ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИСТОРИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ.



Признаки экскурсии

Признаком называют то, что делает сходным между собой или отличает друг от друга предметы и явления. Имеются в виду существенные признаки, т. е. те, без которых предмет, явления, форма культурно-просветительной работы не могут существовать. "Существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех остальных"1.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительной работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, читательская конференция), имеет свои особенности в организации и методике проведения. Ее признаки говорят о сходстве с другими формами или же подчеркивают ее коренное отличие от них.

Общими признаками для всех экскурсий являются:

1. Протяженность по времени проведения от одного академического часа (45 мин) до одних суток.
2. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).
3. Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.
4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.
5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.
6. Целенаправленность показа объектов, наличие определенной темы.
7. Активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из названных выше семи признаков лишает права называть проводимое мероприятие экскурсией.

Помимо этих общих признаков у каждого вида экскурсий есть свои специфические признаки:

- у автобусных - обязательный выход из автобуса для осмотра памятников;
- у музейных - знакомство с материалами, расположенными на стендах;
- у производственных - демонстрация действующих объектов (станков, агрегатов, механизмов).

Значение признаков экскурсии состоит в том, что их правильное понимание не позволяет ошибочно толковать сущность экскурсии.

Определение цели и задач экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Определение цели экскурсии помогает творческой группе более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры, другие объекты и даются пояснения экскурсовода. Четко сформулированная цель правильно намечает тему экскурсии.

Нельзя смешивать цель и задачи экскурсии. Неправильно, когда вместо цели называются задачи, стоящие перед экскурсией. Задачи экскурсии служат основой для вступительного слова экскурсовода в начале экскурсии, они определяют глубину раскрытия темы, объем материала экскурсии.

В качестве примера приведем цель и задачи экскурсии «Мир белорусских местечек», разработанной в ТП «Виаполь» экскурсоводом Н.Метельской:

Цельэкскурсии: содействовать воспитанию патриотизма и чувства национальной гордости за прошлое отчизны; развивать уважение к культуре и традициям наших предков; развивать эстетическое восприятие памятников архитектуры; способствовать воспитанию ответственности за сохранность культурного наследия Беларуси.

Задачи экскурсии:

Познакомить с архитектурными памятниками Мира.

Познакомить с историей поселка Мир и Мирского замка.

Дать представление о традициях и культуре белорусских местечек.

На примере Мира познакомить с культурой национальных меньшинств Беларуси.

Выбор темы.

Что же такое тема вообще? Тема – это то, что положено в основу, это главная мысль произведения. Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Она показывает, чему, какому именно кругу явлений посвящено данное произведение, к чему автор стремиться привлечь внимание своих читателей, слушателей, зрителей, экскурсантов, что и с каких позиций хочет осмыслить. Русский лексикограф В.И.Даль давал этому термину такое толкование: тема – это «положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». Таким образом, тема определяется как главная мысль той формы, в которой знания доносятся до аудитории – лекции, доклада, телепередачи, экскурсии.

В современной экскурсионной практике очень важно обеспечивать правильный выбор темы экскурсии. Он (выбор) зависит от спроса на туристском рынке, конкретного заказа. Четкая определенность темы оказывает влияние на содержание экскурсии и, в конечном счете, на ее эффективность. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии, которое объединяет в одно целое объекты и подтемы экскурсии.

В результате правильного выбора темы, экскурсии на разные темы могут быть построены на одних и тех же экскурсионных объектах, но раскрывать их разные стороны, по своему содержанию быть абсолютно не похожими. Так, объекты важнейшего экскурсионного центра Беларуси – Несвижа – являются основой для раскрытия нескольких тем экскурсий – «Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа», «Несвиж – столица белорусских привидений», «Радзивиллы – белорусские короли».

Тему экскурсии нередко смешивают с ее названием. Но это не одно и то же. Тема, как мы уже определились, призвана концентрировать внимание авторов-разработчиков, экскурсоводов, проводящих экскурсию, на определенном круге объектов и событий, связанных с ними, последовательном логическом изложении материала. Название же экскурсии – это ее имя. Его задача активизировать, заинтересовать заинтриговать экскурсантов, подготовить их к восприятию материала. У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от круга участников и от поставленной задачи. Например, обзорная экскурсия по Минску для гостей столицы носит название «Город-герой Минск – столица Республики Беларусь»; для местных жителей – «Родной город» или «Город девяти веков»; для школьников младших классов – «С чего начинается Родина?»; вечерний вариант - «Огни родного города» или «Минск зажигает огни»).

Отбор литературы.

В процессе разработки экскурсии большое значение имеет отбор литературы, так как он является основой для составления текста будущей экскурсии, а в будущем – важным источником при подготовке экскурсоводов к проведению новой для них экскурсии. Отбор литературы включает в себя составление подробного списка книг, брошюр, статей, опубликованных в периодической печати, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы (объем) предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании фактического и теоретического материала при подготовке индивидуального текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе творческой группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме.

В списке называются автор, название, год издания книги, а также главы, разделы, страницы, которые содержат необходимый материал. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

Отбор других источников.

Помимо различного рода публикаций в печатных изданиях материалы по теме экскурсии могут находиться в других источниках. Они хранятся, например, в музеях, государственных и личных архивах. Могут быть использованы также воспоминания участников и очевидцев исторических событий, фотодокументы, хроникально-документальные, научно-популярные и художественные кинофильмы.

Начинается работа по отбору других источников экскурсионного материала с составления перечня адресов и источников материалов по теме экскурсии. В этом перечне приводятся адреса доступные работникам, готовящим новую экскурсию. В настоящее время значительную помощь в поиске и систематизации материалов экскурсий могут оказать компьютерные технологии: электронные энциклопедии, каталоги.

Составление списка литературы и перечня других источников материалов по теме завершает первую часть этапа предварительной работы.

Изучение источников.

После этого члены творческой группы приступают к изучению и накоплению (сбору) теоретических и фактических материалов, раскрывающих экскурсионную тему. Очень важно при этом правильно расставить силы.

Источники материалов могут быть более или менее равномерно распределены между экскурсоводами, которым поручена разработка новой темы.

Изучение любого первоисточника – будь то книга, архивные документы или экспозиция музей – сопровождается конспектированием, а в ряде случаев выписыванием наиболее важных мыслей, фактов, которые могут быть использованы при составлении текста. При этом ведутся записи различного вида. К этим записям предъявляются основные требования – соответствие источнику, точные ссылки на место их нахождения – автор, издательство, название издания, страница, название музея, раздел экспозиции, стенд, архив, фонд, номер документа.

При изучении материалов по теме экскурсии рекомендуется использовать следующие виды записей:

Выписки: цитаты по одной проблеме или подтеме из нескольких источников. Такие выписки делаются на отдельных карточках. Из этих карточек составляется картотека. На каждой карточке, кроме самой цитаты, приводятся сведения об источнике: автор, название произведения, издательство, место и год издания, том, страница. Рекомендуется здесь же назвать библиотеку, архив, где хранится данная книга или документ. Впоследствии карточки могут быть использованы в рассказе экскурсовода.

Выписки могут также делаться в виде краткой записи наиболее важных положений, интересных примеров, фактов или формулировок. Это происходит после того, как прочитано все литературное произведение, документ целиком, и у экскурсовода создается общее представление о произведении или документе.

Тезисы – краткая запись произведения (документа) в целом, его частей или отдельных мыслей автора. Запись делается своими словами и фактического материала не содержит. Иногда тезисы составляются в форме ответов на вопросы.

Конспект – последовательное, логическое изложение содержания произведения. В этом виде запись содержит план прочитанного, тезисы, фактический материал. Существуют различные типы конспектов: свободный, когда содержание произведения излагается словами человека, который ведет конспект; тематический – когда записи излагают содержание той интересующей нас части произведения; хронологический, когда в записях соблюдается хронологическая последовательность описываемых событий.

Наиболее часто используется комбинированный конспект, когда свободное изложение содержания произведения сочетается с точным пересказом положений произведения.

При изучении материалов в архивах могут быть сняты копии с подлинных документов для последующей работы с ними. Кроме того, полученные копии включаются в «портфель экскурсовода».

В подготовке новой экскурсии значительное место занимает работа над ее содержанием. Практически эта работа начинается уже в ходе накапливания материалов, во время изучения первоисточников, специальной литературы.

В основе требований к содержанию любой экскурсии лежат следующие принципы: научность, связь с жизнью, доходчивость, убедительность.

Принцип научности требует разработки темы экскурсий с учетом достижений определенной отрасли науки. Необходимо, чтобы исторические явления в экскурсии анализировались с позиции той области современной науки, к которой они относятся. Факты и события должны получить правильную, научную оценку.

Материал экскурсии должен быть построен на основе тесной связи теории и практики и обязательно увязан с сегодняшним днем, с современностью. Прошлое и настоящее, независимо от освещаемой темы, в экскурсии увязываются между собой, причем чаще всего не хронологически.

В самом начале работы над содержанием экскурсии определяются хронологические рамки экскурсии. Приступая к отбору материалов, авторы экскурсии должны четко представлять, какой исторический период будет в ней освещен, какие события лягут в ее основу. Экскурсия может быть посвящена большому историческому периоду, событиям нескольких лет, одному событию, одному дню.

Огромное значение имеет фактическая сторона любой экскурсии. Следует использовать в рассказе только достоверные, тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме.

При подготовке экскурсии используются различные формы отбора фактического материала и разные способы определения степени его значимости: беседы с участниками и очевидцами исторических событий, встречи со специалистами, научными работниками, просмотры научно-популярных, хроникально-документальных и учебных кинофильмов, прослушивание магнитофонных записей, изучение материалов государственных музеев и архивов.

Необходимо заранее определить примерный объем фактического материала, который потребуется для создания контрольного текста экскурсии. Нередко получается так, что впоследствии используется лишь незначительная часть из того, что было собрано членами творческой группы. При этом большой и напряженный труд экскурсоводов затрачивается напрасно. Не лучше получается, когда делается попытка втиснуть весь имеющийся материал в рамки одной экскурсии.

При отборе материала для экскурсии следует иметь в виду обязательность его связи со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе. На заключительных этапах в руках создателей экскурсии должен остаться в основном тот материал, который будет максимально раскрыт зрительно.

Отбор и изучение объектов.

В настоящее время в Беларуси насчитывается более 1.8 тыс. памятников истории, археологии, архитектуры. Все они делятся на архитектурные, природные, исторические, археологические, искусства и документальные.

Памятники архитектуры и градостроительства: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, связанные с ними произведения искусства.

Природные объекты: леса, рощи, реки, озера, пруды, заповедники, отдельные деревья, реликтовые растения, а также памятники садово-паркового искусства.

Памятники истории и археологии: городища, курганы, земляные валы, остатки древних поселений, дорог, горных выработок, каналов, места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, участки исторического и культурного слоя древних населенных пунктов.

Памятники искусства: произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иного вида искусства.

Документальные: экспозиции государственных и народных музеев, постоянных и временных выставок.

Экскурсионные объекты классифицируются следующим образом:

-по содержанию - одноплановые (растение, животное, произведение живописи, река, дом) и многоплановые ( произведения архитектуры, лес, поле, площадь города, связанные с историческими событиями);

-по функциональному значению – основные, на которых раскрываются подтемы, и дополнительные, показываемые во время переездов, в ходе логических переходов;

-по степени сохранности – памятники истории и культуры делятся на сохранившиеся полностью (Дом Правительства, костел Св.Сымона и Елены), частично сохранившиеся (Новогрудский замок, Кревский замок) и реконструированные произведения архитектуры (Троицкое предместье).

При создании экскурсии стоит задача – отобрать из множества памятников самые интересные и по внешнему виду и по той информации, которую они с собой несут.

Правильный отбор памятников в качестве экскурсионных объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсии и наиболее глубокое раскрытие темы экскурсии. При отборе памятников для показа необходимо учитывать их познавательное, воспитательное значение, художественную ценность, сохранность и т.п. Следует так построить эту работу, чтобы одни и те же, объекты не кочевали их экскурсии в экскурсию. По возможности, у каждой темы должны быть свои» объекты.

Если нельзя исключить тот или иной памятник из предполагаемого маршрута ввиду его уникальности. например, ансамбль парка Я.Купалы, который показывается в ряде экскурсий – обзорной, литературной, искусствоведческой, то такие памятники должны быть раскрыты по-своему. При их показе должны быть выявлены те стороны и особенности, которые, как правило, не нашли отражения в экскурсиях на другие темы, где используется данный объект. При показе таких памятников в зависимости от темы каждый раз в рассказе используется иной фактический материал. Применяются другие методические приемы показа. Поэтому интерес экскурсантов при их повторном осмотре не снижается.

При отборе объектов необходимо учитывать историческое значение памятника, его возможности для раскрытия избранной экскурсионной темы. В практике подготовки экскурсий используется определенная методика оценки экскурсионных объектов. Ее применение особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии встречаются на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, и могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, используются следующие характеристики:

1. Познавательная ценность - связь объекта с конкретным историческим событием, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры и т.д., т.е. способность объекта нести определенный запас семантической информации, обращенной к сознанию человека и способной обогатить экскурсантов при его показе.

2. Известность (популярность) объекта, которая может быть большей или меньшей, и может оцениваться как известность среди узкого круга специалистов, известность среди широких слоев населения, известность внутри страны и международная известность.

3. Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника, здания, сооружения, места. Необычность может быть связана с особенностями конструкции здания, сооружения, с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на данном месте, легендой.

4. Выразительность. Имеется в виду внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие объекта с окружающей средой - зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому памятнику, который наилучшим образом вписывается в местность. Гармонирует с другими объектами, природой. Такие объекты позволяют проводить более глубокий анализ при их показе.

5. Сохранность. Имеется в виду оценка состояния памятника в данный момент, возможность включить его в экскурсионный показ.

6. Месторасположение объекта. Рассматривается как расстояние до памятника, удобство подъезда, подхода к нему. Пригодность дороги для автотранспорта, природная обстановка, которая окружает данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы и показа памятника.

Оценка каждого объекта по данным критериям позволяет отобрать нужные объекты для экскурсии, определить их значимость (основные, дополнительные, сопутствующие).

Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа, оказывают влияние на качество и эффективность будущей экскурсии. Чем больше объектов показа, тем поверхностнее будет освещена тема; если же объектов мало, экскурсия получится неполноценной. Для экскурсии, рассчитанной на четыре-пять академических часов, рекомендуется отобрать 15 – 20 основных объектов. Желательно, чтобы объекты одной экскурсии не дублировались в другой.

При подготовке экскурсии следует больше внимания уделять изучению объектов на месте, в естественной обстановке.

Изучение объектов по источникам — книгам, альбомам, фотографиям дает необходимые исходные данные. Однако, встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, наблюдения за ним, изучение различных его сторон позволяют в будущем свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ, давать более четкую словесную характеристику.

Отбор экскурсионных объектов заканчивается составлением карточки или паспорта на каждый из них. Это облегчает разработку новых экскурсий.

В карточку экскурсионных объектов вносятся сведения, разносторонне характеризующие экскурсионный объект. В начале карточки называется вид памятника (место битвы, обелиск, захоронение, скульптурный памятник и др.). Затем следуют следующие вопросы:

1. Наименование памятника (первоначальное и современное, а также название, под которым памятник известен у населения).

2. Историческое событие, с которым связан памятник, дата события.

3. Местонахождение объекта, его почтовый адрес. На чьей территории памятник расположен (города, поселка, промышленного предприятия, совхоза, колхоза).

4. Описание памятника (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи).

5. Источники сведений о памятнике: литература, где описан памятник и события с ним связанные, архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ).

6. Сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации.)

7. Охрана памятника (на кого возложена, каким решением).

8. В каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа.

9. Дата составления карточки. Фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний вид (Приложение ).

В карточки на другие группы экскурсионных объектов — архитектурные, природные, археологические могут быть включены и другие вопросы.

В карточку на памятник архитектуры дополнительно могут быть включены вопросы: имеется ли скульптура, изразцы, стенопись в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри); сведения о типе и конструкции здания; техническое состояние памятника (степень его сохранности).

Наличие в бюро карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края (области, республики) ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более многогранным и эффективным.

Окончание работы по отбору объектов для будущей экскурсии и их характеристик позволяет перейти к составлению маршрута экскурсии.

Составление маршрута

Маршрут экскурсии следует рассматривать как хорошо продуманный, связанный с процессом показа объектов путь следования экскурсионной группы, автобусной или пешеходной. Маршрут строится, прежде всего, в зависимости от принятой для данной экскурсии последовательности осмотра объектов. Построение маршрута определяется также такими факторами, как тема экскурсии, место расположения объектов. Маршрут призван способствовать наиболее глубокому раскрытию темы.

Перед составителями маршрута стоит задача: организовать показ объектов в логической последовательности, обеспечить зрительную основу для раскрытия темы. При этом необходимо исходить из того, что расположение памятников, на территории, подлежащей показу, наличие путей и площадок показа сами по себе не определяют последовательность маршрута. Существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Хронологический принцип применяется в том случае, когда необходимо раскрывать тему в хронологической последоват6льности со строгим соблюдением хронологии происходящих событий. Примером хронологического построения маршрута могут служить экскурсии «Янка Купала в Минске», «Якуб Колас в Минске».

Тематический принцип построения маршрута используется в экскурсиях, для которых наиболее важным является раскрытие всех аспектов данной темы вне хронологии их развития, когда сама тема не предполагает обязательной хронологии и ее изложения. По тематическому принципу построены экскурсии «Минск литературный», «Минск спортивный», «По садам и паркам города».

Наиболее распространенным является тематико-хронологический принцип построения маршрута. Все обзорные городские экскурсии, будучи многоплановыми по своему содержанию, построены по тематико-хронологическому принципу. Последовательность изложения материала по хронологии в таких экскурсиях соблюдается, как правило, только внутри каждой подтемы

Обязательными требованиями при определении пути следования экскурсионной группы являются следующие:

изучаемые объекты не должны располагаться слишком близко друг к другу, заслонять один другой или контрастировать;

переезд или переход между экскурсионными объектами не должен занимать более десяти-пятнадцати минут, чтобы не было слишком длительных пауз при изложении экскурсоводом материала .

Маршрут в целом должен обеспечить необходимую зрительную основу для наиболее полного раскрытия темы экскурсии. При этом учитывается важное требование экскурсионной методики — недопустимость повторных проездов по одному и тому же участку маршрута — улице, площади, мосту, шоссе, так называемых «петель». В ряде случаев экскурсоводу уже в ходе мероприятия ввиду непредвиденных обстоятельств (ремонт улицы, транспортная «пробка» и др.) приходится изменять маршрут. Необходимо так организовать подготовку новой экскурсии, чтобы к моменту ее проведения было несколько вариантов движения группы.

Объезд маршрута

После того, как маршрут составлен, участники творческой группы проводят автобусный объезд или обход намеченного маршрута.

При организации объезда (обхода) маршрута ставятся следующие задачи:

ознакомиться еще раз с улицами, площадями, по которым проложен маршрут;

уточнить место, где расположен объект, а также место предполагаемой остановки автобуса или группы;

освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;

провести хронометраж времени, которое необходимо для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (группы) между ними;

уточнить время экскурсии в целом;

проверить целесообразность использования намеченных приемов показа;

выбрать лучшие точки для показа объектов и расположения экскурсионной группы.

После объезда (обхода) уточненная схема экскурсионного маршрута согласовывается с Госавтоинспекцией и после этого окончательно наносится на бумагу и затем размножается. После утверждения экскурсии схема вручается всем заинтересованным лицам: методистам, экскурсоводам, водителям автобусов, оператору диспетчерской службы, работникам Госавтоинспекции. Такой порядок позволяет избежать недоразумений в ходе проведения экскурсии, обеспечивает нужную четкость в работе. Экскурсовод во время показа и рассказа не отвлекается, например, для того, чтобы дать нужное указание водителю автобуса, куда следует повернуть, по какой улице ехать дальше, у какого памятника сделать остановку, где поставить автомашину. Все это нарушает ход экскурсии, снижает ее эффективность.

4.3. Подготовка контрольного текста экскурсии

После утверждения маршрута члены творческой группы приступают к составлению контрольного текста экскурсии. Для текста отбирается только тот материал, который может быть использован в рассказе экскурсовода по теме данной экскурсии.

Текст представляет собой материал, необходимый для наиболее полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию, факты и примеры, характеризующие основные вопросы каждой из подтем.

Текст призван обеспечить направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается правильная оценка показываемых объектов.

Существуют два вида текстов: один из них первичный по времени создания — составляется творческой группой при разработке новой темы экскурсии. Он носит название контрольного текста бюро и выполняет контрольные функции. Это означает, что при подготовке к проведению экскурсии, экскурсовод строит свою работу с учетом требований этого текста.

При составлении контрольного текста необходимо, чтобы материал излагался как того требуют цель и тема экскурсии. Контрольный текст служит основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Это обстоятельство требует особенно серьезного отношения к подготовке этого документа.

Существует и другой вид текста экскурсии — текст индивидуальный. Такой текст для проведения экскурсии на данную тему каждый экскурсовод составляет самостоятельно, после изучения литературы, рекомендованной по данной теме.

Требования к любому тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала (даты, цифры, факты, название, фамилии и др.), наличие информации по теме, обязательное полное раскрытие темы, хороший литературный язык.

Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Такое построение создает удобства для работы при подготовке новых вариантов текстов, рассчитанных на различные группы экскурсантов, а также при составлении индивидуальных текстов экскурсоводов.

Контрольный текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности, с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов и следует рассказ об исторических событиях.

Практически контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, изложенным в соответствии с требованиями научности. С использованием положений, фактического материала и выводов, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст.

В контрольном тексте содержатся также материалы, которые в соответствии с требованиями методической разработки должны составить содержание вступительного слова и заключения, а также логических переходов между подтемами экскурсии.

В контрольном тексте в отличие от индивидуальных текстов могут содержаться материалы, связанные с объектами и подтемами, не включенными в маршрут данной экскурсии. Контрольный текст представляет собой развернутый материал в помощь экскурсоводам готовящимся проводить или уже ведущим экскурсию на данную тему. На основе его могут быть созданы различные варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп экскурсантов. Материал, включенный в контрольный текст, дает возможность раскрывать одну и ту же подтему на различных экскурсионных объектах.

В отдельных случаях, когда материал невозможно расположить в хронологическом порядке, например, в обзорной городской экскурсии, контрольный текст представляет собой материал к подтемам экскурсии.

После введения каждая последующая часть текста имеет подзаголовок — наименование очередной подтемы.

Контрольный текст должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники. Контрольный текст является важным документом для всех экскурсоводов, подготавливающих свои индивидуальные тексты. Все основные положения экскурсии на данную тему должны в обязательном порядке излагаться и трактоваться в соответствии с содержанием контрольного текста. В содержании экскурсионного анализа объектов недопустимо отступление от контрольного текста.

Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с маршрутом экскурсии. Материал в индивидуальном тексте размещается в той последовательности, в которой показываются объекты — памятники истории и культуры. Индивидуальный текст имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящена одной из подтем. Все части индивидуального текста строятся по следующей схеме: характеристика объекта (или группы объектов); общий материал, посвященный определенному периоду истории, в целом по городу, району, области, республике; локальный материал, характеризующий конкретные события, связанные с данным объектом, местом; обобщения и выводы по раскрываемой подтеме, логический переход к следующей подтеме.

Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «исполнения» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное и четкое изложение того, что следует рассказать на экскурсии. Здесь не может быть неоправданных сокращений при изложении сущности исторических событий, оценке их значения, в выводах по подтемам. Не допускается также упоминание фактов без их датировки, без ссылок на источники, где они изложены с достаточной полнотой. И в то же время текст этого вида отражает особенности речи «исполнителя». Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, прикрепленных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами.

В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии. Текст должен дать полное представление, как, почему и где произошло событие, в каком авторитетном источнике об этом сказано.

По своему содержанию оба текста — контрольный и индивидуальный — совпадают. А это означает, что при наличии правильно составленного контрольного текста у всех экскурсоводов, освоивших данную тему экскурсии, бывают «стандарты» в лучшем понимании этого слова. Они одинаковы по своему содержанию, совпадают в оценках исторических событий и фактов, в выводах, которые делаются по отдельным подтемам и по теме в целом. Проводя, например, анализ одного и того же зрительного объекта, экскурсоводы показывают и рассказывают одно и то же. В этом состоит смысл контрольного текста как эталона (образца), которому следует подражать. Однако, при одинаковом содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности.

Кроме того, они могут, находясь у одного и того же экскурсионного объекта, использовать различные методические приемы показа, разные формы рассказа. В отдельных случаях одно и то же положение, выдвинутое несколькими экскурсоводами, в соответствии с текстом бюро, может быть раскрыто на разных фактах, примерах. Все это придает индивидуальные особенности каждой экскурсии, не меняя главного — ее содержания.

Построение всех индивидуальных экскурсионных текстов одинаково. Они всегда состоят из трех частей: вступление (вводное слово), основная часть, заключение.

Вступление, в свою очередь, подразделяется на две части — организационную и информационную. В первой половине вступления экскурсовод называет свою фамилию, имя, отчество, знакомит группу с водителем экскурсионного автобуса (фамилия, имя, отчество, класс, опыт), с темой экскурсии, ее маршрутом, длительностью по времени, сообщает время и место ее окончания. Затем следует инструктаж экскурсантов о поведении и правилах безопасности — говорится, например, о том, что в пути следования на автобусе необходимо соблюдать определенные правила: занимать одни и те же места, не отлучаться на остановках без разрешения экскурсовода, не разговаривать и не заниматься посторонними делами.

Во второй части вступления — информационной — кратко излагается содержание предстоящего мероприятия, его задачи. При этом называются отдельные подтемы, упоминаются два-три наиболее интересных объекта без их подробной характеристики.

Нужно очень четко определить, сколько следует сказать во вступлении о предстоящей экскурсии, чтобы у экскурсантов появился интерес к осмотру.

Основные требо



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.118.225 (0.022 с.)