Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория и методика экскурсоведения

Поиск

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ

(специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность)

Санкт-Петербург
2011

Кафедра социально-культурных технологий

Составитель:
старший преподаватель кафедры социально-культурных
технологий СПбГУП Воронина Е.В.

Рецензенты:
профессор кафедры философии и культурологи СПбГУП,
доктор педагогических наук, доктор культурологии Марков А.П.

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Теория и методика экскурсоведения» является дисциплиной специализации по направлению «Менеджер туристской отрасли», и предназначена для студентов четвертого курса факультета культуры, обучающихся по специальности 071401.65 Социально-культурная деятельность.

Изучение дисциплины базируется на знаниях и умениях, приобретенных студентами в профилирующих по специальности предметах, а также в общих курсах истории, литературы и искусствоведения.

Цель дисциплины - изучение истории экскурсионного дела; рассмотрение сущности и важнейших признаков экскурсии, отличающих ее от других форм социально-культурной деятельности; изучение критерий оценки качества экскурсии и труда экскурсовода. Овладение дисциплиной может помочь будущим менеджерам понять значение и роль экскурсионной работы, место экскурсовода в структуре деятельности туристской фирмы.

Задача дисциплины – освоение методики и практики экскурсионной работы, которая состоит из двух главных этапов: методика подготовки и методика проведения экскурсии.

Темы дисциплины составлены не только с расчетом на получение теоретических знаний основ экскурсоведения, но и с расчетом на приобретение студентами практических профессиональных навыков подготовки и проведения экскурсий, с расчетом на освоение технологий экскурсионного процесса.

В результате изучения дисциплины «Теория и методика экскурсоведения» студенты должны

знать:

· историю экскурсионного дела в России

· особенности экскурсии, как формы социально-культурной деятельности

· требования к профессии экскурсовод

· классификацию и тематику экскурсий

· дифференцированный подход в экскурсионном обслуживании

· основные этапы подготовки экскурсии

· методические приемы подготовки и проведения экскурсии

уметь:

· выявлять экскурсионные объекты

· работать с различными источниками информации

· отбирать необходимый материал по содержанию экскурсии

· составлять маршруты, тексты и методические разработки экскурсий

· провести экскурсию по Санкт-Петербургскому гуманитарному университету профсоюзов

· разработать новую авторскую экскурсию.

По окончании изучения дисциплины в 7 семестре студенты готовят экскурсионные рассказы по истории и культуре Санкт-Петербурга. В 8 семестре запланирован экзамен.

 

Тематический план

№ п/п Наименование темы
1. Основные этапы подготовки экскурсии
2. Технология отбора материала для экскурсии
3. Логическая структура экскурсионного рассказа
4. Методическая разработка и требования к ней
5. «Портфель экскурсовода»
6. Методические приемы ведения экскурсоведения
7. Виды экскурсионного показа
8. Технология показа различных экскурсионных объектов
9. Техника проведения экскурсии
10. Частные экскурсионные методики

Содержание дисциплины

Тема 1. Основные этапы подготовки экскурсии

Определение темы и цели экскурсии.

Работа над содержанием экскурсии.Изучение и накопление материала к теме - составление библиографии, изучение архивных материалов, экспозиций и фондов музеев, консультации специалистов, встречи с участниками событий, деятелями науки и культуры, консультации специалистов.

Отбор экскурсионных объектов, изучение их, составление карточки экскурсионных объектов. Составление маршрута экскурсии, объезд (обход) его.

Определение трассы движения. Уточнение объектов и остановок около них. Выбор места показа.

Составление текста экскурсии. Требования, предъявляемые к тексту. Соотношение общего и локального материала. Раскрытие темы через объекты.

Комплектование портфеля экскурсовода.

Составление методической разработки.

Проведение пробной экскурсии.

Сдача новой экскурсии специалистам туристской фирмы.

Тема 2. Технология отбора материала для экскурсии

Различие между экскурсионным текстом и экскурсионным рассказом. Виды экскурсионного рассказа - тема, подтема и экскурсионная справка. Изменения смысловых акцентов при подаче материала в зависимости от темы и цели экскурсии. Взаимосвязь раскрываемой темы и конкретного экскурсионного объекта. План построения экскурсионного рассказа на остановке около объекта.

Тема 3. Логическая схема построения экскурсионного рассказа

Элементы логики в работе экскурсовода. Логическое построение экскурсионного рассказа. Место и значение вступления для всего экскурсионного процесса. Функции вступления - коммуникативная, организаторская и содержательная. Роль содержательной части вступления для структуры построения всего информационного поля экскурсии. Важность выбора первой экскурсионной остановки и ее связь с содержательной частью вступления. Место каждой отдельной остановки (каждого отдельного объекта) в общем контексте экскурсии.

Логические переходы и их значение. Виды логических переходов: хронологические, топографические, содержательно-тематические, формально-механические.

Тема 4. Методическая разработка и требования к ней

Составление методической разработки - один из основных

этапов подготовки экскурсии. Структура и внешнее оформление методической разработки. Характеристика каждого из семи разделов. Методическая разработка - основной методический и финансовый документ экскурсии. Составление методической разработки для ведения городской обзорной экскурсии.

Тема 5. «Портфель экскурсовода».

Наглядность - один из основных принципов экскурсионного процесса. Целесообразность применения в некоторых экскурсиях дополнительного иллюстративного материала. Комплектование “портфеля экскурсовода”, его содержание. Типовые наборы портфеля - фотографии, репродукции, схемы, гербарии. Использование нетрадиционных комплектов - слайды, магнитофонные записи, вещественные предметы. Зависимость комплекта от темы экскурсии. Техника работы с “портфелем экскурсовода”.

Тема 6. Методические приемы ведения экскурсии

Дидактические принципы педагогики в экскурсионной методике. Показ экскурсионных объектов и рассказ о них. Взаимообусловленность, соотношение и особенности показа и рассказа в экскурсии. Экскурсия как синтез показа и рассказа. Методические приемы показа - предварительный обзор объекта, описание, детальный осмотр, зрительная реконструкция, сравнение, наблюдение. Жест экскурсовода в показе объектов.

Основные методические приемы экскурсионного рассказа - объяснение, описание, комментирование, цитирование, литературный монтаж, локализация исторических событий.

Обобщения и выводы. Речь экскурсовода. Ее темп и характер. Использование образных средств языка.

Методические приемы, активизирующие познавательную деятельность - беседа, задания, элементы исследования, наблюдение. Подведение экскурсантов к самостоятельным выводам, обобщения. Особые приемы и ритуалы. Движение в экскурсии как методический прием.

Тема 7. Виды экскурсионного показа

Показ - основополагающий принцип экскурсионного процесса. Вербальный показ - главный метод достижения приоритета показа над рассказом. «Представление объекта» - неотъемлемый компонент профессиональной этики экскурсовода. Схема «представления объекта» - местонахождение, объем, цвет, отличительные признаки.

«Экскурсионный анализ» и его взаимосвязь с общим контекстом экскурсии. Целенаправленный показ экскурсионного объекта в зависимости от темы экскурсии. «Экскурсионный анализ» - зрительное исследование объекта в зависимости от поставленной цели.

Тематика экскурсий

1.Экскурсионный рассказ в теме «Санкт-Петербург – родина русского флота». Остановка «Адмиралтейство».

2.Экскурсионный рассказ в теме «Архитектура Санкт-Петербурга». Остановка «Адмиралтейство».

4.Экскурсионный рассказ в теме «Скульптура Санкт-Петербурга». Остановка «Адмиралтейство».

5.Экскурсионный рассказ в теме «Сады и парки Санкт-Петербурга». Остановка «Адмиралтейство».

6.Экскурсионный рассказ в теме «Архитектор Андриан Захаров». Остановка «Адмиралтейство».

7.Экскурсионный рассказ в теме «Петровский Санкт-Петербург». Остановка «Адмиралтейство».

8.Экскурсионный рассказ в теме «Вклад Петербургских учёных в развитие русской науки». Остановка «Адмиралтейство».

9.Экскурсионный рассказ в теме «Памятники русской воинской славы». Остановка «Адмиралтейство».

10.Экскурсионный рассказ в теме «Библейские сюжеты в монументальном искусстве Петербурга». Остановка «Храм-на-крови».

11.Экскурсионный рассказ в теме «Народовольцы в Санкт-Петербурге». Остановка «Храм-на-крови».

12.Экскурсионный рассказ в теме «Трагический рок династии Романовых». Остановка «Храм-на-крови».

13.Экскурсионный рассказ в теме «Александр II – человек и государственный деятель. Остановка «Храм-на-крови».

14.Экскурсионный рассказ в теме «Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу». Остановка «Храм-на-крови».

15.Экскурсионный рассказ в теме «Декоративные мозаики Санкт-Петербурга. Остановка «Храм-на-крови».

16.Экскурсионный рассказ в теме «Храмы Санкт-Петербурга». Остановка «Храм-на-крови».

17.Экскурсионный рассказ в теме «Работы питерских реставраторов». Остановка «Храм-на-крови».

18.Экскурсионный рассказ в теме «Дворцовые заговоры и перевороты». Остановка «Михайловский замок».

19.Экскурсионный рассказ в теме «Скульптуры Санкт-Петербурга». Остановка «Михайловский замок».

20.Экскурсионный рассказ в теме «Итальянские зодчие в Санкт-Петербурге». Остановка «Михайловский замок».

21. Экскурсионный рассказ в теме «Достоевский в Санкт-Петербурге». Остановка «Михайловский замок».

22.Экскурсионный рассказ в теме «Памятники русской воинской славы». Остановка «Михайловский замок».

24.Экскурсионный рассказ в теме «Павел I - человек и государственный деятель. Остановка «Михайловский замок».

25.Экскурсионный рассказ в теме «Архитектура Петербурга». Остановка «Михайловский замок».

 

Вопросы к экзамену (зачету)

1. Основные этапы развития экскурсионного дела в России.

2. Разработка основ экскурсионной методики. В.А. Герд, Б.Е. Райков, Н.П.Анциферов, А.Ф. Родин.

3. Современное состояние и перспективы экскурсионного дела в стране.

4. Роль и место экскурсионного обслуживания в деятельности современных туристских фирм.

5. Преимущество русскойшколы экскурсоведения перед западной школой гидизма.

6. Туристско-экскурсионные ресурсы России.

7. Организация и содержание работы экскурсионного учреждения.

8. Задачи, организация и содержание работы методического кабинета.

9. Задачи, организация и содержание работы методического совета.

10. Задачи, организация и содержание работы методической секции экскурсоводов.

11. Экскурсия, ее сущность и функции.

12. Педагогическое руководство экскурсионной группой

13. Классификация экскурсий по содержанию.

14. Классификация экскурсий по форме проведения.

15. Отличительные признаки экскурсии.

16. Критерии оценки качества экскурсии.

17. Основные этапы подготовки экскурсии.

18. Профессиональные качества экскурсовода. Этапы становления мастерства.

19. Структура профессиональной деятельности экскурсовода, ее компоненты.

20. Квалификационная характеристика и профессиограмма экскурсовода.

21. Технология отбора материала для экскурсионного рассказа.

22. Основные виды экскурсионного рассказа.

23. Основные приемы экскурсионного рассказа.

24. Основные виды экскурсионного показа. Примеры.

25. Основные приемы экскурсионного показа. Примеры.

26. Составление “портфеля экскурсовода” и его роль в экскурсии.

27. Экскурсионный текст и требования к нему. Различие между экскурсионным текстом и экскурсионным показом.

28. Принцип экскурсионного анализа.

29. Дифференцированный принцип экскурсионного обслуживания.

30. Специфика работ в музеях и на выставках.

31. Логическая схема экскурсионного рассказа.

32. Вступление, его роль и место в экскурсии.

33. Требования к составлению маршрута экскурсии.

34. Основные требования к экскурсионному объекту.

35. Техника проведения экскурсии.

36. Предкоммуникативный и коммуникативный этапы деятельности экскурсовода.

37. Логические переходы и их роль в экскурсии.

38. Специфика работы с детьми.

39. Конфликтные ситуации на экскурсии и пути их устранения.

40. Определение процесса внимания на экскурсии. Кризисы внимания и их устранение.

41. Установление контакта с аудиторией и управление ею.

42. Формирование интереса к экскурсиям.

43. Принцип экскурсионного анализа памятников архитектуры.

44. Принцип экскурсионного анализа произведений живописи.

45. Принцип экскурсионного анализа произведений скульптуры.

46. Формирование экскурсионной тематики на примере вашего города.

47. Методическая разработка и требования к ней.

48. Характеристика спроса экскурсионной тематики.

49. Поддержание интереса к экскурсиям.

50. Специфика работы с подростками.

 

Основная литература

1. Гейнике Н.А. Методика и практика экскурсионного дела. - М.; 2005.

2. Герд В.А. Экскурсионное дело. - М.- Просвещение, 2008.

3. Емельянов В.В. В помощь экскурсоводу. - М.: Турист, 2006.

4. Емельянов В.В. Профессиональное мастерство экскурсовода. - М.: Турист, 2006.

5. Хуусконен Н. М. Практика экскурсионной деятельности: [учебное пособие]/ Н. М. Хуусконен, Т. М. Глушанок; Междунар. Турист. Акад.. -М.;СПб.: Герда, 2006.

6. Долженко Г. П. Экскурсионное дело: учебное пособие/ Г. П. Долженко. -М.;Ростов н/Д: МарТ, 2005.

Дополнительная литература

1. Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий.- М.: Турист, 1974.

2. Александров Ю.Н. Экскурсии по архитектуре. - М.: Просвещение, 1975.

3. Бабанина О.В. Наглядность в экскурсии.- М.: Турист, 1976.

4. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения. - Минск, Университетское, 1988.

5. Дворченко В.В., Веселков В.Р., Емельянов Б.В. Туристско-экскурсионная работа в СССР. - М.: Турист, 1989.

6. Дьякова Р.А., Емельянов В.В., Пасечный В.С. Основы экскурсоведения. - М.: Просвещение, 1985.

7. Емельянов В.В. В помощь экскурсоводу. - М.: Профиздат, 1976.

8. Емельянов В.В. Профессиональное мастерство экскурсовода. - М.: Турист, 1986.

9. Лобовская Р.А. Использование памятников истории и культуры в экскурсиях. - М.: Турист, 1976.

10. Логинов Л.М., Рухлов Ю.В. История развития туристско-экскурсионного дела. - М.: Турист, 1989.

11. Омельченко Б.Ф. Экскурсионное общение.: Познание, воспитание, отдых. - М.: Наука, 1991.

12. Организация и методика экскурсионной работы. Под ред. А.В. Даринского. - Л., ВПШК, 1983.

13. Особенности подготовки и проведения обзорных (многоплановых) экскурсий. - М.: Турист, 1975.

14. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. - М.: Просвещение, 1975.

15. Сичинава В.А. Использование литературных источников в экскурсионной работе. - М.: Турист, 1976.

16. Соколова М. В. История туризма: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ М. В. Соколова. -2-е изд., перераб.. -М.: Академия, 2004.

17. Тарзавина А.В. Городская обзорная экскурсия. - М.: Турист, 1975.

18. Шурденко С.Т. Аннотированный список литературы в помощь экскурсоводам. - М.: Турист, 1975.

19. Экскурсия - активная форма организации культурного досуга. - М.: Турист, 1987.

20. Эстетическое воспитание в экскурсиях. - М.: Турист, 1986.

 

 

Глоссарий

Экскурсия – туристская услуга, обеспечивающая удовлетворение духовных, эстетических, информационных и иных познавательных потребностей туриста или экскурсанта. В процессе экскурсии участники имеют возможность познавать окружающий мир, природные явления и образования, исторические ситуации, бытовые элементы и сцены, достопримечательности местности, города, региона, парка и др.

Обзорная экскурсия – многоплановая экскурсия, на базе исторического и современного материала, строится на показе различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, промышленных предприятий и др.)

Тематическая экскурсия -посвящена раскрытию одной темы.

Экскурсант – временный (однодневный) посетитель местности, населенного пункта, территории или другой страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящийся в данной местности в целях туризма менее 24 часов.

«Портфель экскурсовода» - это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии.

Методическая разработка это документ, определяющий, как провести данную экскурсию, как организовать показ объектов и рассказ о них, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла наиболее успешно.

Методика проведения экскурсии это совокупность используемых при ведении экскурсии приемов, которые призваны найти путь наиболее простого и вместе с тем эффективного достижения цели экскурсии, помочь экскурсантам легче и прочнее усвоить содержание экскурсии.

Показ в экскурсии – процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно.

Рассказ в экскурсии – условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, т.е. образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности исторических лиц, сообщения и пояснения экскурсовода.

Профессиональное мастерство экскурсовода – это особый вид искусства, который построен на активном использовании и умелом сочетании показа и рассказа, участии в процессе восприятия и взаимодействия таких компонентов, как экскурсовод, экскурсант, и экскурсионные объекты.

 

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКСКУРСОВЕДЕНИЯ

(специальность 071401.65 Социально-культурная деятельность)

Санкт-Петербург
2011



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1022; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.011 с.)