Определение цели и задач экскурсии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение цели и задач экскурсии.



Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Определение цели экскурсии помогает творческой группе более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры, другие объекты и даются пояснения экскурсовода. Четко сформулированная цель правильно намечает тему экскурсии.

Нельзя смешивать цель и задачи экскурсии. Неправильно, когда вместо цели называются задачи, стоящие перед экскурсией. Задачи экскурсии служат основой для вступительного слова экскурсовода в начале экскурсии, они определяют глубину раскрытия темы, объем материала экскурсии.

В качестве примера приведем цель и задачи экскурсии «Мир белорусских местечек», разработанной в ТП «Виаполь» экскурсоводом Н.Метельской:

Цельэкскурсии: содействовать воспитанию патриотизма и чувства национальной гордости за прошлое отчизны; развивать уважение к культуре и традициям наших предков; развивать эстетическое восприятие памятников архитектуры; способствовать воспитанию ответственности за сохранность культурного наследия Беларуси.

Задачи экскурсии:

Познакомить с архитектурными памятниками Мира.

Познакомить с историей поселка Мир и Мирского замка.

Дать представление о традициях и культуре белорусских местечек.

На примере Мира познакомить с культурой национальных меньшинств Беларуси.

Выбор темы.

Что же такое тема вообще? Тема – это то, что положено в основу, это главная мысль произведения. Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Она показывает, чему, какому именно кругу явлений посвящено данное произведение, к чему автор стремиться привлечь внимание своих читателей, слушателей, зрителей, экскурсантов, что и с каких позиций хочет осмыслить. Русский лексикограф В.И.Даль давал этому термину такое толкование: тема – это «положенье, задача, о коей рассуждается или которую разъясняют». Таким образом, тема определяется как главная мысль той формы, в которой знания доносятся до аудитории – лекции, доклада, телепередачи, экскурсии.

В современной экскурсионной практике очень важно обеспечивать правильный выбор темы экскурсии. Он (выбор) зависит от спроса на туристском рынке, конкретного заказа. Четкая определенность темы оказывает влияние на содержание экскурсии и, в конечном счете, на ее эффективность. Каждая экскурсия должна иметь свою четко определенную тему. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии, которое объединяет в одно целое объекты и подтемы экскурсии.

В результате правильного выбора темы, экскурсии на разные темы могут быть построены на одних и тех же экскурсионных объектах, но раскрывать их разные стороны, по своему содержанию быть абсолютно не похожими. Так, объекты важнейшего экскурсионного центра Беларуси – Несвижа – являются основой для раскрытия нескольких тем экскурсий – «Архитектурные и исторические памятники Мира и Несвижа», «Несвиж – столица белорусских привидений», «Радзивиллы – белорусские короли».

Тему экскурсии нередко смешивают с ее названием. Но это не одно и то же. Тема, как мы уже определились, призвана концентрировать внимание авторов-разработчиков, экскурсоводов, проводящих экскурсию, на определенном круге объектов и событий, связанных с ними, последовательном логическом изложении материала. Название же экскурсии – это ее имя. Его задача активизировать, заинтересовать заинтриговать экскурсантов, подготовить их к восприятию материала. У одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от круга участников и от поставленной задачи. Например, обзорная экскурсия по Минску для гостей столицы носит название «Город-герой Минск – столица Республики Беларусь»; для местных жителей – «Родной город» или «Город девяти веков»; для школьников младших классов – «С чего начинается Родина?»; вечерний вариант - «Огни родного города» или «Минск зажигает огни»).

Отбор литературы.

В процессе разработки экскурсии большое значение имеет отбор литературы, так как он является основой для составления текста будущей экскурсии, а в будущем – важным источником при подготовке экскурсоводов к проведению новой для них экскурсии. Отбор литературы включает в себя составление подробного списка книг, брошюр, статей, опубликованных в периодической печати, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы (объем) предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании фактического и теоретического материала при подготовке индивидуального текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе творческой группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсий по данной теме.

В списке называются автор, название, год издания книги, а также главы, разделы, страницы, которые содержат необходимый материал. При большом количестве литературных источников список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».

Отбор других источников.

Помимо различного рода публикаций в печатных изданиях материалы по теме экскурсии могут находиться в других источниках. Они хранятся, например, в музеях, государственных и личных архивах. Могут быть использованы также воспоминания участников и очевидцев исторических событий, фотодокументы, хроникально-документальные, научно-популярные и художественные кинофильмы.

Начинается работа по отбору других источников экскурсионного материала с составления перечня адресов и источников материалов по теме экскурсии. В этом перечне приводятся адреса доступные работникам, готовящим новую экскурсию. В настоящее время значительную помощь в поиске и систематизации материалов экскурсий могут оказать компьютерные технологии: электронные энциклопедии, каталоги.

Составление списка литературы и перечня других источников материалов по теме завершает первую часть этапа предварительной работы.

Изучение источников.

После этого члены творческой группы приступают к изучению и накоплению (сбору) теоретических и фактических материалов, раскрывающих экскурсионную тему. Очень важно при этом правильно расставить силы.

Источники материалов могут быть более или менее равномерно распределены между экскурсоводами, которым поручена разработка новой темы.

Изучение любого первоисточника – будь то книга, архивные документы или экспозиция музей – сопровождается конспектированием, а в ряде случаев выписыванием наиболее важных мыслей, фактов, которые могут быть использованы при составлении текста. При этом ведутся записи различного вида. К этим записям предъявляются основные требования – соответствие источнику, точные ссылки на место их нахождения – автор, издательство, название издания, страница, название музея, раздел экспозиции, стенд, архив, фонд, номер документа.

При изучении материалов по теме экскурсии рекомендуется использовать следующие виды записей:

Выписки: цитаты по одной проблеме или подтеме из нескольких источников. Такие выписки делаются на отдельных карточках. Из этих карточек составляется картотека. На каждой карточке, кроме самой цитаты, приводятся сведения об источнике: автор, название произведения, издательство, место и год издания, том, страница. Рекомендуется здесь же назвать библиотеку, архив, где хранится данная книга или документ. Впоследствии карточки могут быть использованы в рассказе экскурсовода.

Выписки могут также делаться в виде краткой записи наиболее важных положений, интересных примеров, фактов или формулировок. Это происходит после того, как прочитано все литературное произведение, документ целиком, и у экскурсовода создается общее представление о произведении или документе.

Тезисы – краткая запись произведения (документа) в целом, его частей или отдельных мыслей автора. Запись делается своими словами и фактического материала не содержит. Иногда тезисы составляются в форме ответов на вопросы.

Конспект – последовательное, логическое изложение содержания произведения. В этом виде запись содержит план прочитанного, тезисы, фактический материал. Существуют различные типы конспектов: свободный, когда содержание произведения излагается словами человека, который ведет конспект; тематический – когда записи излагают содержание той интересующей нас части произведения; хронологический, когда в записях соблюдается хронологическая последовательность описываемых событий.

Наиболее часто используется комбинированный конспект, когда свободное изложение содержания произведения сочетается с точным пересказом положений произведения.

При изучении материалов в архивах могут быть сняты копии с подлинных документов для последующей работы с ними. Кроме того, полученные копии включаются в «портфель экскурсовода».

В подготовке новой экскурсии значительное место занимает работа над ее содержанием. Практически эта работа начинается уже в ходе накапливания материалов, во время изучения первоисточников, специальной литературы.

В основе требований к содержанию любой экскурсии лежат следующие принципы: научность, связь с жизнью, доходчивость, убедительность.

Принцип научности требует разработки темы экскурсий с учетом достижений определенной отрасли науки. Необходимо, чтобы исторические явления в экскурсии анализировались с позиции той области современной науки, к которой они относятся. Факты и события должны получить правильную, научную оценку.

Материал экскурсии должен быть построен на основе тесной связи теории и практики и обязательно увязан с сегодняшним днем, с современностью. Прошлое и настоящее, независимо от освещаемой темы, в экскурсии увязываются между собой, причем чаще всего не хронологически.

В самом начале работы над содержанием экскурсии определяются хронологические рамки экскурсии. Приступая к отбору материалов, авторы экскурсии должны четко представлять, какой исторический период будет в ней освещен, какие события лягут в ее основу. Экскурсия может быть посвящена большому историческому периоду, событиям нескольких лет, одному событию, одному дню.

Огромное значение имеет фактическая сторона любой экскурсии. Следует использовать в рассказе только достоверные, тщательно выверенные факты и сведения, имеющие отношение к теме.

При подготовке экскурсии используются различные формы отбора фактического материала и разные способы определения степени его значимости: беседы с участниками и очевидцами исторических событий, встречи со специалистами, научными работниками, просмотры научно-популярных, хроникально-документальных и учебных кинофильмов, прослушивание магнитофонных записей, изучение материалов государственных музеев и архивов.

Необходимо заранее определить примерный объем фактического материала, который потребуется для создания контрольного текста экскурсии. Нередко получается так, что впоследствии используется лишь незначительная часть из того, что было собрано членами творческой группы. При этом большой и напряженный труд экскурсоводов затрачивается напрасно. Не лучше получается, когда делается попытка втиснуть весь имеющийся материал в рамки одной экскурсии.

При отборе материала для экскурсии следует иметь в виду обязательность его связи со зрительным рядом, с объектами, которые предполагается использовать при показе. На заключительных этапах в руках создателей экскурсии должен остаться в основном тот материал, который будет максимально раскрыт зрительно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 7280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.42 (0.011 с.)