Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Философия эпохи Возрождения, ее специфика.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эпоха Возрождения – уникальный период европейской истории. Это кризис феодальных отношений, ранняя стадия и зарождение буржуазных отношений. В Италии раньше всех появился буржуазный строй. В Италии происходит развитие городов (Флоренция, Венеция) из-за приближенности к торговым путям Средиземного моря. Здесь образуется прослойка купцов. К тому же в это время совершались великие открытия и изобретения (самопрялка, верхнебойное водяное колесо). Производство стало механизироваться, поэтому появляется доменное производство. Изобретение огнестрельного оружия свело на нет рыцарство. В Европе появился компас из Китая, книгопечатание. Совершались важнейшие географические открытия Колумба, Васко да Гама, Магеллана. Эти открытия привели к тому, что Италия потеряла свои торговые пути, т.к. открыты новые. Бурно развиваются города Нидерландов, Англии, Франции, Испании. Первая буржуазная революция произошла в Германии, но она была слишком слаба, затем революция прогремела в Нидерландах, эти революции не имели общеевропейского значения. Самая сильная революция произошла в Англии. Это обстоятельство резко изменило мировоззрение народа – это переворот в мировоззрении называется эпохой Возрождения. Само Средневековье в эту эпоху было отвергнуто. Термин «возрождение» не означал реставрацию старого мира, старый мир так или иначе проявлялся в умах людей, но были и значительные изменения. Эпоха Возрождения – переход от Средневековья к философии Нового Времени, основанной на научных открытиях. Основные черты мировоззрение в эпоху Возрождения: 1. Ориентация на чел-ка – если в центре внимания античной философии – космос (космоцентризм), в средневековой философии – Бог (теоцентризм), то в философии эпохи Возрождения – человек (антропоцентризм). Признается, что основная деятельность чел-ка происходит в этом мире, счастье можно достигнуть на этом свете, а не в загробном. Бог – начало всех вещей, но чел-к – центр мира. 2. Общество – результат деятельности людей, и чел-к ничем не ограничен, чел-к может все. Появляется сознание своего таланта, свободомыслие. Эта эпоха породила множество выдающихся личностей. «Эпоха нуждалась в титанах, и она породила их!» - Ф. Энгельс. 3. Гуманизм – чел-к – это свободное существо, которое творит самого себя и окружающий мир. Но мы не можем отождествлять гуманизм с атеизмом. Люди в эту эпоху верили в Бога. Получив от Бога свободную волю, чел-к должен сам отвоевывать свое место в окружающем мире. Испорчены мотивы греховности чел-ка, Для философии эпохи Возрождения характерен оптимизм, бесконечная вера в возможности чел-ка. 4. Культ творческой деятельности. Если в античном мире всякая творческая деятельность и труд были презрительными, то в эту эпоху был культ творческой деятельности. Чел-к в ходе этой деятельности создает окружающий мир, его красоту и величие и создает самого себя. Появляется идея промотеизма: чел-к – сотворец мира, он – сотрудник, помощник Бога. Происходит реабилитация человеческого тела – это не тяжкие оковы души. Телесная жизнь – самоценна. Процветает культ человеческого тела. Философия Френсиса Бэкона.
Если в эпоху Возрождения зарождаются буржуазные отношения, то в 17 в. капитализм развивался значительно интенсивнее. Появились родоначальники нового подхода к науке – Френсис Бекон, Рене Декарт. Ф. Бекон (1561 – 1621 гг.) – англ. философ. Его труд «Новый органон» дает представление о предназначении науки, новые принципы исследования. Еще одна его работа «Знание – сила» - символ наук. Наука не может служить только целям религии. Цель науки – изобретения, цель изобретений – польза чел-ку. Может ли наука решить эти проблемы? Бекон отвечал отрицательно. Он говорил, что необходимо провести реформу науки – критическая и позитивная работы. Критическая часть направлена на выявление причин человеческих заблуждений, он пытается дать рекомендации по их преодолению: 1. Учение об идолах. 2. Критика схоластики. Человечество засорено различными идолами – образами действительности. Различают 4 вида идолов: 1. Идолы рода – ложные представления о мире присущие всему человеческому миру, результат естественной ограниченности органов чувств. Чел-к различные вещи рассматривает по аналогии с собой, он на деляет вещи своими характерами. Чтобы уменьшить вред этого идола нужно сопоставить показания органов чувств с реальными предметами. 2. Идолы пещеры – каждый чел-к воспринимает мир субъективно. У каждого чел-ка есть своя пещера субъективного внутреннего мира, которая накладывает отпечаток на все наши знания. 3. Идолы рынка (площади) – ложные представления о мире, порожденные неправильным употреблением слов. В одни и те же слова вкладываются разные смыслы – это ведет к спорам, поэтому все схоластические споры происходили на рынках, где было много людей. 4. Идолы театра – те представления о мире, которые люди заимствуют у различных философских систем. Каждая философская система – это сыгранная комедия или драма. Философские системы ложны. Идолы рода или пещеры – естественные препятствия чел-ка на пути самообразования и самовоспитания, их можно преодолеть. С идолами театра и рынка борьба должна идти через преобразование общественного сознания. Проблемна критика схоластической философии – это главное препятствие. Ее коренным пороком является ее абстрактность. Когда философия схоластики мыслит действительность, она сконцентрирована на понятиях. Схоласты спорят о понятиях и не думают о мире. Бекон теории схоластики противопоставил теорию индуктивного метода. В 17 в. было велико влияние религии и, поэтому Бекон говорит о двойственности истины. Методы у теологии и философии различны. Теология - это богопознание; философия – это изучение природы. Теология опирается на божественное откровение, наука опирается на истину. Истина это совпадение мыслей с действительностью. Центральная часть учения Бекона – учение о методе. Метод – путь познания. Это не просто теория, она имеет глубокое практическое значение, т.к. метод в умелых руках может превратиться в преобразующую силу.Правильный метод эффективно улучшает человеческую деятельность. Увеличивает власть чел-ка над природой. Правильный метод способствует человеческому счастью. Бекон – родоначальник европейского эмпиризма. Метод Бекона основан на познании. Познание – это отражение естественного мира. Познание происходит с чувствительных представлений, которые нуждаются в опытной проверке. Самое лучшее док-во – опыт, если он хранится в эксперименте. Бекон выделяет следующие виды опытов: - плодоносные – приносят практическую пользу. - светоносные - не приносят практической пользы, но способствуют накоплению знаний о мире. Опыты ставятся по определенному методу – правилу индукции. Индукция – необходимая для науки единственная форма док-ва. Философское понимание индукции – движение мысли от частного к общему. Тот индукционный метод, который предложил Бекон, включает в себя 5 этапов: 1. Таблица присутствия – все случаи, в которых встречаются данные явления. 2. Таблица отклонения (отсутствия) – все случаи отсутствия того или иного признака в родственных предметах. 3. Таблица сравнения (степеней) – сопоставление увеличения или уменьшения признака в одном и том же предмете. 4. Таблица отбрасываний – исключение случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него. 5. Таблица сбора плодов – формирование выводов на основе того общего, что имеется во всех таблицах. Этот метод применим к любому исследованию. Опыт дает единичные данные.
Философия Рене Декарта. Рене Декарт (1596 – 1650гг.) – франц. философ. Он стремился разработать метод научного познания действительности. Его методология носит аинтисхоластический характер. Критика схоластики. Декарт шел отличным от Бекона путем. Методология Бекона – эмпирическая, метод Декарта – рационалистический. Декарт не определяет роль опыта, но говорит, что открытия в конечном итоге совершаются с помощью разума. Разум направляет опыты, ориентирует, делает методологию рациональной. Рационализм Декарта основан на применении особого математического метода познания. Математика как наука говорит о мере всех вещей. Суть метода Декарта: 1. Позание следует от незнания инертно достигая фундаментальных истин. Интеллект и интуиция – две тверди начала познания. 2. Разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция нужна, т.к. вывод не всегда ясен. Дедукция – движение мысли от общего к частному. Дедукция – действия ума, посредством которых мы делаем заключения, с ее помощью мы неизвестное делаем известным. Декарт вывел три правила: 1. Во всех вопросах должно содержаться неизвестное. 2. Это неизвестное должно иметь характерные особенности, чтобы истолкование было направлено на постижение именно этого метода. 3. В каждом вопросе должно содержаться и нечто известное. Декарт провозгласил сомнения исходным пунктом своего метода. Он не ставил цель – уничтожить знания. Он стремился избавить человечество от идолов, предрассудков. «Мы можем предполагать, что мы не существуем, потому что мы сомневаемся в существовании всего. Но в то время когда мы мыслим, мы не можем полагать, что не существуем». Не взирая на крайнее предположение: «Я
мыслю, следовательно, я существую!» - есть вернейшее из всех заключений. Мышление – исходный пункт интеллектуального мышления. Принцип сомнения – философский принцип. Только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Метод должен освободить процесс познания. Правильный метод позволяет науке целенаправленно развиваться. Правильный метод превращает науку в важнейшую сферу жизнедеятельности чел-ка. В его методе есть противоречия: 1. обусловлено тем, что Декарт занимался гносеологией. Он хотел от гносеологии выйти на онтологию. 2. Мышление разомкнуто и открыто во внешний мир. 3. Декарт вводит учение о врожденных идеях – идея Бога, идея чисел, идея фигур, некоторые предельно общие положения «из ничего ничего не происходит» - явление платонизма. Рационалистические мотивы переплетаются с теологическими. В 17 в. Бекон и Декарт – два великих реформатора философии. До них внимание философов было обращено на онтологию. А они впервые в центр философских рассуждений ставят гносеологию (учение о познании). Они положили начало расколу действительности на две части: 1. Субъект познания – кто познает мир. 2. Объект познания – на что направлено человеческое познание. Они заложили основы методологии научного познания окружающего мира. Они дали глубокое философское обоснование методологии. Их учения взаимно дополняют друг друга.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1807; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.27.154 (0.012 с.) |