Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цветоводство и декоративное садоводство

Поиск

Допущено

Москва

Министерством образования Российской Федерации


200


Авторы:

Мирский С.Л., Журавлев Б.А., Иноземцева Л.С., Ковалева ЕЛ., Васенков Г.В.

Под редакцией В.В. Воронковой

ББК 74.3

© Коллектив авторов, 2000

© «Гуманитарный издательский

центр ВЛАДОС», 2000 © Серийное оформление обложки.

«Гуманитарный издательский

Программыспециальной (коррекционной) образовательной П78 школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 2. - 240 с. 13ВЫ 5-691-00583-9. 5-691-00626-6(11).

центр ВЛАДОС», 2000

Общая характеристика

Программы данного сборника содержат учебный материал для 5—9 классов специальной (коррекционной) образовательной шко­лы VIII вида.

Второй этап предполагает обучение в ПТУ или в учебно-произ­водственном отделении учебно-воспитательного комплекса для ум­ственно отсталых детей.

Последний этап соответствует 1—2 ступени профессиональной квалификации лиц с нормальным интеллектом.

Сборник включает учебные программы по столярному, слесар­ному, переплетно-картонажному, швейному делу, подготовке млад­шего обслуживающего персонала, сельскохозяйственному труду, цветоводству и декоративному садоводству.

По построению и объему учебного материала программы явля­ются базовыми. Исходя из местных условий обучения и трудоуст­ройства выпускников школа выбирает соответствующие виды тру­да, уточняет содержание базовых программ (некоторые темы могут опускаться) или по их образцу разрабатывает новые для других ви­дов труда.

Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития и часто сопутствующими физическими де­фектами во многом зависит от состояния проводимой в школе кор­рекционной работы. Ее основными направлениями для учителя слу­жат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой дея­тельности. Последнее предполагает формирование у учащихся не­обходимого объема профессиональных знаний и общетрудовых уме­ний. Развитие умений происходит путем планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимаю­щих) действиях.

В начале обучения помощь должна быть максимальной. В отно­шении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий). Разверну­тая помощь в планировании заключается в групповом обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последова­тельности ее выполнения, в применении демонстрационных техно­логических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся. Результативность само­контроля обеспечивается за счет полноты и точности сформирован­ного у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счет формирования контрольно-измерительныхумений и привычки к выполнению контрольных действий. Целе­направленное обучение общетрудовым умениям позволяет учите­лю в старших классах перейти от развернутой помощи учащимся к краткому инструктажу. Дополнительные объяснения проводятся индивидуально с каждым отстающим в обучении учащимся.

Основные пути повышения качества работы учащихся заклю­чаются в следующем:

1. Создание психологической установки на изготовление изделий, отвечающих техническим требованиям и имеющих товарный вид.

2. Обучение нормативно одобренным приемам труда и приме­нение в работе эффективной технологии..

3. Достаточный уровень технического и материального обеспе­чения труда учащихся.

В первые два—три года профессионального обучения первосте­пенное внимание придается правильности выполнения учащимися трудовых приемов. В последующем наращивается темп работы и сте­пень овладения трудовыми навыками. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых учащиеся из­готавливают товарную продукцию. При подготовке младшего обслу­живающего персонала практическое повторение осуществляется в форме производственной практики на базовом предприятии, в уч­реждениях.

Программы предусматривают специализацию профессиональ­ного обучения только в 9 или 8—9 классах. Большинство программ содержит блоки по двум специальностям изучаемой профессии. Программы штукатурно-малярного дела и обслуживающего труда не предусматривают разделения по специальностям. В их построе­ние положен принцип технических связей предлагаемых тем.

Выбор направления специализации в школе не является посто­янным. Специализация может осуществляться и по направлениям, не указанным в данных программах. Для этого используются общие для профессии темы данного сборника и разрабатываются допол­нительные, отражающие специфику трудовой деятельности выпус­кников школы в конкретных условиях.

Для эффективного обучения умственно отсталых детей необхо­димо проводить систематическое изучение динамики развития их трудовых способностей. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические,работы учащихся в конце каждой учебной четверти. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребенком, по­зволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельнос­ти каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

В программах дана примерная последовательность тем и со­держание практических работ. Их уточнение применительно к ус­ловиям своей школы выполняет учитель. Количество учебных ча­сов на четверть рассчитывается в соответствии с принятым шко­лой учебным планом. Определение времени, необходимого на отработку содержания программной темы, определяет учитель ис­ходя из возможностей конкретной учебно-трудовой группы и ма­териально-технического обеспечения мастерской. При этом в 8— 9 классах на практическое повторение (выполнение производствен­ных заказов) целесообразно отводить приблизительно 50% учебного времени.

 

 

СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО

Пояснительная записка

Программа рассчитана на профориентацию учащихся коррек-ционной школы VIII типа. Цель программы — подготовить школь­ников к поступлению в ПТУ соответствующего типа и профиля.

В группу для обучения столярному делу следует отбирать ре­бят, которые по состоянию здоровья способны выдержать большие физические нагрузки и производственные шумы.

Срок обучения по программе — 5 лет. В 9 классе предполагается специализация учащихся. Разделение на столяров и плотников про­исходит на основе учительского анализа степени усвоения школь­никами учебного материала за 5—8 классы.

Программа включает теоретические и практические занятия. Предусматриваются лабораторные работы и упражнения, экскур­сии на профильные производства.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на уроках черчения, естествознания, истории и др. предметам.

В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой дета­лей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владе­ния столярными инструментами и приспособлениями, узнают пра­вила ухода за ними. Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на свер­лильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, краси­тели. Составление и чтение чертежей, планирование последователь­ности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения.

Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столяр­ного изделия»). Все это способствует физическому и интеллекту­альному развитию умственно отсталых подростков.

Перечень тем программы не является строго обязательным. Учи­тель исходя из материально-технической базы школы и уровня под­готовленности учащихся вправе заменять темы. Время на изучение тем не регламентируется по аналогичным причинам.

Для успешного обучения по данной программе школе необхо­димо иметь хорошо оснащенную столярную мастерскую в достаточ­ном наличии образцов-эталонов во всех классах. Очень желательна тесная связь со столярным предприятием, заказы которого учащие­ся могли бы выполнять на практических занятиях.

КЛАСС

I четверть

Вводное занятие

Сообщение темы занятий на четверть. Уточнение правил пове­дения учащихся в мастерской. Правила безопасности в работе с ис-трументом.

Пиление столярной ножовкой

Изделие. Игрушечный строительный материал из брусков раз­ного сечения и формы. Заготовки для последующих работ.

Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Мил­лиметр как основная мера длины в столярном деле. Виды брака при пилении. Правила безопасности при пилении и работе шкуркой.

Столярные инструменты и приспособления: виды (измеритель­ная линейка, столярный угольник, столярная ножовка, стусло), ус­тройство, правила пользования и назначение. Понятие припуск на обработку.

Материалы для изделия: шлифовальная шкурка, водные краски.

Умение. Работа столярной ножовкой. Разметка длины деталей с помощью линейки и угольника. Пиление поперек волокон в стус-ле. Шлифование торцов деталей шкуркой. Шлифование в «паке­те». Пиление под углом в стусле. Контроль за правильностью раз­меров и формы детали с помощью линейки и угольника.

Практические работы. Пиление брусков, выстроганных по тол­щине и ширине. Окрашивание изделий кисточкой.

Промышленная заготовка древесины

Теоретические сведения. Дерево: основные части (крона, ствол, корень), породы (хвойные, лиственные). Древесина: использование, заготовка, разделка (бревна), транспортировка. Пиломатериал: виды, использование. Доска: виды (обрезная, необрезная), размеры (ши­рина, толщина). Брусок: (квадратный, прямоугольный), грани и реб­ра, их взаиморасположение (под прямым углом), торец.

Игрушки из древесного материала

Изделие. Игрушечная мебель: стол, стул, банкетка и др.

Теоретические сведения. Рисунок детали изделия: назначение, выполнение, обозначение размеров. Шило, назначение, пользова­ние, правила безопасной работы.

Умение. Работа шилом. Изображение детали (технический ри­сунок).

Практические работы. Разметка деталей из выстроганных по толщине и ширине брусков, реек и нарезанных по ширине полосок фанеры. Одновременная заготовка одинаковых деталей. Пиление полосок фанеры в приспособлении. Подготовка отверстий для ус­тановки гвоздей с помощью шила. Сборка и контроль изделий.

Самостоятельная работа

По выбору учителя.

II четверть

Вводное занятие

Объяснение чем учащиеся будут заниматься в течении II чет­верти. Правила безопасности при работе с инструментами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.013 с.)