Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разборка, ремонт, сборка и регулировка производственного оборудования

Поиск

Объект работы. Изношенное оборудование школьной мастерской.

Теоретические сведения. Инструкционно-технологические кар­ты на разборку и сборку узлов (механизмов) станочного оборудова­ния и приспособлений.

Виды простейших неисправностей в станках и приспособлени­ях: ослабление резьбового соединения, зазоры в подшипниках и на­правляющих, погнутость кронштейнов и ограждений, трещины и поломка в деталях; износ крепежных деталей. Распределение дета­лей на годные, подлежащие ремонту (восстановлению) и негодные (требующие замены). Применение разводных гаечных ключей. Де­фектная ведомость. Технические условия на сборку. Порядок сбор­ки. Правила безопасности при работе с керосином.

Практические работы. Подготовка рабочего места и инструмен­та для разборки. Отвинчивание резьбовых деталей. Подбор рабо­чей части отвертки по размерам шлица винта. Подбор гаечного ключа по головке винта. Отвинчивание туго сидящих гаек и винтов. От­винчивание винта со сломанной головкой. Удаление обломка винта высверливанием. Определение дефектов деталей на глаз и с помо­щью измерительного инструмента.

Исправление дефектов винтов и гаек прогонкой резьбы. Припи-ливание граней для захвата гаечным ключом. Снятие фасок на торце винта. Удаление шплинтов, цилиндрических и конических штифтов, призматических и сегментных шпонок. Съем подшипников качения, шкивов, муфт. Разметка по месту. Сверление отверстий дрелями и нарезание резьбы в станине станка. Удаление, заусенцев, шабрение и шлифовка направляющих. Промывка, протирка и смазка деталей. Сборка узлов. Стопорение резьбовых соединений: контргайкой, шплинтом, проволокой, пружинной шайбой, шайбой с отгибаемым краем. Покраска деталей кистью.

Практическое повторение

Виды работы. По выбору учителя. Ориентировка в задании по чертежу и образцу.

Санитарно-технические работы Трубы стальные и соединительные части

Теоретические сведения. Характеристика сталей для труб и соединительных частей. Конструкции. Стальная труба: виды по конструкции (сварная, бесшовная). Общее представление о технологии изготовления труб.

Стальная труба в санитарной технике: виды (водогазопровод-ная черная и оцинкованная), обыкновенная, усиленная и облегчен­ная, электросварная с прямым и спиральным швом, бесшовная), применение. Соединительные части для стальных труб из ковкого чугуна: виды, размеры, применение. Стальные сварные и штампо­ванные соединительные части. Литые стальные соединительные части. Виды стального фланца. Технические требования к качеству труб и соединительных частей.

Изготовление узлов и деталей из стальных труб

Изделия. Полотенцедержатель, компенсатор, радиаторный узел.

Теоретические сведения. Стальные узлы и детали; назначение, виды и применение при монтаже систем отопления, водоснабжения и газоснабжения. Трубные узлы и типовые изделия. Трубы и соеди­нительные части, применяемые для изготовления узлов.

Изготовление узлов и деталей: требования, назначение, устрой­ства и правила подготовки к работе применяемых механизмов при­способлений и инструментов. Правила безопасной работы при из­готовлении узлов и деталей. Сварка труб.

Практические работы. Разметка, ручная и механизированная резка и гибка труб, нарезание резьбы. Изготовление прокладок, крепежных деталей, подставок, регистров, полотенцесушителей, смывных труб, компенсаторов, радиаторных узлов.

Практическое повторение

Виды работы. По выбору учителя.

IV четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила техники безопасности.

Механосборочные работы Разработка, ремонт, сборка и регулировка производственного оборудования

Объект работы. Учебные станки.

Теоретические сведения. Ползун и направляющие — основные звенья механизма поступательного движения. Направляющие: ре­гулирующие устройства (компенсаторы), виды неисправностей и износа, способ устранения дефектов (шабрение). Пригонка трущих­ся деталей. Контрольная плита: виды, назначения, устройства. Про­стейшие способы выверки плоскостей: на глаз, с помощью повероч­ной линейки на просвет, поверочной плитой на краску.

Умение. Ориентировка по образцам обработанных плоскостей. Планирование работы по устной инструкции учителя.

Практические работы. Устранение характерных неисправнос­тей направляющих: отколы, выбоины, заусенцы, износ. Установка вставок и накладок при ремонте выбоин и отколов. Обработка на­правляющих после заварки дефектов. Ремонт прижимных планок и регулировка зазора с их помощью. Заточка инструмента.

Техническое нормирование, квалификационные характеристики и оплата труда слесаря-сборщика и слесаря-ремонтника

Теоретические сведения. Значение нормирования труда. Нор­ма времени и норма выработки. Слагаемые оперативного времени на выполнение технологических операций (основное и вспомога­тельное, на обслуживание рабочего места, на отдых и удовлетворе­ние естественных надобностей).

Основные признаки квалификации рабочего: объем теоретичес­ких, и практических знаний, навыков и умений. Тарифные разряды и квалификационные характеристики профессий. Зависимость за­работной платы рабочего от тарифного разряда (тарифный коэф­фициент, тарифная ставка). Формы и системы зарплаты. Бригад­ные формы организации и оплаты труда.

Практическое повторение

Виды работы. Сборка и подгонка деталей учебных станков.

Санитарно-технические работы Трубы чугунные

Теоретические сведения. Свойства чугуна для труб и соедини­тельных (фасонных) частей. Виды чугунных труб по назначению. Труба чугунная водопроводная: виды по толщине стенки и способу литья. Раструб чугунной водопроводной трубы: конструкция, раз­меры (длина, внутренний диаметр). Фасонные части для чугунной водопроводной трубы: виды, конструкции, размеры, назначение. Труба чугунная, канализационная: размеры, назначение. Фасон­ные части для чугунной канализационной трубы: виды, размеры, назначение. Технические требования к чугунным трубам и фасон­ным частям.

Изготовление узлов и деталей чугунных труб

Изделия. Узел из чугунных труб.

Теоретические сведения. Характеристика труб и деталей тру­бопровода. Требования к изготовлению узлов и деталей из чугун­ных труб. Оборудование, механизмы, приспособления и инструмен­ты для изготовления узлов и деталей из чугунных труб: назначение, устройство, правила подготовки к работе. Техника безопасности при изготовлении узлов и деталей из чугунных труб.

Способы заделки раструбов канализационных безнапорных и напорных труб цементом, герметикой. Допустимые отклонения ли­нейных размеров в изготавливаемых узлах. Основные дефекты при изготовлении узлов и деталей из чугунных труб и способы их уст­ранения.

Практические работы. Разметка, рубка, обработка концов труб вручную и с помощью средств механизации.

Трудовое законодательство

Теоретические сведения. Кодекс законов о труде. Основные тру­довые права и обязанности рабочих и служащих. Трудовой договор. Перевод на другую работу. Расторжение трудового договора. Отстра­нение от работы. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Охрана труда. Труд молодежи.

Практическое повторение

Виды работы. По выбору учителя.

ШВЕЙНОЕ ДЕЛО

Пояснительная записка

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к само­стоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и легкого платья со специализацией по профессии швея-мо­тористка женской и детской легкой одежды.

В 5 классе учащиеся знакомятся с устройством швейной маши­ны. Предусмотрены упражнения по освоению приемов работы на ней. Формирование навыков выполнения машинных строчек и швов проводится и по другим разделам программы, для чего специально выделяется время на занятиях. В программу 5 класса включены темы по обработке прямых, косых и закругленных срезов в бельевых и некоторых бытовых швейных изделиях, снятию мерок, построению чертежа.

В 6—8 классах продолжается обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине (регулировка стежка и натяжения нитей, смена машинной иглы, выполнение закрепки машинной строчки). Выра­батывается автоматизация навыков работы на швейной машине. Материал программы в 7, 8 классах достаточно сложен: изучаются технология пошива легкой одежды, свойства тканей, устройство швейных машин. Учащиеся осваивают изготовление изделий, ко­торое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое вни­мание уделяется обучению планировать процесс пошива, анализи­ровать свои действия и их результаты. Чтобы приблизить обучение к реальной действительности на занятиях «практическое повторе­ние» школьникам предлагают заказы базового предприятия.

Программа 9 класса предусматривает овладение учащимися про­мышленной технологией пошива женской и детской легкой одеж­ды и скоростными приемами труда на производственных швейных машинах. Предшествующая подготовка позволяет школьнику спе­циализироваться не только по пошиву женской и детской легкой одежды, но и по пошиву другой продукции, что дает возможность школе учитывать потребности своего базового предприятия и вно­сить соответствующие изменения в программу 9 класса.

В программе не указано количество часов, отведенных на изуче­ние той или иной темы. Учитель исходя из уровня подготовленнос­ти учащихся сам определяет продолжительность преподавания. По той же причине не дано содержание некоторых контрольных работ.

Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приоб­ретают на уроках черчения, математики, естествознания и истории.

Эти знания помогают им строить чертежи выкроек, учитывать рас­ходы материалов, понимать процессы изготовления тканей, вникать в положения трудового законодательства и т. д. В свою очередь, на­выки и умения, полученные при освоении швейных операций спо­собствуют более успешному изучению школьницами общеобразо­вательных предметов.

Традиционные формы обучения дополняются экскурсиями на швейную фабрику. Благодаря конкретным впечатлениям учащиеся прочнее усваивают теоретические сведения.

В программе учтены требования, предъявляемые к выпускни­кам производственными предприятиями, о чем свидетельствуют такие, например, темы, как «Технология пошива простейших изде­лий, выпускаемых базовым предприятием» или «Правила безопас­ной работы на швейной фабрике».

Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторики у ано­мальных детей. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказывается на ста­новлении их личностей, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

КЛАСС

I четверть

Швейная машина Вводное занятие

Беседа о профессии швеи. Ознакомление с задачами обучения и планом работы на год и четверть. Правила поведения и безопасной работы в швейной мастерской. Санитарно-гигиенические требова­ния. Организация рабочего места. Подготовка рабочей формы, ма­териалов и инструментов. Распределение рабочих мест.

Повторение пройденного. Хлопчатобумажное волокно. Получе­ние ткани. Лицевая и изнаночные стороны, долевая и поперечные нити в ткани. Инструменты и приспособления для ручных работ.

Теоретические сведения. Швейная машина: марки, скорости, виды выполняемых работ, основные механизмы, заправление верх­ней и нижней ниток. Правила безопасности при работе на швейной машине. Организация рабочего места.

Умение. Работа на швейной машине с ручным приводом.

Упражнения. Пуск и остановка швейной машины. Рабочий и свободный ход швейной машины. Наматывание нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней ниток. Строчка на бумаге и ткани по прямым, закругленным и зигзагообразным линиям.

Практические работы. Правильная посадка во время работы на машине (положение рук, ног, корпуса). Подготовки машины к ра­боте (наружный осмотр, включение и выключение, наматывание шпульки, заправка верхней и нижней ниток). Выполнение машин­ных строчек с ориентиром на лапку (прямых, закругленных, зигза­гообразных). Положение изделия на машинном рабочем месте.

Работа с тканью

Изделие. Головной или носовой платок, обработанный краевым швом вподгибку с закрытым срезом.

Теоретические сведения. Представление о волокне: внешний вид, употребление. Виды волокон. Название тканей, используемых для изготовления данного изделия (ситец, батист). Ручные и ма­шинные работы при пошиве изделия. Машинные швы: виды (кра­евой, вподгибку с закрытым срезом), конструкция, применение.

Умение. Утюжка изделия. Выполнение шва вподгибку с закры­тым и открытым срезами.

Упражнения. Выполнение шва вподгибку с закрытым и откры­тым срезами. Утюжка изделия.

Практические работы. Заметывание поперечного среза. Заме-тывание долевого среза швом вподгибку с закрытым срезом. Подго­товка машины к шитью. Застрачивание подогнутых краев платка. Закрепление машинной строчки вручную. Обработка углов косы­ми стежками.

Ремонт одежды

Изделие. Пуговица на стойке.

Теоретические сведения. Виды пуговицы. Способы пришива­ния пуговицы в зависимости от вида пуговицы, нитки. Подготовка белья и одежды к ремонту. Швы, применяемые для ремонта белья и одежды.

Умение. Пришивание пуговицы, обметывание среза ткани.

Практические работы. Определение места для оторванной пуговицы. Пришивание пуговиц на стойке. Закрепление нити несколькими стежками на одном месте. Подбор ниток в соответ­ствии с тканью по цвету, толщине, качеству изделия. Складыва­ние ткани по цвету, толщине, качеству изделия. Складывание ткани по разрыву или распоровшемуся шву. Стачивание распо­ровшегося шва ручными стачными стежками. Обметывание сре­зов разрыва частыми косыми стежками (обмет). Приутюживание места ремонта.

Практическое повторение

Виды работы. Подшив головного и носового платков, вышивка монограммы.

Самостоятельная работа

Выполнение на образце шва вподгибку с закрытым срезом ши­риной до 1 см. Пришивание на образце пуговиц со сквозными от­верстиями на стойке.

II четверть

Вводное занятие

План работы на четверть. Правила поведения учащейся в мас­терской. Правила безопасности при работе с иглой, ножницами, электроутюгом и на швейной машине. Организация ручного и ма­шинного рабочего места.

Работа с тканью

Изделия. Мешочек для хранения изделия. Повязка из двух сло­ев ткани с завязками из тесьмы для дежурного.

Теоретические сведения. Название тканей, используемых для пошива мешочка. Ручные и машинные работы. Машинные швы, кон­струкция и применение. Понятие обтачать. Косые и обметочные стежки.

Умение. Продергивание тесьмы, выполнение станочного шва.

Упражнения. Выполнение станочного шва на образце.

Практические работы. Отделка мешочка отделочными стежка­ми или аппликацией. Стачивание боковых срезов. Обметывание сре­зов шва косыми или петельными стежками. Обработка верхнего сре­за швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1,5—2 см. Продер­гивание тесьмы. Пришивание эмблемы к повязке для дежурного. Складывание и сметывание деталей. Обтачивание деталей, обрезка углов, вывертывание повязки, выметывание шва, выполнение отде­лочной строчки с одновременным застрачиванием отверстия. При­утюживание изделия.

Ремонт одежды

Изделия. Вешалка к одежде. Заплата в виде аппликации.

Теоретические сведения. Виды ремонта одежды. Подбор ткани для вешалки и заплаты.

Умение. Наложение заплаты.

Практические работы. Вырезание лоскута 10 х 14 см для вешал­ки. Обработка вешалки косыми стежками или машинной строчкой.

Пришивание вешалки к изделию. Определение места наложения и размеров заплаты. Раскрой заплаты с прибавкой на швы. Загибание и заметывание срезов заплаты. Наложение заплаты с лицевой сто­роны изделия, наметывание и пришивание вручную косыми или петельными стежками. Приутюживание изделий.

Самостоятельная работа

Обработка вешалки и втачивание ее в шов вподгибку с закры­тым срезом.

III четверть

Вводное занятие

Задачи обучения и план работы на четверть. Правила безопас­ной работы в мастерской.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.228 (0.012 с.)