Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 18. Экономическая политика государства↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЛАН: 1. Смешанная экономика и государство: а) смешанная экономика; б) формы участия государства в функционировании смешанной экономики; в) методы государственного регулирования экономики. 2. Экономическая политика‚ее основные субъекты: а) содержание экономической политики; б) субъекты экономической политики. 3. Цели и инструменты экономической политики: а) целевые показатели экономической политики; б) инструменты воздействия на экономику‚ правила их применения; в) проблемы временных лагов. 4. Подходы к экономической политике: а) активная и пассивная экономическая политика; б) действия по обстоятельствам и действия по правилам. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Заполните таблицу:
ВОПРОСЫ 1. Почему современные рыночные экономики характеризуются как смешанные? 2. Что влияет на выбор методов государственного регулирования экономики? 3. По каким показателям можно оценивать эффективность государственного регулирования экономики? 4. Какое влияние оказывает экономическое регулирование со стороны государства на темпы и содержание экономического роста? 5. Дайте сравнительную характеристику прямым и косвенным методам государственного регулирования экономики? 6. Каким образом государство может воздействовать на деловую активность национальных производителей? 7. Как временные лаги воздействуют на эффективность государственного регулирования экономики? 8. Многие считают, что вмешательство государства в экономику нарушает принципы функционирования рыночной системы. Согласны ли вы с этим высказыванием? 9. Почему США и страны ЕС активно дотируют собственных производителей сельскохозяйственной продукции? ТЕСТЫ 1. К прямым экономическим методам государственного регулирования экономики относится: а) система госзаказов; в налоговая политика; б) выдача лицензий; г) денежно-кредитная политика. 2. К косвенным экономическим методам государственного регулирования экономики относится: а) контрактная система; б) дотации и субсидии; в) фискальная политика; г) централизованное финансирование. 3. К административным методам государственного регулирования экономики относится: а) налоговая политика; б) фискальная политика; в) выдача лицензий; г) централизованное финансирование. 4. Пассивная политика - это: а) политика создания автоматических стабилизаторов; б) политика, при которой государство оптимизирует свои действия в каждый данный момент времени; в) политика активного реагирования на возникающие проблемы; г) политика, основанная на проведении выбранного плана действий независимо от изменяющихся условий. 5. Политика «действия по обстоятельствам» - это: а) политика создания автоматических стабилизаторов; б) политика, при которой государство оптимизирует свои действия в каждый данный момент времени; в) политика активного реагирования на возникающие проблемы; г) политика, основанная на проведении выбранного плана действий независимо от изменяющихся условий. 6. Политика “действия по правилам” - это: а) политика создания автоматических стабилизаторов; б) политика, при которой государство оптимизирует свои действия в каждый данный момент времени; в) политика активного реагирования на возникающие проблемы; г) политика, основанная на проведении выбранного плана действий независимо от изменяющихся условий. 7. Особые политические интересы правящей элиты оказывают наибольшее влияние на экономику, если осуществляется: а) активная политика; б) политика «действия по правилам»; в) пассивная политика; г) государство осуществляет политику в интересах всего населения страны. 8. В долговременном периоде оптимальна: а) активная политика; б) политика «действия по обстоятельствам»; в) политика «действия по правилам»; г) любая политика, если правильно определена конечная цель. 9. Внутренние временные лаги: а) выше для фискальной политики, чем для денежно-кредитной; б) выше для денежно-кредитной политики, чем для фискальной; в) вообще отсутствуют при реализации денежно-кредитной политики; г) характерны для антиинфляционной политики, но отсутствуют как для фискальной, так и для денежно-кредитной. 10. Экономической политике государства характерно: а) противоречивость целей; б) временное запаздывание мер регулирования; в) разнонаправленность действия рычагов регулирования; г) все перечисленное выше - верно.
Ответы: 1 а; 2 в; 3 а; 4 а; 5 в; 6 г; 7 б; 8 г; 9 а; 10 г.
Тема 19. Внешнеэкономические аспекты функционирования открытой экономики ПЛАН: 1. Мировая и национальная экономика‚ основы их взаимодействия: а) национальное и мировое хозяйство; б) международное разделение труда как основа формирования мирового хозяйства; в) национальная экономика, ее место в мировом хозяйстве. 2. Международная торговля и торговая политика: а) структура и значение современной международной торговли; б) экономические основы торговли: принцип сравнительных преимуществ; специализация на факторах производства; в) торговые барьеры и их виды; г) политика свободной торговли и политика протекционизма. 3. Основные международные сделки и их финансирование: а) спрос и предложение валюты в ходе международной торговли, торговый баланс страны; б) платежный баланс, его структура; в) валютный курс‚ факторы‚ его определяющие. 4. Международная валютная система: а) сущность и структурные элементы международной валютной системы; б) этапы развития международной валютной системы: система золотого стандарта, Бреттон-Вудская система, Ямайская система; в) современные проблемы движения капиталов и валютной системы.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. По приведенным ниже данным составьте платежный баланс страны:
2. Заполните таблицу «Типы валютных систем»:
3. Заполните таблицу «Факторы, влияющие на курс национальной валюты»:
ВОПРОСЫ 1. В чем сходство внутренней и международной торговли? Почему страны торгуют между собой? 2. Почему США, обладая значительными природными ресурсами, не специализируются на землеемком производстве? Почему Европа, обладая значительными трудовыми ресурсами, не специализируется на трудоемком производстве? Почему Россия при наличии дешевой и квалифицированной рабочей силы в настоящее время выбирает сырьевую специализацию? Может ли со временем меняться специализация страны на факторах производства? 3. Каковы границы специализации? Почему в стране, специализирующейся на производстве товара Х, будет сохраняться на определенном уровне и производство товара Y? 4. Какие факторы определяют условия обмена? Какие страны и почему выигрывают больше от торговли на основе принципа сравнительных преимуществ? Почему коэффициент обмена «сырье - промышленные изделия» всегда будет более благоприятным для развитых стран? 5. Прокомментируйте следующее высказывание: «Многие государства, имеющие ограниченную ресурсную базу и узкий внутренний рынок просто не в состоянии производить с достаточной эффективностью все товары, необходимые для внутреннего потребления». 6. Какую роль в экономическом развитии Европы играют интеграционные процессы? Почему европейские страны отказались от национального авиастроения и создали европейскую компанию «Airbus industrie»? 7. Как меняется эффективность налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики в условиях большой и малой открытой экономики? Почему в Европе актуальной стала проблема сначала координации денежно-кредитной политики, а потом и создания единой денежной системы, единого центрального банка Европы? 8. Почему закрытость экономики и высокий уровень государственного вмешательства во внешнеэкономические процессы является важным фактором экономического прорыва стран догоняющего развития? Можно ли считать достигнутый уровень открытости российской экономики оптимальным с точки зрения догоняющего развития? 9. Почему «внешняя торговля дает возможность производить, а значит, и потреблять больше и дешевле»? 10. Почему среднегодовые темпы роста международной торговли в 1,5 раза превышают темпы роста мирового производства? 11. Почему международная торговля подвергается политическому вмешательству и контролю? 12. Приведите наиболее весомые аргументы в пользу тарифной защиты. Почему они уязвимы? 13. Дайте характеристику таким искусственным торговым барьерам, как пошлины и импортные квоты в качестве средств достижения и поддержания в стране полной занятости. 14. Дайте подробную характеристику следующим высказываниям: «Защитные пошлины ограничивают как экспорт, так и импорт страны вводящей пошлины», «Широкое применение защитных пошлин подрывает способность мирового рынка эффективно размещать ресурсы», «Явная безработица нередко может быть снижена с помощью защитных пошлин, но при этом скрытая безработица, как правило, увеличивается». 15. Сопоставьте плюсы и минусы протекционистской политики? 16. Как следует выбирать объект обложения импортной пошлиной? 17. В 1981-86 гг. Япония согласилась на добровольные экспортные ограничения, которые привели к сокращению американского импорта японских автомобилей примерно на 10%. Какую цель могло преследовать подобное добровольное ограничение экспорта? Какие оно имело последствия? 18. Почему всеобъемлющая протекционистская политика мешает структурной перестройке экономики? Как протекционистская политика, направленная на формирование нового конкурентоспособного сектора экономики, перераспределяет ресурсы между поколениями? 19. Какие силы в любой стране являются защитниками политики протекционизма? При каких условиях и в каких сферах развитые страны проводят протекционистскую политику? 20. Укажите, создают ли действия, описанные в каждом из перечисленных ниже примеров, спрос на евро или их предложение на валютных рынках: а) американский импортер покупает партию испанских вин; б) германская автомобильная фирма принимает решение строить сборочный завод в Лос-Анжелесе; в) американский студент решает провести учебный год в Сорбонне; г) французский предприниматель экспортирует автомобили в Марокко на американском грузовом судне; д) бельгийский гражданин получает процент по американской государственной облигации; е) в широких кругах сложилось мнение, что стоимость евро в ближайшем будущем снизится. 21. Если страна имеет положительное сальдо платежного баланса, то можно ли делать вывод о ее экономическом благополучии? Как можно объяснить тот факт, что, несмотря на кризисные явления в российской экономике, Россия с 1992 г. имеет положительное сальдо платежного баланса? 22. Согласны ли вы со следующими утверждениями: а) страна, экономический рост которой обгоняет рост ее ведущих торговых партнеров, может ожидать, что курс ее валюты снизится; б) страна, в которой процентные ставки растут быстрее, чем в других странах, может рассчитывать на то, что курс ее валюты повысится; в) валюта страны подорожает, если темпы инфляции в ней ниже, чем в других странах мира. 23. Почему при растущем дефиците торгового баланса США могут иметь растущий доллар? 24. Что произойдет с ценой японского автомобиля на американском рынке при снижении курса йены? Как это отразится на прибылях японских фирм? Почему центральный банк Японии не будет сильно заинтересован в противодействии падению йены? 25. По общему мнению, реальный курс рубля с 1995 г. завышен с точки зрения экономического положения России и текущих задач, стоящих перед нею. Какие это имеет последствия для следующих групп населения: потребителей, импортеров, экспортеров? Может ли завышенный валютный курс рубля способствовать притоку в страну капитала как это было в США в 1980-х гг.? В какие сферы устремится иностранный капитал, если рентабельность реального производства значительно ниже процентной ставки денежного рынка? 26. Прокомментируйте последствия девальвации национальной валюты с точки зрения влияния на следующие процессы: а) на состояние торгового баланса, б) на уровень национального производства, в) на размеры валютной задолженности фирм и государства, г) на уровень инфляции, д) на реальные доходы населения. 27. Почему ревальвация национальной валюты так же может быть нежелательной? 28. Многие страны начинали переход к конвертируемости национальной валюты с внешней конвертируемости, а Россия - с внутренней. Какие это могло иметь последствия? Почему весьма ограниченное число стран имеет полную конвертируемость валюты? 29. Предполагая, что между Мексикой и США действует система плавающих валютных курсов, укажите, вызовет ли каждая из приведенных ниже ситуаций повышение или понижение курса мексиканского песо: а) Мексика столкнулась с сильной инфляцией; б) ухудшающиеся политические отношения сокращают поток туристов в Мексику; в) мексиканские товары становятся популярными среди американцев; г) темпы роста производительности труда в США резко падают. 30. Какие достоинства и недостатки имеет система плавающих валютных курсов? ТЕСТЫ 1. Пошлина - это: а) разрешение государственных органов на ввоз и вывоз товаров; б) добровольное ограничение экспорта; в) налог на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающие в госбюджет; г) установленный максимальный объем товаров, который может быть импортирован за какой-то период времени. 2. Импортная квота - это: а) разрешение государственных органов на ввоз и вывоз товаров; б) установленный максимальный объем товаров, который может быть импортирован за какой-то период времени; в) акцизный налог на импортные, экспортные и транзитные товары, поступающий в госбюджет; г) добровольное ограничение экспорта. 3. Протекционистская политика ведет: а) к падению цен на внутреннем рынке; б) к снижению издержек производства у национальных производителей; в) к увеличению доходов национальных производителей и государства за счет потребителей; г) к сокращению налогового давления на потребителей. 4. Профсоюзы: а) будут сторонниками свободы торговли, так как она способствует насыщению рынка качественными и дешевыми импортными товарами; б) будут сторонниками протекционизма, так как это способствует росту уровня занятости населения; в) будут выступать против протекционизма, так как он ведет к росту доходов государства за счет потребителей; г) не имеют самостоятельной позиции в выборе типа торговой политики. 5. Экспорт товаров сопровождается: а) ростом совокупного спроса и уровня занятости населения; б) снижением совокупного спроса и ростом уровня занятости населения; в) ростом совокупного спроса и снижением занятости населения; г) не влияет на внутренний спрос и занятость населения. 6. Торговый баланс страны - это: а) баланс ввоза и вывоза капитала; б) баланс текущих поступлений и расходов по внешнеэкономическим операциям; в) баланс поступлений и платежей по международной торговле; г) баланс всех торговых и финансовых операций между страной и остальным миром. 7. Платежный баланс страны - это: а) баланс поступлений и платежей по международной торговле; б) баланс всех торговых и финансовых операций между страной и остальным миром; в) баланс ввоза и вывоза капитала; г) баланс ограниченных поступлений и расходов по внешнеэкономическим операциям. 8. В современной валютной системе национальные валюты: а) привязаны к золоту и доллару (действует золотовалютный стандарт); б) имеют плавающий курс; в) привязаны к золоту, их курс определяется золотым содержанием; г) курс валюты провозглашается правительством страны. 9. Актив в платежном балансе страны: а) не влияет на курс национальной валюты; б) ведет к росту курса национальной валюты; в) ведет к падению курса национальной валюты; г) обуславливает необходимость девальвации валюты. 10. Более высокие по сравнению с другими странами темпы инфляции: а) не влияют на курс национальной валюты; б) ведут к обесцениванию национальной валюты; в) ведут к росту курса национальной валюты; г) вынуждают правительство ревальвировать валюту.
Ответы: 1 в; 2 б; 3 в; 4 б;5 а; 6 в; 7 б; 8 б; 9 б; 10 б. ЛИТЕРАТУРА
Гребнев Л.С.‚ Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высш.уч.завед.‚ обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям. – М.: Вита – Пресс‚ 2000. – Макконелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 972с. Самуэльсон, П., Нордхаус, В.. Экономика: Пер. с англ. – М.: «Бином», «Лаборатория Базовых Знаний», 1997 – 800с.ил. Сажина, М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 672с.: ил. – (Классический университетский учебник) Фишер С.‚ Дорнбуш Р.‚ Шмалензи Р. Экономика / Пер. с англ. со 2- го изд. – М.: Дело‚1998. Экономика: Учебник. - 3-е изд.‚ перераб и доп. / Под ред. д-ра экон.наук проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2002. – Экономическая теория [Текст]: учебник для вузов / В.Д. Камаев и др.; Под ред.В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Владос, 2002 – 639 с.: ил.- (Учебник для вузов). – Библиогр. В конце глав. ОГЛАВЛЕНИЕ
Курбатова М.В., Медянцева С.Г., Скрипак Е.И.
Экономика Учебное пособие
Редактор Л. М. Борискина .
Подписано к печати 5.04.2007 г. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Бумага офсетная № 1. Печ. л. 7,0. Уч.-изд. л. 6,75.Тираж 200 экз. Заказ № 52/294. __________________________________________________________________ ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». 650043, Кемерово, ул. Красная, 6. Отпечатано в типографии издательства «Кузбассвузиздат». 650043, Кемерово, ул. Ермака, 7.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.012 с.) |