Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных

Поиск

Цель работы: а)показать на конкретных примерах происхождение крупных систематических групп путем ароморфоза; б) ознакомить их с примерами воз­можных идиоадаптаций организмов (дегенерации); в) рас­крыть влияние деятельности человека на главные направ­ления органической эволюции.

Оборудование: подносы дли раздаточного материала, пинцеты, лупы, тетради для записи наблюдений.

Материал для работы: открытки, рисунки и изображением представителей отделов растений, типов и классов животных (китообразных, ластоногих, грызунов, земноводных, пресмыкающихся), различных видов кактусов, повелик и других растений; муляжи кистеперой рыбы, стегоцефала, архиоптрерикса; натуральные объекты: гербарные материалы цветковых растений; коллекции насекомых с различными видами идиоадаптации; спиртовые препараты червей-паразитов; различные виды кактусов, традесканций и других растений с ярко выраженными приспособительными возможностями; наборы цветков, плодов, семян, веток представителей голосемянных и цветковых растений; чучела пресмыкающихся, птиц, грызунов, хищных животных.

Ход работы.

1. Рассмотрите коллекции насекомых и укажите систематическую категорию, к которой принадлежат данные представители;

- определите у представителей каждой группы насе­комых приспособительные изменения к условиям среды обитания;

- раскройте их биологическое значение;

- укажите пути эволюции каждой рассмотренной вами группы насекомых.

Результаты наблюдений запишите в таблицу:

Систематическая группа Приспособительные изменения, возник­шие в ходе эволюции Биологическое значение приобретенных изменений Возможные пути Эволюции данной систематической группы
       

Ответьте на вопрос: какие особенности строения и жизни насекомых позволили им в процессе эволюции занять господствующее положение среди беспозвоночных?

2. Внимательно изучите рисунки, открытки, чучела различных видов грызунов (сисликов, белок, тушканчиков, бобров и др.);

- определите у каждого представителя приспособительные изменения к условиям обитания, возникшие в ходе эволюции; раскройте их биологическое значение.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Ответьте на вопрос: какой важнейший ароморфоз пре­терпела данная группа?

По аналогии работы подобного содержания могут быть проведены и с представителями отрядов хищных, ластоно­гих, китообразных и других животных различных система­тических групп.

3. Рассмотрите коллекции, гербарные материалы (по­беги, плоды, цветки) представителей цветковых растений (рябины, черемухи, вяза, липы, клена, вишни и др.);

- определите систематическую принадлежность изучаемых представителей;

- раскройте биологическое значение появления плода у цветковых растений;

- укажите признаки приспособленности плодов изу­чаемой группы растений к распространению;

- определите возможные пути эволюции изучаемых рас­тений данной систематической группы (цветковых).

Результаты наблюдений запишите в таблицу (пример ответа дан):

 

Систематическая группа   Приспособительные изменения, возник­шие в ходе эволюции Биологическое значе­ние приобретенных изменений Возможные пути эволюции данной систематической группы
Цветковые растения   Появление цветка как органа раз­множения. Возникновение плода Зародыш имеет диплоидный набор хромосом, его раз­витие происходит за счет запаса пи­тательных веществ семени, он хорошо защищен от не-благоприятных воздействий среды. семена имеют мно­гообразные приспособления к распространению Ароморфоз
Клен остролист­ный (вид)   Околоплодник имеет крыловид­ные кожистые выросты   Плоды при опаде­нии с дерева мо­гут долго враща­ться в воздухе и поэтому разносят­ся ветром на боль­шие расстояния Идиоадаптация  

4. Внимательно ознакомьтесь (по коллекциям, гербарным материалам, наборам побегов С семенными шишками) с представителями голосеменных растений: можжевельни­ка, ели, кедра, лиственницы, пимы, сосны;

- определите систематическую принадлежность изучае­мых представителей;

- раскройте биологическое значение появления семян у представителей хвойных растений;

- укажите возникшие в ходе эволюции признаки приспособленности семян к определенным способам распространения;

- назовите возможные пути эволюции изучаемых растений данной систематической группы (голосеменных).

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Ответьте на вопросы:

- какие важнейшие ароморфозы претерпела данная группы растений (голосеменныхили цветковых) в своем историческом развитии?

- Какие преобразования надо считать идиоадаптацией? Почему?

Выводы:

1. Все крупные систематические группы (отделы, типы, отряды) возникли путем ароморфозов.

2. Мелкие систематические группы (семейства, роды, виды) возникают путем ароморфозов.

Лабораторная работа №8

Зависимость результатов естественного отбора от условий внешней среды

Цель работы: Сформировать понятие о зависимостирезультатов естественного отбора от условий внешней среды. Составьте характеристику форм естественного отбора в свете современных научных представлений.

 

Результаты естественного отбора

Формы отбора Когда действует Результат Примеры
1. Движущий 2. Стабилизирующий 3. Разрывающий или дизруптивный      

Лабораторная работа № 9

Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах

Цель работы: материализовать в ходе практической ра­боты по определению морфологических признаков опреде­ленных видов растений понятие о морфологическом крите­рии.

Оборудование: пинцеты, препаровальные иглы, линейки, листы белой бумаги, тетрадь для записей.

Изучаемые объекты: гербарные и живые растения раз­личных видов лиственных и хвойных пород (ветки, побеги с листвой и хвоей, плоды, семена): сосна обыкновенная, сосна сибирская, ель обыкновенная, листвен­ница обыкновенная, лиственница европейская; клен ясенелистный, клен остролистный, клен татарский, клен поле­вой; тополь черный, тополь пирамидальный и др. Таблицы, открытки и рисунки с изображением морфологических при­знаков растений.

Ход работы. Работа может проводиться по нескольким вариантам в зависимости от ее целей и времени, отводимо­го на ее выполнение.

Запись результатов наблюдений фиксируется в сравни­тельной текстовой таблице.

Знакомство с морфологическими признаками видов растений лиственных пород

1. Внимательно рассмотрите растения двух видов лиственных пород одного рода.

2. В соответствии с перечисленными в таблице призна­ками кратко опишите признаки изученных вами растений.

3. Проведите их сравнение, результаты наблюдений за­пишите в таблицу;

Признаки Названия видов Выводы по результатам сравнения Какой видовой критерий характеризуют
   
Строение верхушечной и боковых почек       морфологический
Окраска побегов      
Форма листа      
Длина и ширина листовой пластинки      
Название и описание плодов, их величина      
Описание семян, их величина      

 

Знакомство с морфологическими признаками видов рас­тений хвойных пород

1. Внимательно рассмотрите растения двух видов хвой­ных пород одного рода.

2. В соответствии с перечисленными в таблице призна­ками кратко опишите признаки изученных нами растений.

3. Сравните их, результаты наблюденийзапишите в таблицу:

 

Признаки Названия видов Выводы по результатам сравнений Какой видовой критерий характеризуют
   
Особенности строения побегов (количество хвоинок в пучке)        
Длина хвойных игл, окраска и описание поперечного среза        
Шишки: длина, форма и цвет семенных чешуй        
Семена: их величина., форма, цвет        

4. Ответьте на вопрос: к каким ошибкам может приве­сти установление видовой принадлежности только по одно­му из видовых критериев?

Выводы:

1. Описание внешнего ивнутреннего строения характеризует морфологический видовой критерий.

2. Установление видовой принадлежности возможно лишь при учете всех критериев вида.

 

Лабораторная работа № 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2862; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.007 с.)