Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Целью нашего исследования было изучение ролиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
миндалевидного комплекса в формировании агрессивности и пароксизмальных аффективных состояний у человека, удобную модель которых представляет височная эпилепсия. В данном случае под термином «агрессивность» мы, так же как и некоторые другие авторы, подразумеваем резкую раздражительность, злобность, грубость, не поддающиеся социальному контролю. Исследования электрической активности глубин-ных структур височной доли и эффектов электролитической деструкции МЯК человека производили у 14 больных височной эпилепсией с выраженной агрессивностью и пароксизмальными аффективными состояниями. (...) Выводы 1. У больных височной эпилепсией с выраженными эмоционально-аффективными нарушениями в дорсомедиальнои части миндалевидного комплеса регистрируется эпилептическая электрическая активность. 2. Деструкция дорсомедиальнои части миндалевидного комплекса приводит к уменьшению или полному исчезновению агрессивности и пароксизмальных аффективных состояний у человека. 3. Гиппокамп не является структурой, непосредственно участвующей в механизмах эмоциональных реакций. Развитие эмоционально-аффективных нарушений при сушествовании эпилептического очага в гиппокампе является результатом распространения судорожного разряда на другие структуры лимбической системы, в частности на миндалевидный комплекс. Ж.М.ГЛОЗМЛН ЛИЧНОСТЬ И НАРУШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ1 Анализ проблем личности и общения на чате-риале патологии как органического, так и функционального гснеза отчетливо выявляет, во-первых, их взаимосвязь и взаимообусловленность, каковы бы ни были.этиология и феноменология нарушении личности и общения Будучи продуктом общественного развития, личность диалогична по своей природе Поэтому любое изменение личности, ее мотивационной сферы, ценностных ориентации, динамических смысловых образовании и пр не может не изменить сферу межличностных взаимодействии данного человека, не отразиться на структуре его общения с другими людьми И наоборот, сужение круга общения человека или изменение по субъективным или объективным причинам характера его межличностных взаимодействий приводят к выраженным нарушениям различных аспектов личности этого человека и вследствие этого личностного компонента всех его психических функции и процессов Взаимосвязь изменений личности и обшения была подтверждена в целом ряде теоретических и экспериментальных исследований Особенно ярко она проявляется в феномене «порочного круга» при нарушениях речи, когда патологическая личностная реакция в виде «страха речи» препятствует актуализации даже имеющихся у больного возможностей общения, а невозможность общения еще более усиливает «страх речи» и другие неврозоподобные изменения личности И наоборот, как было показано в ряде описанных экспериментальных исследовании и клинических наблюдении, восстановление возможностей вербального и невербального общения способствует полной личностной динамике, прежде всего в области самооценки личностных реакций и установок больного, что отражается и на поведенческом уровне (уменьшается «страх речи», увеличивается общая и вербальная активность больного), и в сфере межличностной перцепции и межличностных отношений с окружающими Все эти данные вносят свои вклад в проблему понимания соотношения биологического (органического) и социального в развитии болезни и изменений психики больного Экспериментально на модели изучения феномена тревожности у больных с афазией была подтверждена двойственная природа изменений личности при нарушениях общения органическая (обусловленная заболеванием) и функциональная (связанная с реакцией больного на дефект и отношение окружающих к нему), различающиеся по своим проявлениям, времени формирования на протяжении болезни и специфике обратного развития в ходе восстановительного обучения Здесь находит свое применение известная формула С Л Рубинштейна о том, что внешние причины деиств>ют, преломляясь через внутренние условия 1 Глозман Ж М Личность и нарушения общей М Изд-во Моек ун-та, 1987 С 133—136 Далее, проведенных анализ различных аспектов изменении личности и общения показывает специфичность и взаимосвязанность нарушений трех выделенных звеньев общения операционально-технических возможностей общения, мотивапионного звена общения и звена контроля общения Нарушение каждого из этих звеньев приводит к специфическим изменениям личности больного, но при этом не остаются интактными и остальные звенья процесса общения Так, нарушения операционально-технических возможностей коммуникации приводит к изменению иерархии смыслообразующих мотивов больного, мотив, побуждающий и направляющий речевую деятельность больного, приобретает функцию смыслообразования, целью коммуникации становится не обеспечение (планирование, координация и пр) другой деятельности, а само порождение речевого высказывания Основным механизмом возникновения патологических изменении личности в этих случаях является противоречие между высокой мотивацией к комм\никации и резко ограниченными ее операционально-техническими средствами — противоречие, которое больной не может разрешить собственными силами и которое можно устранить, воздействуя с двух сторон с помощью восстановительного обучения расширить вербальные и невербальные возможности коммуникации больного и перестроить под влиянием группового взаимодействия мотивационно-смысловые образования личности Патология операционально технического звена коммуникации сочетается также у некоторых групп больных с нарушением контроля за своей речью и осознания своих речевых дефектов, в результате чего возникает специфический синдром личностных нарушении и трудности адекватного восприятия межличностных отношении окружающих, в том числе членов семьи больного С другой стороны, нарушения звена мотивации и контроля общения (тесно взаимосвязанных между собой) приводят к сужению (вплоть до аутизма) или искажению коммуникативных возможностей больных, проявляющемуся как в изменениях лексического и грамматического оформления речи больных шизофренией или больных с поражением лобных структур мозга, так и в дефектах перцептивных характеристик общения Взаимосвязь всех звеньев общения является отражением системного строения сложных психологических процессов, обеспечиваемого совместной деятельностью различных функциональных блоков и отделов мозга, образующих сложную саморегулирующуюся систему (А РЛурия, 1973) Это вызывает необходимость системного подхода к анализу общения в его взаимосвязи с другими психическими процессами и функциями и, прежде всего, во взаимосвязи с личностью человека как субъекта и объекта общения Если рассмотреть проанализированные нарушения с точки зрения эллипсоидной структуры жизненного мира человека с двумя равнозначными и взаимосвязанными концентрами «Я» и «другой», то можно думать, что патология различных звеньев процесса коммуникации вызывает различные типы искажений этой эллипсоидной структуры При нарушении операционально-технических возможностей коммуникации патологический характер носят связи между этими двумя концентрами «Я» и «другой» и прежде всего, путь от «Я» к «другому» При нарушении мотивации к коммуникации бииентрическая структура мира, как нам представляется, заменяется моноцентрическои, т е концентр «другой» утрачивает присущие ему характеристики вне находим ости и равнозначности, другой человек выступает в качестве объекта, а не взаимодействующего субъекта. При нарушении звена контроля за коммуникацией страдает прежде всего обратная связь между указанными двумя концентрами, т.е прежде всего, путь от «другого» к «Я». Однако при патологии каждого звена процесс общения страдает целиком, во всех его аспектах, т.е. нарушается в той или иной степени и коммуникативная, и интерактивная, и перцептивная стороны общения. Таким образом, материал патологии отчетливо показывает взаимосвязь и взаимообусловленность этих сторон общения. С другой стороны, эта взаимосвязь может быть использована в качестве опоры в процессе восстановления личности и общения: активно используя в терапевтической группе интерактивную и перцептивную стороны общения, можно компенсировать коммуникативные дефекты и наоборот. При этом на первый план выступает задача дея-тельностного опосредствования мотивапионно-смыс-ловых образований личности, такой организации межличностного взаимодействия в группе, при которой максимально активизируется побудительная функция мотивов и достигается «оптимальное как по содержанию, так и по форме сопряжение предметно-практической и коммуникативной деятельности» (АА.Бодалев, 1986, с. 22). Оптимальная организация общения в терапевтической группе больных создает условия для мобилизации созидательной активности психики, личности, роста ее самосознания, «духовного производства». И тогда вступает в действие формула А.Н.Леонтьева, перефразирующая указанную выше формулу С Л.Рубинштейна: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет» (AM.Леонтьев, 1975, с.181).
РАЗДЕЛ10
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.69.138 (0.007 с.) |