Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Имивности в раздражавшемся иСодержание книги
Поиск на нашем сайте
утрированная синхронизация альфа-активности в интактном полушарии; второй — синхронизация альфа-ритма в интактном при одинаковой выраженности дельта-активности в обоих полушариях; третий — преобладание дельта-активности в раздражавшемся при одинаковой выраженности альфа-активности в обоих полушариях. Количественные данные, 1 Функциональная асимметрия и адаптация человека. М.: Наука, 1976. С.143—146. характеризующие соотношение частот эмоциональных сдвигов и различных типов МПА, приведены в табл. 1. Статистический анализ (по критерию соответствия и коэффициенту корреляции) данных табл. 1 показал следующее. 1) Имеется высокодостоверная связь (Р<0,001) между возникновением МПА и улучшением настроения после правосторонних УП и возникновением МПА и ухудшением настроения после левосторонних УП. Следовательно, эмоциональные сдвиги появляются в тех случаях, когда в интактном и раздражавшемся полушариях регистрируется разная ритмическая активность, или, иными словами, когда функциональное состояние раздражавшегося и интакт-ного полушарий неодинаково. 2) Положительные эмоциональные сдвиги после правосторонних УП достоверно (Р<0,01) коррелируют с синхронизацией альфа-ритма в интактном левом полушарии и не коррелируют с доминированием дельта-ритма в раздражавшемся правом полушарии. Если учесть, что доминирование дельта-ритма является показателем угнетения кортикальных структур, а утрированная синхронизация альфа-ритма — активации таламо-кортикальной системы, то напрашивается вывод, что улучшение настроения после правосторонних УП зависит не от угнетения структур правого полушария, а от усиления активности таламо-кортикальной системы левого интактного полушария. 3) Отрицательные эмоциональные сдвиги после левосторонних УП коррелируют (Р<0,001) только с электрографическим комплексом, включающим одновременно доминирование дельта-ритма в раздражавшемся левом и синхронизацию альфа-ритма в интактном правом полушарии. Следовательно, условием ухудшения настроения после левосторонних УП является угнетение структур левого полушария при одновременном облегчении таламо-кортикальной системы правого полушария. Таким образом, сопоставление эмоциональных сдвигов и особенностей ЭЭГ после УП показывает, что в регуляции эмоциональных состояний главную Таблица 1 Соотношение частот различных типов МПА и эмоциональных сдвигов после УП (абсолютное количество припадков и в % ко всем припадкам
данного типа)*
роль играет левое доминантное полушарие; обязательным условием улучшения настроения является активация структур этого полушария, а обязательным условием ухудшения настроения — угнетение его структур- Роль правого недоминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний скромнее — избирательное его угнетение не сказывается на эмоциональном состоянии, а активация его структур в комплексе с угнетением левого полушария участвует в формировании отрицательного эмоционального состояния. Эмоциональная экспрессия после УП. После правосторонних УП часто наблюдается амимия и гало-мимия, утрачивается выразительность лица — оно выглядит безразличным, как бы «разглаженным». Даже когда высказывания больных и их поведение свидетельствуют о явных эмоциональных сдвигах, в мимике это отражается незначительно либо отражается в огрубленной форме- Исчезает после правосторонних УП и эмоциональная выразительность голоса — утрачиваются эмоциональные оттенки, речь становится интонационно странной, монотонной. Больные не в состоянии воспроизвести интонацию эмоционально окрашенной фразы, хотя легко повторяют текст такой фразы. Таким образом, после правосторонних УП утрачивается экспрессивная окраска эмоций как в мимике, так и в голосе. После левосторонних УП таких нарушений не наблюдается, скорее мимическая и голосовая экспрессия увеличиваются. Восприятие эмоциональной экспрессии после УП. Группе больных предъявлялись портреты с утрированной мимикой различных аффектов (восторга, ярости, печали и т.п.). Другой группе больных предъявлялись записанные на магнитную ленту квазифразы, состоящие из бессмысленных слогов, но произнесенные с Таблица 2 Количество правильно опознанных аффектов после УП (в %)
утрированными интонациями, выражающими различные аффекты. Больные по особенностям мимики или интонаций должны были опознать аффект, Тестирование производилось до припадков (контрольные исследования), после правосторонних и после левосторонних УП. После правосторонних УП опознание аффекта и по выражению лица, и по характеру интонаций резко ухудшалось (Р<0,001) по сравнению с контрольными исследованиями {табл. 2). Больные либо грубо ошибались, либо вовсе отказывались квалифицировать эмоциональное состояние. Даже в тех случаях, когда ответы были правильными, больные говорили неуверенно, с сомнениями, давали ответ с большим латентным периодом. После левосторонних УП у тех же самых больных опознание аффектов, выражаемых мимикой или голосом, не страдало. Таким образом, после правостороних УП, когда угнетены структуры правого полушария, нарушаются как собственная эмоциональная экспрессия — мимическая и голосовая, так и восприятие чужой эмоциональной экспрессии по особенностям мимики и голоса. Очевидно, главную роль в порождении и восприятии эмоциональной экспрессии играет правое недоминантное полушарие. В настоящее время одни авторы считают, что имеется «эмоциональная специлизация» полушарий — правое полушарие связано с механизмами отрицательных, а левое — положительных эмоций. Другие авторы связывают регуляцию эмоциональной сферы с деятельностью только правого полушария. Наши данные позволяют предположить, что эмоциональные состояния регулируются преимущественно структурами левого доминантного полушария, а эмоциональная экспрессия в моторной и в сенсорной части — структурами правого недоминантного полушария. С.В.КВАСОВЕЦ, Э.И.ШАФИЕВА, Н.В.ГРЕБЕННИКОВА, Е.Г.УДЛЧШЛ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У БОЛЬНЫХ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА1 Исследования в области психологии эмоций являются весьма актуальной задачей как для общей психологии, так и для ряда прикладных направлений. Изучение нарушения психических процессов с точки зрения их связи с мозговым субстратом представляет собой адекватный метод анализа качественного строения этих процессов. Как известно, нарушения эмоциональной сферы, которые возникают при локальных поражениях головного мозга, весьма разнообразны. В нейропсихологи-ческой и психиатрической литературе имеются многочисленные описания подобных нарушений (С.В.Бабенкова, 1971; Н.Н.Браеина, Т.А.Доброхотова, 1981; Т.А,Доброхотова, 1974; А.Р.Лурия, 1969 и др.), Однако методические возможности изучения эмоциональной сферы у больных с локальными поражениями головного мозга весьма ограничены. Затруднен и количественный анализ нарушений, выявляемых в экспериментальной ситуации. В изучении процессов невербальной коммуникации большое место занимает проблема передачи и расшифровки информации об эмоциональных состояниях с помошью выражения лица. Детальный метод анализа мимического выражения, направленный на выяснение роли различных частей лица в передаче информации об эмоциях, был разработан Экманом. Существует большое количество работ, посвященных изучению способности людей узнавать и различать характеристики различных эмоциональных состояний с помощью оценки выражения лиц, изображенных на фотографиях (К.Изард, 1980; P.Ekmanetal., 1971 и др.). В меньшей степени методы исследования эмоциональной экспрессии использовались в клинике локальных поражений головного мозга (С.В.Квасовец, 1980; О.А.Сидорова и др., 1978 и др.). Настоящая работа представляет собой попытку разработать новые методы изучения нарушений эмоциональной сферы, максимально приспособленные для исследования больных с локальными поражениями головного мозга, т.е. основанные на невербальном материале, требующие мало времени для исследования больных в клинике, и относящиеся к различным характеристикам эмоциональной сферы человека. Были разработаны четыре модификации методики опознания эмоционального выражения лиц: «Ранжирование», «Классификация», «Четвертый лишний» и «Узнавание». 1. «Ранжирование». Испытуемый должен был ранжировать 6 фотографий в зависимости от степени 1 Новые методы нейропсихологического исследования. М.. Изд-во ИПАН СССР, 1989. С 176-186. выраженности эмоции, испытываемой человеком, изображенным на фотографии. Для ранжирования предлагалось два набора фотографий. Первый набор содержал фотографии [лиц в разных эмоциональных состояниях] — от нейтрального до ярко выраженной радости. Во второй набор входили фотографии [с выражениями] лиц от нейтрального до крайней степени выраженности различных отрицательных эмоций — таких, как страх, гнев, горе. 2. «Классификация». Испытуемый должен был разложить 24 имеющиеся фотографии лиц по группам, объединив фотографии лиц со сходными эмоциональными состояниями в одну группу. 3. «Четвертый лишний». Было использовано 5 наборов фотографий лиц по 4 фотографии в каждом. Из них на трех фотографиях были изображены лица, выражающие одинаковую эмоцию, а четвертая отличалась от них. От испытуемого требовалось выделить группу из трех фотографий, выражающих одно и то же эмоциональное состояние, а четвертую, неподходящую к этой группе, нужно было исключить. 4. «Узнавание». Среди 12 фотографий лиц 3 являлись эталонами, а из 9 остальных нужно было выбрать для каждой эталонной фотографии одну фотографию человека, испытывающего сходную с эталоном эмоцию. Для апробации данных методик было исследовано 57 здоровых испытуемых: 40 женщин и 17 мужчин. Возраст испытуемых варьировал от 16 до 66 лет. При исследовании здоровых испытуемых были получены нормативные данные, позволяющие оценивать степень и характер отклонений при выполнении заданий больными с различными локальными поражениями головного мозга. При обработке данных, полученных с помощью методики «Ранжирование», определялись наиболее предпочтительные ранжировки, данные здоровыми испытуемыми. Для каждого больного по формуле расстояния в многомерном пространстве вычислялась степень удаленности результатов этого больного от группы здоровых испытуемых. По методикам «Узнавание» и «Четвертый лишний» вычислялось частотное распределение ответов здоровых испытуемых, и для каждого больного определялась степень удаленности от средних значений, полученных на здоровых испытуемых. По методике «Классификация» были выделены группы названий эмоций, которые использовались всеми здоровыми испытуемыми. Далее подсчитывалось количество фотографий, вошедших в ту или иную группу. При обработке данных, полученных в ходе исследования больных, анализировалось увеличение или уменьшение количества ответов по каждой категории. Использование описанной батареи методик позволило получить следующие результаты. А. здоровые испытуемые По методике «Ранжирование» здоровые испытуемые при раскладывании фотографий по степени выраженности положительной эмоции в большинстве случаев ставили на первое место фотографию лица с ярко выраженной радостью. Однако выделялась группа испытуемых, которые на первое место ставили фотографию лица с умеренной экспрессией радости. При ранжировании фотографий по степени выраженности отрицательной эмоции в одних случаях предпочтение отдавалось фотографии, изображающей горе, скорбь, в других — фотографии, изображающей страх, ужас или гнев. По методике «Классификация» здоровые испытуемые распределили 24 фотографии лиц с различными эмоциями по 6 группам: 1. Радость; 2. Горе, печаль, скорбь; 3. Гнев, злость, возмущение; 4. Страх, ужас, испуг; 5. Безразличие, апатия, неопределенное состояние; 6. Удивление. По методикам «Четвертый лишний» и «Узнавание» были составлены частотные таблицы, дающие возможность определить по первой методике, сколько раз испытуемые в каждом наборе исключали ту или иную фотографию, и по второй методике — сколько раз каждая из фотографий была выбрана как подходящая к эталону. Б. больные с локальными ПОРАЖЕНИЯМИ ГОЛОВНОГО МОЗГА С помощью описанных методик были обсле- ~~ дованы 54 больных с очаговыми поражениями мозга различной локализации. При обработке материалов исследования получены следующие результаты. «Классификация» (табл. 1). Как видно из таблицы, больные с поражением правой лобной области достоверно большее количество фотографий относят к группе «безразличие». Также было получено, что в целом при поражении правого полушария имеет место тенденция к вьшелению большего количества групп. Больные с поражением левой лобной области достоверно меньшее количество фотографий относят к группе «радость». Обращает на себя внимание тот факт, что больные с поражением левого полушария мозга незави-симо от внугриполушарной локализации большее количество фотографий объединяют в группу «гнев», Также в случае левосторонних поражений мозга отмечается тенденция относить меньшее количество фотографий к группе «удивление» в противоположность больным с поражением правого полушария мозга. «Четвертый лишний» (табл. 2). При выполнений данной методики оказалось, что больные с поражением передних отделов мозга в большинстве проб обнаруживают достоверное отличие от результатов, полученных на здоровых испытуемых. В наибольшей степени это проявляется в случае поражения левой лобной доли. Наименьшее по сравнению с другими больными суммарное количество нарушений обнаруживают больные с поражением правой теменной области. «Узнавание» (табл. 3). Было получено, что достоверно большее количество ошибок при узнавания эта- Таблица 1 «Классификация». Коэффициенты сопряженности локализации поражения мозга с количеством фотографий, отнесенных к каждой группе, и количеством выделенных групп (%*, рз
" Примечание. Здесь и далее содержатся только значимые коэффиценты сопряженности; Fs — левая лобная область; Fa — правая лобная область; Ts — левая височная область; Т0 — правая височная область; Р5 — левая теменная область; Pd — правая теменная область; S — левое полушарие; D — правое полушарие. Таблица 2 «Четвертый лишний». Коэффициенты сопряженности локализации поражения мозга с наличием ошибок в каждом задании (х~,р£0,05)
лонной фотографии допускают больные с поражением правого полушария мозга, особенно в случае поражения лобной и теменной областей. При этом наибольшее количество ошибок больные с поражением правой лобной доли демонстрируют при узнавании фотографии, изображающей гнев. В свою очередь больные с левосторонними поражениями при выполнении данной методики обнаруживают достоверно меньшее количество ошибок. При этом минимальное количество ошибок при узнавании фотографии липа. Таблица 3 «Узнавание». Коэффициенты сопряженности локализации поражения мозга с наличием ошибок при узнавании выражения лица, сходного с эталоном (х2, р<0,05)
выражающего гнев, допускают больные с поражением левой височной области. Обращает на себя внимание тот факт, что в целом больные с поражением передних отделов мозга демонстрируют худшие результаты при выполнении данной методики, чем больные с поражением задних отделов мозга. «Ранжирование». Анализ материала, полученного при выполнении данного задания, показал, что результаты больных с поражением правой лобной области в наибольшей степени удалены от ранжировки, в которой здоровые испытуемые как наиболее неприятную оценивали фотографию лица, выражающего страх. В противоположность этому результаты левосторонних больных в наибольшей степени удалены от ранжировки, в которой здоровые испытуемые отдают предпочтение фотографии лица с неярко выраженной радостью, и приближены к ранжировкам, в которых предпочтение отдается эмоциям горя и страха. Полученные при исследовании больных результаты можно разделить на три группы. К первой группе относятся факты относительно роли правого полушария мозга в механизмах, связанных с эмоциональным состоянием. В работе показано, что больные с поражением правой лобной области по методике «Классификация» достоверно большее количество фотографий относят к группе «безразличие». Имеется целый ряд литературных данных, в которых показана преобладающая роль правого полушария в осуществлении эмоциональных реакций, в частности, связь правого полушария мозга с аффективным тонусом (С.В.Бабенкова, \97\; Л.Я.Балонов, В.Л.Леыин, 1976; С.В.Кеасовец, 1980 и др.). Основываясь на этих литературных данных, полученные в нашей работе результаты можно интерпретировать как ослабление у больных с поражением правого полушария выраженности эмоциональных состояний, в силу чего при опознании эмоционального выражения лиц, изображенных на фотографиях, они большее количество фотографий относят к группе «безразличие». При выполнения методики «Классификация» также было получено, что больные с поражением правого полушария мозга выделяют достоверно большее по сравнению с другими больными количество групп. По методике «Узнавание» правополушарные больные обнаруживают достоверно большее количество ошибок в противоположность больным с поражением левого полушария. Можно думать, что полученные результаты объясняются нарушением критериев сравнения эмоционально-экспрессивных выражений. В ряде работ показано, что правое полушарие связано с эмоциональной экспрессией (Л.Я.Балонов, В.Л.Деглин, 1976; Н.Н.Брагина, Т.А.Доброхотова, 1981 и др.). Полученные нами факты согласуются с этими литературными данными. В качестве второй группы результатов можно выделить данные относительно различной связи левого и правого полушарий мозга с положительными и отрицательными эмоциями. По методике «Классификация» показано, что поражение левого полушария мозга коррелирует с увеличением количества фотографий, относимых к группе «гнев». В то же время поражение левой лобной доли связано с уменьшением количества фотографий, отнесенных к группе «радость». По методике «Узнавание» получено, что больные с поражением правой лобной области чаще ошибаются при узнавании эмоции «гнев». Достоверно реже по сравнению с другими больными при узнавании данной эмоции допускают ошибки больные с поражением левой височной области. Наконец, по методике «Ранжирование» обнаружено, что левополушарные больные по своим результатам приближены к ранжировкам, в которых предпочтение отдается эмоциям горя и страха, и удалены от ранжировки, где на первом месте стоит ярко выраженная радость. В свою очередь результаты больных с поражением правой лобной доли достоверно удалены от ранжировки, в которой предпочтение отдается эмоции страха. Все перечисленные результаты позволяют говорить о том, что при поражении левого полушария мозга нарушаются преимущественно механизмы, связанные с узнаванием, оценкой и классификацией положительных эмоций. И наоборот, при поражении правого полушария страдают механизмы, связанные с отрицательным эмоциональным реагированием. Имеются литературные данные, в которых также показана преимущественная связь правого полушария с отрицательными эмоциями и левого — с положительными (С.В.Бабенкова, 1971; Л.Я.Балонов, В.Л.Дег-лин, 1976; Т.А.Доброхотова, 1974 и др.). Наконец, в качестве третьей группы результатов мы выделяем данные, относящиеся к нарушению процессов обобщения и анализа эмоциональных переживаний. Было получено, что по методике «Четвертый лишний» наибольшее количество ошибок демонстрируют больные с поражением передних отделов мозга, преимущественно левого полушария. В то же время больные с поражением задних отделов правого полушария обнаруживают достоверно меньшее по сравнению с другими больными суммарное количество ошибок по данной методике. Исходя из этих результатов, можно думать, что наибольшая роль в механизмах анализа и обобщения принадлежит передним отделам мозга, в особенности — левой лобной области. В настоящее время общеизвестно участие лобных долей мозга в организации сложных интеллектуальных операций, высших гностических процессов и других сложных форм организации высших психических функций (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, 1965; А.Р.Лурия, 1969; Е.Д.Хомская, 1972). Данные нашего исследования позволяют говорить о том, что эта роль лобных долей, в особенности левой лобной области, оказывается весьма существенной также в процессах анализа и обобщения эмоциональных состояний. Можно также отметить, что предлагаемые методики в определенной мере могут расцениваться как методики проективного типа. Анализируя некоторые психологические механизмы, которые имеют место при оценке и узнавании испытуемыми эмоционального выражения лица, мы видим, что большое значение здесь, по-видимому, имеет содержащийся в памяти опыт эмоционального реагирования самого испытуемого. Вероятно, при оценке той или иной фотографии испытуемый мысленно воспроизводит аналогичное изображенному на фотографии выражение лица, и, основываясь на этой идентификации, извлекает из эмоциональной памяти соответствующее эмоциональное переживание. Далее идентифицированное эмоциональное переживание становится объектом процессов сравнения, классификации и обобщения, т.е. в результатах нашего эксперимента должны найти отражение такие аспекты эмоциональной сферы испытуемых, как особенности индивидуального опыта эмоциональных переживаний, особенности эмоционального состояния испытуемых, способность испытуемого к анализу и обобщению эмоционального переживания. Таким образом, проведенное исследование показало, что апробированная батарея методик дает возможность изучать эмоциональную сферу как здоровых испытуемых, так и больных с локальными поражениями головного мозга. Тестирование больных с помощью данных методик способно выявить участие отдельных мозговых образований в процессе восприятия эмоционального состояния другого человека и может служить дополнительным приемом топической диагностики. Результаты, полученные в данной работе, также позволяют сделать ряд предварительных выводов. Показано, что поражение правого полушария мозга связано с нарушением оценки степени выраженности эмоциональных состояний, а также с нарушением критериев анализа и сравнения эмоционально-экспрессивных изображений. Данные, полученные по методикам «Классификация», «Узнавание» и «Ранжирование» позволяют говорить о преимущественной связи левого полушария с положительными эмоциями, а правого — с отрицательными. Показано, что обобщение эмоционально-экспрессивных изображений нарушается при поражении передних отделов мозга, преимущественно левой лобной области. Д. В. ОЛЬШАНСКИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ САМООЦКНКИ У БОЛЬНЫХ С ЛОКАЛЬНЫМИ ПОРАЖЕНИЯМИ МОЗГА Целями настоящей работы были: 1) апробация методик, позволяющих выявить и квантифииировать две системы самооценки (эмоционально-чувствеиной и когнитивной — по А.Р.Лурия, 1944]; 2) анализ этих систем и их нарушений при локальных поражениях мозга. методики
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.160.58 (0.012 с.) |