Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фрикционная безработица - это

Поиск

а) безработица, вызванная экономическим спадом;

б) безработица, связанная с изменением структуры занятости;

в) безработица, вызванная поиском более выгодного места работы;

г) безработица, связанная с неравномерностью распределения рабочих мест между регионами.

4. Человек, потерявший работу в результате того, что его профессия оказывается невостребованной, попадает в категорию безработных, охваченных:

а) фрикционной безработицей;

б) структурной безработицей;

в) циклической безработицей;

г) скрытой безработицей.

5. Естественный уровень безработицы:

а) является суммой фрикционной и циклической безработицы;

б) является суммой фрикционной и структурной безработицы

в) является суммой циклической и структурной безработицы;

г) является суммой фрикционной и скрытой безработицы.

6. Инфляция - это:

а) рост цен на отдельные товары;

б) рост дефицита на отдельные отвары;

в) процесс обесценивания денег, который проявляется в росте общего уровня цен;

г) обесценивание товаров.

7. Инфляция спроса - это:

а) инфляция, обусловленная ростом доходов и расходов населения при более медленном росте предложения;

б) инфляция, вызываемая перенесением монополистом на цены растущих затрат на экономические ресурсы;

в) инфляция, вызываемая снижением расходов государства и ростом профицита госбюджета;

г) инфляция, обусловленная ростом цен на энергетические ресурсы.

8. Инфляция издержек - это:

а) инфляция, вызываемая растущей налично-денежной эмиссией;

б) инфляция, обусловленная ростом доходов и расходов населения при более медленном росте предложения;

в) инфляция, вызываемая перенесением монополистом растущих затрат на цену продукции;

г) инфляция, обусловленная ростом расходов государства и ростом дефицита госбюджета.

9. Кривая Филипса показывает:

а) обратную взаимозависимость между нормой безработицы и темпами инфляции;

б) прямую взаимозависимость между нормой безработицы и темпами инфляции;

в) прямую взаимозависимость между темпами инфляции и количеством денег, находящихся в обращении;

г) зависимость нормы безработицы от антициклического регулирования экономики.

10. В условиях НТР:

а) естественный уровень безработицы не меняется;

б) естественный уровень безработицы растет;

в) естественный уровень безработицы сокращается;

г) естественный уровень безработицы зависит только от экономической политики.

 

Ответы: 1 г; 2 а; 3 в; 4 б; 5 б; 6 в; 7 а; 8 в; 9 а; 10 б.

 

Тема 12. Цикл экономической конъюнктуры

 

 

ПЛАН:

1. Причины циклических колебаний экономики:

а) экономический цикл, его виды;

б) теоретические модели экономического цикла;

в) совокупный спрос как основной фактор циклических колебаний.

2. Механизм циклических колебаний экономики:

а) экономический спад, основные черты и границы, функции;

б) механизм выхода экономики из депрессии;

в) основные черты оживления и подъема;

г) современная модификация экономического цикла.

3. Антициклическое регулирование экономики:

а) принципы и методы антициклического регулирования;

б) антициклическое регулирование и стагфляция;

в) механизм стагфляции, долговременная кривая Филлипса;

г) основные направления борьбы со стагфляцией.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

1. Заполните таблицу «Динамика экономических переменных в ходе классического экономического цикла»:

 

  Спад Депрессия Оживление Подъем
АD        
AS        
Соотношение AD и AS на начало и конец периода        
Уровень цен        
Уровень издержек        
Уровень прибыли        
Уровень безработицы        
Объем инвестиций        
Ценность денег и их покупательная способность        

 

2. Заполните таблицу «Динамика изменения цен в экономическом цикле»:

  Подъем Спад
Традиционный цикл    
Модифицированный цикл    
Стагфляция    

 

3. Заполните таблицу «Методы антициклического регулирования»:

 

  AD   Расходы государства Налоги Денежная масса Процентная ставка
Подъем          
Спад          

ВОПРОСЫ

1. Изменения экономической конъюнктуры в статистике США отслеживаются по следующим «предварительным показателям»: 1) средняя продолжительность рабочей недели в обрабатывающей промышленности; 2) средненедельные заявки на выплату пособий по безработице; 3) новые заказы на потребительские товары; 4) контракты и заказы на оборудование; 5) число новых разрешений на строительство частных домов; 6) изменение портфеля заказов в отраслях, выпускающих товары длительного пользования. Объясните, почему применение каждого из перечисленных выше показателей предваряет изменение экономической конъюнктуры.

2. Почему одни экономисты говорят о «циклах», а другие - о «колебаниях» экономики?

3. Какой фактор, в конечном счете, признается как основной, определяющий колебания экономических параметров?

4. Почему инвестирование является крайне нестабильным процессом? Почему в период спада чистые инвестиции являются отрицательной величиной?

5. Дайте комментарий следующим факторам роста американской экономики: а) процветание, связанное со строительством железных дорог, б) процветание корпораций, в) мировая война.

6. Какие условия смягчают кризис: когда он происходит одновременно во всех высокоразвитых странах или когда он начинается в разное время? Наиболее глубокий экономический кризис конца 1970-х - начала 1980-х г. был синхронным. Кризис начала 1990-х г. асинхронным. Повлиял ли этот факт на то, что данный кризис не был очень глубоким?

7. Каким будет спад инвестиционного цикла, если экономика находится в фазе подъема «длинной волны»? Каким будет спад инвестиционного цикла, если экономика находится в спаде «длинной волны»?

8. Какие функции выполняет экономический спад в экономике? Почему ряд экономистов считает экономический кризис основной фазой цикла? Почему за глубоким кризисом обычно следует весьма продолжительный и успешный подъем?

9. Как можно объяснить тот факт, что в России начала 1990-х гг. в большей степени сокращалось производство в отраслях производящих конечную продукцию, большой ущерб был нанесен наукоемким отраслям? Какую экономическую функцию выполняет кризис в российской экономике, если известно, что наименьший спад наблюдался в отраслях топливно-энергетического комплекса, добывающих, в металлургии, а наибольший - в обрабатывающей промышленности?

10. В период после Второй мировой войны увеличение цен является по сути дела непрерывным. О каких изменениях в механизме циклического развития это свидетельствует?

11. Что является механизмом движения экономики, ее поворота к спаду и выхода из спада?

12. Какой из компонентов совокупного спроса самый стабильный, какой самый устойчивый?

13. Какие условия для последующего роста формируются в ходе спада и депрессии?

14. Почему в ходе кризиса продолжается экономический рост в отраслях сферы услуг, информатики и в других «новых» отраслях экономики?

15. Что такое «перегрев экономики»?

16. Какому историческому периоду была характерна стагфляция? Какие причины вызвали стагфляцию 1970-80х гг.? Какая инфляция характерна периоду стагфляции?

ТЕСТЫ

1. Основная фаза цикла - это:

а) оживление; в) спад (кризис);

б) подъем; г) депрессия.

2. Экономический цикл в конечном счете связан:

а) с действием только внешних факторов;

б) с факторами, преимущественно влияющими на динамику совокупного спроса;

в) с факторами, преимущественно влияющими на динамику предложения;

г) с исключительно случайными политическими факторами.

3. Значение какого из следующих показателей сокращается в фазе подъема и увеличивается в фазе спада:

а) объем розничных продаж;

б) уровень безработицы;

в) загрузка производственных мощностей;

г) объем прибыли фирм.

4. На исходе подъема, перед спадом:

а) издержки растут быстрее цен;

б) цены растут быстрее издержек;

в) совокупный спрос растет быстрее совокупного предложения;

г) прибыль растет.

5. В период спада более всего сокращаются:

а) расходы потребителей на покупку лекарств;

б) уровень заработной платы;

в) величина предпринимательской прибыли;

г) государственные закупки товаров и услуг.

6. Какой эпохе характерен автоматизм циклического развития:

а) эпохе свободной конкуренции;

б) эпохе монополизации экономики;

в) эпохе активного антициклического регулирования;

г) эпохе современной демонополизации экономики.

7. Движение цен в цикле второй половины 20 века происходило следующим образом:

а) цены растут в фазе подъема и снижаются в фазе кризиса;

б) цены растут в фазе кризиса и снижаются в фазе подъема;

в) цены растут и в фазе кризиса, и в фазе подъема, но в фазе кризиса - меньшими темпами;

г) цены растут и в фазе кризиса, и в фазе подъема, но в фазе кризиса - большими темпами.

8. Фискальная политика как политика антициклического регулирования - это:

а) политика налогообложения;

б) совокупность финансовых мероприятий, по регулированию дефицита бюджета;

в) политика наращивания правительственных расходов с целью расширения совокупного спроса и стимулирования роста производства;

г) политика ужесточения налоговой дисциплины.

9. Антиинфляционной мерой в ходе экономического подъема является:

а) увеличение количества денег в обращении;

б) стимулирование роста текущего потребления;

в) сокращение денежной массы;

г) увеличение совокупного спроса.

10. Для выхода из спада:

а) следует увеличить количество денег в обращении;

б) следует ограничить количество денег в обращении;

в) совокупный спрос следует ограничить;

г) следует стимулировать рост личных сбережений.

 

Ответы: 1 в; 2 б; 3 б; 4 а; 5 в; 6 а; 7 в; 8 в; 9 в; 10 а.

 

Тема 13. Деньги, кредит и их роль
в функционировании рыночной системы

 

 

ПЛАН:

1. Деньги:

а) сущность и функции денег;

б) экономические основы развития денежной системы;

в) виды денег.

2. Кредит:

а) сущность и виды кредита;

б) современные платежные средства: вексель, банкнота.

3. Современная денежная система:

а) причины и этапы демонетизации золота;

б) ликвидность, ликвидные долги, институциональная система обеспечения денег;

в) денежная масса и ее основные компоненты.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. По ниже приведенным данным найдите объемы денежной массы и выделите ее компоненты. Бартерные сделки - 50 млрд. руб.; наличные рубли в обращении - 650 млрд. руб.; крупные срочные депозиты - 1350 млрд. руб.; вклады до востребования - 700 млрд. руб.; наличные доллары в обращении - 5 млн. долл.; текущие счета коммерческих организаций - 850 млрд. руб.; срочные вклады населения - 1500 млрд. руб.; депозиты в иностранной валюте - 100 млн. долл.

2. Заполните таблицу «Виды кредитных денег»:

 

Название Вексель Банкнота
Определение    
Эмитент (кто выпускает)    
Обеспечение    
Сфера обращения    

 

ВОПРОСЫ

1. Как следует понимать следующие высказывание: «деньги это то, что деньги делают», «все, что выполняют функции денег и есть деньги»?

2. Можно ли отождествлять деньги с богатством? Увеличится ли богатство отдельного человека от получения большего количества денег? Что произойдет в экономике, если государство в целях борьбы с бедностью эмитирует дополнительное количество денег и раздаст их в виде пособий?

3. Какими преимуществами обладает денежная экономика по сравнению с бартерной? Стало бы общество богаче или беднее, если бы перешло на бартерную торговлю? Стали бы доходы людей более устойчивыми при переходе к бартерной экономике?

4. Объясните, каким образом инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции.

5. Какие функции выполняют деньги в ниже перечисленных ситуациях: а) Петр получил в подарок на день рождения 500руб и закопал их в саду; б) через месяц он вспомнил, что джинсовый костюм, о котором он давно мечтал, стоит 500 руб.; в) Петр выкопал деньги и купил джинсовый костюм; г) через неделю он вернул приятелю занятые накануне 50 руб.

6. Было бы ваше положение более или менее надежным в экономике с натуральным обменом? Почему все мы стали бы беднее, если бы должны были вести меновую торговлю благами? Почему в обществе, которое не использует деньги, доходы людей могли бы подвергаться меньшим колебаниям?

7. «Изобретение денег – одно из величайших достижений человечества, так как без них увеличение благосостояния, проистекающего из расширения торговли, стало бы невозможным». Объясните это утверждение.

8. Укажите, чем кредитные деньги отличаются от товарных денег и чем современные банкноты отличаются от банкнот, которые обращались в 19 - начале 20 века?

9. Что понимается под наличными и безналичными деньгами? Почему при всем удобстве безналичного денежного обращения сохраняется наличное денежное обращение?

10. В нашей стране было широко распространено хождение наличных долларов. В этом случае кто кого кредитует: Россия - США или США - Россию?

11. При каких условиях деньги могут частично потерять свою способность выполнять каждую из функций? Опишите механизм этого явления.

12. Какую из функций деньги могут потерять в ситуации инфляции быстрее и в большей степени, а какую медленнее и в меньшей степени?

13. У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару для того, чтобы выполнять в экономике функции денег. Почему они не стали деньгами?

14. Почему в процессе развития экономики происходит смена видов денег?

15. Почему вексель часто называют «частными деньгами»?

16. Какие проблемы в экономике создает демонетизация золота? Почему многие известные экономисты обосновывали необходимость сохранения золотого обеспечения современных денег?

17. Почему в 1990х гг. центральные банки многих стран стали распродавать свои запасы золота?

18. Почему неплатежи - это своеобразные «псевдоденьги»? Являются ли неплатежи исключительно денежной проблемой российской экономики?

19. В рекламе компании «МММ» (1994 г.), указывалось, что её акции «МММ» абсолютно ликвидны. Соответствовало ли это действительности?

20. Проранжируйте по степени ликвидности следующие долговые обязательства: а) текущий счет, б) акция, в) облигация государства, г) наличность, д) срочный счет, е) облигация корпорации.

21. Что является более ликвидным в следующих парах: а) счет в банке - ценная бумага, б) текущий - срочный счет, в) акция - облигация, г) государственные - корпоративные облигации?

22. В чем состоит понятие ликвидности? Почему наличные деньги обладают полной ликвидностью?

23. Из каких агрегатов состоит денежная масса? Какой денежный агрегат наилучшим образом отражает функцию денег как средства обращения?

24. Как изменятся показатели М1 и М2, если вкладчик переводит 1 млн. руб. с текущего счета в Сбербанке (вклад до востребования) на срочный вклад?

25. В любой момент времени определенное количество уже напечатанных банкнот Центрального банка находится в: а) в кошельках у населения; б) в сейфах Центрального банка. Какое воздействие каждый из этих компонентов оказывает на денежную массу и входят ли они в нее?

26. Адам Смит в книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» сетовал на то, что многие люди путают деньги с богатством. Заблуждение ли это? Разве не увеличивается богатство человека от приобретения денег? Если богатство отдельного человека увеличивается от приобретения денег, то не следует ли отсюда логически, что больше денег для каждого означает больше богатства для всех? Что произошло бы, если бы правительство Индии в целях борьбы с бедностью напечатало больше рупий и щедро распределило их среди бедняков страны?

ТЕСТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.39 (0.01 с.)