Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление изменчивости организмовСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Цель работы: познакомить студентов с разнообразными формами проявления изменчивости отдельных признаков у организмов. Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, линейки, листы белой бумаги, цветные карандаши, раздаточные подносы. Материал для работы: живые растения или гербарные материалы (растения одного вида): фиалка узумбарская, пастушья сумка, флоксы, космеи, васильки, астры, герани, виолы, львиный зев, календула, сирень, чистотел и другие – по нескольким признакам; пшеница, рожь, ячмень и другие – по признаку количества колосков в сложном колосе; ель, сосна и другие – по признаку внешнего строения шишек у хвойных растений; дуб, клон, рябина, вяз, тополь и другие – по признаку внешнего строения листьев. Количество исследуемых образцов должно быть от 50 до 100 по каждому признаку; открытки, рисунки с изображением представителей растений одного вида флоксов, астр, львиного зева, календул, фиалки; клест, вьюрок, цапля, аист и другие — различия в форме клюва. Ход работы. Работа может проводиться в нескольких вариантах — по определенным признакам растения. Результаты наблюдений фиксируются в рабочей тетради как в форме текстовой таблицы, так и в графическом изображении вариационной кривой. Наблюдение определенной изменчивости 1. Внимательно рассмотрите экспонаты растений пастушьей сумки по ряду признаков, представленных в таблице; сделайте записи:
- проведите сравнение признаков у различных экспонатов по данным таблицы и установите черты сходства и различия в строении различных органов; - сделайте вывод по результатам наблюдений. 2. Определите на облиственных побегах растений (ясеня, рябины и др.) черты сходства и различия в строении листьев по признакам, указанным в таблице:
- составьте вариационные графики изменчивости длины листьев и числа листовых пластинок изучаемого вида растения (отмечая на оси абсцисс порядковые номера листьев, а на оси ординат при построении первого графического – количество листовых пластинок или при построении второго графика – длину листа); - какие признаки по результатам наблюдений вы отнесете к варьирующим и какие к постоянным? Почему? Выводы запишите в таблицу. 3. У экземпляров ржи, пшеницы и других растений сосчитайте число колосков в сложном колосе (для наблюдения следует взять не менее 50 образцов одного сорта). Результаты подсчетов запишите в таблицу:
- расположив колосья в порядке возрастания числа колосков в них, постройте вариационный ряд; - постройте вариационную кривую числа колосков в сложном колосе, отложив на оси абсцисс число колосков в каждом колосе, а на оси ординат число, выражающее частоту встречаемости данного признака (числа колосков). Восстановите перпендикуляры (соответствующие значениям числа колосков к частоте встречаемости данного количества колосков в сложном колосе) к осям абсцисс и ординат. Соединив их точки пересечения, получите вариационную кривую по данному признаку; - по вариационной кривой определите, с каким числом колосков чаще всего встречаются колосья (минимальным, средним или максимальным); - обоснуйте зависимость пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов. Наблюдение соотносительной изменчивости 1. Внимательно изучите экспонаты растений: флоксов и львиного зева. 2. Определите зависимость между окраской у различных органов этих растений; результаты запишите в таблицу:
3. Сделайте вывод по результатам наблюдений и запишите его в данную таблицу. Наблюдение комбинативной изменчивости 1. На экспонатах исходных или гибридных форм космеи определите черты сходства и различия между ними по признакам, указанным в таблице: 2. Сделайте вывод по результатам наблюдений и запишите его в таблицу.
3. Ответьте на вопрос: какова причина появления комбинативной изменчивости у организмов? Наблюдение мутационной изменчивости 1. Внимательно рассмотрите а) листья и цветок экспонатов чистотела; б) отдельные цветки, соцветия сирени или васильков. 2. Определите характерный признак для данного вида и измененный; результаты наблюдений запишите в таблицу:
3. Сделайте вывод на основании ваших наблюдений. 4. Укажите причину возможного проявления признаков, не характерных для данного вида. 5. Заполните таблицу
Лабораторная работа №4 Изучение результатов искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений (для фронтального и группового проведения) Цель работы: убедиться в том, что: - в основе создания новых сортом и пород лежат различные виды изменчивости; - культурные формы растения и животных имеют признаки, полезные человеку; - движущими силами эволюции культурных форм растений и животных является наследственная изменчивость и искусственный отбор. Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, раздаточные подносы. Материал для работы: наборы раздаточного материала— небольшие снопики, коллекции, гербарные листы различных сортов злаковых культур (пшеницы, ржи, ячменя, овса и др.), пасленовых (картофеля, томата, табака) разнообразных сортов виолы, астр, флоксов, тюльпанов, космеи и других цветов; живые экспонаты различных сортов комнатной фиалки, розы, традесканций, бегоний, кактусов и других комнатных цветов; таблицы, рисунки, наборы открыток с изображением диких и культурных форм различных пород животных и сортов растений (волк, шакал – породы собак; банкивская кура – породы кур; дикая кряковая утка – породы уток; дикий тур – породы крупного рогатого скота; дикий кабан – породы свиней; дикий вид капусты – сорта капусты; дикий голубь – породы голубей). Рисунок с головными придатками у петухов различных пород, многочисленные сорта различных декоративных цветов и их дикие формы. Ход работы. 1. Внимательно познакомьтесь с представителями растений одного вида (на примере нескольких видов злаковых, различных сортов декоративных цветов): - определите черты сходства и различия между ними; - сравните сорта пасленовых (томатов, картофеля, табака), капусты, виолы с исходной формой, используя натуральную и изобразительную наглядность; - укажите, по каким признакам сорта культурных растений отличаются от диких предков; - определите, какие органы, признаки претерпели наибольшие изменения.
Результаты наблюдений запишите в таблицу:
Ответьте на вопросы: - по каким признакам можно судить о принадлежности к одному виду? - о чем свидетельствуют факты: свисающий гребень у - что является движущими силами эволюции культурных форм растений? II. Внимательно рассмотрите таблицы, рисунки, открытки с изображением представителей различных пород животных и их диких предков: - определите сходства и различия между породами одного вида животных (на примере пород кур, уток, голубей, овец и других); - сравните представителей различных пород одного вида с исходной дикой формой; - укажите, какие органы, признаки претерпели наибольшие изменения. Результаты наблюдений запишите в таблицу:
Ответьте на вопросы: - Что лежит в основе всей работы по созданию новых сортов и пород? - Можно ли вывести новую породу, если в хозяйстве имеется одна, две лошади или несколько овец? - Что является движущими силами эволюции культурных форм животных? III. Третий вариант работы может включать исследование по изучению сортов и пород на примере лишь одного вида растения или животного. Выводы: 1. У культурных форм)сортов и пород) преобладают полезные человеку признаки. 2. В основе возникновения культурных форм (сортов и пород) лежат различные виды наследственной изменчивости: соотносительной, комбинативной, мутационной. 3. Движущие силы эволюции культурных форм растений и животных определяют различные виды наследственной изменчивости и искусственный отбор.
Лабораторная работа №5
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1349; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.108 (0.007 с.) |