Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изображений у детей с очаговыми поражениями мозгаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Анализ полученных нами фактов показал, что нарушения зрительного предметного гнозиса у детей, так же как и у взрослых больных, возникают только при определенных локализациях патологического процесса в мозге. Эти нарушения никогда не наблюдались нами при субтенториальных поражениях, но часто имели место при поражениях больших полушарий мозга, причем, в за;исимости от локализации очага в правом или левом полушарии структура зрительно-пространственных расстройств у детей была различгой. При поражениях правого полушария на первый план выступали нарушения узнавания реалистических предметных изображений и сюжетных картин по типу фрагментарности восприятия и элементов игнорирования левой части зрительного поля. При поражениях левого полушария нарушения зрительного узнавания обнаруживались, главным образом, при предъявлении схематических, наложенных и перечеркнутых изображений и носили характер трудностей выделения «фигуры из фона». Для больных этой группы типичны были оптико-мнсс-тические нарушения в виде забывания названий зрительно предъявляемых предметов и изображений.
Таким образом, симптомы зрительных гностических расстройств при односторонних поражениях головного мозга у детей во многом соответствуют описанным в литературе нарушениям у взрослых большее (Е.П.Кок, 1967; А.Р.Лурия, 1969). Анализ частоты и степени выраженности этих нарушений у детей разных возрастных групп показал, что роль правого и левого полушарий в организации процессов предметного восприятия изменяется в онтогенезе (рис. 1, А и 1, Б). В младшей возрастной группе ведущая роль в организации предметного гнозиса принадлежит правому полушарию: при поражении правого полушария у детей 5—7 лет наблюдаются грубые расстройства зрительного восприятия, обнаруживаемые при предъявлении даже реалистических изображений, В то же время поражения левого полушария в этом возрасте обычно не приводят к выраженным гностическим дефектам. По мере развития ребенка значение левого полушария в мозговой организации предметного восприятия увеличивается и у больных старшей возрастной группы (14—16 лет) поражения левого полушария сопровождаются отчетливыми нарушениями узнавания предметных изображений (рис. 1, А). Обратная динамика наблюдается при анализе результатов исследования детей с поражениями правого полушария: частота и выраженность гностических расстройств при локализации патологического очага в правом полушарии мозга у детей снижаются с возрастом (рис. 1, Б). Результатом действия этих двух разнонаправленных тенденций является изменение мозговой организации зрительного предметного восприятия: отчетливо выступающее доминирование правого полушария нивелируется с возрастом, а роль левого полушария увеличивается, так что в старшей возрастной группе детей частота И выраженность зрительных дефектов при поражении правого в левого полушарий становятся примерно равными. Изменение мозговой организации процессов оптического предметного гнозиса в онтогенезе обусловлено, по-видимому, изменением их психологического строения; с возрастом в структуру перцептивного акта, кроме непосредственных, чисто образных компонентов, все в большей степени включаются категоризация и вербальный анализ чувственного опыта (Дж.Брунер, 1977; ЛЛ.Венгер, 1969). При сопоставлении частоты и степени выраженности нарушений предметного гнозиса у детей разных возрастных групп обнаружилось, что В процессе онтогенеза изменяется не только межполушарная, но и внутриполушарная организация зрительного восприятия. У детей 5—7 лет при локализации патологического процесса в задних и в передних отделах левого полушария не наблюдается существенных различий в выраженности зрительных дефектов. Но с возрастом происходит четкое увеличение частоты и степени выраженности оптических нарушений при поражении теменно-затылочных отделов левого полушария, в то время как при поражении лобно-височных зон изменения этих показателей являются незначительными. У детей с правополушарной Локализацией очага наблюдается иная закономерность. уже в дошкольном возрасте расстройства предметного гнозиса особенно отчетливы при поражениях задних отделов правого полушария, хотя и поражения лобно-височных областей в 5—7 лет приводят к грубым нарушениям зрительного восприятия. С возрастом доминирование теменно-затылочных зон правого, также как и левого полушария, становится еще более очевидным В отличие от взрослых больных, нарушения зрительного гнозиса у детей нередко возникают дри поражениях не только кортикальных, но и стволово-диэнцефальных структур мозга. У многих больных этой группы обнаруживаются грубейшие зрительные дефекты по типу фрагментарности восприятия предметных изображений, нарушений симультанного гнозиса и недостаточности наглядного контроля. Все эти нарушения выступают на фоне сохранности речевых и оп-тико-мнестичееких функций- Характер гностических нарушений при поражениях ствол оро-диэнцефальных структур у детей напоминает картину зрительных расстройств при поражениях правого полушария. Анализ показателей частоты и выраженности этих расстройств при поражениях стволово-диэнцефальных структур мозга у детей разных возрастных групп показал, что наиболее грубые дефекты зрительного гнозиса имели место у 5—7-летних детей; в более старших возрастных группах наблюдалось снижение этих показателей, и в 14—16 лет поражения этих структур вызывали лишь очень незначительные нарушения предметного восприятия (рис. 1, В). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что на ранних возрастных этапах стволо-во-диэниефальные структуры мозга принимают участие в обеспечении процессов оптического гнозиса, но с возрастом ведущая роль в организации этих процессов переходит к «гностическим» зонам корн больших полушарий. II. нарушения оптико-конструктивной
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.100.245 (0.007 с.) |