![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ионные равновесия в растворахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теоретические основы. Вещества, которые в расплавах или растворах полярных растворителей диссоциируют на ионы, называют электролитами: Na2CO3 Процесс диссоциации количественно характеризуют степенью диссоциации: a = где n - количество вещества, С - концентрация. Если степень диссоциации электролита a > 30%, то такой электролит называется сильным. К сильным электролитам относятся соли, сильные кислоты (HCl, H2SO4, HNO3, HClO4 и некоторые другие), щелочи (основания щелочных и щелочноземельных металлов NaOH, KOH, RbOH, CsOH, FrOH, Ca(OH)2, Sr(OH)2, Ba(OH)2). Диссоциация сильных электролитов протекает необратимо и в одну стадию. Например: Al2(SO4)3 Если степень диссоциации электролита a < 3%, то электролит называют слабым. К слабым электролитам относятся молекулы воды, гидроксида аммония NH4OH, слабых кислот и оснований. Диссоциация слабых электролитов - процесс обратимый и ступенчатый, для него устанавливается состояние химического равновесия, которое характеризуется константой равновесия - константой диссоциации. Например, диссоциация фосфорной кислоты - трехступенчатый процесс: H3PO4 H2PO4- HPO [H+], [H2PO4 Константа диссоциации слабого электролита не зависит от его концентрации, но возрастает с повышением температуры. Чем меньше величина константа диссоциации, тем слабее электролит.
Для слабого бинарного электролита AB, который диссоциирует с образованием ионов A+ и B Добавление в раствор слабых электролитов одноименных ионов вызывает смещение равновесия реакции диссоциации в сторону ее уменьшения (эффект одноименного иона).
Концентрации ионов в растворах сильных электролитов велики, поэтому ионы взаимодействуют друг с другом. Это приводит к уменьшению их подвижности. Кажущаяся концентрация ионов, проявляющаяся в их взаимодействии, носит название активности ионов:
a = f Коэффициент активности определяется составом и концентрацией ионов в растворе, а также их зарядом:
lg f = - 0.5 I = 0.5 (C1 где z – заряд иона; I – ионная сила раствора; C – концентрация иона в растворе.
Вода - слабый электролит, диссоциирует в незначительной степени с образованием ионов водорода Н+ и гидроксил-анионов ОН Состояние равновесия этой реакции характеризуется константой, которая называется ионное произведение воды: К Обычно вместо величин [Н+] и [ОН Нейтральные растворы не имеют избытка ионов Кислые растворы содержат избыток ионов Н+: [Н+]> [ОН Щелочные растворы содержат избыток ионов ОН
Обменные реакции в растворах происходят между ионами сильных электролитов и молекулами слабых электролитов. Равновесие реакций обмена в растворах смещено в сторону образования осадков, газов, молекул слабых электролитов. В ионном виде реакции обмена записывают следующим образом: сильные растворимые в воде электролиты пишут в виде ионов; слабые электролиты, осадки и газы записывают в виде молекул: 2NaNO2 + H2SO4 растворимая сильная растворимая слабая в воде соль кислота в воде соль кислота (реакция в молекулярном виде) 2Na+ + 2NO2 (полное ионное уравнение реакции) 2NO2 (сокращенное ионное уравнение реакции) Свойства химических соединений в растворах определяются характером их диссоциации: HCl NaOH NaCl
Существуют электролиты, которые могут участвовать в химических реакциях как в роли основания, так и в роли кислоты. Такие электролиты называются амфотерными. К ним относятся оксиды и основания некоторых металлов: цинка, алюминия, свинца, олова, хрома(III) и некоторых других. Они способны диссициировать как по типу кислот, так и по типу оснований: 2H2O+Sn2++2OH
3H2O+Al3++30H
Добавление сильных кислот и оснований смещает равновесие в одну из сторон (амфотерные основания реагируют как с кислотами, так и с основаниями, образуя в качестве продуктов реакции соли): Al(OH)3¯ + 3HCl Al(OH)3¯ + NaOH Al(OH)3¯ + 3NaOH
Sn(OH)2¯ + 2HCl Sn(OH)2¯ + 2NaOH Sn(OH)2¯ + 2NaOH Цель работы. Изучить реакции, идущие в растворах электролитов, и условия их смещения.
Порядок работы.
Опыт 1. Ионизирующее действие воды В сухой пробирке перемешайте небольшие количества кристаллических карбоната натрия Na2CO3 и щавелевой кислоты H2C2O4. Идет ли реакция? Добавьте 2 мл дистиллированной воды. Запишите наблюдения.
Опыт 2. Реакции с образованием осадков В отдельные пробирки налейте по 2 мл растворов: а) серной кислоты; б) сульфата какого-либо металла. В каждую пробирку добавьте 2-3 капли раствора хлорида бария. Запишите наблюдения.
Опыт 3. Реакции с образованием газов В отдельные пробирки налейте по 2 мл растворов: а) карбоната калия; б) карбоната натрия. Добавьте в каждую пробирку 3-4 капли разбавленной соляной кислоты. Запишите наблюдения.
Опыт 4. Сильные и слабые электролиты В отдельные пробирки налейте по 2 мл разбавленных растворов: а) соляной кислоты; б) уксусной кислоты. В каждую пробирку положите по грануле цинка. Сравните интенсивность выделения газа в двух пробирках.
Опыт 5. Ослабление диссоциации слабого электролита (эффект одноименного иона) а) В пробирку налейте 4 мл разбавленной уксусной кислоты и добавьте 2 капли метилоранжа. Отлейте половину раствора в другую пробирку и добавьте в нее несколько кристаллов ацетата натрия. Сравните цвет растворов в пробирках. б) В пробирку налейте 4 мл разбавленного водного раствора аммиака и добавьте 2 капли фенолфталеина. Отлейте половину раствора в другую пробирку и добавьте в нее несколько кристаллов хлорида аммония. Сравните цвет растворов в пробирках.
Опыт 6. Амфотерные основания а) В пробирку налейте 3 мл раствора хлорида цинка. Осторожно добавьте 2 капли раствора гидроксида натрия до образования осадка гидроксида цинка. Разделите осадок на 2 части и испытайте его растворимость в соляной кислоте и гидроксиде натрия. Запишите наблюдения. б) Повторите опыт, используя соль хрома (III). Отметьте изменение цвета раствора.
Форма лабораторного отчета.
1. Название лабораторной работы. 2. Краткое описание, цель работы. 3. Номер и название опыта. 4. Уравнение реакции: а) в молекулярной форме; б) в полной ионной форме; в) в сокращенной ионной форме. 5. Наблюдения. 6. Обсуждения. 7. Выводы.
Типовые задачи.
1. Напишите уравнения реакций диссоциации следующих электролитов: AlCl3, H2SO3, NaHCO3. Для обратимых процессов запишите выражения констант равновесия. 2. Вычислите концентрацию ионов водорода в 0,1 М растворе соляной кислоты, если степень ее диссоциации равна 98%. 3. Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты, запишите уравнения в ионно-молекулярной и сокращенной форме:
4. Вычислите ионную силу раствора, содержащего смесь 0,01 М AlCl3 и 0,1 М Na2SO4. 5. Вычислите ионную силу раствора, содержащего смесь 0,01 М Cr2(SO4)3 и 1М NaCl. 6. Вычислите активность ионов Са2+ в 0,1 М растворе СаСl2.
Вычислите активность ионов Nа+ в 0,1 М растворе Nа3PO4. Константа диссоциации масляной кислоты составляет 1.5 Вычислите рН раствора муравьиной кислоты, если a = 0.03. Вычислите концентрацию ацетат-ионов в 0,1 М растворе уксусной кислоты в присутствии 0,01 моль соляной кислоты.
Лабораторная работа 5 Буферные растворы Теоретические основы. Буферные растворы используют для поддержания постоянной величины рН в исследуемом растворе при добавлении к нему небольших количеств сильной кислоты, сильного основания или при разбавления раствора. В качестве буферных растворов обычно используют смеси растворов слабых кислот или слабых оснований и их солей или смеси солей многоосновных кислот различной степени замещения. В таблице приведены примеры наиболее часто используемых буферных растворов и величины рН, которые они поддерживают:
Буферная система может связывать как ионы Н+, так и ОН- приливаемых сильных кислот и оснований в слабые электролиты, незначительно изменяя величину рН раствора. Пример: Ацетатный буферный раствор содержит смесь CH3COOH и CH3COONa. Диссоциация слабого электролита – уксусной кислоты – отражается уравнением реакции: CH3COOH Ka= При добавлении ацетата натрия концентрация ионов CH3COO Ka= [H+] = Ka pH = -lg[H+] = pKa - lg ( где pKa = - lg Ka. Таким образом, рН буферных растворов не зависит от концентраций компонентов, а определяется их отношением. При добавлении небольших количеств сильных кислот и оснований компоненты буферного раствора реагируют с ними, переводя их в слабые электролиты: CH3COOH + NaOH = CH3COONa + H2O (концентрация соли увеличивается на концентрацию добавленной щелочи, а концентрация кислоты уменьшается на ту же величину): pH = -lg[H+] = pKa - lg ( CH3COONa + HCl = CH3COOH + NaCl, pH = -lg[H+] = pKa - lg ( Так как отношение концентраций изменяется меньше, чем их сумма или разность, общее значение рН изменяется незначительно. Количество сильной кислоты или сильного основания, которые нужно добавить к буферному раствору для изменения рН одного литра его раствора на единицу, называют буферной емкостью (B). Она может быть вычислена относительно кислоты (Bа) или основания (Bb).
Ba= Bb= где Ba и Bb – буферные емкости по кислоте и основанию соответственно; Ca и Cb – концентрации добавленных кислоты и основания; pH1 и pH2 – исходные и конечные значения рН раствора; Va and Vb – объемы добавленных сильных кислоты и основания.
Цель работы. Изучить свойства буферных растворов.
Порядок работы.
Опыт 1. Определение рН буферных растворов 1. Приготовьте ацетатные буферные растворы, содержащие различные количества компонентов, согласно приведенной таблице:
2. Используя рН-метр, измерьте рН буферных растворов и занесите результаты в таблицу. 3. Используя теоретические формулы, рассчитайте рН буферных растворов и занесите результаты в таблицу. 4. Сравните полученные результаты.
Опыт 2. Определение буферной емкости 1. Приготовьте ацетатный буферный раствор, содержащий 10 мл 0,1 М раствора уксусной кислоты и 10 мл 0,1 М раствора ацетата натрия. 2. Измерьте рН буферного раствора. Результаты занесите в таблицу. 3. Добавьте к раствору 10 мл дистиллированной воды и снова измерьте рН. Сравните полученные значения и сделайте вывод. 4. Приготовьте две новые порции буферного раствора и добавьте в них по 2 мл 0,1 М растворов соляной кислоты или гидроксида натрия. Измерьте рН и занесите результаты в таблицу. Вычислите буферные емкости раствора по кислоте и щелочи. 5. Повторите измерения, используя ацетатный буферный раствор с другим соотношением компонентов или дистиллированную воду. 6. Оформите результаты в виде таблицы:
Форма лабораторного отчета
1. Название лабораторной работы. 2. Краткое описание, цель работы. 3. Номер и название опыта. 4. Заполненная таблица. 5. Расчеты рН и буферной емкости. 6. Обсуждения. 7. Выводы.
Типовые задачи.
1. Напишите уравнения реакций, происходящих в аммиачном буферном растворе при добавлении к нему небольших количеств а) - соляной кислоты и б) - гидроксида натрия. 2. Вычислите рН формиатного буферного раствора, содержащего в 1 л 0,1 моль муравьиной кислоты и 0,01 моль формиата калия. 3. Вычислите рН аммиачного буферного раствора, содержащего 1 М раствор гидроксида аммония и 0,001 М раствор хлорида аммония. 4. Вычислите рН аммиачного буферного раствора, содержащего в 500 мл 5,25 г гидроксида аммония и 4,01 г хлорида аммония.
5. Вычислите рН ацетатного буферного раствора, содержащего в 1 л 0,25 моль уксусной кислоты и 0,12 моль ацетата натрия после добавления к нему 0,02 моль гидроксида калия. 6. После добавления 5 мл 0,1 М раствора соляной кислоты к 100 мл ацетатного буферного раствора его рН изменился от 4,50 до 4,35. Вычислите буферную емкость раствора. Лабораторная работа 6
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.147 (0.013 с.) |