Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какая из перечисленных операций сокращает количество денег в обращении.

Поиск

а) ЦБ уменьшает норму обязательных резервов;

б) ЦБ покупает государственные облигации у населения и банков;

в) ЦБ снижает учетную ставку, по которой он предоставляет ссуды коммерческим банкам;

г) ЦБ продает государственные облигации коммерческим банкам.

10. «Правило Фридмена» рекомендует политикам:

а) менять количество денег, находящихся в обращении в зависимости от фаз экономического цикла;

б) сохранять один и тот же высокий уровень предложения денег, вести политику «дешевых денег», стимулирующую экономический рост;

в) сохранять один и тот же уровень предложенных денег, ввести политику «дорогих денег»;

г) поддерживать устойчивый темп роста предложения денег, обеспечивающий экономический рост соответствующим количеством стабильной «дорогой» денежной единицы.

 

Ответы: 1 а; 2 г; 3 б; 4 а; 5 г; 6 в; 7 в; 8 г; 9 г; 10 г.

 

Тема 15. Финансы государства

 

 

ПЛАН:

1. Финансовая система современной рыночной экономики:

а) финансовые отношения рыночной экономики, принципы взаимодействия финансов домохозяйств‚ фирм и государства;

б) сущность и роль государственных финансов.

2. Бюджетная система государства:

а) основные элементы бюджетной системы;

б) бюджетный федерализм;

в) государственный бюджет.

3. Налоги‚ система налогообложения:

а) налоги и их экономические функции;

б) принципы налогообложения;

в) виды налогов;

г) налоговая нагрузка, кривая Лаффера.

4. Налогово-бюджетная политика государства:

а) содержание и методы налогово-бюджетной политики;

б) типы налогово-бюджетной политики.

5. Дефицит государственного бюджета и государственный долг:

а) дефицит госбюджета, причины его возникновения и механизм финансирования;

б) государственный долг, его виды;

в) последствия дефицита госбюджета и государственного долга для экономики. Эффект вытеснения.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

1. Составьте госбюджет по следующим данным:

 

Все налоговые доходы 140 млрд. руб.
расходы государства на управление 24,9 млрд. руб.
социальные расходы 33,0 млрд. руб.
акцизы 9,7 млрд. руб.
трансферты регионам 28,5 млрд. руб.
все неналоговые доходы 35,3 млрд. руб.
расходы на оборону и охрану правопорядка 64,6 млрд. руб.
государственные заимствования 76,0 млрд. руб.
доходы от приватизации 0,1 млрд. руб.
расходы на науку 6,0 млрд. руб
расходы на народное хозяйство 42,3 млрд. руб
обслуживание госдолга 22,9 млрд. руб.;
прочие расходы 29,1 млрд. руб

 

2. Прокомментируйте приведенные в таблице данные о доле поступлений, приходящихся на различные виды налогов. Проведите сравнение по странам по следующим направлениям: распределение налогового бремени между населением и бизнесом, социальная направленность налоговой системы, реализации экономического регулирования.

Страны А Б В
Индивидуальный подоходный налог 7,8 35,8 11,8
Налог на прибыль 31,3 7,3 5,4
Взносы работников в фонды социального страхования 0,5 11,6 13,3
Взносы работодателей в фонды социального страхования 21,4 16,6 27,3
Налоги на потребление 21,1 7,6 18,8
Акцизы 3,9 6,8 8,5
Прочие налоги 14,0 14,3 14,9

ВОПРОСЫ

1. Как изменилась роль государственных финансов в течение 20 века? Назовите причины роста роли государственных финансов.

2. Как взаимосвязаны объем госрасходов и уровень социально-экономического развития страны? Какое влияние на темпы экономического роста оказывают объем и структура госрасходов?

3. В чем состоит специфика акциза? Какие товары обычно облагаются акцизом?

4. В каких странах обычно преобладает косвенное налогообложение? Почему косвенные налоги являются регрессивными несмотря на то, что богатые больше покупают?

5. Почему концепция платежеспособности является наиболее приемлемой основой формирования налоговой системы?

6. Какой позиции и почему в области налогообложения придерживаются экономисты кейнсианского и неоклассического направлений? Какова их точка зрения на величину ставок и на степень прогрессии подоходного налога?

7. Какова возможность реализации антициклического регулирования экономики в условиях реализации концепции ежегодно балансируемого бюджета? Является ли ежегодно балансируемый бюджет экономически нейтральным? Какое воздействие он оказывает на ход экономического цикла?

8. Сравните возможности и последствия реализации в современной российской экономике активной налогово-бюджетной политики и политики встроенных автоматических стабилизаторов.

9. Если правительству необходимо простимулировать инвестиции, то какие изменения в структуре налогов оно должно предусмотреть?

10. Почему по теории «экономики предложения» снижение налогов не должно сопровождаться ростом дефицита госбюджета?

11. Каково краткосрочное и долговременное влияние снижения налогов на стимулы к деятельности. Почему снижение налогов по рекомендациям теории «экономики предложения» может увеличить инфляцию?

12. Оцените возможности и последствия реализации рекомендаций теории «экономики предложения» в современной российской экономике.

13. Почему госбюджет легче балансировать в условиях высокой инфляции? К каким долговременным последствиям может привести подобное инфляционное покрытие дефицита госбюджета?

14. Ведет ли государственный долг к созданию какого-либо бремени для будущих поколений? Зависит ли это от причин формирования госдолга?

15. Каким образом можно увеличить государственные расходы преимущественно за счет снижения текущих частных расходов? Какое влияние на уровень жизни и темпы развития экономики оказывает вытеснение государственными расходами текущих расходов населения?

16. Какой должна быть «идеальная налоговая система»?

17. Может ли государство стать банкротом? Почему в отличие от домохозяйств и фирм государство может занимать деньги очень долго? Почему государство считается первоклассным заемщиком?

18. Каковы причины роста госдолга? Какие существуют способы измерения госдолга?

19. Чем отличаются госдолг держателем, которого являются резиденты страны от внешнего государственного долга?

20. Объясните разницу между рефинансированием и погашением госдолга?

21. Назовите возможные разрушительные последствия госдолга? Какое влияние оказывает госдолг на распределение дохода? Какое влияние оказывает госдолг на стимулы экономической деятельности?

22. В чем состоит проблема налогового клина? Чем различаются точки зрения кейнсианской теории и теории «экономики предложения» на антиинфляционный эффект налогового регулирования?

ТЕСТЫ

1. Консолидированный бюджет государства - это:

а) централизованный денежный план государства;

б) совокупность бюджетов всех субъектов федерации и местных органов власти;

в) совокупность госбюджета и бюджетов всех субъектов федерации;

г) совокупность всех бюджетов и внебюджетных фондов.

2. Бюджетный федерализм предполагает:

а) сосредоточение всех финансовых средств в центре и их централизованное распределение по регионам страны;

б) сосредоточение всех налоговых поступлений в регионе и долевое отчисление фиксированной суммы в центр;

в) обладание каждым уровнем власти независимым источником денежных средств для выполнения закрепленным за ним экономических и социальных функций;

г) вышестоящий орган власти вправе изымать финансовые ресурсы из нижестоящего бюджета по собственному усмотрению.

3. Дефицит государственного бюджета – это:

а) разница между обязательствами государства и размерами государственной собственности;

б) разница межу суммой долговых обязательств государства и доходами, имеющимися для выплаты долгов;

в) разница между расходами и доходами государства;

г) состояние государственного бюджета, когда расходы превышают доходы.

4. Косвенным налогом является:

а) налог на прибыль корпораций;

б) налог с наследства и дарений;

в) таможенный сбор;

г) имущественный налог.

5. Прямым налогом является:

а) акцизный налог;

б) налог на добавленную стоимость;

в) налог на прибыль;

г) таможенный сбор.

6. Единый социальный налог в РФ является:

а) слабопрогрессивным налогом;

б) регрессивным налогом;

в) пропорциональным налогом;

г) высокопрогрессивным налогом.

7. Ежегодно балансируемый бюджет:

а) является нейтральным по отношению к циклу;

б) усиливает циклические колебания;

в) сглаживает циклические колебания;

г) ведет к образованию хронического дефицита государственного бюджета.

8. Теория автоматических стабилизаторов экономики утверждает:

а) совокупный спрос автоматически растет (падает) в ходе кризиса (подъема) в результате действия механизмов, имеющихся в бюджетных расходах;

б) правительство оперативно реагирует на изменения экономической конъюнктуры и меняет объем государственных расходов;

в) правительство стимулирует выход из кризисной ситуации путем целенаправленного воздействия на совокупное предложение;

г) правительство оперативно реагирует на изменение экономической конъюнктуры и меняет свою налоговую политику.

9. Активная фискальная политика имеет следующие недостатки:

а) она начинает оказывать воздействие на экономику со значительным запаздыванием;

б) она дезориентирует предпринимателей, подрывает естественные механизмы развития;

в) она ведет к хроническому дефициту госбюджета;

г) верно все выше перечисленное.

10. Поступления в госбюджет (по кривой Лаффера):

а) растут по мере увеличения ставки налогообложения;

б) сокращаются по мере увеличения ставки налогообложения;

в) сначала растут, а потом уменьшаются по мере увеличения ставки налогообложения;

г) сначала уменьшаются, а потом растут по мере увеличения ставки налогообложения.

 

Ответы: 1 г; 2 в; 3 г; 4 в; 5 в; 6 б; 7 б; 8 а; 9 г; 10 в.

Тема 16. Финансовый рынок

 

ПЛАН:

1. Структура и функции финансового рынка:

а) финансовый рынок‚ его функции;

б) основные сегменты финансового рынка;

в) денежный рынок как основа финансового рынка, модель денежного рынка;

г) особое место и роль валютного рынка.

2. Финансовые активы:

а) инвестиционные альтернативы, активы и их виды;

б) основные виды финансовых активов и их свойства;

в) рыночный курс финансовых активов;

г) рынок ценных бумаг, фондовая биржа.

3. Финансовая система экономики:

а) финансовое посредничество и его функции;

б) современная система финансового посредничества;

в) модели финансовой системы рыночной экономики.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Заполните таблицу «Факторы, влияющие на доходность и курс финансовых активов»:

Факторы Доходность Курс
     
     

2. Доход от акции - 100 рублей. Банковский процент - 20%. По какой цене вы могли бы продать акцию? Как изменится курс акции, если дивиденд возрастет до 120 рублей? Как изменится курс акции, если банковский процент снизится до 10%? Как изменится курс акции, если станет известно о назначении руководителем компании известного в стране менеджера?

 

ВОПРОСЫ

1. Что представляет собой финансовый рынок? Почему финансовый рынок имеет несколько относительно обособленных частей? Каковы функции различных сегментов финансового рынка?

2. Какую роль на финансовом рынке выполняет фондовая биржа? Объясните, какие ценные бумаги и по каким критериям могут быть допущены на фондовую биржу?

3. Почему спрос на деньги для сделок не равен номинальному ВВП, а только пропорционален ему?

4. Как меняется спрос на деньги для сделок в условиях галопирующей и гиперинфляции? Почему при переходе от галопирующей к умеренной инфляции российское государство увеличивает предложение денег большими темпами по сравнению с темпами инфляции и это не ведет к росту инфляции?

5. От чего зависит решение домохозяйства о форме хранения своих сбережений?

6. Почему в экономике может не хватать денег для сделок? Связано ли это с тем, в какой форме домохозяйства хранят свои сбережения? Связано ли это с направлениями деятельности коммерческих банков? Можно ли решить проблему нехватки денег для сделок увеличивая их предложение?

7. Почему и как меняется курс государственных ценных бумаг при снижении предложения денег? Как при этом меняется доходность государственных ценных бумаг и процентная ставка?

8. Прокомментируйте следующее утверждение: «распространенное убеждение, что можно нажить богатство, инвестируя в прибыльные компании, совершенно ошибочно». Что получают домохозяйства от инвестиций в акции надежных и прибыльных компаний?

9. Как можно объяснить тот факт, что доходность американских акций всего 2-3%, что значительно меньше банковской процентной ставки, но американцы все равно продолжают их покупать?

10. Что должен делать игрок на финансовом рынке? Должен ли он действовать как основная масса держателей ценных бумаг? Что позволяет игроку извлекать сверхприбыли?

11. Известные американские менеджеры ХХ века Генри Форд и Ли Якокка в своих мемуарах резко критиковали деятельность финансистов, называя их спекулянтами, паразитирующими на производстве. На самом ли деле финансовые посредники не оказывают никакого положительного влияния на ход производства, на темпы экономического развития?

12. Известный американский инвестор У. Баффет в 1997г. начал скупку серебра. В течение полугода он приобрел 20% его годового мирового производства. В начале марта 1998 г. стало известно, что серебро может быть применено в производстве мощных электрических батарей. В результате цена серебра подскочила с 5,5 долл. до 6,3 долл. за тройскую унцию. Какое влияние на производство в краткосрочном и долговременном периоде окажет скупка У. Баффетом серебра?

13. Каковы причины разнообразия учреждений финансового посредничества? Почему высока роль пенсионных фондов и страховых компаний в экономике США? Может ли и в России их роль стать такой же высокой?

14. Дайте сравнительную характеристику страновых моделей финансовой системы

15. Каковы причины формирования разных моделей финансового рынка? Каковы последствия для экономики установления определенной модели финансового рынка. Какие факторы определяют выбор модели финансового рынка в России.

16. В данный момент обыкновенная акция имеет курсовую стоимость 20 тыс. руб., ожидаемый дивиденд - 10 тыс. руб. Ставка банковского процента составляет 50% годовых. Какой из объектов вложения можно порекомендовать инвестору, ориентирующемуся на краткосрочное безопасное вложение средств: покупку акций или хранение денег в банке?

ТЕСТЫ

1. На денежном рынке продаются:

а) краткосрочные кредиты, валюта;

б) краткосрочные кредиты и облигации;

в) облигации и валюта;

г) краткосрочные кредиты и ценные бумаги.

2. На рынке капитала продаются:

а) кредиты и облигации;

б) только кредиты разной срочности;

в) кредиты и акции;

г) долговременные кредиты и ценные бумаги.

3. Функциями финансового рынка являются:

а) обеспечение платежеспособности хозяйствующих субъектов;

б) распределение денежного капитала;

в) превращение сбережений в инвестиции;

г) верно все перечисленное.

4. Предложение денег:

а) тем выше, чем выше процентная ставка;

б) тем выше, чем ниже процентная ставка;

в) определяется политикой Центрального банка, не зависит от процентной ставки;

г) определяется политикой правительства, не зависит от процентной ставки.

5. Спрос на деньги для сделок:

а) зависит только от политики Центрального банка;

б) зависит только от величины процентной ставки;

в) зависит только от уровня цен;

г) зависит от объемов номинального ВВП.

6. Преимущества владения высоколиквидными средствами заключается:

а) в получении устойчивого гарантированного дохода;

б) в получении высокого (рискованного) дохода;

в) в возможности их быстрого использования для покупок;

г) в способности сохранять покупательную способность даже в условиях инфляции.

7. Чем меньше реальный процент, тем:

а) больше денег хранится на руках у населения;

б) больше денег хранится населением в банке;

в) меньше денег хранится на руках у населения;

г) размер процента не влияет на спрос людей на высоколиквидные средства.

8. Курс ценных бумаг, выпускаемых корпорацией:

а) зависит только от величины выплачиваемого по результатам года дивиденда;

б) при одинаковом уровне дивиденда тем выше, чем надежнее корпорация;

в) при одинаковом уровне дивиденда тем выше, чем менее известна и надежна корпорация;

г) никак не связан с уровнем выплачиваемого дивиденда.

9. Текущая стоимость финансовых активов:

а) тем выше, чем ниже риск вложений в них;

б) тем выше, чем выше риск вложений в них;

в) зависит только от реального процента;

г) тем ниже, чем ниже риск вложений в них.

10. Рыночно ориентированной финансовой системе характерно:

а) большинство ценных бумаг хранятся без движения;

б) контрольный пакет акций большой;

в) банки являются универсальными, осуществляют инвестиционные операции;

г) собственник контролирует деятельность корпорации через куплю-продажу ценных бумаг.

 

Ответы: 1 а; 2 г; 3 г; 4 в; 5 г; 6 в; 7 а;8 б; 9 а; 10 г.

 

 

Тема 17. Экономический рост

 

 

ПЛАН:

1. Экономический рост и его движущие силы:

а) содержание и показатели экономического роста;

б) источники экономического роста;

в) экстенсивный и интенсивный экономический рост, интенсификация производства;

г) противоречия экономического роста.

2. Теории экономического роста:

а) факторные теории роста;

б) инновационно-предпринимательские теории экономического роста.

3. Современный тип экономического роста:

а) экологические проблемы экономического роста;

б) характеристика современного НТП‚ «новая экономика»;

в) изменение положения человека в общественном производстве: «экономика дорогого человека»;

г) глобализация экономика в условиях современного НТП.

4. Структурные проблемы экономического роста и промышленная политика:

а) основные пропорции общественного производства и современные тенденции их изменения;

б) рыночный механизм структурных сдвигов;

в) роль государства в реализации структурной перестройки экономики.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Заполните таблицу «Типы экономического роста»:

 

  Экстенсивный экономический рост Интенсивный экономический рост
Определение    
Содержание экономического роста    
Факторы экономического роста    
Примеры    

 

ВОПРОСЫ

1. Почему рост объемов производства, но с меньшими темпами по сравнению с ростом населения, нельзя охарактеризовать как экономический рост?

2. Прокомментируйте следующее положение: «экономический рост имеет более важное значение, чем стабильность».

3. Почему влияние экономического роста на окружающую среду оказывается противоречивым? Являются ли методы решения проблемы загрязнения окружающей среды в развитых и развивающихся странах одинаковыми?

4. Объясните противоречивое воздействие экономического роста на развитие человека, на изменение его социального положения в обществе.

5. Может ли быть универсальной норма продолжительности рабочей недели? Почему в Южной Корее она в 1960-70-е г. составляла 53,4 часа, а в середине 1980-х гг. - 47,7 часа? Почему в странах догоняющего развития обычно устанавливается антирабочее законодательство? Может ли снижение продолжительности рабочего дня стать фактором экономического роста?

6. Почему любой экономический рост основан одновременно на экстенсивных и интенсивных факторах?

7. Какие условия экономического развития обусловили переход сначала от преимущественно экстенсивного роста к частичной интенсификации, а потом и к всесторонней интенсификации?

8. Почему в настоящее время острым стал вопрос о формировании механизма устойчивого развития?

9. Как меняется положение человека в современном производстве? Почему современная эпоха называется «эпохой дорогого человека»?

10. Каковы объективные основы и формы проявления глобализации экономики?

11. Прокомментируйте следующее утверждение: «рынок нейтрален к долгосрочным национальным интересам». Почему модель поведения частного инвестора вступает в противоречие и общенациональными приоритетами?

ТЕСТЫ

1. Экономический рост - это:

а) изменение фактического ВВП в ответ на изменение совокупного спроса;

б) одновременное и долговременное изменение как потенциального, так и фактического ВВП;

в) одновременное долговременное изменение как номинального, так и реального ВВП;

г) устойчивый рост промышленного производства.

2. Повышение уровня жизни населения отражает показатель:

а) номинального ВВП;

б) реального ВВП;

в) потенциального ВВП;

г) ВВП на душу населения.

3. Интенсификация производства - это:

а) процесс повышения роли факторов экономии в экономическом росте;

б) экономический рост, основанный только на экономии общественного труда;

в) экономический рост, основанный только на вовлечении в производство новых ресурсов;

г) экономический рост, сопровождаемый увеличением производительности труда.

4. Мировой экономике в последние десятилетия было характерно:

а) ускорение темпов экономического роста;

б) замедление темпов экономического роста;

в) стабильные высокие темпы экономического роста;

г) стабильные низкие темпы экономического роста.

5. В основе замедления темпов экономического роста высокоразвитых стран в последние десятилетия лежит:

а) удорожание природных ресурсов;

б) замедление роста производительности труда;

в) рост социальных расходов;

г) верно все выше перечисленное.

6. Эпохе “дорогого человека” характерно:

а) преимущественное вложение в технику;

б) преимущественное вложение в «человеческий капитал»;

в) стандартизация потребления;

г) сокращение инвестиций в «человеческий капитал».

7. Современными тенденциями экономического роста являются:

а) рост доли первичного сектора экономики;

б) рост доли вторичного сектора экономики;

в) рост доли третичного сектора экономики;

г) рост материального производства.

8. Эпохе «дешевого человека» характерно:

а) инвестиции в «человеческий капитал»;

б) стандартизация потребления;

в) преимущественное вложение в человека;

г) индивидуализация потребления.

9. Современному типу экономического роста характерно:

а) рост удельного веса производства материальных благ и услуг;

б) рост удельного веса производства нематериальных благ и услуг;

в) преимущественный рост 1-го подразделения;

г) увеличение удельного веса добывающих отраслей.

10. Принципами устойчивого развития являются:

а) отсутствие экономических кризисов;

б) устойчивые темпы экономического роста;

в) обновляемость, равномерность распределения между поколениями в использовании ресурсов;

г) все верно.

 

Ответы: 1 г; 2 г; 3 а; 4 б; 5 г; 6 б; 7 в; 8 б; 9 б; 10 г.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1483; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.66 (0.017 с.)