Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление изменчивости организмовСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель работы: познакомить студентов с разнообразными формами проявления изменчивости отдельных признаков у организмов. Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, линейки, листы белой бумаги, цветные карандаши, раздаточные подносы. Материал для работы: живые растения или гербарные материалы (растения одного вида): фиалка узумбарская, пастушья сумка, флоксы, космеи, васильки, астры, герани, виолы, львиный зев, календула, сирень, чистотел и другие – по нескольким признакам; пшеница, рожь, ячмень и другие – по признаку количества колосков в сложном колосе; ель, сосна и другие – по признаку внешнего строения шишек у хвойных растений; дуб, клон, рябина, вяз, тополь и другие – по признаку внешнего строения листьев. Количество исследуемых образцов должно быть от 50 до 100 по каждому признаку; открытки, рисунки с изображением представителей растений одного вида флоксов, астр, львиного зева, календул, фиалки; клест, вьюрок, цапля, аист и другие — различия в форме клюва. Ход работы. Работа может проводиться в нескольких вариантах — по определенным признакам растения. Результаты наблюдений фиксируются в рабочей тетради как в форме текстовой таблицы, так и в графическом изображении вариационной кривой. Наблюдение определенной изменчивости 1. Внимательно рассмотрите экспонаты растений пастушьей сумки по ряду признаков, представленных в таблице; сделайте записи:
- проведите сравнение признаков у различных экспонатов по данным таблицы и установите черты сходства и различия в строении различных органов; - сделайте вывод по результатам наблюдений. 2. Определите на облиственных побегах растений (ясеня, рябины и др.) черты сходства и различия в строении листьев по признакам, указанным в таблице:
- составьте вариационные графики изменчивости длины листьев и числа листовых пластинок изучаемого вида растения (отмечая на оси абсцисс порядковые номера листьев, а на оси ординат при построении первого графического – количество листовых пластинок или при построении второго графика – длину листа); - какие признаки по результатам наблюдений вы отнесете к варьирующим и какие к постоянным? Почему? Выводы запишите в таблицу. 3. У экземпляров ржи, пшеницы и других растений сосчитайте число колосков в сложном колосе (для наблюдения следует взять не менее 50 образцов одного сорта). Результаты подсчетов запишите в таблицу:
- расположив колосья в порядке возрастания числа колосков в них, постройте вариационный ряд; - постройте вариационную кривую числа колосков в сложном колосе, отложив на оси абсцисс число колосков в каждом колосе, а на оси ординат число, выражающее частоту встречаемости данного признака (числа колосков). Восстановите перпендикуляры (соответствующие значениям числа колосков к частоте встречаемости данного количества колосков в сложном колосе) к осям абсцисс и ординат. Соединив их точки пересечения, получите вариационную кривую по данному признаку; - по вариационной кривой определите, с каким числом колосков чаще всего встречаются колосья (минимальным, средним или максимальным); - обоснуйте зависимость пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов. Наблюдение соотносительной изменчивости 1. Внимательно изучите экспонаты растений: флоксов и львиного зева. 2. Определите зависимость между окраской у различных органов этих растений; результаты запишите в таблицу:
3. Сделайте вывод по результатам наблюдений и запишите его в данную таблицу. Наблюдение комбинативной изменчивости 1. На экспонатах исходных или гибридных форм космеи определите черты сходства и различия между ними по признакам, указанным в таблице: 2. Сделайте вывод по результатам наблюдений и запишите его в таблицу.
3. Ответьте на вопрос: какова причина появления комбинативной изменчивости у организмов? Наблюдение мутационной изменчивости 1. Внимательно рассмотрите а) листья и цветок экспонатов чистотела; б) отдельные цветки, соцветия сирени или васильков. 2. Определите характерный признак для данного вида и измененный; результаты наблюдений запишите в таблицу:
3. Сделайте вывод на основании ваших наблюдений. 4. Укажите причину возможного проявления признаков, не характерных для данного вида. 5. Заполните таблицу
Лабораторная работа №4 Изучение результатов искусственного отбора на примере выведения сортов культурных растений (для фронтального и группового проведения) Цель работы: убедиться в том, что: - в основе создания новых сортом и пород лежат различные виды изменчивости; - культурные формы растения и животных имеют признаки, полезные человеку; - движущими силами эволюции культурных форм растений и животных является наследственная изменчивость и искусственный отбор. Оборудование: лупы, пинцеты, препаровальные иглы, раздаточные подносы. Материал для работы: наборы раздаточного материала— небольшие снопики, коллекции, гербарные листы различных сортов злаковых культур (пшеницы, ржи, ячменя, овса и др.), пасленовых (картофеля, томата, табака) разнообразных сортов виолы, астр, флоксов, тюльпанов, космеи и других цветов; живые экспонаты различных сортов комнатной фиалки, розы, традесканций, бегоний, кактусов и других комнатных цветов; таблицы, рисунки, наборы открыток с изображением диких и культурных форм различных пород животных и сортов растений (волк, шакал – породы собак; банкивская кура – породы кур; дикая кряковая утка – породы уток; дикий тур – породы крупного рогатого скота; дикий кабан – породы свиней; дикий вид капусты – сорта капусты; дикий голубь – породы голубей). Рисунок с головными придатками у петухов различных пород, многочисленные сорта различных декоративных цветов и их дикие формы. Ход работы. 1. Внимательно познакомьтесь с представителями растений одного вида (на примере нескольких видов злаковых, различных сортов декоративных цветов): - определите черты сходства и различия между ними; - сравните сорта пасленовых (томатов, картофеля, табака), капусты, виолы с исходной формой, используя натуральную и изобразительную наглядность; - укажите, по каким признакам сорта культурных растений отличаются от диких предков; - определите, какие органы, признаки претерпели наибольшие изменения.
Результаты наблюдений запишите в таблицу:
Ответьте на вопросы: - по каким признакам можно судить о принадлежности к одному виду? - о чем свидетельствуют факты: свисающий гребень у - что является движущими силами эволюции культурных форм растений? II. Внимательно рассмотрите таблицы, рисунки, открытки с изображением представителей различных пород животных и их диких предков: - определите сходства и различия между породами одного вида животных (на примере пород кур, уток, голубей, овец и других); - сравните представителей различных пород одного вида с исходной дикой формой; - укажите, какие органы, признаки претерпели наибольшие изменения. Результаты наблюдений запишите в таблицу:
Ответьте на вопросы: - Что лежит в основе всей работы по созданию новых сортов и пород? - Можно ли вывести новую породу, если в хозяйстве имеется одна, две лошади или несколько овец? - Что является движущими силами эволюции культурных форм животных? III. Третий вариант работы может включать исследование по изучению сортов и пород на примере лишь одного вида растения или животного. Выводы: 1. У культурных форм)сортов и пород) преобладают полезные человеку признаки. 2. В основе возникновения культурных форм (сортов и пород) лежат различные виды наследственной изменчивости: соотносительной, комбинативной, мутационной. 3. Движущие силы эволюции культурных форм растений и животных определяют различные виды наследственной изменчивости и искусственный отбор.
Лабораторная работа №5
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.202.89 (0.011 с.) |