Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цели и задачи финансового состояния предприятия↑ Стр 1 из 16Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ Введение в экономику
Изучение себестоимости продукции имеет важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Разработка и реализация управленческих решений базируется на соответствующей информации о состоянии дел в той или иной области деятельности организации. Так, данные учета издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются важным средством выявления производственных резервов, постоянного контроля за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов с целью повышения рентабельности производства. Это определяет, что участок издержек производства и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) занимает наиболее важное место в системе организации. Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т. д. Себестоимость является основой определения цен на продукцию. Ее снижение приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики, методы калькуляции себестоимости. Все это является предметом статистического изучения при анализе себестоимости. Выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства и сбыта продукции должно опираться на комплексный анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. В условиях формирования рыночных отношений в значительной степени усиливаются ограничения финансирования хозяйственной деятельности предприятия. В этой связи значение достоверной и объективной бухгалтерской отчётности (основа финансового анализа) резко возрастает, т.к. анализ её показателей позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение предприятия. Система экономического рейтинга промышленных, торговых, финансовых корпораций чётко отработана и содержит определённый набор финансовых документов и экономических показателей, которые обязательно заверяются независимой аудиторской фирмой по результатам работы за год. Итоговая оценка состояния компании приобретает ревизионный сертификат, помещаемый в отчётах фирм и публикуемый в газетах вместе с балансом. Этот сертификат необходим не только для инвесторов, но и для налоговых инспекций, банков и других кредиторов. Набор экономических показателей, характеризующих финансовое положение и активность компании, зависит от глубины исследования; однако большинство методик анализа финансового положения предполагает расчёт следующих групп индикаторов: финансовой устойчивости, платёжеспособности, деловой активности, рентабельности. Для расчёта ключевых показателей используется информация таких форм отчётности, как Баланс предприятия (форма №1), Отчёт о прибылях и убытках (форма №2), Отчёт об изменениях капитала (форма №3), Отчёт о движении денежных средств (форма №4), Приложение к балансу предприятия (форма №5) и др. Методика анализа следующая: 1. Предварительное ознакомление с итогами работы предприятия. 2. Исчисление ключевых показателей. 3. Сравнение расчётных значений с нормативными. 4. Отнесение предприятия к определённому классу по финансовому положению. Финансовое состояние предприятия – это экономическая категория, отражающая состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования к саморазвитию на фиксированный момент времени. Современное фирменное наименование общества – Открытое акционерное общество «Выксунский металлургический завод». Сокращённое наименование ОАО «ВМЗ». Адрес: Российская Федерация, 607030, г.Выкса-7, Нижегородская область, метзавод. Общество создано путём преобразования государственного предприятия «Выксунский металлургический завод» на основании Постановления главы администрации города Выксы от 06.11.92г. № 86 в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», Указом Президента РФ от 01.07.92г. №721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерное общество» и является его правопреемником. Учредитель общества – Нижегородский областной комитет по управлению имуществом. Общество является юридическим лицом и действует на основании Устава, Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» и других законодательных актов Российской Федерации. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности и быть ответчиком в суде. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на место его нахождения, штампы и бланки со своими наименованиями, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Общество имеет расчётный и иные счета в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков в России и за рубежом. Реализация продукции, выполнение работ и предоставление услуг осуществляется по ценам и тарифам, устанавливаемым обществом самостоятельно. Целью и предметом общества является получение прибыли.
Основными видами деятельности общества являются: § производство и реализация на внешнем и на внутреннем рынках трубной продукции, железнодорожных колёс, слитков стали, продукции порошковой металлургии, вил, товаров народного потребления, производство, переработка и реализация всех видов продукции сельского хозяйства; § капитальное строительство, ведение ремонтных работ; § закуп и реализация продовольственных и промышленных товаров, производство различных работ, оказание услуг, коммерческая и любые другие виды деятельности в соответствии с Уставом. Производственная мощность трубных цехов (ТЭСЦ-2, ТЭСЦ-3, ТЭСЦ-4, ТЭСЦ-5)составляет около 2300 тыс. тонн труб в год. Завод производит: § трубы стальные электросварные водо-газопроводные диаметром 20-89 мм; § трубы стальные электросварные газонефтепроводные диаметром 146-530 мм; § трубы стальные электросварные прямошовные диаметром 508-1020 мм с толщиной стенки от 7 до 32 мм для нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов; § трубы электросварные обсадные диаметром 146-245 мм и муфты к ним для обустройства нефтяных и газовых скважин. Сталеплавильное производство на заводе представлено тремя мартеновскими печами ёмкостью 250 тонн каждая. Мартеновский цех специализируется на выпуске колёсной стали по ГОСТ 10791-81 и кипящих марок стали: Ст1кп, Ст2кп, Ст3кп по ГОСТ 380-88. Колёсная сталь разливается изложницы круглого сечения с волнистой поверхностью типа “ромашка” с массой слитка3,5 тонн для производства железнодорожных колёс. Кипящая сталь разливается в блюминговые изложницы прямоугольного сечения с массой слитка 7,0 тонн. Основными органами управления ОАО «Выксунский металлургический завод» являются: § общее собрание акционеров; § совет директоров. Исполнительным органом общества является генеральный директор. Органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью общества является ревизионная комиссия. «Выксунский металлургический завод» в динамике имеет тенденцию к увеличению объема реализации продукции, что свидетельствует о наличии реальной платёжеспособности. В связи с ростом всех коэффициентов удовлетворённости структуры баланса ОАО «Выксунский металлургический завод» можно отнести к предприятиям с удовлетворительной структурой баланса. В настоящее время систематически осуществляется оценка платёжеспособности Федеральных Государственных унитарных предприятий, а также других организаций, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%. Прирост оборотного капитала составляет – 50-60%. Вместе с тем значительный прирост производственных запасов и готовой продукции на складах создается при следующих ситуациях: § постоянный дефицит сырьевых ресурсов, который приводит к созданию излишних запасов; § отсутствие должного управления запасами, их контроля; § нарушение ритмичности работы трубоэлектросварочных цехов; § выпуск некачественной продукции; § транспортные затруднения; § удаление поставщиков территориально.
Прибыль предприятия К важнейшим обобщающим показателям эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия относятся прибыль и рентабельность. Повышение уровня этих показателей свидетельствует как об улучшении использования производственных и финансовых ресурсов, так и о получении дополнительных источников инвестиций для дальнейшего развития. Экономическое значение Прибыль – это доход предприятия, получаемый от производства и реализации продукции, оказания различных услуг, выполнения работ промышленного характера, операций с ценными бумагами и другие. В этом показатели находят отражение все стороны производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Поэтому прибыль выступает как конечный, оценочный показатель. Для предприятия значение прибыли велико, так как она является одним из основных собственных финансовых ресурсов предприятия.
Виды прибыли На предприятии различают несколько видов прибыли: 1. Реализационная (валовая) прибыль (Преал) – это прибыль, получаемая в результате производства и реализации продукции, работ промышленного характера, она представляет собой разницу между реализованной продукцией (РП) и ее себестоимости (S). Преал = РП – S = ∑ (Ц – С) *Q где: Ц – цена единицы продукции (услуги, работы); С – себестоимость единицы продукции; Q – количество продукции (услуг, работ); S – себестоимость всей реализуемой продукции, работ и услуг. 2. Прибыль от прочей реализации (операционная) (Ппр) образуется в результате продажи предприятием ненужных основных фондов, сверхнормативных материальных ценностей, а также прочих операций. Она также определяется по разности выручки и затрат, связанных с этими операциями. 3. Внереализационная прибыль (Пв) – это прибыль, образуемая в результате операций с ценными бумагами, валютой и другими видами деятельности, не связанными непосредственно с производством и реализацией продукции и услуг, а именно прибыль (убытки) от эксплуатации жилых зданий, клубов; полученные (уплаченные) штрафы, пени; прибыль, по операциям прошлых лет; поступления от ранее списанных безнадежных долгов и другие. 4. Балансовая прибыль – это общая сумма дохода, образуемого на предприятии за вычетом управленческих и коммерческих расходов. Из него производятся обязательные выплаты в виде налогов и отчислений (Н). Пб = Преал + Ппр + Пв 5. Оставшаяся в распоряжении предприятия прибыль составляет чистую прибыль (Пч) Пч = Пб – Н Таким образом, прибыль – это обобщающий показатель для деятельности предприятия, в котором отражаются и рост объема производства и повышение качества продукции и сокращение затрат. Механизм формирования прибыли – прибыль формируется путем сложения поступлений доходов поступивших на предприятие, и вычета из них соответствующих расходов и отчислений.
Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Важными информативными показателями деятельности предприятия являются налогооблагаемая и чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). Основным объектом при взимании навага на прибыль выступает налогооблагаемая прибыль. Поэтому важное значение приобретает управление формированием этой прибыли, исходя из изменений в валовых расходах производства и обращения и в валовых доходах предприятия.
Расчет прибыли и отчислений из прибыли производится следующим способом:
Распределение прибыли – предприятия свободны в распределении прибыли за исключением обязательных отчислений в резервный фонд, формирование которого в соответствии с законом обязательно для некоторых видов юридических лиц (АО), а также сумм санкций вносимых в бюджет за счет чистой прибыли (пени, платежи за загрязнение окружающей среды и т.п.) Основные направления распределения чистой прибыли: 1. Суммы вносимые в бюджет в виде санкций в соответствии с действующим законодательством 2. Отчисления в резервный фонд 3. Средства направляемые в фонд накопления (на пополнение ОС и на капитальные вложения) 4. Средства направляемые в фонд потребления – на выплату работникам премий, мат помощи и т.п. 5. Средства направляемые в фонд социальной сферы – строительство жилья, больниц и т.п. 6. Суммы направляемые на выплату дивидендов Функции прибыли Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие основные функции: 1. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства и оценивающим хозяйственную деятельность предприятия (оценочная функция). 2. Прибыль оказывает стимулирующее воздействие на повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия (стимулирующая функция). 3. Прибыль является источником формирования бюджетных ресурсов и внебюджетных фондов (фискальная функция). Значение прибыли состоит в том, что она отражает финансовый результат, отражающий эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем проданной продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема проданной продукции и стоимость ресурсов, используемых в производстве, затрат на ее продажу. Таким образом, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли в качестве единственного показателя оценить невозможно. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей. Содержание стимулирующей функции прибыли состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным источником собственных финансовых ресурсов предприятия, т. е. реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. За счет доли чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, осуществляется финансирование мероприятий по расширению производственной деятельности, научно-техническому и социальному развитию предприятий, материального поощрения работников. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для хозяйствующего субъекта прибыль является сигналом, указывающим на то, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции. Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажают формирование прибыли как чистого дохода, приводят к стремлению получения доходов, главным образом, в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно реализовывать государство в ходе осуществления экономических реформ. Наконец, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней, внебюджетных фондов. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Налогооблагаемая прибыль — это прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорригированного валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия и сумму амортизационных отчислений. В соответствии с принятым в Украине Законом «О налогообложении прибыли предприятий» прибыль предприятия облагается валового дохода предприятия на сумму валовых расходов предприятия, основанные на собственности отдельного физического лица. При этом предприятия самостоятельно определяют сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджет (в настоящее время в бюджеты территориальных громад по месту нахождения предприятия). Формирование налогооблагаемой прибыли предприятия. В соответствии с данным законом можно выделить следующие виды налога на прибыль: налог на дивиденды, налог на репатриацию доходов, налог на выплату выигрышей, налог на доходы от страховой деятельности, другие налоги, которые удерживаются при выплате доходов (прибылей). Отнесение вышеперечисленных налогов к разным видам налога на прибыль дает возможность избежать двойного налогообложения доходов (прибылей) в финансовой практике отечественных предприятий. Уплатив в бюджет соответствующий налог с прибыли, предприятие получает в свое распоряжение оставшуюся, так называемую чистую прибыль. Показатели рентабельности Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Производные от прибыли относительные показатели позволяют оценивать результативность вложенных средств и используются в экономических расчетах и финансовом планировании. Виды показателей рентабельности подразделяются на четыре основные группы: рентабельность предприятия, рентабельность продукции, рентабельность производственных фондов, рентабельность капитала (активов) предприятия. Рентабельность предприятия — это показатель, который является важной характеристикой факторной среды формирования прибыли предприятия. Исходя из этого данный показатель является обязательным элементом сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности (доходности) по показателям прибыли, валовых расходов и валового дохода предприятия, и рассчитывается как отношение прибыли к валовому доходу или прибыли к валовым расходам. Расчет данной группы показателей можно представить схематично (рис 2). Рисунок 2. Расчет показателей рентабельности предприятия. Рисунок 3. Расчет показателей рентабельности отдельных видов продукции. Рентабельность продукции можно рассчитать по всей проданной продукции и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение прибыли от продажи продукции к затратам на ее производство и обращение. Показатели рентабельности по всей проданной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности продаваемой продукции. Во втором случае определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция продается потребителю, и расходов по данному ее виду. Схематично расчет данной группы показателей представлен на рис. 3. Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать как по налогооблагаемой, так и по чистой прибыли. Схематично расчет данной группы показателей представлен на рис. 4. Рис. 4. Расчет показателей рентабельности производственных фондов. Рентабельность капитала (активов) предприятия определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. Эта группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Рис. 5. Расчет показателей рентабельности капитала (активов) предприятия. Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует степень использования предприятием заемных финансовых средств для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств. Данные показатели имеют практическое применение, так как отвечают интересам участников предприятия. Так, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей — доходность акций и т. д. Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим зависимость, представленную на рис. 6. Рис. 6. Факторная зависимость чистой прибыли от величины активов предприятия и объема продаж. Эта зависимость раскрывает связь между рентабельностью всех активов (или производственных активов), рентабельностью продаж и фондоотдачей (показателем оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в том, что вышеприведенная зависимость прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов. Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности. Рис. 7. Факторная зависимость чистой прибыли от величины акционерного, собственного капитала и объема продаж. Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменений уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капиталов. Изучение подобных зависимостей важно для оценки финансового состояния предприятия. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от продажи и рентабельность (доходность) продаж находятся между собой в тесной функциональной связи и зависят от организации и управления деятельностью предприятия. Поэтому важен контроль за изменениями внутренних факторов: снижение материалоемкости и трудоемкости продукции, повышение отдачи основных фондов и т. д. Рентабельность характеризует относительный финансовый результат, который получен путём деления прибыли на затраты. Производственная деятельность ОАО “Выксунский металлургический завод” может быть охарактеризована как положительная. Важную роль в оценке финансовых результатов предприятия играют показатели их рентабельности, отражающие различные стороны их деятельности: § рентабельность продукции; § рентабельность продаж; § рентабельность собственного капитала; § рентабельность активов; § рентабельность текущих активов. К основным показателям этого блока относят рентабельность авансируемого капитала и рентабельность собственного капитала. Экономическая интерпретация этих показателей очевидна – сколько рублей прибыли приходится на один рубль авансируемого (собственного) капитала. При расчёте можно использовать либо общую прибыль отчётного периода, либо чистую прибыль. Рассчитаем и занесём полученные результаты в таблицу 14 следующие показатели рентабельности:
1. Рентабельность продаж (Rпр):
Прибыль от продаж Rпр = ---------------------------------- * 100% Выручка от продаж
Rпр (за прошлый период) = 124247 / 1365533 * 100% = 9,1% Rпр (за отчётный период) = 499653 / 2641382 * 100% = 18,9%
2. Рентабельность внеоборотных активовили рентабельность основных средств (RВА):
Прибыль чистая RВА = ---------------------------------- * 100% Внеоборотные активы
RВА (за прошлый год) = 36189 / 1552046 * 100% = 2,3% RВА (за отчётный год) = 288599 / 1263916 * 100% = 22,8%
3. Экономическая рентабельность (RЭ):
Прибыль чистая RЭ = ------------- ---------- ----------- * 100% Баланс
RЭ (за прошлый период) = 36189 / 2190711 * 100% = 1,6% RЭ (за отчётный период) = 288599 / 2420568 * 100% = 11,9%
4. Рентабельность собственного капитала (RСК):
Прибыль чистая RСК = --------------- ----- -------------- * 100% СК
RСК (за прошлый период) = 36189 / 1465419 * 100% = 2,5% RСК (за отчётный период) = 288599 / 1301891 * 100% = 22,2%
5. Рентабельность чистых активов (RА):
Операционная прибыль RА = ------------------------------------ * 100% Чистые активы
RА (за прошлый период) = 55676 / 1465789 * 100% = 3,8% RА (за отчётный период) = 443999 /1302258 * 100% = 34,6%
Планирование прибыли Планирование прибыли — составная часть финансового планирования и важный участок в финансово-экономической работе предприятия. В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, рассмотрев варианты производственной программы, выбрать те из них, что обеспечивают максимальную прибыль. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся в Украине экономическая ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку в настоящее время планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей.
Налог на прибыль предприятий и организаций Налог на прибыль предприятий и организаций – уплачивается предприятиями и организациями (в т.ч. бюджетными), являющимися юридическими лицами по законодательству РФ, включая кредитные, страховые организации, а также предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, филиалы (территориальные банки) Сбербанка РФ. Плательщиками налога на прибыль являются также компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств. осуществляющие предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства. Не являются плательщиками налога на прибыль: предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением предприятий индустриального типа, определенных по перечню, утвержденному законодательными (представительными) органами субъектов РФ (прибыль, полученная такими предприятиями от иных видов деятельности, подлежит обложению налогом на прибыль); ЦБ РФ и его учреждения - по прибыли, полученной от деятельности, связанной с регулированием денежного обращения; организации, применяющие в соответствии с федеральные законом упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Объект налога на прибыль — валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с федеральным законом. Валовая прибыль представляет собой суммы прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операции, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль (убытки) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг). Предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, при определении размера прибыли исключают из выручки от реализации продукции уплаченные экспортные пошлины. Если предприятие реализует продукцию (работы, услуги) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившаяся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за низкого качества, то для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации продукции. При осуществлении предприятиями обмена продукции для целей налогообложения применяется средняя цена реализации данной или аналогичной продукции. Федеральным законом установлен перечень стоимости оборудования, основных производственных фондов и другого имущества, которое не включается в налогооблагаемую базу, а также перечень доходов и платежей, на суммы которых уменьшается валовая прибыль при обложении налогом на прибыль. При исчислении облагаемой прибыли валовая прибыль уменьшается на сумму отчислений в резервный и другие аналогичные по назначению фонды, создаваемые в соответствии с законодательством РФ предприятиями, для которых предусмотрено создание таких фондов, но не более установленных минимальных размеров этих фондов. Сумма отчислений в указанные фонды не должна превышать 50% налогооблагаемой прибыли предприятий. Исчисленная в соответствии с законодательством прибыль предприятий облагается налогом по ставке 24%, часть которого направляется в федеральный бюджет, другая часть — в субъекты РФ. Федеральным законом установлены льготы по налогу на прибыль предприятий. 2.3 Ценообразование В условиях развитого рынка основными являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, которые предприятие хочет достичь при участии на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или увеличение доли рынка, достижение стабильного положения. В процессе ценообразования учитываются такие факторы, как спрос (действие закона спроса, ценовая эластичность спроса, психологическое восприятие цены), полные и предельные издержки, цены и возможности конкурентов, влияние других участников канала товародвижения, законодательные ограничения цен, различные характеристики товара. Цена и ценообразование являются основными элементами рыночной экономики. В самом общем виде цена - это сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. Его характеристикой в условиях рыночной экономики является именно цена. Она отражает состояние рынка: спрос, предложение и т.д. Цена - активный инструмент организации структуры производства. Важно отметить следующие обстоятельства: · цены устанавливаются собственниками товаров и проходят проверку рынком, где под влиянием рыночных факторов определяется их окончательный уровень; · цены находятся под неослабным вниманием государства, которое постоянно ищет способы воздействия на них с целью недопущения постоянного роста цен; · рыночные отношения определяют специфические подходы к ценообразованию и методам воздействия на цены. Цена - одна из наиболее сложных экономических категорий. Для ее правильного понимания необходимо иметь ясное представление о том, что составляет основу цены, какие объективные законы влияют на процессы ценообразования и движения цен. Це |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.146 (0.013 с.) |