Методы лингвистического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы лингвистического анализа



 

1. Метод лингвистического наблюдения и описания, или описательный метод основной метод исследования языка, который заключается в выделении конкретных языковых явлений и их последовательном описании с точки зрения их структуры и/или функционирования. Например, описание всех форм множественного числа имён существительных в данном языке в определённый период его исторического развития.

 

2. Метод компонентного анализа предполагает анализ значений языковых единиц через выделение основных компонентов значения, или сем. В глаголе «приезжать», например, в общем значении можно выделить такие компоненты, или семы, как «действие» (или «акциональность»), «движение», «самостоятельность» (или «активность» со стороны исполнителя), «направленность», «повторяемость» и т.д. При изучении лексических значений часто используется анализ словарных дефиниций, то есть толкований значений слов, которые приводятся в различных типах словарей. Эти толкования содержат в себе всю необходимую информацию о компонентном составе значения данного слова и о возможностях его использования.

 

3. Важное значение для лингвистических исследований имеет также концептуальный анализ, или анализ языковых понятий и их толкование в словаре.

 

4. Контекстуальный анализ используется для изучения функциональной специфики слов и их значений, он представляет собой анализ текста (фрагмента текста, предложения), в котором использовано данное слово, а также анализ зависимости значения слова от этого контекста. Выделяют – соответственно – контекстуально обусловленные и контекстуально независимые значения слов и определяют условия их реализации в зависимости от того или иного контекста.

 

5. Ещё одним важным методом является валентностный анализ и анализ сочетаемости слов, применяемых при исследовании синтаксических свойств языковых единиц. При валентностном анализе исследуется валентность слова, то есть его потенциальная способность (заложенная в самом его значении) к использованию с определёнными классами слов в конкретной синтаксической функции, например: способность глагола сочетаться с определёнными типами субъектов, объектов (предикативная синтагма) и обстоятельств. Анализ сочетаемости предполагает изучение синтаксических связей данного слова в предложении, например, сочетаемость глагола и существительного (согласование по нескольким грамматическим категориям в зависимости от типологического статуса данного языка). Иногда потенциальную сочетаемость слова, основанную на его значении, называют семантической валентностью слова, а его реальные синтаксические связи – синтаксической валентностью. Первая и вторая могут часто не совпадать.

 

6. Для определения функциональных возможностей языковых единиц, выявления скрытых синтаксических связей и значений используется метод трансформации (преобразований; превращений). Он заключается в изменении структуры языковой единицы (чаще словосочетания или предложения), её синтаксической модели. Например, трансформация конструкции в активном залоге в конструкцию в пассиве.

 

7. Диагностические модели используются с целью определения значения языковой единицы, которое не имеет явного формального выражения (так называемые скрытые значения). Это делается для представления данного значения в более очевидной, эксплицитной форме. Например, для определения значения активности действия со стороны исполнителя, или агентивности, в современной лингвистике используются модели с глаголом do (He broke the door – What he did was break door; но: The door broke – What the door did break), в то время как для выявления значения процесса или изменения состояния используются модели с глаголом happen (What happened to the door was that it broke).

 

8. С целью выявления значений языковых единиц и их функциональных возможностей широко используется метод эксперимента, который заключается в искусственном создании определённой языковой ситуации, например, с помощью одного или нескольких специально придуманных предложений с целью проверки их возможности и невозможности и, соответственно, правильности или неправильности использования определённых языковых единиц. Эти предложения (или толкования значения слов) предлагаются для оценки информантам, то есть тем, для кого данный язык является родным. Оценка обычно производится по шкале: 1) верно, 2) скорее верно, чем нет, 3) скорее неверно или возможно только в очень редких случаях и 4) неверно. При описании результатов эксперимента предложения, вызывающие сомнения, помечаются знаком «?» (?The house is building), неправильные предложения – знаком «*» (*The house builds). Необходимо помнить, что отрицательный результат также важен и требует самого тщательного анализа и описания, поскольку он тоже свидетельствует о характере значения изучаемых слов или конструкций.

 

9. К числу основных теоретических и экспериментальных методов исследования языковых единиц в системе языка и в речи относится также метод лингвистического моделирования, предполагающий составление моделей, то есть схем или образцов, языковых единиц (словообразовательная модель, модель предложения и т.д.) или языка в целом (структурные и функциональные модели языка).

Соответственно различают:

1) модели-теории (или модели-идеи), в которых излагаются теоретические представления о языке (в лингвистике широко известны, например, учение о языке как деятельности и как системе В. Фон Гумбольдта, структурная модель языка Ф. де Соссюра, функциональная модель М. А. К. Хеллидея, фонологическая теория Н.С. Трубецкого и многие другие) и 2) исследовательские модели – методы и приёмы анализа.

 

10. В лингвистике широко используются статистические методы – методы подсчёта, с помощью которых устанавливается частотность тех или иных фонем в слове, частота использования той или иной языковой единицы в определённом тексте или в языке в целом, типичность конкретных языковых явлений для определённого периода развития языка или для определённого языкового стиля. С этой целью часто используются различные способы индексации, определяющие количество употреблений анализируемой формы (или слова) на каждые 100 слов текста. Например, индекс аналитизма для современного английского языка означает, что на каждые 100 слов английского текста приходится такое-то количество аналитических форм (например, 62 формы: соответственно, индекс аналитизма равен 62%, или 0,62).

10а. Среди статистических методов исследования особое место занимает корреляционный анализ, устанавливающий определённые соотношения или зависимости между изучаемыми явлениями и, например, конкретной структурой предложения, или между реализацией определённого признака и какого-либо значения.

 

11. Методом сплошной выборки осуществляется подбор примеров для анализа и иллюстрации теоретических положений: выписывание из оригинального (неадаптированного) текста подряд всех встречающихся в нём примеров анализируемого типа.

 

Основные методы и модели лингвистического анализа

 

1. Метод лингвистического наблюдения и описания

2. Компонентный метод

3. Концептуальный метод

4. Валентностный метод

5. Анализ сочетаемости слов

6. Метод трансформаций

7. Диагностические модели

8. Метод эксперимента

9. Статистические методы

10. Метод лингвистического моделирования ► Модели-теории

(Модели-идеи)

11. Корреляционный анализ ▼

Исследовательские модели (Модели-

образцы) ▼ ▼ ▼

ЧертежиФормулировки Формулы

▼ ▼


ТаблицыДиаграммы


 


Векторные диаграммы

[Воспроизведено из: Л.И. Комарова, И.И. Невежина. Там же, с. 33]


 

 

Требования к написанию Основной части работы

 

Основной текст работы делится на Главы (2-3), разделы, параграфы и/или пункты, в которых описываются отдельные подтемы и частные аспекты выбранного вопроса исследования. Каждый из этих разделов должен иметь относительно законченный характер, то есть строиться по «блочному» принципу и заканчиваться обобщающей фразой (абзацем).

 

В теоретической части ВКР по лингвистике, как и в других научных профилях, исследование проблемы начинается с изучения имеющейся по данной теме научной литературы. Это позволяет приобрести необходимые базовые научные знания в данной области, освоить принятую терминологию, определиться в круге вопросов, которые требуют дальнейшей разработки.

Задача научного исследования в форме ВКР состоит в том, чтобы на основе полученных знаний сделать собственный шаг вперёд в научно-исследовательском плане. Рекомендуется системное, всестороннее описание объекта исследования. Для этого следует прочитать как можно больше научной литературы не только по узкой проблематике ВКР, но по вопросам, непосредственно связанным с Вашей темой. Например, при изучении абстрактных существительных необходимо прочитать всё, что связано не только с этой категорией существительных, но и именами существительными в целом, об их базовой категоризации, всё, что касается их связей с другими частями речи, о принципах и методах исследования их значений.

Обобщение и суммирование знаний по истории вопроса Вашего исследования и основных базовых положений составят первую, теоретическую часть (главу, раздел) ВКР.

Изложение истории вопроса должно носить критический характер. Необходимо показать:

· сходство и различие мнений у разных авторов;

· наличие разных точек зрения на проблему;

· указать, какая точка зрения принимается автором дипломной работы и

· почему (или какая) та или иная точка зрения в большей степени удовлетворяет автора дипломной работы (Соответствует современному этапу развития науки? Почему?).

Следует также показать:

= частью какого научного направления являются данные теоретические положения;

= исследование каких аспектов затрагиваемой проблемы эти положения предполагают;

= что по-прежнему остаётся неизученным или малоизученным в вопросе.

 

Таким образом, эта часть ВКР представляет собой краткую сводку накопленных знаний по данному вопросу. При изложении этой части надо избегать простой компиляции чужих мыслей. Пересказывайте суть и делайте соответствующие ссылки на авторов. Желательно давать свои формулировки с собственным анализом и суждениями. Смонтированный из разных источников текст надо ещё удачно и стилистически грамотно скомпоновать!

**********

В теоретической части ВКР по методике (Глава 1) студент должен показать:

= понимание сущности предмета исследования в системе методических понятий;

= представление специфики предмета исследования в контексте актуальных проблем современной методической теории и практики;

= чёткость владения понятийным аппаратом методической науки в контексте близко родственных с предметом исследования понятий;

= знание путей и средств эффективного разрешения проблемы исследования в рамках заявленной темы;

= изложение материала в логике движения от общего к частному.

Для этого студент должен знать определённые правила работы над текстом.

Для начала нужно определить место предмета исследования в системе методических понятий. Следует установить, к какой категории методических понятий относится предмет исследования (цели, содержание, метод, принцип, формы, средства обучения).

Например, в теме «Условия и средства развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка» предметом исследования будут выступать условия и средства обучения, что относится к категориям «принципы обучения» и «средства обучения».

Затем по базовым учебникам курса «Методика» надо изучить, как характеризуются данные категории, в чём их сущность, каковы основные разновидности. Дополнительные сведения можно получить в «Российской педагогической энциклопедии», где кроме теоретического материала имеются ссылки на имена и труды основных разработчиков данного понятия.

**********



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 22572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.232.160 (0.021 с.)