Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прочитайте тексты, определите тип текста, стиль, способ изложения материала в тексте.

Поиск

1.

В средние века в христианском мире единственным абсолютно авторитетным источником научной информации были две книги: Библия и сочинения Аристотеля. Наука сводилась к комментированию цитат, которые нужно было приводить точно, потому что безграмотные ересиархи часто выдумывали якобы цитируемые изречения пророков, Христа и Аристотеля. Отсюда возникла система ссылок на текст, удержавшаяся до нашего времени. Эта ступень науки называлась схоластикой, и к XV в. она перестала удовлетворять ученых. Тогда был расширен круг источников - привлекались сочинения других авторов, тексты которых нуждались в проверке. Так возникла гуманитарная (т. е. человеческая, а не божественная) наука - филология, отличающаяся от схоластики критическим подходом к текстам.

2.

Почему южный конец магнитной стрелки красный, а северный - черный? Не исключено, что здесь мы следуем древнекитайской традиции. Китайцы всегда окрашивали южный конец стрелки в красный цвет. А может, красный цвет конца стрелки - дань древней ассирийской традиции? В древнем ассирийском календаре времен Александра Македонского север называется черной страной, юг - красной, восток - зеленой и запад - белой. Городские ворота в Китае окрашивались также в соответствии с этим правилом: в красный, черный, зеленый и белый цвет. Вероятно, что такое обозначение стран света (красным, зеленым, черным и белым было в то время общепринятым, и отголоском этого являются названия Черного и Красного морей, лежащих на юг и север от центрального - Средиземного.

3.

По внешнему виду, а также по физическим и химическим свойствам калий похож на натрий, но обладает еще большей активностью. Подобно натрию, он имеет серебристо-белый цвет, быстро окисляется на воздухе и бурно реагирует с водой с выделением водорода. Соли калия очень сходны с солями натрия, но обычно выделяются из растворов без кристаллизации воды.

4.

Ростовщичество как основа для рождения банков появилось в VIII - VII вв. до н. э. Первые ссуды давались натурой (зерном, скотом) и возвращались в большом количестве. Ссуды давались обычно под залог (имущество, земля) или под доверие личности. Интересно, что авторитеты древности (Платон, Сенека, Цицерон, Аристотель) осуждали ростовщичество.

Первый банк как кредитное учреждение появился в Венеции в XII веке. Его функциями были прием вкладов на хранение и производство трасфертов и переводов. Потом появились банки в Барселоне, Генуе, Амстердаме, Гамбурге. Первые банки с учетом их функций называли депозитными. Стокгольмский банк (1657) первым стал заниматься выдачей ссуд под залог ценностей и имущества. Английский банк в Лондоне (1694) первым стал выпускать банковские билеты.

Определите способ изложения материала (индуктивный, дедуктивный) в вариантах текста лекции.

1.

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли», давая определение этнического стереотипа поведения, писал, что когда члены одного этноса вступают в контакт с членами другого этноса, то первое, что их удивляет, а иногда и шокирует, - это нормы отношений, принятые в другом этносе. Примеров этому множество. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д.

2.

Известный ученый Лев Николаевич Гумилев в книге «Этногенез и биосфера Земли» привел серию любопытных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время своих праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке и с тирсом в руках в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам и т. д. Традиции одного этноса воспринимались другим как чудачества. Другой же народ считал их единственно возможным способом общежития и вовсе ими не тяготился. Причину этого Л. Н. Гумилев видел в существовании этнического стереотипа поведения.

Справка.

Средства выражения логических связей в тексте.

1. Лексические средства связи.

1.1. Специальные функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

- последовательность развития мысли (вначале, прежде всего, затем);

- на противоречивые отношения (однако, между тем, тем не менее);

- на причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, кроме того);

- на переход одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, необходимо остановиться на);

- на итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод).

1.2. Местоимения, прилагательные, причастия, используемые в качестве средств связи (данный, этот, указанный, названный, такой, подобный).

2. Синтаксические средства связи: особенности построения предложений внутри фрагмента текста, обладающего смысловой законченностью.

Найдите в текстах предшествующих заданий лексические и синтаксические средства связей предложений в тексте.

IV. Подведение итогов. Выводы.

V. Д/ з. готовиться к к/ р № 3.

Конспект раздела «Этапы подготовки к выступлению» книги:

Леммериан Х. Учебник риторики. М., 1998.

Конспект раздела в книге:

Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично./ Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - СПб, 1992.

Литература

Основная

1. Введенская М. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов - на -Дону: Феникс, 2001.

2. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий/под ред. Е.В.Ганапольской, А. В. Хохлова. - СПб: Питер, 2005. - 336 с.

3. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа, 1974.

Дополнительная

Розенталь Д. Э. Большой справочник по русскому языку. - М. Оникс: Мир и образование, 2007. - 1008 с.

Практическое занятие № 6.

Тема: Риторика. Подготовка к выступлению.

Цель -познакомиться с основными этапами подготовки к выступлению, с основными риторическими правилами, приемами, с видами красноречия, с типами речей, со структурой речи.

Хочешь быть умным, научись разумно

спрашивать, внимательно слушать,

спокойно отвечать и переставать говорить,

когда нечего больше сказать.

И. Лафатер

I. Контрольная работа № 3. Диктант.

II. Вопросы для обсуждения.

1. Предмет риторики и виды красноречия.

2. Последовательность подготовки к выступлению.

3. Виды речей.

4. Методика поиска нужного материала.

5. Дейл Карнеги о правилах подготовки к выступлению. Приемы привлечения внимания слушателей.

Термины: риторика, академическое красноречие, риторические приемы, невербальные средства общения, вербальные средства общения, риторические вопросы.

III. Практические задания.

Справка.

Риторика (греч.) - это ораторское искусство (лат.), искусство говорить убедительно, красиво.

Существует несколько классификаций видов красноречия:

-монологическое и диалогическое;

-эмоциональное и рациональное;

-социально-политическое, академическое, социально-бытовое, богословско-церковное;

- информативное и убеждающее.

По сфере употребления выделяют три вида академического красноречия:

а) собственно академическое (в среде ученых);

б) вузовское;

в) школьное.

Академическое красноречие объединяет следующие жанры речи:

- лекция,

- научный доклад,

- научное сообщение,

- научный обзор.

Изучите этапы подготовки к выступлению и сравните их с этапами, которые выделяет немецкий специалист по риторике Х. Леммерман. Соедините линией сходные этапы. Какие этапы отсутствуют в схеме Леммермана? Какие дополнительные этапы он выделяет?

Этапы подготовки к выступлению (в российских учебниках) Этапы подготовки к выступлению (по Х. Леммерману)
1. Выбор темы и формулирование «рабочего» названия выступления. 1. Сбор материала.
2. Сбор материала. 2. Отбор материала и его организация.
3. Составление рабочего плана. 3. Обдумывание материала (связка деталей, комментирование материала).
4. Написание основной части текста выступления с одновременным уточнением рабочего плана. 4.Первая редакция ключевых слов (предварительная редакция).
5. Написание вступления и заключения. 5.Стилистическое оформление главной части (упражнения в словесном оформлении).
6. Редактирование текста выступления. 6.Формулирование вступления и заключения.
7. Запоминание основного плана выступления. 7. Общий контроль.
8. Подготовка произнесения речи (чтение вслух на время, перед зеркалом, запись на магнитофон и т. п.) 8.Вторая редакция ключевых слов (окончательная редакция).
  9. Мысленное освоение.
  10. Риторическое освоение (проба речи).

Сделать вывод.

Справка.

Иногда короткие деловые сообщения не требуют тщательной подготовки. В этом случае можно использовать следующую схему:

Выбор темы и формулирование рабочего названия выступления →сбор материала → рабочий план → введение и заключение → краткий просмотр целого.

Запомнить! Чтение вслух одной страницы печатного текста занимает в среднем 2 минуты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.102.165 (0.008 с.)