ТОП 10:

Имивности в раздражавшемся и



утрированная синхронизация альфа-активности в интактном полушарии; второй — синхрони­зация альфа-ритма в интактном при одинаковой выраженности дельта-активности в обоих полу­шариях; третий — преобладание дельта-активности в раздражав­шемся при одинаковой выраженности альфа-актив­ности в обоих полушариях. Количественные данные,

1 Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Наука, 1976. С.143—146.


характеризующие соотношение частот эмоциональных сдвигов и различных типов МПА, приведены в табл. 1.

Статистический анализ (по критерию соответст­вия и коэффициенту корреляции) данных табл. 1 по­казал следующее. 1) Имеется высокодостоверная связь (Р<0,001) между возникновением МПА и улучшением настроения после правосторонних УП и возник­новением МПА и ухудшением настроения после лево­сторонних УП. Следовательно, эмоциональные сдвиги появляются в тех случаях, когда в интактном и раз­дражавшемся полушариях регистрируется разная рит­мическая активность, или, иными словами, когда функциональное состояние раздражавшегося и интакт-ного полушарий неодинаково. 2) Положительные эмоциональные сдвиги после правосторонних УП до­стоверно (Р<0,01) коррелируют с синхронизацией альфа-ритма в интактном левом полушарии и не кор­релируют с доминированием дельта-ритма в раздра­жавшемся правом полушарии. Если учесть, что доминирование дельта-ритма является показателем угнетения кортикальных структур, а утрированная синхронизация альфа-ритма — активации таламо-кортикальной системы, то напрашивается вывод, что улучшение настроения после правосторонних УП за­висит не от угнетения структур правого полушария, а от усиления активности таламо-кортикальной систе­мы левого интактного полушария. 3) Отрицательные эмоциональные сдвиги после левосторонних УП кор­релируют (Р<0,001) только с электрографическим ком­плексом, включающим одновременно доминирование дельта-ритма в раздражавшемся левом и синхрони­зацию альфа-ритма в интактном правом полушарии. Следовательно, условием ухудшения настроения пос­ле левосторонних УП является угнетение структур ле­вого полушария при одновременном облегчении таламо-кортикальной системы правого полушария.

Таким образом, сопоставление эмоциональных сдвигов и особенностей ЭЭГ после УП показывает, что в регуляции эмоциональных состояний главную

Таблица 1

Соотношение частот различных типов МПА и

эмоциональных сдвигов после УП (абсолютное

количество припадков и в % ко всем припадкам

"Примечание. В графу «без изменений настрое­ния» включены также редкие случаи нетипичных эмо­циональных сдвигов — ухудшение настроения после правосторонних УП и улучшение настроения после ле­восторонних УП.

данного типа)*

 

роль играет левое доминантное полушарие; обязатель­ным условием улучшения настроения является акти­вация структур этого полушария, а обязательным условием ухудшения настроения — угнетение его структур- Роль правого недоминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний скромнее — избирательное его угнетение не сказывается на эмо­циональном состоянии, а активация его структур в комплексе с угнетением левого полушария участвует в формировании отрицательного эмоционального со­стояния.

Эмоциональная экспрессия после УП.После пра­восторонних УП часто наблюдается амимия и гало-мимия, утрачивается выразительность лица — оно выглядит безразличным, как бы «разглаженным». Даже когда высказывания больных и их поведение свиде­тельствуют о явных эмоциональных сдвигах, в мими­ке это отражается незначительно либо отражается в огрубленной форме- Исчезает после правосторонних УП и эмоциональная выразительность голоса — утрачи­ваются эмоциональные оттенки, речь становится ин­тонационно странной, монотонной. Больные не в состоянии воспроизвести интонацию эмоционально окрашенной фразы, хотя легко повторяют текст такой фразы. Таким образом, после правосторонних УП ут­рачивается экспрессивная окраска эмоций как в ми­мике, так и в голосе. После левосторонних УП таких нарушений не наблюдается, скорее мимическая и го­лосовая экспрессия увеличиваются.

Восприятие эмоциональной экспрессии после УП.Группе больных предъявлялись портреты с утрирован­ной мимикой различных аффектов (восторга, ярости, печали и т.п.). Другой группе больных предъявлялись записанные на магнитную ленту квазифразы, состоя­щие из бессмысленных слогов, но произнесенные с

Таблица 2

Количество правильно опознанных аффектов после УП (в %)

 

Предъявленный для опознания материал Контрольные исследования После правосторонних УП 1 лево
Портреты с утрированной мимикой различных эмоций 80±6 45±7  
Квазифрэзь) с утриро-аанными интонациями различных эмоций 84*3 62*4  

утрированными интонациями, выражающими различ­ные аффекты. Больные по особенностям мимики или интонаций должны были опознать аффект, Тестирова­ние производилось до припадков (контрольные иссле­дования), после правосторонних и после левосторонних УП. После правосторонних УП опознание аффекта и по выражению лица, и по характеру интонаций резко ухудшалось (Р<0,001) по сравнению с контрольными исследованиями {табл. 2).

Больные либо грубо ошибались, либо вовсе отка­зывались квалифицировать эмоциональное состояние. Даже в тех случаях, когда ответы были правильными, больные говорили неуверенно, с сомнениями, давали ответ с большим латентным периодом. После левосто­ронних УП у тех же самых больных опознание аффек­тов, выражаемых мимикой или голосом, не страдало.

Таким образом, после правостороних УП, когда угнетены структуры правого полушария, нарушаются как собственная эмоциональная экспрессия — ми­мическая и голосовая, так и восприятие чужой эмо­циональной экспрессии по особенностям мимики и голоса. Очевидно, главную роль в порождении и вос­приятии эмоциональной экспрессии играет правое недоминантное полушарие.

В настоящее время одни авторы считают, что име­ется «эмоциональная специлизация» полушарий — правое полушарие связано с механизмами отрицатель­ных, а левое — положительных эмоций. Другие авторы связывают регуляцию эмоциональной сферы с дея­тельностью только правого полушария. Наши данные позволяют предположить, что эмоциональные состо­яния регулируются преимущественно структурами ле­вого доминантного полушария, а эмоциональная экспрессия в моторной и в сенсорной части — струк­турами правого недоминантного полушария.


С.В.КВАСОВЕЦ, Э.И.ШАФИЕВА, Н.В.ГРЕБЕННИКОВА, Е.Г.УДЛЧШЛ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У БОЛЬНЫХ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА1

Исследования в области психологии эмоций яв­ляются весьма актуальной задачей как для общей пси­хологии, так и для ряда прикладных направлений. Изучение нарушения психических процессов с точки зрения их связи с мозговым субстратом представляет собой адекватный метод анализа качественного строе­ния этих процессов.

Как известно, нарушения эмоциональной сферы, которые возникают при локальных поражениях голов­ного мозга, весьма разнообразны. В нейропсихологи-ческой и психиатрической литературе имеются многочисленные описания подобных нарушений (С.В.Бабенкова, 1971; Н.Н.Браеина, Т.А.Доброхотова, 1981; Т.А,Доброхотова, 1974; А.Р.Лурия, 1969 и др.), Однако методические возможности изучения эмоци­ональной сферы у больных с локальными поражения­ми головного мозга весьма ограничены. Затруднен и количественный анализ нарушений, выявляемых в эк­спериментальной ситуации.

В изучении процессов невербальной коммуника­ции большое место занимает проблема передачи и расшифровки информации об эмоциональных состо­яниях с помошью выражения лица. Детальный метод анализа мимического выражения, направленный на выяснение роли различных частей лица в передаче информации об эмоциях, был разработан Экманом. Существует большое количество работ, посвященных изучению способности людей узнавать и различать ха­рактеристики различных эмоциональных состояний с помощью оценки выражения лиц, изображенных на фотографиях (К.Изард, 1980; P.Ekmanetal., 1971 и др.). В меньшей степени методы исследования эмоцио­нальной экспрессии использовались в клинике локаль­ных поражений головного мозга (С.В.Квасовец, 1980; О.А.Сидорова и др., 1978 и др.).

Настоящая работа представляет собой попытку разработать новые методы изучения нарушений эмо­циональной сферы, максимально приспособленные для исследования больных с локальными поражениями головного мозга, т.е. основанные на невербальном материале, требующие мало времени для исследова­ния больных в клинике, и относящиеся к различным характеристикам эмоциональной сферы человека.

Были разработаны четыре модификации методи­ки опознания эмоционального выражения лиц: «Ран­жирование», «Классификация», «Четвертый лишний» и «Узнавание».

1. «Ранжирование».Испытуемый должен был ран­жировать 6 фотографий в зависимости от степени

1 Новые методы нейропсихологического исследования. М.. Изд-во ИПАН СССР, 1989. С 176-186.

выраженности эмоции, испытываемой человеком, изображенным на фотографии. Для ранжирования предлагалось два набора фотографий. Первый набор содержал фотографии [лиц в разных эмоциональных состояниях] — от нейтрального до ярко выраженной радости. Во второй набор входили фотографии [с вы­ражениями] лиц от нейтрального до крайней степени выраженности различных отрицательных эмоций — таких, как страх, гнев, горе.

2. «Классификация».Испытуемый должен был разложить 24 имеющиеся фотографии лиц по группам, объединив фотографии лиц со сходными эмоциональными состояниями в одну группу.

3. «Четвертый лишний».Было использовано 5 наборов фотографий лиц по 4 фотографии в каждом. Из них на трех фотографиях были изображены лица, выражающие одинаковую эмоцию, а четвертая отличалась от них. От испытуемого требовалось выделить группу из трех фотографий, выражающих одно и то же эмоциональное состояние, а четвертую, неподходящую к этой группе, нужно было исключить.

4. «Узнавание».Среди 12 фотографий лиц 3 являлись эталонами, а из 9 остальных нужно было выбрать для каждой эталонной фотографии одну фотографию человека, испытывающего сходную с эталоном эмоцию.

Для апробации данных методик было исследо­вано 57 здоровых испытуемых: 40 женщин и 17 муж­чин. Возраст испытуемых варьировал от 16 до 66 лет. При исследовании здоровых испытуемых были по­лучены нормативные данные, позволяющие оцени­вать степень и характер отклонений при выполнении заданий больными с различными локальными по­ражениями головного мозга.

При обработке данных, полученных с помощью методики «Ранжирование», определялись наиболее предпочтительные ранжировки, данные здоровыми испытуемыми. Для каждого больного по формуле расстояния в многомерном пространстве вычисля­лась степень удаленности результатов этого больно­го от группы здоровых испытуемых.

По методикам «Узнавание» и «Четвертый лиш­ний» вычислялось частотное распределение ответов здоровых испытуемых, и для каждого больного оп­ределялась степень удаленности от средних значе­ний, полученных на здоровых испытуемых.

По методике «Классификация» были выделены группы названий эмоций, которые использовались всеми здоровыми испытуемыми. Далее подсчитыва­лось количество фотографий, вошедших в ту или иную группу.

При обработке данных, полученных в ходе ис­следования больных, анализировалось увеличение или уменьшение количества ответов по каждой ка­тегории. Использование описанной батареи методик позволило получить следующие результаты.

А. здоровые испытуемые

По методике «Ранжирование» здоровые испытуе­мые при раскладывании фотографий по степени вы­раженности положительной эмоции в большинстве случаев ставили на первое место фотографию лица с ярко выраженной радостью. Однако выделялась груп­па испытуемых, которые на первое место ставили фотографию лица с умеренной экспрессией радости.

При ранжировании фотографий по степени вы­раженности отрицательной эмоции в одних случаях предпочтение отдавалось фотографии, изображаю­щей горе, скорбь, в других — фотографии, изобра­жающей страх, ужас или гнев.

По методике «Классификация» здоровые испытуе­мые распределили 24 фотографии лиц с различными


эмоциями по 6 группам: 1. Радость; 2. Горе, печаль, скорбь; 3. Гнев, злость, возмущение; 4. Страх, ужас, испуг; 5. Безразличие, апатия, неопределенное состо­яние; 6. Удивление.

По методикам «Четвертый лишний» и «Узна­вание» были составлены частотные таблицы, даю­щие возможность определить по первой методике, сколько раз испытуемые в каждом наборе исклю­чали ту или иную фотографию, и по второй мето­дике — сколько раз каждая из фотографий была выбрана как подходящая к эталону.

Б. больные с локальными

ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА

С помощью описанных методик были обсле- ~~ дованы 54 больных с очаговыми поражениями мозга различной локализации. При обработке материалов ис­следования получены следующие результаты.

«Классификация» (табл. 1). Как видно из таблицы, больные с поражением правой лобной области досто­верно большее количество фотографий относят к груп­пе «безразличие». Также было получено, что в целом при поражении правого полушария имеет место тен­денция к вьшелению большего количества групп. Боль­ные с поражением левой лобной области достоверно меньшее количество фотографий относят к группе «ра­дость». Обращает на себя внимание тот факт, что больные с поражением левого полушария мозга незави-симо от внугриполушарной локализации большее ко­личество фотографий объединяют в группу «гнев», Также в случае левосторонних поражений мозга отмеча­ется тенденция относить меньшее количество фото­графий к группе «удивление» в противоположность больным с поражением правого полушария мозга.

«Четвертый лишний» (табл. 2). При выполнений данной методики оказалось, что больные с пораже­нием передних отделов мозга в большинстве проб об­наруживают достоверное отличие от результатов, полученных на здоровых испытуемых. В наибольшей степени это проявляется в случае поражения левой лобной доли. Наименьшее по сравнению с другими больными суммарное количество нарушений обна­руживают больные с поражением правой теменной об­ласти.

«Узнавание» (табл. 3). Было получено, что досто­верно большее количество ошибок при узнавания эта-

Таблица 1

«Классификация». Коэффициенты сопряженности локализации поражения мозга с количеством фотографий, отнесенных к каждой группе, и количеством выделенных групп (%*, рз

 

 

 

Группы Локализация поражения
Fs F, Ts Td Р8 Ра S
f Радость -6
Горе ~ -7 -~
ъ Гнев +5,2 +4,8 +7,5
f страх ' -5
f Безразличие +5 _ +4
Удивление +8 -S
Количество выделенных групп +5,6 ~ +5,4 _ +4

" Примечание. Здесь и далее содержатся только зна­чимые коэффиценты сопряженности; Fs — левая лоб­ная область; Fa — правая лобная область; Ts — левая височная область; Т0 — правая височная область; Р5 — левая теменная область; Pd — правая теменная область; S — левое полушарие; D — правое полушарие.

Таблица 2

«Четвертый лишний». Коэффициенты сопряжен­ности локализации поражения мозга с наличи­ем ошибок в каждом задании (х~,р£0,05)

 

 

задания Локализация поражения
Fs Fa Т, Td Ps Ра Передние отделы мозга Задние отделы мозга
+6,8 +4,4 +7,8
+8 -5
+4,2 +7,4
и -4 __
ичество бок -7,4 -4,6

лонной фотографии допускают больные с поражени­ем правого полушария мозга, особенно в случае пора­жения лобной и теменной областей. При этом наибольшее количество ошибок больные с пораже­нием правой лобной доли демонстрируют при узнава­нии фотографии, изображающей гнев. В свою очередь больные с левосторонними поражениями при выпол­нении данной методики обнаруживают достоверно меньшее количество ошибок. При этом минимальное количество ошибок при узнавании фотографии липа.

Таблица 3

«Узнавание». Коэффициенты сопряженности локализации поражения мозга с наличием оши­бок при узнавании выражения лица, сходного с эталоном (х2, р<0,05)

 

 

 

nb Группы   Локализа!. ия пос, ажени я
Fs Ts Р„ S D Передние отделы мозга
Гнев -6,4 +4 -4,4
Радость _ __
Горе
Количество ошибок -6 -7 +4,6 -6,4 -6,4

выражающего гнев, допускают больные с поражени­ем левой височной области. Обращает на себя внима­ние тот факт, что в целом больные с поражением передних отделов мозга демонстрируют худшие резуль­таты при выполнении данной методики, чем больные с поражением задних отделов мозга.

«Ранжирование».Анализ материала, полученного при выполнении данного задания, показал, что ре­зультаты больных с поражением правой лобной области в наибольшей степени удалены от ранжировки, в кото­рой здоровые испытуемые как наиболее неприятную оценивали фотографию лица, выражающего страх. В противоположность этому результаты левосторонних больных в наибольшей степени удалены от ранжировки, в которой здоровые испытуе­мые отдают предпочтение фотографии лица с неярко выраженной радостью, и прибли­жены к ранжировкам, в которых предпоч­тение отдается эмоциям горя и страха.

Полученные при исследовании больных результаты можно разделить на три группы. К первой группе относятся факты относи­тельно роли правого полушария мозга в механизмах, связанных с эмоциональным состоянием.

В работе показано, что больные с поражением правой лобной области по методике «Классификация» достоверно большее количество фотографий относят к группе «безразличие». Имеется целый ряд литера­турных данных, в которых показана преобладающая

роль правого полушария в осуществлении эмоцио­нальных реакций, в частности, связь правого полу­шария мозга с аффективным тонусом (С.В.Бабенкова, \97\; Л.Я.Балонов, В.Л.Леыин, 1976; С.В.Кеасовец, 1980

и др.).

Основываясь на этих литературных данных, по­лученные в нашей работе результаты можно интер­претировать как ослабление у больных с поражением правого полушария выраженности эмоциональных состояний, в силу чего при опознании эмоциональ­ного выражения лиц, изображенных на фотогра­фиях, они большее количество фотографий относят к группе «безразличие».

При выполнения методики «Классификация» так­же было получено, что больные с поражением право­го полушария мозга выделяют достоверно большее по сравнению с другими больными количество групп. По методике «Узнавание» правополушарные больные об­наруживают достоверно большее количество ошибок в противоположность больным с поражением левого полушария. Можно думать, что полученные результа­ты объясняются нарушением критериев сравнения эмо­ционально-экспрессивных выражений. В ряде работ показано, что правое полушарие связано с эмоцио­нальной экспрессией (Л.Я.Балонов, В.Л.Деглин, 1976; Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1981 и др.). Полученные нами факты согласуются с этими литературными дан­ными.

В качестве второй группы результатов можно выделить данные относительно различной связи ле­вого и правого полушарий мозга с положительны­ми и отрицательными эмоциями.

По методике «Классификация» показано, что по­ражение левого полушария мозга коррелирует с уве­личением количества фотографий, относимых к группе «гнев». В то же время поражение левой лобной доли связано с уменьшением количества фотографий, от­несенных к группе «радость».

По методике «Узнавание» получено, что больные с поражением правой лобной области чаще ошибают­ся при узнавании эмоции «гнев». Достоверно реже по сравнению с другими больными при узнавании дан­ной эмоции допускают ошибки больные с поражени­ем левой височной области.

Наконец, по методике «Ранжирование» обна­ружено, что левополушарные больные по своим результатам приближены к ранжировкам, в которых предпочтение отдается эмоциям горя и страха, и уда­лены от ранжировки, где на первом месте стоит ярко выраженная радость. В свою очередь результаты боль­ных с поражением правой лобной доли достоверно удалены от ранжировки, в которой предпочтение от­дается эмоции страха.

Все перечисленные результаты позволяют гово­рить о том, что при поражении левого полушария мозга нарушаются преимущественно механизмы, свя­занные с узнаванием, оценкой и классификацией по­ложительных эмоций. И наоборот, при поражении правого полушария страдают механизмы, связанные с отрицательным эмоциональным реагированием. Имеются литературные данные, в которых также по­казана преимущественная связь правого полушария с отрицательными эмоциями и левого — с положи­тельными (С.В.Бабенкова, 1971;Л.Я.Балонов, В.Л.Дег-лин, 1976; Т.А.Доброхотова, 1974 и др.).

Наконец, в качестве третьей группы результа­тов мы выделяем данные, относящиеся к наруше­нию процессов обобщения и анализа эмоциональных переживаний. Было получено, что по методике «Четвертый лиш­ний» наибольшее количество ошибок демонстрируют больные с поражением передних отделов мозга, пре­имущественно левого полушария. В то же время боль­ные с поражением задних отделов правого полушария обнаруживают достоверно меньшее по сравнению с другими больными суммарное количество ошибок по данной методике.

Исходя из этих результатов, можно думать, что наибольшая роль в механизмах анализа и обобще­ния принадлежит передним отделам мозга, в особен­ности — левой лобной области. В настоящее время общеизвестно участие лобных долей мозга в организа­ции сложных интеллектуальных операций, высших гностических процессов и других сложных форм орга­низации высших психических функций (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, 1965; А.Р.Лурия, 1969; Е.Д.Хомская, 1972). Данные нашего исследования позволяют гово­рить о том, что эта роль лобных долей, в особенности левой лобной области, оказывается весьма существен­ной также в процессах анализа и обобщения эмоцио­нальных состояний.

Можно также отметить, что предлагаемые мето­дики в определенной мере могут расцениваться как методики проективного типа. Анализируя некоторые психологические механизмы, которые имеют место при оценке и узнавании испытуемыми эмоциональ­ного выражения лица, мы видим, что большое значе­ние здесь, по-видимому, имеет содержащийся в памяти опыт эмоционального реагирования самого испытуе­мого. Вероятно, при оценке той или иной фотографии испытуемый мысленно воспроизводит аналогичное изображенному на фотографии выражение лица, и, основываясь на этой идентификации, извлекает из эмоциональной памяти соответствующее эмоциональ­ное переживание. Далее идентифицированное эмоцио­нальное переживание становится объектом процессов сравнения, классификации и обобщения, т.е. в резуль­татах нашего эксперимента должны найти отражение такие аспекты эмоциональной сферы испытуемых, как особенности индивидуального опыта эмоциональных переживаний, особенности эмоционального состоя­ния испытуемых, способность испытуемого к анализу и обобщению эмоционального переживания.

Таким образом, проведенное исследование по­казало, что апробированная батарея методик дает возможность изучать эмоциональную сферу как здо­ровых испытуемых, так и больных с локальными поражениями головного мозга.

Тестирование больных с помощью данных мето­дик способно выявить участие отдельных мозговых образований в процессе восприятия эмоционального состояния другого человека и может служить допол­нительным приемом топической диагностики.

Результаты, полученные в данной работе, так­же позволяют сделать ряд предварительных выводов.

Показано, что поражение правого полушария мозга связано с нарушением оценки степени выраженности эмоциональных состояний, а также с нарушением критериев анализа и сравнения эмоционально-эксп­рессивных изображений.

Данные, полученные по методикам «Классифи­кация», «Узнавание» и «Ранжирование» позволяют говорить о преимущественной связи левого полушария с положительными эмоциями, а правого — с отрица­тельными.

Показано, что обобщение эмоционально-эксп­рессивных изображений нарушается при поражении передних отделов мозга, преимущественно левой лобной области.


Д. В. ОЛЬШАНСКИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ САМООЦКНКИ У БОЛЬНЫХ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ МОЗГА

Целями настоящей работы были: 1) апробация методик, позволяющих выявить и квантифииировать две системы самооценки (эмоционально-чувствеиной и когнитивной — по А.Р.Лурия, 1944]; 2) анализ этих систем и их нарушений при локальных поражениях мозга.

методики







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.251.81 (0.015 с.)