Закон убывающей доходности и экономическая эффективность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон убывающей доходности и экономическая эффективность.



Производство продукции, соответствующее любой точке на кривой производственных возможностей, является эффективно функционирующим. Что это означает?

Понятие «эффективность» было впервые разработано и применено к экономическим процессам итальянским экономистом и социологом Вильфредо Парето (1848-1923). Критерий, предложенный Парето, позволял сравнить результаты различных экономических ситуаций [17].

 

Экономическая эффективность, по Парето, - это такое состояние на рынке, при котором никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения хотя бы одного из участников.

По-другому подобная ситуация называется Парето - оптимальное состояние, или оптимум Парето.

Впоследствии (уже в начале ХХ века) была доказана теорема о том, что общее рыночное равновесие и есть Парето – оптимальное состояние рынка. Это означает, что когда все субъекты рынка, стремясь каждый к своей выгоде, достигают взаимного равновесия интересов и выгод, суммарное удовлетворение всех членов общества достигает своего максимума.

Очевидно, что все точки, лежащие на кривой производственных возможностей, являются эффективными в соответствии с критерием Парето, поскольку дополнительное увеличение производства одного товара возможно лишь за счет сокращения производства другого товара.

 

Эффективность – это соотношение между результатами и затратами, понесенными для достижения этих результатов.

ЭФФЕКТИВНЫЙ – дающий определенный эффект, действенный. В экономике деятельность эффективна, если она приносит прибыль.

 

Согласно теории эффективности Парето все экономические ресурсы распределены, и увеличивая производство хотя бы одного из товаров, мы должны сократить производство другого, а высвободившиеся ресурсы направить на дополнительное производство.

 

Джон Кларк сформулировал закон «убывающей предельной производительности»: в условиях, когда хотя бы один фактор производства остается неизменным, дополнительные приращения других факторов дает все меньший и меньший прирост продукции, т.е. предельный продукт переменного фактора постоянно уменьшается (тема 2 стр.).

 

Это говорит о том, что факторы производства не могут абсолютно замещать друг друга, например: учитель физкультуры может заменить учителя физики на уроке, но качество полученных знаний будут намного ниже. Это явление отражает закон убывающей доходности.

Закон убывающей доходности – гласит, что отсутствие совершенной взаимозаменяемости ресурсов, а, следовательно, увеличение расхода имеющихся ресурсов при переключении с производства одного продукта на производство другого обуславливает снижение общей доходности производства.

!
Обратите внимание на данные таблицы 1!

 

Все экономические ресурсы или факторы производства обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. В связи с этим возникает вопрос их альтернативного использования. Перемещая факторы из одного производства в другое, мы теряем отдачу (прибыль) от использования этих ресурсов.

 

В связи с этим приходится решать, какие товары и услуги производить, а от каких в определенных условиях стоит отказаться. К этой ситуации стоит подходить с точки зрения рациональности.

Экономическая рациональность – способ выбора решения, основанный на стремлении получить необходимые экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.

 
 


Вопросы для закрепления:

1. Раскройте сущность вопросов экономической теории.

2. В чем заключается проблема ответа на эти вопросы?

3. В чем отличие альтернативной стоимости от альтернативных издержек?

4. Понятие эффективности.

5. Понятие Парето эффективности.

6. В чем сущность закона убывающей доходности?

7. Что такое экономическая рациональность?

 

Вопросы для повторения:

1. Есть ли связь между человеческими потребностями и производством?

2. Есть ли связь между производством и факторами производства?

3. Есть ли связь между человеческими потребностями и факторами производства?

4. Перечислите и охарактеризуйте факторы производства.

5. Процесс воспроизводства, его фазы.

6. Понятие микро и макро экономики.

 

Залание:


 

 

 


[1] Воробъева Е.В. Как мыслить экономическими категориями. Т.5 – М.: Центр интенсивных технологий образования. 2000. С.6.

[2] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С.7.

[3] Камаев В.Д. Лобачева Е.Н. Экономическая теория. – М.: Юрайт-Издат, 2005. С.17.

[4] Козырев В.М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика. 1998. С.10.

 

[5] Всемирная история экономической мысли. Т. 1. – М.: «Мысль», 1997. С. 26.

 

[6] Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. – М., 1993. С. 65.

 

[8] Камаев В.Д., Лобачева Е.Н. Экономическая теория. – М., Юрайт–Издат, 2005. С. 500.

[9] Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес–школ. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С.422.

[10] Чепурин М.Н., Киселева Е.А. Курс экономической теории. – Киров: АСА, 1999. С. 51.

[11] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С.28.

 

[12] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С.26.

[13] Общая экономическая теория (Политэкономия) / Под. ред. В.И. Видяпина и Г.П. Журавлевой. – М., 1995.

[14] Слагода В.Г. Экономическая теория. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2003. С.29.

[15] Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение. – М: ИНФРА – М, 2000. С.2.

[16] Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес - школ: Учебник. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С. 22.

[17] Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес–школ. – М.: Изд-во Экспо, 2005. С. 27.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.01 с.)