Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Курбатова, М.В., Медянцева, С.Г., Скрипак, Е.И.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Курбатова, М.В., Медянцева, С.Г., Скрипак, Е.И. К -93 Экономика: учебное пособие / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный
ISBN 978-5-8353-0580-3
Учебное пособие представляет собой сборник планов семинарских занятий, самостоятельных работ, проблемных вопросов и тестов по темам учебного курса «Экономика». Практикум предназначен для студентов неэкономических специальностей, изучающих курс экономической теории. Для каждой темы предусмотрены задания для самостоятельной работы, проблемные вопросы и тесты. Учебное пособие предназначено для усвоения, закрепления пройденного материала и проверки знаний. Рекомендуется для подготовки к семинарским занятиям, к зачетам и экзаменам.
ББК У01 я73-5 ISBN 978-5-8353-0580-3 ©.Курбатова М.В., 2006 © ГОУ ВПО «Кемеровский Учебное пособие предназначено для студентов неэкономических специальностей, изучающих курс экономической теории. Практикум составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по предмету «Экономика». Все виды заданий, предложенные в пособии, могут быть использованы студентами для подготовки к семинарским занятиям, экзаменам и зачетам, как самостоятельно, так и по рекомендации преподавателя. Материал учебного курса разбит на 19 тем. В учебном пособии по каждой теме предложены план изучения, задания для самостоятельной работы, вопросы и тестовые задания. При выполнении заданий необходимо использовать учебники в соответствии с предложенным списком литературы. Поиск необходимого материала следует осуществлять самостоятельно в соответствующих разделах учебника. Выполнение заданий практикума имеет большое практическое значение для освоения материала по курсу «Экономика». Чтение материала соответствующей главы учебника по теме не может быть достаточным, чтобы считать материал освоенным в полной мере. Следующим важным шагом является проверка правильности понимания пройденного материала, закрепление полученных знаний и их применение к решению экономических задач, к анализу конкретных экономических ситуаций. Решение задач, систематизация материала в виде таблиц, анализ проблемных ситуаций необходимы для того, чтобы расширить экономический кругозор студентов и развивать их экономическое мышление. Хотя ни один учебник и практикум не могут дать готовых ответов на все экономические вопросы, выполнение предложенных заданий поможет студентам овладеть многими навыками. Они смогут получить знания, необходимые для того, чтобы решать экономические задачи в типичных, стандартных ситуациях, сделать первые шаги в овладении методами экономических расчетов и экономического оценивания. Выполнение предложенных в практикуме заданий подготовит к решению наиболее сложных экономических проблем и анализу экономических ситуаций, позволит привлечь внимание студентов к дальнейшему более глубокому изучению экономической теории.
Практические рекомендации при работе с учебным пособием. · Прежде чем приступить к выполнению самостоятельной работы, необходимо внимательно прочитать соответствующую главу учебника, разобраться в рассмотренных в ней понятиях и принципах, проверить правильность понимания материала, ответить на контрольные вопросы в конце соответствующей главы. · Работая над материалом соответствующей темы по учебнику и практикуму, не следует забегать вперед. Содержание материала построено таким образом, что каждое последующее задание предполагает успешное выполнение предыдущего задания, а сложность последующих заданий возрастает. · Если при выполнении задания возникают трудности, то целесообразно ещё раз вернуться к соответствующему разделу учебника или к материалу ранее пройденных тем. · Важно помнить, что при выполнении любого задания необходимо получить правильный ответ, но ещё более важно найти правильный метод решения данной задачи, уметь доказать правильность метода её решения. МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 1. Экономическая теория:
ПЛАН: 1. Экономическая теория: а) предмет «Экономикс»; б) микроэкономика и макроэкономика; в) позитивная и нормативная экономика. 2. Методы экономического исследования: а) системный подход, научная абстракция; б) экономическая модель; в) модель экономического человека. 3. Ограниченность как ключевая проблема экономики: а) потребности людей и средства их удовлетворения; б) виды экономических ресурсов, их ограниченность; в) абсолютная и относительная ограниченность. 4. Проблема экономического выбора. а) экономический выбор как способ решения проблемы ограниченности ресурсов; б) эффективность экономического выбора и проблема ее оценки; альтернативная стоимость выбора; в) краткосрочный и долговременный аспекты выбора, производительность труда, инвестиции; г) кривая производственных возможностей как модель экономического выбора.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Постройте кривую производственных возможностей по следующим данным:
2. Покажите на графике точку X (самолетов - 2, бифштексов - 9). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке? 3. Покажите на графике точку Y (самолетов - 4, бифштексов - 11). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке? 4. Введение новой технологии переработки мяса позволило при данных ресурсах увеличить максимально возможное количество выпускаемых бифштексов до 18. Покажите на графике изменение кривой производственных возможностей экономики. 5. Рост рождаемости привел к увеличению численности занятых в производстве и самолетов, и бифштексов. Покажите на графике изменение кривой производственных возможностей экономики. 6. Чему равна альтернативная стоимость самолета при увеличении его производства с 1 до 2 единиц? Чему равна альтернативная стоимость самолета при увеличении его производства с 3 до 4 единиц? Почему альтернативная стоимость единицы самолета не является в данном примере постоянной? 7. Дайте характеристику понятиям: «товары для настоящего»; «товары для будущего». 8. Предположим‚ что в парламенте страны обсуждались два варианта плана производства товаров:
Каковы краткосрочные последствия принятия разных вариантов плана? Каковы долговременные последствия принятия разных вариантов плана? Проиллюстрируйте ответ графиком, показывающим изменение кривой производственных возможностей экономики. ВОПРОСЫ 1. Прокомментируйте следующее утверждение: «в действительности экономические теории практичны потому, что они представляют собой абстракции». 2. Может ли система абстракций (моделей) быть одной и той же при исследовании экономики разных стран и при разных ситуациях? 3. Является ли экономическая теория лабораторной наукой? Какие проблемы возникают в процессе формулирования и применения экономических теорий? 4. Каков критерий разделения экономической теории на две относительно самостоятельные части: микроэкономику и макроэкономику? 5. Прокомментируйте утверждение: «Три экономиста при обсуждении одного вопроса имеют, по крайней мере, четыре мнения». 6. «Основное для экономики: экономическая эффективность - социальная справедливость». Какое это суждение? Чем будут различаться модели? 7. Объясните, как вы понимаете безграничность потребностей? 8. Назовите причины, вызывающие рост потребностей людей. По каким параметрам осуществляется рост потребностей? 9. Охарактеризуйте фундаментальные проблемы экономики. Почему они существуют в любом обществе, не зависимо от уровня его экономического развития? 10. Как преодолевается ограниченность ресурсов? Какая новая проблема при этом возникает? 11. В течение года в кафе «Улыбка» были увеличены часы работы кафе, организована продажа свежих кондитерских изделий, что привлекло значительное количество новых посетителей. Из перечисленных ниже факторов выберите те, которые привели к росту производительности труда, и те, которые связаны с увеличением интенсивности (степени напряженности труда сверх общественно нормального уровня): а) члены семьи вынуждены были работать по 10 часов в день и довольствоваться одним выходным днем; б) была закуплена новая линия по производству кондитерских изделий; в) кондитер кафе «Улыбка» прошел курс переподготовки, освоил новую технологию производства бисквита; г) были устранены многочисленные перекуры и чаепития персонала в течение рабочего дня; д) были четко разделены обязанности между работниками, а лишние работники были уволены. 12. Обеспечивает ли экономически эффективная деятельность всех отдельных производителей экономически эффективное развитие общества в целом? Объясните, почему достижение всеми отдельными предпринимателями полной занятости принадлежащих им ресурсов автоматически не ведет к решению проблемы полной занятости всех экономических ресурсов общества? 13. Почему разработка экономических моделей предполагает ряд допущений, которые упрощают экономику? 14. Почему кривая производственных возможностей это - модель? Какую проблему иллюстрирует данная модель? ТЕСТЫ 1. Экономику можно определить как: а) науку о биржевом рынке; б) науку о том, как общество решает вопросы «что, как и для кого производить»; в) науку о том, как государство влияет на деятельность рынка; г) науку о том, как улучшить личное финансовое положение. 2. Микроэкономика изучает: а) деятельность и экономическое поведение индивидуальных хозяйствующих субъектов (домохозяйств, фирм); б) функционирование национального хозяйства в целом; в) систему социально-экономических отношений, складывающихся в процессе общественного производства и законы его развития; г) систему экономических институтов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. 3. Отметьте утверждения, относящиеся к макроэкономике: а) конкуренция среди компьютерных фирм привела к снижению цен на их продукцию; б) курс доллара на Московской межбанковской валютной бирже достиг самой высокой отметки за неделю; в) неблагоприятные погодные условия привели к плохому урожаю картофеля; г) повышение цены на бензин в Литве привело к увеличению издержек в хлебопекарной промышленности этой страны. 4. К нормативной экономической теории относится следующее утверждение: а) к сентябрю 1993 года цены на основные продовольственные товары выросли в 6 раз; б) инфляция существенно снизила уровень жизни населения, и политика правительства должна быть направлена на её сокращение; в) 1999-2001 гг. были для России периодом экономического подъема; г) уровень инфляции в 2001 году составил 18,6%. 5. Фундаментальная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы, это: а) инвестиции; в) потребление; б) производство; г) редкость. 6. Капитал как фактор производства - это: а) запас производственных благ, созданных для производства других товаров; б) акции, облигации и другие финансовые активы, приносящие доход; в) сети контактов и взаимоотношения, способствующие доверию и облегчающие экономические взаимодействия между людьми; г) знания, умения, навыки человека, которые могут быть использованы в процессе производства и которые являются источником его доходов. 7. Экономическое благо - это: а) вещь, удовлетворяющая существующие потребности и имеющаяся в ограниченном количестве; б) вещь или услуга, удовлетворяющие какую-либо потребность; в) вещь или услуга, удовлетворяющие какую-либо потребность и имеющиеся в ограниченном количестве; г) вещь, удовлетворяющая существующие потребности. 8. Рост производительности труда проявляется: а) в увеличении времени на производство единицы продукции: б) в увеличении затрат всех производственных ресурсов на производство единицы продукции; в) в увеличении выпуска продукции за единицу времени; г) в сокращении выпуска продукции за единицу времени. 9. Эффективное функционирование экономической системы отражает на графике производственных возможностей: а) точка, лежащая за пределами кривой производственных возможностей; б) точка, лежащая внутри кривой производственных возможностей; в) точка, лежащая на кривой производственных возможностей, в которой достигается наиболее полное удовлетворение потребностей членов общества; г) любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей. 10. Точка, лежащая вне границ кривой производственных возможностей, характеризует: а) эффективное использование имеющихся ресурсов; б) неэффективное использование имеющихся ресурсов; в) недостижима при имеющихся технологии и объеме ресурсов; г) эффективное, но несправедливое распределение экономических ресурсов.
Ответы: 1 б; 2 а; 3 б; 4 б; 5 г; 6 а; 7 в; 8 в; 9 г; 10 в.
Тема 2. Рыночная система
ПЛАН: 1. Основные модели координации экономической деятельности людей: а) проблема координации экономической деятельности; б) модели традиционной, командной, рыночной и смешанной экономики; в) институциональные основы рыночной системы координации экономической деятельности. 2. Общественное разделение труда - экономическая основа рыночной системы: а) специализация и кооперация труда; их влияние на эффективность экономической деятельности; б) принцип сравнительных преимуществ; в) обмен, механизм обмена, деньги и цены; г) издержки экономической деятельности в условиях рыночной системы. 3. Предпринимательство и конкуренция как движущие силы рыночной экономики: а) предпринимательство; б) принципы принятия решений предпринимателем: альтернативная стоимость; в) конкуренция как механизм взаимодействия субъектов рыночной экономики. 4. Кругооборот экономических благ, ресурсов и доходов как простейшая модель рыночной системы: а) субъекты рыночной системы, принцип платности факторов производства; б) модель кругооборота экономических благ, ресурсов и доходов; в) равновесный подход как метод экономического исследования.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Данные о производстве продукции (в единицах) в странах А и В представлены в таблице. Определите альтернативную стоимость производства товаров.
Какая страна будет специализироваться на добыче нефти, а какая - на производстве роботов? Будет ли торговля между странами А и В взаимовыгодной в краткосрочном и долговременном периодах? Как специализация отразится на темпах социально-экономического развития страны А и В? 2. Перечислите примеры трансакционных издержек функционирования магазина розничной торговли.
ВОПРОСЫ 1. Объясните, почему традиционная экономическая система отличается консерватизмом, а в условиях рыночной экономики происходит ускорение процессов специализации и кооперации? Какие преимущества в углублении общественного разделения труда могла иметь командная - административно система? Почему командная - административно система оказалась маловосприимчивой к внедрению научно-технических разработок? 2. Почему экономическая теория в центр исследования ставит не конкретные страновые экономические системы, а четыре основные модели? По каким признакам выделяют модели? Возможно ли существование «чистой» рыночной или командной системы? 3. Объясните, как «невидимая рука» рынка примиряет эгоистические интересы частных предпринимателей с интересами остальных членов общества. 4. Дайте комментарий следующему утверждению: «общество уже давно усвоило, что самообеспеченность рождает неэффективность». 5. Какие потери возникают в обществе при углублении специализации труда? 6. Почему американскому фермеру, специализирующемуся на производстве молока, выгодно покупать масло в магазине? Почему российскому крестьянину может быть выгоднее самому все изготавливать из молока для собственного потребления? 7. Знаменитый баскетболист решил, что его призвание помогать бездомным людям. Что ему лучше для этого делать: продолжать играть в баскетбол или варить обеды для бездомных? 8. Адвокат Павел Владимирович – один из популярных юристов в стране. Кроме этого он профессионально водит машину, хорошо и быстро работает на компьютере, выполняя обязанности секретаря. Стоит ли адвокату самому печатать свои документы, если самый хороший секретарь, которого он может нанять, будет делать это медленнее, чем сам Павел Владимирович? Докажите, что адвокату выгодно нанять на работу секретаря и водителя. 9. Утверждают, что американцы очень неэкономны в потреблении пищи и материальных благ, но очень строги и экономны в затратах своего времени. Можете ли вы дать этому объяснение? 10. Предположим, что в США 1 автомобиль может быть произведен за 200 часов, а на производство 1 тонны риса уходит 20 часов. В Японии для производства 1 автомобиля нужно 150 часов, а для производства 1 тонны риса - 50 часов. Какова в каждой стране альтернативная стоимость производства 1 автомобиля и 1 тонны риса? На производстве какого товара будет специализироваться США, а какого Япония? 11. Почему пожилые люди предпочитают стоять в очереди, чтобы купить товар дешевле, а более молодые люди часто предпочитают переплатить за товар только бы не стоять за ним в очереди? 12. Почему государство обязывает производителя указывать на упаковке срок годности и основные компоненты производимых продуктов питания, а торговца - иметь сертификат качества на реализуемый им товар? 13. Оцените следующее высказывание: «Один из верных способов сэкономить на продуктах - исключить посредничество, приобретая продукты непосредственно у производителей. С этой целью в городе периодически организуется ярмарки». 14. Используя модель кругооборота, ответьте на следующие вопросы. Как взаимосвязаны объем и структура производства с характером распределения доходов между экономическими субъектами? Зависит ли технологический выбор производителя от структуры доходов экономических субъектов? 15. Какие свойства модели можно выделить в модели кругооборота? Какие используются допущения при построении модели кругооборота экономических благ, ресурсов и доходов? 16. Важнейшим фактором развития массового производства автомобилей в США стал рост минимальной дневной заработной платы рабочего с 2 долл. в 1914 г. до 5-6 долл. в середине 1920-х гг., инициатором которого был предприниматель Г. Форд. Почему без такого роста цены труда «прорыва» в автомобилестроении не было бы. ТЕСТЫ 1. Проблемы: что, как и для кого производить в рыночной экономике решаются: а) посредством подчинения человека привычке, обычаю, приказу других людей; б) посредством разверстки плановых заданий, осуществляемой из единого экономического центра общества; в) через стремление к достижению своих частных интересов, свободу выбора и экономическую ответственность за результаты деятельности; г) верного ответа нет. 2. Принцип сравнительных преимуществ предполагает, что: а) производитель будет специализироваться на выпуске тех товаров, издержки производства которых у него относительно ниже, чем у других производителей; б) производитель будет специализироваться на выпуске тех товаров, издержки производства которых у него относительно выше; в) производитель будет специализироваться на выпуске тех товаров, издержки производства которых у него самые низкие; а) производитель будет специализироваться на выпуске тех товаров, издержки производства которых у него самые высокие. 3. Альтернативная стоимость - это: а) ценность одного товара, выраженная в единицах другого товара; б) пропорция, в которой данное благо обменивается на деньги; в) цена, выраженная в постоянных денежных единицах; г) текущая цена блага. 4. Номинальная цена - это: а) ценность одного товара, выраженная в единицах другого товара; б) пропорция, в которой данное благо обменивается на деньги; в) сопоставимая цена, выраженная в постоянных денежных единицах; г) текущая цена блага. 5. Реальная цена - это: а) ценность одного товара, выраженная в единицах другого товара; б) пропорция, в которой данное благо обменивается на деньги; в) сопоставимая цена, выраженная в постоянных денежных единицах; г) текущая цена блага. 6. Реальная стипендия увеличится, если: а) номинальная стипендия будет расти более высокими темпами, чем цены; б) номинальная стипендия будет расти медленнее цен; в) сократятся обязательные выплаты (налоги, взносы и т. п.); г) номинальная стипендия останется прежней, а цены вырастут. 7. Трансакционные издержки - это: а) издержки, связанные с перемещением товара от места производства к месту потребления (транспортные, на хранение); б) издержки, связанные со сменой собственника товара; в) издержки, связанные с обеспечением производства сырьем и полуфабрикатами; г) издержки, связанные с реализацией произведенного товара. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Даны шкалы спроса и предложения на рынке томатов:
а) Начертите кривые спроса и предложения для томатов и найдите равновесную цену и равновесное количество. б) Что будет иметь место – дефицит или избыток томатов на рынке, если правительство установит предельно допустимую цену - 12 руб. и 20 руб.? Объясните, почему желательно, чтобы введение «потолков» цен сопровождалось государственной политикой нормирования потребления? Почему в случае государственных минимальных цен «пол» цены желательной оказывается либо политика закупки излишков, либо политика ограничения производства, либо стимулирование спроса? 2. Покажите на графике и дайте словесное описание тому, как изменятся равновесная цена и равновесное количество продаж в следующих случаях: а) правительство для поддержания сельского хозяйства вводит субсидию на каждый килограмм выращенных томатов; б) в стране увеличилось число любителей томатов; в) поднялась цена на рассаду для томатов; г) снизилась цена на апельсиновый сок; д) введена новая технология внесения удобрений; е) сократилось количество фермерских хозяйств; ж) повысилась заработная плата рабочих подсобных фермерских хозяйств; з) снизилась цена на баклажаны‚ производство которых требует в большей степени такой же технологии и таких же ресурсов, каких требует производство томатов; и) в этом году будет богатый урожай томатов, и правительство повысит размер минимальной заработной платы к октябрю; к) растет популярность томатного сока и арендная плата за землю; л) снижается цена на огурцы в период засолки овощей и собран высокий урожай томатов в это же время. 3. Как повлияет сокращение спроса на автомобили на совокупный доход фирмы, если известно, что при цене 55 тыс. руб. может быть продано 110 тыс. машин, а увеличение до 60 тыс. руб. вызывает падение спроса до 92 тыс. штук. Вычислите величину дохода в первом и во втором случае. Определите тип спроса. Постройте график‚ иллюстрирующий задачу. 4. По данным, приведенным в таблице, постройте кривые спроса и предложения и определите цену равновесия.
Что произойдет на данном рынке, если государство установит цену равную 2 тыс. руб.? ВОПРОСЫ 1. Являются ли тождественными утверждения «рынок удовлетворяет потребности потребителей» и «рынок удовлетворяет спрос покупателей»? 2. Известно, что цена килограмма говядины составляет в Кемерово - 125 руб., в Белово - 120 руб., в Новокузнецке - 123 руб., в Междуреченске - 122 руб., в Юрге - 119 руб. Можно ли по этим данным построить кривую спроса на говядину? 3. Как изменится спрос на красную икру при росте доходов населения? Что случится со спросом на пшенную крупу при увеличении доходов населения? Что произойдет со спросом на соль при росте доходов населения? 4. Являются ли идентичными понятия «величина спроса» и «спрос»? В каких случаях они употребляются? Правильно ли употребляется понятие «спрос» в приводимых ниже утверждениях, или его надо заменить понятием «величина спроса»: а) когда ОПЕК подняла цены на нефть в 1970-х гг., спрос на нефть упал; б) когда разразилась ирано-иракская война, среди нефтеперерабатывающих компаний началась паника, подтолкнувшая спрос на нефть. 5. Какое влияние на спрос может оказать информация о засухе и неурожае зерновых? Как изменится при этом уровень потребления? Что такое «самосбывающийся прогноз»? 6. Что случится с кривой спроса на говядину при повышении цены на мясо птицы? 7. Что случится с кривой предложения пшеницы при повышении цен на минеральные удобрения? 8. Предположим, что благодаря активной деятельности общества защиты животных многие люди перестали покупать кожаные куртки. Но продавцы кожаных курток сумели сохранить цены на прежнем уровне. Каким образом продавцам это удалось? 9. Во второй половине 1970-х гг. потребление кофе в Западной Европе на душу населения упало, а цена выросла. Объясните это явление. 10. Прокомментируйте следующее высказывание: «цены разгружают рынок». 11. Если вдруг в декабре предложение елочных игрушек окажется неожиданно маленьким, как вы думаете, возникнет ли дефицит и очереди? Какие экономические функции выполняет очередь? 12. Покажите на графике: а) почему установление государством «пола» цены сопровождается излишком продукции; б) установление государством «потолока цены» сопровождается дефицитом продукции. 13. Какое значение имеет уравновешивание рынка? Какие проблемы возникают в экономике при неравновесных или неустойчиво равновесных рынках? 14. В начале 1992 г. группа омских экономистов предложила строить кривые спроса и предложения, на их основе определять равновесную цену, а за превышение этой цены штрафовать производителей. Можно ли было на практике реализовать данное предложение? 15. Назовите экономически обоснованные аргументы «за» и «против» государственного регулирования цен. 16. Объясните, каким образом гуманитарная помощь предоставляемая развивающимся странам способна решать собственные проблемы развитых стран. 17. 1997 г. оказался для России урожайным годом. При этом в регионах осуществлялось государственное регулирование цен. Например, с точки зрения рынка равновесной является цена на фуражное зерно от 400 до 430 тыс. рублей за тонну, а назначается - 600-700 тыс. рублей за тонну. К каким последствиям может привести высокая урожайность и назначение высоких цен. Проиллюстрируйте данную ситуацию с помощью модели частичного рыночного равновесия. 18. Государство хотело бы увеличить свои доходы. На какие товары оно будет устанавливать акцизы? Будет ли учитываться при этом эластичность спроса на них? 19. Как с точки зрения эластичности спроса по цене можно объяснить ассортимент товаров в торговых павильонах на автобусных остановках? 20. С какими характеристиками спроса на сельскохозяйственную продукцию связаны следующие высказывания: «для фермеров сбор большого урожая может быть нежелательным» и «повышение дохода фермеров зависит от ограничения фермерского производства»? 21. С точки зрения эластичности по цене, каким является спрос: а) на мыло; б) на определенный сорт мыла; в) соль; г) автомобили; д) билеты на футбольные матчи; е) учебник по экономике. 22. Каким образом невежество влияет на эластичность спроса? 23. Как будет выглядеть: а) кривая совершенно неэластичного спроса; б) кривая совершенно эластичного спроса? 24. Кто платит большую часть налога при неэластичном спросе: производитель или покупатель? Кто платит большую часть налога при эластичном спросе: производитель или покупатель?
ТЕСТЫ
1. Спрос на товар - это: а) количество товара, удовлетворяющее всю существующую общественную потребность в нем; б) количество товара, необходимое людям; в) количество товара, рассчитанное в соответствие с нормами потребления; г) представленная на рынке потребность в товаре, подкрепленная платежеспособностью и выбором потребителя количество товара. 2. Кривая рыночного спроса показывает: а) как будет повышаться потребление блага при росте его цены; б) как будет снижаться потребление блага при сокращении дохода покупателей; в) как будет снижаться потребление блага при росте его цены; г) как будет повышаться потребление блага при росте дохода покупателей. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Заполните таблицу «Формы объединения предприятий»:
2. Определите‚ какие из перечисленных признаков относятся к достоинствам, а какие – к недостаткам той или иной формы организации бизнеса. Проставьте номера признаков в соответствующие графы таблицы. Обратите внимание, что некоторые номера могут быть использованы не один раз.
1) простота организации (учреждения‚ управления и т.д.); 2) свобода действия (отсутствует необходимость согласования при принятии решений); 3) сильная экономическая мотивация (получение всей прибыли одним лицом); 4) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственной фирмы‚ так и с трудностью получения денег извне); 5) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций; 6) неограниченная имущественная ответственность; 7) специализация в управлении; 8) несогласованность действий или (и) несовместимость интересов владельцев; 9) быстрое привлечение дополнительных финансовых средств; 10) ограниченная имущественная ответственность; 11) относительная стабильность фирмы; 12) относительная нестабильность фирмы; 13) снижение риска предпринимательской деятельности; 14) возможность злоупотреблений в результате разделения функций собственности и управления; 15) возможность объединения финансовых ресурсов нескольких лиц; 16) владелец – сам себе хозяин; 17) самый простой способ организации бизнеса; 18) возможность потери контроля над фирмой‚ оставаясь ее собственником; 19) возможность двойного налогообложения; 20) относительная сложность учреждения и регистрации; 21) продажа права собственности на капитал не нанесет ущерба предприятию. 3. Заполните таблицу «Виды ценных бумаг, выпускаемых акционерным обществом»:
4. Заполните таблицу «Основные модели организационно-правовых форм предпринимательской деятельности»:
ВОПРОСЫ 1. Объясните с точки зрения теории фирмы Р. Коуза следующее: в ходе приватизации отдельные предприятия вертикально интегрированных компаний отделились друг от друга, они вышли и из отраслевого подчинения. Позднее на их основе происходит формирование новых крупных фирм. 2. Можно ли считать фирмой Университет, фирменный магазин кондитерской фабрики, «челнока», частную парикмахерскую? 3. Какую функцию в экономическом развитии общества выполняет неограниченная имущественная ответственность? Какую роль в экономическом развитии общества играет ограниченная имущественная ответственность? 4. Объясните и дайте оценку следующему положению: «Выбор правовой формы, которую принимает предприятие, диктуется в первую очередь финансовыми потребностями конкретного направления производства». 5. Что объединяется в партнерстве? Что объединяет корпорация? 6. Почему регистрация акционерной компании является сложной процедурой? Как можно объяснить тот факт, что банкротство крупных акционерных обществ происходит очень редко, а банкротства небольших фирм единоличного владения часто? 7. Где выше риск собственника потерять свою собственность в результате каких-либо новаторских действий: в единоличной фирме, в партнерстве или в корпорации? Почему малые инновационные фирмы создают многие новые продукты, но их массовое производство осваивают крупные корпорации? 8. Обычно контрольный пакет акций значительно меньше 51%. С чем это может быть связано? 9. Как можно оценить тот факт, что корпорации в США составляют только 18% всех фирм, но на их долю приходится почти 9/10 общего объема продаж товаров и услуг. Почему тогда «малый би<
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.239.79 (0.012 с.) |