. Основные требования к составлению плана

 

К формулировкам названий (заголовков) глав и параграфов ВКР предъявляются следующие требования:

= краткость,

= чёткость,

= разнообразие,

= последовательное и точное отражение логики содержания ВКР.

В процессе написания работы может быть добавлен теоретический и/или практический материал, а в ходе эксперимента могут появляться новые данные, поэтому План (по согласованию с научным руководителем) уточняется и дорабатывается.

В конечном итоге план будет называться Оглавление и помещаться после титульного листа.

Все выделяемые разделы желательно формулировать в рамках назывных предложений: одновременное использование разных стилей не допускается (вопрос, императив, восклицание).

Обязательна внутренняя рубрикация глав (параграфы) и – соответственно - параграфов.

В оформлении пунктов и подпунктов содержания используются различные способы нумерации – римские (для глав) и арабские цифры (для параграфов), буквенные или сочетание арабских цифр и букв [ cм., например, оформление рубрикаций в данных Методических указаниях ]. Необходимо помнить, что название пунктов и подпунктов в плане (оглавлении) и в основном тексте должны полностью совпадать.

 

Написание Введения

 

Методологический аппарат является важным оценочным критерием любой письменной работы: зачастую именно по нему судят о «научной добротности» всей работы.

Как раз во Введении и помещается методологический аппарат, разделы которого содержат информацию о том,

как обоснована Актуальность выбранной темы,

как сформулированы Проблема, Объект и Предмет исследования,

какие Задачи оно решило,

как убедительно сформулирована Новизна и Значимость полученных результатов,

что конкретно выносится на Защиту.

Под Актуальностью исследования понимается степень его важности для решения поставленной проблемы, задачи или вопроса. Следует обосновать положительный результат, который может быть достигнут при решении выдвинутой научной и/или социально-педагогической задачи.

На основе большой предварительной работы по изучению имеющихся по данной проблеме источников следует найти и сформулировать противоречие. Оно может отражать как реальное жизненное противоречие, так и противоречие между новыми фактами, явлениями и недостаточностью знаний для объяснения их сути, взаимосвязей и зависимостей.

Сформулировать противоречие можно, например, так: (1) «Без знания…сейчас невозможно… В то же время… до сих пор не разра-ботаны…»;(2) «Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью применения… подхода и отсутствием методик выявления…» и т.п.

На основании выявленного противоречия формируется Проблема.

Пример: Введение в нашей стране востребованного российским обществом раннего обучения иностранному языку обострило проблему подготовки кадров для преподавания иностранного языка в начальной школе, в детских садах, в семье (с помощью гувернёра или репетитора). Вместе с тем, в самом процессе раннего обучения обнаружились собственные проблемы овладения, например, техникой чтения на иностранном языке или иноязычной грамматикой и т. п. [Здесь и далее составитель данных Методи-ческих указаний частично цитирует или приводит в редактированном виде информацию из: Л.И. Комарова, И.И. Невежина. Подготовка и защита курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности «Иностранный язык». – Балашов: Изд-во «Николаев», 2006. - 92 с.]

 

Объект исследования – это тот участок деятельности, в котором ведётся научно-педагогическое исследование. Если тема исследования связана с работой образовательных учреждений, то объектом исследования чаще всего является целенаправленный учебно-воспитательный процесс. В лингвистике, например, - …понятие концепта, его структуры и содержания в семантико-когнитивном аспекте или …глагольные аналитические конструкции, построенные на базе этимологически соотносимых глаголов haben/have, geben/give, nehmen/take или …языковые средства репрезентации концепта НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ МНОЖЕСТВЕННОСТЬ в английском и русском языках.

[Выходные данные источников этих примеров см. под №№ 1-3 в Списке литературы ниже]

 

Предмет исследования – конкретное предъявление темы исследования (филологического или педагогического плана): конкретные методы, принципы, технологии, формы и средства проявления или обучения. Предмет исследования – это элемент объекта, совокупность его отдельных свойств. По содержанию он уже, чем общая характеристика объекта исследования.

Объект и предмет исследование рассматриваются вместе. Приведём примеры из процитированных выше работ (относительно объекта исследования): …методика обучения технике динамического чтения на английском языке в старших классах; …концепты ТРУД и LABOUR в русском и англоязычном языковом сознании; …становление микросистемы глагольных носителей эврисемии со значением ПОСЕССИВНОЕ (ОБЛАДАТЕЛЬНОЕ) СОСТОЯНИЕ в немецком и английском языках; …национальная специфика образов сознания, определяющая выбор языковых средств актуализации данного концепта.

 

На базе сформулированной проблемы, выделенных объекта и предмета исследования устанавливается Цель исследования: то, что в самом общем виде должно быть достигнуто в итоге работы. Примеры: описание и сопоставление концептов ТРУД и LABOUR в русской и англоязычной картинах мира, а также выявление сходств и различий в языковом сознании русских и англичан; …сравнительно-сопоставительное изучение форм актуализации и устойчивости общей типологической доминанты в микросистеме глагольных носителей эврисемии со значением…; …исследование концепта НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ МНОЖЕСТВЕННОСТЬ в его проекции в область сознания, … в семантику языковых единиц, репрезентирующих данный концепт.

 

Для правильной формулировки целей и задач исследований рекомендуется пользоваться сложившимися стандартными фразами, избегая слов типа «сделать». Рекомендуем пользоваться глаголами «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить», «разработать» и т. п.

Приведём, на наш взгляд, удачный пример:

«Данная общая цель конкретизируется нами в виде следующих взаимосвязанных задач [исследования]:

- выявить и описать место и роль …в сфере … и в структуре базового …;

- определить и описать общую структуру … в соответствии с общими принципами описания … систем, универсального, … и индивидуального компонентов;

- исходя из принципа …, показать …различия между … и …;

- на основе анализа … осуществить попытку реконструкции (создания; моделирования; описания…) …, мотивирующих выбор языковых средств актуализации … и выявить их … специфику;

- с учётом индивидуального (отдельного; выявленного…) компонента (…) показать принципиальную (…) открытость инвентаря языковой презентации исследуемого … и возможность его пополнения новыми единицами». [Список литературы, № 1, с. 6].

**********

Сформулировав объект, предмет и задачи исследования рекомендуется сформулировать общую установку для объяснения тех или иных явлений, то есть сформулировать научное предположение, допущение, истинность которого не очевидна и требует проверки и отстаивания в ходе научно-теоретического и/или экспериментального поисков. Исследователь строит предположение о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели. Эта установка многократно уточняется, дополняется или изменяется в ходе предпринимаемого научного исследования.

Пример формулировки общей установки: «Если при обучении грамматическому аспекту устной речи широко использовать коммуникативный подход, а также выделенные на его основе типичные ситуации общения, то это повысит уровень владения грамматическими средствами языка в процессе устного иноязычного обучения».

Четыре этапа достижения этой установки:

1) накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения;

2) формирование установки, то есть выведение следствий из сделанного предположения;

3) развёртывание на основе сделанного предположения целостной теории;

4) проверка полученных выводов на практике и уточнение общей установки на основе результатов такой проверки: соответствие этих выводов и результатов действительности превращает научную установку в реальность.

Получив положительные результаты, следует выяснить, какие из существующих методов необходимы для исследования, а также составить список данных методов и приёмов:

= наблюдение;

= эксперимент;

= опрос;

= логический анализ и синтез;

= абстрагирование;

= формализация;

= моделирование;

= переход от абстрактного к конкретному и т.д.

**********

Следующей методологической составляющей общей установки является формулировка Задач исследования, которые представляют собой частные, сравнительно самостоятельные цели в конкретных условиях проверки общей установки. Задачи исследования вытекают из его – исследования - общей цели и представляют собой основные практические шаги работы над исследованием. Рекомендуемое лексическое клише: «Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются: (1) изучить…, 2) выявить…, (3) разработать…, (4) экспериментально проверить…» и т. п.

Ещё один пример формулировки задач исследования: «Для достижения поставленной цели мы ставим следующие задачи: 1) идентифицировать круг глаголов со значением…и рассмотреть их функционирование в …; 2) установить функционально-семантическую нагрузку данных глаголов в их концептуальной соотнесённости с …; 3) выявить объём и наполняемость семантико-синтаксических моделей с глагольными носителями (чего-либо) и провести на этой эмпирической основе измерение их валентного потенциала; 4) сравнить типологический статус глагольных носителей (чего-либо) в (чём-либо) на основании (критериев…)…; 5) измерить устойчивость типологически значимых преобразований в рассматриваемых…; 6) по результатам сравнительно-типологического анализа глагольных носителей (чего-либо) в (таких-то языках/условиях…) построить объёмную функционально-семантическую модель становления глагольных носителей (чего-либо) со значением (чего-либо) в рассматриваемый исторический период». [Список литературы, № 2, с. 5]

**********

Значимую важность для качественной работы представляет определение методологических основ, то есть базовых научных теорий, идей, концепций и критериев (философских, филологических, педагогических и др.), на которых будут основываться подходы к решению проблемы исследования. Необходимо, чтобы выбранные методологические теории отражали наиболее важные аспекты проблематики исследования и были предъявлены в виде краткой, конкретной, законченной формулировки, а также имели ссылки на имена ведущих учёных, работающих или работавших в этом направлении.

Мы имеем в виду не обязательно все публикации, на которые Вы ссылаетесь, а только те, которые лежат в основе ВКР (их обычно бывает одна, две или три, но не более четырёх). Обычно методологические основы исследования формулируются примерно так: Методологической базой исследования послужили работы…; Методологической основой исследования является…; Исследование основывается на концепции….

Иногда это место Введения называют «Теоретической базой/основой исследования». Приведём пример: «Теоретической базой исследования являются разработанные (тем-то…) критерии идентификации носителей (того-то), которые были выявлены путём исторического анализа подсистем глагольных носителей (того же) в английском языке на фоне сопоставления с другими группами глаголов. Мы экстраполируем данные критерии на (…) языковой материал (…). Основанием для такой экстраполяции является, во-первых, высокий функциональный статус рассматриваемых глаголов как носителей релевантных процессов в обоих языках (их строевая роль); во-вторых, сходство в содержании типологических преобразований германских языков, отмеченное германистами на материале анализа разноуровневых единиц». [Список литературы, № 2, с. 7]

**********

Критерий конкретного решения задачи исследования оценивается результативностью завершённого исследования, что предполагает получение совершенно новых научных и/или методических результатов и фактов. Этот критерий работы обычно лаконично констатируется фразами о том, что в исследовании впервые определены…, обоснованы…, разработаны (те или иные существенные научно-методические факты). Так же лаконично характеризуются теоретическая и практическая значимость работы:

= получено для теории обучения иностранного языка (создана концепция; описана новая модель обучения каким-то аспектам языка и т.п.);

= получено для практики обучения иностранного языка (разработаны учебно-методические комплексы и/или рекомендации для преподавателей иностранных языков; создан комплекс упражнений для учащихся и т.п.);

= полученные результаты и материалы могут быть использованы в теоретических курсах по тем или иным филологическим дисциплинам (Введение в языкознание, Общее языкознание, Теоретическая грамматика, Спецкурсы), написания дипломных и курсовых работ, а также в практике преподавания этих дисциплин (семинары; практические занятия).

 

Кроме того, во Введении необходимо перечислить Материалы исследования: (1) количество проанализированных примеров (для курсовой работы – не менее 400; для дипломной – порядка 800); (2) список литературы, из которой взяты примеры, и (3) перечень использованных словарей; (4) другие источники фактического материала.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.17.128 (0.043 с.)