Философия и круг изучаемых ею проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия и круг изучаемых ею проблем



Философия и круг изучаемых ею проблем

Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «philéo» – люблю и «sophia» - мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.

Философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Все науки –представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира.. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом. Например, физика изучает неорганический мир, биология – мир живых организмов, социология – общество

Основные направления философии:
онтологии-
раздел философии, в котором исследуется, как устроен объективный мир, существующий независимо от индивидуального сознания человека.. Высшим понятием онтологии является понятие «бытие» - полнота всего существующего.

Проблема бытия – существует ли нечто?, что значит «существовать»?

гносеология- Высшее понятие гносеологии – понятие «истина» - высшее состояние знания.

Проблемы истины - существует ли истина?, т.е. возможно ли познание мира?,

аксиология- философская теория ценностей, потому и высшим понятием этого раздела философии является понятие «ценность» - основание и эталон сознания

Проблемы понимания того, что есть ценность

логика- раздел философии, в рамках которого исследуются наиболее универсальные законы и принципы, в том числе в той форме, как они выражаются в человеческом мышлении. Высшее понятие логики – «логос» - высший закон и первопринцип.

Проблемы: существуют ли высшие универсальные законы бытия и сознания? возможно ли создание универсального языка, выражающего первопринципы

 

Философия, ее предмет и функции.

Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «philéo» – люблю и «sophia» - мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.

Философия, так же как и наука, - это преимущественная деятельность человека в сфере мышления. Все науки –представляют из себя частные направления знания, исследующие только какую-то часть мира. В отличие от частных наук, философия пытается понять мир в целом. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы, а решает лишь самые общие, мировоззренческие вопросы. С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения.

функции:
1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том,

что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

Философия в системе культуры.

Философия многогранна. Обширно поле, многообразны проблемные пласты, области философского исследования. Так, система Гегеля включала в себя философию природы, философию истории, политики, права, искусства, религии, морали, т.е. охватывала мир человеческой жизни, культуры в его многообразии. Структура гегелевской философии во многом отражает проблематику философского мироосмысления вообще. Чем богаче философская концепция, тем шире представлено в ней поле культуры. Схематично это можно изобразить в виде «ромашки», где «лепестки» - области философского изучения разных сфер культуры. Число «лепестков» может быть малым (узкоспециализированные концепции) и большим (богатые, емкие концепции).

Философия: морали, техники, природы, истории, политики, права, искусства, религии.

В такой схеме можно учесть открытый характер философского постижения культуры: она позволяет неограниченно добавлять в нее новые разделы философского миропонимания.

Культурологический подход дает возможность исследовать философию как явление сложное, многомерное, с учетом всей системы связей, в которой она проявляет себя в жизни общества.

Рассмотрение философии как культурно- исторического явления позволяет охватить также весь динамический комплекс ее проблем и функций, удается проследить их сложные взаимосвязи и взаимозависимости в конкретных исторических типах культур. Философское мышление, обращенное ко всему полю культуры, называется критически-рефлексивным.

Древнего Китая

Важнейший текст, оказавший большое влияние на китайскую философию и культуру – так называемая «Книга перемен» (И-цзин). В ней представлено учение о высшем начале, называемом «Великий предел» (Тайцзы), который образуется единством двух противоположных элементов Инь и Ян. ЯН – это начало активности и избытка, начало положительное (как «плюс» в электричестве) и беспокойное. ИНЬ – это, наоборот, начало пассивности и недостатка, начало отрицательное (как «минус» в электричестве) и покоящееся. Конфуцианство. Основатель этой философии – древний китайский мудрец Конфуций Конфуций проповедовал следование нравственным нормам и законам. Идеал человека Конфуций представляет в образе «благородного человека», который должен быть образован, неприхотлив в еде и одежде, избегать крайностей. Конфуцианство проповедует веру в судьбоносное Небо и дух предков.

Даосизм. По легенде, даосизм был основан китайскими мудрецами Лао-цзы и Чжуан-цзы Даосизм учит о великом законе-пути Дао, который должен ощутить и выразить своей жизнью человек. Для этого лучше уйти из шумного бестолкового мира и сделаться отшельником, вернуться к природе и вести жизнь простую и чистую. ему не приходится прикладывать собственных усилий при совершении действия, он сливается с ритмом Дао и движется его силой. Даосы искали средства продления человеческой жизни и обретения бессмертия.

 

Милетская школа. Гераклит

Миле́тская школа — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Исходя из принципа сохранения «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Т.о. за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало»); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределенное и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

 

Гераклит

Многие относят Гераклита к милетской натурфилософии, но точнее выделять в его философии две части – экзотерическую и эзотерическую. Только первая, более популярная, часть его философии близка милетской натурфилософии. Здесь Гераклит выдвигает идею огня в качестве генетического архэ, из которого в космических циклах мир временами остывает и в которое временами вновь сгорает. Что же касается эзотерической, более тайной и трудной части философии Гераклита, то здесь мы находим пример скорее номологического архэ (от греч. «номос» - закон). Среди материальных вещей, считает Гераклит, невозможно найти подлинного архэ, так как все материальные стихии постоянно превращаются, исчезают и возникают, в то время как архэ не должно быть подверженным каким-либо изменениям. Подлинным архэ в эзотерической философии Гераклита оказывается некоторый универсальный Закон (Логос), организующий и определяющий всю систему материальных превращений. Он подобен мировому расписанию событий, определяющему, когда какому началу нужно возникнуть, когда исчезнуть, сколько и как просуществовать. Закон также представляет из себя род единства, но это единство уже не материальное, а функциональное – вот почему эта часть философии казалась грекам повышенно трудной, за что Гераклита даже прозвали «темным», т.е. непонятным. Кроме того, Гераклит предполагает, что в качественном разнообразии материального мира используется первичная диада качеств «возникновение-уничтожение», напоминающая до некоторой степени китайскую двоицу «ян-инь».

 

Софисты и Сократ.

Строго говоря, софисты в большинстве своем не были ни философами, ни учеными. Само слово «софист» означало в то время профессионального преподавателя, который обучал искусству красноречия Софисты, однако, оказали невольную услугу греческой мысли, расшатав привычные каноны мышления, изощрив искусство анализа, но в итоге они пришли к самоотрицанию философии. И это было вполне закономерно. Представители: Протогор и Горгий "Человек есть мера всех вещей". Они считали, что бытие - это изменчивый, чувственный мир, каким он явлен индивидуальному

восприятию. С офисты считают что многообразие философских систем проистекает из природы человеческого познания, которое соединяет в себе объективное и субъективное начало. Объективная часть знания – та, которая выражает природу реальности в человеческом сознании. Субъективная составляющая выражает, наоборот, не столько природу познаваемого объекта, сколько природу самого человека – познающего субъекта. Многообразие образов истины возникает из-за «примеси» к объективному знанию субъективной составляющей, и задача познания – отделить объективное от субъективного. Так софисты переносят центр философии из онтологии в гносеологию, из проблемы мира – в проблему отношения человека и мира.

Сократ выводит античную философию из кризиса софистики и открывает новое измерение ее развития. Главная идея Сократа состоит в том, чтобы не выбирать из многообразия философских систем и точек зрения какую-то одну, но – собрать все эти точки зрения в некоторое более целостное учение, синтезировать их. Метод Сократа называют также методом античной диалектики. В составе этого метода можно выделить три основных этапа:

1) Полилог – разговор многих (минимальной и первичной формой полилога является диалог – разговор двоих). Полилог есть первый этап познания, когда происходит порождение множества точек зрения, подходов к решению той или иной проблемы.2) Монолог – разговор одного. На втором этапе – этапе монолога – мыслитель должен уйти в себя, оттолкнуться от наработанного вначале многообразия разных точек зрения и погрузиться в свой внутренний мир, через который пролегает путь ко второй реальности бытия3) 3) Собственно диалектика – третий этап метода Сократа, как единство полилога и монолога. Теперь, владея многообразием полилога и принципом единства, постигнутого в моно-логе, необходимо скоординировать между собою эти два – анализ и синтез – вида бытия. Главная проблема - человек и его сознание. Главная задача - научить человека думать. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения. Душа, по его мнению, является антиподом тела: если тело природно и состоит из частиц, то душа своим содержанием имеет понятия. Высшие понятия - Добро, Справедливость, Истина. Благодаря душе человек познаёт вещи, их место в мире, а главное - отношение человека к человеку, к самому себе.\

Философия Платона.

ПЛАТОН (427-347 до н.э.) — древнегреческий философ-идеалист, злейший враг материализма, науки, противник афинской демократии, отстаивавший в своихполитических и философских взглядах интересы реакционной афинской аристократии. Философия Платона — “объективный” идеализм, основанный на противопоставлении посюстороннему изменчивому миру природных вещей потустороннего неизменного, вечного и неподвижного “истинного бытия”, мира духовных сущностей — идей. Мир идей Платон считал первичным, а мир чувственных вещей — вторичным и производным. Вещи для Платона — лишь тени мира идей. Это значит, что предметы природы, например дерево, лошадь, вода и т. д., являются порождениями потусторонней идеи дерева, идеи “лошадности” и т. п. В теории познания Платон выступал против сенсуализма античных мыслителей и утверждал, что чувства не могут быть источником истинного знания, поскольку они не выходят за пределы предметного мира. Источником истинного знания являются воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. Методом, возбуждающим в душе воспоминания об идеях, Платон считал диалектику, которую понимал как искусство сопоставления и анализирования понятий в ходе беседы. В философии Платона намечается подход к идеалистической диалектике понятий. Материалистической концепции о бесконечной, закономерно развивающейся вселенной Платон противопоставил религиозное учение о создании мира божественным творцом, детерминизму противопоставил теологию. В области социально-политических вопросов Платон выдвинул теорию, целью которой было обосновать вечное господство аристократии. В своём учении об “идеальном государстве” он доказывал, что общественный строй должен базироваться на существовании трёх сословий: философов-правителей, стражей и земледельцев с ремесленниками. Первое, высшее, сословие управляет государством, второе охраняет государственный порядок, третье занято производительным трудом. Это разделение труда, которое должно было закрепить навеки эксплуатацию рабов, Платон считал “естественным” и неизменным. Он не допускал никакого участия народных масс, “демоса”, в управлении государством. Демократию он считал низшей формой государственного устройства. Идеальным устройством является, по его мнению, аристократическая республика.

Философия Аристотеля.

Аристотель - древнегреческий философ классического периода, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

Философию Аристотель делил на три вида:

теоретическую, изучающую проблемы бытия, различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название

 

"первичная философия");

практическую - о деятельности человека, устройстве государства;

поэтическую.

Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.

Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные характеристики - протяженность, покой, движение и др.

Иначе говоря, по Аристотелю, бытиеэто сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.

По Аристотелю, материяэто потенция, ограниченная формой. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа.

Философ выделяет три уровня души:

растительная душа;

• животная душа;

• разумная душа.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:

• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

• отличается от животных наличием мышления и разума;

• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:

внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение о "чистых идеях";

• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;

• выделил 10 философских категорий;

 

• дал определение бытия через категории;

• определил сущность материи;

• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;

• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов — вывода из двух и более посылок заключения).

Эпикуреизм

ЭПИКУР (341—270 до н.э.) — выдающийся материалист и атеист эпохи эллинизма, радикальный просветитель древности. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Философия Эпикура признает бытие вещей вне сознания человека и независимо от него. Возрождая атомизм Левкиппа — Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения, высказывает гениальные догадки, подтверждённые дальнейшим развитием науки. Всё существующее, по Эпикуру, есть результат движения и столкновения атомов. Для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, Эпикур вводит понятие спонтанного (внутренне обусловленного) “отклонения” атома от прямой линии. Этот взгляд противостоит фаталистическому учению Демокрита о необходимости, отрицающему случайность.В теории познания Эпикур — материалист-сенсуалист. Основой познания он признает ощущения, которые сами по себе всегда истинны, так как исходят из объективной реальности; ошибки возникают из истолкования ощущений. Эпикур развивает наивно-материалистическую теорию “идолов”, согласно которой от поверхности т ел исходит непрерывный поток мельчайших частиц, проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей. Утверждая материальность и смертность души, Эпикур выступает против невежества и суеверия, порождающих страх перед богами и смертью. Цель философии, по Эпикуру, — счастье человека, для достижения которого следует освободиться от предрассудков, овладеть знанием законов природы.

Стоицизм

СТОИКИ —Учение стоиков чрезвычайно разнородно и противоречиво. Стоики делили философию на логику, физику и этику. В своей логике они развивали сенсуалистическую теорию познания. Все знания, утверждали они, приобретаются через чувственные восприятия. Душа до опыта — чистая доска. Представления суть оттиски предметов в душе. Чувственные представления подвергаются затем дальнейшей обработке мышлением. Так образуются общие понятия, суждения. Все познавательные процессы, по учению стоиков, происходят в душе, представляющей особого рода тело — пневму (соединение воздуха и огня). В области физики стоикя выступают в основном как материалисты;

НЕОПЛАТОНИЗМ — реакционная мистическая философия эпохи упадка Римской империи (III—VI вв.), идеология рабовладельческой аристократии. Идеалистическое учение Платона о реальном мире как тени сверхчувственного мира “идей” приняло в неоплатонизме форму мистической эманации (излучения, истечения) материального мира из духовного первоначала. Материя для неоплатонизма — лишь низшее звено в иерархии вселенной, эманация “мировой души”, над которой возвышается “дух”, а над последним возвышается “первосушность”. Высшая ступень философии достигается, согласно

неоплатоникам, не посредством опыта и разума, а путём мистического экстаза. Идеализм выродился в этой философии в теософию, поощряющую самые дикие суеверия. Неоплатонизм сыграл решающую роль в христианской патристике и оказал огромное влияние на всё развитие философии феодального общества как в христианских, так и в мусульманских странах.

Патристика

Патристика – первый период развития христианской философии, занимающий отрезок времени примерно с 2-го по 8-й века нашей эры. Названием своим этот период обязан латинскому слову patres - отцы, так что «патристика» - учение отцов. Имеются в виду так называемые «отцы церкви» - крупные общественные деятели, мыслители и подвижники периода становления христианства, многие из которых причислены к лику святых. Они внесли огромный вклад в разработку догматики христианства и формирования христианства как Церкви. основной формулой патристики была формула «Знать, чтобы верить»

1. Ориген склонялся к непротиворечивой субординации трех ипостасей Бога, считая ипостась Отца высшей, ипостась Сына – средней, и ипостась Духа Святого – нижней ипостасью Бога. Ориген развивал так называемую теорию апокатастасиса. Согласно ей, Бог совторил все существа равными вначале. В процессе дальнейшего существования сотворенного мира происходит расслоение существ на высших (ангелы), средних (люди) и низших (демоны), но в конце времен все вновь вернется к началу, и возникшее расслоение исчезнет. Ориген принимал теорию переселения душ, пытаясь согласовать с нею идеи христианства. Тела, в которые вселяется душа в череде своих воплощений, служат очищению души и ее совершенствованию.

2. Тертуллиан В истории философии Тертуллиан стал олицетворением борьбы с философами в отстаивании истин христианской веры. Вера в Христа и человеческая мудрость, по мнению Тертуллиана, несовместимы. Истины веры не вмещаются в конечный человеческий разум и предстают перед ним как противоречия, в то время как основной принцип человеческой логики – непротиворечивость. Более того, именно невозможность и абсурдность истин веры для разума – одно из важнейших свидетельств их Божественного происхождения. Широко известно изречение Тертуллиана «Верю, потому что невозможно». Именно потому, что Божественная природа невозможна и непостижима для человека, именно поэтому человек и должен принять ее, не пытаясь снизить своим «пониманием».

3. Аврелий Августин – один из первых основоположников европейского персонализма, утвердивший идею личности как выражения высшего типа существования. Само бытие в своих основах восходит к Богу, а поскольку Бог – личность, то и само бытие – личностно. Основа личности – дух. К принципам тела и души христианская философия, вслед за неоплатонизмом, добавляет высший принцип духа. Тело + Душа + Дух – вот теперь новая формула понимания бытия и человека. Дух выражает себя в трех основных формах – воле, мышлении и чувстве. Путь к Богу лежит через смещение центра человеческой жизни в область духовного бытия. Совершенный дух есть любовь. Рождаясь в первый раз в физическом теле, человек может при жизни родиться во второй раз – родиться духовно. Такой духовно рожденный человек и есть личность. В духовном рождении дух проникает все существо человека и проявляет себя в вере как устремленности к Богу всего существа человека.

 

Схоластика

Схоластика – второй период развития христианской философии, занимающий примерное время от 11 до 14 веков. Слово «схоластика» происходит от греч. schola - ученая беседа, школа и лат. scholastica - ученый.Формулой схоластики становится принцип «Верить, чтобы знать» Это означает, что по мере удаления в прошлое апостольских времен, европейский разум все более перестает удовлетворяться наивной верой и все более требует рационального обоснования догматов христианского вероучения. Мыслители этого времени, оставаясь в большинстве своем добропорядочными христианами, пытаются понять Бога как некоторый верховный принцип разума, стараются разработать систему логического обоснования бытия и природы Бога.. Но главным критическим методом в схоластике является не эксперимент и не математические модели, а разного рода приемы толкования и интерпретации Библии. Поэтому здесь уделяется очень большое внимание языку и таким наукам, как грамматика и логика Через историю схоластики проходит ряд проблем, решение которых во многом определяло позицию философа, принадлежность его к тому или иному лагерю. 1. Доказательства бытия Бога. Пожалуй, попытка доказать бытие Бога – самая характерная черта схоластической философии. Здесь были использованы разные виды доказательств. Наиболее известное и влиятельное из них – так называемое онтологическое доказательство, выдвинутое Ансельмом Кентерберийским. Оно использует предварительное определение Бога.

Определение Бога. Бог есть максимум всех совершенств.

Затем формулируется теорема и приводится ее доказательство, которое и получило название «онтологического», т.е. исходящего из структуры бытия, онтологии.

Теорема бытия Бога. Бог существует.

Доказательство. (1) Бытие – одно из совершенств

(2) Максимум совершенств включает в себя все совершенства

(3) Максимум совершенств включает в себя бытие

Последнее утверждение и означает, что Бог существует, поскольку Бог был определен как максимум совершенств, а «включение в себя бытия» означает то же, что существование.

В этом доказательстве Бог понимается как нечто самое большое, максимальное. Это не только самое большое по размерам, по весу, по силе. Это вообще принцип любого самого большого, любого максимума..

Часто упоминают еще два доказательства бытия Бога – телеологическое и космологическое. Они близки друг к другу по логической структуре. В их основе лежит идея перехода от неполной степени некоторого начала к его максимальной степени. Эта максимальная степень связывается с одним из проявлений Бога. Например, в телеологическом доказательстве утверждается, что у всего есть своя цель, а значит и у каждой цели - своя более высокая цель. Так мы доходим до Высшей Цели, которая и есть Бог. Аналогично, в космологическом доказательстве утверждается, что у каждого начала есть своя причина, в том числе у каждой причины – своя более глубокая причина. Так возникает цепь все более глубоких причин, в начале которой лежит Причина Причин, которая и есть Бог.

2. Реализм и номинализм. Через всю историю средневековой философии проходят споры так называемых реалистов и номиналистов. Главным предметом их споров были универсалии – сущности, выражаемые общими понятиями, например, понятиями «человек», «животное», «дерево» и т.д. Реалисты были сторонниками Платона в решении проблемы универсалий. Они считали, что общие понятия существуют «до вещей» (ante rem) как идеи Платона в собственной вечной и идеальной реальности. Таким образом, универсалии реальны – отсюда название «реализм». Наоборот, номиналисты были сторонниками философии Аристотеля, полагая, что универсалии существуют независимо от вещей только в сознании человека («после вещей» - post rem), в то время как в самих вещах (in re) универсалии даны как лишь общие свойства вещей, не существующие независимо от вещей. Таким образом, отдельно от вещей универсалии существуют как лишь общие имена в сознании человека. Имя – nomen, откуда и происходит название этого направления – «номинализм».

Наконец, существовало третье направление в решении проблемы универсалий – концептуализм. Это направление пыталось объединить подходы реализма и номинализма в так называемых концептах – сущностях, которые «до вещей» (в уме Бога) являются платоновскими идеями, «в вещах» проявляются в виде общих свойств вещей, «после вещей» (т.е. в сознании человека) - как общие имена.

1. Иоанн Скот Эриугена (810 – 877 гг. н.э.). Признавал верховенство разума над Откровением – каждая истина веры должна прежде подвергаться критическому рассмотрению со стороны разума..

2. Пьер Абеляр (1079 - 1142). Уделял большое внимание логическому анализу языка в интерпретации христианской догматики. В решении проблемы универсалий был сторонником более равновесной позиции концептуализма.».

3. Фома Аквинский (1225 - 1274). Крупнейший христианский философ, создатель томизма – версии христианской философии, принятой в качестве официальной основы католицизма..

5. Вильям Оккам (1290 - 1349). Представитель поздней схоластики, сторонник крайнего номинализма. Известен своим знаменитым принципом, получившим название «бритва (лезвие) Оккама»: «Не следует использовать большее там, где можно обойтись меньшими средствами». Согласно этому принципу, нужно избавляться от всего лишнего в мышлении (как бы «обрезать» бритвой это лишнее).

 

Философия Френсиса Бэкона.

 

Если в эпоху Возрождения зарождаются буржуазные отношения, то в 17 в. капитализм развивался значительно интенсивнее. Появились родоначальники нового подхода к науке – Френсис Бекон, Рене Декарт.

Ф. Бекон (1561 – 1621 гг.) – англ. философ. Его труд «Новый органон» дает представление о предназначении науки, новые принципы исследования. Еще одна его работа «Знание – сила» - символ наук. Наука не может служить только целям религии. Цель науки – изобретения, цель изобретений – польза чел-ку.

Может ли наука решить эти проблемы? Бекон отвечал отрицательно. Он говорил, что необходимо провести реформу науки – критическая и позитивная работы.

Критическая часть направлена на выявление причин человеческих заблуждений, он пытается дать рекомендации по их преодолению:

1. Учение об идолах.

2. Критика схоластики.

Человечество засорено различными идолами – образами действительности. Различают 4 вида идолов:

1. Идолы рода – ложные представления о мире присущие всему человеческому миру, результат естественной ограниченности органов чувств. Чел-к различные вещи рассматривает по аналогии с собой, он на деляет вещи своими характерами. Чтобы уменьшить вред этого идола нужно сопоставить показания органов чувств с реальными предметами.

2. Идолы пещеры – каждый чел-к воспринимает мир субъективно. У каждого чел-ка есть своя пещера субъективного внутреннего мира, которая накладывает отпечаток на все наши знания.

3. Идолы рынка (площади) – ложные представления о мире, порожденные неправильным употреблением слов. В одни и те же слова вкладываются разные смыслы – это ведет к спорам, поэтому все схоластические споры происходили на рынках, где было много людей.

4. Идолы театра – те представления о мире, которые люди заимствуют у различных философских систем. Каждая философская система – это сыгранная комедия или драма. Философские системы ложны.

Идолы рода или пещеры – естественные препятствия чел-ка на пути самообразования и самовоспитания, их можно преодолеть. С идолами театра и рынка борьба должна идти через преобразование общественного сознания.

Проблемна критика схоластической философии – это главное препятствие. Ее коренным пороком является ее абстрактность. Когда философия схоластики мыслит действительность, она сконцентрирована на понятиях. Схоласты спорят о понятиях и не думают о мире. Бекон теории схоластики противопоставил теорию индуктивного метода. В 17 в. было велико влияние религии и, поэтому Бекон говорит о двойственности истины. Методы у теологии и философии различны. Теология - это богопознание; философия – это изучение природы. Теология опирается на божественное откровение, наука опирается на истину. Истина это совпадение мыслей с действительностью. Центральная часть учения Бекона – учение о методе. Метод – путь познания. Это не просто теория, она имеет глубокое практическое значение, т.к. метод в умелых руках может превратиться в преобразующую силу.Правильный метод эффективно улучшает человеческую деятельность. Увеличивает власть чел-ка над природой. Правильный метод способствует человеческому счастью. Бекон – родоначальник европейского эмпиризма. Метод Бекона основан на познании. Познание – это отражение естественного мира. Познание происходит с чувствительных представлений,

которые нуждаются в опытной проверке. Самое лучшее док-во – опыт, если он хранится в эксперименте. Бекон выделяет следующие виды опытов:

- плодоносные – приносят практическую пользу.

- светоносные - не приносят практической пользы, но способствуют накоплению знаний о мире.

Опыты ставятся по определенному методу – правилу индукции. Индукция – необходимая для науки единственная форма док-ва. Философское понимание индукции – движение мысли

от частного к общему. Тот индукционный метод, который предложил Бекон, включает в себя 5 этапов:

1. Таблица присутствия – все случаи, в которых встречаются данные явления.

2. Таблица отклонения (отсутствия) – все случаи отсутствия того или иного признака в родственных предметах.

3. Таблица сравнения (степеней) – сопоставление увеличения или уменьшения признака в одном и том же предмете.

4. Таблица отбрасываний – исключение случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него.

5. Таблица сбора плодов – формирование выводов на основе того общего, что имеется во всех таблицах.

Этот метод применим к любому исследованию. Опыт дает единичные данные.

 

Философия Рене Декарта.

Рене Декарт (1596 – 1650гг.) – франц. философ. Он стремился разработать метод научного познания действительности. Его методология носит аинтисхоластический характер.

Критика схоластики.

Декарт шел отличным от Бекона путем. Методология Бекона – эмпирическая, метод Декарта – рационалистический. Декарт не определяет роль опыта, но говорит, что открытия в конечном итоге совершаются с помощью разума. Разум направляет опыты, ориентирует, делает методологию рациональной.

Рационализм Декарта основан на применении особого математического метода познания. Математика как наука говорит о мере всех вещей. Суть метода Декарта:

1. Позание следует от незнания инертно достигая фундаментальных истин. Интеллект и интуиция – две тверди начала познания.

2. Разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция нужна, т.к. вывод не всегда ясен. Дедукция – движение мысли от общего к частному. Дедукция – действия ума, посредством которых мы делаем заключения, с ее помощью мы неизвестное делаем известным.

Декарт вывел три правила:

1. Во всех вопросах должно содержаться неизвестное.

2. Это неизвестное должно иметь характерные особенности, чтобы истолкование было направлено на постижение именно этого метода.

3. В каждом вопросе должно содержаться и нечто известное.

Декарт провозгласил сомнения исходным пунктом своего метода. Он не ставил цель – уничтожить знания. Он стремился избавить человечество от идолов, предрассудков. «Мы можем предполагать, что мы не существуем, потому что мы сомневаемся в существовании всего. Но в то время когда мы мыслим, мы не можем полагать, что не существуем». Не взирая на крайнее предположение: «Я

 

мыслю, следовательно, я существую!» - есть вернейшее из всех заключений.

Мышление – исходный пункт интеллектуального мышления. Принцип сомнения – философский принцип. Только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Метод должен освободить процесс познания. Правильный метод позволяет науке целенаправленно развиваться. Правильный метод превращает науку в важнейшую сферу жизнедеятельности чел-ка. В его методе есть противоречия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.114.23 (0.111 с.)