Кафедра социально-культурных технологий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра социально-культурных технологий



Составитель:
старший преподаватель кафедры социально-культурных
технологий СПбГУП Воронина Е.В.

Рецензенты:
профессор кафедры философии и культурологи СПбГУП,
доктор педагогических наук, доктор культурологии Марков А.П.

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Теория и методика экскурсоведения» является дисциплиной специализации по направлению «Менеджер туристской отрасли», и предназначена для студентов четвертого курса факультета культуры, обучающихся по специальности 071401.65 Социально-культурная деятельность.

Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, приобретенных студентами в профилирующих по специальности предметах, а также в общих курсах истории, литературы и искусствоведения.

Цель дисциплины - изучение истории экскурсионного дела; рассмотрение сущности и важнейших признаков экскурсии, отличающих ее от других форм социально-культурной деятельности; изучение критерий оценки качества экскурсии и труда экскурсовода. Овладение дисциплиной может помочь будущим менеджерам понять значение и роль экскурсионной работы, место экскурсовода в структуре деятельности туристской фирмы.

Задача дисциплины – освоение методики и практики экскурсионной работы, которая состоит из двух главных этапов: методика подготовки и методика проведения экскурсии.

Темы дисциплины составлены не только с расчетом на получение теоретических знаний основ экскурсоведения, но и с расчетом на приобретение студентами практических профессиональных навыков подготовки и проведения экскурсий, с расчетом на освоение технологий экскурсионного процесса.

В результате изучения дисциплины «Теория и методика экскурсоведения» студенты должны

знать:

· историю экскурсионного дела в России

· особенности экскурсии, как формы социально-культурной деятельности

· требования к профессии экскурсовод

· классификацию и тематику экскурсий

· дифференцированный подход в экскурсионном обслуживании

· основные этапы подготовки экскурсии

· методические приемы подготовки и проведения экскурсии

уметь:

· выявлять экскурсионные объекты

· работать с различными источниками информации

· отбирать необходимый материал по содержанию экскурсии

· составлять маршруты, тексты и методические разработки экскурсий

· провести экскурсию по Санкт-Петербургскому гуманитарному университету профсоюзов

· разработать новую авторскую экскурсию.

По окончании изучения дисциплины в 7 семестре студенты готовят экскурсионные рассказы по истории и культуре Санкт-Петербурга. В 8 семестре запланирован экзамен.

 

Тематический план

№ п/п Наименование темы
1. Основные этапы подготовки экскурсии
2. Технология отбора материала для экскурсии
3. Логическая структура экскурсионного рассказа
4. Методическая разработка и требования к ней
5. «Портфель экскурсовода»
6. Методические приемы ведения экскурсоведения
7. Виды экскурсионного показа
8. Технология показа различных экскурсионных объектов
9. Техника проведения экскурсии
10. Частные экскурсионные методики

Содержание дисциплины

Тема 1. Основные этапы подготовки экскурсии

Определение темы и цели экскурсии.

Работа над содержанием экскурсии.Изучение и накопление материала к теме - составление библиографии, изучение архивных материалов, экспозиций и фондов музеев, консультации специалистов, встречи с участниками событий, деятелями науки и культуры, консультации специалистов.

Отбор экскурсионных объектов, изучение их, составление карточки экскурсионных объектов. Составление маршрута экскурсии, объезд (обход) его.

Определение трассы движения. Уточнение объектов и остановок около них. Выбор места показа.

Составление текста экскурсии. Требования, предъявляемые к тексту. Соотношение общего и локального материала. Раскрытие темы через объекты.

Комплектование портфеля экскурсовода.

Составление методической разработки.

Проведение пробной экскурсии.

Сдача новой экскурсии специалистам туристской фирмы.

Тема 2. Технология отбора материала для экскурсии

Различие между экскурсионным текстом и экскурсионным рассказом. Виды экскурсионного рассказа - тема, подтема и экскурсионная справка. Изменения смысловых акцентов при подаче материала в зависимости от темы и цели экскурсии. Взаимосвязь раскрываемой темы и конкретного экскурсионного объекта. План построения экскурсионного рассказа на остановке около объекта.

Тема 3. Логическая схема построения экскурсионного рассказа

Элементы логики в работе экскурсовода. Логическое построение экскурсионного рассказа. Место и значение вступления для всего экскурсионного процесса. Функции вступления - коммуникативная, организаторская и содержательная. Роль содержательной части вступления для структуры построения всего информационного поля экскурсии. Важность выбора первой экскурсионной остановки и ее связь с содержательной частью вступления. Место каждой отдельной остановки (каждого отдельного объекта) в общем контексте экскурсии.

Логические переходы и их значение. Виды логических переходов: хронологические, топографические, содержательно-тематические, формально-механические.

Тема 4. Методическая разработка и требования к ней

Составление методической разработки - один из основных

этапов подготовки экскурсии. Структура и внешнее оформление методической разработки. Характеристика каждого из семи разделов. Методическая разработка - основной методический и финансовый документ экскурсии. Составление методической разработки для ведения городской обзорной экскурсии.

Тема 5. «Портфель экскурсовода».

Наглядность - один из основных принципов экскурсионного процесса. Целесообразность применения в некоторых экскурсиях дополнительного иллюстративного материала. Комплектование “портфеля экскурсовода”, его содержание. Типовые наборы портфеля - фотографии, репродукции, схемы, гербарии. Использование нетрадиционных комплектов - слайды, магнитофонные записи, вещественные предметы. Зависимость комплекта от темы экскурсии. Техника работы с “портфелем экскурсовода”.

Тема 6. Методические приемы ведения экскурсии

Дидактические принципы педагогики в экскурсионной методике. Показ экскурсионных объектов и рассказ о них. Взаимообусловленность, соотношение и особенности показа и рассказа в экскурсии. Экскурсия как синтез показа и рассказа. Методические приемы показа - предварительный обзор объекта, описание, детальный осмотр, зрительная реконструкция, сравнение, наблюдение. Жест экскурсовода в показе объектов.

Основные методические приемы экскурсионного рассказа - объяснение, описание, комментирование, цитирование, литературный монтаж, локализация исторических событий.

Обобщения и выводы. Речь экскурсовода. Ее темп и характер. Использование образных средств языка.

Методические приемы, активизирующие познавательную деятельность - беседа, задания, элементы исследования, наблюдение. Подведение экскурсантов к самостоятельным выводам, обобщения. Особые приемы и ритуалы. Движение в экскурсии как методический прием.

Тема 7. Виды экскурсионного показа

Показ - основополагающий принцип экскурсионного процесса. Вербальный показ - главный метод достижения приоритета показа над рассказом. «Представление объекта» - неотъемлемый компонент профессиональной этики экскурсовода. Схема «представления объекта» - местонахождение, объем, цвет, отличительные признаки.

«Экскурсионный анализ» и его взаимосвязь с общим контекстом экскурсии. Целенаправленный показ экскурсионного объекта в зависимости от темы экскурсии. «Экскурсионный анализ» - зрительное исследование объекта в зависимости от поставленной цели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.01 с.)