ГЛАВА I. Характеристика основных аспектов заболевания туберкулезом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ГЛАВА I. Характеристика основных аспектов заболевания туберкулезом



ВВЕДЕНИЕ

Туберкулез- опасное инфекционное заболевание, при котором поражаются преимущественно органы дыхания. Туберкулез распространен практически во всех странах мира, даже экономически развитых. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно регистрируются около 10 млн. заболевших. Высокая распространенность туберкулеза среди взрослого населения способствует развитию и росту инфицированности у детей и подростков. Ежегодно в мире умирает от туберкулеза примерно 7000 человек, а каждый час около 300 человек. Высок процент выявляемости больных в фазе распада, с тяжелыми запущенными формами, когда происходит выделение микобактерий туберкулеза во внешнюю среду.

Заражаются туберкулезом чаше дети и подростки, молодые люди, реже инфицируются взрослые и старики. Реакция организма на микобактерии туберкулеза зависит от вирулентности и массивности инфекции, состояния реактивности организма человека, его естественной резистентности и противотуберкулёзного иммунитета.[1]

Туберкулез относится к числу так называемых социальных болезней, возникновение которых связано с условиями жизни населения. По интенсивности заболеваемости туберкулезом можно в определенной мере судить о социально-экономической ситуации в стране или регионе.

Восприимчивость к туберкулезу особенно высока в грудном возрасте, в школьном она уменьшается, а в период полового созревания вновь возрастает. Кроме возраста, в появлении заболевания играет роль уровень сопротивляемости организма, в норме существует резистентность к туберкулезу. Это приводит к тому, что из всех людей, которые находятся в контакте с возбудителем, заболевает только часть.

Туберкулез всегда был одной из самых актуальных проблем человечества. Актуальность проблемы туберкулеза заключается в том, что это заболевание является не только медицинской проблемой, но и социальной, ведь факторами риска развития туберкулеза являются возрастно-половые, медико- биологические, эпидемиологические, социально-профессиональные и социально- гигиенические.[2]

Основной целью данной работы является изучение особенностей работы участковой медсестры детской поликлиники в профилактике туберкулеза.

Исходя из цели работы, сформулированы следующие задачи:

1. Изучить научно- методическую литературу по проблеме;

2. Выявить роль участковой медицинской сестры в профилактике туберкулеза;

3. Выпустить санбюллетень «Защити себя и близких»;

4. Составить памятку для родителей на тему: «Что нужно знать о туберкулезе»;

5. Выпустить буклет «Осторожно, туберкулез!»;

6. Провести беседу на тему: «Профилактика туберкулеза»;

7. Статистически обработать и проанализировать собранный фактический материал.

Объект исследования – медицинский персонал в профилактике туберкулеза.

Предмет исследования –профилактические мероприятия, направленные против туберкулеза.

Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. Характеристика основных аспектов заболевания туберкулезом

Обзор литературы по выбранной теме

В процессе написания нашей работы использовано много источников. Были использованы научная и учебно- методическая литература, статьи в периодических изданиях Российской Федерации, интернет- ресурсы.

Основными источниками, раскрывающими теоретические основы мотивационного механизма, являлись работы Бейер П.В., Горбунова Н.В. В данных источниках подробно рассмотрены понятия мотивации.

Основными источниками раскрывающие теоретические основы, явилась работа Бейер П. Теория и практика сестринского дела в двух томах. Первый том учебного пособия содержит материалы по теории и практике сестринского дела во фтизиатрии.[3]

Научно-методические подходы к изучению этики и деонтологии применительно к профессиональной деятельности специалистов учреждений фтизиатрического профиля, основные психосоциальные факторы, влияющие на формирование конфликтной среды в данной области социальных взаимодействий описаны при использовании работы Горбунова Н.В. Социально-психологические особенности пациентов, больных туберкулезом.

Характеристика туберкулеза, основные источники и механизмы возникновения и развития болезни, особенности отдельных её проявлений. Роль медсестры в профилактике аэрогенного пути заражения, меры по предупреждению заболевания родных описаны в работе Корнишенка С.В. Профилактика и активное выявление туберкулеза в учреждениях первичной медико-санитарной помощи.[4]

 

Этиология туберкулеза

Распространенность туберкулезной инфекции и клинические проявления ее разнообразны. Поэтому понимание этиологии туберкулеза особенно важно, поскольку является основой для разработки мер профилактики, диагностики, лечения, программ борьбы с этим заболеванием для органов здравоохранения.[12]

Возбудителя туберкулеза относят к микроорганизмам рода Mycobacterium. Известно 3 основных вида возбудителя туберкулеза:

· М. tuberculosis (человеческнй вид).

· М. bovis (бычий вид).

· М. avium (птичий).

По морфологии и культуральным свойствам они во многом сходны между собой; это тонкие, прямые, слегка изогнутые палочки длиной 0,8- 5,5 мкм, располагающиеся в мазках одиночно или группами. Встречаются также ветвистые, нитевидные и коккоподобные формы микроба. Оболочка микробной клетки содержит жировосковидные вещества, в протоплазме отмечается зернистость.

Микобактерии строгие аэробы, неподвижны, спор и капсул не образуют, кислотоустойчивые; окрашиваются по методу Циля-Нильсена в ярко-красный цвет, микрофлора- в синий.

Для выращивания возбудителя туберкулеза применяют глицериновые МПА, МПБ, картофель, яичные и синтетические среды. Растут культуры медленно: микобактерии человеческого вида- 20-30 дней, бычьего вида- 20-60, птичьего- 11-15 дней. При отсутствии роста посевы рекомендуется выдерживать в термостате 3 месяца.[13]

Патогенность отдельных видов возбудителя туберкулеза для различных видов животных и человека неодинакова. Так, к возбудителю человеческого вида наиболее чувствительны люди, восприимчивы также свиньи, кошки, собаки, рогатый скот. К возбудителю бычьего вида чувствительны все сельскохозяйственные и дикие животные, пушные звери и человек, но птицы невосприимчивы. К возбудителю птичьего вида чувствительны птицы, свиньи и очень редко заражаются им другие млекопитающие животные и человек. Животные, инфицированные бактериями птичьего вида, могут реагировать на туберкулин для млекопитающих.[14]

Эпидемиология туберкулеза

Основной источник инфекции - больной открытой или заразной формой туберкулеза, выделяющий во внешнюю среду МБТ. Это, как правило, больные с наличием воспалительных изменений и полостей распада в легком. МБТ у таких больных могут быть выявлены двумя методами-микроскопией мокроты и посевом ее на питательные среды. Именно эта категория больных составляет в настоящее время основной резервуар туберкулезной инфекции в обществе. По данным ВОЗ, один такой больной может за сутки выделять до 7 млрд. МБТ.

Вторым по значимости источником заражения является крупный рогатый скот, больной туберкулезом. При этом наибольшая опасность создается для животноводов и других работников, контактирующих с больными животными. Другие животные- свиньи, овцы, кошки и собаки имеют меньшее эпидемическое значение.[15]

Пути передачи туберкулезной инфекции: аэрогенный, алиментарный, контактный и внутриутробный. Особое эпидемическое значение имеет аэрогенный путь передачи туберкулеза.

За год человек, больной туберкулезом, может инфицировать до 10-15 других людей, с которыми он имеет тесные контакты. При отсутствии надлежащего лечения до двух третей людей, больных туберкулезом, умирают.

Туберкулез поражает, главным образом, молодых людей в их самые продуктивные годы. Однако риску подвергаются все возрастные группы. Более 95% случаев заболевания и смерти происходит в развивающихся странах. Люди, страдающие от других нарушений здоровья, ослабляющих иммунную систему, также подвергаются более высокому риску развития активного туберкулеза.

Употребление табака значительно повышает риск заболевания туберкулезом и смерти от него. Более 20% случаев заболевания туберкулезом в мире связано с курением.

Туберкулез присутствует везде в мире. В 2014 году около 80% зарегистрированных случаев туберкулеза произошло в 22 странах. В некоторых странах наблюдается значительное уменьшение числа случаев заболевания, в то время как в других странах число случаев заболевания снижается очень медленно. Распространенность туберкулезной инфекции и клинические проявления ее разнообразны. Поэтому понимание эпидемиологии туберкулеза особенно важно, поскольку является основой для разработки мер профилактики, диагностики, лечения, программ борьбы заболеванием туберкулеза для органов здравоохранения.

Различают следующие пути передачи туберкулёза:

· Воздушно-капельный. Туберкулёзные микобактерии попадают в воздух с капельками при кашле, разговоре и чихании больного активным туберкулёзом. При вдыхании эти капельки с микобактериями попадают в лёгкие здорового человека. Это самый распространённый путь заражения.

· Алиментарный. Проникновение происходит через пищеварительный тракт. Специальные эксперименты на животных показывают, что при алиментарном способе требуется значительно большее количество микобактерий, чем при аэрогенном заражении.

· Контактный. Описаны случаи заражения через конъюнктиву глаза маленьких детей и взрослых. При этом иногда обнаруживается острый конъюнктивит и воспаление слёзного мешочка. Заражение туберкулёзом через кожу встречается редко.

· Внутриутробное заражение туберкулёзом. Возможность заражения туберкулёзом плода в период внутриутробной жизни установлена у группы детей, умерших впервые дни после рождения. Заражение происходит или при поражении туберкулёзом плаценты, или при инфицировании повреждённой плаценты во время родов больной туберкулёзом матерью. Такой путь заражения туберкулёзом встречается крайне редко.[16]

Патогенез

В пораженных туберкулёзом органах развивается специфическое "холодное" туберкулёзное воспаление, носящее преимущественно гранулематозный характер и приводящее к образованию множественных бугорков со склонностью к распаду.

Система дыхания защищена от проникновения микобактерий мукоцилиарным клиренсом. Нарушение мукоцилиарного клиренса при остром и хроническом воспалении верхних дыхательных путей, трахеи и крупных бронхов, а также под воздействием токсических веществ делает возможным проникновение микобактерий в бронхиолы и альвеолы, после чего вероятность инфицирования и заболевания туберкулёзом значительно увеличивается.

Возбудители туберкулёза не выделяют какой-либо экзотоксин, который мог бы стимулировать фагоцитоз. Возможности фагоцитоза микобактерий на этом этапе ограничены, поэтому присутствие в тканях небольшого количества возбудителя проявляется не сразу.[17]

Микобактерии находятся вне клеток и размножаются медленно, и ткани некоторое время сохраняют нормальную структуру. Это состояние называется "латентный микробизм".

Независимо от начальной локализации они с током лимфы попадают в регионарные лимфатические узлы, после чего лимфогенно распространяются по организму- происходит первичная микобактериемия. Микобактерии задерживаются в органах с наиболее развитым микроциркуляторным руслом.

Поскольку возбудитель продолжает размножаться, а иммунитет ещё не сформировался, популяция возбудителя значительно увеличивается.[18]

Таблица 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туберкулез является острейшей проблемой современного мирового сообщества и сегодня признан Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как заболевание, требующее разработки и внедрения активных и безотлагательных действий по предупреждению распространения в мире. По данным ВОЗ, ежегодно туберкулезом заболевают 8,8 млн. человек, 2-3 млн.- умирают. Следует подчеркнуть, что большая часть инфицированных людей переносят латентные формы туберкулеза.

Излечение больных туберкулезом зависит от двух взаимосвязанных факторов: подавления размножающейся популяции микобактерий помощью противотуберкулезных химиопрепаратов и регрессии туберкулезных изменений в пораженных органах с развитием репаративных процессов. В современных условиях возникает необходимость постоянного совершенствования режимов химиотерапии.

Наиболее опасной в смысле заражения окружающих является мокрота. Поскольку заражение туберкулезом происходит в основном капельно-пылевым путем, а микобактерий туберкулеза устойчивы к воздействию многих факторов внешней среды и способны длительно (месяцами, годами) выживать в ней, огромное значение приобретает гигиена кашля и правильное собирание мокроты.[34]

В настоящее время преобладающим направлением в системе противотуберкулезных мероприятий является пассивное выявление источника инфекции учреждениями здравоохранения среди лиц, обратившихся за медицинской помощью в лечебное учреждение.

В меньшей степени используется активное привлечение населения, и в первую очередь неорганизованного (значительную часть которого составляют т.н. социально- дезадаптированные лица), к обследованию доступными методами.

Эпидемиологическая ситуация, связанная с распространением туберкулезной инфекции на территории Российской Федерации остается крайне напряженной. В связи с чем необходимо совершенствование мероприятий по профилактике и раннему выявлению туберкулеза, совершенствование системы диспансерного наблюдения, лечения и реабилитации больных туберкулезом, укрепление материально-технической базы противотуберкулезных учреждений, внедрение современных информационных систем в деятельность противотуберкулезной службы области в части совершенствования эпидемиологического мониторинга, организации диагностики и лечения туберкулеза, укрепление кадрового потенциала, повышение профессиональной подготовки медицинских работников противотуберкулезной службы.

Медицинские сестры должны оказывать пациентам квалифицированную медицинскую помощь, своевременный уход и доброжелательное отношение к ним. Медицинская сестра должна помогать таким пациентам почувствовать себя частицей общества и не считать себя изгоями. Большое значение имеют правильная и четкая организация работы по фтизиатрическому профилю.[35]

Вывод: по проделанной мною практической работе, я пришла к выводу, что профилактика является важнейшим средством предупреждения туберкулеза как у детей, так и у взрослых. Основную роль в профилактике играет медицинская сестра, так как она стремится обучить пациентов: теоретическим знанием о туберкулезе, основам санитарно- эпидемиологического режима, правилам поведения и самопомощи.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бейер,П. Теория и практика сестринского дела в двух томах: Учебное пособие. Пер. с анг. П.Бейер, Ю.Майерс, П.Сверинген и др. Под ред. С.В.Лапик, В.А.Ступина, В.А.Саркисова. – М.: ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2012.- 263 с.

2. Горбунова Н. В. Социально-психологические особенности пациентов, больных туберкулезом / Н. В. Горбунова // Молодой ученый. – 2012, №11.- 230 с.

3. Двойников С. И, Карасева Л.А., Пономарева Л.А Теория сестринского дела /Учебное пособие. М.: ВУНМЦ, 2012.- 198 с.

4. Денисевич Н.К. Сестринское дело / Н.К. Денисевич. – М.: Юрайт, 2014.- 205 с.

5. Задворнова О.Л., Турьянова М.Х. Справочник медицинской сестры / О.Л. Задворнова, М.Х. Турьянова. – М.: ООО "Издательство Новая волна", 2014.- 272 с.

6. Здравоохранение в России: Стат.сб./ Госкомстат России. – М.: Юрайт, 2014.- 189 с.

7. Корнишенка С.В. Профилактика и активное выявление туберкулеза в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Ежм журнал "Врач", 2007 № 8.- 99 с.

8. Медсестринская практика. Доклад комитета экспертов ВОЗ // Всемирная организация здравоохранения, Женева, 2014.- 159 с.

9. Межличностные аспекты сестринского дела. Пер. с англ. / Под общ.ред. Г.М. Перфильевой. – М.: ГЕОТАР-МЕД 2013.- 215 с.

10. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец. – М.: Феникс. – 2014. – 510 с.

11. Основы сестринского дела: Учебное пособие / Вебер В.Р., Чуваков Г.И. Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2014.-379 с.

12. Романюк ВЛ. и др. История сестринского дела в России / В.Л. Романюк, В.А. Лапотников, Я.А. Накатис. – СПб., 2013.- 243 с.

13. Рябчикова Т.В., Назарова Н.А. Сестринский процесс / Т.В. Рябчикова, Н.А. Назарова. – Иваново, 2012.- 407 с.

14. Свиридова И.А., Чупрова Г.А. Внедрение новых сестринских технологий в практическое обучение и учреждения здравоохранения. – М.: Юрайт, 2013.- 339 с.

15. Сестринский процесс / Серия учебной литературы "Образование медицинских сестер". – 2011.- 296 с.

16. Сестринское дело из века в век / Под ред. Б.Д. Минаева. – Ставрополь: СтГМА, 2013.- 310 с.

17. Сестринское дело. Профессиональные дисциплины: учеб.пособие – 2-е изд., перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.- 267 с.

18. Сестринское дело: Учебник для студентов факультетов сестринского образования медицинских вузов/ Под редакцией А.Ф.Краснова. – Самара: ГП "Перспектива", 2012.- 304 с.

19. Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Основы медицинской профилактики и реабилитации.- М.: АлмМи, 2013.- 198 с.

20. Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения // Медицинская сестра.- 2012.- 255с.

21. Жамборов Х.Х. Пособие по фтизиатрии. - Нальчик: Эль-Фа. 2013.-274 с.

22. Карачунский М.А. Профилактика туберкулеза // Медицинская сестра.- 2013.- 99 с.

23. Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 2014.- 320с.

24. Интернет- ресурсы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Статистические данные заболеваемости туберкулезом среди детей за период с 2011-2015 гг..

Рис. 7

Вывод: Заболеваемость туберкулезом в мире среди детей за период с 2011-2012 г. -снизилась; с 2012-2014 г. – повысилась и с 2014-2015- снизилась.

Заболеваемость в Российской Федерации за период с 2011-2012 г. - повысилась; с 2012- 2013г.- снизилась; с 2013-2014 г. – повысилась и с 2014-2015- снизилась.

Заболеваемость в республике Башкортостан за период с 2011-2012 г. - снизилась; и на притяжении с 2012- 2015г.- повышается;

Заболеваемость в Белебеевском районе за период с 2011-2013 г. -снизилась; с 2013- 2014г.- повысилась и с 2014-2015 г. – вновь снизилась.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Санбюллетень «Защити себя и близких»

Рис. 1


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Памятка «Что нужно знать о туберкулезе»

Рис. 2

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Справка о проведенной беседе

Рис. 3


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Буклет «Осторожно, туберкулез!»

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Проект должностной инструкции медицинской сестры, проводящей обучение пациентов в Школе для больных туберкулезом

1. Общие положения:

1.1. Занятия проводит медсестра со средним медицинским образованием по специальности «сестринское дело» либо с высшим образованием по специальности «сестринское дело», прошедшая обучение менеджером сестринского дела по работе в Школе для больных туберкулезом.

1.2. В своей деятельности руководствуется Положением о Школе для больных туберкулезом, программой обучения, а также другими методическими документами по роду своей деятельности:

· в своей работе руководствуется действующим законодательством, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, Департамента здравоохранения города Москвы, уставом больницы, приказами главного врача и другими нормативными актами, регламентирующими выполняемый раздел работы.

2. Медсестра обязана:

2.1. Вести работу в Школе для больных туберкулезом, обращая внимание на ведение документации:

· представлять в установленные сроки отчеты о работе Школы;

· систематически совершенствовать свой труд и повышать личную квалификацию;

· следить за соблюдением должностного санитарно- эпидемиологического режима;

· соблюдать правила трудовой дисциплины.

2.2. Проводить занятия в школе по установленной программе таким образом, чтобы каждый пациент- слушатель Школы- посещал занятия.

2.3. Заполнять журнал посещаемости и обрабатывать данные тестирования по качеству усвоенного материала.

2.4. Обучить пациентов:

· теоретическим знаниям о туберкулезе;

· основам санитарно- эпидемиологического режима;

· правилам поведения и самопомощи;

· другим знаниям и навыкам в соответствии с тематическим планом занятий.

2.5. Проводить индивидуальные консультации для пациентов.

2.6. Обеспечить пациентов справочной литературой.

3. Медсестра имеет право:

3.1. Самостоятельно составлять расписание занятий в Школе для больных туберкулезом в соответствии с тематическим планом.

3.2. Получать информацию для выполнения своих функциональных обязанностей

3.3. Вносить предложения по улучшению оказываемой медицинской помощи пациентам

3.4. Участвовать в конференциях, семинарах, лекциях.

3.5. Принимать активное участие в общественной жизни коллектива.

4. Медсестра, проводящая обучение в Школе для больных туберкулезом, несет ответственность за:

· качество проведенной работы

· качество ведения документации; соблюдение трудовой дисциплины и правил техники безопасности.

 


[1] Жамборов Х.Х. Пособие по фтизиатрии. - Нальчик: Эль-Фа. 2013.- с 15.

 

[2] Корнишенка С.В. Профилактика и активное выявление туберкулеза в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Ежм журнал "Врач", 2012 № 8.-с 153.

 

[3] Бейер,П. Теория и практика сестринского дела в двух томах: Учебное пособие. Пер. с анг. П.Бейер, Ю.Майерс и др. Под ред. С.В.Лапик, В.А.Ступина. – М.: ФГОУ "ВУНМЦ Росздрава", 2012.-с 25.

[4] Корнишенка С.В. Профилактика и активное выявление туберкулеза в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Ежм журнал "Врач", 2007 № 8.- с 64.

 

[5] Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 2014.- с 63.

 

[6] Жамборов Х.Х. Пособие по фтизиатрии. - Нальчик: Эль-Фа. 2013.- с 72.

[7] Романюк ВЛ. и др. История сестринского дела в России / В.Л. Романюк, В.А. Лапотников, Я.А. Накатис. – СПб., 2013.- 34 с.

[8] Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения // Медицинская сестра.- 2012.- с 103.

[9] Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 2014.- с 89.

 

[10] Здравоохранение в России: Стат.сб./ Госкомстат России. – М.: Юрайт, 2014.- с 64.

[11] Основы сестринского дела: Учебное пособие / Вебер В.Р., Чуваков Г.И. Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2014.-с 106.

 

[12] Свиридова И.А., Чупрова Г.А. Внедрение новых сестринских технологий в практическое обучение и учреждения здравоохранения. – М.: Юрайт, 2013.- 339 с.

[13] Жамборов Х.Х. Пособие по фтизиатрии. - Нальчик: Эль-Фа. 2013.- с 135.

[14] Перельман М.И., Корякин В.А. Фтизиатрия.- М.: Медицина, 2014.- 320с.

[15] Медсестринская практика. Доклад комитета экспертов ВОЗ // Всемирная организация здравоохранения, Женева, 2014.- с 109.

 

[16] Жамборов Х.Х. Пособие по фтизиатрии. - Нальчик: Эль-Фа. 2013.- с 198.

 

[17] Задворнова О.Л., Турьянова М.Х. Справочник медицинской сестры / О.Л. Задворнова, М.Х. Турьянова. – М.: ООО "Издательство Новая волна", 2014.- с 115.

[18] Жамборов Х.Х. Пособие по фтизиатрии. - Нальчик: Эль-Фа. 2013.- с 99.

[19] Сестринское дело: Учебник для студентов факультетов сестринского образования медицинских вузов/ Под ред. А.Ф.Краснова. – Самара: ГП "Перспектива", 2012.- с 203.

 

[20] Сестринское дело из века в век / Под ред. Б.Д. Минаева. – Ставрополь: СтГМА, 2013.- с 117.

 

[21] Жамборов Х.Х. Пособие по фтизиатрии. - Нальчик: Эль-Фа. 2013.- с 74.

 

[22] Корнишенка С.В. Профилактика и активное выявление туберкулеза в учреждениях первичной медико-санитарной помощи. Ежм журнал "Врач", 2007 № 8.- с 53.

 

[23] Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения // Медицинская сестра.- 2012.-с 145.

 

[24] Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Основы медицинской профилактики и реабилитации.- М.: АлмМи, 2013.- с 97.

[25] Основы сестринского дела: Учебное пособие / Вебер В.Р., Чуваков Г.И. Лапотников В.А., и др. – М.: Медицина, 2014.- с 264.

 

[26] Свиридова И.А., Чупрова Г.А. Внедрение новых сестринских технологий в практическое обучение и учреждения здравоохранения. – М.: Юрайт, 2013.- с 167.

 

[27] Денисевич Н.К. Сестринское дело / Н.К. Денисевич. – М.: Юрайт, 2014.- с 149.

 

[28] Обуховец Т.П. Основы сестринского дела / Т.П. Обуховец. – М.: Феникс. – 2014. – с 368.

 

[29] Карачунский М.А. Профилактика туберкулеза // Медицинская сестра.- 2013.- с 79.

 

[30] Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Основы медицинской профилактики и реабилитации.- М.: АлмМи, 2013.- с 87.

 

[31] Карачунский М.А. Профилактика туберкулеза // Медицинская сестра.- 2013.- с 71.

 

[32] Гусейнов Г.К. Медицинская сестра противотуберкулезного учреждения // Медицинская сестра.- 2012.- с 157.

 

[33] Сестринское дело. Профессиональные дисциплины: учеб.пособие – 2-е изд., перераб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.- с 207.

 

[34] Горбунова Н. В. Социально-психологические особенности пациентов, больных туберкулезом / Н. В. Горбунова // Молодой ученый. – 2012, №11.- с 193.

 

[35] Гуревич К.Г., Фабрикант Е.Г. Основы медицинской профилактики и реабилитации.- М.: АлмМи, 2013.- с 126.

 

ВВЕДЕНИЕ

Туберкулез- опасное инфекционное заболевание, при котором поражаются преимущественно органы дыхания. Туберкулез распространен практически во всех странах мира, даже экономически развитых. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно регистрируются около 10 млн. заболевших. Высокая распространенность туберкулеза среди взрослого населения способствует развитию и росту инфицированности у детей и подростков. Ежегодно в мире умирает от туберкулеза примерно 7000 человек, а каждый час около 300 человек. Высок процент выявляемости больных в фазе распада, с тяжелыми запущенными формами, когда происходит выделение микобактерий туберкулеза во внешнюю среду.

Заражаются туберкулезом чаше дети и подростки, молодые люди, реже инфицируются взрослые и старики. Реакция организма на микобактерии туберкулеза зависит от вирулентности и массивности инфекции, состояния реактивности организма человека, его естественной резистентности и противотуберкулёзного иммунитета.[1]

Туберкулез относится к числу так называемых социальных болезней, возникновение которых связано с условиями жизни населения. По интенсивности заболеваемости туберкулезом можно в определенной мере судить о социально-экономической ситуации в стране или регионе.

Восприимчивость к туберкулезу особенно высока в грудном возрасте, в школьном она уменьшается, а в период полового созревания вновь возрастает. Кроме возраста, в появлении заболевания играет роль уровень сопротивляемости организма, в норме существует резистентность к туберкулезу. Это приводит к тому, что из всех людей, которые находятся в контакте с возбудителем, заболевает только часть.

Туберкулез всегда был одной из самых актуальных проблем человечества. Актуальность проблемы туберкулеза заключается в том, что это заболевание является не только медицинской проблемой, но и социальной, ведь факторами риска развития туберкулеза являются возрастно-половые, медико- биологические, эпидемиологические, социально-профессиональные и социально- гигиенические.[2]

Основной целью данной работы является изучение особенностей работы участковой медсестры детской поликлиники в профилактике туберкулеза.

Исходя из цели работы, сформулированы следующие задачи:

1. Изучить научно- методическую литературу по проблеме;

2. Выявить роль участковой медицинской сестры в профилактике туберкулеза;

3. Выпустить санбюллетень «Защити себя и близких»;

4. Составить памятку для родителей на тему: «Что нужно знать о туберкулезе»;

5. Выпустить буклет «Осторожно, туберкулез!»;

6. Провести беседу на тему: «Профилактика туберкулеза»;

7. Статистически обработать и проанализировать собранный фактический материал.

Объект исследования – медицинский персонал в профилактике туберкулеза.

Предмет исследования –профилактические мероприятия, направленные против туберкулеза.

Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА I. Характеристика основных аспектов заболевания туберкулезом



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.139 с.)