Тема 8. Технология показа различных экскурсионных объектов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Технология показа различных экскурсионных объектов.



Требования, предъявляемые к памятникам истории и культуры, к природным объектам с целью включения их в экскурсионный маршрут. Разнообразие видов экскурсионных объектов и дифференцированный подход в их экскурсионном анализе. Технология (методика) показа:

- памятников архитектуры и градостроительства

- произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства

- природных объектов

- исторических мест

Тема 9. Техника проведения экскурсии.

Выбор места для осмотра объекта. Расстановка группы. Использование микрофоны. Техника речи. Работа с «портфелем экскурсовода» с точки зрения техники ведения экскурсии. Умение использовать паузы. Знание основных правил дорожного движения.

Тема 10. Частные экскурсионные методики

Методика подготовки и проведения экскурсий на историческую тему. Методика подготовки и проведения экскурсий на архитектурно-градостроительную тему. Методика подготовки и проведения экскурсий по литературной тематике. Методика подготовки экскурсий и их проведение по природоведческим темам. Методика подготовки и проведения искусствоведческих экскурсий. Специфика работы в музеях и на выставках. Методика подготовки и проведения городской обзорной экскурсии.

 

Тематика экскурсий

1.Экскурсионный рассказ в теме «Санкт-Петербург – родина русского флота». Остановка «Адмиралтейство».

2.Экскурсионный рассказ в теме «Архитектура Санкт-Петербурга». Остановка «Адмиралтейство».

4.Экскурсионный рассказ в теме «Скульптура Санкт-Петербурга». Остановка «Адмиралтейство».

5.Экскурсионный рассказ в теме «Сады и парки Санкт-Петербурга». Остановка «Адмиралтейство».

6.Экскурсионный рассказ в теме «Архитектор Андриан Захаров». Остановка «Адмиралтейство».

7.Экскурсионный рассказ в теме «Петровский Санкт-Петербург». Остановка «Адмиралтейство».

8.Экскурсионный рассказ в теме «Вклад Петербургских учёных в развитие русской науки». Остановка «Адмиралтейство».

9.Экскурсионный рассказ в теме «Памятники русской воинской славы». Остановка «Адмиралтейство».

10.Экскурсионный рассказ в теме «Библейские сюжеты в монументальном искусстве Петербурга». Остановка «Храм-на-крови».

11.Экскурсионный рассказ в теме «Народовольцы в Санкт-Петербурге». Остановка «Храм-на-крови».

12.Экскурсионный рассказ в теме «Трагический рок династии Романовых». Остановка «Храм-на-крови».

13.Экскурсионный рассказ в теме «Александр II – человек и государственный деятель. Остановка «Храм-на-крови».

14.Экскурсионный рассказ в теме «Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу». Остановка «Храм-на-крови».

15.Экскурсионный рассказ в теме «Декоративные мозаики Санкт-Петербурга. Остановка «Храм-на-крови».

16.Экскурсионный рассказ в теме «Храмы Санкт-Петербурга». Остановка «Храм-на-крови».

17.Экскурсионный рассказ в теме «Работы питерских реставраторов». Остановка «Храм-на-крови».

18.Экскурсионный рассказ в теме «Дворцовые заговоры и перевороты». Остановка «Михайловский замок».

19.Экскурсионный рассказ в теме «Скульптуры Санкт-Петербурга». Остановка «Михайловский замок».

20.Экскурсионный рассказ в теме «Итальянские зодчие в Санкт-Петербурге». Остановка «Михайловский замок».

21. Экскурсионный рассказ в теме «Достоевский в Санкт-Петербурге». Остановка «Михайловский замок».

22.Экскурсионный рассказ в теме «Памятники русской воинской славы». Остановка «Михайловский замок».

24.Экскурсионный рассказ в теме «Павел I - человек и государственный деятель. Остановка «Михайловский замок».

25.Экскурсионный рассказ в теме «Архитектура Петербурга». Остановка «Михайловский замок».

 

Контрольная работа состоит из 2 частей,

Теоретической и практической.

Темы контрольных работ теоретической части

(выбирается по последней цифре студенческого билета)

1. Основные этапы развития экскурсионного дела в России.

2. Разработка основ экскурсионной методики. В.А. Герд, Б.Е. Райков, Н.П.Анциферов, А.Ф. Родин.

3. Современное состояние и перспективы экскурсионного дела в стране.

4. Роль и место экскурсионного обслуживания в деятельности современных туристских фирм.

5. Преимущество русскойшколы экскурсоведения перед западной школой гидизма.

6. Туристско-экскурсионные ресурсы России.

7. Организация и содержание работы экскурсионного учреждения.

8. Задачи, организация и содержание работы методического кабинета.

9. Задачи, организация и содержание работы методического совета.

10. Задачи, организация и содержание работы методической секции экскурсоводов.

11. Экскурсия, ее сущность и функции.

12. Педагогическое руководство экскурсионной группой

13. Классификация экскурсий по содержанию.

14. Классификация экскурсий по форме проведения.

15. Отличительные признаки экскурсии.

16. Критерии оценки качества экскурсии.

17. Основные этапы подготовки экскурсии.

18. Профессиональные качества экскурсовода. Этапы становления мастерства.

19. Структура профессиональной деятельности экскурсовода, ее компоненты.

20. Квалификационная характеристика и профессиограмма экскурсовода.

21. Технология отбора материала для экскурсионного рассказа.

22. Основные виды экскурсионного рассказа.

23. Основные приемы экскурсионного рассказа.

24. Основные виды экскурсионного показа. Примеры.

25. Основные приемы экскурсионного показа. Примеры.

26. Составление “портфеля экскурсовода” и его роль в экскурсии.

27. Экскурсионный текст и требования к нему. Различие между экскурсионным текстом и экскурсионным показом.

28. Принцип экскурсионного анализа.

29. Дифференцированный принцип экскурсионного обслуживания.

30. Специфика работ в музеях и на выставках.

31. Логическая схема экскурсионного рассказа.

32. Вступление, его роль и место в экскурсии.

33. Требования к составлению маршрута экскурсии.

34. Основные требования к экскурсионному объекту.

35. Техника проведения экскурсии.

36. Предкоммуникативный и коммуникативный этапы деятельности экскурсовода.

37. Логические переходы и их роль в экскурсии.

38. Специфика работы с детьми.

39. Конфликтные ситуации на экскурсии и пути их устранения.

40. Определение процесса внимания на экскурсии. Кризисы внимания и их устранение.

41. Установление контакта с аудиторией и управление ею.

42. Формирование интереса к экскурсиям.

43. Принцип экскурсионного анализа памятников архитектуры.

44. Принцип экскурсионного анализа произведений живописи.

45. Принцип экскурсионного анализа произведений скульптуры.

46. Формирование экскурсионной тематики на примере вашего города.

47. Методическая разработка и требования к ней.

48. Характеристика спроса экскурсионной тематики.

49. Поддержание интереса к экскурсиям.

50. Специфика работы с подростками.

 

Практическая часть состоит в разработке авторской экскурсии. Смотри Методические рекомендации по семинарским занятиям.

 

Вопросы к экзамену (зачету)

1. Основные этапы развития экскурсионного дела в России.

2. Разработка основ экскурсионной методики. В.А. Герд, Б.Е. Райков, Н.П.Анциферов, А.Ф. Родин.

3. Современное состояние и перспективы экскурсионного дела в стране.

4. Роль и место экскурсионного обслуживания в деятельности современных туристских фирм.

5. Преимущество русскойшколы экскурсоведения перед западной школой гидизма.

6. Туристско-экскурсионные ресурсы России.

7. Организация и содержание работы экскурсионного учреждения.

8. Задачи, организация и содержание работы методического кабинета.

9. Задачи, организация и содержание работы методического совета.

10. Задачи, организация и содержание работы методической секции экскурсоводов.

11. Экскурсия, ее сущность и функции.

12. Педагогическое руководство экскурсионной группой

13. Классификация экскурсий по содержанию.

14. Классификация экскурсий по форме проведения.

15. Отличительные признаки экскурсии.

16. Критерии оценки качества экскурсии.

17. Основные этапы подготовки экскурсии.

18. Профессиональные качества экскурсовода. Этапы становления мастерства.

19. Структура профессиональной деятельности экскурсовода, ее компоненты.

20. Квалификационная характеристика и профессиограмма экскурсовода.

21. Технология отбора материала для экскурсионного рассказа.

22. Основные виды экскурсионного рассказа.

23. Основные приемы экскурсионного рассказа.

24. Основные виды экскурсионного показа. Примеры.

25. Основные приемы экскурсионного показа. Примеры.

26. Составление “портфеля экскурсовода” и его роль в экскурсии.

27. Экскурсионный текст и требования к нему. Различие между экскурсионным текстом и экскурсионным показом.

28. Принцип экскурсионного анализа.

29. Дифференцированный принцип экскурсионного обслуживания.

30. Специфика работ в музеях и на выставках.

31. Логическая схема экскурсионного рассказа.

32. Вступление, его роль и место в экскурсии.

33. Требования к составлению маршрута экскурсии.

34. Основные требования к экскурсионному объекту.

35. Техника проведения экскурсии.

36. Предкоммуникативный и коммуникативный этапы деятельности экскурсовода.

37. Логические переходы и их роль в экскурсии.

38. Специфика работы с детьми.

39. Конфликтные ситуации на экскурсии и пути их устранения.

40. Определение процесса внимания на экскурсии. Кризисы внимания и их устранение.

41. Установление контакта с аудиторией и управление ею.

42. Формирование интереса к экскурсиям.

43. Принцип экскурсионного анализа памятников архитектуры.

44. Принцип экскурсионного анализа произведений живописи.

45. Принцип экскурсионного анализа произведений скульптуры.

46. Формирование экскурсионной тематики на примере вашего города.

47. Методическая разработка и требования к ней.

48. Характеристика спроса экскурсионной тематики.

49. Поддержание интереса к экскурсиям.

50. Специфика работы с подростками.

 

Основная литература

1. Гейнике Н.А. Методика и практика экскурсионного дела. - М.; 2005.

2. Герд В.А. Экскурсионное дело. - М.- Просвещение, 2008.

3. Емельянов В.В. В помощь экскурсоводу. - М.: Турист, 2006.

4. Емельянов В.В. Профессиональное мастерство экскурсовода. - М.: Турист, 2006.

5. Хуусконен Н. М. Практика экскурсионной деятельности: [учебное пособие]/ Н. М. Хуусконен, Т. М. Глушанок; Междунар. Турист. Акад.. -М.;СПб.: Герда, 2006.

6. Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учебное пособие/ Г. П. Долженко. -М.;Ростов н/Д: МарТ, 2005.

Дополнительная литература

1. Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий.- М.: Турист, 1974.

2. Александров Ю.Н. Экскурсии по архитектуре. - М.: Просвещение, 1975.

3. Бабанина О.В. Наглядность в экскурсии.- М.: Турист, 1976.

4. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. - Минск, Университетское, 1988.

5. Дворченко В.В., Веселков В.Р., Емельянов Б.В. Туристско-экскурсионная работа в СССР. - М.: Турист, 1989.

6. Дьякова Р.А., Емельянов В.В., Пасечный В.С. Основы экскурсоведения. - М.: Просвещение, 1985.

7. Емельянов В.В. В помощь экскурсоводу. - М.: Профиздат, 1976.

8. Емельянов В.В. Профессиональное мастерство экскурсовода. - М.: Турист, 1986.

9. Лобовская Р.А. Использование памятников истории и культуры в экскурсиях. - М.: Турист, 1976.

10. Логинов Л.М., Рухлов Ю.В. История развития туристско-экскурсионного дела. - М.: Турист, 1989.

11. Омельченко Б.Ф. Экскурсионное общение.: Познание, воспитание, отдых. - М.: Наука, 1991.

12. Организация и методика экскурсионной работы. Под ред. А.В. Даринского. - Л., ВПШК, 1983.

13. Особенности подготовки и проведения обзорных (многоплановых) экскурсий. - М.: Турист, 1975.

14. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. - М.: Просвещение, 1975.

15. Сичинава В.А. Использование литературных источников в экскурсионной работе. - М.: Турист, 1976.

16. Соколова М. В. История туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М. В. Соколова. -2-е изд., перераб.. -М.: Академия, 2004.

17. Тарзавина А.В. Городская обзорная экскурсия. - М.: Турист, 1975.

18. Шурденко С.Т. Аннотированный список литературы в помощь экскурсоводам. - М.: Турист, 1975.

19. Экскурсия - активная форма организации культурного досуга. - М.: Турист, 1987.

20. Эстетическое воспитание в экскурсиях. - М.: Турист, 1986.

 

 

Глоссарий

Экскурсия – туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных и иных познавательных потребностей туриста или экскурсанта. В процессе экскурсии участники имеют возможность познавать окружающий мир, природные явления и образования, исторические ситуации, бытовые элементы и сцены, достопримечательности местности, города, региона, парка и др.

Обзорная экскурсия – многоплановая экскурсия, на базе исторического и современного материала, строится на показе различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, промышленных предприятий и др.)

Тематическая экскурсия -посвящена раскрытию одной темы.

Экскурсант – временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта, территории или другой страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее 24 часов.

«Портфель экскурсовода» - это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.

Методическая разработка это документ, определяющий, как провести данную экскурсию, как организовать показ объектов и рассказ о них, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно.

Методика проведения экскурсии это совокупность используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны найти путь наиболее простого и вместе с тем эффективного достижения цели экскурсии, помочь экскурсантам легче и прочнее усвоить содержание экскурсии.

Показ в экскурсии – процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно.

Рассказ в экскурсии – условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т.е. образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности исторических лиц, сообщения и пояснения экскурсовода.

Профессиональное мастерство экскурсовода – это особый вид искусства, который построен на активном использовании и умелом сочетании показа и рассказа, участии в процессе восприятия и взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант, и экскурсионные объекты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.137.164 (0.056 с.)