Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Акустико-мнестическая афазияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этот вид афазии возникает при поражении средних отделов конвскситальнои поверхности левой височной доли и характеризуется слабостью слухо речевых следов Больные этой группы не в состоянии удержать в памяти длинную фразу или ряд слов, грубые затруднения они испытывают и в нахождении нужных слов особенно при назывании предметов и явлении Внешне нарушения экспрессивной речи у больных с акустико-мнестической афазией похожи на трудности семантических афазиков, но внимательное рассмотрение обнаруживает различие как в проявлении так и в механизме этих трудностей Так, больные с семантической афазией легко подхватывают подсказку, в то время как больным с поражением височных отделов коры нередко не помогает даже достаточно развернутая подсказка Этот факт говорит о том, что в основе мнестических затруднении лежат ослабленные акустико-гностичсс-кие расстройства Это предположение подтверждается и изредка наблюдаемыми явлениями «отчуждения > смысла слов, показывающими близость этой формы афазии с сенсорными расстройствами Сопоставив этот вид нарушения экспрессивной речи с предыдущим, мы дотжны предположить, что существуют или два уровня «хранения» слова ити два пути поиска нужных слов И если при семантической афазии нар>шается выбор слова по его значению, то при акустико-мнестическои афазии нарушается выбор слова на основе звуковых аедов (Обсуждение этого см ниже) сенсорная афазия Синдром сенсорной афазии возникает при поражении задней трети верхнс-височнои извилины Механизм этого вида афазии в некоторых отношениях близок механизму аклстико-мнсстическои афазии (Ср с динамической (синтаксической) афазией ко торая близка эфферентной моторной афазии) Тонкие нарушения акустического гнозиса наблюдающиеся у акустико-мнестических афазиков только в усложненных условиях, при сенсорной афазии проявляются весьма отчетливо, выражаясь в распаде фонематического слуха Нарушение фонематического слуха в первую оче редь сказывается в имлрессивной речи вызывая нарушения понимания и явления «отчуждения» смысла слов, когда больной может повторить (имитировать) произнесенное кем-ниб>дь слово но не может понять его значения В тяжелых случаях бопьные с сенсорной афазией воспринимают чужую речь как нечленораздельный шум, в легких стучаях и\ затрудняет только распознавание «оппозиционных» фонем (б-п, м м', и т п) Экспрессивная речь больных страдает сравнитечь-но меньше В легких случаях у больного имеются лишь затруднения в нахождении слов и отдельные ошибки в их произношении (литеральные парафазии) В более грубых случаях речь бопьных становится неразборчивой и превращается в «счовесныи салат» Но даже при такой выраженности афазических расстройств некоторые привычные слова, произнесение которых не требует специального звукового анализа и которые давно стали упроченными рсчедвигатсльными стереотипами проговариваются больными безошибочно Примером таких штампов могут служить следующие слова «ну вот», «как бы сказать» Следовательно, в механизме порождения речи звуковой анализ также принимает участие, его нарушения могут влиять как на выбор слов («поиски» слова, вербальные парафазии), так и на выбор звуков (литеральные парафазии) Это говорит о том, что в процессе порождения речи имеется звено, осуществляющее слуховой контроль за выбором слов и звуков Включив его в набор звеньев порождения речи, мы можем подвести итог, поскольку нами рассмотрены все виды афазии выделяемые А Р Лурия Для наглядности приведем таблицу, показывающую соотношение видов афазии и звеньев порождения речи (табл 1) Таблица 1 Нарушение звеньев порождения речи при различных формах афазии Итак, в результате рассмотрения нарушений речи при различных формах афазии мы выделили семь звеньев порождения речи Попытаемся теперь установить, какое место занимает каждое звено в процессе порождения речи Очевидно, порождение речи начинается с внутренней динамической схемы высказывания или, иными стонами с замысла высказывания во внутренней речи Этот замысел является сокращенным внутреннере-чевым эквиватентом будущей внешней речи От внешней речи он отличается грамматической неоформленностью, особым семантическим строем и редуцированием звуковой формы Эти особенности внутренней речи были выделены Л С Выготским, но они вытекают и из нашего материала Здесь можно использовать спедующее рассуждение если внутренняя речь грамматически не оформпена, то, следовательно, для ее превращения б речь внешнюю необходимо грамматическое структурирование И, наоборот, если существует механизм грамматического структурирования, то значит, внутренняя речь грамматически не оформлена Анализируя формы афазии, мы выделили, кроме грамматического структурирования, еще механизм выбора слов по их значению и сложный многоступенчатый процесс нахождения полной звуковой фор325 мы слова Следовательно действительно внутреннсре-чевому замыслу присущ особый семантический строи, грамматическая неоформленность и сокрашенность звуковой стороны (А А Леонтьев 1968) Каким образом происходит развертывание внутреннего замысла высказывания9 Мы можем предположить, что за созданием внутрсннеречевой схемы высказывания идет выбор с we Но прежде чем говорить о том, каким образом происходит отбор семантических единиц, мы должны попытаться ответить на вопрос, что является носителем значения будущего высказывания до момента нахождения слов Разумеется, мы не можем предположить, что возможно существование «чистых» значении, не имеющих материальной опоры материального выражения Точно так же мы должны отвергнуть точку зрения отдельных исследователей и интерпретаторов афазии, которые предполагают, что значение (или понятие) имеет свои собственный анатомо физиологический субстрат и лишь ассоииатив но связано со словом Сторонники этой точки зрения непосредственно привязывают понятие, то есть идеальное явление, к определенным структурам мозга (см, например, «ганглиозный эквивалент понятия» \ Робертса и Пенфилда (1964)) Таким образом, актуализация понятия считается такой же функцией определенных элементов головного мозга, как выделение инсулина поджелудочной железой Совершенно понятно, что такое вутьгарно-материалистическое толкование неприемпсмо Значение снова (так же как и понятие в узком терминологическом смысле) возникает и функционирует в «общественно-определенной деятельности» (Э В Иыенков 1962) человека и существует как способность воссоздать соответствующий объект, опираясь на слово, которое является «жилплощадью» инобытия этого объекта, телом идеального образа Без материального знака не может существовать значение Но только ли слово может быть «телом» значения9 Вслед за Л С Выготским и Н И Жинкиным мы предполагаем, что внутреннюю речь обслуживает особый кол Вероятно, код этот смешанный, его единицами явчяют-ся не только сюва, имеющие во внутренней речи не объективное значение, а субъективный смысл (идея Л С Выготского, 1934), но и схематичные представ ie-ния (идея Н И Жинкина, 1964) Приняв гипотезу о специальном коде внутренней речи в качестве предположения, не противоречащего данным афазии, мы можем перейти к вопросу о том, как осуществляется перевод этого кода на семантические единицы внешнего языка, то есть к вопросу о том, как происходит выбор слова Данные афазио-логии позволяют выделить два этапа нахождения слов выбор слов по значению и отыскание потной формы слова Наличие этих двух операции вновь вызывает сомнение перед нами вроде бы снова факт разобщения значения и сюва Чтобы объяснить наличие двух этапов в нахождении слова, необходимо допустить, что знаком — носителем словесных значении в человеческом мозге — являются свернутые формы слов, полные формы которых еще необходимо найти Согласно этому предположению на первом этапе происходит перевод субъективных смыслов замысла высказывания выраженных внутреннеречевым кодом, в семантические единицы определенного языка, для чего отыскивается слово с нужным значением в соответствующей лексической группе (парадигме), точнее не слово а его свернутая форма, на втором этапе иахо дится полная звуковая форма слова С точки зрения этой гипотезы становится понятным тот общеизвестный факт, что подсказка хорошо помогает семантическому афазику и плохо акустико-мнестическому У больного с семантической афазией нарушен первый этап выбора слов поиск опорных звуков Нахождение опорных звуков с помощью подсказки ведет к мгновенной экфории слова поскольку переход от опорных звуков к полной форме не нарушен У акустико-мнестического афазика видимо, наоборот страдает второе звено, поэтому подсказка, даюшая лишь опорные звуки, не помогает Косвенным доказательством данного предположения могут служить и наблюдения за способами поиска став Существуют два пути такого поиска Первому этапу соответствует поиск слов на основе определенного образа (ср припоминание «лошадиной» фамилии в рассказе А П Чехова) второму — поиск слов на основе опорных звуков (свернутой звуковой формы), когда перебираются слова, близкие по звучанию (R Brown DMcNeitl 1966) Два этапа выбора слов соотносятся с двумя видами парадигматических связей слова по значению и по звучанию Многочиспенные ассоциативные экспсри менты отчетливо показывают наличие обоих видов связи при большей активности связей по значению Кроме того, высказанная нами гипотеза хорошо объясняет относительную свободу слова и значения ичи иными словами «тсксемы» и «понятия», о которой пишет Е Верещагин (1967) Мы не знаем следуют пи оба этапа нахождения слов непосредственно друг за другом или они разделяются грамматическим структурированием предложении Сели принять второй вариант то тогда за созданием замысла высказывания, выраженного особым кодом внутренней речи, идет выбор слов то есть осуществляется перевод кода внутренней речи на единицы определенного языка представленные свернутыми (опорными) формами сюв Затем следует грамматическое структурирование предложения после чего становится возможным нахождение полных грамматически оформленных форм с юв За нахождением полной звуковой формы слова видимо идет создание или поиск кинетической программы высказывания Как показывают данные афазии и исследования фонетистов-физиологов эта программа является слоговой (Л А Чистович и др, 1965) В процессе ее реализации первостепенное значение имеет кинестетический анализ, при помощи которого осуществляется точное нахождение артикуле ц В контроле за произнесением звуков принимает участие не только кинестетический но и слуховой анализатор (табл 2) В процессе порождения речи выделяются два вида операции К первому виду относится составление схем предложения разной степени конкретности создание внутреннсречейого замысла, грамматическое структурирование и составление послоговои кинетической схемы высказывания (Тевыи столбец табл 2) Эти операции создают остов, костяк, программу последую шеи деятельности и представляют собой комбинирование элементов связанных отношением смежности, в последовательный (сукцессивныи) комплекс Операции второго вида обогащают, конкретизируют схему Сюда относится нахождение слов и
звуков (правый столбец таблицы 2) Эти операции представляют собой выбор элементов связанных отношением сходства и составляющих симу1ьтан ное целое Таким образом, комбинирование смежных элементов производится на основе сукцсссивного синтеза а выбор сходных элементов — на основе симультанного синтеза Тем самым два выделенных лингвистами вида связи языковых элементов (RJakobson 1964) соотносятся с двумя видами синтетической деятельности коры человеческого мозга (А Р Лурыя 1963) и следовательно, дихотомии комбинирования—выбора смеж ности—сходства, сукцессивности—симультанности совпадают Нарушения операции первого вида вызывают нарушения преимущественно экспрессивной речи нарушения операции второго вида вызывают и имп-рсссивные и экспрессивные нарушения Так например, афферентная моторная афазия являясь нарушением экспрессивной речи, вызывается дсфек том выбора артикулем Таким образом, перечисленные выше дихотомии не совпадают с дихотомией эксп рессивных— импрессивных нарушений речи Этот вывод противоречит точке зрения Р Якобсона (RJakobson 1964), согласно которой дихотомии комбинирования—выбора смежности—сходства совпадают с дихотомией кодирования—декодирования (экспрессивных—импрессивных нарушении речи) и отличаются от дихотомии сукцсссивности—симультанности Не останавливаясь на этом подробнее дадим лишь сравнительные таблицы распределения афазии соглас но обеим точкам зрения (табл 3 4)
Какие же выводы и предположения относительно механизма порождения речи можно сделать на основе современных представлении об афазии9 Для того чтобы ответить на этот вопрос, вновь вернемся к табл 2 Эта схема показывает состав звеньев речевого механизма и предполагаемое ведущее направление основ ную последовательность операции порождения речи Порождение речи начинается с внутреннеречевого за мыс ш высказывания Вслед за ним идет выбор сюв Он происходит в два этапа Сначала осуществляется перевод широких субъективных смыслов внутренней речи выраженных особым кодом в единицы значения определенного внешнего языка Поскольку эти значения опираются на свернутые формы слов говорящий дол жен далее найти соответствующую полн> ю форму слова Однако делает он это, вероятно, после создания грамматической схемы предложения, позволяющей отыскивать уже грамматически оформленные полные формы слов За этими операциями следует нахождение посло-говои двигатечьнои программы высказывания и ее реализация, которая идет под контролем кинестетического и слухового анализаторов построения грамматической схемы, а используют схему, данную в вопросе. Стереотипные выражения не требуют различных видов контроля и грамматического структурирования. Предложенная модель механизма порождения речи, построенная по данным анализа афазии, конечно, нуждается в проверке, уточнении, в дальнейшей разработке. С одной стороны, эта разработка может идти по пути изучения афазии. (Например, детальное психолингвистическое исследование динамической афазии может дать более подробные сведения о внут-реннсречевой схеме высказывания и грамматическом структурировании). С другой стороны, данные исследования афазии должны проверяться и подкрепляться другими данными, поскольку изучение афазии, помогая довольно точно уяснить состав звеньев речевого механизма, не говорит о динамике, о последовательности этих звеньев в процессах порождения и восприятия речи.
Несмотря на ограниченные возможности примененного метода, он оказался полезным. Сравнивая модель порождения речи по данным афазиологии с существующими моделями, можно отметить ее большую конкретность. Все это заставляет принять изучение афазических нарушений как один из методов психолингвистического изучения нормальной речевой деятельности. Э.Г. симерницкая, Л.И.МосковичютЕ, а.в.семенович письмо у переученных левшей1 Письмо как особая форма речевой деятельности, существенно отличается от устной речи как по своему генезису, так и по своим функциональным особенностям В отличие от устной речи, которая формируется в процессе непосредственного общения, письмо является результатом специального обучения и с самого начала представляет собой произвольно организованную деятельность с сознательным анализом составляющих се элементов (А РЛурия, 1962) На ранних этапах своего развития письмо опирается на использование внешних опорных знаков и протекает как ряд специально развернутых операции По мере функционального развития письма необходимость развернутого анализа его отдельных компонентов постепенно исчезает и письмо превращается в плавный двигательный стереотип, принимая форму высоко автоматизированного найыка Являясь речевой деятельностью, письмо служит надежным индикатором функциональной асимметрии полушарии головного мозга Нарушения письма возникают обычно при поражениях левого полушария и, как правито соответствуют расстройствам устной речи Гак при поражении височных отделов нарушения письма состоят в смешении близких фонем, и в трудностях слухового анализа речевых стимулов При поражениях влияющих на кинестетическую основу речевого акта нарушения письма проявляются в виде смешения бчизких артикулсм, при затыл очно-теменных поражениях распадается графический образ слова, а при заднелобных и префронтальных поражениях возникают перестановки букв и инертные повторения отдельных элементов, свидетельствуя о том, что нарушения письма могут наблюдаться при поражении раз-чичных отделов левого полушария мозга, но при каждом из них эти нарушения носят качественно раз-•шчныи характер Значение письма как индикатора полушарнои доминантности не ограничивается однако, соответствием его нарушений характеру речевых расстройств, поскольку нарушения письма могут возникать при поражениях не только левого, но и правого полушария Традиционно такие нарушения интерпретируются как следствие вторичного воздействия патологического процесса на структуры левого полушария, либо как результат изменения доминантности полушарий по речи Однако нейропсихологические исследования больных с очаговыми поражениями мозга позволили установить что нарушения письма при поражениях правого полушария носят совсем иной характер по сравнению с левополушарными, свидетельствуя о специфическом вкладе правого полушария в организацию этой деятельности В отличие от поражении левого полушария, для которых особенно характерны нарушения произвольного письма, поражения правого полушария в бопь-шеи мере сказываются на автоматизированном уровне его выполнения Разчичия в проявлении нарушении письма при поражениях левого и правого полушария обусловли- Леворукость у детей и подростков / Под ред Г Н Сердю-ковской АПЧуприкоза М МЗ СССР 1987 С 137—142
вают и различные способы их коррекции Нарушения автоматизированного письма могут быть в известной степени ликвидированы, если процесс написания счов перевести на уровень осознанных произвольных деи-ствии, предложив, например, больному писать либо медленно, либо проговаривая поэлементно каждое слово В отличие от этого, при поражениях левого полушария, при которых дефект письма наиболее отчетливо выступает при задании письма медленно, именно переход к быстрому написанию слов опирающемуся на выработанные ранее навыки автоматизированного письма способствуют устранению многих затруднении (АР Лурия Э Г Си керницьая Б Тыбупевич, 1970) Особый интерес к письму как к индикатору пол>-шарнои доминантности объясняется еще и тем что, как показали исследования последних лет, его нарушения могут носить монолатеральныи характер, избирательно проявляясь при письме только одной (левой или правой) рукой Между тем, еще до недавнего времени несомненным считался тот факт что нарушения письма всегда билатеральны и не зависят от того, какой рукой оно выполняется Диссоциированный тип нарушении письма в левой и правой руке был впервые описан на больных с расщепленным мозгом под названием левосторонней дисграфии (М Газзанига, 1970) Суть этого расстройства состоит в том, что в условиях изолированного функционирования правого полушария мозга левая рука утрачивает способность писать, в то йремя как вое произведение невербальных зрительных стимулов она осуществляет лучше, чем правая рука Нарушения письма в левой руке могут носить как афазическии (прояв ляясь нарушением звуко-букве иного анализа) так и аграфическии (в виде невозможное, ги правильного написания букв) характер В дальнейшем было установлено, что диссоциированные типы нарушении письма в левой и правой руке можно наблюдать не только при хирургическом повреждении мозолистого тела, но и при очаговых поражениях головного мозга как у взрослых так и у детей Было найдено, что характерные для поражении лево го полушария нарушения письма, при которых утрата возможности копировать и писать буквы под диктовку сочетаются с сохранной возможностью их написания на автоматизированном уровне имеет место лишь при письме правой рукой В тех случаях, где такие нарушения имеют место, можно наблюдать, как, правильно написав ряд слов правой рукой, больные оказываются не в состоянии повторить их левой рукой, заменяя необходимые слова случайным набором букв Одна из таких больных правой р>кои писала «Евгения», а левой — «Еили», правой — «Кузнецова», а левой — «Кур-цации» правой — «Москва», а левой — «Мосиеи», правой — «дом», а левой — «кои» и т д В отличие от правой, при письме левой рукой которая не может обеспечить его выполнение в форме упроченного двигательного стереотипа, написание привычных слов и идеограмм нарушается в той же степени и по тем же основаниям, что и написание любых других слов (Э Г Симерницкая, 1978) Описанные выше закономерности нарушении письма характеризуют особенности их проявления у праворуких У леворуких нарушения письма носят совсем иной характер Прежде всего, они значительно более разнообразны, чем у правор\ких Во-вторых в большинстве случаев они не коррелируют ни со стороной поражения мозга, ни с наличием речевых расстройств и довольно часто проявляются независимо от последних Далее, нарушения письма у леворуких не обнаруживают прямой зависимости от степени выраженноети леворукости Леворукие больные, которые все двигательные операции выполняют левой рукой, как правило не обнаруживают существенных отклонений в характере письма по сравнению с особенностями их проявления у праворуких В то же время у переученных леворуких, пишущих правой рукой, такие отклонения проявляются достаточно отчетливо, свидетельствуя о том, что нарушения письма у этого контингента больных характеризуются рядом отличительных особенностей, не укладывающихся в рамки традиционных представлении Одна из таких особенностей состоит в своеобразном характере ошибок, наблюдаемых при локальных поражениях головного мозга у переученных леворуких В отличие от праворуких, у которых максимальное количество ошибок письма связано с недостаточностью фонематического или артикуляторного анализа согласных звуков, у данного контингента леворуких могут наблюдаться избирательные нарушения восприятия и написания гласных звуков, произнесение которых связано с меньшей опорой на корковые кинестетические сигналы, по сравнению с согласными звуками Больные, у которых такие нарушения имели место, могли писать «лиса» — как «лсо», «лисо», «леса» или «лесу», «собаки» — «сабка», «сабика», «собуки», «кусты» — «каста» и тд Нарушения написания гласных звуков могут носить монолатеральныи характер, проявляясь при письме только одной, обычно правой рукой Одна из таких бочьных левой рукой писала «Я скоро поеду домой», а правой — «Я скар паду домй», левой — «На улице хорошая погода», а правой — «На улце хоршя погда» и тд Избирательное нарушение написания гласных звуков при письме правой рукой может быть объяснено тем, что как указывалось выше, произнесение этих звуков в меньшей степени опирается на корковые кинестетические сигналы и является менее осознаваемым по сравнению с сопасными звуками Письмо левой рукой переводило процесс написания слов на уровень осознанных произвольных действии, и, таким образом обеспечивало коррекцию этих расстройств Диссоциированный характер нарушении письма в левой и правой руке встречается у переученных леворуких значительно ч^ше, чем у праворуких Различия в проявлении мануальной асимметрии в процессах письма у этих групп больных носят не только количественный характер Самым существенным из качественных различий является, пожалуй, то, что у леворуких все виды нарушении письма (а не только ошибки написания гласных звуков) более отчетливо выступают при письме правой, а не левой рукой Монотатераль-ный характер проявления этих нарушении приводит к тому, что письмо одних и тех же слов правой рукой у одного и того же лсворукого может различаться не в меньшей степени, чем письмо праворуких с поражениями левого и правого полушария Так, одна из таких больных слово «производство» псвои рукой пишет правильно, а правой — «кноизв-нодсква» другая больная левой рукой пишет «устроили экскурсию в Псков», а правой — «сптроили экикур-сию в Пспков», третий — левой рукой пишет «машина», а правой — «машинина» и тд Механизмы, лежащие в основе реверсии мануальной асимметрии в процессах письма у переученных леворуких, нуждаются в специальном изучении Возможно, что эта реверсия в какой-то степени связана с большей выраженностью у них фактора произвольности письма, который, как указывалось выше, более успешно реализуется в левой, чем в правой руке Однако самым характерным и наиболее известным проявлением функциональной мануальной асимметрии в процессах письма является многократно описанный в литературе феномен зеркального письма Практически во всех случаях, где этот феномен имел место, отмечалось поражение левого полушария мозга Имеются данные о том, что и Леонардо да Винчи, который оставил тысячи страниц, исписанных зеркально, в последние годы жизни имел поражение левого полушария, в результате которого у него развился паралич правой руки Необычность зеркального письма состоит в том, что, как правило, оно оказывается противоположно направленным по отношению к обычному письму и осуществляется справа налево Согласно данным литературы, это объясняется зеркальным представительством зрительных образов в соответствующих центрах левого и правого полушарии, приводящим к тому, что при поражении левой половины мозга больной начинает копировать обратное изображение образа, представленного в правом полушарии, в результате чего и возникает тенденция писать справа налево (Эррон, 1980) Особенно характерно зеркальное письмо для детей Ломброзе (1903) также объясняет это тем, что в дет ском возрасте образы букв формируются в левом и — противоположно — в правом полушарии, а затем они воспроизводятся согласно тому, как они представлены в мозге По некоторым данным, зеркальное письмо является отражением врожденной аномалии улевору-ких детей, свидетельствующей о наличии мануально-церебрального конфликта (Геддес, 1980) Зеркальное письмо у детей характеризуется рядом отличительных особенностей по сравнению с его проявлением у взрослых 1 В детском возрасте зеркальное письмо далеко не всегда выступает как проявление очагового поражения мозга Оно достаточно часто обнаруживается > практически здоровыч детей, у большинства из которых, однако, отмечаются признаки перинатальной патологии 2 Зеркальное письмо у детей может наблюдаться не только у леворуких, но и у праворуких, у большинства из которых в анамнезе отмечалась тенденция к предпочтению левой руки 3 Для зеркального письма у детей в отличие от взрослых, не характерна монолатеральность Оно обычно в равной степени проявляется при письме как левой, так и правой рукой 4 Зеркальное письмо у детей не обнаруживает прямой зависимости от направления движений руки Оно может иметь место при направлении письма как справа налево, так и слева направо В ряде случаев имеет место реверсия направления, при которой зеркальность возникает только при письме слева направо, и не имеет места при письме справа налево 5 Зеркальное письмо у детей носит стойкий характер Оно в равной степени проявляется как при списывании с образца так и при его отсроченном воспроизведении по следам памяти Таким образом, нарушения письма, так же как и устной речи, являются надежным индикатором особенностей функциональной асимметрии мозга Сравнительный анализ нарушении письма у детей и взрослых свидетельствует о том, что формирование как мануально-церебральных, так и межполушарных взаимоотношении происходит в ходе онтогенетического развития Отрицательное влияние на формирование этих взаимоотношений оказывает насильственное переучивание ведущей руки Т. В. тимофеева, А.Д. владимиров межполушарные различия нарушений чтения у больных с поражениями теменно-затылочных отделов мозга1 Поражение тсменно-затылочных отделов головного мозга человека приводит к нарушениям различных видов зрительного восприятия, в том числе и к первичной алексии (А Р Лурия, 1969, Л С Цветкова, 1972) Эти расстройства чтения могут быть различной степени выраженности от легких форм нарушении, которые выступают лишь при целенаправленном исследовании в сенсибилизированных условиях, до полного распада В ряде случаев нарушения чтения выступают в синдроме односторонней пространственной агнозии, проявляясь в невнимании к части текста, расположенной в контралатеральной очагу поражения половине зрения (Е П Кок, 1967 и др) Большинство авторов считает что феномен зрительного игнорирования при чтении как и при других формах зрительной перцепции, значительно чаше наблюдается при поражении тсмен-но-височно-затылочнои области субдоминантного полушария у правшей, что объясняется ведущей ролью правого полушария в организации зрительного пространственного гнозиса (Б Г Ананьев, 1960, Н Несаеп, 1969, R WSperiy 1968) С другой стороны, меньшая частота случаев игнорирования правой половины зрительного поля при поражении доминантного левого полушария у правшей объясняется, по-видимому, афа-зичсскими нарушениями, которые «маскируют» этот дефект (О L Zangwill, 1962 и др) Независимо от наличия речевых нарушении у чевополушарных больных с указанной локализацией патологического процесса зрительно-пространственные нарушения в виде игнорирования информации в правом поле зрения, в том числе буквенной, обнаруживаются при нсйролсихо-логическом исследовании Для уточнения механизма этих нарушении большую помощь может оказать метод регистрации движении глаз Анализ данных, полученных этим методом, показал что если у здоровых испытуемых чтение «хорошо организовано» и испытуемому на чтение, например, четырех слов требовалось всего пять фиксации, то у больных с оптической агнозией и умеренно выраженными явлениями алексии число фиксации в процессе чтения текста оказывалось резко увеличенным наблю далось большое чисто повторных фиксации одних и тех же знаков и элементов счов На чтение одной строки приходилось до 18 фиксации, причем большая часть их располагалась в начале и в конце строки И в других случаях оптической агнозии наблюдались аналогичные закономерности (Б А Карпов и др, 1975) При выраженной алексии сканирование, т е последовательный просмотр текста, вообще отсутствовало, попытки опоз- Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга / Отв ред ЕДХомская М Наука, 1986 С 174-179
нания текста сводились к фиксации отдельных букв У больных с алексией, в отличие от здоровых испытуемых, амплитуды скачков глаз были снижены, что свидетельствует о различии величины операциональных полей зрения, т е тех областей в которых осуществляется опознание морфем в течение одной фиксации В указанных исследованиях авторы проводили и количественный анализ продолжительности фиксации при чтении, показавший, что у больных с поражением задних отделов больших полушарии преобладают продолжительные фиксации (0,4 с и бочьше), а в норме подавляющее большинство фиксации не превышает 0,32 с У больных с поражениями тсменно-затылочных отделов мозга — с явлениями зрительной агнозии без алексии или с алексией и слабо выраженной агнозией — средняя продочжительность фиксации была выше, чем в норме Наибольшее увеличение ее отмечалось при выраженной алексии (0 693 с) Эти данные позволили авторам сделать вывод, что больные с явлениями оптической алексии длительно фиксируют каждую букву, а не сканируют текст Иными словами, у них нарушена динамическая сукцессивная организация процесса чтения Важно отметить, что у таких больных опознание изображении характеризуется, по сравнению со здоровыми испытуемыми, сокращением продотжитетьности фиксации а процесс чтения особенно у больных с алексией, — возрастанием продолжительности фиксации Вечичина скачков и продолжительность отдельных фиксации связывается со способностью к вероятностному прогнозированию текста (А Н Карпова Б А Карпов, 1974) Принято считать, что буквы, в отличие от элементов сложных изображении, опознаются на основе «эталонов» сформировавшихся в процессе обучения (В Д Глезер, А А Невская, 1964) По-видимому, значительная часть времени длительных фиксаций у больных с алексией затрачивается на поиск этих эталонов Можно думать, что в синдроме зрительной агнозии переплетаются и оптические и оптико-моторные нарушения что и ведет к нарушению психофизиологического механизма чтения Чтение как особая форма речевой деятельности характеризуется четким программированием маршрута движении паз, четкой связью перцептивной и глазодвигательной активности Если при рассматривании предметных изображении испытуемый относительно произвольно выбирает «зоны интереса» тестового изображения — как правито, наиболее информативные участки (А Л Ярбус, 1965) — то в процессе чтения пос ледовательность движении глаз задана изначально В свя зи с этим чтение представляет собой хорошую модель для изучения пространственных и поэтапных (последовательных) характеристик движении глаз как в норме, так и у больных с локальными поражениями головного мозга Целью настоящего исследования был анализ различии глазодвигательных характеристик в процессе чтения текста рассказа > больных с поражением те-менно-затылочных отделов правого и левого полушарии мозга По результатам неиропсихочогичсского исследования были отобраны трос больных со значительными нарушениями чтения в виде невнимания к отдельным фрагментам текста, выступающими на фоне других зрительно-перцептивных трудностей Больной Ш 6] год обра
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 636; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.52 (0.016 с.) |