Английский эмпиризм (гоббс, локк, беркли, юм). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Английский эмпиризм (гоббс, локк, беркли, юм).



Эмпиризм (от греч. empeiría — опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. В противоположность рационализму, в Э. рациональная познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания

Томас Гоббс (1588—1679). Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, предметы, вещи, процессы считал формами проявления этой субстанции. Материя — вечна, а тела и явления — временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений. Все материальные тела характеризуются протяженностью и формой. Их можно измерить, так как они имеют длину, ширину и высоту. В отличие от Ф. Бэкона, у Гоббса материя не имеет качественных характеристик: он ее исследует с количественной стороны как математик — геометр и механик. У него мир материи лишен таких качеств, как цвет, запах, звук и т.п. В интерпретации Т. Гоббса материя как бы геометризуется и предстает как нечто качественно однородное, бесцветное, как некая система количественных величин. Движение он понимает как только механическое. Материалистически Гоббс подходит к рассмотрению проблем пространства и времени. В своих философских воззрениях на мир Т. Гоббс выступает, скорее, как деист, хотя у него встречаются утверждения и прямо атеистического характера, вроде того, что Бог — это продукт человеческого воображения. Т. Гоббс подчеркивает, что Бог не вмешивается в закономерное течение событий самих по себе.Продолжатель философии Ф.Бэкона Т.Гоббс в гносеологии был также в основном эмпириком и сенсуалистом (подчеркивал, что чувственное познание — это главная форма познания). Первичным актом познания он считал ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Мышление он

понимал как сложение или вычитание понятий, распространяя на него полностью свой математический метод. Джон Локк (1632 —1704) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Основой нашего познания служит опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий.Принцип построения разума как "tabula rasa", на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущенния перед разумом. Джордж Беркли (12 марта 1685 — 14 января 1753) —епископ в Ирландии. Последовательно развивал тезис о том, что бытие — это или то, что воспринимается, или тот, кто воспринимает. По учению Беркли только дух существует на самом деле, весь же материальный мир является одним обманом наших чувств; непроизвольность этого обмана коренится в первоначальных представлениях, возбуждённых душой всех душ — самим Богом. Этот спиритуализм Беркли послужил поводом для многочисленных недоразумений и возбудил против себя как философов, так и богословов. Дэвид Юм (1711-1776,) — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения. Юм считал, что наше познание начинается c опыта и ограничивается им, нет никакого врождённого знания. Поэтому мы не можем знать источника нашего опыта и не можем выйти за его пределы (знания будущего и бесконечности). Опыт всегда ограничен прошлым. Опыт состоит из восприятий, восприятия делятся на впечатления (ощущения и эмоции) и идеи (воспоминания и воображения).

 

Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.

 

Французские философы, защищали принцип мате­риальности мира в его механистической форме, хотя в воззрениях некоторых из них и содержались диалектические идеи развития ор­ганизмов.

У французских просветителей имелись значительные расхожде­ния во взглядах,

вплоть до противоположных позиций. Но все-таки все они исходили из принципа:

если человек, его личные качества зависят от окружающей среды, то и его'

пороки также являются результатом влияния этой среды. Чтобы переделать

человека, освободить его от недостатков, раз­вить в нем положительные

стороны, необходимо преобразовать ок­ружающую и прежде всего общественную

средуЦентром, вокруг которого сгруппировались

философы и их единомышленники, оказалась зна­менитая «Энциклопедия, или

Толковый словарь наук, искусств и ремесел». Д. Дидро и его соратник по

редактированию «Энци­клопедии» великий математик, механик, философ-

просветитель Ж-Л.Д'Аламбер(1717–1753) поставили перед собой гигантскую

задачу–представить «общую картину усилий человеческого ума у всех народов и во все века».

Жульен Офре де Ламетри Ламетри

доказывал, что форма неотделима от материи и что материя связана с движением.

Субстанция, в конечном счете, сводится к материи, в природе которой корениться

не столько способность к движению, но и всеобщая потенциальная способность к

чувствительности или к ощущению. Указывал на материальный характер

одушевленности животных и человека. Все наши ощущения обусловлены связью

чувства через посредство нервов с материальным веществом мозга. Душа есть

проявление и функция мозга. человек есть такое же животное, только отличается

развитием ума

Дени Дидро (1713–1784)–знаменитый мыслитель, ученый-энциклопедист.

Характерная черта его политического мировоззре­ния–остро выраженный

демократизм. Это удивительно одарен­ная, всесторонне развитая личность–философ,

драматург, поэт, автор романов, теоретик искусства и художественный критик.

Дидро сначала был верующим христианином, потом скептиком, но от веры в Бога.

как творца мироздания не отошел.

Дидро высказал мысль, согласно которой от молекулы до чело­века тянется цепь

существ, переходящих от состояния живого оце­пенения до состояния

максимального расцвета разума. На вопрос, можно ли предположить, что и камень

чувствует, Дидро ответил: «Почему бы и нет?» И действительно, прикоснитесь

ладонью к камню и информация о вашем прикосновении останется надолго на

камне.. Дидро

утверждал, что душа–продукт единства организма, его целостности.

По

его мысли все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно

зарождается и умирает

Наметил теорию о псих функциях. Наши чувства- клавиши по которым часто ударяет

окружающая нас природа и которые сами часто по себе ударяют.

Поль Генрих Дитрих Гольбах

философ-материалист. Главное его сочинение «Система при­роды»–«эта библия

материализма». Здесь Гольбах сводит все душевные качества к деятельности тела;

это приводит к отрицанию свободы воли и идеи совершенствования.

Добродетель, по

Гольба­ху, есть деятельность, направленная на пользу людей как членов общества,

она вытекает из чувства самосохранения. Счастье за­ключается в удовольствии.

Согласно Гольбаху, материя существует сама по себе, являясь причиной всего:

она–своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Именно

Голь­бах дал «классическое» определение материи: материя есть все то в

объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства,

вызывает ощущения. Подобно тому как удары пальцев музыканта по клавишам,

скажем, клавесина рождают му­зыкальные звуки, так и воздействия предметов на

наши органы чувств рождают ощущения всевозможных свойств

 

Немецкая классическая философия, ее особенности и роль в истории философской мысли. Теоретическая философия И. Канта.

 

Немецкий классический идеализм:

ž Иммануил Кант

ž Иоганн Готлиб Фихте

ž Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

ž Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Антропологический материализм

ž Людвиг Андреас Фейербах

Особенности

ž Своими авторитетами немецкие философы считали Платона, Спинозу, Н. Кузанского, Г. Лейбница, французских просветителей XVIII в.

ž Немецкая классика – это преимущественно философский идеализм (за исключением Л. Фейербаха)

ž Большое развитие в трудах немецких философов получила диалектика как метод философского мышления и теория развития всего сущего

ž Соединение идеализма и диалектики: все сущее представляется в виде системы, диалектически развивающейся на основе идеального первоначала, которое поступательно разворачивается в мире и предстает в способах человеческой деятельности

ž Философия по мнению немецких философов должна иметь все признаки науки: строгость, точность и доказуемость

ž Человек понимается как деятельное культурно-историческое существо, создающее себя в обществе и в истории

ž

ž Разрабатывается идея историчности форм человеческого духа (религии, нравственности, искусства, права, науки, философии)

ž Главными созидательными силами человека представляются разум, нравственность, общение, труд

ž Развивается учение о практике, ее ключевой роли в освоении внешнего и внутреннего мира

ž Ведущее место в практике отводится духовной активности субъекта

ž Строится философское обоснование идеи объективной закономерности прогресса (общечеловеческого поступательного движения к расширению сознания свободы)

ž Утверждается достоинство личности и гуманистический идеал: «свободное развитие каждого как условие свободного развития всех» (Кант

Иммануил Кант

Кант – крупный ученый – естествоиспытатель, изучающий зависимость приливов и отливов от Луны, происхождение Солнечной системы. Кант – материалист и диалектик. Кант делает предметом своей философии специфику познающего субъекта. Именно субъект определяет способ познания и объект знания. В субъекте надо определить субъективные и объективные элементы знания. В субъекте выделяет два уровня:

1. Опытный (эмпирический) – особенности характера.

2. Трансцендентальный (за пределами опыта) – надындивидуальные начала чел-ка – всеобщее определение чел-ка как такового.

ž плодотворно синтезировал основные направления предшествующей философии: рационализм и эмпиризм, подчеркнув важность как опытной, так и разумной компоненты в познании

ž ввел в систему философии проблему активности познающего субъекта

ž продвинул вперед понимание человека, его самосознания, активности, свободы и творческой деятельности

ž сформулировал основания трансцендентальной философии: не мир, а структуры сознания (явления/феномены) познаются субъектом, и только через них познается данность мира

ž разработал учение о свободе и моральном законе

ž в области социальной философии развивал идеи общественного прогресса

– Кант – крупный ученый – естествоиспытатель, изучающий зависимость приливов и отливов от Луны, происхождение Солнечной системы. Кант – материалист и диалектик.

2. Критический период – опубликованы три критики – «Чистого разума», «Практического разума», «Способности суждения» - эти работы связаны единством замысла, обоснованием системы трансцендентального идеализма. Кант поставил задачу провести критику всей предыдущей философии. Решая эту проблему, он совершил коренной переворот. До Канта упор делался на анализ объекта познания. Кант делает предметом своей философии специфику познающего субъекта. Именно субъект определяет способ познания и объект знания. В субъекте надо определить субъективные и объективные элементы знания. В субъекте выделяет два уровня:

1. Опытный (эмпирический) – особенности характера.

2. Трансцендентальный (за пределами опыта) – надындивидуальные начала чел-ка – всеобщее определение чел-ка как такового.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 649; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.122.150 (0.051 с.)