Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Рынки экономических ресурсовСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ПЛАН: 1. Производство и спрос на факторы производства: а) место рынков экономических ресурсов в функционировании рыночной системы; б) особенности формирования спроса на экономические ресурсы; в) формирование цен на экономические ресурсы. 2. Рынок труда и заработная плата: а) место рынка труда в системе рынков; б) особенности формирования спроса и предложения труда; в) регулирование рынка труда: роль профсоюзов, минимальная заработная плата. 3. Рынок капитала и процент: а) инвестиции, инвестиционные решения, спрос на капитал; б) сбережения, предложение заемных средств; в) факторы‚ определяющие процент; функции процента. 4. Рынок земли и рента: а) особенности рынка земли; б) земельная рента и проблемы налогообложения землевладельца; в) собственность на землю‚ цена земли.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Заполните таблицу:
ВОПРОСЫ 1. Какое значение для экономики США имеет высокая заработная плата? Какое экономическое значение имеет сдерживание роста заработной платы в странах «догоняющего развития»? 2. Как изменение структуры совокупного спроса в российской экономике в 1990-е гг. отразилось на спросе на работников следующих профессий: нефтяники, шахтеры, ткачи, продавцы, юристы, историки. Как может измениться спрос на работников этих специальностей в ходе экономического подъема? 3. Какие изменения произойдут на рынке труда и на рынке капитала, если вырастет зарплата неквалифицированных работников? 4. Как будут выглядеть кривые спроса и предложения труда в странах с развитой системой социального обеспечения? Какие это может иметь последствия для экономического развития страны? 5. На каком основании профсоюзы могут лоббировать военные заказы, введение импортных пошлин? Почему профсоюзы могут быть заинтересованы в росте производительности труда и принимают участие в управлении, и сотрудничают с администрацией предприятия? 6. Какое влияние оказывает профсоюзная политика роста заработной платы на уровень занятости? Будет ли зависеть сокращение занятости от эластичности спроса на продукт? 7. Что такое чистые и валовые инвестиции? Оцените состояние экономики по следующим данным: а) чистые инвестиции в отчетном году значительно выросли и оцениваются в 30 млрд. рублей; б) чистые инвестиции в прошедшем году были равны нулю; в) чистые инвестиции в США в 1933г. были равны минус 6 млрд. долл. 8. В стране объем вложений необходимых для простого воспроизводства равен 120 млрд. руб. Фактические вложения - 45 млрд. руб. Чему равны валовые и чистые инвестиции? 9. Линия автоматической сборки стоит 20 млн. руб., срок её службы - 10 лет. Чему равны амортизационные отчисления в год? Государство в этой отрасли разрешает ускоренную амортизацию - 4 года. Насколько выше становится себестоимость? Какой будет экономия на налогах, если ставка налога - 10%? Какие выгоды имеет при этом государство?
ТЕСТЫ 1. Формирование цен на экономические ресурсы определяет: а) уровень и структуру доходов населения; б) технологический выбор и распределение ресурсов; в) уровень издержек производства и конкурентоспособность национальной экономики; г) все перечисленное - верно. 2. Спрос на ресурсы зависит от: а) цены продукта, производимого при помощи данного ресурса; б) цен ресурсов-заменителей; в) цены данного ресурса; в) все перечисленные ответы являются верными. 3. Рыночный спрос на экономические ресурсы тем выше, чем: а) выше спрос на конечную продукцию; б) ниже производительность фактора производства; в) ниже цена на ресурсы-заменители; г) выше цена на дополнительные ресурсы. 4. Рост спроса на труд происходит в результате действия следующего фактора: а) увеличения спроса на конечный продукт; б) снижения производительности труда; в) роста цен на сырье; г) уменьшения цен на трудосберегающую технику. 5. Индивидуальное предложение труда: а) тем выше, чем выше номинальная заработная плата; б) тем выше, чем выше реальная заработная плата; в) тем ниже, чем выше реальная заработная плата; г) сначала повышается с ростом заработной платы, а потом сокращается. 6. Изменения в уровне реальной заработной платы можно определить, сопоставляя изменения в уровне номинальной зарплаты с изменением в: а) уровне цен на товары и услуги; б) норме прибыли; в) ставках налогообложения; г) продолжительности рабочего дня. 7. Эффект дохода при принятии решения о предложении труда означает, что: а) при росте заработной платы работник увеличивает объем времени, отдаваемый труду; б) при росте заработной платы работник увеличивает объем времени, отдаваемый досугу; в) при росте заработной платы снижается цена свободного времени; г) заработная плата не влияет на распределение времени между трудом и заработной платой. 8. Валовые инвестиции - это: а) инвестиции которые идут на возмещение выбывающего из производства изношенного капитала; б) инвестиции в расширение занятого в производстве капитала; в) инвестиции на возмещение изношенного капитала и на прирост капитала; г) инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и на расширение занятого в производстве капитала. 9. Амортизация - это: а) вложения в производство, связанные с поддержанием и ростом капитальных средств; б) любые материальные и финансовые затраты по организации производства; в) средства идущие на возмещение изношенного основного капитала; г) вложения в производства, ведущие к росту капитальных средств. 10. Предложение земли: а) абсолютно неэластично; б) характеризуется единичной эластичностью; в) абсолютно эластично; г) нет верного ответа.
Ответы: 1 г; 2 г; 3 а; 4 а; 5 г; 6 а; 7 б; 8 в; 9 в; 10 а.
Тема 8. Доходы и уровень жизни
ПЛАН: 1. Формирование доходов в рыночной экономике: а) функциональное распределение доходов; б) индивидуальное распределение доходов; в) современные тенденции в распределении доходов. 2. Дифференциация доходов: а) причины дифференциации доходов; б) показатели дифференциации дохода и богатства; в) проблемы равенства и справедливости в распределении доходов. 3. Проблема бедности и социальная политика: а) критерии бедности; б) причины бедности; в) система социального обеспечения: социальное страхование и социальное вспомоществование. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. По данным‚ приведенным в таблице‚ постройте кривую Лоренца для России 1991 г. и 1996 г. Какой вывод вы можете сделать на основе сравнения двух этих диаграмм? Какие тенденции в распределении доходов наблюдались в России за период с 1991 по 1996 г.? Увеличилась или осталась на неизменном уровне дифференциация доходов населения?
ВОПРОСЫ 1. Как формируются вторичные доходы индивидуальных экономических субъектов. Чем они отличаются от первичных доходов? 2. Приведите аргументы в пользу дифференциации доходов в рыночной экономике. Приведите аргументы в пользу равенства в распределении доходов. 3. Какое влияние на уровень дифференциации доходов может оказать система образования? 4. Что такое минимальный прожиточный минимум? Как определяется и где используется данный показатель? 5. Согласны ли вы с утверждением, что «богатство порождает богатство». 6. Поможет ли гуманитарная помощь (продовольствие, медикаменты), которая оказывается развитыми странами, решить проблему бедности в развивающихся странах. 7. Почему многие российские многодетные семьи относятся к категории бедных? ТЕСТЫ 1. К первичным доходам относятся: а) стипендия; в) пособия по безработице; б) процент; г) пенсия. 2. К социальным трансфертам относятся: а) заработная плата; б) пенсия; в) приобретение фирмой квартиры своему работнику; г) процент. 3. Трансфертные платежи - это: а) выплаты государства населению не обусловленные предоставлением с их стороны товаров и услуг; б) выплата государством зарплаты своим чиновникам; в) уплата корпорациям налога государству; г) все верно. 4. Кривая Лоренца показывает: а) неравномерность налогового бремени на различные части населения; б) степень неравенства распределения доходов; в) функциональное распределение доходов в обществе; г) уровень бедности. 5. В современном рыночном хозяйстве наблюдается тенденция: а) роста доли дохода наемных работников в национальном доходе; б) рост доли рентного дохода в национальном доходе; в) рост доли прибыли в национальном доходе; г) снижение доли дохода наемных работников в национальном доходе. 6. Прогрессивный подоходный налог и социальные трансферты: а) снижают дифференциацию доходов; б) повышают дифференциацию доходов; в) по-разному влияют на дифференциацию доходов населения; г) никак не влияют на дифференциацию доходов населения. 7. Дифференциация дохода: а) выше в странах с высоким уровнем доходов населения; б) выше в странах с низким уровнем доходов населения; в) выше в странах с прогрессивным налогообложением; г) не зависит от уровня доходов населения и характера налоговой системы. 8. В рыночном хозяйстве в течение ХХ века наблюдалась тенденция: а) усиления неравенства распределения доходов; б) сокращение неравенства распределения доходов; в) сокращение неравенства распределения доходов сменилось ростом уровня дифференциации; г) стабильный уровень дифференциации доходов. 9. Система социального страхования отличается от системы социального вспомоществования тем, что: а) помощь получают только те, кто делает взносы; б) обеспечивает более высокий уровень социальной поддержки; в) ее фонды формируются из разных источников: из взносов работников, работодателей, государства; г) все верно. 10. Как соотносятся эффективность и справедливость распределения благ: а) критерий справедливости противоречит критерию эффективности; б) критерий справедливости совпадает с критерием эффективности; в) эффективное распределение благ может быть справедливым; г) эффективность распределения, как и справедливость, нельзя измерить. Ответы: 1 б; 2 б; 3 а; 4 б; 5 а; 6 а; 7 б; 8 в; 9 в; 10 а.
Тема 9. Роль государства в
ПЛАН: 1. «Недостатки рынка» и роль государства в рыночной системе: а) «недостатки рынка» и необходимость государственного вмешательства в его функционирование; б) экономические функции государства; в) неоклассическая теория и кейнсианство об экономической роли государства. 2. Внешние эффекты и общественные блага: а) внешние эффекты, отрицательные и положительные внешние эффекты; б) пути решения проблемы внешних эффектов: перераспределение ресурсов, теорема Р. Коуза, рынок прав собственности; в) частные и общественные блага, признаки общественных благ; г) проблемы производства общественных благ. 3. Механизм принятия в обществе экономических решений: а) «провалы государства» и их виды: проблемы перераспределения ресурсов, проблемы эффективности госсектора; б) выявление предпочтений с помощью голосования: погоня за политической рентой, явные выгоды и скрытые издержки, отсутствие выбора; в) правильная политика и «здоровая экономика». САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Заполните таблицу «Отличия общественных благ от частных благ»:
2. Заполните таблицу «Внешние эффекты»:
ВОПРОСЫ 1. Почему функционирование рыночной системы неизбежно сопровождается государственным регулированием? 2. Какие функции выполняет государство в смешанной экономике? 3. Если завод по производству удобрений отравляет реку, в которой местные жители берут воду для питья, как государство может уменьшить влияние этого отрицательного фактора? 4. Фармакологическая фирма наладила производство эффективного лекарства против гриппа. Как государство может увеличить выгоду третьих лиц? 5. Почему частные образовательные учреждения в развитых странах обычно имеют государственную поддержку. 6. Прокомментируйте следующую ситуацию. В г. Киото (Япония) в 1997г. было принято решение о сокращении выбросов в атмосферу, о введении для каждой страны «порогов» этих выбросов. Какой экономический смысл при этом имеет принятие положения о «торговле квотами», внесенного США? 7. Почему отдельные корпорации и банки могут оказывать финансовую помощь сразу нескольким политическим партиям? 8. Выберите из ниже приведенного списка общественные, квазиобщественные и частные блага: автомобиль - автодорога - безопасность движения; лекарство - медицинское обслуживание - защита от эпидемий; телевизор - тв-канал - тв-спутник. 9. Некоторые общественные блага являются «местными» и распространяются в основном среди жителей небольших регионов. Другие имеют общенациональный характер и их потребляет вся нация. Есть еще «глобальные» общественные товары‚ которые потребляют все нации. Приведите примеры местных‚ национальных и глобальных общественных благ. 10. К каким последствиям может привести чрезмерное производство общественных благ? 11. Что такое группы давления (лобби) и практика взаимной поддержки (логроллинг)? Почему лоббирование и логроллинг могут приводить к принятию экономически неэффективных решений? 12. Как на результаты голосования может повлиять процедура голосования (парадокс голосования)? 13. Что такое «правильная политика» и почему она не ведет к «здоровой экономике»? К каким последствиям ведет реализация «правильной политики»? 14. Почему существуют пределы вмешательства государства в экономику? ТЕСТЫ 1. Неконкурентность и неисключаемость являются характеристиками: а) нормальных товаров; в) дефицитных товаров; б) недоброкачественных товаров; г) общественных товаров. 2. Общественное блага отличаются от частных тем, что они: а) делимы; б) находятся в индивидуальном пользовании; в) делимы и находятся в индивидуальном пользовании; г) неделимы и не находятся в индивидуальном пользовании. 3. Выберите пример общественных благ: а) загрязнение воды в реке Томь; б) городской общественный транспорт г. Кемерово; в) просмотр кинофильма в кинотеатре «Космос»; г) охрана общественного правопорядка в г. Кемерово. 4. Проблема «безбилетника» - это: а) проблема уклонения населения от уплаты налогов; б) проблема получения выгод от потребления общественных благ без возмещения издержек на их производство; в) проблема уклонения от оплаты коммунальных услуг и квартплаты; г) проблема уклонения населения от оплаты товаров в магазине. 5. Парадокс голосования означает: а) хозяйствующие субъекты, участвующие в голосовании, не могут прийти к единодушному решению; б) невозможно непротиворечивым образом проранжировать программы общественных работ; в) хозяйствующий субъект может все время менять свою точку зрения; г) заинтересованные группы могут навязать свое решение рассматриваемого вопроса. 6. Внешний эффект можно определить как: а) стоимость продукции, связанная с использованием земли, капитала и труда; б) несовершенство рынка, которое происходит от неверной оценки побочных последствий; в) событие, которое происходит из-за того, что общество предпочитает продукт, отличный от продукта свободного рынка; г) выгода, возникающая за счет того, что рынок обладает полной информацией о продукте. 7. Согласно теории общественного выбора «правильная политика» - это такая политика, которая: а) ведет к росту эффективности распределения экономических ресурсов; б) ведет к расширению госсектора; в) обеспечивает победу политика на выборах; г) ведет к росту благосостояния всего населения. 8. Лоббизм - это: а) объединение с представителями власти для проталкивания определенной политики; б) политика торговли голосами среди членов законодательного органа в интересах обеспечения взаимной поддержки проектов; в) стремление получить через правительство материальные выгоды за счет общества или отдельного лица; г) ротация кадров корпоративной и государственной бюрократии. 9. Логроллинг - это: а) объединение с представителями власти для проталкивания определенной политики; б) политика торговли голосами среди членов законодательного органа в интересах обеспечения взаимной поддержки проектов; в) стремление получить через правительство материальные выгоды за счет общества или отдельного лица; г) ротация кадров корпоративной и государственной бюрократии. 10. Фиаско правительства - это: а) ситуация, когда государство вынуждено решать проблемы распределения экономических ресурсов между экономическими агентами; б) ситуация, когда политика правительства приводит к неэффективному использованию ресурсов; в) ситуация, когда экономические ресурсы распределяются на основе политического голосования; г) ситуация, когда невозможно решить проблему.
Ответы: 1 г; 2 г; 3 г; 4 б; 5 а; 6 б; 7 в; 8 а; 9 б; 10 б.
МАКРОЭКОНОМИКА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.202.168 (0.008 с.) |