Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы современного русского литературного языка. Культура речи.

Поиск

· Что такое современный русский язык?

· Что такое культура речи?

· Перечислите основные аспекты культуры речи. Дайте определение каждому аспекту.

· Назовите основные единицы языка.

· Какие правила употребления языковых единиц необходимо знать, чтобы говорить правильно?

· Перечислите виды лексики, находящиеся за рамками литературного языка.

· Как определить род аббревиатур?

· Как склоняются числительные?

· Назовите основные правила в постановке ударения.

· Назовите основные особенности русского ударения.

· Перечислите правила употребления причастных оборотов.

· Перечислите правила употребления деепричастных оборотов.

· Перечислите основные ошибки, связанные с нарушением норм управления.

· Перечислите основные правила употребления однородных членов предложения.

· Назовите основные типы словарей, охарактеризуйте их.

· Что означает ОРФО-, ОРТО- в первой части названия лингвистических словарей? Что такое ортологические словари?

· Перечислите основные типы ортологических словарей.
2. Риторика.

· Что такое риторика?

· Какие классификации видов красноречия существуют?

· Какие 3 вида академического красноречия выделяют?

· Перечислите жанры академического красноречия?

· Как развивалась риторика в России?

· Перечислите этапы последовательности подготовки к выступлению (традиционный вариант, вариант Х. Леммермана).

· Дайте определение информативного и убеждающего выступления.

· Перечислите требования к названию речи

· Перечислите, из каких частей состоит выступление.

· Чем различается композиция текста, план текста и способ изложения?

· Перечислите возможные способы изложения материала в тексте

· Что такое индуктивный способ изложения материала в тексте?

· Что такое дедуктивный способ изложения материала в тексте?

· Что такое метод аналогии при изложении материала?

· Что такое концентрический способ изложения материала в тексте?

· Что такое ступенчатый способ изложения материала в тексте?

· Что такое исторический способ изложения материала в тексте?

· Какие 3 функционально-смысловых типа речи выделяют?

· Что такое описание?

· Что такое повествование?

· Что такое рассуждение?

· Какие средства выражения логических связей в тексте вы знаете?

· Перечислите типы связей предложений в тексте.

· Перечислите виды аргументов

· Какие цели ставит перед собой оратор во вступлении?

· Каково соотношение вступления и основного текста выступления по объему?

· Какими должны быть первые слова вступления?

· Перечислите основные приемы начала выступления.

· Перечислите основные приемы конца выступления.

· Какие цели ставит перед собой оратор в конце выступления?

· Перечислите основные правила написания лаконичных речей.

· Перечислите основные правила написания точных речей.

· Что такое паронимы?

· Почему паронимы смешивают в речи?

· Почему речь должна быть выразительной?

· Какие языковые средства используют для повышения выразительности речи?
3. Функциональные стили речи.

· Дайте определение функциональных стилей речи?

· Перечислите функциональные стили речи.

· Что такое стилеобразующие факторы?

· Перечислите стилеобразующие факторы.

· Из каких элементов складывается система каждого функционального стиля?

· Перечислите основные жанры научного стиля.

· Перечислите основные жанры официально-делового стиля.

· Перечислите языковые средства, формирующие научный стиль.

· Какие специальные виды текстового материала следует проверять при написании и редактировании научного текста?

· Перечислите требования к цитированию.

· Как может быть обозначено отношение автора к цитируемому отрывку?

· Какие правила следует соблюдать при цитировании?

· Назовите основные правила оформления таблиц.

· Назовите структурные элементы таблицы.

· Перечислите основные виды конспектов.

· Что входит в структуру учебной научной работы?

· Охарактеризуйте реферат как жанр научной речи.

· Перечислите основные виды рефератов.

· Какова структура реферата?

· Каковы правила составления введения реферата как формы самостоятельной учебной деятельности студентов?

· Каковы основные правила написания введения, заключения реферата?

· Каковы основные отличия реферата как формы самостоятельной учебной деятельности студентов от школьного сочинения?

· Перечислите основные особенности официально-делового стиля.

· Дайте определение заявления. Какова его структура?

· Дайте определение доверенности. Какова ее структура?

· Дайте определение объяснительной записки. Какова ее структура?

· Дайте определение расписки. Какова ее структура?

· Какие типы деловых писем вы знаете?

· Какие требования предъявляются к оформлению деловой документации?

· Перечислите основные реквизиты делового письма (6).

· Дайте определение резюме. Какова его структура? Какова цель составления резюме?

· Что такое реклама? Назовите основные функции рекламы.

· Какие виды рекламы выделяют?

· Каковы основные языковые средства привлечения внимания в рекламе?

· Какова структура рекламного объявления?

· Перечислите основные жанры научной речи

· Назовите основные особенности публицистического стиля. Перечислите основные жанры публицистического стиля.

· Перечислите основные особенности разговорно-бытового стиля.

· Перечислите основные особенности художественной речи.

· Перечислите основные типы вопросов в деловой беседе. Приведите примеры.

Тестовые задания

Вариант 1

А. Потом чуть приоткрыл занавеску (1) и замер (2) (не)сводя глаз с разнообразной толпы (3) взад и вперед сновавшей с вещами (в)доль вагона (4) в темном свете вокзальных огней.

Б. Я (не)медленно опустил око(н, нн)ую занавеску (1) и (2) как только носильщик (3) обтирая мокрую руку о свой белый фартук(4) взял на чай (5) и вышел (6) на замок запер дверь.

В. В маленьком купе первого класса (1) которое я заказал заранее (2) шумно лил дождь по крыше. (Бунин И. А. «Кавказ»)

 

1. Расположите предложения в таком порядке, чтобы получился текст:

1) А, Б, В;

2) В, А, Б;

3) В, Б, А.

2.Определите стиль речи в полученном тексте:

1) публицистический,

2) художественный,

3) разговорный,

4) научно-популярный.

3.Какие тропы присутствуют в тексте?

1) метонимии,

2) эпитеты,

3) гиперболы,

4) сравнения.

4. В каком предложении присутствует инверсия?

1) А, В,

2) Б, В,

3) А, Б,

4) А, В.

5. В каком предложении одновременно присутствует причастный и деепричастный оборот?

1) А,

2) Б,

3) В.

 

6. Определите, какое предложение в тексте будет простым.

1) А,

2) Б,

3) В.

7. В каком предложении текста нет однородных членов?

1) А,

2) Б,

3) В.

 

8. Найдите в тексте сложное предложение с придаточным определительным.

1) А,

2) Б,

3) В.

9. В предложении А на месте каких цифр необходимы знаки препинания?

1) 1,2,3,4,

2) 1,2,4,

3) 2,3,

4) 2,3,4.

10. В предложении Б на месте каких цифр необходимы знаки препинания?

1) 2,3,4,6,

2) 1,2,3,4,5,6,

3) 3,4,5,

4) 2,4,6.

11. В предложении В на месте каких цифр необходимы знаки препинания?

1) 1,

2) 2,

3)1,2.

12. Какое слово из предложения А соответствует следующей морфемной схеме:

∩ ^?

1) занавеску,

2) приоткрыл,

3) разнообразной,

4) сновавшей.

13. Определите тип речи в полученном тексте:

1) рассуждение,

2) описание,

3) повествование.

14. Найдите изменяемое слово в следующем списке:

1) заранее,

2) вперед,

3) шумно,

4) вышел.

15. Найдите в перечне существительное не в винительном пад.:

1) занавеску,

2) (по) крыше,

3) руку,

4) (на) чай.

16. Укажите среди словоформ действительное причастие прошедшего времени:

1) (не) сводя,

2) сновавшей,

3) обтирая,

4) лил.

17. В тексте используются глаголы:

1) действительного залога,

2) страдательного залога.

18. В каком наклонении используются глаголы в тексте?

1) изъявительное,

2) условное,

3) повелительное.

19. В каком времени используются глаголы?

1) настоящее,

2) прошедшее,

3) будущее.

20. В каком предложении имеется существительное в творительном падеже?

1) А,

2) Б,

3) В.

21. Найдите неверное объяснение правописания слова:

1) (не)сводя - деепричастие с НЕ пишется слитно,

2) (вдоль) вагона - предлог с существительным пишется раздельно,

3) (не)медленно - не с наречием на –о(-е) пишется слитно (как с полным прилагательным),

4) о ко(н, нн)ую – пишется в прилагательном - НН -, т.к. одна в корне, другая в суффиксе.

22. В каком предложении имеется числительное?

1) А,

2) Б,

3) В.

23. К какому разряду относится числительное?

1) количественное,

2) порядковое.

24. Какие союзы используются в тексте?

1) сочинительные,

2) подчинительные.

25. Какова роль союза И в тексте?

1) соединяет однородные члены предложения,

2) соединяет части сложного предложения.

26. В предложении В словоформа которое является:

1) союзом,

2) союзным словом.

27. Слова какой части речи отсутствуют в тексте?

1) частица,

2) местоимение,

3) наречие,

4) междометие.

28. В каком предложении отсутствует подлежащее?

1) А,

2) Б,

3) В.

29. Какой разновидности сложного предложения нет в этом тексте?

1) сложносочиненное,

2) сложноподчиненное,

3) бессоюзное.

30. От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения?

1) разнообразной,

2) темном,

3) вокзальных,

4) мокрую.

31. Прилагательных какого разряда нет в этом тексте?

1) качественные,

2) притяжательные,

3) относительные.

32. Местоимения какого разряда используются в тексте?

1) определительные,

2) личные,

3) отрицательные,

4) восклицательные.

33. У какой словоформы не может быть окончания?

1) шумно,

2) носильщик,

3) лил,

4) (на) замок.

34. В каком предложении имеется неизменяемое существительное?

1) А,

2) Б,

3) В.

35. Наречий какого разряда нет в данном тексте?

1) меры и степени,

2) образа действия,

3) времени,

4) места.


Вариант 2

А.. Видно было (1) что он еще на Курском вокзал… влюбился в нее (2) и (3) она обращалась с ним уже повелительно (4) когда он вытаскивал из тележки ее вещи.

Б. Но тут вскоре приехала племянница папы из Харькова (1) Валерия Остроградская (2) которой ни Зойка (3) ни Гришка (4) никогда еще не видали.

В. И вот лето пришло, и он стал приезжать каждую неделю на два, на три дня.

Г. Левицкого послали рано утром в Москву встречать ее на Курском вокзал…(1) и со станции… он приехал не на велосипед… (2) а сидя с ней в тележк… станционного извозчика (3) усталый (4) с провалившимися глазами (5) радостно взволнованный.

 

1. Расположите предложения так, чтобы получился текст:

1) А, Б, В, Г,

2) Г, В, А, Б,

3) В, Б, Г, А,

4) Б, Г, В, А.

2. Определите стиль текста:

1) художественный,

2) разговорный,

3) публицистический,

4) научно-популярный.

3. Определите тип текста:

1) рассуждение,

2) описание,

3) повествование.

4. Определите тип связи предложений в тексте:

1) цепной,

2) параллельный,

3) параллельно-цепной.

5. Какие средства связи предложений не используются в тексте?

1) местоимения,

2) контекстуальные синонимы,

3) лексические повторы,

4) синонимы.

6. В каком предложении используются различные типы синтаксической связи?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

7. В каком предложении имеется определительное придаточное?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

8. В каком предложении имеется изъяснительное придаточное и придаточное времени?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

9. В каком предложении в составе есть безличное предложение?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

10. Какую роль выполняет союз И в предложении В?

1) соединяет части сложного предложения,

2) соединяет однородные члены.

11. На месте каких цифр необходимы знаки препинания в предложении А?

1) 1,2,3,4,

2) 1, 3, 4,

3) 1, 2, 3,

4) 1, 2, 4.

12. На месте каких цифр необходимы знаки препинания в предложении Б?

1) 1, 2, 3, 4,

2) 1, 2, 3,

3) 2, 3,

4) 2, 3, 4.

13. На месте каких цифр необходимы знаки препинания в предложении Г?

1) 1,2,3,

2) 2,3,5,

3) 1,2,3,4,5,

4) 1,3,5.

14. Какая словоформа соответствует следующей морфемной схеме

∩ ^ ^?

1) извозчик,

2) повелительно,

3) вытаскивал,

4) взволнованный.

15. Найдите среди словоформ ту, у которой нулевое :

1) повелительно,

2) влюбился,

3) радостно,

4) обращалась.

16. Найдите неверное высказывание:

1) пр(и, е)хала – в приставке И, т. к. приставка обозначает приближение,

2) (не, ни) Зойка – пишется раздельно, т. к. это частица НЕ, т. к. выражает отрицание,

3) (ни, не)когда – наречие, пишется слитно, НИ, т. к. без ударения,

4) станцио(н, нн)ого – прилагательное, -нн-, т. к. суффикс -онн-.

17. Укажите предложение, в котором нет собственных существительных:

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

18. Какие собственные наименования отсутствуют в тексте?

1) фамилии, имена, отчества,

2) название учреждений,

3) географические наименования,

4) название газет, журналов.

19. В каком падеже нет существительных в этом тексте?

1) именительный,

2) винительный,

3) дательный,

4) творительный.

20. В каком предложении имеются обособленные определения?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

21. В каком предложении есть числительные?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

22. К какому разряду относятся числительные в тексте?

1) количественные,

2) порядковые.

23. Местоимений какого разряда нет в тексте?

1) личные,

2) притяжательные,

3) определительные,

4) отрицательные.

24. Прилагательных какого разряда нет в тексте?

1) качественные,

2) притяжательные,

3) относительные.

25. В каком предложении нет однородных членов предложения?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

26. В каком наклонении используются глаголы в тексте?

1) изъявительное,

2) повелительное,

3) условное.

27. В каком времени используются глаголы?

1) настоящее,

2) будущее,

3) прошедшее.

28. В каком предложении используются только простые сказуемые?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

29. В каком предложении имеется противительный союз А, соединяющий однородные члены?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

30. В каком предложении средствами связи однородных членов является отрицательная частица?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

31. У какого существительного в окончании –И?

1) на велосипед…,

2) в тележк…,

3) со станции…,

4) на вокзал…

32. В каком предложении имеется действительное причастие прошедшего времени?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

33. Наречий какого разряда нет в тексте?

1) образ действия,

2) мера и степень,

3) время,

4) причина.

34. В каком предложении имеется деепричастие несовершенного вида?

1) А,

2) Б,

3) В,

4) Г.

35. Какое слово не будет синонимом?

1) Валерия Остроградская,

2) племянница,

3) Зойка,

4) с ней.

Вариант 3

1. Укажите, в какой группе слов правильно расставлены ударения:

1). по´нял, со´здал, повтори´т, на´чал,

2) по´нял, созда´л, повто´рит, нача´л,

3) понял, создал, повторит, начал,

4) поня´л, со´здал, повто´рит, на´чал.

2. В каком из рядов ударение во всех словах падает на третий слог?

1) алкоголь, балованый, маркетинг,

2) начался, оптовый, красивее,

3) арахис, алфавит, изредка,

4) сантиметр, каталог, позвонишь.

3. Укажите слово, в котором произношение расходится с написанием:

1) цыган,

2) чтобы,

3) случай,

4) глотка.

4. В каком слове нужен Ь?

1) вон..зить,

2) скол…зить,

3) кон…чить,

4) бан…тик.

5. В каких словах буквы Е, Ë, Ю, Я обозначают два звука?

1) честный, явь, моя,

2) съесть, полью, емкость,

3) парашют, яд, полет,

4) медвежья, яркий, плюшевый.

6. Выберите группу слов, в которых есть только твердые согласные:

1) жир, весь, каша, цирк, щель,

2) боец, свитер, шутка, ателье,

3) шоссе, канапе, цыган, брошюра,

4) варьете, декан, тезис, бандероль.

7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:

1) отвага, храбрый, мужество,

2) бесстрашие, отвага, мудрость,

3) отвага, храбрость, мужество,

4) бесстрашность, храбрость, отважность.

8. Найдите многозначное слово:

1) манок,

2) кабинет,

3) хмурый,

4) жюри.

9. Найдите синонимы к слову учебник:

1) книга,

2) словарь,

3) руководство,

4) энциклопедия.

10. Какие слова не являются антонимами?

1) рано - поздний,

2) рассвет - сумерки,

3) уважать - презирать,

4) скупой – щедрый.

11. Укажите группу слов, в которой все лексемы будут однокоренными глаголу гореть:

1) загар, горький, горевать, горю,

2) пригореть, горюю, горка, выгарки,

3) горелый, загорать, загар, выгореть,

4) горький, горка, горелый, обгореть.

12. Какое из слов соответствует схеме ∩ ^ ^ ^?

1) расписание,

2) привязался,

3) приноровиться,

4) наблюдательнее.

13. В каком из слов не может быть окончания?

1) печь,

2) молча,

3) сходить,

4) кирпич.

14. В каком слове нет приставки?

1) обувь,

2) изъян,

3) растение,

4) сделка.

15. В каком ряду во всех словах пишется на месте пропуска буква А?

1) алг..ритм, г..белен, гене..логия,

2) д…минанта, к..т..клизм, с..мнамбула,

3) паст..раль, фен..мен, сп..нтанный,

4) экстр..вагантный, цит..дель, ф..талист.

16. В каком слове пишется буква А?

1) выск..чить,

2) р..внина,

3) з..ревать,

4) выр..вняться.

17. Какое слово выбивается из логической последовательности?

1) пш..нный, ч..боты,ж..рнов,

2) дириж..р, стаж..р, ухаж..р,

3) груш..вка, щ..лочь,заж..г,

4) сгущ..нка, копч..ность, смеш..н.

18. В каком из слов невозможны варианты написания?

1) конфеты,

2) буф,

3) джин,

4) колос.

19. В каком глаголе во 2 лице мн.ч. пишется буква Е?

1) бор..тесь,

2) кле..те,

3) позвол..те,

4) обид..те.

20. В каком ряду нарушена логическая последовательность?

1) приветстве..ый, клятве..ый, пря..ый,

2) исти..ый, ветчи..ый, чи..ый,

3) беше..ый, купле..ый, золоч..ый,

4) иллюстрирова..ый, очарова..ый, выкова..ый.

21.В каком(их) предложении(ях) все слова с НЕ(НИ) пишутся слитно?

1. Только совершенно (не) заинтересова(н,нн)ому взгляду русская природа кажется бедной и (не, ни)сколько (не)разнообразной.

2. (Не) броская, но какая-то сосредоточенная и сразу (не) раскрывающаяся красота ее вызывает (не)повторимое, долго (не) забывающееся чувство щемящей грусти.

3. Я (не) знаю (1) (не, ни) чего более трогательного (2) чем первый снег (3) который (4) (не) смотря на свою хрупкость (5) властно манит далью (6) еще почти (не) проторе(н,нн)ых дорог.

4. Сколько песен сложе(н,нн)о про зиму, сколько поэм посвяще(н,нн)о ю(н, нн)ой красавице в сарафане из серебря(н,нн)ой парчи, а нам все (не) достает.

1) 1,2,

2) 2,3,

3) 4,

4) 1.

22. В каком предложении из вышеуказанного текста все прилагательные и причастия пишутся с одной Н?

1) 1,

2) 2,

3) 3,

4) 4.

23. На месте каких цифр в предложении3) текста необходимы знаки препинания?

1) 1,3,5,6,

2) 2,3,5,6,

3) 2,5,

4) 2,3,4,5.

24. Какие художественные средства отсутствуют в тексте, приведенном выше?

1) гиперболы,

2) метафоры,

3) сравнения,

4) эпитеты.

25. Какие стилистические фигуры отсутствуют в тексте?

1) инверсия,

2) оксюморон,

3) параллелизм,

4) градация.

26. Какую функцию выполняют НЕ, НИ в тексте?

1) отрицательная,

2) утвердительная,

3) усилительная,

4) усилительно-обобщающая.

27. Какое предложение в тексте является сложносочиненным?

1) 1,

2) 2,

3) 3,

4) 4.

28. Какое предложение в тексте является сложноподчиненным?

1) 1,

2) 2,

3) 3,

4) 4.

29. Определите тип придаточного в сложноподчиненном предложении?

1) местоименно-определительное,

2) определительное,

3) изъяснительное,

4) времени.

30. В составе какого сложного предложения имеется односоставная основа?

1) 1,

2) 2,

3) 3,

4) 4.

31. В каком предложении отсутствует между словами грамматическая связь–примыкание?

1) 1,

2) 2,

3) 3,

4) 4.

32. В каком предложении есть прилагательное в сравнительной степени?

1) 1,

2) 2,

3) 3,

4) 4.

33. В каком предложении имеется 3 действительных причастия настоящего времени?

1) 1,

2) 2,

3) 3,

4) 4.

34. В каком предложении требуется тире?

1). Директор школы его отец.

2). Пейзаж не довесок к прозе и украшение.

3). Выйти замуж не порог перешагнуть.

4). Человек братец ты мой все равно что самовар.

35. На месте каких цифр в предложении требуются знаки препинания?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.165.192 (0.017 с.)