Тема:2 Производственное предприятие – основа экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема:2 Производственное предприятие – основа экономики



Среда функционирования предприятия

Производственное предприятие (ПП) – обособленная специализированная единица, основу которой профессионально-организованный трудовой коллектив, который с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства выпускает нужную потребителям продукцию, выполняет работы, оказывает услуги.

К ПП относят: шахты, фабрики, базы, комбинаты, заводы и т.д. Любое ПП функционирует в определенной внешней и внутренней среде. Внутренние факторы – это ситуационные, переменные, в нутрии организации.

Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, деньги, информация. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция, выполненные работы, оказанные услуги. Согласно одной из классификации Месконак факторам внутренней среды относят:

1) цели

2) структура

3) задача

4) технологии

5) люди

1) Цель – конечное состояние или желаемый результат, которого стремится достичь предприятие. Основная цель коммерческого предприятия – получение прибыли. Крупное предприятие может иметь несколько целей. Например, чтобы достичь определенной величины прибыли предприятие может ставить целью: завоевание определенной долей рынка, разработку новой продукции, увеличение качества выпускаемой продукции. Цели предприятия определяются: интересами владельца, размером капитала, внутренней средой предприятия, внешней средой. Важнейшей целью предприятия является: получение дохода за счет реализации продукции, работ, услуг. За счет полученного дохода удовлетворяются экономические и социальные потребности трудового коллектива и владельца средств производства.

2) Структура предприятия – логичные взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет эффективно достигать цели предприятия. В результате построения структуры обеспечивается разделение труда предприятия, т.е. закрепление работы за отдельными исполнителями, при этом каждому исполнителю составляются задачи

3) Задача – предписанная работа, которая д/б выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. Различают три вида задач:

1. Работа с людьми

2. Работа с предметами (машины, сырье)

3. Работа с информацией

Право постановки задач остается за владельцем независимо от его статуса: частное лицо, гос-во, акционеры. Владелец исходя из собственных интересов, целей и приоритетов не только обладает правом, но и вынужден формулировать и ставить задачи перед трудовым коллективом.

4) Технология – средства преобразования сырья (люди, информация, материалы).

Задачи и технологии тесно связаны. Выполнение задачи предполагает использование технологии, как средства преобразования материала, поступающего на входе в форму, получаемую на выходе. По сути технология представляет способ, позволяющий обеспечить преобразование входов в выходы. Из существующих систем классификации типов технологии широко известна система Джоана Вудворда:

1. Единичное мелкосерийное или индивидуальное производство, т.е одновременно изготавливается только одно или малое количество одинаковых изделий (опытный образец или индивидуальный заказ).

2. Массовое или крупносерийное производство, т.е.производится множество количества изделий. Данный тип технологии характеризуется механизацией, автоматизацией, использованием стандартных деталей, конвеерным пособом обработки. Почти все потребительские товары изготавливаются по технологии массового типа.

3. Непрерывное производство – используется, как правило, автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинаковых по характеристикам продуктов больших размеров (электричество).

Существует классификация технологий Томпсона.

1. Многозвенные технологии характеризуются взаимосвязанностью задач, которые должны выполняться последовательно. Например, сборка автомобиля, стройка скважины.

2. Посреднические технологии, характеризующиеся встречами двух групп людей (клиенты и покупатели).

3. Интенсивные технологии, характеризующиеся применением специальных приемов и навыков при получении продукции.

Ни один из указанных типов технологий не может считаться лучшим. Каждый применяется в зависимости от цели предприятия и особенностей производимой продукции.

Окончательный выбор технологий осуществляют люди.

5) Люди – это пятая внутренняя переменная. Данный внутренний фактор определяется численностью персонала, его профессионально-квалифицированным составом и другими характеристиками.

Внешняя среда предприятия во многом определяет его эффективность. К факторам внешней среды относятся: конкуренты, потребители продукции, поставщики производственных компонентов, государство (гос-ые органы). Факторы внешней среды делят на две группы:

1 гр. Факторы прямого воздействия (непосредственно влияют на деятельность предприятия): поставщики, потребители, конкуренты, гос-ые органы, профсоюзы.

2 гр. Факторы косвенного воздействия (не оказывают прямого, немедленного воздействия на деятельность предприятия, но сказываются на ней): состояние экономики, политическая обстановка, развитие НТП, международная обстановка и т.д.

Основные характеристики факторов внешней среды:

1. сложность, т.е. большое число факторов на которые предприятие должно реагировать и вариантность многих из них.

2. подвижность среды характеризуется скоростью изменения в ней НТП и т.д.

3. взаимосвязанность факторов внешней среды – это сила связи одного фактора с другим.

4.неопределенность внешней среды, т.е. недостаточность информации которой обладает предприятие по поводу каждого фактора среды

2. Функции производственного предприятия:

1. Изготовление продукции производственного и личного потребления

2. Продажа и поставка продукции потребителю

3. Материально-техническое обеспечение производства.

4. Организация труда работников предприятия

5. Обеспечение необходимого роста предприятия

6. Предпринимательство

7.Расчеты с бюджетами разных уровней и внебюджетными фондами.

Функции производственного предприятия конкретизируются в зависимости от: размеров ПП, отраслевой принадлежности, степени специализации и кооперирования, наличия социальной инфраструктуры, форм собственности и т.д. ПП несет полную ответственность перед финансовыми налогами за своевременную оплату налогов и других платежей, покрывает все издержки. За счет выручки от реализации продукции (Вреал.=Qн·*Ц, Ц = З+П) производят оплату расходов по изготовлению продукции. ПП должно заботиться о том, чтобы изготавливаемая продукция была высокого качества и доступной покупателю по цене. Эти условия необходимы для завоевания и удержания РЫНКА СБЫТА. Чтобы не терять покупателей ПП должно изучать рынок, действия конкурентов, постоянно применять меры по улучшению качества продукции и уменьшению её себестоимости.

Классификация производственных предприятий

ПП классифицируются по признакам:

1. отраслевой и предметной специализации

2. структуре производства

3. мощности ПП (размеру ПП)

Предприятие, специализирующееся на выпуске однородной продукции, образует отрасли материального производства. В зависимости от этого различают:

1. промышленное предприятие по выпуску оборудования, добыче сырья

2. с/х предприятие по выращиванию зерна, овощей скота

3. предприятия строительной индустрии по выпуску и сборке изделий, строительству домов.

Предприятия транспорта

С т.з. потребностей людей наиболее важными являются предприятия, производящие предметы потребления: предприятия легкой, пищевой промышленности, с/х предприятия, предприятия жилищного строительства и коммунального хозяйства.

Крупные отрасли экономики делятся на�более мелкие – специализированные. Например, промышленность делится на отрасли: добывающая, перерабатывающая (легкая, пищевая, стекольная и т.д.).

Специализация предприятия не всегда совпадает с административной структурой и специализацией отрасли. Например, во многих отраслях, не относящихся к машиностроительной (металлургическая, угольная, нефтедобывающая) имеются крупные заводы по производству машин и оборудования, их ремонту. Наряду с этим в машиностроительной отрасли имеются химические предприятия, электростанции, транспортные подразделения и т.д. Поэтому для определения отраслевой принадлежности предприятия используется два подхода:

1. Административно-организационный ( при его использовании учитывается основной заявленный вид деятельности предприятия и принадлежность предприятия к тому или иному ведомству)

2. Продуктовый ( согласно которому определяется структура и объем производства по каждой продуктовой (чистой) отрасли ). В этом случае все машиностроительные предприятия независимо от их административной подчиненности относятся к машиностроительной отрасли, транспортные – к транспортным отраслям.

На практике определить отраслевую принадлежность предприятия часто бывает трудно, т.к. многие из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим по структуре предприятия можно разделит на:

1. Узкоспециализированные – это предприятия, которые выпускают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. Например, добыча нефти нефти, производство чугуна, стали.

2. Многопрофильные – характерны для промышленности и с/х выпускают продукцию широкого ассортимента. Например, в промышленности они могут специализироваться на изготовлении оборудования, перевозке грузов, в с/х – на выращивании скота и т.д.

По мере усиления конкуренции (1) расширяют ассортимент продукции и услуг, осваивают новые рынки сбыта. Часто они полностью теряют прежний отраслевой профиль становятся межотраслевыми или диверсифицированными.

3. Комбинированные встречаются чаще всего в химической, текстильной, и металлургической промышленности. Суть (3) в том, что один н вид сырья или готовой продукции превращается параллельно или последовательно в другой и т.д. Например, выплавленный чугун в тоннах наряду с его реализацией потребителям переплавляется в стальные слитки, часть которых продается на сторону, другая часть перерабатывается в стальной прокат.

Классификация предприятий по размеру, т.е. по мощности производственного потенциала получила большое распространение. Все предприятия делятся на 3 группы:

Гр. малые

2. гр. средние

3гр. крупные

При отнесении П. к одной из указанных групп указываются следующие признаки:

1. численность работающих

2. стоимостной объем выпущенной продукции

3. стоимость основных производственных фондов

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 381; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.011 с.)