Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изменение какого фактора не вызывает сдвиг кривой спроса.

Поиск

а) вкусов и предпочтений потребителей;

б) размера или распределения национального дохода;

в) цены товара;

г) численности или возраста потребителей.

4. Два товара, которые считаются субститутами:

а) кофе и чай;

б) хлеб и масло;

в) шотландское виски и содовая;

г) бензин и зубная паста.

5. Закон предложения выражает:

а) обратную зависимость между ценой и количеством продаваемого товара;

б) прямую зависимость между ценой и количеством продаваемого товара;

в) зависимость количества продаваемого товара от уровня технологического развития производства;

г) зависимость количества продаваемого товара от уровня доходов потребителей.

6. Рост производительности труда в овощеводстве при прочих равных условиях приведет:

а) к росту объема производства и падению равновесной цены на овощи;

б) к увеличению предложения и спроса на овощи;

в) к росту объема покупок и равновесной цены на овощи;

г) объем покупок не изменится, а цена упадет.

7. Увеличение цены растительного масла при прочих равных условиях приведет:

а) к падению цены и объема покупок животного масла;

б) к росту объема покупок и цены животного масла;

в) к росту цены и падению объема покупок животного масла;

г) никак не повлияет на цены и объем покупок животного масла.

8. Эластичный спрос означает, что:

а) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса менее, чем на 1%;

б) рост цены на 1% приводит к сокращению величины спроса более, чем на 1%;

в) любое изменение цены не приводит к изменению общей выручки;

г) рост цены на 1% не влияет на величину спроса.

9. Эластичность спроса обычно тем выше, чем:

а) меньше товаров заменителей;

б) меньше потребителей данной продукции;

в) больше потребителей данной продукции;

г) чем важнее потребность, удовлетворяемая данным благом.

10. Установление государством «пола» цены приведет:

а) к появлению излишка товаров и падению цены;

б) к появлению дефицита товаров и росту цены;

в) к появлению излишка товаров, которое государство будет вынуждено скупать;

г) к появлению дефицита товаров и введению рационирования потребления.

 

Ответы: 1 г; 2 в; 3 в; 4 а; 5 б; 6 а; 7 б; 8 б; 9 в; 10 в.

 

 

Тема 4. Фирма, ее основные организационные
формы, цель деятельности

 

ПЛАН:

1. Фирма как форма организации предпринимательской деятельности:

а) предприятие, фирма, отрасль;

б) формы объединения предприятий в фирму: горизонтальная и вертикальная интеграция, диверсификация, конгломерация;

в) фирма как экономическая организация;

г) теория фирмы Р. Коуза.

2. Организационно-правовые формы фирмы, их преимущества и недостатки:

а) единоличные фирмы;

б) партнерства;

в) корпорации.

3. Корпорация как ведущая форма организации современного бизнеса:

а) общие принципы организации управления деятельностью корпорации;

б) основные виды ценных бумаг, выпускаемых корпорацией;

в) контрольный пакет акций.

4. Целевая направленность деятельности фирмы:

а) отделение собственности от предпринимательства;

б) модификация целевой направленности деятельности фирмы в условиях корпоративной организации бизнеса;

в) краткосрочные и долговременные цели деятельности фирмы.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

1. Заполните таблицу «Формы объединения предприятий»:

 

  Определение Выгоды Недостатки Примеры
Горизонтальная интеграция        
Вертикальная интеграция        
Диверсификация        
Конгломерация        

 

2. Определите‚ какие из перечисленных признаков относятся к достоинствам, а какие – к недостаткам той или иной формы организации бизнеса. Проставьте номера признаков в соответствующие графы таблицы. Обратите внимание, что некоторые номера могут быть использованы не один раз.

Виды фирм Преимущества Недостатки
Единоличная фирма    
Партнерство    
Корпорация    

1) простота организации (учреждения‚ управления и т.д.);

2) свобода действия (отсутствует необходимость согласования при принятии решений);

3) сильная экономическая мотивация (получение всей прибыли одним лицом);

4) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственной фирмы‚ так и с трудностью получения денег извне);

5) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и управленческих функций;

6) неограниченная имущественная ответственность;

7) специализация в управлении;

8) несогласованность действий или (и) несовместимость интересов владельцев;

9) быстрое привлечение дополнительных финансовых средств;

10) ограниченная имущественная ответственность;

11) относительная стабильность фирмы;

12) относительная нестабильность фирмы;

13) снижение риска предпринимательской деятельности;

14) возможность злоупотреблений в результате разделения функций собственности и управления;

15) возможность объединения финансовых ресурсов нескольких лиц;

16) владелец – сам себе хозяин;

17) самый простой способ организации бизнеса;

18) возможность потери контроля над фирмой‚ оставаясь ее собственником;

19) возможность двойного налогообложения;

20) относительная сложность учреждения и регистрации;

21) продажа права собственности на капитал не нанесет ущерба предприятию.

3. Заполните таблицу «Виды ценных бумаг, выпускаемых акционерным обществом»:

 

  Акции Привилегированные акции Облигации
Форма участия в капитале      
Право голоса на собрании акционеров      
Вид дохода      
Права при ликвидации акционерного общества      

 

4. Заполните таблицу «Основные модели организационно-правовых форм предпринимательской деятельности»:

 

  Единоличная фирма Партнерство Корпорация
Способ организации      
Характер имущественной ответственности      
Преимущества      
Недостатки      
Сфера распространения      

ВОПРОСЫ

1. Объясните с точки зрения теории фирмы Р. Коуза следующее: в ходе приватизации отдельные предприятия вертикально интегрированных компаний отделились друг от друга, они вышли и из отраслевого подчинения. Позднее на их основе происходит формирование новых крупных фирм.

2. Можно ли считать фирмой Университет, фирменный магазин кондитерской фабрики, «челнока», частную парикмахерскую?

3. Какую функцию в экономическом развитии общества выполняет неограниченная имущественная ответственность? Какую роль в экономическом развитии общества играет ограниченная имущественная ответственность?

4. Объясните и дайте оценку следующему положению: «Выбор правовой формы, которую принимает предприятие, диктуется в первую очередь финансовыми потребностями конкретного направления производства».

5. Что объединяется в партнерстве? Что объединяет корпорация?

6. Почему регистрация акционерной компании является сложной процедурой? Как можно объяснить тот факт, что банкротство крупных акционерных обществ происходит очень редко, а банкротства небольших фирм единоличного владения часто?

7. Где выше риск собственника потерять свою собственность в результате каких-либо новаторских действий: в единоличной фирме, в партнерстве или в корпорации? Почему малые инновационные фирмы создают многие новые продукты, но их массовое производство осваивают крупные корпорации?

8. Обычно контрольный пакет акций значительно меньше 51%. С чем это может быть связано?

9. Как можно оценить тот факт, что корпорации в США составляют только 18% всех фирм, но на их долю приходится почти 9/10 общего объема продаж товаров и услуг. Почему тогда «малый бизнес» называют «основой экономики»?

10. Является ли собственность корпорации собственностью акционера?

11. Прокомментируйте следующее высказывание: «... держатель акций - это лишь абстракция, бестолковый и безликий распорядитель денег, который покупает акции, если прошел слух, что они подорожали, и продает их при первом же намеке на обратное». А как при этом поступает игрок на бирже?

 

ТЕСТЫ

1. Фирма - это:

а) предприятие (или сеть предприятий), которое производит товары и услуги;

б) организация, которая владеет и ведёт хозяйственную деятельность на предприятиях производящих и распределяющих товары и услуги;

в) предприятие, собственник которого ведёт дела за свой собственный счёт, не привлекая заёмных средств;

г) единоличный собственник, ведущий какое-либо дело на свой страх и риск.

2. Вертикальная интеграция - это:

а) объединение в одной фирме предприятий разных отраслей каким-либо образом связанных между собой (например, производство грузовиков, легковых автомобилей, танков);

б) объединение в одной фирме предприятий различных отраслей производства и реализации товаров и услуг (например, переработка нефти, строительство и эксплуатация отелей);

в) объединение в одной фирме предприятий одной отрасли (например, шахт по добыче угля);

г) объединение в одной фирме предприятий единой производственный цепочки (например, добыча угля - производство кокса - выплавка стали).

3. Неограниченная имущественная ответственность собственников фирмы характерна:

а) полному товариществу; в) корпорации;

б) закрытому акционерному обществу; г) обществу.

4. Обычная акция - это:

а) ценная бумага, свидетельствующая о займе, предоставленном корпорации и дающая право на получение фиксированного дохода;

б) ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в акционерный капитал и дающая право на участие в управлении и на получение части прибыли в форме дивиденда;

в) ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в акционерный капитал и дающая право на получение фиксированного дохода;

г) обязательство корпорации вернуть долг в определённое время, с установленным процентом.

5. Покупая облигацию корпорации:

а) вы делаете вклад в совокупный капитал акционерного общества;

б) вы становитесь полноправным собственником имущества акционерного общества;

в) вы становитесь кредитором акционерного общества;

г) вы приобретете реальный контроль над деятельностью акционерного общества.

6. Контрольный пакет акций - это:

а) 51% акций корпорации;

б) 50%+1 акция корпорации;

в) любой пакет акций, обеспечивающий контроль над деятельностью корпорации;

г) пакет акций, владельцем которого является государство.

7. Согласно теории фирмы Р. Коуза, фирма как организация появляется тогда, когда:

а) трансакционные издержки ведения предпринимательской деятельности превышают издержки связанные с внутренней организацией фирмы;

б) издержки, связанные с внутренней организацией фирмы, оказываются выше трансакционных издержек ведения предпринимательской деятельности;

в) величина трансакционных издержек ведения предпринимательской деятельности не влияет на решения об организации фирмы;

г) издержки, связанные с внутренней организацией фирмы, оказываются выше издержек производства товаров.

8. Корпорации характерно всё, за исключением:

а) собственниками её имущества являются акционеры, как физические лица;

б) это, обычно, крупная фирма;

в) ей характерна ограниченная имущественная ответственность;

г) опасность банкротства значительно ниже, чем в фирмах, основанных на иных принципах.

9. Собственником имущества акционерного общества является:

а) акционеры как физические лица;

б) корпорация как юридическое лицо;

в) владелец контрольного пакета акций;

г) руководящий орган акционерного общества.

10. Реальный контроль над деятельностью корпорации осуществляют:

а) акционеры как физические лица;

б) группы акционеров;

в) владелец контрольного пакета акций;

г) органы государственной власти.

Ответы: 1 б; 2 г; 3 а; 4 б; 5 в; 6 в; 7 а; 8 а; 9 б; 10 в.

 

 

Тема 5. Фирма: затраты и выпуск,
масштабы деятельности

 

 

ПЛАН:

1. Производство фирмы:

а) технология производства;

б) технологическая и экономическая эффективность;

в) технологический выбор фирмы.

2. Экономические издержки и экономическая прибыль фирмы:

а) бухгалтерские и экономические издержки;

б) бухгалтерская и экономическая прибыль;

в) условие рыночной устойчивости фирмы.

3. Оптимальный объем производства фирмы в краткосрочном периоде:

а) совокупные и средние, постоянные и переменные издержки;

б) оптимальный объем производства;

в) точка безубыточности и точка закрытия фирмы.

4. Минимальный эффективный размер предприятия:

а) положительный, отрицательный и постоянный эффект масштаба производства;

б) минимальный эффективный размер предприятия;

в) естественная монополия.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

1. Рассчитайте и начертите кривые средних (постоянных, переменных, валовых) и предельных издержек фирмы, исходя из следующей информации:

 

Кол-во изделий, тыс. штук.                  
Переменные издержки, млн. руб.                  

 

Постоянные издержки фирмы составляют 3 млн. руб. Какой объем производства необходимо иметь фирме, чтобы получать максимальную прибыль?

2. Иванов владеет небольшой фирмой по производству керамических изделий. В производственное оборудование он вложил 40 тыс. руб., оно ему будет служить 10 лет. При другом размещении эта сумма денег могла бы приносить ему 5 тыс. руб. в год. Он нанимает одного помощника за 12 тыс. руб., за аренду помещения уплачивает 5 тыс. руб., за сырье - 20 тыс. руб.. Конкурент Иванова предлагает ему рабочее место с годовой зарплатой в 13 тыс. руб. Свой предпринимательский талант Иванов оценивает в 3 тыс. руб.. Суммарный годовой доход - 60 тыс. руб. Посчитайте: а) величину годовых амортизационных отчислений; б) величину бухгалтерских и экономических издержек; в) величину бухгалтерской и экономической прибыли. Уйдет ли Иванов из данного бизнеса? Почему семейный бизнес оказывается чрезвычайно живучим?

 

ВОПРОСЫ

1. Какой может быть технология приготовления домашнего обеда? Эффективно ли кормить семью, используя в больших количествах «удобную» еду? При каком условии полуфабрикаты будут оттеснять домашний труд?

2. Известно, что в СССР цены на природные ресурсы и труд были значительно ниже мировых, а техника была дорогой. Какой технологический выбор был характерен СССР с точки зрения правила наименьших издержек.

3. Почему кривые средних общих, средних переменных и предельных издержек имеют U-образную форму? Почему такую форму не могут принимать кривые средних постоянных издержек?

4. Почему в краткосрочном периоде издержки можно разделить на постоянные и переменные? Определите к какой категории издержек относятся следующие виды затрат: а) затраты на приобретение топлива; б) оплата процента по выпущенным фирмой облигациям; в) затраты на сырье; г) расходы на заработную плату рабочим; д) амортизационные отчисления; е) страховые взносы; ж) плата за арендуемое оборудование; з) выплата налога на недвижимость.

5. Если бы у вас появилась возможность открыть пункт мойки автомашин с постоянными годовыми издержками в 100 тыс. рублей и переменными издержками в 0,5 руб. за каждый автомобиль, то при каком условии вы вложили бы свой капитал в это дело? Следует учесть, что рыночная цена услуги мойки автомобиля - 1,5 рубля. Имеет ли значение место расположения мойки? Как это может повлиять на размер платы за аренду земли?

6. В 1955г. фирма «Sony» была небольшой и имела лишь маленький производственный участок. Когда фирме поступил заказ на 100 тыс. ее первых транзисторов по цене 29,95 долл., то А. Морита (представитель фирмы в США) отказался от такого заказа как от невыгодного. Был принят заказ лишь на 10 тыс. приемников. Объясните это, используя понятие постоянных и переменных издержек.

7. Какую природу имеет отрицательный и положительный эффект масштаба производства?

8. В 1970-80 гг. крупнейшие корпорации мира пошли по пути децентрализации управления, выделения автономных, конкурирующих между собой производственных отделений. Как вы думаете, с чем это связано, и какие может принести результаты?

9. В настоящее время в России ведется разработка десятков совместных с зарубежными фирмами проектов по сборке автомобилей. Будут ли они все реализованы? Почему реализация всех проектов является неэффективной?

ТЕСТЫ

1. Экономическая эффективность производства означает, что:

а) при определенной технологии достигается максимальный объем выпуска из данного объема ресурсов;

б) выбрана наиболее передовая, производительная технология;

в) выбрана такая технология производства, при которой достигается минимизация денежных затрат производителя;

г) выбран такой объем выпуска продукции, при котором средние издержки минимальны.

2. Правило наименьших издержек означает, что:

а) производитель выбирает наиболее прогрессивную, производительную технологию;

б) производитель при определенной технологии достигает максимального объема производства при данном объеме затрат;

в) производитель выбирает наиболее экономичную технологию, используя взаимозаменяемость ресурсов и относительно дешевые ресурсы;

г) производитель выбирает такую технологию, по которой в производство вовлекаются только самые дешевые ресурсы.

3. Экономические издержки - это:

а) все затраты (явные и неявные), необходимые для того, чтобы привлечь и удержать ресурсы в пределах данного направления деятельности;

б) только явные затраты предпринимателя по организации производства;

в) только неявные затраты предпринимателя по организации производства;

г) явные затраты вместе с нормальной прибылью.

4. Нормальная прибыль - это:

а) доход предпринимателя, который считается нормальным в данном бизнесе, но не дает ресурсов для развития производства;

б) часть экономической прибыли, поступающая владельцам денежного капитала в виде процента;

в) часть экономической прибыли, достаточная для обеспечения самоокупаемости деятельности фирмы;

г) прибыль, достаточная для обеспечения процесса расширения и совершенствования производства.

5. Переменные издержки производства:

а) имеют место потому, что фирма ведет предпринимательскую деятельность;

б) отсутствуют в долгосрочном периоде;

в) изменяются с изменением объема выпуска продукции;

г) имеют место, даже если у фирмы нулевой объем выпуска.

6. Средние издержки - это:

а) издержки на единицу продукции;

б) прирост издержек в результате производства дополнительной единицы продукции;

в) издержки, объем которых меняется при росте объема выпуска;

г) все явные и неявные издержки производства.

7. Предельные издержки - это:

а) издержки на единицу продукции;

б) прирост издержек в результате производства дополнительной единицы продукции;

в) издержки, объем которых меняется при росте объема выпуска;

г) все явные и неявные издержки производства.

8. Выберите фактор роста средних издержек при увеличении объемов производства:

а) необходимость создания дополнительных запасов сырья и материалов по мере роста загрузки установленного оборудования;

б) специализация труда в управлении;

в) распределение постоянных издержек на большой объем производства;

г) рационализация использования сырья и материалов по мере роста загрузки установленного оборудования.

9. Отрицательный эффект масштаба имеет место, если:

а) рост объемов производства на 20% сопровождается ростом издержек на 20%;

б) рост объемов производства на 10% сопровождается ростом издержек на 15%;

в) рост объемов производства на 10% не изменил величину издержек;

г) рост объемов производства на 20% сопровождается ростом издержек на 15%.

10. Естественная монополия - это:

а) фирма, которая обладает уникальными естественными ресурсами и потому делает невозможным вступление на рынок конкурентов;

б) крупная фирма, которая принадлежит государству;

в) любая фирма, которая одна обслуживает весь рынок;

г) фирма, в которой экономия на масштабе производства настолько велика, что фирма способна удовлетворять весь спрос на данный продукт при минимальных издержках.

 

Ответы: 1 в; 2 в; 3 а; 4 а; 5 в; 6 а; 7 б; 8 а; 9 б; 10 г.

 

 

Тема 6. Основные модели рынка.
Конкуренция и монополия

 

 

ПЛАН:

1. Характерные черты основных моделей рынка:

а) признаки выделения основных моделей рыночной конкуренции;

б) модель совершенной конкуренции и ее роль в экономической теории.

2. Несовершенная конкуренция:

а) рыночная власть, формы ее реализации и причины возникновения;

б) чистая монополия, «барьеры» вступления в отрасль;

в) дифференциация продукта, неценовая конкуренция и модель монополистической конкуренции;

г) олигополия и ее виды.

3. Проблема эффективности производства и распределения ресурсов в условиях основных моделей рынка:

а) эффективность производства и распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции;

б) проблемы эффективности в условиях приобретения фирмой рыночной власти;

в) проблемы статической и динамической эффективности.

4. Антимонопольное регулирование рынка:

а) критерии концентрации производства и монополизации рынка;

б) основные принципы антимонопольного регулирования экономики;

в) особенности регулирование естественной монополии.

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

Заполните таблицу:

 

  Параметры сравнения Совершенная Конкуренция Несовершенная конкуренция  
Монополистическая конкуренция   Олигополия     Монополия
Количество и размер фирм        
Тип продукта        
Условия вступления в отрасль        
Контроль над ценой        
Характер конкуренции        
Размер прибыли        
Наличие ресурсов для инвестиций        
Преимущества        
Экономические потери        
Сфера распространения        

ВОПРОСЫ

1. Какая фирма является ценополучателем (соглашающейся с ценой)?

2. Что является инструментом ценовой конкуренции?

3. Что такое дифференциация продукции, каковы её параметры?

4. Приведите примеры неценовой конкуренции.

5. Почему дифференциация продукции разрушает совершенную конкуренцию?

6. Для чего необходимо выделение моделей совершенной конкуренции и чистой монополии, если в реальной практике они практически не встречаются? Где можно практически применить эти модели?

7. Фирма IBM долгое время являлась противником предоставления скидок. В основу своей маркетинговой деятельности она положила высокое качество послепродажного обслуживания. Как можно оценить такую конкурентную стратегию?

8. У кого, на ваш взгляд, рыночная власть выше: у крупного универсама розничной торговли, или у маленького продовольственного магазина, торгующего круглосуточно? Как эта власть связана с эластичностью спроса? У кого из них будут более высокие цены? У кого из них будут более высокие средние издержки? У кого из них будет более высокая прибыль?

9. Патентная система РФ предоставляет изобретателям монопольные права на 20 лет. Выиграло бы общество, если бы срок патента был сокращен до 10 лет?

10. В августе 1981г. газетная статья сообщила о так называемом «загадочном происшествии». Представитель фирмы-производителя известной марки лыж пытался скупить весь запас собственных лыж, предложенных для распродажи по очень низким ценам. В одном из магазинов скупленные лыжи были тут же сломаны. Прокомментируйте это сообщение.

11. Компания производит сок, который она рекламирует как один из лучших и приятных на вкус. Однако компания разливает аналогичный сок и под другим названием, который продает по меньшей цене. Его компания рекламирует как доступный и рекомендованный для ежедневного применения. Почему фирма так поступает?

12. В 1966г. компания «Ford» объявила о повышении цен на свои модели на 107 долл., но реально повысила цены лишь на 66 долл., так как «General Motors» выступила с более низкими ценами. В 1969г., когда компания «Ford» предложила свою новую модель по цене на 172 долл. ниже, чем аналогичная модель «General Motors», то последняя никак не изменила своих планов. Дайте характеристику рынка автомобилей.

13. В ресторане используют два меню. Одно меню, в котором указаны более высокие цены, вручается посетителям, похожим на туристов. Другое меню с более низкими ценами подается посетителям, похожим на людей, направляющихся на работу. Каким образом политика двойного меню могла увеличить выручку ресторана?

14. Известно, что сельское хозяйство является отраслью, которая наиболее близко соответствует модели совершенной конкуренции. Основные нововведения в эту отрасль инициируются правительственными научными исследовательскими учреждениями и крупными фирмами, производящими сельскохозяйственное оборудование, но не самими сельскохозяйственными предприятиями. Как вы думаете, с чем это связано?

15. Какие виды барьеров вхождения в отрасль вы знаете?

16. На каком основании считается, что совершенная конкуренция наиболее эффективна? Какие потери возникают в условиях совершенной конкуренции?

17. Какие потери несет общество от монополизации рынков? Какие выгоды возможны от монополизации?

18. Каковы издержки монополистической конкуренции. Что может означать «необоснованная дифференциация продукции»?

19. Назовите структуралистский и поведенческий критерий монополизации экономики. Какое значение имеет определение «границ рынка»? Что означает «правило разумного подхода»?

20. Как регулируется естественная монополия?

21. Объясните, почему в Западной Европе и в Японии сложилось значительно более мягкое антимонополистическое законодательство, чем в США.

22. В 1980-е гг. в развитых странах произошло существенное ослабление жесткости антимонополистического законодательства, практики его применения. С чем это может быть связано?

 

ТЕСТЫ

 

1. Контроль над ценой в условиях совершенной конкуренции:

а) отсутствует;

б) значительный;

в) некоторый, но в довольно узких рамках;

г) ограничен взаимной зависимостью.

2. «Входные барьеры» в отрасль отсутствуют, если отраслевой рынок является:

а) рынком совершенной конкуренции;

б) рынком естественной монополии;

в) олигополистическим рынком;

г) рынком чистой монополии.

3. Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма.

4. Олигополия - это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество фирм;

г) только одна крупная фирма.

5. X-неэффективность монополистической фирмы - это:

а) потери, связанные с производством данной фирмой устаревшей продукции;

б) внутренняя неэффективность, связанная со снижением стимулов к рационализации производства;

в) отставание от фирм совершенной конкуренции в научно-техническом прогрессе;

г) все перечисленное – верно.

6. Что не характеризует совершенно конкурентный рынок:

а) каждый продавец имеет незначительную долю на рынке;

б) фирмы могут свободно входить в отрасль и покидать ее;

в) каждый продавец устанавливает цену, максимизирующую его прибыль;

г) покупатели хорошо информированы о цене продавцов.

7. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) производятся дифференцированные товары;

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

в) выпускаются однородные товары;

г) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

8. Рыночная власть фирмы (ее способность влиять на цену) тем больше, чем:

а) более однороден рынок данного товара;

б) более сегментирован рынок данного товара, и фирма ориентирована на один из этих сегментов;

в) легче доступ других фирм на данный рынок;

г) больше фирм, предлагающих на рынке эту же продукцию.

9. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции тем, что:

а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;

б) действует незначительное количество продавцов;

в) фирмы обладают рыночной властью;

г) производится стандартизированная продукция.

10. Водоснабжение является:

а) закрытой монополией; в) монопсонией;

б) открытой монополией; г) естественной монополией.

 

Ответы: 1 а; 2 а; 3 б; 4 в; 5 б; 6 в; 7 б; 8 б; 9 в; 10 г.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1072; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.209.89 (0.018 с.)