Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ресурсы и барьеры инновационного развития предприятий

Поиск

Инновация – нововведение результатом, которого является повышение эффективности, производительности труда. Закрепившиеся в знаковой форме и деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержаний самой этой деятельности. Й. Шумпетер обозначил инновацию понятием «осуществление новых комбинаций».

Понятие «инновация» может быть рассмотрено в более широкой рамке культуры. В этом общем случае исходным выступает представление о культуре как сложноорганизованной целостности, формируемой двумя типами разнонаправленных процессов. Это вектор креативности (изменений, обновлений, творчества и тд.) культуры и вектор структурирования (упорядочивание, нормативности, традиционализации и тд.). Таким образом, инновация является фактом успешного применения возникающих креативных идей, а инновативность отражает способность реализации этих идей [39]. Существующая на сегодняшний день теория диффузии инноваций направлена на объяснение причин, способов и условий того, каким образом новые идеи и технологии распространяются в культурах, группах и организациях [39]. Диффузия (распространение) инновации - это процесс, в котором новые идеи, технологии и предложения передаются по коммуникационным каналам среди участников социальной системы в течение определенного периода времени. В данной теории инновация понимается как идея или же другой объект, который воспринимается индивидом, передающим и применяющим эту идею или объект как новое.

Появление и внедрение новых идей и технологий не всегда происходит беспрепятственно. Для того чтобы они смогли свободно функционировать в обществе, необходимо соответствие системы взаимоотношений и ценностей этого общества условиям внедрения и распространения инноваций. Это ставит вопрос о необходимости изучения социальных и культурных детерминант инноваций и инновативности.

Более успешному ведению инновационной деятельности в России все еще препятствуют такие барьеры, как невысокий уровень поддержки инновационных компаний со стороны государства и частных инвесторов и низкое качество регулятивной среды. Возможные меры государственной политики, которые могли бы способствовать росту инновационной активности компании:

-налоговые стимулы (налоговые льготы для НИОКР, налоговые каникулы для инновационных проектов и т.д.);

-увеличение государственного финансирования НИОКР в университетах, НИИ и других исследовательских организациях;

-привлечение в страну иностранных высококвалифицированных специалистов (облегчение миграционного законодательства);

-повышение качества высшего образования;

-инвестиции в создание инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы);

-инвестиции в венчурные фонды;

-политическая и организационная поддержка продвижения российской продукции на международный рынок;

-защита российского рынка от иностранных конкурентов;

-усовершенствование законодательства (корпоративное, налоговое, экспортноимпортное).[45]

В качестве возможных препятствий для инновационной активности компаний эксперты выделяют следующее:

-Отсутствие «культуры инноваций» внутри компании;

-недостаточный спрос на инновационную продукцию;

-нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность;

-нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты;

-избыточная забюрократизированность (сложность сертификации новой продукции и т.д.);

-сложности экспортно-таможенного контроля (высокие таможенные тарифы на импортируемые компоненты и технологии, сложная таможенная процедура);

-недостаточная защищенность интеллектуальной собственности;

-конкурентное давление на компанию;

-сложность привлечения финансирования для внедрения инновационных продуктов и технологий;

-отсутствие процедуры оценки риска и возврата инвестиций;

-проблемы коммерциализации.

Барьеры, мешающие всей российской экономике:

-недоступность финансирования для стартапов и инновационных проектов;

-избыточная забюрократизированность;

-«Сырьевая» структура экономики;

-существенное присутствие государства в экономике;

-условия жизни и работы, малопривлекательные для предпринимателей и творческих людей;

-несовершенная законодательная среда, в том числе недостаточная защита прав инвестора;

-недостаточная поддержка инноваций со стороны государства;

-макроэкономическая нестабильность.

Возвращаясь к российским компаниям, особый интерес представляют проблемы с кадрами. Нехватка сотрудников, способных на инновационную деятельность, и нехватка управленческих кадров, способных реализовывать инновационные проекты, в меньшей степени волнуют российские компании, работающие в России, по сравнению с международными компаниями и с российскими компаниями, имеющими выход на международных рынок. Забегая вперед и затрагивая вопрос о барьерах для страны в целом, к этому стоит добавить, что российские компании, работающие только на российских рынках, также приписывают наименьшую степень значимости проблеме нехватки в стране идей и специалистов, способных их разрабатывать. Возможно, это отражает распространенное мнение, что «мозги в России есть», а проблемы лежат в другой плоскости.

Наряду с барьерами, препятствующими внедрению инноваций, выделяют факторы, которые, по мнению российских руководителей, могли бы помочь их компаниям в более успешном внедрении инноваций. Среди наиболее важных факторов, которые могли бы способствовать достижению успеха в инновационной деятельности, большинство российских руководителей отмечают наличие сотрудников, умеющих креативно мыслить и находить нестандартные решения.

Внешние барьеры можно охарактеризовать как инновационный климат. Под инновационным климатом следует понимать совокупность внешних условий, влияющих на инновационный потенциал предприятия.

-Возможности для производства новых или улучшенных видов продукции или услуг (процессные и технологические инновации);

-возможности для изменения социальных отношений на предприятии (кадровые инновации);

-возможности для разработки новых методов управления (управленческие инновации);

-возможности для создания новых механизмов продвижения продукции на рынок (рыночные инновации);

-возможности приобретения ноу-хау, патентов;

-законодательная база, низкая ставка рефинансирования, льготное налогообложение;

-взаимодействие власти и бизнеса;

-практика коммерциализации технологий.

Барьеры инновационного климата выступают, таким образом, в роли фильтров, проходя через которые направленное действие векторов инновационного потенциала предприятия существенно снижается.

В структуре инновационного потенциала необходимо выделить еще два важнейших элемента: бизнес-процессы и ценности.

Организация преобразует ресурсы на входе в продукты и услуги - на выходе, последние при этом имеют бoльшую ценность. Способы взаимодействия, координации, коммуникации и принятия управленческих решений в процессе этой трансформации составляют бизнес-процессы организации. Они включают в себя не только производственные процессы, но и маркетинг, бюджетирование, управление персоналом и прочее. Процессы компании сформированы, как правило, для решения конкретных специфических задач. Это означает, что если менеджер использует данный процесс для решения проблем, для чего он и был разработан, то его применение будет эффективно. Более того, с многократным повторением процедуры результативность увеличивается. Но если тот же самый процесс использовать для решения другой нестандартной задачи, то ее исполнение окажется неэффективным и будет сопровождаться бюрократией. В отличие от ресурсов компании бизнес-процессы не являются взаимозаменяемыми.

Под ценностями мы будем понимать критерии, которыми руководствуются персонал и менеджмент при расстановке приоритетов. Чем больше и сложнее становится компания, тем более важным является необходимость развития у персонала практики принятия независимого решения на всех уровнях иерархии, которые соответствовали бы генеральной стратегии. Показателем качественного менеджмента является то, как распространились данные ценности в компании, разделяют ли их сотрудники. Ценности компании могут оказывать не только положительное воздействие на стратегию компании, но и иметь обратный процесс, способный нанести вред ИП предприятия. К примеру, топ-менеджмент ставит задачу обеспечить рост годовой прибыли в размере 40%, таким образом, менеджеры среднего звена, следуя генеральной линии и ценностям, будут отказываться от проектов, обеспечивающих меньшую прибыль. Этот факт означает, что данная организация на рынках с не столь высокой доходностью будет работать неэффективно, в то время как конкурент, имеющий отличную структуру ценностей, преуспеет в данном направлении. Ценности успешных фирм имеют тенденцию к увеличению конечных показателей, направляя свою деятельность вглубь отрасли, делая ставку на предугадывание изменений потребительских предпочтений. Компании расширяют функциональность своих продуктов, чтобы привлечь новых потребителей, увеличивая тем самым накладные расходы. В результате показатели прибыли, которые изначально закладывала компания, снижаются.

При развитии экономики в условиях максимизации использования наличных ресурсов (или максимизации выпуска материальных благ) и функционирования предприятия как закрытой системы с заданными и неизменными параметрами внешней среды инновационному экономическому потенциалу предприятия отводилась лишь роль индикатора эффективности его функционирования. В рыночной же экономике в условиях конкуренции предприятие испытывает на себе многообразные воздействия внешней среды, что требует иного подхода к оценке его инновационного экономического потенциала, характеристика такого потенциала как способности предприятия обеспечивать достижение стратегических целей на основе использования системы наличных ресурсов для получения экономического эффекта от внедрения системы нововведений. Инновационный экономический потенциал предприятия соответственно должен обладать способностью к изменению своих характеристик при изменении целей предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.220.208 (0.007 с.)